Схема водяного насоса маз

Обновлено: 05.07.2024

При неисправном водяном насосе, вы можете не только терять охлаждающую жидкость, но и однажды просто встать на дороге без возможности дальнейшего движения. При обнаружении воя или течи из под помпы рекомендуем её заменить. Предлагаем вам инструкцию и немного хитростей.

1. Снять кляммер, открутив болты (2) крепления подводящей трубы водяного насоса(652.1303060) (1)

2. Снять трубку отвода охлаждающей жидкости от воздушного компрессора(650.3509009), отвернув накидные гайки от помпы и компрессора.

3. Открутив 3 болта (3) на 12, снимите помпу.

4. Удалите старую прокладку (650.1307048).

Установка насоса водяного

1. Установить прокладку на водяной насос. (650.1307048)

2. Смажьте посадочные поверхности горловин насоса смазкой для более легкого монтажа.

3. Установить помпу на переднюю крышку(650.1002260), введите в зацепление шестерню насоса с промежуточной шестерней.

4. Поверните насос вокруг оси так, чтобы коленчатый патрубок расположился напротив посадочной горловины коробки слива охлаждающей жидкости(650.1303178) с головки блока цилиндров (см. Рис).

5. Установите патрубок на горловину, продвинув водяной насос к крышке, осуществляя давление на уровне коробки термостата.

6. Установить 3 болта на 12 в отверстия крепления насоса и ввернуть в крышку.

Важно: Под один из болтов установите кронштейн проводов.

7. Момент затяжки болтов Мкр = 204 Нм.

8. Установить уплотнительное кольцо (650.1303018) на подводящую трубу водяного насоса. Нанести смазку кисточкой на уплотнительное кольцо и в установочное отверстие насоса водяного (см. Рис. 7)

9. Установите подводящую трубу (651.1303150) в отверстие насоса, слегка поворачивая вокруг оси.

10. Вверните два болта крепления фланца трубы и затянуть моментом Мкр = 204 Нм.

11. Установите кронштейн на переднюю крышку (см. Рис. 8), Закрутите 2 болта и затяните моментом Мкр = 408 Нм.

12. Установите кляммер, закрутив 2 болта его крепления и затяните моментом Мкр = 408 Нм.


Мощные турбированные двигатели марки ЯМЗ-238 предназначены для автомобилей МАЗ-54322 и МАЗ-64227. Востребованность и популярность таких силовых дизельных агрегатов объясняется их высокой надежностью и хорошими техническими характеристиками. У данных моторов установлено восемь цилиндров. У них увеличенный рабочий ресурс, по сравнению с конкурентами, на 15 процентов. Двигатель запускается без проблем практически в любую, даже в самую морозную погоду.

Конструкция мотора

Блоки цилиндров дизельного двигателя ЯМЗ-238 изготовлены из серого чугуна. Гильзы цилиндров также изготовлены из специального твердосплавного материала. На силовом агрегате установлены две головки (по одной в каждом ряду цилиндров). Также внутри корпуса мотора конструкторы поместили кованый коленчатый вал совместно с противовесами и опорами. Все восемь поршней двигателя созданы из алюминиевого сплава. На каждом из них надето по три компрессионных и по два маслосъемных кольца.Стопорные кольца необходимы, чтобы ограничить перемещение плавающих поршневых пальцев. Также в блоке цилиндров помещены кованые шатуны из стали с косым разъемом на нижней головке. Чтобы запустить двигатель, используется стартер, в корпусе которого находится маховик с зубчатым венцом.

Сцепление

Механизм для переключения передач состоит из четырех штампованных оттяжных рычага, которые установлены на игольчатых подшипниках. Между рычагами придаточное отношение идет 1 к 5,4. Также в конструкции есть 28 нажимных пружин в форме цилиндров. Их делают из стальной проволоки. Чугунный средний ведущий диск связан с маховиком крупными шипами, которые расположены на поверхности детали.

Система смазки мотора

Двигатель ЯМЗ 238, установленный в кузове

Система смазки дизельного двигателя ярославского завода работает в смешанном режиме. Основным ее элементом является масляный радиатор, который устанавливается рядом с корпусом двигателя. Также в данную систему входят два фильтрующих элемента:

  1. Полнопоточный масляный фильтр со сменным фильтрующим элементом.
  2. Фильтр тонкой очистки масла, работающий за счет центробежной силы. Он оснащен реактивным приводом.

При этом производитель допускает установки фильтра грубой очистки взамен полнопоточного. Под высоким давлением смазывающий материал поступает на:

  • шатунные и коренные подшипники коленчатого вала;
  • подшипники распредвала;
  • втулки верхних головок шатунов;
  • втулки толкателей;
  • опоры штанг;
  • втулку масляного насоса;
  • втулку коромысел клапанов.

Смазка для топливного насоса и регулятора частоты вращения поступает из системы смазки мотора. Зубчатые передачи, кулачки распредвала, а также подшипники качения смазываются методом разбрызгивания смазывающего вещества. При этом в масляной системе во время работы двигателя создается следующее давление:

  • При номинальных оборотах – от 400 до 700 кПА.
  • При номинальных оборотах во время холостого хода – не меньше 100 кПа.

Элементы системы охлаждения

Двигатель ЯМЗ 238 в разобранном виде

Система охлаждения в ЯМЗ-238 (фото прилагается в статье) жидкостная, циркуляционная. Она включает в себя ряд основных элементов, таких как:

  • насос для перекачки жидкости;
  • теплообменник;
  • несколько термостатов, регулирующих подачу охлаждения к цилиндрам;
  • вентилятор, обеспечивающий подачу воздуха в кабину и на двигатель.

У двигателя ЯМЗ-238 турбо система охлаждения (фото силового агрегата есть в статье) состоит из следующих составных частей:

  1. Насос, созданный для постоянной циркуляции воды.
  2. Полость, где размещен блок охлаждения гильз.
  3. Водяная полость в головке блока.
  4. Канал для прохождения воды.
  5. Компрессор.
  6. Правая трубка охлаждения.
  7. Соединительная трубка.
  8. Впускной патрубок.
  9. Термостат.
  10. Тройник с трубками.
  11. Перепускная трубка.
  12. Заглушка.
  13. Патрубок масляного теплообменника.
  14. Вентилятор.
  15. Водяной канал, расположенный поперечно.
  16. Подвод жидкости, служащей для охлаждения двигателя, от радиатора к печке в кабине, к системе выпуска воздуха, к радиатору.
  17. Система подачи надувочного воздуха к охладителю и радиатору.
  18. Система для перемещения охладительного воздуха от охладителя к цилиндрам мотора.

Помимо вышеперечисленного система охлаждения агрегата ЯМЗ-238 состоит из радиатора, охладителя надувочного воздуха, а также термометра. Все это оборудование устанавливается на автомобиле.

Принцип работы охлаждения

Приводные ремни дизельного мотора ЯМЗ 238

Во время нормальной работы мотора ЯМЗ-238 от МАЗа в системе охлаждения циркуляция жидкости создается за счет работы центробежного насоса. Насос перекачивает охлаждающую жидкость в поперечный канал, а затем она проходит по продольному каналу и попадает в водяную полость цилиндров, расположенных в правом ряду. В остальные цилиндры двигателя жидкость для охлаждения попадает через впускной патрубок. Таким образом удается охладить масло сразу в двух элементах силового агрегата.

Далее антифриз попадает в левый продольно расположенный канал. Чтобы охлаждающая жидкость попадала в жидкостно-масляный теплообменник, инженеры запрессовали заглушку в переднюю крышку шестерен для распределения. Затем антифриз по трубкам попадает в головки цилиндров, охлаждая наиболее нагретую поверхность, такую как выпускные каналы, стаканы форсунок. Затем жидкость сливается в несколько водосборных труб. Во время разогрева только что заведенного двигателя система охлаждения не функционирует.

Движению антифриза препятствуют клапаны термостатов. Жидкость, служащая, чтобы охладить двигатель от перегрева, циркулирует по соединительным трубкам, перепускной трубе через водяной насос. При этом она не попадает в радиатор, благодаря чему силовой агрегат нагревается до рабочей температуры. После того как антифриз нагреется до 80 градусов по Цельсию, клапаны термостатов открываются. Нагретая до нужной температуры жидкость поступает в полости водяного радиатора, где нагревает поток воздуха, поступающего благодаря работе вентилятора. Затем антифриз снова поступает к водяному насосу.

В тот момент, когда температура охлаждающей жидкости снижается, термостаты направляют ее к насосу, минуя радиатор.Таким образом, благодаря блокировкам термостатов в двигателе обеспечивается оптимальный тепловой режим.

Водяной насос

Вентилятор для воздушного охлаждения мотора

  • шкив привода;
  • стопорное колечко;
  • несколько подшипников;
  • валик;
  • сбрасыватель воды;
  • торцевые уплотнения;
  • корпус помпы;
  • уплотнительные колечки;
  • патрубок, присоединенный к водяному насосу;
  • крыльчатка;
  • заглушка для крыльчатки;
  • втулка к уплотнительному колечку;
  • дренажное отверстие.

Принцип работы насоса

Клапаны двигателя ЯМЗ 238

Система охлаждения в ЯМЗ-238 турбо работает за счет своего основного элемента – помпы (водяного насоса). Внутри ее корпуса, изготовленного из чугуна, вращается крыльчатка, которая напрессована на валик. Таким образом создается воздушный поток.

Чтобы обеспечить вращение валика в системе охлаждения ЯМЗ-238, его крепят на два шариковых подшипника. Полости подшипников плотно забиваются смазочным материалом (литолом), который рассчитан на весь срок службы помпы. Замена данного материала не требуется.

Чтобы обеспечить герметичное торцевое уплотнение в корпусе помпы, проделано дренажное отверстие. Шкив привода напрессовывается на валик.

Каждый водяной насос, за счет которого работает система охлаждения в ЯМЗ-238, маркируется цифровым и буквенным обозначением.

Функция водяного насоса

Сильная нагрузка на непрогретый двигатель так же опасна, как и перегрев силового механизма.

Выбор насоса для двигателя

Ремкомплект системы охлаждения

Для функционирования системы охлаждения масла в ЯМЗ-238 устанавливают различные водяные насосы, однако надежнее всего оказалось изделие под маркировкой ЯМЗ-236/238. Его параметры идеально подходят для работы мощных силовых агрегатов с таким же буквенным и цифровым индексом.

Такой насос способен перегонять жидкость по системе охлаждения со скоростью около 30 литров в минуту при крутящем моменте вала 0,52 единицы. Вес такого изделия не превышает 9 кг. Габариты насоса могут отличаться в зависимости от типа и мощности двигателя, для которого он предназначен.

Помимо габаритов насосы для нормальной работы системы охлаждения масла в ЯМЗ-238 могут отличаться присоединительными размерами.

В качестве охлаждающей жидкости в системе используется антифриз или тосол. Это означает, что насос должен работать при температуре окружающей среды от -40 до +50 градусов по Цельсию и выдерживать такую же температуру охлаждающей жидкости, которую он прогоняет по системе. Также помпа в системе охлаждения ЯМЗ-238, объемом 11150 кубических сантиметров, должна исправно работать, если в нее залита вода, которая нагревается до 100 градусов по Цельсию во время движения по патрубкам через радиатор и корпус двигателя.

Проверка системы охлаждения

Радиатор охлаждения мотора

Во время периодических осмотров автомобиля механикам требуется уделять особое внимание состоянию системы охлаждения ЯМЗ-238 объемом 11150 кубических сантиметров. Необходимо проверить герметичность патрубков и мест соединений, чтобы вовремя предотвратить утечку антифриза.

Чтобы проверить насос охлаждения мотора на герметичность, необходимо поднять давление в силовом агрегате до 3 кгс/см 2 и выдержать его в течение одной минуты. Также можно проверить на предмет утечек помпу, пропустив через систему сжатый воздух в течение 30 секунд.

Если система герметична, специалисту необходимо проверить работу механизмов. Для этого необходимо прокрутить вал насоса. Он должен свободно крутиться вдоль своей оси.

Демонтаж водяного насоса

Многие механики интересуются, какие возможные неисправности в системе охлаждения ЯМЗ-238 могут возникнуть в процессе эксплуатации автомобиля? Чаще всего причиной в нарушении теплообмена мотора и антифриза является поломка насоса, которая перегоняет охлаждающую жидкость. В случае выявления неисправности такой детали необходимо найти причину поломки, разобрав ее. Затем нужно принять решение о целесообразности ремонта устройства либо приступить к полной его замене. Чтобы разобрать водяной насос, мастеру необходимо:

  1. Ослабить крепление приводного ремня помпы, а затем снять ремень со шкива.
  2. После этого нужно слить всю жидкость из системы, в том числе из двигателя и радиатора.
  3. Затем следует демонтировать патрубок, присоединенный непосредственно к насосу.
  4. Последней операцией по демонтажу помпы является снятие насоса с двигателя. Для этого необходимо отвернуть крепление корпуса помпы.

Разборка помпы

Чтобы разобрать водяной насос марки ЯМЗ для дальнейшего ремонта, необходимо:

  1. Отвернуть гайки, которые удерживают патрубок.
  2. Извлечь патрубок из насоса.
  3. Зафиксировать шкив, чтобы предотвратить вращение вала.
  4. Извлечь заглушку, вывернув ее наружу из резьбового отверстия.
  5. Завернуть в полученное отверстие шкива гайку съемника, а затем, вворачивая болт, снять шкив с вала.
  6. Отогнуть направляющие корпуса торцевого уплотнения, а затем извлечь манжету с пружиной и каркасом в сборе.
  7. Спрессовать шкив при помощи специального съемника.
  8. Вытащить стопорное кольцо из канавки насоса.
  9. Извлечь вал вместе с водосбрасывателем и подшипниками из корпуса помпы.
  10. В том случае, если корпус торцового уплотнения, сделанный из латуни, не имеет видимых повреждений, то его можно не вытаскивать. В противном случае его необходимо извлечь и заменить на новый.
  11. На этом разборка насоса завершена.

Сборка после ремонта

После того как помпа полностью разобрана, неисправность выявлена, все поврежденные элементы заменены на новые, следует промыть все исправные детали, а затем тщательно просушить их. Для этого можно использовать сжатый воздух.

Далее требуется собрать изделие для дальнейшей его установки на двигатель автомобиля. Для этого необходимо выполнить ряд операций:

Каждая система охлаждения предусматривает следующие виды устройств:

    . Он обеспечивает отведение тепла из ОЖ в атмосферу. Эти виды устройств имеют ребра, по которым проходит жидкость. Вода циркулирует по трубкам, которые помогает убрать накопленное тепло.
    . Обеспечивает поток воздуха через радиатор.
    . Обеспечивает открывание и закрывание доступа к радиатору ОЖ.
    . Обеспечивает регулярную циркуляцию жидкости по системе охлаждения. Она имеет коленвал, привод. ОЖ в системе функционирует под определенным давлением.

Система охлаждения включает другие элементы. Они все предназначены для нормального обеспечения охлаждения мотора и поддержания рабочих температур.

На дизельном двигателе ЯМЗ устанавливаются несколько видов насосов. Это могут быть ЯМЗ 236 Н, Б, НЕ, НЕ2Ю БЕ и БЕ2. Каждый тип имеет свою маркировку на корпусе. Для модификаций Н и Б характерно 1307010-А3, а для остальных - 1307010-Б1. Каждый тип агрегата применяется совместно с мотором такой же маркировки, т.е. помпа 236 Н используется совместно с мотором 236 Н, а 236 НЕ только с движком НЕ.

ямз236

На спецтехнике марок КраЗ и МАЗ с дизельными моторами ЯМЗ 236 устанавливается центробежный насос водяной ЯМЗ 236. Он фиксируется к цилиндровым блокам спереди. Устройство получает вращение от ремня и шкива дизельного коленвала.

Насос состоит из:

  • крыльчатки, выполненной из чугуна;
  • бочонка фибра;
  • подшипника;
  • вала;
  • нескольких разных колец.

Деталь выполнена из качественных материалов. Она сохраняет работоспособность при эксплуатации в разных условиях при большом диапазоне температур. Ее легко ремонтировать.

Работа водяного насоса ЯМЗ 236 заключается во вращении крыльчатого валика, расположенного внутри металлического корпуса. Повороты выполняются за счет подшипников. В центр крыльчатки поступает жидкость. Лопатки раскидывают ее по стенкам аксессуара. Это происходит под действием центробежной силы. В итоге, ОЖ выдавливает под напором и поступает к карману движка.

В период эксплуатации никакой дополнительно смазки подшипников выполнять не требуется. Она закладывается еще на этапе сборке насоса в необходимом количестве.

На торцевой части насоса, применяются уплотнители. Они предотвращают истечение ОЖ изнутри наружу. В противном случае, устройство может выйти из строя. При повреждении уплотнителей, может потребоваться ее замена или ремонт.

Основная задача, которую должен выполнять насос – обеспечивать движение жидкости в охлаждающей системе мотора. Также он контролирует скорость ее перемещения. При прохождении через ОС, жидкость должна отнимать какую-то часть вырабатываемого движком тепла и переносить его к радиатору, где, проходя по ребрам, происходит охлаждение.

Перегрев движка допускать нельзя, иначе он выйдет из строя. Поэтому необходимо следить за качеством работы ОС.

Насосы 236 применяют вместе с движками ЯМЗ такого же индекса. Функциональность помпы – в среднем 30 л/мин при крутящем моменте вала 0.52 ед. Вес устройства не более 9 килограмм. Размеры могут быть разными, и зависят от предназначения. У разных модификаций различные присоединительные части.

Насос водяной ЯМЗ 236 функционирует с разными типами жидкости. То может быть тосол, антифриз. Работоспособность сохраняется при температурном режиме диапазона от -40 до +50 градусов, для воды оптимальными температурами считаются +4 - +100 градусов.

Во время использования помпы, регулярно проводят осмотр герметичности соединений корпуса. Проверку проводят под давлением 3 кгс на протяжении минуты. Можно применять диагностику сжатым воздухом, подаваемым генератором с давлением 4 кгс в течение тридцати секунд.

О нормальной работе насоса говорит свободное вращение вала. Он не должен заклинивать, заедать. Даже во время проворачивания рукой, деталь должна поворачиваться легко, свободно. Он оказывает воздействие на шкив, крыльчатку.

ямз236

Конструктивно-технические особенности помпы, износ, эксплуатация и другие характеристики оказывают влияние на долговечность изделия после ремонта. Перед тем, как приступить к восстановлению, стоит оценить экономичность и долговечность работы помпы после восстановления.


Дело было так: выехал первый день на новую свою работу… или правильнее сказать — хотел выехать… Т.к. с утра началась твориться всякая хрень… Через мин 10 моего пути вдруг перестал возвращаться рычаг газульки на ТНВД, позвонил топливщику — говорит плунжеры заедают, снимай насос, вези к нам на ремонт… Огорчился, т.к. стоимость на ремонт был озвучен не малый… ЗА время пути заедало раза 3, соответственно приходилось 3 раза останавливаться, подымать кабину, возвращать на место… Раньше такого не было, а в это утро погодка была холодновата. Связав это с погодкой (за бортом -5) а топливо в баке плескалось еще летнее, решил плеснуть антигель, перемешал, поехал. Рейка подклинивать перестала… УРА. Как позже выяснилось заедал тросик :))) и неслабо так заедал, видимо вода попала и при морозе прихватывает…
Далее, при подаче авто на загрузку, пячась задних ходом в ангар, вдруг засвистел ремень водяного насоса. В итоге, до полной поставки под загрузку ремень оторвало… Ревизия показала, что помпа заклинила, но всёже я её раскрутил, думал разгружусь и до дому на ремонт бы дотянуть и заменил ремень на новый. :)) В итоге разгрузиться и доехать до дому получилось, правда пришлось разочек еще раз клин раскрутить вручную (к счастью ремень остался цел).
Вскрытие показало — хана подшипнику, чем никак не удивило.


Т.к. в трёх видах ремонтного комплекта фибры моего размера не оказалось — оставалось только одно — покупка нового насоса.
Новый оригинальный ЯМЗ был озвучен магазином в районе 9000р., неоригинал производства ТМК в 3 раза дешевше — на нем и остановился мой выбор.



По многочисленным советам бывалых водителей дренажное отверстие, видимо предназначавшееся для вытекания ОЖ в случае протечки фибры, было забито литолом с помощью медицинского шприца. Пришлось колходизить, т.к. резьбы для маслёнки не имеется…

Читайте также: