Сколько едет тесла на автопилоте

Обновлено: 04.07.2024

Вплоть до снятия с учета: ГИБДД жестко отреагировала на уловку водителей

Автомобиль Tesla, движущийся в автоматическом режиме, вновь совершил ДТП. Кроссовер Model X врезался в ограждение справа от дороги, после чего отлетел и ударился о бетонный отбойник, разделяющий полосы встречного направления. Машина перевернулась, но жертв, к счастью, удалось избежать. По словам водителя, в момент ДТП автомобиль находился в режиме автопилота. За несколько недель до этого седан Model S под управлением автопилота совершил столкновение с прицепом фуры, что привело к смерти водителя.

Информация об авариях с автопилотируемыми Tesla приходит все чаще, а компания не устает объяснять, что электроника в машинах является вспомогательной, а ответственность за возможные происшествия в любом случае лежит на водителе. Тем не менее, информационный фон вокруг так называемого автопилота, равно как и заявления Илона Маска, создают у многих обманчивое впечатление того, что на электронику Tesla уже можно полностью положиться. Однако возможности автомобиля на данном этапе не позволяют использовать ее в беспилотном режиме.

Из чего состоит система Tesla

Сейчас автопилот Tesla по сути представляет собой набор хорошо известных систем-помощников, объединенных единым программным обеспечением. Электронные компоненты включают набор ультразвуковых сенсоров, всепогодный фронтальный радар и камеру, распознающую объекты, разметку и дорожные знаки. Ключевым компонентом системы является навигатор с точными картами и GPS-трекером.

При движении по шоссе автомобиль способен автоматически поддерживать скорость и направление движения, дистанцию и боковой интервал, а также самостоятельно двигаться в пробке, останавливаясь и трогаясь вновь. В том или ином виде все это могут делать многие серийные автомобили с той лишь разницей, что большинство из них не позволяет водителю надолго убрать руки с руля, предупреждая его, отключая вспомогательные системы или вовсе останавливая машину в своей полосе. Tesla может ехать продолжительное время вообще без участия водителя.

Когда обновилось ПО электрокаров

Первое ключевое обновление электроники Tesla вышло осенью 2015 года. Прошивка версии 7.0 получила функцию автоматического перестроения, которая дала возможность проехать заданный навигатором маршрут полностью в беспилотном режиме. С этого момента все заговорили о том, что Tesla получила полноценный автопилот, этот же термин звучал и из уст официальных представителей компании. Однако уже тогда в интервью Bloomberg Илон Маск объяснил, что важно различать автопилот и автономное вождение, сравнив электронику Tesla с системами автоматического пилотирования в самолетах, которые всегда работают под контролем пилотов. Тогда же глава Tesla подчеркнул, что водитель не может отказаться от ответственности, а время полноценных автопилотов наступит через 5-6 лет.


Что не умеет делать Tesla самостоятельно

Пока же автопилот Tesla – это просто продвинутый помощник водителя, который не может самостоятельно решить массу дорожных ситуаций. Известно, что нынешний вариант автопилота Tesla не умеет распознавать стоп-сигналы, что может быть опасным в условиях плотной городской езды и передвижения с минимальной дистанцией. Адаптивный круиз-контроль реагирует на фактическое изменение дистанции между автомобилями, но в городских условиях доли секунды между нажатием на тормоз и началом замедления могут оказаться решающими. С похожей проблемой сталкиваются многие автопроизводители. Так, японцы из Nissan жаловались на то, что автоматике не только сложно распознать включенные стоп-сигналы, но и отличить их от красного сигнала светофора, а также сфокусироваться на сигналах через полупрозрачную преграду или забор.

Камеры системы Tesla следят за разметкой и держат машину внутри полосы, но если разлиновка дороги будет плохого качества, электроника автомобиля предложит водителю немедленно взять управление на себя. Кроме того, машину нетрудно запутать. Так, в одном из видеороликов автопилот хорошо работал до тех пор, пока на дороге была понятная для него разметка. После того, как машина съехала с магистрали, с левой стороны исчезла двойная белая разметка, зато такая же появилась справа. Электроника решила, что машина находится на встречной полосе, и попыталась резко перестроиться правее. Водитель, который контролировал обстановку, успел схватить руль и взять управление на себя.

В условиях плохой разметки или полного ее отсутствия автопилот Tesla вовсе прекратит работу. Точно так же поведут себя и любые другие системы удержания автомобиля в полосе, работающие на иных автомобилях. Вопрос оптического распознавания границ дорожного полотна без разметки по-прежнему остается актуальным. Российская компания Cognitive Technologies, которая занимается разработкой беспилотного КАМАЗа, исповедует именно такой подход, утверждая, что ее электроника не требует совершенной дорожной инфраструктуры. Однако научить искусственный интеллект отделять асфальт от обочины пока не получилось ни у кого.

Когда автопилоты будут думать, как человек

Как и прочие система-помощники, автопилот Tesla принимает решения, основываясь на фактической дорожной ситуации – тормозит, разгоняется и перестраивается по показаниям системы навигации и наличии машин или пешеходов вокруг. Настоящий автопилот должен иметь в памяти огромную матрицу дорожных ситуаций, включая самые нестандартные случаи. Для этого беспилотные автомобили накатывают десятки тысяч тестовых километров, фиксируя и оцифровывая все, что происходит на дороге. Представители Google ранее обнародовали расшифровки нестандартных дорожных ситуаций, с которыми пришлось столкнуться их тестовым автомобилям.

Водители транспортных средств, рассказали в Google, зачастую не только нарушают правила, но и делают это самыми изощренными способами, которые не укладываются в рамки ПДД и привычной человеческой логики. Например, женщина с метлой в моторизированном кресле, которая гонялась по дорожному полотну за уткой, машины, едущие по встречной полосе навстречу потоку, люди, запрыгивающие на капот беспилотника, или велосипедист, который разворачивался на пешеходном переходе прямо по центру дороги. Кроме того, беспилотники во всем мире учатся предсказывать поведение людей, а дорожные ситуации изучают не только программисты, но и антропологи. Специалисты изучают особенности поведение человека в естественной и искусственной средах, строят модели поведения пешеходов и водителей.



Из темы взаимодействия автомобиля и человека вытекает еще одна проблема, с трудом поддающаяся оцифровке. Беспилотный автомобиль должен не только соблюдать правила, но и вести себя социально приемлемо. Например, он не должен вечно стоять у пешеходного перехода с постоянным потоком людей, вызывая недовольство тех, кто стоит сзади. Поиск социально приемлемого поведения – одна из сложнейших инженерных задач для создателей беспилотников.

Зачем беспилотникам копировать поведение человека

С другой стороны, для комфорта водителя очень важно сделать передвижение в беспилотном автомобиле привычным, поэтому автомобиль должен запоминать манеру езды своего хозяина. Беспилотники должны научиться привычкам и манерам своего владельца, например, разгоняться и тормозить с определенной динамикой, проходить повороты, и так или иначе объезжать препятствия.

Наконец, автопилот, в отличие от человека, не способен подать сигнал в ситуациях, когда с другими участниками движения можно было бы объясниться при помощи слов или жестов. Эту проблему можно решить с помощью световых табло снаружи автомобиля, на которые выводятся информационные фразы или пиктограммы для пешеходов и водителей других машин. Таким образом автомобиль может подать сигнал пешеходу, что пропускает его, или, наоборот, что собирается начать движение.

Фотошпионы уже засняли седан Model S с дополнительными датчиками и лидаром – дальнобойным лазерным радаром, который помогает электронике формировать точную 3D-модель местности. Эксперты полагают, что лидар необходим для беспилотного автомобиля, особенно при езде на высоких скоростях. Не исключено, что на попавшем в объективы автомобиле инженеры испытывали компоненты системы автономного вождения второго поколения, но в самой компании эту информацию не подтвердили. Сам Илон Маск говорил, что необходимости в такой технологии нет, а автопилоту достаточно обычных оптических датчиков. Но уже сейчас ясно, что одной только технологией распознавания объектов не обойтись – будущему автопилоту нужны новые модели поведения и особые коммуникативные навыки.

Иван Ананьев
Фото: Tesla, General Motors
Видео: Youtube


Принципиальным отличием FSD от автопилота второго уровня по классификации SAE, который Tesla предлагает для своих машин уже несколько лет и который спровоцировал десятки аварий (в том числе со смертельным исходом), состоит в том, что теперь машина может сама проезжать перекрёстки и ориентироваться в сложной городской среде. При этом юридически это по прежнему автопилот второго уровня, требующий постоянного контроля со стороны человека. В инструкции, предваряющей запуск программы, написано, что руки водителя должны всё время находиться на руле, но, как видно из представленного выше видеоролика, тестировщики чихать хотели на это требование.

Коммерческий релиз FSD для всех желающих действительно может состояться в ближайшее время, вот только полным автопилотом эту программу назвать будет никак нельзя, так как, скорее всего, придётся соблюдать те же требования, что и при бета-тестировании — всё время контролировать действия искусственного интеллекта и держать руки на руле. Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что далеко не все водители Tesla будут это делать, а это значит, можно ждать новых аварий на автопилоте. И опять Tesla будет как бы ни при чём, потому что за безопасность формально отвечает водитель, какими бы умными помощниками и программами не был оснащён автомобиль.


В режиме FSD на экране Теслы отображается оцифрованный окружающий мир. Виртуальная модель строится на данных нейросети, полученных от других машин и обработанных искусственным интеллектом, навигационных данных и данных от органов искусственного зрения автомобиля. Увы, все три источника информации пока могут содержать ошибки.

О том, почему по-настоящему автономное вождение пока невозможно, мы подробно рассказывали на примере Audi A8 и его так и не заработавшего автопилота третьего уровня по классификации SAE. Главная проблема, напомним, состоит в том, что не существует законов, позволяющих перенести ответственность за безопасность во время езды с человека на машину или её производителя, а разработка таких законов упирается в неразрешимые этические противоречия, обусловленные соседством беспилотинков с машинами, управляемыми людьми.

Ещё раз зафиксируем: на данный момент FSD — это никакой не полный автопилот, а автопилот второго уровня по классификации SAE. Полный автопилот — это 5 уровень, при котором машина всё делает сама и не требует вмешательства в работу со стороны человека даже в сложных условиях (например, при плохой погоде или на плохой дороге).

4 уровень — это возможность покинуть место водителя и лечь спать в едущей машине, но в сложных ситуациях такой автопилот прекращает работу и останавливает машину, чтобы дальше водитель рулил сам.

3 уровень предполагает возможность отпустить руль, отвлечься от дороги и заняться своими делами (смотреть видео, читать книжку, заниматься работой и т. д.), но покидать место водителя нельзя и нужно сохранять готовность в любой момент достаточно оперативно взять управление на себя.

Получается, что Tesla опять занимается очковтирательством, за что уже не раз была раскритикована комитетом Euro NCAP. Но преданные клиенты Tesla, разумеется, ждут с нетерпением, когда программа FSD будет доступна для загрузки и примутся эксплуатировать её так, как будто это и впрямь полноценный автопилот. Нам же остаётся лишь следить за развитием событий.


Электрические автомобили Tesla стали получать новое программное обеспечение, включающее в себя Full Self-Driving — функцию полного автопилота. Об этом в своем Twitter-аккаунте объявил глава Tesla Илон Маск.

FSD beta rollout happening tonight. Will be extremely slow & cautious, as it should.

— Elon Musk (@elonmusk) October 20, 2020

Эта функция будет доступна не всем, а лишь самым аккуратным водителям, которые участвуют в программе раннего доступа Tesla. Это позволит компании протестировать функцию обновленного автопилота в реальных условиях. Количество водителей, которым будет доступна эта функция будет постепенно увеличиваться, чтобы к концу года обеспечить широкий выпуск обновления.

Ранее Илон Маск описал обновление FSD, как полноценный автопилот, позволяющий ездить без вмешательства человека.

Автопилот может удерживать машину в полосе, регулировать скорость автомобиля в зависимости от дорожной обстановки и наличия других машин, помогать водителю обгонять медленный автотранспорт и направлять Tesla к съездам и развязкам.

Однако в новом программном обеспечении не все так гладко, как хотелось бы.

Некоторые эксперты критикуют утверждения главы Tesla и считают, что Маск переоценивает возможности своих автомобилей. Критики также напомнили о тех случаях, когда электрокары попадали в аварии со смертельным исходом при включенном автопилоте.

Кроме того, автопилот не сможет выполнять вышеперечисленные функции, если указатели и разметка выцвели, а также он не умеет выполнять повороты. Еще одной особенностью является то, что водитель обязан постоянно держать руки на руле и следить за дорогой, иначе автопилот выдаст предупреждение о полном отключении. Это точно не похоже на полную автономию.

Исполнительный директор СберАвто Роман Абрамов сомневается в функциональности нового программного обеспечения Tesla.

Абрамов выделил несколько барьеров в развитии беспилотных автомобилей, среди которых качество инфраструктуры, законодательство и моральный аспект. Однако, по мнению эксперта, эти сложности можно преодолеть в ближайшие пять лет.

Большинство беспилотных автомобилей могут передвигаться в режиме full self-driving только лишь по междугородним трассам. Сегодня ни один беспилотный автомобиль не готов ездить по городу. Чтобы автомобиль мог ориентироваться на городской улице, нужно иметь огромный массив данных, считает Олег Кивокурцев, сооснователь и директор по развитию Promobot.

Эксперт заявил о том, что Tesla ближе всех подошла к полноценному автопилоту.

Он также добавил, что первый прототип полностью беспилотного автомобиля появится примерно через 10 лет.

В среду 21 октября Tesla отчиталась о сверхприбыли в прошедшем квартале. Кроме того, руководство компании выразило надежду, что в этом году сможет достичь свою цель по продаже полумиллиона автомобилей.

Tesla автопилот

dwJ4kMh2nYvnDPJ2h4VxJU 1024 801 - Как работает автопилот Tesla: пусть ваша машина сделает все сама

(Изображение: © Tesla)

Автопилот — одна из самых известных систем помощи водителю, доступная на автомобилях Tesla с конца 2015 года. Аппаратное и программное обеспечение, используемое для запуска автопилота, было обновлено за эти годы, и теперь система способна выполнять ряд полуавтономных функций.

Эти функции включают в себя круиз-контроль с учетом дорожного движения, автоматическое рулевое управление, систему автоматической парковки, смену полосы движения без водителя и даже функцию под названием Smart Summon, с помощью которой Tesla может перемещаться по автостоянке, где бы вы ни стояли.

Но, несмотря на то, что автопилот может управлять рулевым управлением, акселератором и тормозом во многих ситуациях, система не является надежной, и водитель всегда остается полностью ответственным за свою машину.

Что предлагает автопилот?

В настоящее время на новых электромобилях Tesla используется два уровня автопилота. В стандартной комплектации каждая модель оснащена функциями автопилота, круиз-контроля с учетом дорожного движения и автопилота.

Первый работает так же, как радарный круиз-контроль других автомобилей, сохраняя безопасное расстояние от впереди идущего автомобиля. Последний активирует рулевое управление, чтобы оставаться в полосе движения, когда видна дорожная разметка и активирован круиз-контроль.

Затем, за плату в размере 10 000 долл. США, предоставляется возможность полного самостоятельного вождения, известная как FSD.

Это включает в себя дополнительные функции автопилота и, как надеется Tesla, будет означать полностью автономное вождение. На данный момент FSD включает бета-версию навигации на автопилоте, автоматической смены полосы движения, автопарка, вызова, умного вызова и бета-версию системы управления дорожным движением и стоп-сигналом.

Еще одна функция под названием Autosteer on City Streets появится в ближайшее время (с июля 2021 года).

Вдобавок ко всему, FSD стоит 10 000 долл. США и добавляет светофоры и систему управления знаками остановки, а также автопилот на городских улицах, как только Tesla сделает его доступным.

Как включить автопилот Tesla

Включение автопилота зависит от того, какой у вас тип Tesla. Для Model S и Model X круиз-контроль включается одним нажатием на рычаг круиз-контроля. В моделях Model 3 и Model Y он включается одним нажатием на рычаг переключения передач.

Чтобы включить автопилот, потяните за вышеупомянутые стебли дважды, а не один раз. Чтобы помочь вам узнать, когда доступна функция автоматического поворота, рядом со спидометром отображается серый значок рулевого колеса.

Этот значок становится синим, когда автопилот включается двумя нажатиями на рычаг переключения передач или переключатель круиз-контроля.

Некоторые из более продвинутых функций автопилота сначала необходимо включить в меню настроек, прежде чем они будут активированы двумя нажатиями на рычаг.

Затем требуется калибровка камеры, и последняя версия навигационных карт должна быть загружена через Wi-Fi. После того, как вы все это сделаете, появится возможность использовать автопилот для навигации в следующий раз, когда вы введете пункт назначения в систему навигации.

Как включить полностью автономные функции автопилота Tesla

Навигация по автопилоту включается двойным нажатием на рычаг переключения передач / круиз-контроля, при условии, что он был ранее включен в меню настроек.

Точно так же автоматическая смена полосы движения включается в меню настроек автопилота. После этого в режиме автопилота (два рывка подрулевого переключателя вниз) включение индикатора заставит автомобиль сменить полосу движения.

Автопарк автоматически ищет места для парковки, когда вы едете медленно. Параллельные парковочные места указываются при движении со скоростью менее 24 км в час, а перпендикулярные места — ниже 16 км в час.

По завершении система перейдет в режим парковки. Вы можете остановить маневр в любой момент, взяв на себя управление рулевым колесом или нажав на тормоз.

Читайте также: