Сколько весит колесо от мотоцикла урал

Обновлено: 02.07.2024

Итак. Предок у этих мотоциклов общий, модельный ряд похож. Начнем от самого большего к малому.

1) Производитель. Мотоциклы Урал производили, производят, и скорее всего будут это делать в Ирбите, на территории России. Если углубляться в историю, то завод несколько раз перекочевывал по разным городам, но это не столь важно. Киевский Днепр, производили на территории бывшей Украинской ССР, и позже просто на Украине. На данный момент производства мотоциклов Днепр там нет. Не так давно там можно было еще купить остатки комплектующих от этих мотоциклов, возможно и поныне есть такая возможность.

2) Внешний вид. Есть такие люди которые их путают, если ваши знания не глубоки в этой области, то все просто. Крылья на Днепре имеют более закругленный профиль, бак Днепра более угловатый, в то время как Урал имеет более классический, каплевидный вид. Еще бросаются в глаза крышки клапанов, у Днепра они угловатые, напоминающие прямоугольник, на Урале углы сглаженные, в целом похожи на овал. Рама Урала имеет больше прямых углов. Ступицы колес Урала стальные, штампованные, имеют вид похожий на "ромашку", и спицы разной длины в силу своей конструкции, а вот на Днепре ступицы выполнены из более легкого сплава, имеют просто круглую форму. Приборная панель на Днепре больше, вынесена на отдельный щиток, в то время как на Урале он сделан "монолитно" с фарой, чаще всего имеет 4 лампочки, в старых версиях 2. На Днепре 5 лампочек, за счет индикатора давления. Так же на Уралах чаще бывают сиденья "Лапухи", в то время как на Днепре монолитное сиденье. Это основные моменты, остальное либо слабо заметно, либо аналогично. Боковые прицепы у мотоциклов так же практически одинаковы и взаимозаменяемы.

3) Техническая часть. Безусловно разные двигатели , хотя и одной кубатуры, общая архитектура построения и т.д. Самое главное это конечно же конструкция коленчатого вала.

У Урала коленчатый вал составной, т.е. спрессованный из отдельных частей, изначально позиционируется как не разборный, подшипники нижней головки шатуна - роликовые.

ПЛЮСЫ данной конструкции - относительная живучесть при неисправностях системы смазки и нетребовательность к давлению масла.

МИНУСЫ - меньшая прочность (известны случаи проворачивания в местах прессового соединения) и то, что ремонту он практически не поддается (теоретически возможно распрессовать и собрать заново, но нецелесообразно в виду большой трудоемкости и сложности.

А вот на Днепре коленчатый вал литой, монолитный, подшипники нижних головок шатунов - на вкладышах (подшипники скольжения), шатуны разъемные - как у автомобильных двигателей.

ПЛЮСЫ : вкладыши теоретически должны прослужить дольше и способны воспринимать большие нагрузки по причине большей площади контакта с валом по сравнению с роликами. Конструкция вполне ремонтопригодна - по аналогии с автомобильными коленвалами. Это позволяет при ремонте избегать дорогостоящей замены коленвала, как в случае с Уралом.

МИНУСЫ -при перерывах в подаче смазки под давлением вкладыши умрут очень быстро. Т.е. необходимо чуткое наблюдение за уровнем и давлением масла

Исходя из этого у Днепра более сложная система смазки, она требует более тонкой очистки масла, и стабильного давления, тут-то и кредо Днепра, а именно то, что отталкивает и пугает покупателей. Если не обслуживать должным образом систему смазки, то давление может "плавать" на низких оборотах, или вообще постоянно быть низким. На Днепре установлена центрифуга для очистки масла, а вот что бы ее почистить, надо частично разбирать двигатель, мелочь, но на Урале обычный бумажный фильтр, выкрутил старый, поставил новый, никакой промывки центрифуги. Соответственно на Днепре можно справа заметить датчик давления масла. Так же немного разные формы картера, форма поршней и т.д. По-большому счет опять же это незначительно. Разные коробки передач, с разными передаточными значениями. Разные воздушные боксы.

Так же различными являются КПП. Коробка Днепра немного длиннее, различны так же конструкции воздушных фильтров, на Днепре он бумажный, на Урале масляный. И главное, на все КПП Днепра есть задняя передача, в то время как на Ураловских она есть только на ранних модификациях, и то довольно редко. Передаточные числа коробки Днепра так же отличаются, 4-я передача Днепра немного длиннее, поэтому эту коробку логично ставить если необходимо увеличить скорость. Так же коробки Днепра отличаются более большим ходом лапки КПП, и мягкостью переключения.

Так же можно сделать акцент на качество мотоциклов. Если у Ирбитских мотоциклов оно было более стабильно, то у Киевских мотоциклов оно плавало, в частности на мотоциклах после 85 года можно заметить некачественную сварку. Ухудшение качества металла.

Друзья, я прекрасно понимаю что большинство из вас знают эти мотоциклы не хуже меня, поэтому прошу понять, здесь описаны самые значительные отличия, если что-то значительное забыл, пишите в комментариях.

На ИМЗ мотоцикл Урал комплектуют четырьмя одинаковыми колесами. Три из них – рабочие, одно – запасное.

Спицы изготовлены из специальной проволоки с накатанной резьбой передают не только радиальную нагрузку, но и вращающий момент. Для повышения допустимого значения вращающего момента спицы расположены под углом к радиусу — тангенциально.

Во время движения колеса вследствие деформации шины происходит трение камеры о покрышку. Для уменьшения силы трения при сборке шины внутрь покрышки засыпают тальк. Крайне нежелательно попадание внутрь покрышки посторонних предметов (например, отслоенных нитей каркаса),которые способствуют изнашиванию камеры мотоцикла Урал.

Колеса мотоцикла Урал

содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..

Колеса мотоциклов "Урал", "Днепр" взаимозаменяемы. На рис. 5.12 и 5 13 показаны колеса мотоциклов "Днепр" и "Урал" в разобранном виде.

Колеса ремонтируют при наличии трещин в ободе, при износе тормозного барабана и отверстия подшипника. Техническое обслуживание колес сводится к своевременному промыванию и смазке подшипников, регулировании их, контролю натяжения спиц, контролю и поддержанию давления в шинах. Спицы должны быть натянуты равномерно и достаточно туго. Степень натяжения спиц определяют по звучанию. Признаком слабого натяжения является низкий тон звучания.

Состояние подшипников в ступице колеса проверяется вращением затянутой оси и покачиванием ее в колесе. Ось должна легко вращаться без заметного люфта, щелчков и заеданий. При вращении колеса допустимы радиальное и боковое биения: для обода колеса - не более 2 мм; для шины боковое биение не более 3мм, радиальное не более 5мм.

Рис. 5.12. Колесо мотоциклов "Днепр11 с шиной: 1 - колесо в сборе, 2 - ниппель, 3 - спица; 4 -корпус колеса; 5 - шайба, 6 - втулка правая, 7 - подшипник; 8 - втулка; 9 - втулка левая, 10 - гайка, 11 - сальник б сборе; 12 - гайка; 13 - отражатель; 14 - шплинт, 15 - гайка, 16 - ось заднего колеса; 17 - ось переднего колеса; 18 -обод; 19 - шина

Рис. 5.13. Колесо мотоциклов серии "Урал": 1 - корпус колеса со стальной ступицей и тормозным барабаном; 2 - упорная шайба; 3,4- правая и левая распорные втулки; 5 - гайка ступицы в сборе с сальником; 6 - пружина и манжета сальника; 7 - гайка; 8 - обод; 9,10- ось заднего и переднего колес; 11 - гайка оси; 12 - ниппель; 13 - спицы; 14 - колесо без шины

• КАК ОБОЗНАЧАЮТСЯ РАЗМЕРЫ ОБОДЬЕВ И ШИН?

Система обозначения размеров колес и шин в дюймах применяется и в настоящее время. Первая цифра обозначает ширину профиля шины в накачанном состоянии (для обода - ширину). Вторая цифра показывает диаметр шины в свету (посадочный диметр обода).

Размеры мотоциклетных шин приведены в таблице.

Размеры шин, дюйм

Размеры ободьев, дюйм

Размеры ободьев, мм

• КАК УСТАНОВИТЬ НОВЫЙ ОБОД КОЛЕСА МОТОЦИКЛА М67?

Для того, чтобы установить спицы с другой стороны ступицы, нужно приподнять обод и сильно нажать на ступицу, утопив ее настолько, насколько позволят спицы. Затем колесо перевернуть и вставить спицы в каждое четвертое отверстие как в предыдущем случае, ниппели подтянуть.

Рис. 5.14. Сборка колеса мотоцикла "Урал"

КАК ОБЛЕГЧИТЬ ПРОЦЕСС СБОРКИ КОЛЕСА?

При замене спиц, обода или ступицы собрать колесо помогает несложное приспособление (рис. 5.15, 5.16). Колесо нужно уложить на него, предварительно слегка подсобрав. Вставить в центральное отверстие втулку 8 колеса и в нее - ось 9 заднего колеса. Установить на ось шайбу 6 и закрепить гайкой 5. Обод 2 колеса притянуть струбцинами 1 и равномерно затянуть все спицы, начиная с коротких. Точность сборки будет гарантирована, да и времени требуется немного.

Рис. 5.15. Приспособление для сборки колеса. Струбцины снять Рис. 5.16. Колесо установлено в приспособление: 1 - струбцина; 2 обод; 3 - спица; 4 - ступица; 5 -гайка; 6 - шайба; 7 - центрирующий выступ; 8 - втулка; 9 - ось; 10 - болт; 11 - гайка

содержание .. 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ..

Шины. Типы и обозначения размерности шин

Существует несколько способов обозначения типоразмера шин.

Данная размерность автошины означает, что покрышка имеет высоту 1 200 мм;

внутренний (посадочный) диаметр колеса (диска) 508 мм - "посадочный" диаметр покрышки на диск, т.е. внутренний размер шины или наружный у диска.

Еще один способ обозначения типоразмера шины:

1 260 - высота шины в мм;

14.00 - это ширина шины в дюймах;

20 - это внутренний (посадочный) диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска в дюймах;

R — означает автошину с радиальным кордом (радиальная конструкция автошины).

Также размер шины может выглядеть так:

Данная размерность автошины означает следующее: покрышка имеет высоту 1 260 мм;

внутренний (посадочный) диаметр колеса (диска) 21 дюйм - "посадочный" диаметр покрышки на диск, т.е. внутренний размер шины или наружный у диска.

изготовлена по технологии производства радиальных шин (именно так, R – это не радиус шины, а радиальная конструкция автошины).

Зависимость грузоподъемности от скорости

Обращайтесь! Мы всегда рады вам помочь.

характеристики (размер камеры, диаметр колес), тюнинг

Велосипед Урал – один из образов СССР. На нем катались практически все дети того времени. Возможно, даже сейчас у кого-то в гараже или в деревни завалялся этот советский велосипед.

Что касается истории этого бренда, то велики Урал изготавливаются с 1965 г. Тогда Пермский завод запустил производство надежных и неприхотливых великов, которые были бы полезны не только для обычных прогулок, но и для передвижения на большие расстояния. Они практически сразу начали пользоваться популярностью. Его устройство было простое, а ремонт не занимал много времени.

Велосипед Урал был больше ориентирован на взрослое мужское население страны, но пермский завод не забывал и про другую часть населения. Кама – еще одна продукция данного предприятия. Это дамский велик, который был легче и удобнее, чем Урал. На Каме катались и подростки, которые еще не могли совладать с Уралом.

Характеристики

Еще перед началом производства был произведен расчет подходящей геометрии с учетом анатомических особенностей человека. Все велики Урал были большими с высотой рамы в 56 см. Диаметр колеса составлял 28 дюймов, что позволяло эксплуатировать велик в условиях ровных дорог и бездорожья. Хотя покрышки подходили больше для езды по ровным дорогам. Некоторые все же находили решение проблемы и устанавливали на заднее колесо самопальные более широкие покрышки и камеры.

На нем была установлена задняя тормозная втулка, но некоторые любители устанавливали на велики позднее и ободные тормоза.

Если говорить про комплектацию, то практически всегда она была стандартная. Но все же иногда она расширялась, и на велосипед устанавливались светоотражатели, подножки, усиленные багажники и даже аптечки.

велосипед "Урал"

За что полюбили

В первую очередь продукция пермского завода была удобной и неприхотливой. Каретка и втулки, самые часто ломающиеся составляющие любого велосипеда, легко ремонтировались и заменялись. Это очень ценили жители Советского Союза. Урал мог использоваться для перевозки тяжелых грузов и покатушек в соседнюю деревню. Следует отметить, что именно в сельской местности Уралы пользовались особым спросом. Размер самого велика подходил практически всем мужчинам и даже некоторым женщинам.

К сожалению, в противовес надежности шел очень большой вес велосипеда в 16 килограммов. Дело в том, что рама и прочие составляющие велика изготавливались из стали. Современный скоростной аналог может весить всего 6-7 килограммов.

Урвать новый Урал в 70-е годы считалось очень престижно. Их могли выдавать в качестве поощрения на заводах.

Уралы в руках энтузиастов сегодня

Велосипеды Урал в том виде, в котором они были почти 50 лет назад, сегодня уже не производятся. Тем не менее не все они уже сгнили или валяются на чердаке в виде хлама. Сегодня достаточно популярен тюнинг велосипеда Урал. Некоторые умудряются изменять его внешний вид до неузнаваемости, а кто-то просто восстанавливает его каноничный облик. Модернизация велика охватывает все его составляющие. Самые талантливые оборудовали их еще и мотором от мопедов и даже бензопил.

Кто-то устанавливает аналоги деталей, а кто-то усердно и кропотливо восстанавливает старые. Новые же детали для Уралов сегодня найти очень тяжело. Купить их можно в основном только с рук.

Модернизированный Урал

Модернизированный Урал

Продукция ООО УРАЛ-ТРЕЙД сегодня

Помимо Уралов, на заводе в Перми изготавливаются и компоненты для велосипедов других отечественных брендов, например, Stinger.

Велосипеды Урал по-настоящему легендарный велосипед в истории России и СССР. Один из немногих, который получил такую популярность среди всех жителей страны. В свое время он был чуть ли не универсальным средством передвижения: это и дорожный, и горный, и даже спортивный велосипед. Все зависело от того, в чьи руки он попадал.

Особое внимание заслуживает переделка этих байков. В умелых руках веломастеров он превращался в настоящее произведение искусства. Сейчас под брендом Урал выпускает всего 4 велосипеда, которые не пользуются и вряд ли начнут пользоваться такой популярностью, как более старинная модель.

Колеса и шины

Колеса автомобиля обеспечивают его поступательное движение; оснащенные шинами, они также частично смягчают и поглощают толчки и удары, возникающие при движении по неровностям дороги.

На рассматриваемых автомобилях применяются дисковые колеса с разъемным ободом и с шинами регулируемого давления.

Автомобильное колесо состоит из ступицы 3 (см. рис.117 в предыдущих материалах), диска, обода, пневматической шины и деталей крепления.

Ступица, обычно является принадлежностью моста. Она вращается на двух конических подшипниках 19 и 20, установленных на цапфе 17. Под­шипники фиксируются гайкой 22, замковой шайбой 23 и контргайкой. Смазка, закладываемая в подшипники, удерживается сальником 7, установленным внутри ступицы; от попадания пыли и грязи ступица уплотняется резиновой манжетой, установленной снаружи.

Колесо КамАЗ-4310 и УРАЛ-4320 схема

Рис. 129. Колесо автомобилей КамАЗ-4310, УРАЛ-4320: 1 - замочное кольцо; 2, 4 - бортовые кольца; 3 - покрышка; 5 - обод; 6-паз вентиля; 7 - ободная лента; 8 - камера

Диск и обод 5 (рис.129) изготовляются штамповкой и сварены между собой в неразборную конструкцию. Диск крепится к шпилькам 2 (см. рис. 117) ступицы колеса гайками, имеющими сферическую поверхность; гайки колес левой стороны с левой резьбой, правой стороны - с правой резьбой.

Шина на ободе удерживается двумя съемными бортовыми кольцами 2 и 4 (см. рис. 129) и заточным кольцом 1.

Колеса вместе с шинами подвергаются балансировке, в результате которой на них устанавливаются грузики, удерживаемые пластинчатою пружиной. В случае разборки и последующей сборки колеса шину, балансировочные грузики и другие детали нужно установить на те же места, которые они занимали до разборки, по меткам, нанесенным до разборки.

Регулировка подшипников ступицы колеса осуществляется с помощью гайки 22 (см. рис. 117). Для выявления необходимости регулировки поднимают колесо домкратом, вынимают полуось, колесо покачивают руками. Если ощущается зазор в подшипниках или колесо вращается туго, а тормозные механизмы отрегулированы правильно, то необходимо отрегу­лировать затяжку подшипников. При регулировке отворачивается контргайка, снимается замковая шайба, гайка затягивается до тугого вра­щения колеса, после толчка рукой колесо должно сразу же останавливаться. Далее отпускают гайку на 1/8. ..1/6 оборота, ставят замковую шайбу и контргайку. Правильность затяжки подшипников проверяется по свободному вращению колеса без осевого перемещения.

Запасное колесо на автомобиле КамАЗ-4310 устанавливается за кабиной в специальном держателе, имеющем механизм подъема, и опуска­ния с гидравлическим приводом. На автомобиле Урал-4320 держатели запасного колеса закреплен на правом лонжероне рамы за кабиной. Подъем и опускание запасного колеса этого автомобиля обеспечивается гидроподъемником, включенным в систему гидравлического усилителя рулевого привода. На автомобиле ЗИЛ-131 запасное колесо устанавливается в откидывающемся кронштейне, расположенном за кабиной на правом лонжероне рамы и имеющим устройство для механического подъема и опускания колеса.

устройство пневматической шины

Рис. 130. Пневматическая шина: 1 - протектор; 2 - подушечный слой; 3 - каркас ; 4 - боковина; 5 -борт; 6 -металлическое кольцо; 7 - обод; 8 - вентиль; 9 - диск; 10 – камера

Пневматическая шина состоит из покрышки 3 (см. рис. 129), камеры 8 с вентилем ободной ленты 7.

Покрышка удерживает камеру на ободе, защищает её от повреж­дений, обеспечивает сцепление колес с дорогой. Покрышки состоит из каркаса 3 (рис. 130), двух бортов 5 с металлическими кольцами 5, подушечного слоя 2, протектора 1 и двух боковин 4.

Камера представляет собой замкнутую эластичную кольцевую трубу, заполненную сжатым воздухом. Для впуска воздуха, на камере при помощи гайки с шайбой и зажимной пластины закреплен вентиль 8, к которому крепится шланг системы регулирования давления воздуха в шинах.

Ободная лента предохраняет камеру от истирания об обод и зацепления ее бортами покрышки. Лента располагается между камерой и ободом.

На автомобиле КамАЗ-4320 устанавливаются широкопрофильные шины размером 1220 х 400 - 533. Первая цифра в этом размере обозначает наружный диаметр, вторая - ширину профиля, третья - внутренний диаметр, все величины в мм. Давление воздуха в шинах регулируется в пределах 70. 350 кПа.

На автомобиле Урал-4320 устанавливаются шины размером 370-508. В обозначении этой шины первая цифра обозначает ширину профиля, а вторая её внутренний диаметр в мм. Нормальное давление воздуха в шинах должно быть 250. 320 кПа, кратковременное снижение давления в этих шинах можно до 50 кПа.

На автомобиле ЗИЛ-131 устанавливаются шины размером 12.00-20. Здесь первая цифра обозначает ширину профиля, вторая - внутренний диаметр в дюймах (один дюйм равен 25,4 мм). Нормальное давление воздуха должно быть 300 кПа, допускается снижать его в зависимости от дорожных условий до 50 кПа. При движении по дорогам с твердым покрытием и при массе перевозимого груза до 5 т давление в шинах должно быть 420 кПа.

Каждая шина имеет свой номер, индекс завода-изготовителя и дату изготовления. Эти данные заносятся в технический паспорт автомобиля, там же указывается и дата установки шин на автомобиль.

Правила эксплуатации шин требуют, чтобы в шинах поддержи­валось нормальное давление. При недостаточном давлении быстро разрушается каркас шины, при избыточном давлении опорная поверхность протектора уменьшается, шина плохо поглощает толчки, снижается проходимость машины. Устанавливать давление в шинах следует в соответствие с дорожными условиями, а снижать до минимально допустимой величины можно только кратковременно с целью преодоления труднопроходимых участков пути.

Состояние шин влияет на безопасность движения. Излишнее давление воздуха в шинах увеличивает тормозной путь, может быть причиной боковой неустойчивости автомобиля. К таким же последствиям приводит эксплуатация автомобиля с изношенными шинами, особенно при движении по скользким дорогам.

Мотоцикл Урал М 72 по своим конструктивным и эксплуатационным качествам относится к разряду тяжелых дорожных мотоциклов класса 750 см в кубе.

Выпускался с 1942 года Ирбитским и с 1952 года Киевским мотоциклетными заводами.

За многие годы существования показал себя с самой лучшей стороны. Большой запас мощности двигателя на всех передачах, большая допустимая нагрузка, значительная скорость движения, удобство управления, простота ухода и обслуживания, большая износостойкость — все это привлекает к нему любителей мотоспорта.

Ценные качества обусловлены его удачной компоновкой и продуманной конструкцией.

Амортизация подрессоренных колес придает комфортабельность и значительно снижает утомляемость водителя при длительной езде.

Надежное освещение допускает быструю езду в темное время суток.

В настоящее время мотоцикл М 72 снят с производства, но на его базе созданы более совершенные по конструкции модели.

Урал М 72 технические характеристики

Тип мотоцикла — с коляской.
База, мм — 1430.
Дорожный просвет, мм — 130.
Колея, мм — 1100

Габариты, мм:
— длина — 2420;
— ширина — 1650.

Высота (по ключу зажигания) — 1000

Вес мотоцикла, кг:
— сухой — 335;
— рабочий — 380.

Расход топлива по шоссе, л/100 км — 7.
Запас хода по топливу по шоссе, км — 310.
Наибольшая скорость, км/час — 85.

Емкость (масляная), л:
— картера двигателя — 2,0;
— картера КП — 0,8;
— картера задней передачи — 0,150;
— воздухоочистителя — 0,2.

Емкость топливного бака, л — 22.

Тип двигателя — четырехтактный двухцилиндровый.
Марка — М-72М.
Диаметр цилиндра, мм — 78.
Ход поршня, мм — 78.
Рабочий объем, см³ — 746.
Степень сжатия — 5,5 ± 0,2.
Максимальная мощность, л. с. — 22.
Максимальный крутящийся момент, кг м — 4,0.
Материал головки блока — алюминиевый сплав.
Прокладка головки блока — асбометаллическая 0,6 мм.
Материал поршня — сплав алюминиевый.

Фазы газораспределения (по углу поворота кривошипа), град.:
— начало впуска до в. м. т. — 76;
— конец впуска после н. м. т. — 92;
— начало выпуска до н. м. т. — 116;
— конец выпуска после в. м. т. — 52.

Передаточное число главной передачи — 4,62.
Сцепление — сухое двухдисковое в маховике двигателя.

Количество дисков:
— ведущих — 3;
— ведомых — 2.

Технические характеристики коробки передач М-72 М

Тип — четырехступенчатая двухходовая.

Передаточные числа:
— на первой передаче — 3,6;
— на второй передаче — 2,286;
— на третьей передаче — 1,7;
— на четвертой передаче — 1,3.

Общее передаточное число:
— на первой передаче — 16,65;
— на второй передаче — 10,56;
— на третьей передаче — 7,85;
— на четвертой передаче — 6,01.

Шины мотоцикла М-72 М и их характеристики

Давление, кг/см²:
— переднего колеса — 1,6;
— заднего колеса — 2,0;
— колеса коляски — 1,8;
— запасного колеса — 2,0.

Зажигание и Электрооборудование М-72 М и их характеристики

Тип — батарейное магнето.
Марка катушки зажигания — Б — 2Б или Б-11.
Аккумуляторная батарея — 3МТ-14.
Генератор — Г — 11А.
Реле-регулятор — РР-31.
Сигнал — С — 23Б.
Фара ФГ — 6.

Двигатель м 72

Двигатель мотоцикла Урал М 72 двухцилиндровый четырехтактный, по своим конструктивным особенностям может быть отнесен к разряду форсированных двигателей дорожного типа (несмотря на нижний клапанный механизм газораспределения), так как степень сжатия, число оборотов и мощность его являются достаточно высокими. Двигатель на тяжелых мотоциклах Ирбитского завода имеет противоположное расположение цилиндров в горизонтальной плоскости, что обеспечивает хорошее уравновешивание сил инерции кривошипно-шатунного механизма и надежное охлаждение. К двигателю крепится коробка перемены передач, соединяющаяся при помощи муфты сцепления.

Цилиндры отлиты из легированного или модифицированного чугуна. За одно целое с нижними опорными фланцами цилиндров отлиты клапанные коробки. Левый цилиндр вынесен несколько вперед по отношению к правому. Головки цилиндров отлиты из алюминиевого сплава и имеют двойные ребристые днища для лучшего охлаждения цилиндров двигателя мотоцикла Урал М 72. Между головкой и цилиндром установлена асбометаллическая прокладка.

Поршни отлиты из специального алюминиевого сплава, что способствует их лучшему охлаждению. В верхних канавках поршней установлены два компрессионных кольца. В нижней канавке — масло сборное кольцо. В нижней канавке имеются сквозные вырезы, предназначенные для уменьшения теплопередачи от головки к юбке поршня и для сгона масла, снимаемого масло сборным кольцом со стенок цилиндра.
Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна. Все кольца имеют прямые замки, зазор в которых в рабочем положении составляет 0,25—0,45 мм.

Шатуны имеют неразъемные головки. В малые головки запрессованы бронзовые втулки, а в большие вставлены однорядные роликовые подшипники с сепараторами. Малая головка соединяется с поршнем при помощи плавающего поршневого пальца. Ролики большой головки обкатываются по поверхности шейки коленчатого вала, который имеет два колена с радиусами кривошипов 39 мм. Коленчатый вал в сборе с шатунами является неразъемным узлом, так как его разборка и сборка невозможны без специальных приспособлений.

Долговечность работы этого узла гарантируется заводом в пределах 15 000 км. В собранном виде вал устанавливается в неразъемном картере на двух шарикоподшипниках. Для крепления двигателя к раме мотоцикла в нижней части картера имеются специальные приливы с отверстиями для сквозных болтов.


Двигатель мотоцикла М 72 (в разобранном виде).
1 — крышка картера передняя; 2 — трубка сапуна; 3 — контргайка; 4 — сальник распределительного вала; 5 — корпус сальника; 6 — крышка распределительной головки; 7 — сапун; 8 — шестерня распределительного вала; Р — распределительный вал; 10 — фланец распределительного вала; 11 — подшипник распределительного вала; 12 — уплотнительная прокладка; 13 — втулка распределительного вала; 14 — картер; 15 — прокладка генератора; 16 — шестерня генератора; 17 — соединительная штанга; 18 — втулка шестерни привода масляного насоса; 19 — шестерня; 20 — пробка шестерни; 21 — упор генератора; 22 — крышка и прокладка клапанной коробки; 23 — винт крышки; 24 — маховик; 25 — палец маховика; 26 — замочная шайба и болт крепления маховика; 27 — болт и замочная шайба шестерни коленчатого вала; 28 — шестерня коленчатого вала; 29 — крышка корпуса подшипника; 30 — подшипник; 31 — корпус подшипника; 32 — коленчатый вал; 33 — маслоуловитель; 34 — уплотнительная прокладка; 35 — корпус заднего подшипника коленчатого вала; 36 — сальник; 37 — сепаратор роликоподшипника большой головки шатуна; 38 — ролик; 39 — шатун; 40 — втулка малой головки шатуна; 41 — палец поршня; 42 — поршень; 43 — маслосъемное кольцо; 44 — компрессионное кольцо; 45 — трубка масляной магистрали; 46 — пеногасители; 47 — распорная втулка картера; 48 — уплотнительное кольцо; 49 — пробка; 50 — соединительная муфта; 51 — прокладка корпуса масляного насоса; 52 — корпус масляного насоса; 53 — шестерни масляного насоса; 54 — крышка корпуса масляного насоса; 55 — фильтр масляного насоса; 56 — поддон; 57 — уплотнительная прокладка поддона; 58 — сливная пробка и уплотнительная шайба; 59 — прокладка цилиндра; 60 — левый цилиндр; 61 — прокладка карбюратора; 62 — прокладка головки цилиндра; 63 — головка цилиндра; 64 — болт крепления головки цилиндра; 65 — тарелка клапанной пружины верхняя; 66 — прокладка клапанной пружины уплотнительная; 67 — клапан; 68 — пружина клапана; 69 — нижняя тарелка клапана; 70 — сухарь; 71 — болт и контргайка толкателя; 72 — направляющая толкателя; 73 — толкатель; 74 — планка направляющей толкателя; 75 — шпилька планки.

Система смазки двигателя мотоцикла Урал М 72

Смазка двигателя мотоцикла Урал М 72 имеет комбинированную систему смазки. Питание двигателя происходит от двух кабюраторов. Под давлением смазываются подшипники больших головок шатунов, левый цилиндр и шестерня распределения. Остальные детали смазываются разбрызгиванием масла масляным туманом. Нижняя часть картера двигателя закрыта стальным штампованным поддоном, являющимся резервуаром 19 для масла, емкость которого составляет 2 литра.


Смазка двигателя мотоцикла Урал М 72 под давлением осуществляется при помощи одноступенчатого шестеренчатого насоса 1, приводимого в действие от распределительного вала двигателя. При работе двигателя шестерни наcoca 2 и 3 гонят масло в главную масляную магистраль, а оттуда к двум маслоуловителям 12, на верхнюю стенку левого цилиндра и к ведущей шестерне коленчатого вала. После этого масло разбрызгивается на трущиеся поверхности деталей кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения. В корпусе распределительной коробки смонтирован золотниковый сапун, вращающийся вместе с шестерней распределительного вала и предназначенный для снижения давления масла в картере двигателя мотоцикла.

Питание двигателя мотоцикла Урал М 72

Система питания двигателя мотоцикла Урал М 72 включает в себя топливный бак емкостью 22 л, трехходовой краник КР-16 и два карбюратора К-37 А, имеющие один общий воздухоочиститель, всасывающие и выхлопные трубы. Карбюраторы имеют одинаковое устройство, но невзаимозаменяемы (левый и правый).


Карбюратор К-37 А состоит из корпуса, за одно целое с которым отливается поплавковая камера. Последняя закрывается крышкой 3, в которой имеется утопитель 5. При нажатии на утопитель поплавок опускается, уровень топлива в камере повышается, и смесь, поступающая в цилиндры двигателя, обогащается. Система питания подготовила двигатель мотоцикла к пуску.

Для автоматического регулирования уровня топлива в поплавковой камере имеется запорная игла 4, управляемая пустотелым поплавком 6. Топливо поступает в поплавковую камеру до тех пор, пока поплавок не всплывет вместе с запорной иглой, а последняя своим верхним коническим концом не перекроет отверстие штуцера в крышке поплавковой камеры. На штуцере имеется сетчатый фильтр 8, предназначенный для фильтрации топлива.

В нижней части корпуса имеются два отверстия. В верхнее отверстие ввинчивается распылитель 10, в который, в свою очередь, ввинчивается главный жиклер 9. В нижнее отверстие ввинчивается штуцер 7 с фильтром 8. Распылитель сообщается со смесительной камерой воздушным каналом.

Жиклер малых оборотов (холостого хода) 13 ввинчивается в нижнюю часть корпуса карбюратора. Жиклер закрывается снизу запорным винтом 21, который предназначен для продувки жиклера. Топливо к жиклеру малых оборотов поступает из поплавковой камеры по каналу 14, а воздух подводится из воздушного патрубка через воздушный канал 16 и дополнительный канал, соединенный с воздушным фильтром 17. Воздушный канал 16 перекрывается регулировочным винтом 18 с контргайкой.

Над распылителем расположен дроссельный золотник 2 с иглой 12 и пружиной 23. Золотник имеет скос со стороны поступающего в патрубок воздуха, а на боковой поверхности — два продольных паза.

Игла дросселя входит во внутренний канал распылителя главного жиклера, благодаря чему топливо к распылителю поступает по кольцевому зазору между стенкой канала распылителя и иглой. В верхней части иглы имеется четыре отверстия. Если совмещать поочередно эти отверстия с двумя отверстиями, имеющимися в корпусе — золотника, то можно получить восемь различных положений иглы по высоте.

Чем ниже расположена игла, тем беднее смесь, и наоборот.

Дроссельный золотник перемещается по направляющей, которая закрывается сверху крышкой 24 и закрепляется накидной гайкой 25. Пружина 23 отжимает золотник вниз, а подъем золотника вверх ограничивается упором 20. Этот упор (ограничитель) в период обкатки не позволяет давать двигателю большие обороты и перегружать его.

Дроссельные золотники поднимаются или опускаются при вращении в соответствующую сторону поворотной ручки газа, соединенной с золотниками при помощи тросов. Оба золотника должны приводиться в действие и работать синхронно, что достигается определенной установкой упоров оболочек тросов 26 с последующей затяжкой контргаек 27.

Механизм газораспределения двигателя мотоцикла Урал М 72

Механизм газораспределения двигателя мотоцикла Урал М72 имеет нижнее (боковое) расположение клапанов.

Распределительный вал смонтирован в верхней части картера на двух бронзовых подшипниках (выпуск до 1955 года). На мотоциклах более поздних выпусков передний бронзовый подшипник заменен шариковым.

Распредвал получает привод от коленчатого вала двигателя через пару шестерен со спиральным зубом.

За одно целое с валом выполнено пять кулачков: два всасывающих, два выпускных и один кулачок зажигания.

Последний служит для размыкания контактов прерывателя.


Подъем клапанов при работе механизма газораспределения двигателя мотоцикла Урал М 72 осуществляется через прямоугольные плоские толкатели, изготовленные из чугуна с отбеленными рабочими поверхностями.

Толкатели перемещаются в алюминиевых направляющих втулках.

Надежная работа двигателя гарантируется при условии наличия термического зазора между болтами толкателей и стержнями клапанов. Этот зазор для холодного двигателя должен быть равен 0,1 мм.

Управление мотоциклом Урал М 72

Управление мотоциклом Урал М 72 осуществляется механизмами, расположенными на руле и имеющими ручной привод.

Кроме того, имеются парная тормозная педаль и рычаг переключения скоростей коробки передач.

К ручным механизмам управления относятся: ручка газа, рычаг переднего тормоза, рычаг муфты сцепления, комбинированная манетка.


Ручка газа, расположенная на правой половине руля, соединяется при помощи гибких тросов с карбюраторами. Для увеличения числа оборотов двигателя ручку газа нужно повернуть на себя, а для уменьшения от себя.

Рычаг переднего тормоза шарнирно укреплен на кронштейне с правой стороны руля и гибким тросом соединен с рычагом 24. Для торможения переднего колеса рычаг переднего тормоза нужно прижать к рукоятке руля.

Рычаг муфты сцепления расположен на левой рукоятке руля и при помощи гибкого троса соединен с рычагом 19 сцепления. Для выключения сцепления рычаг муфты следует прижать к рукоятке руля.

Комбинированная манетка предназначена для принудительного опережения зажигания, переключения света в фаре и включения электрического сигнала.

Электрооборудование мотоцикла Урал М 72

Электрооборудование мотоцикла Урал М 72 состоит из следующих приборов и агрегатов:
генератора марки Г-11А;
аккумуляторной батареи З-МТ-7 или З-МТ-14;
реле-регулятора РР-31;
катушки зажигания ИГ-4085-Б;
прерывателя-распределителя ПМ-05;
запальных свечей НА11/11АУ;
фары ФГ-6, ламп освещения, сигнала, переключателей и контрольной лампы.


Запальная свеча НА11/11АУ—разборного типа, состоит:
из уралитового изолятора 1;
центрального электрода 4;
стального корпуса 2;
бокового электрода 5;
гайки изолятора 3;
двух медных прокладок 6;
одной медноасбестовой прокладки 7.
Сверху центральный электрод закрыт карболитовым наконечником 5.
Искровой зазор между центральным и боковым электродами должен быть 0,7 мм.


Фара ФГ-6 состоит из корпуса 1, ободка 2 с рассеивателем, рефлектора 3 с двухнитевой лампой 4 и лампой света стоянки 5. В корпусе фары размещены центральный переключатель 6, переключатель дальнего и ближнего света 7, спидометр 8, контрольная лампа 9 и предохранитель 10. Включение различных положений центрального переключателя производится при помощи ключа 11. По бокам корпуса фары имеются держатели проводов.

Схема электрооборудования мотоцикла М 72.

1 – двухнитевая лампа; 2 – ключ зажигания; 3 – предохранитель; 4 – фара; 5 – центральный переключатель; 6 – провод рефлектора на массу; 7 – провод высокого напряжения; 8 – свеча; 9 – провод высокого напряжения; 10 – катушка зажигания; 11 – габаритный фонарь; 12 – сигнал; 13 – провод заднего фонаря коляски; 14 – лампы заднего фонаря коляски; 15 – лампы заднего фонаря мотоцикла; 16 – датчик стоп-сигнала; 17 – реле-регулятор; 18 – генератор; 19 – аккумулятор; 20 – провода низкого напряжения; 21 – массовый провод аккумулятора; 22 – прерыватель; 23 – распределитель; 24 – провод высокого напряжения; 25 – соединительные провода прерывателя с катушкой зажигания; 26 – кнопка сигнала; 27 – провод сигнала; 28 – рычажок опережения зажигания; 29 – трос переключения света; 30 – переключатель света; 31 – контрольная лампа; 32 – лампа стояночного света; 33 – лампа освещения спидометра; 34 – соединитель проводов мотоцикл – коляска; 35 – провод заднего фонаря коляски;36 – провод заднего фонаря коляски; 37 – Ш, Я и Б – клеммы реле-регулятора.

Устройство остальных электроприборов и агрегатов мотоцикла Урал М 72 приведено в описании электрооборудования мотоцикла К 750.

Необходимый водительский инструмент показан ниже.


Коляска мотоцикла М 72

К мотоциклу М 72 могут прикрепляться пассажирские коляски двух типов.

С жестким креплением колеса на двухопорной оси и с торсионной подвеской колеса на консольной оси.

Коляски второго типа мотоциклов Урал отличаются достаточно высокой мягкостью хода и большей долговечностью.


Кузов коляски изготовляется из стальных листов толщиной 1 мм, сваренных между собой точечной сваркой. Кузов состоит из бортов 1, сиденья 3 со спинкой 4 для пассажира, деревянного настила 2 и крышки багажника с держателем запасного колеса 5.

Крышка багажника открывается поворотом валика 6 с установленными на нем кулачками 7 и 5. В свободном состоянии валик замка отжимается пружиной 9.

Кузов соединяется с рамой впереди двумя скобами 10 с резиновыми подушками 12 в обоймах 11. Задняя часть кузова опирается на балку, подвешенную при помощи башмаков на концах рессор

Рама коляски соединяется с мотоциклом в четырех точках при помощи двух цанговых зажимов и двух стоек.

Читайте также: