Составляющие успеха водителя в овладении мастерством управления автомобиля

Обновлено: 02.07.2024

Разберёмся по порядку.

Мастерство, -а, ср. 1. Ремесло, ремесленное занятие. Обучаться мастерству. 2. Высокое искусство в какой-н. области. Педагогическое м. Делать что-н. с большим мастерством.

Так написано в словаре Ожегова. То есть мастерство — одновременно и ремесло, и высокое искусство.

Что это означает?

Где-то прочитал про актёрское мастерство: Если у актёра 10 штампов — он плохой актёр. Если 100 — хороший. Если 1000 — гениальный. За конкретные цифры не ручаюсь, но смысл такой.

А штамп — готовый образец, трафарет, которому слепо следуют. Этим азам ремесла и учат в любой профессии. Человек не должен задумываться, как произвести отдельную элементарную профессиональную операцию. Он должен получить результат в целом. И только тогда ремесло становится искусством. А в сумме — мастерством.

Азы ремесла будущим водителям дают в автошколе. Заучивают правила, отрабатывают отдельные элементы управления автомобилем. Через пару месяцев он становится водителем, но пока плохим. Хотя у каждого свои способности. То же самое происходит, например, в балетной школе. Заучиваются и отрабатываются отдельные элементы танца. И в течение гораздо большего времени.

В дальнейшем каждый человек набирает и дальше элементы своего ремесла. С ростом их числа возникает уже проблема их сочетаемости. У артиста для выражения образа, а у водителя — для безопасного передвижения. Чем выше мастерство — тем меньше приходится думать и лучше результат.

Вспомните притчу о сороконожке. Когда её спросили, в каком порядке она передвигает ноги, она задумалась и не смогла сдвинуться с места.

Актёру легче, чем водителю. Его партнёры тоже действуют, как задумал когда-то режиссер.

А процесс вождения некоторые сравнивают с шахматной партией. Ситуация всё время меняется, и надо всё время просчитывать наперёд возможные действия других водителей и свои. Это тоже неправильно. Каждая шахматная фигура подчиняется общей стратегии шахматиста, а каждый отдельный водитель преследует только свою конечную цель. И их больше, чем шахматных фигур. Что-то просчитывать — бесполезно!

Хороший водитель движется к своей цели, подчиняясь правилам дорожного движения, но не думая об их отдельных элементах, как и отдельных элементах управления автомобилем.

Да, нужно при этом следить и за светофорами, и даже не только ближайшими впереди. За сигналами и поведением других водителей, особенно странно себя ведущими. Указателями и разметкой, если дорога незнакомая.

Но реагировать на всё это нужно машинально — в меру имеющихся элементов ремесла и достигнутого искусства их применения.

А совершенствованию в любом деле — нет предела.

Еще важнее машинально действовать при возникшей неожиданно критической ситуации, о чём я уже писал в первой части статьи о водительском мастерстве.

По вине водителей, пешеходов и других участников дорожного движения происходит основная часть ДТП, поэтому в работах по повышению безопасности движения водитель является объектом самого пристального внимания.

  • - организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
  • - создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и надземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Основными требованиями по обеспечению безопасности при перевозках пассажиров и грузов регламентируются следующие аспекты деятельности водителя:

  • - наличие у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории и документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования, а также о соответствии его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок;
  • - прохождение стажировки лицами, впервые нанимаемыми на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водителями, имеющими перерыв в водительской деятельности более одного года, водителями, назначаемыми для работы на горных маршрутах, а также водителями, переведенными на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров;
  • - стажировка водителей;
  • - поддержание необходимого уровня информированности, повышение профессионального мастерства и дисциплинированности водителей;
  • - обеспечение здоровья, режима труда и отдыха водителей.

К управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.

К работе на горных маршрутах допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы на автобусе не менее трех лет при условии прохождения стажировки на этих маршрутах сроком не менее шести дней. При переводе с одного горного маршрута на другой проводится стажировка водителей на новом маршруте в течение одного-двух дней; при переводе с одной марки автобуса на другую - в течение трех-четырех дней. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.

В целях приобретения твердых навыков вождения водители, поступившие на работу после окончания учебы из других предприятий либо имевшие длительный перерыв в работе на транспортных средствах тех или иных марок, проходят стажировку.

Продолжительность стажировки водителей автобусов, подготовленных по специальной программе категории Д, составляет 32 рабочих дня. После стажировки им присваивается квалификация водителя II класса.

После переподготовки водителей III класса (категорий В и С) для работы на автобусах (категория Д) стажировка на предприятии продолжается 15 дней.

Водители II и I классов, имеющие разрешающие отметки на управление транспортными средствами категории В, С, Д, но не работавшие ранее и впервые назначаемые на работы на автомобилях-такси или автобусах, обязаны пройти специальную подготовку в учебном комбинате и стажировку в АТП продолжительностью три дня для работы на автомобилях-такси и восемь дней - для работы на автобусах.

Водители-наставники, осуществляющие стажировку, назначаются приказом по предприятию из числа лучших водителей II и I класса со стажем работы не менее пяти лет, без ДТП по их вине в течение последних трех лет и без нарушений трудовой и транспортной дисциплины, а также имеющие хорошие показатели работы, способные воспитывать и обучать водителей.

Профессиональное мастерство водителя включает в себя не только технические навыки и умения, но и способность анализировать дорожно-транспортные ситуации, определять степень их опасности и на этой основе принимать обоснованные решения по управлению автомобилем.

В результате реализации этапов реформирования транспортного комплекса страны за последнее десятилетие подверглись значительным изменениям и дополнениям нормативные правовые документы,

регламентирующие обеспечение безопасности дорожного движения,

совершенствовалась нормативная техническая база, требования к конструкции транспортных средств и ее элементам, влияющим на безопасность движения. Качественно изменился и значительно увеличился парк эксплуатируемых транспортных средств. Все более заметнее влияние на состояние транспортного сектора большинства городов и населенных пунктов оказывает процесс активной автомобилизации населения, появился новый участник дорожного движения - индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку пассажиров и грузов на коммерческой основе.

Столь значимые преобразования не могли обойти стороной условия трудовой деятельности водителей транспортных средств и, следовательно, сформировали потребность в дополнении и содержательном обновлении комплекса мероприятий, связанных с повышением профессионального мастерства водителей.

Для совершенствования знаний по БД и повышения профессионального мастерства водителей предприятия автомобильного транспорта должны ежегодно проводить дополнительные занятия с водителями по 20-часовой программе.

Программой ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций должно предусматриваться изучение следующих тем, которые характеризуют ее направленность:

  • - состояние дорожно-транспортной аварийности на автомобильномтранспорте;
  • - конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие

- профессиональное мастерство водителя транспортного средства (ТС) и

  • - основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях (ДТС) повышенной опасности в системе А - В - Д - С;
  • - одиночное движение по загородной дороге; встречный разъезд; следование за лидером; обгон; объезд;
  • - особенность управления ТС в сложных дорожных условиях;
  • - проезд перекрестков железнодорожных переездов, транспортных путей;
  • - ДТС с участием пешеходов, велосипедистов; посадка и высадка пассажиров;
  • - маневрирование в ограниченном пространстве; буксировка ТС;
  • - общие требования к водителю в нормативных документах;
  • - проверка знаний водителями;
  • - ДТП и виды ответственности;
  • - первая помощь при ДТП;
  • - виды и формы поражения пострадавших при ДТП; приемы первой медицинской помощи;
  • - практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи, состав аптечки;
  • - анализ маршрутов движения ТС и выявление опасных участков на маршруте;
  • - прогнозирование и предупреждение возникновения опасных ДТП на маршрутах движения ТС.

Элементы профессионального мастерства водителя приведены на рис. 1.3.

Подготовка и повышение квалификации водительских кадров в настоящее время связаны с применением ситуационного обучения (в том числе обучения действиям в критических ситуациях), получением систематизированных знаний о типичных опасных ситуациях, характерных для конкретных условий профессиональной деятельности. При этом главное внимание уделяется обучению навыкам выделения момента возникновения опасности, распространения этого момента на начальных стадиях дорожно- транспортных ситуаций и прогнозирования развития ситуации.

Анализ процесса накопления профессионального опыта водителем позволяет рекомендовать некоторые принципы целенаправленного формирования навыков прогнозирования дорожных ситуаций:

Рис. 1.3. Элементы совершенствования профессионального мастерства

Могут быть предложены к рассмотрению следующие ситуации:

  • - проезд перекрестков;
  • - проезд железнодорожных переездов;
  • - встречный разъезд автомобилей;
  • - выполнение обгона;
  • - проезд мимо остановок общественного транспорта;
  • - вынужденная стоянка на дороге (обочине);
  • - движение на закругленных участках;
  • - засыпание водителя за рулем автомобиля.

Попадая в какую-либо из перечисленных ранее ситуаций, водитель заранее должен уметь предвидеть их потенциальную опасность, чтобы избежать тяжелых последствий. Для этого прежде всего ему необходимо уже на ранней стадии процесса развития дорожной ситуации уметь принимать правильное решение.

При ситуационном методе обучения выделяется четыре стадии: предопасная, нештатная (опасная), аварийная (момент ДТП) и послеаварийная.

На предопасной стадии опасность еще только едва наметилась, однако ее обнаружение и принятие мер по ее предотвращению позволят водителю достаточно легко, без предельного напряжения физических и нервных сил избежать ДТП. Именно на этой стадии опытные водители предвидят и предотвращают наступление опасных стадий развития ситуаций.

На опасной стадии водителю приходится действовать при полном напряжении сил в условиях дефицита времени. В этом случае требуется почти мгновенно принять и осуществить единственно правильное решение, что, естественно, требует определенного опыта и навыков управления автомобилем.

Аварийная стадия — это непреднамеренное, практически мгновенное усложнение дорожной обстановки, при котором водитель не может избежать ДТП. В этом случае время, которым располагает водитель для оценки обстановки и принятия решения, очень ограничено.

В программах подготовки и повышения квалификации водителей всех категорий предусмотрена тренировка действий в критических ситуациях, возникающих при возможных поломках и отказах автомобильной техники, ухудшении метеорологической и дорожной обстановки, ошибочных действий других участников дорожного движения.

В зависимости от их последствий критические ситуации могут быть следующими:

- внезапное появление подвижной или неподвижной помехи на проезжей части;

  • - ухудшение метеорологических условий (дождь, туман, гололед и т.д.);
  • - изменение состояния водителя (ослепление, сонливость и т.д.);
  • - опасное состояние проезжей части (ямы, открытые колодцы, ухабы и т.д.);
  • - поломка и отказы агрегатов автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения (повреждение тормозного или рулевого механизма, пробой переднего колеса и т.д.).

По каждой стадии занятия ведутся в три этапа. Первый этап — теоретические занятия в классе. Второй этап -практические занятия на специализированном тренажере, где имитируются стрессовые ситуации. Третий этап - тренировочные занятия на автодроме, в процессе которых отрабатываются действия в критических ситуациях. При этом моделируются:

Профессиональное мастерство водителя определяется как набор качеств, обеспечивающих уровень мастерства безопасного, экономичного и комфортного управления автомобилем, его предлагается рассматривать как совокупность профессионального интеллекта водителя и технических навыков управления автомобилем. При этом профессиональным интеллектом называют способность водителя предупреждать возникновение опасных ситуаций в дорожном движении.

Технические навыки определяют мастерство выхода из опасных критических ситуаций.

Мастерство управления автомобилем определяется качеством каждого из пяти структурных элементов модели восприятия и переработки информации водителем:

  • 1. восприятия;
  • 2. принятия и обработки информации;
  • 3. подготовки и выбора решений по управлению автомобилем;
  • 4. принятия решений;
  • 5. технического исполнения решений.

Рассматривая совокупность профессиональных качеств водителя, необходимых для обеспечения безопасности движения, в целях обучения следует рассматривать в первую очередь единство трех качеств: 1) технического мастерства управления автомобилем; 2) знаний и навыков поведения в дорожном движении; 3) дисциплины и ответственности (включая морально-деловые качества и социальнопсихологическую устойчивость).

Для эффективного обучения водителей и профилактики аварийности важно установить основные механизмы возникновения ДТП и причины ошибочных действий водителей, квалифицируемых как нарушения ПДД.

Зависимость изменения уровня самооценки водителя от опыта управления автомобилем

Рис. 4.1 Зависимость изменения уровня самооценки водителя от опыта управления автомобилем

На представленном графике выделяются три наиболее характерные стадии. Граница первой заканчивается на пробеге 20-25 тыс. км; на этой стадии большинство водителей склонно к реальной оценке своих возможностей или даже к их некоторой недооценке. Установлено, что причины происшествий, возникающих в течение этого периода времени, объясняются, в первую очередь, недостатком знаний и навыков поведения в дорожном движении. Меньшее влияние на возникновение ДТП оказывает несовершенство технического мастерства; доля дорожно-транспортных происшествий у молодых водителей, вызванных сознательными нарушениями или рискованным поведением, невысока.

На третьей стадии пробега (свыше 60 тыс. км) повышается объективность самооценки водительского мастерства, но доминирует все-таки переоценка.

Ошибки, совершаемые водителями, очень разнообразны как по характеру, так и по причинам. Для того, чтобы их систематизировать, воспользуемся схемой (рис. 1.19), иллюстрирующей деятельность по управлению автомобилем в виде двух блоков из четырех функций. При выполнении каждой из функций может быть допущена ошибка.

Ошибки восприятия выражаются в том, что потенциальные опасности либо полностью не обнаруживаются, либо обнаруживаются с опозданием. Например, остался незамеченным пешеход, вышедший из-за стоящего автобуса, или знак, предупреждающий об опасности и т.п.

Когда признаки опасности ДТС обнаружены вовремя, то и в этом случае могут возникнуть ошибки оценки параметров ситуации. Например, водитель обнаружил автомобиль, подъезжающий к нерегулируемому перекрестку справа, но из-за неправильной оценки скорости автомобиля сделал неправильное предположение о возможности проезда пересечения первым. Ошибки оценки обычно являются результатом неверного определения таких параметров ситуации, как скорость, дистанция, ускорение, расположение на проезжей части, расстояние до объекта.

Здесь собраны советы "бывалых". Мастерство автовождения - это то, что мы так довно хотели узнать, но так и не узнали. Читать только тем, кто еще не бывал в авариях!

Если при движении автомобиля вас вдруг занесло

(почему - об этом ниже), ни в коем случае не давите на тормоз, так вы окончательно потеряете контроль над машиной. При правильных действиях в такой ситуации даже после одного оборота автомобиля на дороге водителям удавалось его "обуздать" только потому, что они не блокировали тормозами колеса и грамотно действовали рулем и педалью газа

Итак, если у вас заднеприводной автомобиль, и вас занесло в то время, как вы давили на педаль газа, сразу же сбросьте газ; если же вы тормозили двигателем на ледяном спуске и "попа" у вас поехала в сторону, то чуть добавьте газа или переключитесь на повышенную передачу. Естественно, руль при этом - в сторону заноса. И в том, и в другом случае идея в общем-то одна: восстановить потерянное сцепление колес с дорогой, т.е. колеса должны не проскальзывать по дороге.

Если ваш автомобиль переднеприводной и вас начало заносить,

немедленно полностью надавите на газ. Еще лучше будет, если вы быстро переключитесь на низшую передачу и "утопите" педаль газа. Рулевое колесо так же надо повернуть в сторону заноса. В этом случае все действия направлены на то, чтобы ведущий "передок" вытянул автомобиль. Если вы успеете переключиться на низшую передач>' и "утопить" педаль газа до того, как автомобиль занесет градусов примерно на 60, то вы наверняка справитесь с машиной.

Тут, однако, подстерегает другая беда: если, когда автомобиль уже начал выравниваться, вы будете недостаточно четко и быстро управлять рулем или будете неправильно действовать педалью газа, вас "мотнет" в обратную сторону. Поэтому, как только автомобиль начал выравниваться, надо тут же уменьшить величину воздействий, приведших к этому, и быть готовым к тому, что вас все-таки немного "мотнет" в обратную сторону-Автомобиль всегда заносит по одной причине: он неправильно управляется.

Может быть, это вы ошибки делаете, а может быть в данный момент конструкция автомобиля не позволяет им управлять (лопнула рулевая тяга, "отвалилось" колесо). Но чаше все-таки дело в ошибках водителя. Вот основные из них.

Для заднеприводной машины:

1. Вы сильно надавили на педаль газа, и задние колеса начали пробуксовывать;
2. Вы резко крутанули руль;
3. Вы сильно тормозите двигателем.

Для переднеприводной машины:

1. Вы резко сбросили газ;
2. Вы резко крутанули руль;
3. Вы тормозите двигателем.

Во всех этих причинах эпитеты "сильно" и "резко" можно заменить и на менее категоричные, если у вас плохая подвеска (например, не "держат" амортизаторы), или нарушена геометрия установки колес (например, очень сильное схождение).

Причиной заноса могут быть также:

разная резина на колесах (даже одно колесо); неисправность тормозов; неисправность рулевого управления; неисправность подвески. Надо заметить, что эти четыре причины вносят в алгоритм управления автомобилем новые, никому неизвестные вводные и поэтому очень опасны.

Другими совами, даже мастер автомобильного спорта не может точно спрогнозировать поведение машины при заносе, если у него, например, все колеса с разным рисунком и не держит какой-нибудь амортизатор.

Из всего сказанного следует вывод: чтобы вы могли ездить более-менее безопасно, ваш автомобиль должен быть относительно исправен, ездить на нем вы должны плавно и не очень быстро. Если дорога скользкая, то еще более плавно и еще менее быстро. Сама по себе скорость обычно аварий не вызывает, но если она велика, вы просто не успеваете реагировать на поведение машины и начинаете делать ошибки в управлении, а ошибки в управлении уже ведут, как пишется в сводках ГАИ, "к потере управления автомобилем".

Самое эффективное торможение

происходит, когда колеса не заклинены, но вот-вот заклинят, т.е. "на грани юза". Поскольку этот момент уловить очень сложно (состояние дороги, состояние резины - все это меняет сцепные свойства колес), тормозите прерывистым нажатием на педаль тормоза. К тому же в этом случае автомобиль будет слушаться руля, т.е. управляться. Кстати, система ABS или ALB (антиблокировочная) в тормозах новых автомобилей делает то же самое: снижает давление в рабочих тормозных цилиндриках, когда колеса начинают останавливаться, потом снова поднимает и т.д.

Избегайте тормозить на повороте.

До поворота - сколько угодно, равно как и после него. Дело в том, что при любом торможении снижается сцепление колес с дорогой, а на повороте сцепление колес с дорогой и так снижено, величина этого снижения зависит от состояния колес, вашей скорости и состояния дороги. К тому же при повороте на автомобиль действуют центробежные силы, что еще больше повышает требование к качеству сцепления колес с дорогой. Когда вы на повороте просто отпустите педаль газа, вы тормозите двигателем и можете, например, на гололеде, вылететь с дороги. Поэтому, входя в сложный поворот, резко и полностью не сбрасывайте газ и не тормозите.

Двигайтесь все время по своей стороне. Если вы по какой-то причине (яма или какая-нибудь помеха на вашей полосе) выезжаете на левую сторону, то даже если встречные машины далеко и вы прекрасно успеваете, то все равно вы нервируете водителей этих машин, они ведь не знают, почему им кто-то "в лоб" выходит. Так что, если другого выхода нет, и вы выезжаете на встречную полосу, то покажите, хотя бы включением сигнала поворота, что вы собираетесь убраться с их пути. Если вы этого не сделаете (хотя бы просто из вежливости), то не удивляйтесь, если какой-нибудь водитель встречной машины примет неверное решение и уйдет на вашу полосу, а может быть, потом передумает и вернется на свою. Чем все это может кончиться, неизвестно.

За рулем микроавтобуса, управление которым вообще гораздо сложнее,

чем управление обычными "седанами" (из-за большой парусности и большей высоты центра тяжести), не забывайте о том, "то этот микроавтобус по-разному управляется и в зависимости от загрузки, поэтому не гоняйте на нем, пожалуйста. Весь опыт, приобретенный при управлении пустым автобусом, почти бесполезен, если салон у вас набит пассажирами. Седан также по-разному реагирует на действия рулем в зависимости от загрузки пассажирами, но у микроавтобусов эта зависимость более ярко выражена.

Двигаясь по трассе и увидев впереди мост, сбросьте скорость, т.к. перед ним и сразу за ним обязательно будут ямы, исключения из этого правила - такая редкость для российских дорог.

К участку трассы, политому гудроном, надо относиться, как к очень скользкому и коварному. Это не гололед, но очень близко к нему. А если этот участок шоссе сверху уже присыпан мелким гравием (узнать бы, кто автор такого способа ремонта дороги), то очень велика вероятность того, что вы "заполучите" камень в лобовое стекло. Надо насколько возможно принять вправо и снизить скорость буквально до 10 км/час. Больше всего бойтесь встречных грузовиков: их большие колеса с развитыми грунтозацепами щедро расшвыривают камни во все стороны, тем более, что брызговики у них, как правило, отсутствуют. Поэтому, увидев летящий по середине ремонтируемой трассы КАМАЗ, моргните ему хотя бы фарами и как можно дальше уйдите на обочину. Можно даже остановиться.

Если вы на большой скорости подъезжаете к закрытому участку дороги,

например, к повороту, и видите, как из-за этого поворота выползает какой-нибудь тяжелый грузовик, немедленно сбросьте скорость: почти наверняка найдется какой-нибудь лихач, которому надоело тащиться за грузовиком и он решил его обогнать, а за ним, как правило, пристраивается второй, и оба они хотят быстро совершить обгон и, следовательно, давят на педаль газа до полика.

Черные полосы на гладком шоссе могут быть следами экстренного торможения автомобилей, которые проехали раньше вас, значит впереди, там где вам еще не видно, находится причина этого торможения: яма, например.

Верхом глупости у профессионалов считается давить на педаль газа, когда вас уже обгоняет другой автомобиль.

Чаще всего "ловит гвоздь" заднее правое колесо. Во-первых, когда вы едете по своей правой стороне, правые колеса сильнее левых рискуют наехать на какие-нибудь предметы, находящиеся на обочине (камешки, веточки и, конечно, гвоздики). Во-вторых, переднее колесо, проезжая через лежащий гвоздик, подбрасывает его немного вверх, и, когда этот гвоздик находится в вертикальном положении, заднее колесо натыкается на него.

Двигаясь в колонне,

следите не только за, непосредственно перед вами идущим автомобилем, но и за машинами, следующими перед ним: у кого-то там, впереди, вспыхнули "стопы", значит, сейчас они загорятся у всех, поэтому готовьтесь тормозить. Вот кто-то включил правую мигалку, готовьтесь включить левую и нажать на тормоз и не забудьте взглянуть в зеркало заднего вида. Вот кто-то впереди, включив левую мигалку, пошел на обгон. Что там впереди делается, есть ли встречные, вам еще не видно, но если вы торопитесь, включайте левую мигалку, вываливайтесь из колонны - и вперед. Машина, которая впереди вас уже начала обгон, видит, что все "чисто", и вы, следуя за ней, почти ничем не рискуете. Правда, может оказаться, что идущая впереди машина просто поворачивает налево, но тут уже надо просто знать дорогу - Как вероятного противника.

Если вы влетаете в лужу на большой скорости и вам наплевать на окружающих пешеходов, то вы все-таки должны учесть два момента, касающиеся лично вас и вашего автомобиля. Во-первых, на дне лужи может быть яма. А во-вторых, может возникнуть эффект аквапланирования, т.е. колесо не будет успевать вытеснять из-под себя всю воду, и, следовательно, машина потеряет управление. А, кроме того, во время такой езды мощные водяные струи под днищем автомобиля очень хорошо вымывают смазку из-под пыльников и крестовин.

Если, желая сэкономить топливо, на затяжном спуске вы решили выключить двигатель, то учтите, что в этом случае после третьего торможения у вас почти пропадут тормоза, руль станет "тяжелым" и, самое главное, вы случайно можете довернуть ключ зажигания в положение "Lock". После этого рулевое колесо заблокируется, и вам останется доехать только до первого поворота.

Все, что закреплено у вас на крыше (багажник, держатели для лыж, дополнительные фары, какие-нибудь обтекатели и т.п.), повышает расход топлива. И чем выше скорость, тем больше повышение расхода топлива.

Самая экономичная скорость - это скорость от 80 до 100 км/час

(80 км/час - это примерно 2000 об/мин на пятой передаче, а 2000-3000 об/мин - самый оптимальный режим для двигателя). Для "облизанных" автомобилей она будет ближе к 110 км/час, а для "квадратных", таких как, например, "Toyota Mark II" 1983 года самой экономичной будет скорость чуть больше 80 км/час (на пятой передаче, разумеется).

Когда идущая впереди машина включила правый поворот, прижалась к обочине и остановилась, будьте готовы к тому, что у нее сейчас распахнется левая дверь, и к вам под колеса "вывалится" пассажир этой машины. Особенно часто это происходит с пассажирами японских микроавтобусов.

Пользуясь ручкой переключения передач на коробке-автомате, не нажимайте кнопку блокировки. Иначе рано или поздно вы нечаянно, на ходу передвигая ручку с "L2" на "D" или с "D" на "N", включите "R" или "Р", что может привести к поломке автомата.

Если у вас в неудобном месте (на железнодорожном переезде, посередине большой лужи или на перекрестке) двигатель заглох и не желает заводиться, включите первую или вторую передачу и с помощью стартера выкатите свой автомобиль на более удобное место.

Если вы решили обогнать какой-нибудь грузовик (надоело вам дышать его выхлопными газами), то подумайте, нужен ли вам "на хвосте" этот монстр с его неэффективными тормозами.

Читайте также: