Стартер кзатэ редукторный ремонт

Обновлено: 30.06.2024

Доброго времени суток.
Стартер любого автомобиля, один из самых ответственных и наиболее подверженных перегрузкам узлов. Это несмотря на то, что общее ежедневное время его работы вряд ли превышает к примеру пол процента от средней работы всего двигателя. Причем самое неприятное состоит в том, что он ломается именно в тот момент когда этого никто не ждет. После чего автомобиль на какое то время превращается в бесполезную груду железа.

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

Буквально недавно я упражнялся со стартером на Шевроле Ниве. Менял на нем втягивающее реле. Уже после снятия и разборки стало ясно, что стартер за свои несколько лет службы имеет сильную степень износа. Основным недостатком была поломка втягивающего реле и хозяин авто, как впрочем и любой нормальный человек, решил не тратиться на новый стартер, а попытался восстановить старый. К сожалению несколько попыток реанимировать его, лишь немного отсрочили окончательный выход из строя.

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

После вскрытия обнаружилось практически полное высыхание заводской смазки. Она превратилась в парафин. Скорее всего это результат продолжительного перегрева. После смазки и повторного вскрытия через две недели, смазка приобрела вид трехлетней давности.

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

Посадочные отверстия трех шестерен редукторного механизма имели огромный износ относительно своих осей и болтались на них наподобие чайной ложки в стакане. Возможно ли такое, что это их нормальное состояние?
Люфт бендикса составлял приблизительно 10 - 20 градусов. Сам бендикс несмотря на ухищрения с его промывкой и повторной смазкой продолжал усиленно тормозить и добиться от него четкого включения так и не удалось.

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

Ко всему этому и основная причина - поломка втягивающего реле. Именно вот этот болт стал причиной всех последующих бед.
Как ни странно, бронзовые опорные втулки якоря и оси бендикса были в идеальном состоянии. На старых моделях стартеров, помимо втягивающего, именно они были одной из основных причин отказа работы.

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

Стартер редукторный КЗАТЭ устанавливают на конвейере АвтоВАЗа. Из моего опыта скажу, что в старые добрые времена, когда все мы катались на классике и восьмерках с девятками, никто не знал про редукторные стартера. И что то я сейчас не припомню, чтобы старые обычные не редукторные стартера горели и ломались чаще современных чудо-стартеров.

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

Как правило поломки случаются после продолжительного или неумелого использования. Когда мы пытаемся, игнорируя некую неисправность, компенсировать ее длительной работой стартера. Я сам грешу такими моментами на различных средствах передвижения, от КАМАЗа и Газели, до Снегоуборщика с пусковым механизмом. Иногда например гораздо важнее завести двигатель и потерять стартер, чем замерзнуть зимой где нить на трассе под Пензой.

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

Перу лет назад я установил на два трактора т-40 аналогичные редукторные стартера взамен обычных старых. Надо сказать трактора преобразились. Декомпрессия при заводке больше не использовалась вообще.

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

Все это было неоднократно использовано на старом, стоящем еще с конвейера, редукторном стартере КЗАТЭ. И при вопросе хозяина авто какой механизм купить взамен сломанного, я рекомендовал ему точно такой же. От добра добра не ищут.

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

Новый стартер продается в упаковке с надписью ТАДЕМ. Это общее название группы компаний, цитата - "являющейся партнером и консультантом ведущих производителей резинотехнических изделий и электрооборудования для российского машиностроения"

Стартер редукторный КЗАТЭ фото


Не скажу, что меня все устраивает в этом продукте Куйбышевского завода авто-тракторной электроники. Опять же все что описано выше, как минимум должно бы иметь двойной ресурс. И тот самый пресловутый нижний болт втягивающего реле, который и послужил катализатором всей этой истории с полной заменой стартера, можно наверное переделать и придумать более надежную конструкцию. Даже продавец в магазине без тени сомнения подтвердил, что это постоянная проблема этих стартеров. У нас в стране очень тяжело лечатся детские болезни на автомобилях. Впрочем не только у нас. Во всем бывшем Союзе.

Стартер редукторный КЗАТЭ фото

Стоит отметить, что Шевроле Нива в принципе не Наш автомобиль. Хоть и стоят везде надписи ВАЗ 2123, но все же это иномарка. Наверное многие помнят эту историю о том как наша Нива потеряла Родину. Как много было разговоров про то, что теперь все комплектующие на конвейере станут гораздо качественнее.

Подводя итог, хочется задаться вопросом, почему продукт такой именитой компании так банально и по китайски сдался одним из первых на относительно новой машине? Есть вопросы по тяжелым условиям эксплуатации, но они были совсем не критическими. Вполне обычный режим смешанного цикла вождения.
В любом случае, на данный момент, редукторные стартера КЗАТЭ на мой взгляд наиболее приемлемый вариант для установки на отечественные авто. Всегда надо делать скидку на то, что есть что то хуже. И тогда сразу становится легче от мысли, что тебя немножко обманули.

Отсоединение обмоток статора

1. Отверните гайку на нижнем контактном болту тягового реле и отсоедините от него вывод обмоток стартера, сняв пружинную и две плоские шайбы.

Снятие тягового реле

2. Выверните три винта крепления тягового реле к крышке стартера со стороны привода и снимите тяговое реле, придерживая якорь.

Разборка якоря стартера

3. Выньте из якоря стартера пружину.

Снятие якоря

4. Потяните якорь вверх, выведите из зацепления с рычагом привода и снимите его.

Снятие кожуха стартера

5. Выверните два винта крепления защитного кожуха стартера и снимите кожух.

Снятие стопорного кольца вала ротора

6. Поддев отверткой, снимите стопорное кольцо вала ротора и.

Снятие стопорного кольца и шайбы

Выворачивание стяжных болтов стартера

8. Выверните два стяжных болта и.

Снятие крышки со стороны привода

9. . отделите крышку со стороны привода от корпуса (со статором).

Выворачивание винтов крепления обмоток

10. Выверните винты крепления обмоток статора и соединительного провода (перемычки) от пластин щеткодержателя (показан один винт).

Снятие изолирующей трубки

11. Снимите изолирующую трубку.

Разъёдинение крышки стартера

12. Разъедините крышку стартера со стороны коллектора и корпус со статором.

Снятие перемычек обмоток статора стартера

13. Выньте из щеткодержателя перемычку обмоток статора.

Снятие щёток стартера и пружин

14. Снимите щетки статора и пружины щеток, поддев их отверткой.

Выпрессовка заднего подшипника стартера

15. Выпрессуйте задний подшипник (втулку) из задней крышки стартера, используя оправку подходящего диаметра.

Вынимание шплинта оси рычага привода

16. Выньте шплинт оси рычага привода стартера из передней крышки.

Вынимание оси рычага привода

17. Выньте ось рычага привода стартера с помощью тонкой отвертки.

Снятие резиновой заглушки стартера

18. Снимите резиновую заглушку и.

Снятие якоря с муфтой

19. . выведите из зацепления с муфтой плечи рычага привода стартера, снимите якорь с муфтой.

Вынимание из передней крышки рычага привода стартера

20. Выньте из передней крышки рычаг привода стартера.

Сдвигание упорной шайбы стартера

21. Сдвиньте упорную шайбу, установленную на валу якоря, к муфте привода стартера и.

Снятие стопорного кольца стартера

22. . снимите стопорное кольцо, разжимая его двумя отвертками.

23. Снимите муфту привода с вала якоря стартера.

Выпрессовка переднего подшипника стартера

24. Выпрессуйте передний подшипник (втулку) из крышки стартера со стороны привода.

Проверка остаточной высоты щёток стартера

25. Проверьте высоту щеток. Если высота 12 мм и менее, то замените щетки стартера новыми.

Проверка состояния обмоток статора

26. Проверьте состояние обмоток статора. Обмотка не должна иметь следов прогара изоляции, а полюса статора - механических повреждений (трещин и т.п.).

27. Трещины, износ втулки крышки со стороны коллектора не допускаются.

28. Якорь не должен иметь повреждений (забоин и задиров) шлицев и цапф вала. Коллектор якоря не должен иметь следов обгорания.

29. Проверьте легкость перемещения якоря тягового реле стартера, а также замыкаются ли контактные болты контактной пластиной (с помощью омметра).

Проверка шестерни муфты привода стартера

30. Зубья шестерни муфты привода не должны иметь значительного износа.

31. Рычаг привода стартера не должен иметь трещин и следов значительного износа пазов вилок.

Собирайте стартер в последовательности, обратной разборке, с учетом следующих особенностей.

Очистка поверхности коллектора якоря

1. Если это необходимо, очистите мелкой шлифовальной шкуркой поверхность коллектора якоря. Обдуйте коллектор сжатым воздухом и промойте бензином или спиртом.

2. Смажьте моторным маслом шлицевую поверхность вала якоря, цапфы вала, шестерню муфты привода, а также подшипники (втулки) в крышках стартера.

Проверка осевого зазора вала якоря стартера

3. После сборки проверьте штангенциркулем осевой зазор вала якоря стартера (переместив вал сначала в сторону коллектора, а потом в сторону привода и измерив при этом разность значений выступания вала якоря из крышки со стороны привода). Этот зазор должен быть не более 0,5 мм.

Предлагаю также ознакомиться с материалом по правильной смазке стартера.

Итак, состояние механической части стартера думаю все могут определить, пара втулок да бендикс, ни чего сложного, а вот о там как проверить обмотки, многие только догадываются.
Для начала надо преобрести мультиметр (в хозяйстве часто пригождается) типа такого:



Он чуть ли не самый дешовый (я видел гдето по 120р) и впринципе может совершать почти все необходимые измерения.
Хотя можно раззорится и на подороже :) Ну вобщем мультиметр у нас есть, хорошобы чтобы у него был еще звуковой режим прозвонки, не надо каждый раз смотреть на дисплей.
Хотя впринципе можно и обойтись и "колхозным" прибором, типа лампочка - аккум - и пара проводков.
Ну. приступим, мы имеем полностью разобранный стартер (в данном случае от ВАЗ 2108, карбовая (старая) версия)

Берем статор и ставим его на торец, выводами обмоток вверх. Прикладываем один щуп на большую клемму, второй щуп последовательно к тем местам которые показаны стрелками. В резуль тате мы должны получить вот что: выводы под цифрами 1 и 2 звонится должны, а корпус под цифрой 3 не должен.


Если это не так, то впринципе можно идти покупать либо статор всборе (честно говоря не обращал внимания, есть ли они в продаже) либо попробовать поменять обмотки, но сразу предупрежу что это еще тот гемор. Самый простой вариант, купить новый стартер :)

Якорь

Переходим к следующей деталюге, это якорь. Здесь все проще, надо просто прозвонить его на массу, как на рисунке, звонится НЕ должно. Если звонится, то впринципе можно купить отдельно якорь, ну или опять же целиком стартер :)

Желательно еще посмотреть поверхность коллектора (куда щетки прилегают) она должна быть гладкой и ровной, при прокручивании якоря она не должна "бить" (быть восьмеркой) также желательно его очистить от налипшего графита, тряпкой смоченой в спирте или в обезжирке, (ПРИМЕНЯТЬ АЦЕТОН И СИЛЬНЫЕ РАСТВОРИТЕЛИ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ. ).

втягивающее

Переходим к следующей части стартера, это втягивающее. Мы имеем 2 вывода под гайку и один обычный типа "папа".
Прикладываем щуп к клеме под гайку, которая идет на стартер, и вторым щупом звоним обозначеные на рисунке выводы, 1 звонится должны, 2 и 3 нет, вывод под номером 2 должен начать звонится при утапливании сердечника до упора Если это не так, покупаем новое втягивающее, так так это неразборное "одноразовое".

Втягивающее

Также не забываем что у втягивающего могут подгореть "пятаки", и "какбы" рабочее втягивающее может не запускать стартер. Также желательно перед сборкой и установкой стартера, протереть сердечник и обойму насухо, и смазать небольшим количеством силиконовой смазки (без фанатизма).

Также не забываем поставить пружинку внутри сердечника :)

Щеточный узел

Ну и переходим к последней части стартера которую можно прозвонить :) Это щеточный узел, или щеткодержатели.
Все щетки должны быть сняты. Прозвонить необходимо те щеткодержатели, которые закреплены через пластиковые шайбы, как на рисунке, звонится они на корпус НЕ должны, если звонятся, ищем причину, зачастую это просто погнутый щеткодержатель (чтоб плавились пластиковые шайбы, я еще такого не встречал).

Щеточный узел

Кстати, еще желательно заметить как стояла перемычка между щетками, толстая такая с изоляцией и клемами под болтик на конце, если забыли, ставить как на рисунке ниже :)

Стартер

Второй её конец, должен прийтись как раз на щетку напротив.

Ну вот впринципе и все, если будут какие вопросы, пишете, либо в коментариях, либо на почту в самом низу сайта

Бендикс

Ремонт

Легкий запуск двигателя автомобиля возможен только при условии безупречной работы каждой детали, передающей крутящий момент от стартера к коленвалу. Бендикс стартера является одним из важнейших элементов этой системы. Каждому владельцу машины важно не только получить исчерпывающие сведения о техническом устройстве и принципе работы этого механизма, но и научиться определять его неисправность.

Что такое бендикс на стартере и для чего он нужен

Бендикс стартера – это устройство, принцип действия которого похож на работу сцепления, устанавливаемого в трансмиссию автомобиля с механической коробкой передач. В отличие от более массивной системы, которая служит для плавной передачи крутящего момента от коленвала к колесам, обгонная муфта на стартере выполняет свою функцию крайне малое количество времени. Кроме того, разъединение с ведомой шестеренкой, которая находится на маховике коленвала, должно осуществляться в самом начале самостоятельной работы стартера. Эти требования и обуславливают особенности конструкции бендикса.

От состояния бендикса стартера зависит не только возможность легкого и быстрого запуска автомобиля. Существенные отклонения в работе этой детали могут привести к выходу из строя шестерней, по которым передается крутящий момент на коленвал. Практически всегда, если выходит из строя одна часть, скоро выйдут и сопрягаемые с ней детали.

Устройство бендикса стартера

Бендикс является компактной деталью, устанавливаемой на вал стартера. Этот элемент изготавливается из прочного металлического сплава. Детали приходится работать при повышенных механических нагрузках, что и объясняет необходимость в использовании износостойких материалов.

Устройство бендикса следующее:

  • Ведущая и ведомая обоймы.
  • Кожух.
  • Опорные чашки.
  • Прижимная пружина.
  • Ролики.
  • Пружины роликов.

Обоймы между собой механически соединяются за счет роликов, которые прижимаются пружинами и загоняют их в узкие каналы конструкции. Благодаря этой особенности муфта начинает работать только в момент запуска двигателя. После раскрутки двигателя муфта сразу выключается, как только мотор начинает работать самостоятельно.

Устройство бендикса

Принцип работы бендикса

Как работает бендикс стартера

Бендикс на стартере работает следующим образом:

  • В момент, когда включается зажигание и ключ перемещается в крайнее положение, электрический ток подается от аккумулятора на двигатель стартера.
  • Электродвигатель стартера начинает вращаться и приводить в движение вал, на котором находятся винтовые насечки, по которым муфта под собственным весом перемещается. В результате происходит зацепление ведущей шестерни, находящейся на бендиксе с шестерней маховика.
  • После запуска двигателя шестерня бендикса начинает быстро вращаться и перемещаться внутрь корпуса стартера.

Стабильность работы механизма бендикса объясняется также наличием буферной пружины, которая в значительной степени смягчает момент соприкосновения ведущей шестерни со шлицами маховика.

Признаки неисправности бендикса стартера

Бендикс стартера является очень надежной деталью, но при длительной эксплуатации автомобиля этот механизм также может выйти из строя. Практически всегда такое нежелательное событие предваряется различными проявлениями, которые невозможно не заметить. Наиболее характерные признаки неисправности бендикса:

  • Шум во время запуска двигателя.
  • Коленвал двигателя не вращается.

Если бендикс не полностью неисправен, то признак неправильной работы детали может проявляться периодически. Иногда, этот элемент входит в зацепление с ведомой шестерней, но после непродолжительной работы соскальзывает с характерным звуковым эффектом.

При наличии признаков неисправности бендикса не следует откладывать ремонт надолго. Если вовремя поврежденная деталь не будет отремонтирована или заменена, то потребуется выполнить более сложную операцию, связанную с установкой новой шестерни маховика, повреждение которой не позволит нормально эксплуатировать автомобиль, даже после покупки и монтажа новой обгонной муфты.

Неисправный бендикс

Возможные причины поломки

Обгонная муфта стартера состоит из небольшого количества деталей, поэтому причин поломок может быть несколько. Наиболее часто изнашиваются внутренние ролики. Уменьшение диаметра этих деталей приводит к невозможности надежного зацепления подвижных элементов. Иногда, на роликах могут образовываться плоские поверхности, которые также препятствуют нормальной работе муфты.

Все рабочие поверхности, входящие в зацепление, могут со временем изнашиваться. Такие неисправности бендикса стартера являются естественными, но при их наличии деталь восстановлению не подлежит.

Как проверить бендикс стартера

Если двигатель автомобиля не заводится либо момент пуска сопровождается неприятными металлическими звуками, то, прежде чем принимать решение о ремонте или замене, необходимо проверить бендикс стартера. Первоначальный этап диагностики может основываться именно на слуховом восприятии неправильной работы этой детали. Чтобы воспользоваться этим методом, необходимо находиться в непосредственной близости от двигателя, поэтому рекомендуется к мероприятию по звуковому определению качества работы бендикса привлечь помощника. Если в момент запуска двигателя электромотор стартера работает, и со стороны расположения этой детали доносится металлический скрежет, то, с высокой вероятностью, обгонная муфта является неисправной.

Как проверить бендикс стартера

Не следует полагаться только на свой слуховой орган при проверке бендикса. После обнаружения шумов, локализованных в области расположения стартера, необходимо демонтировать эту деталь и тщательно осмотреть. Первое действие, которое позволяет сразу определить возможность дельнейшего использования детали, представляет собой проворачивание ведущей шестерни в различных направлениях. Если подвижный элемент вращается в обе стороны, то бендикс необходимо будет поменять. Наличие слизанных зубьев также говорит о невозможности дальнейшей эксплуатации детали. При наличии люфта на якоре, а также чрезмерного износа вилки бендикс потребуется заменить новой деталью.

Ремонт бендикса стартера

Стоимость нового бендикса даже на дорогие марки автомобилей является относительно невысокой, но в качестве эксперимента, можно попытаться восстановить деталь своими руками. Следует отметить тот факт, что при наличии чрезмерного износа обойм ремонтная операция является практически невозможной. Нарастить металл этих деталей нельзя, но если в муфте подверглись изменению геометрии только ролики, то можно отремонтировать деталь, заменив эти элементы подходящими по диаметру отрезками металла. С этой целью могут быть использованы, например, куски сверл подходящего диаметра или подходящие по размеру фрагменты гвоздей. В последнем случае для повышения прочности металла рекомендуется закалить его таким образом, чтобы внешняя поверхность приобрела большую прочность, а внутри металл не был слишком хрупким.

При поломке пружин роликов или прижимной пружины, также можно подобрать детали подходящей жесткости и диаметра для замены. При наличии еще одной неисправной детали возможна комбинация элементов таким образом, чтобы в результате получить один исправный бендикс. Наличие нескольких поломанных элементов существенно увеличивает возможность подобных заимствований хорошо сохранившихся элементов.

Бендикс в разобранном виде

Как разобрать бендикс

Если принято решение заняться ремонтом бендикса стартера, то потребуется разобрать эту деталь. Выполняется эта операция следующим образом:

  • Снять стартер с автомобиля. Перед выполнением этой операции следует отсоединить клеммы аккумулятора, открутить крепежные элементы и отсоединить провода от детали.
  • Открутить болты крепления стартера и разобрать корпус.
  • Снять втягивающее реле.
  • Разобрать бендикс.

Для того чтобы разобрать бендикс необходимо снять стопорное кольцо, удалить шайбу и разъединить внешнюю и внутреннюю часть элемента. Перед сборкой шестерни бендикса необходимо вымыть в ацетоне, высушить и смазать температурной смазкой.

Как поменять бендикс на стартере

Установить новую деталь взамен изношенной намного проще и правильнее. Если приобретается оригинальная запчасть, то после правильно выполненной работы, продолжительность эксплуатации узла может исчисляться годами. На первоначальной стадии ремонта, все операции идентичны с ремонтом узла своими руками. Потребуется также аккуратно снять стартер, разобрать его и отсоединить бендикс. Разбирать деталь не обязательно, сразу после выполнения демонтажных работ можно будет приступить непосредственно к установке нового бендикса.

Замена бендикса стартера

После того, как старая деталь будет уделана, работы по установке нового бендикса осуществляются в такой последовательности:

  • Смазать температурной смазкой вал.
  • Установить деталь на вал.
  • Надеть на вал шайбу и стопорное кольцо.

Сложности при установке бендикса могут часто наблюдаться при установке стопорного кольца. Эта деталь может быть помещена на место с использованием рожковых ключей или раздвижных пассатиж. При выполнении этой операции следует соблюдать осторожность, ведь упругий элемент может отпружинить на значительное расстояние.

Как снять бендикс

Как снять бендикс

Некоторые сложности могут также наблюдаться при снятии стопорного кольца, удерживающего бендикс на валу. Для выполнения этой работы рекомендуется применить специальную оправку. При ее отсутствии, для выполнения операции можно использовать тонкие отвертки, а также круглогубцы, которые следует применить в качестве съемника.

Бендикс стартера является очень важной деталью автомобиля, но стоит эта запчасть относительно недорого. Например, для автомобилей Ваз можно приобрести новую деталь менее чем за 1 тыс. рублей. При появлении первых признаков неисправности бендикса рекомендуется незамедлительно обратиться в автосервис для выполнения ремонтных работ либо самостоятельно выполнить установку новой запчасти. Несвоевременное проведение восстановительной операции может привести к очень нежелательным последствиям. Отсутствие надежного привода между стартером и коленвалом может стать наиболее опасным в момент, когда потребуется быстро завести двигатель в экстренной ситуации.

Читайте также: