Тахометр бк 06 подключение к лодочному мотору

Обновлено: 02.07.2024

Пользователь

Народ, подскажите, хочу тахометр на вольверайн 350 приспособить, посоветуйте, может из автомобильных что подобрать, они подешевле.

ФорматЦевт

Мне были нужны ЧАСЫ на снегоход.
В конце концов пришёл к такому решению:
Купил в магазине "Автоприбамбас" бортовой компьютер типа для контактной системы зажигания, типа класика, мосвич. Мой назывался БК-06. Погуглите, почитайте функционал. цена примерно 500 р.
В общем: часы, будильник, таймер, время последней поездки, тахометр, УЗСК, вольтметр, нагрузочная вилка, термометр. Это так, по памяти.
Разобрал, залил плату уретаном из аэрозольки. Специальная фигня для герметизации плат. Заливал потихоньку, тонкими слоями с промежуточной сушкой.
Собрал. Поставил. морально был готов к скорой кончине (вода, вибрация. ) простояли две зимы. 6 тыс км. Всё нормально!
Подключение: Плюс на плюс, минус на минус. Провод, который по замыслу изготовителей должен идти на прерыватель воткнул на форсунку первого цилиндра.
Два недостатка: 1. Высасывает потихоньку АКБ.
2. Минимальное количество цилин6дров ДВА! Ну не могли предположить, что будут вкорячивать на одноцилиндровые четырёхтактники. Поэтому, для получения реальных оборотов надо показания умножать на Два.
Но мне нужны были ЧАСЫ.
ПС. УЗСК соответствует теперь время открытого состояния форсунки, выраженное в градусах. Вот!

Тахометр - самый главный прибор на катере водномоторника. Тахометру выделяется центральное место на приборной панели катера.
Тахометр просто необходим для контроля оборотов двигателя при подборе винта - мотор должен развивать максимальные обороты рекомендованные производителем путем подбора винта. Для обеспечения скорости, ресурса и экономичности.

Тахометр - представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя, напрямую зависящих от частоты вращения коленвала. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее.

Тахометр для катера может быть двух видов – цифровой и аналоговый

В век повальной цифровизации это не смогло не отразиться и на тахометрах для катеров - появилось много дешевых цифровых моделей тахометров. Но тем не менее, как правило в качестве тахометра на катере используется стрелочный прибор - глаз человека быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, нежели ее цифровое значение, тем более, что высокая точность во время движения катера не нужна.

Автомобильный тахометр на катер

Автомобильный тахометр - считает импульсы в цепи системы зажигания - четырехтактный четырехцилиндровый мотор за один оборот коленвала дает 2 импульса для образования искры на свечах.

Тахометр подвесного двигателя - считает электрические импульсы от катушек магдино (магнето). Количество импульсов за один оборот коленвала будет соответствовать количеству катушек - четыре, шесть, восемь.

Поэтому установить автомобильный тахометр на катер без напильника (паяльника) не получится.

Аналоговый тахометр на катере

Работа аналогового тахометра осуществляется по электронному принципу - сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.

Стрелочный тахометр - счетчик импульсов от системы зажигания подвесного двигателя от магнето, одинаково работает как на четырехтактных моторах, так и на двухтактных. Количество импульсов определяется количеством обмоток магнето (магдино).

Шкала тахометра лодочного мотора как правило имеет максимальное значение 6000 об/мин. Для большинства лодочных моторов максимальные рекомендованные обороты 5500 об/мин., исключение составляет Suzuki DF140, где максимальные обороты - 6200об/мин (может еще какие нибудь, я не знаю. ).

Так что 6000 об/мин. на шкале тахометра для катера - вполне достаточно, а за счет более крупной цены деления можно более точно считывать показания прибора.

Установка и подключение тахометра

Устанавливая тахометр на панель приборов надо выбрать место, где он будет хорошо виден, желательно чтобы не перекрывался штурвалом. Стандартный диаметр отверстия под тахометр - 87мм.

Не пугайтесь при покупке тахометра, если стрелка прибора не лежит на отметке 0, она упадет после того, как вы его подключите.

Установка на катер и подключение тахометра очень просты - сможет выполнить любой пионер, не говоря уже о водкомоторнике, особенно при наличии фирменного кабеля ценой 20-30$ - останется только соединить разъем.

При отсутствии "фирменного" кабеля для подключения тахометра на катере (состоящего из нескольких кусков разноцветных проводов обмотанных черной изолентой) его можно изготовить самостоятельно и при этом сэкономить 95% от стоимости - этого с избытком хватит на пиво и воблу. Достаточно купить в любом электрическом магазине клеммы и по 1 метру многожильного провода в разноцветной изоляции. Места пайки провода с клеммой необходимо закрыть термоусадочным кембриком.

Не крутить винт калибровочный ADJUST! (винт калибровки тахометра в пределах +/- 3%.) Калибровку необходимо производить при наличии заведомо исправного мастер тахометра на средних оборотах двигателя.

Количество импульсов для правильной работы тахометра

Выбор положения селектора "RANGE SELECTOR" на тахометре зависит от количества катушек на магнето лодочного мотора. Это связано с тем, что магнето подвесных двигателей различаются количеством полюсов, поэтому выдают разное количество импульсов за один оборот коленвала.

Чтобы самостоятельно определить количество создаваемых импульсов на один оборот коленвала, нужно разделить количество полюсов на два, но можно воспользоваться таблицей представленной ниже:

Дополнительно список моторов и количество катушек магнето можно посмотреть здесь - Таблица RANGE SELECTOR

Любой владелец судна скажет, что тахометр для любого лодочного мотора — абсолютно необходимый прибор. Он даст возможность эксплуатировать двигатель на особенно оптимальном режиме, который будет соответствовать мощности мотора, расходу топлива и позволит продлить моторесурс двигателя.

Для чего он нужен

Разберем поподробнее, какие преимущества получает пользователь с установкой этого девайса на свою лодку?

Владелец видит показания приборчика и может делать выводы о:

  1. Текущих оборотах двигателя.
  2. Увидеть сбои в моторе.
  3. Выбрать идеальный режим работы — экономный и эффективный.
  4. Вовремя заметить сбои в работе мотора и предотвратить его поломку.
  5. Если мотор новый, с магазина, и девайс подсоединен, его обкатка будет абсолютно грамотной по паспорту.
  6. Позволит подобрать оптимальный тип гребного винта.

Тахометр для лодочного мотора

Типы тахометров

Есть несколько разновидностей измерителей:

  • многоцелевые — для двигателей любого типа;
  • для движков двухтактной разновидности;
  • для четырёхтактных.

Кроме того есть тахометры:

Первые тахометры могут замерять число импульсов прибывающих от магнето движка. Применяются на современных двигателях подвесного типа.

Вторые тахометры считывают количество импульсов в системе зажигания, которые проходят от силового провода на свечи зажигания. Процесс происходит через изоляцию проводов, не нарушая её целостность, по методу индукции. Обороты двигателя считываются в реальном времени. Так не сложно извлечь величину оборотов двигателя. Также пользователь имеет возможность узнать время в течение, которого двигатель работал (моточасы). Тут нужен лодочный универсальный тахометр.

Используются в любых двигателях, даже небольшой мощности. Не требуют больших усилий по их установке.

Два вида тахометров

Но необходимо учитывать, что есть лодочные двигатели без сигнала с генератора (магнето). Выход из положения очень простой — нужен аппарат с личным источником питания.

Что купить

Прикупить тахометр для любого лодочного мотора в наше время достаточно просто. И есть выбор. Доступный по стоимости аппарат из Китая или приобрести пусть дорогостоящий, но фирменный измеритель оборотов?

Собственно говоря, оба эти устройства обладают одинаковыми свойствами:

  1. Достаточно четкое изображение на дисплее.
  2. Соответствуют показателям тактности двигателя.
  3. Просты в эксплуатации.

Кроме того, есть тахометры, которые могут отображать кроме оборотов двигателя такие показатели как:

  • моточасы;
  • температуру;
  • давление масла.

Чаще всего устанавливают универсальные модели. Есть в торговле тахометр плюс счетчик моточасов для судового двигателя, который, кроме оборотов, показывает и другую полезную информацию. Так можно контролировать износ двигателя и подготовиться к ремонтным или профилактическим работам по этому мотору.

Понятно, что универсальные тахометры потребуют установку дополнительных специализированных датчиков, монтаж которых довольно сложен.

Для основной массы пользователей важны:

  • технические характеристики счётчика;
  • простота монтажных работ для выбранного типа устройства;
  • герметичность;
  • размеры (чем компактней, тем лучше);
  • цена.

Для цифровых девайсов на лодочный двигатель актуальна также:

Универсальный цифровой тахометр

Тахометр MERCURY

Разброс цен

Теперь по ценам на измерители оборотов моторов. Тут не всё так однозначно.

Хотя если разобраться, то все эти три устройства для лодочных моторов сделаны на одном и том же заводе и отличаются лишь внешним видом.

Как говорится — маркетинг и ничего более…

Различное исполнение тахометра

Монтажный процесс

Как правило, эта услуга доступна в специализированных ателье. Хороший моторист произведет монтажный процесс прибора в соответствии с технической документацией, как на саму лодку, так и на тахометр. Но бывают ситуации, когда требуется установка недостающего элемента в удаленном от цивилизации районе.

Но нет ничего страшного. Эту операцию можно произвести и своими руками.

Больше всего сложностей возникают при монтажных работах в несъемную панель приборов.

Рассмотрим этот вариант поэтапно:

  1. Для начала необходимо определиться с местом установки. Циферблат не должен перекрываться штурвалом, чтобы быть постоянно перед глазами.
  2. Циркулем делаем очертание будущего места установки. Надо сказать, что большинство тахометров диаметром 86 мм. Также в коробке с девайсом можно найти и бумажный шаблон аппарата в масштабе 1:1. Остается только его вырезать и примерить на приборной панели.
  3. Далее вырезаем отверстие. Для этого подойдет электрическая дрель с корончатой фрезой по металлу.
  4. Позаботьтесь о фирменном жгуте проводки для моторных лодок. С такими проводами, как правило, идёт соответствующая монтажная схема, влагозащитные разъёмы и наконечники. Такое подключение будет наиболее грамотным и надежным.
  5. Установить тахометр по месту, используя фирменные крепёжные элементы из коробки.
  6. Соединяем все провода между собой по цветовой схеме. Поможет прилагаемая к прибору инструкция. Штепсельные разъёмы значительно ускорят эту процедуру.
  7. Теперь остается подключить аккумулятор.

После поворота ключа зажигания загорится подсветка циферблата. Но мы рекомендуем включение подсветки вывести на отдельный тумблер.

Настройка

Теперь, когда тахометр установлен, необходимо убедится, что его показания соответствуют фактическому числу оборотов двигателя.

Включенный тахометр

На тыльной стороне измерителя есть калибровочный винт, но мы не рекомендуем его трогать. Это означает, что заводская настройка прибора уже произведена.

Нам нужно подобрать тот режим работы, который соответствует вашему типу мотора.

Регулировочные винты тахометра

На устройстве есть другой винт с делениями. Вот его то и нужно выставить в то положение, которое соответствует вашему типу мотора. Для каждого типа моторов этот режим работы устройства свой.

На холостом ходу устанавливаем такой режим переключателя, чтобы ваш датчик показывал 550–1250 об/мин.

Если девайс был куплен уже исходя из характеристик вашего мотора, то при его запуске он, скорее всего, уже будет показывать правильное число оборотов.

Заключение

Итак, после нашего краткого обзора, можно понять насколько нужны лодочные тахометры для каждого владельца лодки. А если они еще и универсальные, например, с функцией показа моточасов, то такая информация будет полезна при обкатке нового мотора.

С каждым годом на наших дорогах все меньше и меньше бегает машин с карбюраторной системой питания. Вот и мне достался именно такой экземпляр. Так мало того, что карбюратор под капотом, так еще и на панели приборов отсутствует такая необходимая вещь, как тахометр. На его месте красуются VDO-шные часы. А про тахометр в "мурзилке" по автомобилю сказано что-то типа - если ваш автомобиль не комплектуется тахометром, не переживайте, дескать, ничего страшного не случиться, наша умная (и это 89 год. ) система не даст вам раскрутить двигатель выше 5800 об/мин.
Это, конечно, здорово, что мне досталось такое чудо инженерной мысли, но вот незадача: для того, чтобы по максимуму снизить расход топлива необходимо, среди прочих, две вещи. Первая - стабильные обороты холостого хода, рекомендованные производителем. Вторая - определенная манера вождения, подразумевающая под собой своевременное переключение передач - ни раньше определенного числа оборотов двигателя, ни позже.

Вот и озадачился я поиском сторонней "железки", способной взять на себя функцию тахометра. Пошел на ближайший авторынок. Оказалось, что как таковых тахометров не бывает (может, рынок у нас такой, может я не у тех продаванов спрашивал). Бывают только лишь бортовые компьютеры. Смутно представляя себе, что же может делать бортовой компьютер для карбюраторного двигателя, стал расспрашивать продавцов, чего, собственно они могут предложить. Из всего потока вываленной на меня информации мне было необходимо лишь одно - функция тахометра. Выбор бортовиков для карбюраторных двигателей был не особо велик, поэтому выбирать не приходилось. В итоге, отдав что-то около пятисот рублей, я стал обладателем бортового компьютера БК-06.

Придя домой, первым делом полез в инструкцию. Оказалось, что этот малыш, помимо функции тахометра имеет еще несколько весьма полезных возможностей для измерений.

Бортовой компьютер БК-06 умеет измерять напряжение бортовой сети. Весьма значимый параметр, если отнестись к нему с умом.
Во-первых, может случиться так, что генератор вдруг вышел из строя, а лампочка АКБ на панели приборов уже давно не работает. (думаю, весьма редкий случай, но, как говорит Аркадий Паровозов:"Потому, что всё возможно. Всё бывает, так сказать") При исправном генераторе и прочих элементах проводки, напряжение в бортсети не должно быть ниже 13,8В, ибо такое значение необходимо для того, чтобы аккумулятор заряжался. При неисправном же генераторе, в случае, например злостного подвисания щетки, напряжение в сети будет ниже указанного значения и будет потихоньку снижаться из-за разряда АКБ.
Во-вторых, если вольтметр подключен не напрямую к АКБ, а, скажем, к блоку предохранителей, то, измерив напряжение на клеммах аккумулятора при максимальном количестве используемых приборов (подогревы всякие, печка, фары и т. д.) и сравнив показания со значением БК-06 можно судить о надежности контактов силовых проводов: чем больше разница в показаниях, тем скорее придется лезть чистить контакты, искать массу и тому подобное.

Следующая, на мой взгляд, просто шикарная функция - "Электронная нагрузочная вилка". Эта функция позволяет определить степень заряда (ну или остаточной емкости, кому как больше нравится) аккумуляторной батареи. Чуть подробнее о том, как эта функция работает я описал в отзыве на аккумулятор Varta Silver Dynamic C6 52Ah 520A. Более конкретные цифры для определения степени заряда батареи следующие: если напряжение при запуске находится в диапазоне 10,2-13,2В, АКБ заряжен на 100%, если в диапазоне 9,6-10,2 - заряд составляет примерно 75%, при напряжении 9-9,6В - 50%, ниже 8,4В - АКБ надо срочно тащить на зарядку. Этот алгоритм и еще несколько других полезных замеров при помощи функции нагрузочной вилки можно найти в инструкции, прилагаемой к бортовому компьютеру для карбюраторных двигателей БК-06.

Еще одна приятственная вещь в БК - термометр. От корпуса компьютера идет тонкий провод, на конце которого расположен термодатчик - маленькая такая штучка, величиной не больше винтика М4х30. Этот датчик можно закрепить где угодно: можно оставить в салоне, можно утащить под переднее крыло, чтобы быть в курсе "забортной температуры", можно кинуть в подкапотное пространство, чтобы знать примерно, как там чувствует себя двигатель. У меня была мысль вживить этот датчик в корпус воздушного фильтра, чтобы наблюдать за температурой всасываемого воздуха - для карбюратора это порой очень критично, да и по данным такого датчика можно судить о работоспособности заслонки, управляющей забором воздуха либо от патрубка рядом с выхлопным коллектором, либо непосредственно от воздухозаборника. Но руки, к сожалению, не дошли до этого. Так датчик под капотом и болтается.

Что еще умеет этот бортовой компьютер? Он умеет считать время работы двигателя. Как только мы запускаем двигатель, БК-06 выходит из спящего режима и начинает считать время работы двигателя. Иногда бывает удобно по этому датчику отслеживать время в пути. Показания компьютер выводит сразу после остановки двигателя.

Не погнушались производители и стандартными уже почти во всех электронных устройствах часами и будильником. На мой взгляд, для бортового компьютера такого уровня (да и для современного человека с мобилками, планшетами и другими гаджетами) штука безполезная, но она есть.

Еще одна функция есть у этого ботровика. Он способен измерять угол замкнутого состояния контактов. Этот параметр важен владельцам авто с кулачковым зажиганием, то есть с системой зажигания без датчика холла и коммутатора. Так как зажигание у меня электронное, разбираться с этими измерениями я не стал.

Буквально два слова о подключении и настройке бортового компьютера БК-06. Все эти процессы весьма подробно описаны в инструкции. По факту, подключить прибор к автомобилю не представляет особых трудностей: два провода - питание, один - на катушку зажигания (в случае с бензиновыми двигателями), пристроить куда-нибудь датчик термометра и можно отправляться в путь, наблюдая тот или иной параметр.

В общем, прибор весьма ценный и полезный для тех, кто любит держать под контролем параметры работы своего авто.

Читайте также: