Требования к обзорности с места водителя

Обновлено: 07.07.2024

дорожно-транспортное происшествие / обзорность / пешеход / транспортное средство / водитель / пешеходный переход / техническая неисправность / traffic accident / visibility / pedestrian / vehicle / driver / pedestrian crossing / technical malfunction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виталий Феликсович Гольчевский, Кристина Ивановна Бузина

Проведен анализ дорожно-транспортных происшествий в Российской федерации и в одном из ее субъектов. Выявлены причины ДТП, связанные с наездом на пешехода . По результатам проведенных исследований установлено, что одной из причин наездов на пешеходов являются конструктивные особенности современных транспортных средств . Обоснована необходимость проведения экспертного эксперимента при расследовании уголовных дел, связанных с наездом транспортного средства на пешехода с целью установления степени вины водителя .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виталий Феликсович Гольчевский, Кристина Ивановна Бузина

Снижение риска наезда на пешеходов в условиях ограниченной видимости на нерегулируемых пешеходных переходах

Установление функциональных зависимостей энтропии системы вадппсп от скорости движения автомобиля перед нерегулируемым пешеходным переходом

ON THE NEED FOR EXPERT STUDY OF VISIBILITY FROM THE DRIVER’S SEAT IN ROAD ACCIDENTS

Analyzed traffic accidents in the Russian Federation and in one of its subjects. The causes of accidents associated with hitting a pedestrian . According to the results of the research it was established that one of the reasons for pedestrian visits is the design features of modern vehicles. The necessity of carrying out an expert experiment in the investigation of criminal cases involving the hitting of a vehicle on a pedestrian in order to establish the degree of guilt of the driver is substantiated.

УДК 343.98 ББК 67.52:67.53

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10250 © В.Ф. Гольчевский, К.И. Бузина, 2020

Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

О НЕОБХОДИМОСТИ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЗОРНОСТИ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Виталий Феликсович Гольчевский,

начальник кафедры автотехнической экспертизы и автоподготовки Восточно-Сибирский институт МВД России (664074, Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110)

Аннотация. Проведен анализ дорожно-транспортных происшествий в Российской федерации и в одном из ее субъектов. Выявлены причины ДТП, связанные с наездом на пешехода. По результатам проведенных исследований установлено, что одной из причин наездов на пешеходов являются конструктивные особенности современных транспортных средств. Обоснована необходимость проведения экспертного эксперимента при расследовании уголовных дел, связанных с наездом транспортного средства на пешехода с целью установления степени вины водителя.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, обзорность, пешеход, транспортное средство, водитель, пешеходный переход, техническая неисправность.

ON THE NEED FOR EXPERT STUDY OF VISIBILITY FROM THE DRIVER'S SEAT IN ROAD ACCIDENTS

Vitaliy F. Gol'chevskiy,

Head of the Department of Automotive Expertise and Auto-Training East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (664074, Irkutsk, ul. Lermontova, d. 110);

Christina I. Buzina,

5 th year student of the Faculty of Training Investigators and Forensic Experts East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (664074, Irkutsk, ul. Lermontova, d. 110)

Abstract. Analyzed traffic accidents in the Russian Federation and in one of its subjects. The causes of accidents associated with hitting a pedestrian. According to the results of the research it was established that one of the reasons for pedestrian visits is the design features of modern vehicles. The necessity of carrying out an expert experiment in the investigation of criminal cases involving the hitting of a vehicle on a pedestrian in order to establish the degree of guilt of the driver is substantiated.

Keywords: traffic accident, visibility, pedestrian, vehicle, driver, pedestrian crossing, technical malfunction.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гольчевский В.Ф., Бузина К.И. О необходимости экспертного исследования обзорности с места водителя при дорожно-транспортных происшествиях. Вестник экономической безопасности. 2020;(4):153-7.

За последнее десятилетие проблема аварийно- исходит довольно большое количество аварий и

сти на автотранспорте существенно снизилась. Пра- несчастных случаев. Немалый процент дорожно-

вительством уделяется достаточно много внимания транспортных происшествий (далее ДТП) прихо-

ры и разработке мероприятий, направленных на по- причинам, в том числе, из-за неисправности транс-

вышение безопасности дорожного движения. Уже- портного средства (табл. 1) [5]. сточение ответственности за ряд нарушений тре- Больше половины ДТП с пострадавшими пе-

бований Правил дорожного движения позволили в шеходами, без участия других лиц, происходят на

целом повысить дисциплину участников дорожного нерегулируемых пешеходных переходах и по вине

движения. водителей (табл. 2) [5].

Тем не менее, на сегодняшний день на доро- Картина аварийности на региональном уровне

гах общего пользования Российской Федерации по на примере Забайкальского края аналогична феде-

сравнению с развитыми западными странами про- ральной (табл. 3, 4).

Дорожно-транспортные происшествия в Российской Федерации

2018 г. январь 2019 г.

Общее количество ДТП 168 099 11 635

из них: наличие технических неисправностей или условий, при которых запрещена эксплуатация ТС 6 221 (3,7%) 403 (3,6%)

Количество ДТП с пострадавшими пешеходами в Российской Федерации

2018 г. январь 2019 г.

По вине водителей 32 966 (67,5%) 2 470 (67,6%)

На пешеходных переходах 18 844 (11,2%) 1 485 (13,3%)

из них: на нерегулируемых пешеходных переходах 13 641 (72,4%) 1 135 (74,3%)

из них: на регулируемых пешеходных переходах 5 203 (27,6%) 350 (25,7%)

Дорожно-транспортные происшествия в Забайкальском крае

2018 г. январь 2019 г.

Общее количество ДТП 1 365 91

из них: на пешеходных переходах 72 (20,3%) 4 (18,2%)

из них: из-за технически неисправных транспортных средств 67 (4,9%) 4 (4,4%)

Количество ДТП с пострадавшими пешеходами в Забайкальском крае

2018 г. январь 2019 г.

По вине водителей 190 (54,8%) 8 (36,4%)

На пешеходных переходах 83 (6,1%) 4 (4,4%)

из них: на нерегулируемых пешеходных переходах 77 (92,8%) 4 (100%)

из них: на регулируемых пешеходных переходах 6 (7,2%) 0 (0%)

и около 5% ДТП случаются из-за технической неисправности транспортных средств.

Если с виной водителей и пешеходов в происходящих ДТП все понятно - это грубые нарушения ПДД и невнимательность, то техническая неисправ-

Технические неисправности ТС, повлекшие ДТП с пострадавшими пешеходами в Забайкальском крае в 2018 г.

№ п/п Дата Время Место Погибло Ранено Технические неисправности

1 31.01.2018 19:00 Забайкальский край, Чита, Железнодорожный 0 2 Иные неисправности

2 06.03.2018 16:10 Забайкальский край, Борзинский район, Борзя 0 1 Износ рисунка протектора

3 31.03.2018 11:00 Забайкальский край, Хилокский район, Могзон 0 1 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Госавтоинспекции

4 07.04.2018 23:20 Забайкальский край, Чита, Черновский 0 1 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Госавтоинспекции

5 15.04.2018 12:45 Забайкальский край, Чита, Железнодорожный 0 1 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Госавтоинспекции

6 11.05.2018 10:30 Забайкальский край, Агинский район, Агинское 0 1 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Госавтоинспекции

7 15.06.2018 7:55 Забайкальский край, Краснокаменский район, Краснокаменск 1 0 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Госавтоинспекции

8 22.06.2018 15:50 Забайкальский край, Чита, Железнодорожный 0 1 Иные неисправности

9 24.06.2018 1:05 Забайкальский край, Чернышевский район, с. Гаур 0 2 Внешних световых приборов

10 24.07.2018 15:30 Забайкальский край, Чита, Черновский 0 1 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Госавтоинспекции

11 22.08.2018 8:10 Забайкальский край, Чита, Железнодорожный 0 1 Неисправность внешних световых приборов

12 31.08.2018 20:00 Забайкальский край, Читинский район, Новокручининский 0 1 Износ рисунка протектора

13 29.09.2018 13:10 Забайкальский край, Агинский район, Агинское 1 0 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Госавтоинспекции

14 04.10.2018 10:30 Забайкальский край, Чита, Центральный 0 2 На одну ось ТС установлены шины различных размеров (ошипованные и неошипованные)

15 23.12.2018 20:00 Забайкальский край, Борзинский район, Борзя 0 1 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Госавтоинспекции

ность ТС, послужившая причиной ДТП, вызывает определенные вопросы.

Наряду с основными техническими неисправностями ТС, по которым случаются наезды на пешеходов (неисправности тормозной системы ходовой части, нарушение конструкции ТС), имеют место быть такие как, нарушение требований обзорности

с места водителя, а именно коэффициент светопро-пускания стекол менее нормативного, установление дополнительных предметов или нанесение покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя.

К основным неисправностям автомобиля относятся: неисправности рулевого управления, тормозной системы и ходовой части. Требования, которым должны удовлетворять системы автомобиля, изложены в ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуата-

Обзорность автомобиля определяется как конструктивное свойство, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортного средства. Различают так же переднюю обзорность -обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченную полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости транспортного средства [2].

Большой интерес представляют не просматриваемые зоны, к которым относятся невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием.

Именно в такие зоны чаще всего и попадает стоящий на тротуаре пешеход. Водитель, не увидев, что пешеход собирается начать движение по пешеходному переходу, продолжает движение вперед и, как следствие, возникает дорожно-транспортное происшествие. Причина, по которой водитель не увидел пешехода одна - это несоблюдение требований к обеспечению обзорности. Причины недостаточной обзорности с места водителя могут быть как объективные, так и субъективные. К объективным можно отнести конструктивные особенности автомобиля, о чем поговорим чуть позже, и рост водителя. Водителям небольшого роста хорошо видно все, что находится выше капота и плохо - то, что расположено ниже его уровня. Рослым, наоборот, луч-

ше видно то, что внизу [6]. Говоря о субъективных причинах, следует обратить внимание не только на наличие различных посторонних предметов в салоне автомобиля и затемненные стекла, но и на манеру вождения, точнее - регулировку водительского кресла. У одних оно находится в крайнем переднем положении, у других в крайнем заднем, и спинка кресла отрегулирована таким образом, что водитель находится в полулежащем положении. Поэтому водители с одинаковым ростом, но при разном расположении водительского кресла воспринимают и оценивают одну и ту же ситуацию по-разному. Изменить культуру вождения весьма проблематично, но над этим тоже следует работать.

Теперь о конструктивных особенностях транспортных средств.

С 2011 года в России вступил в силу Технический регламент Таможенного Союза о безопасности колесных транспортных средств. Этот нормативный документ содержит требования, предъявляемые к техническому состоянию автомобилей, в том числе, и к обзорности с места водителя. Все транспортные средства, производимые и ввозимые на территорию Таможенного Союза, должны соответствовать предъявляемым требования, изложенным в данном документе.

Что же происходит в реальности. Существует ряд методик, которыми конструкторы пользуются при проектировании новых автомобилей. Но дизайнеры в погоне за красотой и эстетичностью, а производители - за снижением себестоимости, забывают об обзорности. Практически у всех новых моделей автомобилей по причине широких передних стоек, наличия подголовников и т.д. занижена обзорность внутри салона. В качестве доказательства выше сказанного, приведем некоторые результаты исследований обзорности с места водителя столь популярной в нашей стране модели Toyota Land Cruiser, начиная с 6 поколения. У автомобилей Toyota Land Cruiser 70, Toyota Land Cruiser 80 и Toyota Land Cruiser 100 при угле наклона передней стойки в приделах 50° ширина варьирует от 88 до 96 мм. У Toyota Land Cruiser 200 при том же угле наклона передней стойки ее ширина составляет 120 мм, что больше, чем у предыдущих моделей практически на 30%. Данные параметры отчетливо свидетельствуют об ухудшении обзорности с места водителя.

Рис. 1. Обзорности пешехода на расстоянии 8 м при росте водителя 185 см

По статистическим данным примерно 75% наездов на пешеходов происходит на первой полосе движения и, это не удивительно, ведь именно край обочины и первая полоса движения являются наиболее закрытыми для обзора водителем. На рис. 1, 2 отчетливо показано насколько ограничивается обзорность с места водителя конструктивными элементами кузова автомобиля. Существенное влияние на обзорность, как уже говорилось ранее, оказывает рост водителя. Исследования проводились при правильной регулировке кресла водителя.

Исследования показали, что на вероятность наезда транспортного средства на пешехода существенное влияние оказывает скорость движения обоих участников происшествия. Дело в том, что при невысокой скорости движения транспортного средства, например, в пробке она практически равна скорости движения пешехода. Пешеход сближаясь с автомобилем постоянно находится в не-просматреваемой зоне вплоть до момента наезда. Здесь немаловажную роль играет и психология пешехода - если автомобиль движется медленно, то водитель меня видит и вовремя остановится, или я успею проскочить, но как показывает практика, все происходит кардинально наоборот.

В ряде случаев методика по определению технической возможности предотвращения наезда транспортного средства на пешехода позволяет решить вопрос о наличии либо отсутствии у водителя ТС технической возможности предотвратить наезд на пешехода при его выходе за пределы опасной зоны (за пределы динамического коридора ТС) при своевременном принятии водителем мер к торможению [4].

Рис. 2. Обзорности пешехода на расстоянии 8 м при росте водителя 170 см

Проведенные исследования в очередной раз подчеркивают значимость и необходимость проведения экспертного эксперимента по оценке обзорности в кабине (салоне) автомобиля при расследовании уголовных дел, связанных с наездом транспортного средства на пешехода, именно это позволит установить полноту вины водителя.

1. ГОСТ 33997-2016 Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки. Принят Росстандартом 18 июля 2017 г. Официальное издание. М.: Стандар-тинформ, 2018.

3. Правила дорожного движения (с изм. на 04.12.2018). Постановление Совмина РСФСР от 23.10.1993 № 1090 // Российские вести, №2 227, 23.11.1992.

4. Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Ю.М. Дильдина. Общая редакция В.В. Мартынова. М.: ИНТЕРКРИМ-ПРЕЕС, 2010. 568 с.

В частности, оно подразумевает и противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. К тому же, только на первый взгляд юридические коллизии представляют собой внешнее столкновение норм или юридических актов. Нередко за различными юридическими формулировками стоят в конечном счете различия социальных статусов и ролей соответствующих субъектов, различия их потребностей и интересов. Коллизия норм является трансформированным конфликтом людей. Что мы и имеем в вопросе использования регистраторов-антирадаров.

Что категорически нельзя делать при общении с гаишником



Бинокулярный обзор - обзор, получаемый в результате наложения полей, видимых левым и правым глазами одновременно.

Боковые разделительные стойки переднего окна - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном ветровом стекле.

Зона очистки переднего окна - зона на наружной поверхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.

Исходные точки отсчета - физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове АТС, указанные предприятием-изготовителем.

Конструктивный угол наклона туловища - угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием-изготовителем АТС.

Непросматриваемые зоны - невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.

Непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна, - невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.

Нормативное поле обзора П - условное поле передней обзорности в 180°-ном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля. Взаимное расположение указанных плоскостей в пространстве установлено настоящим стандартом.

Нормативные зоны А и Б переднего окна - условные зоны на наружной поверхности стекла АТС. Размеры нормативных зон А и Б установлены настоящим стандартом. Нормативная зона А расположена внутри нормативной зоны Б непосредственно перед водителем.

Обзорность - конструктивное свойство АТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления АТС.

Передняя обзорность - обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС. Характеризуется размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и Б, нормативным полем обзора П, непросматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П, а также непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.

Продольная регулировка сиденья - величина перемещения сиденья, измеренная по горизонтали между крайним задним и крайним передним фиксированными положениями.

Продольная регулировка сиденья для нормального управления или использования - регулировка по горизонтали без перемещения, предусмотренного для целей, иных, чем нормальное управление или использование, заданная предприятием-изготовителем.

Прозрачная часть переднего и боковых окон - часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускаемость согласно ГОСТ 5727.

Разделительные стойки боковых окон - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном боковом стекле.

Средняя и боковые стойки переднего окна - опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол. При этом средняя стойка может не являться опорой крыши кабины.

Степень очистки нормативной зоны - отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах.

Тип транспортного средства (в отношении передней обзорности) - совокупность АТС, не имеющих между собой конструктивных различий, влияющих на показатели обзорности с места водителя, и отвечающие одним требованиям, установленным данным стандартом.

Точка R или контрольная точка сидения - условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для сидения водителя и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.

Точки V - характеристические точки положения глаз водителя, принятые для определения границ нормативных зон А и Б переднего окна и нормативного поля обзора П АТС. Координаты точек V через угол наклона туловища сидящего зависимы от координат точки R.

Точки Е - характеристические точки, имитирующие положение левого и правого глаза при повороте головы сидящего относительно точки Р в направлении соответствующей боковой стойки.

Точки Р - характеристические точки пересечения оси поворота головы сидящего в направлении к объекту наблюдения с горизонтальной плоскостью, расположенной на высоте глаз, принятые для определения углов непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна. При этом имеется ввиду, что сидящий поворачивает голову вокруг вертикальной оси. Координаты точек Р через угол наклона туловища сидящего и продольную регулировку сиденья для нормального управления или использования зависимы от координат точки R.

Читайте также: