Требования к водителю мотоцикла

Обновлено: 04.07.2024

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Безопасность дорожного движения

ШЛЕМЫ ДЛЯ МОТОЦИКЛИСТОВ

Road safety. Helmets for motor-cyclists. Specifications

Срок действия с 01.07.86
до 01.07.91*

______________________________
* Ограничение срока действия снято
постановлением Госстандарта ССР от 29.12.90 N 3718
(ИУС N 5, 1991 год). - Примечание изготовителя базы данных.

Министерством внутренних дел СССР

Министерством местной промышленности Эстонской ССР

Министерством судостроительной промышленности СССР

А.А.Планкин, С.Н.Зайчиков, Б.М.Савин, Р.О.Сепман, Ю.Г.Воробьев, Р.В.Рыкова, С.А.Крылова, Ю.Ф.Яров, Г.Ы.Ким, Л.С.Омельянов

ВНЕСЕН Министерством внутренних дел СССР

Зам. министра Б.К.Елисов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 2 июля 1985 г. N 2101

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 29.12.90 N 3718 с 01.07.91 и опубликованное в ИУС N 5, 1991 год

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 5, 1991 год

Настоящий стандарт распространяется на шлемы для мотоциклистов, предназначенные для защиты головы водителей и пассажиров мототранспортных средств.

Стандарт не распространяется на шлемы, используемые в автомотоспорте.

Термины, применяемые в стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. Устанавливаются следующие типы шлемов:

I - шлемы открытого типа, обеспечивающие защиту головы выше основной плоскости (черт.1);

Общий вид шлема типа I


II - шлемы закрытого типа, дополнительно обеспечивающие защиту нижней части лица (черт.2).

Общий вид шлема типа II


1.2. Шлемы должны изготовляться от 54 до 62-го размера включительно. При этом каждый шлем может соответствовать двум смежным размерам.

Допускается по согласованию с потребителем изготовлять шлемы других размеров.

1.3. Масса шлема без комплектующих изделий не должна превышать:

1000 г - для типа I;

1250 г - для типа II.

1.4. Масса шлема с комплектующими изделиями, которые одновременно устанавливают на него, не должна превышать:

1250 г - для типа I;

1500 г - для типа II.

Пример условного обозначения шлема для мотоциклистов типа I:

Шлем I ГОСТ 26584-85


2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Шлемы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и образцам-эталонам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Образцы-эталоны шлемов должны быть согласованы с организациями Министерства здравоохранения СССР.

2.3. Шлем должен состоять из колпака, амортизирующего устройства, облегающей прокладки и удерживающей системы.


2.4. Нижний край колпака, за исключением его передней части, должен располагаться на модели головы соответствующего размера (см. обязательное приложение 2) и закрывать ее не выше контура , и нижний край задней части колпака или иные жесткие части шлема не должны находиться в пределах условного цилиндра.

2.5. Шлем типа II, имеющий защитный смотровой экран (экран), должен иметь вентиляцию лицевой зоны.

2.6. Наружная поверхность колпака шлема должна быть гладкой.

Допускается наличие на колпаке вентиляционных и слуховых отверстий и усиление их краев буртиками, имеющими плавные переходы, с радиусами сопряжения не менее 5,0 мм, которые должны располагаться не выше контрольной плоскости и иметь возможность изменения их размеров.

Допускается размещение вентиляционных отверстий на затылочной части колпака выше контрольной плоскости не более чем на 30,0 мм на расстоянии не более 50,0 мм от срединной вертикальной плоскости.

2.7. На наружной поверхности колпака могут быть расположены световозвращатели в виде геометрических фигур - кругов, прямоугольников, треугольников и др.

Допускается применение пленочных световозвращающих материалов.

2.8. Плавные переходы наружной поверхности колпака должны иметь радиусы сопряжения не менее 5,0 мм.

2.9. Край колпака должен иметь окантовку с наружным радиусом не менее 2,0 мм, изготовленную из эластичного материала твердостью от 50 до 85 условных единиц в температурном интервале от минус 20 до плюс 50 °С.

2.10. Части шлема, за исключением козырька, экрана, подбородной дуги безопасности (дуги), защитных очков совместно с деталями их крепления и фиксации, не должны выступать над наружной поверхностью колпака более чем на:

2,0 мм - буртики краев колпака, вентиляционных и слуховых отверстий, заклепки;

5,0 мм - другие части.

Острые края заклепок и других частей, выступающих над поверхностью колпака, должны быть закруглены или притуплены.

Указанные требования не распространяются на шлемы, оснащенные специальными техническими средствами.

2.11. Колпак должен быть цельным.

Допускается изготовление шлемов с разъемным колпаком. При этом разделение частей должно производиться только в результате целенаправленного воздействия.

2.12. Козырек шлема должен быть съемным. Прогиб козырька должен быть в пределах от 6,0 до 32,0 мм. При этом козырек не должен повреждаться или отделяться от шлема. Передний край козырька должен быть закруглен с радиусом не менее 0,5 мм.

2.13. Конструкция удерживающей системы не должна препятствовать снятию шлема в экстремальных условиях и должна состоять из нижнего крепления и замкового устройства.

Ширина нижнего ременного крепления должна быть не менее 20,0 мм.

Деформация удерживающей системы не должна превышать 25,0 мм.

Удерживающая система должна выдерживать нагрузку (1350,0±50,0) Н без повреждений или отделения от шлема.

Замковое устройство удерживающей системы должно срабатывать только в результате целенаправленного воздействия.

Допускается изготовлять шлемы с зажимным замковым устройством. Кнопка зажимного замкового устройства должна быть заглублена относительно наружной поверхности устройства таким образом, чтобы не происходило срабатывание устройства при давлении на него шара.

2.14. Во время эксплуатации экран, установленный в рабочем положении, не должен самопроизвольно откидываться.

Допускается конструктивное объединение экрана и козырька.

Экран должен изготовляться из поликарбоната.

Не допускается изготовление экрана из органического стекла по ГОСТ 9784-75, ГОСТ 10667-90, ГОСТ 14183-78, ГОСТ 15809-70, ГОСТ 17622-72, а также из силикатного стекла (кроме специального). Требование действует с 1 июля 1987 г.

Допускается изготовлять экран из органического стекла, если его крепление обеспечивает снятие экрана с шлема без применения инструмента и самопроизвольное отсоединение без разрушения экрана при ударе с номинальной энергией 18,0 Дж.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.15. Защита лица для шлемов типа II должна обеспечиваться дугой. Внутренняя поверхность дуги должна иметь облегающую прокладку. Зазор между поверхностью прокладки на дуге и лицевой поверхностью соответствующей части модели головы в срединной вертикальной плоскости должен быть не менее 20,0 мм (см. обязательное приложение 2).

2.16. На внутренней поверхности шлема не должно быть направленных внутрь острых кромок. Жесткие выступающие части должны закрываться амортизирующим устройством и облегающей прокладкой.

Стежки, строчки и швы на внутренней оснастке шлема - по ГОСТ 12.4.116-82.

2.17. Облегающая прокладка может быть изготовлена цельнокроеной или из отдельных элементов.

2.18. Шлем не должен препятствовать ношению очков, коррегирующих зрение.

2.19. Шлем, не имеющий экрана, должен обеспечивать возможность ношения защитных очков.

2.20. Шлем должен обеспечивать следующие углы обзора:

в горизонтальной плоскости: не менее 105° в каждую сторону от продольной плоскости симметрии шлема;

в вертикальной плоскости: вверх - не менее 7°, вниз - не менее 55° от контрольной плоскости.

2.21. Амортизационная способность шлема должна быть такова, чтобы при ударе с номинальной энергией 125,0 Дж мгновенная сила, воспринимаемая моделью головы, не превышала 15000 Н, а при ударе с номинальной энергией 62,5 Дж - 12000 Н. При этом допускается разрушение декоративного слоя колпака.

2.22. При перфорации шлема с номинальной энергией удара 30,0 Дж в любой точке шлема выше контрольной плоскости, энергия должна погаситься и острие пробойника должно остановиться не ближе 5,0 мм от модели головы.

2.23. Деформация шлема при приложении к нему статической нагрузки, направленной вдоль продольной или поперечной плоскости симметрии, должна быть не более 40,0 мм. Остаточная деформация не должна превышать 15,0 мм.

2.24. Шлемы должны сохранять защитные свойства при температуре окружающего воздуха от минус 20 до плюс 50 °С, а также должны быть стойкими к воздействию влаги, солнечного излучения и старению.

Минимальный срок службы шлемов - 4 года.

2.25. Продолжительность горения колпака, козырька, дуги, экрана не должна превышать 5 с после удаления из пламени горелки.

ПАМЯТКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ И ИХ РОДИТЕЛЯМ О ВОЖДЕНИИ МОПЕДОВ

1. Кому предоставляется право управления мопедом?
Право на управление мопедами предоставляется лицам, достигшим 16 лет и имеющим водительское удостоверение. Право на управление транспортными средствами, в том числе мопедом, предоставляется при условии сдачи соответствующего экзамена, который проводится должностными лицами органов внутренних дел.

2. Можно ли перевозить пассажиров на мопеде?

Перевозка пассажиров на мопеде запрещена, если это не предусмотрено конструкцией мопеда. Перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест запрещено.

Перевозка людей на мопеде разрешена только водителям, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами (любой категории) в течение двух и более лет (п. 22.2 (1) Правил дорожного движения).

Таким образом, перевозка на мопеде людей несовершеннолетними водителями не допускается, является правонарушением и влечет ответственность.

3. Каковы особенности движения на мопеде?

Мопеды должны ехать в один ряд по правому краю проезжей части или по полосе, предназначенной для велосипедистов. Если водитель мопеда не создает помех для пешеходов, он может ехать по обочине (п. 24.7 Правил дорожного движения).

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на мопедах должны быть включены фары дальнего или ближнего света (п. 19.1 Правил дорожного движения). Также при таких условиях водителям мопедов рекомендуется использовать предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств (п. 24.10 Правил дорожного движения).

Водителям мопедов запрещается (п. 24.8 Правил дорожного движения):

управлять мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз длиной больше чем на 0,5 м длины или ширины велосипеда, а также груз, который мешает управлению;
разворачиваться или поворачивать налево на дорогах с трамвайным движением или дорогах, где больше одной полосы в одном направлении (кроме случаев, когда поворот налево из правой полосы разрешен, и дорог, находящихся в велосипедных зонах);
пересекать дорогу по пешеходному переходу;
ехать без застегнутого мотошлема.
Обратите внимание! Управление мопедом без мотошлема или в незастегнутом мотошлеме влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей (ст. 12.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Управление мопедом при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Административной ответственности подлежат лица, достигшие 16 лет на момент совершения правонарушения. При отсутствии или недостаточности собственных средств у несовершеннолетнего, штраф оплачивается его родителями.

При причинении ребенком, управляющим мопедом, вреда гражданам либо их имуществу, родители наряду с несовершеннолетним будут нести гражданско-правовую ответственность (возмещать ущерб).

Кроме того, родители, допустившие управление мопедом ребенком, не имеющим водительского удостоверения, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей.

Госавтоинспекция призывает родителей уделить повышенное внимание безопасности несовершеннолетних водителей мопедов и скутеров

У подростков появляются новые увлечения, последствия которых могут быть самыми трагичными и необратимыми. Скутеры и мопеды в последнее время стали очень популярны, и их количество на дорогах увеличивается с каждым годом.

Садясь за руль мопеда или скутера, юные участники дорожного движения порой не задумываются о своей безопасности. Не думают о ней и их родители, которые не принимают во внимание возраст детей и необходимость наличия водительского удостоверения, а также навыков управления транспортным средством. Использование шлемов при езде на мопедах родители тоже упускают из виду. Но стоит помнить, что, попав даже в незначительное ДТП, ребенок может получить серьезные травмы, а то и вовсе поплатиться жизнью.

Сотрудники ГИБДД обращают внимание взрослых, что они должны контролировать и пресекать попытки несовершеннолетних самостоятельно сесть за руль. В дни летних каникул необходимо особенно пристально следить за детьми, исключить возможность их доступа к ключам от автомобилей и мотоциклов, запретить управление скутерами без соответствующего на то права и навыков вождения.

Также Госавтоинспекция напоминает, что за управление несовершеннолетним водителем (по достижению им возраста 16 лет) мопедом, скутером мотоциклом, автомобилем, не имея права управления, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей, в соответствии с ч.1 ст.12.7 КоАП РФ, при этом транспортное средство задерживается на специализированную стоянку. Если же несовершеннолетний - младше 16 лет, то ответственность за него несут законные представители (родители или опекуны), которые могут быть привлечены к административной ответственности по ст.5.35 КоАП РФ, при этом транспортное средство в этом случае также задерживается и помещается на специализированную стоянку, а к самому несовершеннолетнему принимаются меры воздействия.

Мотоциклист в шлеме на проезжей части

Права на управление квадроциклом

Мототранспортные средства являются полноправными участниками дорожного движения, поэтому к водителям скутеров и квадроциклов предъявляются довольно жесткие требования.

Водитель квадроцикла, решивший покататься на данном транспортном средстве, должен знать, что делать это разрешено только с 16 лет. Подросткам младше 16 лет кататься на мототехнике нельзя.

Процедура получения прав не отличается от получения прав на вождение легкового автомобиля:

- необходимо пройти обучение (теоретическую и практическую часть),

- получить медицинское заключение,

За езду на квадроцикле без водительского удостоверения налагается административная ответственность (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ) в виде штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

После покупки квадроцикла при наличии паспорта самоходной машины (ПСМ) его нужно поставить на учет в Гостехнадзор, или в ГИБДД - если средство передвижения имеет ПТС.

Правила езды на квадроцикле

Впервые сев за руль квадроцикла, нужно постараться не развивать скорость выше 40 км в час. Для езды на более высоких скоростях или при езде по сильно пересеченной местности необходимо освоить три основных стойки, которые может занимать гонщик на квадроцикле. Из-за высокого центра тяжести квадроциклы склонны к переворачиванию, и, стоя за рулем, водитель автоматически понижает центр тяжести, что значительно снижает риск оказаться под машиной.

К основным стойкам относятся: средняя, передняя и задняя.

Среднюю стойку используют, двигаясь по прямой. Ноги необходимо немного согнуть в коленях, расслабить спину и руки, руки развести сторону. Переднюю стойку занимают при ускорении, подъеме в гору, а также, чтобы загрузить передние колеса. И, наконец, заднюю стойку необходимо принять при торможении, спускаясь с горы, и для того, чтобы загрузить заднюю ось при буксовании в грязи.

Кроме того, при резком повороте нужно отклониться во внешнюю сторону, то есть противоположную той, в которую происходит поворот - готовясь к повороту, нужно смещать в сторону поворота все туловище, а не только голову и плечи, как это делают неопытные гонщики.

Набирать скорость перед подъемом надо заранее. Если начать газовать уже на самом подъеме, возникает опасность перевернуться на спину. Подниматься на горку следует на среднем газу и обязательно в крайней передней стойке.

Где покататься на квадроцикле в Подмосковье

В Подмосковье есть несколько хороших мест, где можно покататься на квадроцикле.

Так, в Рузском городском округе есть школа Katayu4x4, где можно освоить навыки вождения по трассам и для начинающих, и для уверенных гонщиков.

В Серпуховском районе находится клуб TV-Land. Рядом Приокско-Террасный заповедник, а вокруг - разнообразие природных ландшафтов, что дает большой выбор маршрутов. Более 300 км маршрутов, проложенных по полям, лесам, лугам и бездорожью, где можно освоить программы как для новичков, так и для опытных квадроциклистов, и школа выживания.

Квадробаза в Красногорском городском округе предлагает двухместные квадроциклы и полную экипировку: удобные шлемы различных размеров с подшлемником, защитные костюмы, одноразовые носки, сухую и комфортную обувь.

Права на управление скутером

Таким образом, для тех, кто решил управлять скутером, удостоверение тракториста-машиниста не подходит.

Для прохождения обучения и сдачи экзамена можно обратиться в любую автошколу города.

Управление скутером без водительского удостоверения также наказывается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей.

Правила езды на скутере

При вождении скутера следует соблюдать правила дорожного движения и своевременно обслуживать мототранспортное средство. Необходимо:

- всегда включать фару (не забывать менять перегоревшие лампочки);

- в пасмурный день (при плохой видимости) или ночью лучше надеть жилетку со светоотражателями.

Также обязательно наличие мотошлема и для водителя, и для пассажира. За отсутствие шлема предусмотрен штраф в размере 1 тысячи рублей (ст. 12.6 КоАП РФ).

По Правилам дорожного движения водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Нельзя поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Также нельзя пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Нельзя перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты мотосредства. Запрещено перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства (п. 24.8 ПДД).

Также необходимо всегда обслуживать транспортное средство: регулярно подкачивать шины, менять картерное/трансмиссионное масло, ремень/ролики вариатора, проверять аккумулятор, чистить карбюратор.

Как экипироваться

Прежде чем садиться за руль мотосредства, нужно позаботиться о базовой безопасности, а для тех, кто решил ездить на нем регулярно - подобрать э Самый важный элемент защиты за рулем квадроцикла или скутера - шлем.

Мотошлемы разделяются по конструкции оболочки:

- открытый шлем - хороший вариант для скутеров, так как обеспечивает умеренную защиту. Не подходит для больших скоростей.

Чтобы защитить глаза, необходимо экипироваться очками.

Понадобится и специальная обувь – мотоботы ,а также брюки или шорты с усиленной защитой таза, наколенники, перчатки.

• Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее.

• Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

—ездить не держась за руль;

—перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;

—перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его управлению;

—двигаться по проезжей части дороги при наличии рядом велосипедной дорожки.

• Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения.

Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

• Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя.

• При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами: впереди — фарой белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон — световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Читайте также: