Укажите этапы переработки информации поступающей водителю при управлении транспортным средством

Обновлено: 02.07.2024

Зрение, слух и осязание – важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства (устойчивость (концентрация), переключение, объем и т.д.). Основные признаки потери внимания.

Причины отвлечения внимания (застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения; настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки; прикуривание или прием пищи; чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения; телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве и т.д.).

Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.

Психологические качества человека (импульсивность, склонность к риску, агрессивность и т.д.) и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.

Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством.

Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.

Тема 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством

Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание.

Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса.

Тема 3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения

Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.

Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения

Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия и т.д. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками.

Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.

Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам.

Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством

Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30–120 секунд), средняя (12–15 секунд) и ближняя (4–6 секунд). Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков.

Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки.

Тема 6. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного

пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения

Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. Уровни допускаемого риска при выборе дистанции. Время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.

Тема 7. Техника управления транспортным средством

Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы.

Контроль за соблюдением безопасности при перевозке пассажиров, включая детей и животных.

Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол; очистки фар; включению аварийной сигнализации, регули­рования систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов.

Приемы действия органами управления. Техника руления.

Пуск двигателя. Прогрев двигателя.

Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем.

Действия педалью тормоза, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештат­ных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием.

Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес.

Особенности управления транспортным средством при наличии АБС.

Специфика управления транспортным средством с АКПП. Приемы действия органами управления АКПП. Выбор режима работы АКПП при движении на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог.

Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством

Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с дорогой. Резерв силы сцепления — условие безопасности движения.

Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перек­рестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.

Способы парковки и стоянки транспортного средства.

Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства. Выбор скорости в условиях городского движения, вне населенного пункта и на автомагистралях.

Обгон и встречный разъезд.

Проезд железнодорожных переездов.

Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участ­кам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы.

Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.

Тема 9. Действия водителя в нештатных ситуациях

Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства.

Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади.

Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления.

Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду. Действия водителя по эвакуации пассажиров из транспортного средства.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА

Вопросы: 1. Понятие о психических процессах водителя в процессе вождения. 2. Чувство опасности и скорости.

Литература: Романов А.Н. Автотранспортная психология. / А.Н. Романов – М.: Академия, 2015. – 66 с.

Водитель, управляя транспортным средством, находится в постоянном напряжении. В движении он непрерывно воспринимает и осмысливает быстро меняющуюся дорожно-транспортную обстановку, положение, скорость, состояние транспортного средства, мгновенно принимает решения и их осуществляет.

Прием и переработка информации и принятие решений является основой профессиональной деятельности водителя.

Характер и объем получаемой водителем информации постоянно и быстро меняется и это лишает его возможности своевременно и качественно ее перерабатывать и принимать единственно верное решение.

Трудность заключается еще и в неопределенности поступающей информации.

Исследованиями также установлено, что большинство дорожно-транспортных происшествий водители транспортных средств могли, при определенных обстоятельствах, предупредить.

Это значит, что первопричиной ДТП являются или могут являться личностные качества водителей, прежде всего психика.

Водитель, с точки зрения физиологии и психологии труда, рассматривается как важнейший участник дорожно-транспортного процесса. Следовательно, обеспечение безопасности дорожного движения невозможно без учета закономерностей психологии и физиологии его труда.

К числу важнейших индивидуальных психофизиологических качеств человека, в том числе и водителя транспортного средства, следует отнести ощущения. Ощущение — это исходный психический процесс приема информации. Они бывают зрительные, слуховые, кожно-мышечные, тепловые, вестибулярные, обонятельные и другие. В профессиональной деятельности водителя основную роль играют зрительные ощущения. Благодаря им водитель ориентируется в том, что его окружает. Слуховые ощущения дают информацию об источниках звуков и т.д.

У разных людей ощущения не одинаковые. Они зависят от природных данных, возраста, тренированности, опыта, знаний, навыков, других качеств. Так, благодаря зрительным ощущениям к водителю поступает около 85% информации.

На основе ощущений формируются более сложные психические процессы: восприятия, представления, памяти, мышления.

Важнейшим из них является восприятие. Восприятия могут быть полными и неполными, глубокими и поверхностными, точными и ошибочными (иллюзорными), быстрыми и медленными. Зависят они от чувствительности органов ощущения, опыта, внимательности, умственного развития, наконец, состояния человека.

Вниманием называется сосредоточение сознания на чем-то конкретном. Оно характеризуется несколькими свойствами и зависит от опыта, психического состояния водителя и условия движения.

Водитель должен уметь быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Считается, что минимальное время, необходимое для восприятия одного объекта — 0,2-0,3 сек. Высокая скорость транспортного средства требует от водителя более интенсивного внимания и сокращения фиксации взгляда на конкретном предмете.

Так, при увеличении скорости с 40 до 80 км/час, длительность фиксации взгляда сокращается с 1,0 до 0,6 сек.

В работе водителя транспортного средства немалую роль играют навыки.

Навыки — это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять частные действия автоматически, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания.

Навыки бывают умственные (мыслительные), сенсорные (чувственные), двигательные (моторные) и волевые.

Роль сенсорных и мыслительных навыков в оценке и прогнозировании водителем транспортного средства дорожной обстановки исключительная.

Дорожная обстановка непрерывно меняется и водитель должен все время принимать новые решения. Для этого недостаточно ощущений и восприятия. Переработка поступающей информации и принятие решения осуществляется на основании мышления. Именно мышление даст водителю возможность прогнозировать дорожную обстановку.

Безопасность дорожного движения во многом зависит от умения реально оценивать время, расстояние и скорость движения.

Под восприятием времени понимается умение оценивать продолжительность явлений, событий, своих действий и действий других участников в происходящих процессах. Восприятие времени напрямую зависит от быстроты реакции человека, а на его точность влияет эмоциональное состояние и стаж работы.

Восприятие пространства или расстояния осуществляется зрительными, вестибулярными, двигательными и кожными ощущениями.

Водитель транспортного средства должен обладать совершенным профессиональным восприятием пространства, без которого немыслима его работа. Он должен обладать способностью зрительно оценивать пространственное положение предметов и людей в движении и в состоянии покоя и в соответствии с этим определять свои действия. Следовательно, безопасность дорожного движения зависит, прежде всего, от зрительных ощущений, о чем уже говорилось, через которые происходит восприятие пространства.

Восприятие движения или скорости — это умение оценивать направление и скорость движения объекта и своего собственного движения в пространстве. Восприятие движения объекта осуществляется неподвижным и подвижным взорами, а собственных движений через зрительные, осязательные и двигательные ощущения. Оценка движения или скорости зависит от восприятия интервалов времени.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9686 — | 7618 — или читать все.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Основы управлеие транспортным средством

/ В.Е. Павлов - Смоленск , 2020.- количество с.26

В пособии дан перечень практических занятий, правила выполнения практических занятий, инструкционно-технологические карты.

2. Общие методические рекомендации по выполнению практических занятий

2.1. Перечень практических занятий

2.2. Примерная структура практической работы

2. 3. Правила выполнения практических работ

2.4.Правила оформления отчета по практическому занятию

2.5. Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

2.6. Контроль уровня усвоения знаний

2.7. Критерии оценки практических работ

3. Инструкционно-технологические карты практических занятий

Целью пособия является оказание помощи учащимся при подготовке и выполнении практических работ, для формирования умений и навыков в области управления транспортными средствами.

В пособии дан для образца один вариант инструкционно-технологических карт всех практических занятий, указана методика составления отчета по работе, указания по её выполнению, приведены список литературы и справочные материалы.

2. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.1. Перечень практических работ

Практическая работа № 1. Оценка и тренировка внимания, точности, скорости реакции

Практическая работа № 2. Анализ водителем своих действий

Практическая работа № 3. ДТП и их причины

Практическая работа № 4. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий

Практическая работа №5. Умение выбирать скорость в соответствии с расстоянием видимости и обзорностью в условиях реального дорожного движения

Практическая работа №6. Разбор случаев ДТП при движении через железнодорожные пути, а также при движении по автомагистралям и в жилых зонах.

Практическая работа №7. Отработка на тренажерах приемов пользования органами управления транспортным средством

Практическая работа №8. Разбор случаев ДТП при перевозке людей, грузов, животных

Практическая работа №9. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях

Практическая работа №10. Управление транспортными средствами в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах

Практическая работа №11. Действия водителя при потере устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте.

Практическая работа № 12. Отработка навыков по выводу автомобиля из заноса и по управлению при прохождении поворота.

Практическая работа №13. Управление транспортным средством в особых условиях

Практическая работа №14. Действия водителя во внештатных ситуациях.

2.2. Примерная структура практической работы

  • Тема практической работы
  • Наименование работы
  • Цель практической работы
  • Норма времени
  • Место проведения
  • Оснащение рабочего места (список материалов и оборудования для проведения занятия)
  • Основные правила техники безопасности
  • Литература
  • Ход проведения работы (методические указания)
  • Список контрольных вопросов и заданий

2.3. Правила выполнения практических работ

  1. Строго выполнять весь объем домашней подготовки, указанный в описаниях соответствующих практических занятий.
  2. Знать, что выполнению каждой работы предшествует проверка готовности учащего , которая производится педагогом до выполнения работы.
  3. Выполнить систему индивидуальных заданий (вариантов), дифференцированных по уровню сложности:

а)определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности. Оценивается количество правильно решенных / выполненных за определенное время задач (заданий);

б)задания разного уровня трудности. Оценка ставится за количество верно решенных задач.

  1. Выполнить практическую работу с максимальной долей самостоятельности, следуя указаниям инструкционно-технологической карты.
  2. Использовать указанную в инструкционно - технологической карте литературу и другие источники.

6. Правильно оформить задания в тетради.

7. Ответить на контрольные вопросы.

8. Знать, что после выполнения работы представляется отчет о проделанной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.

2.4.Правила оформления отчета по практическому занятию

При оформлении отчета, необходимо учитывать следующее:

а) в специальной тетради, согласно методическим указаниям о ходе выполнения работы, приведенным в инструкционно-технологических картах, составить отчет о проделанной работе;

б) чертежи, эскизы, графики, схемы оформляются карандашом и по линейке;

в) в тексте отчета допускаются только общепринятые сокращения с учетом специфики дисциплины.


2.5. Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

При подготовке к практическим занятиям необходимо проработать рекомендуемую тему по лекциям и литературным источникам, а также иметь при себе конспекты лекций, учебники, тетрадь для практических занятий. Если для подготовки к предстоящему практическому занятию преподаватель выдавал задания для самостоятельной работы, студент должен предоставить их выполнение на практическом занятии.

2.6. Контроль уровня усвоения знаний

Контроль знаний учащихся , полученных на практическом занятии, является наиболее ответственной частью занятия, так как определяет степень достижения цели.

Педагог проводит индивидуальное собеседование с учащимися , проверяет задания, выводы, заключения или другие материалы, позволяющие оценить качество усвоения материала, приобретения практических навыков. К заключительному собеседованию педагог может рекомендовать контрольные вопросы, задачи, тестовые задания.

2.7. Критерии оценки практических работ

3.ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 1

ТЕМА : психологические основы безопасного управления транспортным средством. НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: оценка и тренировка внимания, точности и скорости реакции.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ : определить психофизиологические качества, которые играют решающую роль при управлении автомобилем.

НОРМА ВРЕМЕНИ : 90 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет ПБДД.

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА : инструкционно-технологическая карта практической работы №1, раздаточный материал

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ : соблюдайте правила поведения в кабинете ПБДД.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В ходе работы необходимо выполнить тесты на оценку и тренировку внимания, точности и скорости реакции. Результаты записать в тетрадь.

Тест 1. Посмотрите на рисунок 1 в течение 3–4 с, затем перечислите предметы, которые запомнились.

Тест 2. Посмотрите на рисунок 2 в течение 3–4 с, отвернитесь и перечислите предметы, которые запомнили.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/14/k_58c782aa122a3/400054_3.jpg

Прочтите составленный вами список 5 раз, отложите в сторону, постарайтесь написать снова по памяти.

3.Влияние внешних факторов на эмоциональное состояние

Пометьте, какие из приведенных ниже ситуаций больше всего вас нервируют:

  1. вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят;
  2. когда вы управляете автомобилем, а кто-то непрерывно дает вам советы;
  3. когда вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами;
  4. вы с кем-то разговариваете, а кто-то другой постоянно вмешивается в вашу беседу;
  5. когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей;
  6. если кто-то без причины повышает голос;
  7. вы плохо себя чувствуете, если видите комбинацию цветов, которые, по вашему мнению, не сочетаются друг с другом;
  8. когда вы здороваетесь с кем-либо за руку и не ощущаете ни малейшего ответного чувства;
  9. разговор с человеком, который все знает лучше вас.

Цифры запишите в тетрадь.

  1. Для чего водителю необходимо знать психофизиологические основы вождения автомобиля?
  2. Назовите группы качеств личности водителя. Как влияет каждая из них на практическую деятельность?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОТЧЁТА:

  1. Выполнить задания
  2. Ответить на контрольные вопросы
  3. Сдать отчет по работе педагогу

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 2

ТЕМА : психологические основы безопасного управления транспортным средством.

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ : анализ водителем своих действий.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ : приобрести умения анализировать свои действия при управлении транспортным средством.

НОРМА ВРЕМЕНИ : 90 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет ПБДД..

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА : инструкционно-технологическая карта практической работы №2

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ : соблюдайте правила поведения в кабинете ПБДД.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Задача 1

Водитель У. следовал по улице, по середине которой проходили трамвайные пути. Приближаясь к остановке, на которой остановился трамвай, водитель затормозил. Когда трамвай начал движение, то вышедший из него пассажир Н. посмотрел на водителя и знаками показал, что он пропускает автомобиль. Как только автомобиль начал движение, то Н. на близком расстоянии от него побежал к тротуару и был сбит автомашиной, получив при этом телесные повреждения. При допросе потерпевший пояснил, что он действительно знаками показал водителю, что пропускает автомобиль, но потом передумал и решил перебежать улицу.

Проанализируйте действия водителя и пешехода и запишите в тетрадь ответ на вопрос: кто виноват в создавшейся дорожно-транспортной ситуации и почему?

Задача 2

Водитель вел автомобиль ГАЗ-53А по мокрому асфальтированному шоссе в темное время суток. Внезапно на проезжей части появился пешеход. Стремясь предотвратить наезд, водитель выключил сцепление и резко нажал на тормозную педаль. Произошел занос, в результате которого автомобиль, пересекая сплошную линию продольной разметки, выехал на полосу встречного движения. Водителю удалось избежать наезда и остановить автомобиль в положении, при котором передние колеса заехали на обочину, а задние остались на проезжей части.

Определите, является ли описанный случай дорожно-транспортным происшествием, обоснуйте свой ответ, записав выводы в тетрадь.

Задача 3

При выезде из гаража управляемый водителем автомобиль ГАЗ-24 задел кузовом створку ворот. В результате деформированы крыло и дверь автомобиля.

Является ли этот случай ДТП? Обоснуйте ответ, записав выводы в тетрадь.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Расскажите о предупреждающих знаках, их назначении, общих признаках предупреждения и назначении каждого знака.

2.Расскажите о знаках дополнительной информации (таблички): назначение, название и установка знаков, о взаимодействии табличек с другими группами дорожных знаков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит размышления автора по вопросам организации безопасности дорожного движения в Республике Казахстан. Освещены проблемные на данный момент вопросы, представлены пути их решения. Также для закрепления материала представлены тестовые задания по Основам Безопасности Дорожного движения.

Организация самостоятельной и познавательной

путем применения тестовых заданий

Абдраманов Т.Н., учитель спецдисциплин УПК-2

Ежегодно, начиная работу с учащимися нового набора, после первых контрольных работ я выявляю качество подготовленности новичков, определяю пробелы в знаниях, начинаю мероприятия по их устранению. Сегодня вопрос стоит не только об изучении основ безопасности движения (ОБД), а, прежде всего, их способности к овладению каждым учащимся системой понятий и автоматизированных действий, необходимых для быстрого и безошибочного принятия решений и их четкой реализации при управлении автомобилем в любой дорожной обстановке. Формирование у учащихся знаний и умений во всех случаях являются, прежде всего, результатом их собственной активной целенаправленной, познавательной деятельности.

Одним из приемов организации такой деятельности является включение в урок тестовых заданий. Систематическое использование этих тестов в учебном процессе помогают глубже изучить ОБД, оценивать уровень знаний. Применение данного метода позволяет реализовать ряд важных психолого-педагогических задач:

Направлять и стимулировать учебно-познавательную деятельность, совершенствовать ее мотивационную сферу.

Отображать ход усвоения через результаты выполненных заданий.

Вырабатывать и осуществлять корректирующие воздействия на ход усвоения путем оценки результатов и выдачи необходимой дополнительной информации.

Совершенствовать учебно-познавательную деятельность интеллектуальные способности, логическое мышление. Кроме того, обучающие и контролирующие тесты помогают проверить знания не у одного или нескольких учеников, а у всей группы.

Тесты по теме позволяют проверить качество усвоения предусмотренных программой понятий и уровень сформированности некоторых психологических свойств и процессов (внимания, наблюдательности, памяти, мышления), способствуют формированию необходимых знаний и умений.

Какое нарушение восприятия часто возникает у неопытного водителя при оценке ширины проезжай части в местах сужения дороги?

Воспринимая ширина дороги кажется меньше, чем она есть в действительности .

Воспринимая ширина дороги кажется больше, чем она есть в действительности

На широких дорогах в равнинной местности скорость движение автомобиля кажется водителю .

Больше, чем в действительности (переоценивается)

Меньше ,чем в действительности (недооценивается)

Формирование понятий и образование суждений происходит в процессе мыслительных операций, к которым относятся: анализ синтез ,сравнение ,абстракция ,конкретизация и обобщение.Быстрое принятие водителям верного решение возможно при условий .

Правильного анализа дорожной обстановки.

Сравнение новой ситуаций с ранее известной.

Выделение существеных признаков в рассматриваемом явлений

Овладение всеми видами мыслительных операций.

Деятельность водителя по управлению ТС характеризуется большим объемом быстроменяющейся информацией, подлежащей переработке. Крайне ограниченное время, которым располагает водитель для принятия и реализаций решения, предъявляет высокие требования к реакции водителя.

Реакцией называется….

Принятие водителем решение в результате переработки полученной информации.

Процесс переработки информации.

Процесс передачи нервных импульсов.

Ответные действия на внешнее и на внутреннее раздражение

Дорожная обстановка, развитие которой таит реальную возможность ДТП, называется:

Возникновение аварийной и опасной обстановки зависит…

От действии водителя.

От элементов среды движения (состояние проезжей части, наличия и исправности средств регулирования, освещенности, метеоусловий и т.п.

Только от поведения других участников движения.

От всех перечисленных факторов.

Для исключения опасных аварийных ситуаций необходимо, чтобы РДД и ОБД знаки строго соблюдали:

Водитель и пешеходы.

Пешеходы и пассажиры.

Все участники дорожного движения.

Чаще всего аварийная ситуация является следствием …

Плохого состояния проезжей части.

Недостаточной освещённости дороги.

Плохих метеорологических условий.

Неправильное поведение участников движения.

Каким образом можно компенсировать недостаточно хорошую реакцию?

Быть всегда в ожидании опасности.

Заранее прогнозировать опасность и быть готовым к действиям по ее ликвидации.

Во сколько раз увеличивается вероятность стать участником происшествия в средней степени опьянения?

Через какое время непрерывного вождения количество совершаемых ошибок резко увеличивается?

Почему перед вождением нельзя принимать успокоительных средств, лекарств от головной боли?

Они снижают время реакции.

Они понижают уровень внимания.

Могут вызвать сон.

Все перечисленные выше.

Столкновение с неподвижным препятствием на скорости 100км/ч соответствует падению с:

При движении в условиях плохой видимости надо выбирать скорость исходя из того, чтобы остановочный путь был:

Больше расстояния видимости.

Меншье расстояния видимости.

Равен расстояния видимости.

Вероятность происшествия при движении в плотном в транспортном потоке будет меньше, если Ваша скорость:

Меньше средней скорости потока.

Больше средней скорости потока.

Равна средней скорости потока.

Двигаясь в плотном транспортном потоке водителю надо тормозить:

Несколько раньше, чем это сделает водитель лидирующего автомобиля.

Одновременно с ним.

Таким образом, применение тестов позволяет закрепить полученные знания, принимать верные решение в типичных дорожных ситуациях и тем самым обеспечить как личную, так и коллективную безопасность при использовании транспортных средств.

Заголовок страницы, если нажать на эту ссылку вы попадете в раздел все темы.

Далее идет ваше имя или логин, эта строка носит информационный характер.

Если Вы открыли эту страницу в планшете или мобильном телефоне в верхней панеле распологается только одна кнопка с тремя горизонтальными полосками, нажав на нее у Вас откроется панель с меню по которому можно перейти в любую часть системы.

В версии для ПК далее идет кнопки со значками (в мобильной версии они ниже).

Написать в службу поддержки

Первая кнопка выводит панель с формой обратной связи, если у Вас есть вопрос вы можете написать администратору

Инструкция

Если вы читаете данную иструкции то Вы уже знаете для чего нужна вторая кнопка)

Закончить сеанс

Третья кнопка заканчивает сеанс, например если Вам нужно войти под другим логином, Вы нажимаете на эту кнопку и попадаете на форму входа.

Ниже располагется кнопка мобильная версия она отправляет Вас на более оптимизированную версию для мобильных устройств.

Читайте также: