В автошколе нет вождения

Обновлено: 03.07.2024

Долго думал, нужен ли на Пикабу этот пост, и все-таки решился - есть несколько моментов, о которых я хотел бы рассказать всем желающим получить заветную карточку (для лл - советы в конце поста).

Наверное, как большинство подростков 2010-х, я очень хотел поскорее получить водительские права. Представлял как пойду в 11 класс, параллельно запишусь в автошколу, а когда исполнятся заветные 18 - сдам экзамен и буду гонять на батиной Калине. Но что-то пошло не так - 11 класс раздолбай в виде меня потратил на имитацию подготовки к ЕГЭ, компьютерные игры и страдания по безответной любви, 4 года универа пролетели почти так же, а потом началась работа и совершенно закончилось свободное время. В феврале 2020-го увольняюсь (очень удачное время для увольнения, да?), уезжаю к родне в Минск, возвращаюсь, начинаются ковидные ограничения, автошколы не работают. К октябрю в той автошколе, куда изначально хотел пойти, набор шел на весну 2021, поэтому плюнул и пошел в автошколу от колледжа, где учился сварке.

Занятия шли с конца декабря по середину мая. Требовалось принести тетрадку и 3 книжки - ПДД, учебник и задачник (но вполне можно обойтись тетрадкой и ПДД, если есть смартфон и в Плеймаркете вас не забанили). ИМХО - если вы достаточно самоорганизованы, теорию сможете выучить сами, благо приложений с билетами достаточно, либо решайте на каком-нибудь сайте (я решал здесь), как удобнее. Лично я чего-то такого, чего бы не нашел в сети, на теории не услышал - все обучение по сути сводилось к просмотру фильмов примерно 2014-2015 года, изучению тем по советским плакатам и решению билетов в книжечках с их последующим разбором. Автошколой предусмотрено 4 зачета (3 зачета по 5 тем и 4-й со всеми оставшимися темами) + внутренний экзамен, сдал их экстерном и примерно с апреля на занятиях больше не появлялся.

Изначально я думал, что вождение начнется как только мы пройдем какой-то минимально необходимый объем тем (т.е. хотя бы в феврале-марте), но за руль нас пустили не раньше середины апреля. По плану нас ждали занятия на тренажере, площадка и потом уже город. На деле моё первое занятие выглядело примерно так: "- Ездил? - Ездил. - Теорию знаешь? - Все сдал уже. - А че за лампочки на приборке знаешь? - [рассказываю про индикаторы на приборной панели] - Ну ладно, давай посмотрим как трогаешься - [завожу машину, начинаю движение] - Пойдет, поехали в ГАИ". Впервые выехав на дорогу общего пользования, я знатно офигел от того, как сложно концентрировать внимание на нескольких вещах одновременно: знаки, скорость движения по спидометру, включенная передача, приоритет движения, пешеходы. Город небольшой, движение спокойное, но первые несколько занятий вылазил из учебной машины весь мокрый. Буквально к третьему-четвертому занятию понял, что моих знаний теории недостаточно - когда инструктор просил выбрать место для остановки/стоянки/разворота на проезжей части, не было уверенности, могу ли я выполнить испрашиваемый маневр на данном участке дороги. Тогда снова пошел решать все 800 вопросов, уделяя повышенное внимание выявившимся слабым местам.

Для меня было весьма неожиданным то, что езда на учебном автомобиле кардинально отличается от движения других участников дорожного движения. В городе скоростной режим на большинстве участков с нерегулируемыми пешеходными переходами ограничен 20 км/ч. И по протяженности такие участки могут доходить до 50 - 100 метров. Так вот, чуть превысил - не сдал. Проехал на мигающий зеленый - не сдал. Проморгал стоп-линию - заработал баллы. Поворачиваешь на перекрестке на третьей передаче - заработал баллы. Просмотрел где закончилось ограничение скорости 20 км/ч и продолжаешь тащиться 15 - опять баллы. Я ни в коем случае не говорю, что это плохо, но с реальными условиями движения в потоке такая езда имеет мало общего. И второй момент - народ вообще в большинстве своем клал на ПДД и ездят как хотят. Пока был за рулем учебной машины встретил: 2 затупка, болтавших по телефону и стоявших на зеленый; 2 дебила, вылетавших мне навстречу с левого ряда (где движение только налево) прямо, когда я стою на повороте налево и уже собираюсь начать движение; куча народу, которые видят за 50 метров мигающий зеленый и считают, что если они не успеют проехать именно на этот зеленый, то случится нечто страшное.

По плану предусматривалось 56 часов вождения. На деле получилось 12 занятий (да, я прям в блокнотике записывал) и суммарно около 16 часов за рулем. Хотя в водительской карточке проставлялось стабильно по 2 часа за занятие, а на одном из последних занятий попросили расписаться за оставшиеся часы, т.к. "иначе вас на экзамен не выпустят, мы же карточки в РЭО сдаем". Опять же, не говорю что это прям ой как плохо, но и хорошего в этом мало. Мотивировалось такое решение тем, что "если вы с первого раза не сдадите, можно будет перед следующим экзаменом еще поездить, а если мы сейчас всё выкатаем, то тогда доплачивать надо будет". В принципе логично, но. 16 vs 56. Чему можно обучить кандидата в водители за 16 часов? Каким-то базовым вещам, но не думаю, что за такой промежуток времени среднестатистический человек будет уверенно чувствовать себя за рулем. Единственное, что могу добавить, так это то, что решение о том, выпускать ученика на экзамен или нет принимает инструктор исходя из того, как этот самый ученик ездит на занятиях.

Сдали внутренние экзамены по теории и вождению. Всех настойчиво попросили скинуть пароль от Госуслуг, чтобы подать пакет документов. Кто сопротивлялся, предлагали самим нести документы в ГАИ. Документы отправили, пошлину оплатил, пароль поменял. Назначили экзамен в РЭО ГИБДД. Экзамен по теории сдал с первого раза за 4 с небольшим минуты без ошибок и практически без волнений, даже добавить толком нечего - знай читай билеты, не торопись и внимательно жмакай кнопки. Вождение же с первого раза мне не поддалось - перенервничал и натворил фигни. Но обо всём по порядку.

Так как с 1 апреля вождение сдают по новому регламенту, первое время было много неясностей относительно нового формата сдачи экзамена. Но поскольку первый экзамен у нашей группы был аж в конце мая, то основные моменты уже были известны: примерные варианты маршрутов, наиболее "ошибочные" места и тому подобное. Не смотря на всё это, я сильно волновался - видимо, с детства (после музыкалки и всяких тех.зачетов, академических и других концертов) осталась паника, когда нужно что-то сделать под контролем экзаменатора. Этот раз не стал исключением - дождавшись своей очереди, сел в автомобиль, выполнил необходимые приготовления, вместе с инспектором сделал "круг почета" (выехать и заехать на территорию ГАИ) и приступил к выполнению упражнений. Первой была параллельная парковка задним ходом - выполнил не то что бы неуверенно, но, во-первых - площадка была с небольшим уклоном, поэтому приходилось внимательно работать со сцеплением, дабы машина не скатилась, и во-вторых - дико тряслась левая нога, поэтому пару раз был близок к тому, чтобы заглохнуть. Следующей была парковка задним ходом с поворотом на 90 градусов. И тут я запаниковал - упражнение было почти напротив предыдущего, а я почему-то решил, что не могу ехать по левой стороне площадки. В общем, потерял все полимеры, и наехал на правый ближний конус. Затем паника усилилась - вместо того, чтобы просто выехать вперед, я снова выруливаю влево и второй раз цепляю конус. Отметка "не сдал". Сижу и понимаю, что даже в город не выехал. Подходит инструктор и такой "Ну и че это щас было?". С этого дня стал больше себя готовить в психологическом плане. К слову, из 15 человек сдало только двое.

Второй экзамен был через 1.5 недели. В день перед экзаменом еще раз прокатились по городу и покружились на площадке (где я в разных "позах" пытался выполнить то самое косячное упражнение). В этот раз всё пошло так, как я рассчитывал: 2 инспектора, 2 машины сдают, 2 катаются следом, подстраиваясь под обгон. В машине на переднем пассажирском сидит инспектор, сзади за водителем инструктор. Сел в городе, выполнил необходимую подготовку, поехал. Вспомнил, как в одном из роликов на Ютубе инструктор рассказывала, как заставляет ребят проговаривать вслух все знаки и свои действия. И я начал делать то же самое. В итоге мозг занят обработкой информации и у него не остается времени на "АААА, ПАМАГИТЕ, ЭТО ЖЕ ЭКЗАМЕН. ". Тем временем в спинку сиденья периодически долбит инструктор, что значит либо "выполняй элемент" либо "ты делаешь какую-то фигню". Не скажу, что это прям помогало, но позволяло лишний раз убедиться в правильности своих действий (или неправильности). Короче, поездили по городу, заехали на площадку автошколы, где выполнили эстакаду, и по знакомому маршруту поехали в ГАИ. Там выполнил оба элемента и услышал заветное "Поздравляю, отметка "сдал". Фух, выдохнул. Набрал 3 штрафных балла, но так и не узнал за что (полагаю, "неуверенное обращение с органами управления" за то, что 2 раза пытался в поворот на 3 передаче заехать, за указатели поворота и еще что-то).

Итак, что я вынес для себя за эти несколько месяцев:
1) Решая билеты, не пытайтесь их вызубрить типа "так, здесь вроде ответ "а" был, а вот тут "в". " - это так не работает! Как я понял, предназначение билетов - выработать условный рефлекс действовать в соответствии с дорожной ситуацией (знаками/разметкой/жестами регулировщика/etc). То есть, например, только взглянув на знак приоритета вы уже должны понимать, кому нужно уступить, а где наоборот имеете преимущество; жест регулировщика должен быть молниеносно понятен точно так же, как красный сигнал светофора (жесты эти, кстати, отлично учатся стишками типа "если палка смотри в рот. ", поищите, кому интересно);
2) Прежде чем отрабатывать упражнения, неплохо съездить на площадку, где будет проходить экзамен, и попробовать выполнить эти упражнения там. Мы пару раз так делали, но по всей видимости надо было делать это чаще. На площадке же делайте упражнения со всех возможных положений - по сути вы отрабатываете навык для парковки в реальных условиях. И чем больше способов запарковать машину вы освоите, тем легче вам будет в городе;
3) Если что-то непонятно - не стесняйтесь спрашивать у инструктора. Если хотите узнать больше - вы всегда можете найти ответы на интересующие вас вопросы в Ютубе. Довольно много инструкторов и автошкол ведут свои каналы и выкладывают ролики. Причем достаточно информации как по практической части, так и по теоретической (только ради Бога, не верьте слепо всему, что говорят с экрана. Пока решал билеты, наткнулся на одного адепта разворотов по малому радиусу, который отправлял всех смотреть какие-то сомнительные ролики и рассказывал, что в билете про траекторию разворота на самом деле ошибка);
4) Если вы не можете решиться пойти записаться на учебу и успокаиваете себя мыслями типа "да все-равно пока машины нет", "да пока вроде и не надо особо", подумайте хотя бы о стоимости вашего ОСАГО в будущем. Права в любом случае лежа в кармашке не прокиснут, а стаж будет потихоньку капать. Разница, между прочим, весьма существенная: моему отцу страховка обходится примерно 2200 - 2500 на год, мне же всего за полгода страхования того же авто пришлось отстегнуть 3.5 тысячи;
5) Если до дрожи в коленках боитесь сдавать вождение - попробуйте проговаривать свои действия, предварительно спросив инспектора не будет ли он против. Как в свое время объяснял инструктор: "Понимаешь, это я тебя знаю, знаю как ты ездишь, что ты какой-нибудь фигни на дороге не учудишь. А инспектор видит тебя в первый раз, ну в лучшем случае второй-третий - конечно ему страшно, и он чуть что будет давить на тормоз. Поэтому тебе нужно возить его как дорогую античную вазу". А проговаривая свои действия вы дадите инспектору возможность понимать, что сейчас творится у вас в голове и видите ли вы, допустим, автомобиль в слепой зоне, препятствие или пешехода;
6) Эти фразы я когда-то прочитал здесь же, на Пикабу, поэтому считаю своим долгом воспроизвести их еще раз: "Садясь за руль вы открываете дверь в тюрьму. Выходя из машины вы эту дверь закрываете", "На дороге всегда нужно думать за себя , за ту девушку и вон за того парня", "Больше всего ДТП происходит именно при маневрировании, соответственно, сокращая количество маневров вы уменьшаете шанс попасть в ДТП", "При повороте налево колеса нужно выворачивать в последнюю очередь - при ударе сзади с вывернутыми колесами вас неизбежно выбросит на полосу встречного движения".

Кстати, во сколько мне это удовольствие обошлось:

- мед. справка - 1165;

- обучение - 25 000;

- пересдача (за предоставление учебного авто) - 1400;

Итого (плюс ПДД, комиссии сбербанка, канцелярские принадлежности) чуть больше 29 тысяч.

И напоследок. Девочки, в ГАИ за правами нужно приходить красивыми, потому что вас на эти самые права будут фотографировать)) Я 2 раза попросил снять заново и все-равно получился так, словно перед фото двое суток вагоны разгружал) Но как сказал мой закадычный друг: "Ну так все правильно тебя сфотографировали. Ты на фотке должен выглядеть з@$бавшимся, потому что если ты будешь выглядеть свежим и отдохнувшим, значит ты эти права купил".

Девочки как быть? Чувствую себя тупицей главной из тупиц… У меня скоро занятия уже заканчиваются, а мы на 17 занятии поехали только на площадку, до этого тупо за городом с инструктором ездила… Он вечно намекает какая я дурочка и что вождение это не мое, успокаиваю себя только тем, что такие дебилы за рулем у которых даже образования нет или малолетки по лет 18, а у меня два диплома и хорошая должность на военном предприятии. На площадке уже 4е занятие, а я только змейку научилась делать, если что-то не получается или я не поняла с 1го раза, разговоров на пол часа…, какая я недалекая, у других это получалось намного быстрее и за 4 занятия люди все умели
У меня даже комплекс неполноценности выработался, что у всех получается, а у меня нет… Вам легко далось вождение?

Комментарии

хоть ваша запис уже и не актуальна для вас, сама оказалась в такой ситуации и ищу ответ: что делать. инструктор просто выставляет тупицей

Успокойтесь, я тоже хуже всех была, вообще не в тупляла. Сама сдать конечно не смогла. Но ездить научилась. 13 лет за рулем и проехала более 500 тыс километров. А школе была худьшей))))

Мы даже ниразу в город не выехали за все 26 занятий

Хм, вы пришли в автошколу, заплатили, вам должны всё разжевывать и помогать, а не критиковать. И кто за городом учится водить? Начинают с площадки, через пару занятий город.

у нас вот так вот, 16 занятий ездила у аэродрома где безлюдно, туда сюда и скорости переключала тупо, он говорил, что не готова и боится со мной ездить, боится за свою жизнь.
Вот потом выехали уже до площадки ехала сама, а так осталось 7 занятий и он говорит, что в город не поедем.

Кто? Да все! Сама в шоке было меня в первое занятие нулевую в город выперли в Москве!

Так в город, а не за город;)

Так за город было бы логичнее

Не помню сколько былы у нас тогда минималка может 10, но на площалке я была 2 раза всего и это был март там одни колдобины ничего не чищеное ? но я хорошо прошла ее изабила

Было 4 инструктора, последний был супер. Всему научил) до сих пор ему благодарна! Меняйте!

Образование никак не влияет на умение водить. Я на первом занятии уже в город выехала. Вождение и теория лучше всех в группе. У нас была девочка, тоже очень тяжелр ей давалось вождение. Так и не научилась нормально ездить… Всем по-разно дается.

Хааааа это не вы тупая это он на деньги разводит! Я пришла заплатила ща минимум занятий ибо дорого де все, ,, инструктору говорю — я ноль! Он в город поедем сразу! Я гр вам не страшно вообще я ничего не знаю, . Он поехали. ну поехали че. но скажу так у меня все получалось хорошо. я это поняла, выработали площадку! Они за нее доп платят, и потому не особо возят… потом я заболела или отпуск. не ездила пришла он мне начал как ваш выговорить ой ну всееее теперь как первое занятие.… блабла я говорю ничего не знаю денег нет давайте наверстывать. он пыхтелпыхтел, . потом сложный перекресток. я жму на педаль а она отскочила я спрашиваю что это? Он типа ничего нормально! Я пристала? говорю я думаю ездить как буду ну как давай мне все выкладывай. . Он мылся мялся.… потом сознался, я говорит ноги под педали поставил! О как! Езжу значит плохо я! На перекрестке где все вечно бьются он отдыхает.… и тут он понял что денег больше не будет?

вот и я думаю, он на занятии 2м или 3м про доп.занятия сразу сказал и у нас если к внутреннему экзамену не готова, то надо брать 5 занятий дополнительных с этим инструктором, с ним я точно не хочу, нашла другого из др. автошколы

Да прямо скажите денег нет и все, деловой! Вообще будет гадить жалуйтесь

Вам нужно сменить инструктора. Чтобы не гнобил. Вот от этого у вас и не получается.

Возможные проблемы учеников в автошколах на разных стадиях обучения мною достаточно подробно рассматривались, но ситуация усугубляется так что попробую углубить данную тему и описать ситуации похожие на признаки мошенничества в автошколах и дать некоторые советы что тут можно сделать.

Автошколы во многом заложники реформы получения водительского удостоверения 2013 – 2018 годов

Автошколы в 2013-2017 годах находятся под серьезным прессингом, с одной стороны идет глубокое реформирование процедуры получения водительского удостоверения и требования к обучению усложняются и соответственно, растут затраты автошкол, с другой стороны, в стране кризис, доходы населения падают, курс валюты изменился в 2 раза и увеличивать стоимость обучения в автошколах не получается. Крайними в такой ситуации становятся инструктора обучающие вас вождению, до них доходит заметно меньше денег и это приводит к ухудшению качества обучения.

В 2018 году начался новый этап реформирования получения ВУ.

В конце 2019 года озвучено что новые правила экзаменов начнут действовать с 1 октября 2020 года

Критично получить ВУ до 1 октября, новые правила скорее всего сильно усложнят получение ВУ.

Неправильный выбор автошколы

В подавляющем большинстве случаев люди, которые выбирают автошколу, не читают Рулимс, а выбирают автошколы по стоимости обучения (ищут минимальную) или территориально (по близости к дому, институту или работе). Так, во-многих регионах, очень распространен подарок на день рождения (на 18 лет) – оплата курса обучения в автошколе, почти всегда тут единственный критерий выбора стоимость – обучения. Несмотря на то что в условиях кризиса таких подарков становится меньше (люди идут учится водить видят реальную потребность использовать автомобиль) это заметная доля обучающихся.

Конкуренция по декларируемой стоимости курса обучения приводит к тому что автошколы, которые пытаются тщательно учить (а это стоит денег) находятся в заведомо невыгодной ситуации и не могут привлечь учеников. То есть нужно понимать, что школа, обучающая строго по рекомендуемой программе (56 астрономический часов вождения и прочее) часто не конкурентоспособна на рынке обучения вождению в 2016-2017 годах. Именно с этим связано отсутствие школ с обучением строго по рекомендованной программе обучения во многих регионах, большинству приходится идти на определенные компромиссы.

Типы автошкол, реклама и реальность

Вариантов как в такой ситуации действовать у автошколы не так много, приведу основные:

1. Автошкола рекламирует себя полнопрограммной – 56 часов обучения вождению, 28 занятий и т.п. Фокус в реклама на качество обучения и что “дешево хорошо не бывает” у конкурентов.

При внимательном изучении условий обучения может оказаться что одно-два занятия на тренажерах, два занятия бронируются на экзамен (внутренний и в ГИБДД), час занятия считается академическим, а не астрономическим и соответственно, выходит 24 занятия по 1.15-1.20 часа за рулем. Из этих занятий не более 10 на площадке-автодроме, в лучших проявлениях сразу начинают учить вождению в городе и не выделяют занятия на площадке. Но даже такую ситуацию в принципе можно признать достаточно разумным компромиссом и считать школы с подобным подходом к обучению качественными.

Второй принципиальный момент что подобные школы не должны предполагать никаких дополнительных платежей, например, обязательных дополнительных занятий для пересдачи экзаменов (внутренних и в ГИБДД), стоимость пересдачи экзаменов не должна превышать 500 рублей.

Если оба озвученных момента выполняются, то автошколы данной группы – самый лучший вариант.

2. Автошкола предлагает несколько вариантов обучения по разной цене, полный и сокращенный курс, рекламируется сокращенный. Тоже достаточно корректный вариант, вы изначально понимаете за что вы платите. Хотя формально тут уже есть нарушения, отход от рекомендуемой программы обучения.

Если вы выбираете автошколу, то нужно ориентироваться на автошколы первых двух групп. Следующий группы приведены чтобы вы понимали, что бывает и с чем вы можете столкнуться в ходе обучения.

Дополнительные и скрытые платежи в автошколах


3. Автошкола изначально закладывает, прописанные мелкими буквами, обязательные дополнительные платежи – “на бензин”, “2000 рублей за набор эксклюзивных учебных материалов”, “3000 рублей за оформление документов” и прочее… В рекламе они конечно же не фигурируют и часто всплывают в последний момент. Обычно в подобных автошколах есть и скрытые дополнительные платежи.

4. Автошколы изначально закладывает дополнительные платежи, формально не обязательные, но по факту их платят все или почти все ученики. Например, в договоре мелкими буквами прописано что пересдача внутреннего экзамена по вождению стоит 3000 рублей (нужно взять два дополнительных платных занятия плюс оплатить “подачу машины”). И понятно, что пересдавать (как минимум один раз) придется, и чтобы получить диплом автошколы вам придется доплатить…

Выбрав такую школы и подписав договор с подобными условиями вы уже попадаете в зону риска. Если речь идет об одной платной пересдаче, то откровенного мошенничества тут нет, воспринимаете это как стоимость учебы (будете знать, что бывает).

Один из основных критериев по которому можно отличить данную школу от школ 1-2 типов – стоимость пересдачи внутреннего экзамена, если она более чем 300-500 рублей и требуют дополнительных занятий то это такая школа. Формы проведение внутреннего экзамена – принципиальный момент при выборе автошколы, именно внутренний экзамен является основным инструментом вымогания денег (без диплома автошколы вы не сможете сдавать экзамены в ГИБДД). Условия сдачи в ГИБДД менее принципиальны, так как имея диплом автошколы вы можете самостоятельно сдавать экзамены в ГИБДД.

Обман в автошколе, примеры

5. Школы с признаками мошенничества. Главный критерий, то что происходит в автошколе на практике не соответствует тому что вы подписали в договоре и рекламе.

курс обучения - 25000 рублей, час вождения - 150 рублей, без доплат

Реклама автошколы — курс обучения — 25000 рублей, час вождения — 150 рублей, без доплат

Реклама неизвестной автошколы в Москве — курс обучения — 25000 рублей, час вождения — 150 рублей, без доплат. Очевидно что такой стоимости часа вождения с инструктором быть не может.

Например, обещают 28 занятий по 2 академических часа, на занятиях инструктор говорит, что полчаса должно уходит на осмотр машины, объяснение заданий, разбор проведенного занятия и тому подобную муть и что все это можно сократить и остается менее 1 часа за рулем. По количеству занятий говорят, что в программе два занятия на тренировку вождения с прицепом и вам это не нужно и т.п. Плюс тренажеры (3-4 занятия), плюс экзамены и остается 20 занятий по 1 часу из которых 12 занятий на площадке и возможно вместе еще с каким-то учеником.

И вы не успеваете эти 20 занятий отъездить до озвученной даты внутреннего экзамена в автошколе, инструктор постоянно “занят”, а если не успеваете, то следующая возможность сдавать внутренние экзамены через 1-2 месяца со следующей учебной группой. И чтобы попасть на внутренний экзамен вам предлагают подписать документ что вы все отъездили и претензий не имеете.

Потом оказывается, что стоимость пересдачи экзамена в автошколе 3000 рублей, за пересдачу в ГИБДД тоже нужно платить и т.п. Плюс начинают намекать что в ГИБДД сдать невозможно, всех валят, но можно как-то решить все вопросы…

Это экстремальный пример, вряд ли вы столкнетесь с таким набором в одной автошколе, приведен чтобы вы понимали с чем можно столкнуться (хотя на самом деле подвохов намного больше).

Отличия от 4 пункта тут уже не совсем количественные, если в 4 случае вас принуждают заплатить условные ~3000 рублей, то тут уже речь идет о пятизначных суммах, так что можно сказать количество переходит в качестве и становится понятно, что вы столкнулись с ситуацией похожей на мошенничество.

Что делать если вы столкнулись с признаками мошенничества в автошколе

2. Если система (общая ситуация в данной автошколе) то:

-Вы должны внимательно изучить все документы которые вы подписали. Если в договоре есть ссылки на учебный план или еще что-то должны получить его в письменном виде. Нужно тщательно следить что вы подписываете. И не подписывать никаких документов, не подумав и в спешке, например, когда инструктор предложит вам расписаться за проведенные занятия в ожидании переключения светофора (реальный случай). Если вдруг уже подписали, то тоже что-то можно придумать, просто каждая подпись усложняет ситуацию.

-Вы должны иметь в голове или лучше на бумаге список того что вам обещали и что происходит на деле (список, подтвержденный документально, слова тут мало стоят).

3. Вам в первую очередь нужен диплом автошколы, с тем что вас не подготовят адекватно к экзаменам в ГИБДД скорее всего придется смириться (это цена ошибки выбора автошколы). Естественно, желательно отъездить максимум возможного. Доучиваться придется индивидуальными занятиями (это обычно в разы дешевле чем заново учиться в автошколе). Вариант повторно учиться в другой автошколе — не лучший, так что критично получить диплом здесь.

5. Пройдя курс обучения и начав сдавать внутренние экзамены и поняв, что вы их сдать не можете придется общаться уже с руководством и писать жалобы, почти всегда достаточно обозначить желание их написать (общаться для этого нужно убедительно).

Адресаты жалоб на автошколу

Основных адресата жалоб четыре:
-ГИБДД
-Минообразования
-Прокуратура
-Роспотребнадзор

Первые две структуры дают лицензии автошколам и им можно жаловаться на весь процесс учебы – не соответствие программы обучения рекомендованной и т.п.

Жалобу Роспотребнадзору можно писать когда образовательная услуга (а это именно услуга) не соответствует заявленным в договоре требованиям, не выдаётся чек и т.п.

Прокуратуре можно жаловаться на признаки мошенничества, на весь реально подтвержденный обман.

Предмет претензии к автошколе, на что можно жаловаться

Каждая ситуация индивидуальна, но можно выделить несколько основных направлений:

1. Несоответствие того что вам обещали и что рекламирует автошкола и того что происходило по факту, все должно быть подтверждено документально, слова тут мало стоят.

2. Несоответствие программы обучения рекомендованной ГИБДД и минообразованием реальной программе обучения (по часам вождения, пропорции площадка/город и т.п.).

3. Проблемы в обучении, например, состояние площадки-автодрома или ее перегруженность, постоянные переносы или отмены занятий.

4. Вымогание денег, но критично иметь доказательства, без них жаловаться бессмысленно и вы создаете предмет для претензий к вам.

Например, невозможность сдать внутренний экзамен (и вымогание денег) нужно аргументировать некачественным обучением и невыполнением условий программы и договора.

Как вариант жалобу можно оформлять как претензию автошколе с копиями в другие органы.

Возможные результаты жалоб

Положительных результата может быть два:

1. Вам сразу дадут диплом автошколы (особого контроля за внутренними экзаменами в автошколе нет).

2. Примут внутренний экзамен без придирок.

Отрицательный результат: автошкола в случае реального разбирательства будет аргументировать что проблемы исключительно из-за вас. Тут полезно наладить взаимодействие с коллегами по учебе (в проблемной автошколе это обычно возможно).

И повторюсь еще раз, реальная жалоба это самый крайний случай, постарайтесь максимально бесконфликтно решать все вопросы с инструктором и руководством автошколы, он конфликта пользы никому не будет. И нужно понимать что во многом в проблеме виноваты вы сами (выбрав данную автошколу).

Критично понимать уровень вашего вождения, к примеру, если вы не умеете делать упражнения на площадке, у автошколы могут быть неприятные для вас аргументы. Так что, чем вы раньше заметите проблемы в своем обучении в автошколе, тем легче будет разобраться с данной ситуацией.

Есть школы которые не поддаются давлению и вам придется заплатить что хотят или учиться повторно:

Как получить шаблоны текста жалобы

У меня есть варианты текста жалобы. Изначально думал его опубликовать. Но понял, что тут наряду с пользой будет и вред (жалоба может использоваться не по делу). Так что опишите ваши случаи в комментариях (можно не обозначая конкретные автошколы и даже регионы, это можно сделать без регистрации на Рулимс, воспользовавшись вашим профилем в социальной сети). Их прокомментируют и при необходимости предоставляю текст жалобы и консультации. Также можно задать вопрос в группах Рулимс в социальных сетях (ссылки на группы в правой колонке сайте) или мне лично (в социальных сетях или через форму обратной связи на сайте).

И позитивный настрой рулит! Все будет сдано и права будут получены, не сомневайтесь!

Как учить чтобы ученик не научился, описанное редко, но бывает

В видео рассмотрен экстремальный случай — специально учат так чтобы не научить, бывает и такое.

Обучение в школе длится в среднем три-три с половиной месяца. Около двух месяцев заложено на теорию: правила дорожного движения, виды нарушений и штрафы, основы первой медицинской помощи и безопасного вождения. Дальше начнется самое интересное — вождение. Вас научат пяти базовым упражнениям на площадке и езде по городу. Кстати, с этого года официально можно учиться на автомагистралях, где допустимая скорость — больше 60 км/ч.

Онлайн-обучение. Ездить на теоретические занятия два раза в неделю может показаться времязатратным, поэтому сейчас многие школы предоставляют онлайн-обучение теории.

Если вы все же хотите выбрать онлайн-обучение хотя бы частично, попросите в автошколе пробный урок и посмотрите, подходят ли вам формат и качество.

Полностью от онлайн отказываться точно не стоит. Дополнительный обучающий материал в интернете смотреть полезно — некоторые автошколы и инструкторы выпускают короткие интересные видео с разбором правил, тем, случаев на дороге. Так что если вы пропускаете очные занятия, можно наверстать что‑то в ютьюбе, а вопросы задать преподавателю в следующий раз. Тренировать решение билетов можно в бесплатных мобильных приложениях, там есть функции с решением вопросов по темам и имитация настоящего экзамена в ГИБДД.

Механика или автомат? И когда учиться?

На механике учиться сложнее, зато вы получите полноценные права и сможете ездить на машине и с автоматической коробкой передач. Наоборот не работает. Если вы планируете брать машину в аренду во время путешествий, тоже выбирайте механику: такие автомобили чаще всего сдают в Европе, и стоят они дешевле.

Если захотите после автомата пересесть на механику, придется переучиваться в автошколе, а потом снова сдавать экзамены по вождению.

А вот сезонность на обучение не влияет: когда получите права, вам придется ездить и зимой, и летом. Если учитесь в бесснежное время, возьмите в будущем занятия по противозаносной подготовке и научитесь ездить по снежной колее — лучше быть готовым ко всем погодным условиям.

Как выбрать автошколу

Главное, чтобы у школы была лицензия, проверьте это сразу, иначе в ГИБДД просто не выдадут права. Вот список автошкол Москвы, если вы из другого города, зайдите на региональную страницу ГИБДД. Обратите внимание, что юрлицо и публичное название автошколы могут не совпадать.

Станислав Майдан называет цифру в 35 тыс. рублей, причем для любого крупного города по всей России. Дело в том, что стоимость амортизации машины и бензина везде примерно одинаковая, а именно это основные затраты.

В сумму обучения входят часы, выделенные на вождение: стандарт — 56, бывает меньше, поэтому цена тоже снижается.

Также хорошая идея заранее узнать, где у школы находятся учебные классы, а где — автодром. Класс может быть рядом с вашим домом, а вот проходить практическую часть обучения могут попросить на другом конце города.

Изучите договор перед подписанием. Там должны быть прописаны все дополнительные платежи, например, за подачу машины в ГИБДД.

Если об автошколе у вашего дома хорошие отзывы, у нее нормальная цена за обучение и в порядке документы — выбирайте ее и не тратьте время на поездки в другие районы. Но если для вас важны качественный клиентский сервис и приятный коллектив, может, и стоит потратить лишние полчаса на дорогу в такую школу.

«Нам нравится идея, что кто‑то один во всем разобрался и остальные пользуются этим. Мы добавляли только автошколы из списка ГИБДД, затем искали на них дополнительную информацию, знакомились, пытались узнать про некрасивые схемы (не обман, но всякие существенные доплаты, на которые не обращают внимания при заключении договора), отсеивали сомнительных, собирали отзывы у наших пользователей. Мы также изучали отчеты ГИБДД по сдаче экзаменов, следили за городскими конкурсами и другими активностями автошкол. В Москве мы довольно неплохо поняли, как устроен локальный рынок, какие игроки сильные, какие надежные, каких уважают другие школы, каких любят ученики.


Как выбрать инструктора

Есть мнение, что в автошколе водить все равно не научат, поэтому нужно брать занятия у частных инструкторов. Но частные инструкторы — это обычно сотрудники других автошкол.

Если знаете хорошего инструктора, спросите, в какой школе он работает. Возможно, вам и стоит выбрать ее для полноценного обучения.

Не стесняйтесь менять инструктора, если чувствуете, что он вам не подходит: люди разные, и это нормально. В автошколе должны относиться к такому с пониманием.

Как проходит экзамен в ГИБДД

До октября 2020 года экзамен в ГИБДД состоит из трех частей: теоретической и практической, поделенной на два этапа — площадка (автодром) и езда по городу.

С октября желающие получить права будут проходить всего два этапа: сдавать теорию, а затем демонстрировать навыки вождения. Маневры, которые раньше нужно было выполнять только на площадке, разрешат делать в городе, на улицах и участках дорог с малоинтенсивным движением и в тупиках, вдали от жилой застройки. А потом сразу ехать в город.

Вы можете ошибиться дважды, при этом за каждую ошибку вам дадут еще 5 дополнительных вопросов (в них уже ошибаться совсем нельзя).

На вождении вам предложат выполнить 5 упражнений: остановку и трогание на эстакаде, параллельную парковку, въезд в бокс, разворот в три приема и повороты на 90 градусов.

В городе вы проедете по одному из экзаменационных маршрутов (с октября заранее они известны не будут, только список улиц), где проверят ваши умения трогаться, останавливаться, поворачивать направо, налево, разворачиваться, соблюдая при этом правила дорожного движения.

Сдавать экзамен в ГИБДД вы можете со своей школой на знакомой машине, а можете открепиться и делать это самостоятельно. Это дешевле (вы не платите инструктору за подачу машины), пересдавать можно чаще (у школ есть только несколько дней в месяц), но вам достанется машина от ГИБДД, за рулем которой вы никогда не сидели.

Если с первого раза теорию сдать не удалось, вам назначат пересдачу в промежутке от недели до месяца. Пересдачу практики — от недели до двух месяцев. Если хотите позже, можно написать об этом заявление, и дату перенесут. Если не сдали с третьего раза — попросят прийти не раньше чем через месяц. Если за полгода после сдачи теоретической части учащийся не осиливает практику, придется пересдавать билеты.

Алексей Кацалуха отмечает, что с первого раза сдать вождение получается у одного из девяти москвичей. Но если вы научились водить машину, то рано или поздно получите права — просто заложите время и деньги на пересдачу.

Как учиться эффективно

Теория. Теорию можно выучить самостоятельно, но на очных занятиях хороший преподаватель будет приводить примеры из жизни, расскажет о своем опыте и ответит на вопросы. Возможно, билеты это решить не поможет, но на дороге пригодится.

Чтобы сдать теорию, нужно хорошо изучить правила дорожного движения. Заучивать билеты бесполезно — на экзамене все перемешается. Решайте билеты как в первый раз: аргументируйте ответы выдержками из правил.

Вождение. Станислав Майдан говорит, что самый хороший темп обучения вождению — 3 раза в неделю, в среднем один урок длится полтора часа. Тут смотрите на свои особенности: для кого‑то перерыв в три дня уже ощутим, а кому‑то нестрашно пропустить неделю. Бывают случаи, что ученики на экзамене говорят, будто им подменили машину, не узнают ее, хотя и марка, и номера те же.

Запомните, что часто экзамен по вождению — это проверка на стрессоустойчивость. Если вы хорошо учились, помните и понимаете правила, то точно сдадите на права. Но с какого раза у вас получится это сделать, зависит в том числе от того, как вы умеете справляться с волнением.

Темп обучения, кстати, можно снизить по своему желанию и не сдавать школьный экзамен через 3,5 месяца. Но все же с этим лучше не затягивать: ваша автошкола может неожиданно закрыться, в списках ГИБДД ее не будет, и тогда все придется проходить заново.

Читайте также: