В каком из перечисленных случаев водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию

Обновлено: 02.07.2024

Предупреждающие сигналы используются для своевременного информирования участников дорожного движения, привлечения их внимания, выделения транспортных средств из общего транспортного потока и предупреждения об опасности, поэтому при эксплуатации транспортных средств они должны быть исправны.

Начиная движение, водитель обязан проинформировать других участников дорожного движения о начале выполнения какого-либо маневра, независимо от места выполнения маневра, плавности выполнения маневра и удаленности других участников дорожного движения. Сигналы левого поворота подаются перед началом движения от правого края проезжей части, перестроением на левую полосу, поворотом налево, разворотом, началом обгона, а также перед остановкой возле левого края проезжей части. Сигналы правого поворота подаются перед началом движения от левого края проезжей части, перестроением на правую полосу, поворотом направо, остановкой возле правого края проезжей части, а также при завершении выполнения обгона.

Данный пункт Правил дорожного движения предусмотрен на случай неисправности световых указателей поворота или их отсутствия. В таких случаях водитель обязан подавать сигналы левой или правой рукой, в зависимости от месторасположения руля. На автомобилях с левосторонним расположением руля необходимо подавать сигналы левой рукой, а на автомобилях с правосторонним расположением руля – правой рукой.
Водителям мопедов и мотоциклов необходимо подавать сигналы левой рукой, поскольку правая рука удерживает рукоятку газа. Непосредственно перед началом выполнения маневра водитель мопеда или мотоцикла обязан двумя руками держаться за руль. Такое же требование предъявляется и к лицу, управляющему велосипедом.

Данное требование введено для более точного определения момента начала и конца подачи предупреждающего сигнала в населенных пунктах и за их пределами. Водитель обязан в процессе движения информировать других участников дорожного движения о своих маневрах при помощи предупреждающих сигналов.
Подачу предупреждающего сигнала водители транспортных средств обязаны закончить сразу же после выполнения маневра. Запрещается подача предупреждающего сигнала, если он может дезинформировать других участников дорожного движения.
Водителю и пассажирам запрещено высовывать руки из боковых окон механического транспортного средства, если это не касается предупреждения о маневре, поскольку это может быть неправильно истолковано другими участниками дорожного движения.

Подача звукового сигнала в населенных пунктах может отвлечь участников дорожного движения от наблюдения за дорожной обстановкой и спровоцировать возникновение дорожно-транспортного происшествия, поэтому Правилами дорожного движения запрещено пользоваться звуковым сигналом в населенном пункте, кроме случаев, когда без этого невозможно избежать дорожно-транспортного происшествия.

Для привлечения внимания водителей обгоняемых транспортных средств может применяться в качестве предупреждающего сигнала переключение света фар, при этом для обеспечения безопасности движения водители, совершающие обгон, обязаны исключить возможность ослепления встречного и попутного транспорта через зеркало заднего вида.

С целью обеспечения безопасности дорожного движения Правилами запрещено пользоваться дальним светом фар в качестве предупреждающего сигнала, если это может привести к ослеплению других водителей.
Пунктом 19.2 Правил оговорено, что дальний свет фар необходимо переключать на ближний на расстоянии не менее 250 м до встречного транспорта.

Включение ближнего света фар в светлое время суток на транспортном средстве выделяет его из потока других транспортных средств, тем самым осуществляется предупреждение участников дорожного движения о возможной опасности, что заблаговременно позволяет принять меры для снижения вероятности возникновения ДТП.

б) на маршрутных транспортных средствах, движущихся по полосе, обозначенной дорожным знаком 5.8, (см. приложение 1) навстречу общему потоку транспортных средств;

г) на тяжеловесных, крупногабаритных транспортных средствах, сельскохозяйственной технике, ширина которой превышает 2,6 м, и транспортных средствах, осуществляющих дорожные перевозки опасных грузов;

д) в туннелях. С 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия в конструкции транспортного средства – ближний свет фар. (№ 111 от 11.02.2013)
В условиях недостаточной видимости на механических транспортных средствах можно включить дальний свет фар или дополнительно противотуманные фары при условии, что это не будет ослеплять других водителей.

Данное требование Правил дорожного движения позволяет повысить безопасность дорожного движения на затемненных участках дороги как в светлое время суток, так и в темное.

Аварийная световая сигнализация включается для своевременного информирования других участников дорожного движения об опасности в движении и обозначения нештатной ситуации на проезжей части.

В случае вынужденной остановки при недостаточной видимости или в темное время суток на транспортных средствах кроме аварийной световой сигнализации должны быть включены габаритные или стояночные фонари, разрешается дополнительно включить ближний свет фар или противотуманные фары и задние противотуманные фонари согласно пункту 19.4 данных Правил, а в местах с ограниченной обзорностью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м необходимо устанавливать знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

Аварийная световая сигнализация может включаться заблаговременно для обозначения нештатной ситуации на проезжей части, если у водителя имеются основания предполагать, что он может быть ослеплен светом фар встречного автомобиля. В пункте 19.3 данных Правил указаны дополнительные действия, которые должен выполнить водитель в случае ослепления.

в) на механическом транспортном средстве, движущемся с техническими неисправностями, если такое движение не запрещено данными Правилами;

С целью предупреждения других участников дорожного движения о возникновении нештатной ситуации на проезжей части, водители транспортных средств с техническими неисправностями, обязаны, согласно Правилам дорожного движения, включать аварийную световую сигнализацию. Движение транспортных средств с техническими неисправностями должно осуществляться как можно ближе к правому краю проезжей части. В случае неисправности аварийной световой сигнализации или при ее отсутствии на транспортном средстве, движущемся с техническими неисправностями, необходимо устанавливать на высоте 400-1600 мм от поверхности дороги знак аварийной остановки (пункт 30.4) или мигающий красный фонарь.

При буксировке одного транспортного средства другим для участников дорожного движения не всегда представляется возможным своевременное определение таких транспортных средств в общем потоке, поэтому для их выделения из общего потока на буксируемом транспортном средстве должна быть включена аварийная световая сигнализация. В случае неисправности аварийной световой сигнализации или при ее отсутствии на транспортном средстве, движущемся с техническими неисправностями, необходимо устанавливать на высоте 400-1600 мм от поверхности дороги знак аварийной остановки (пункт 30.4) или мигающий красный фонарь.

При остановке колонны транспортных средств на проезжей части возможен выход на дорогу людей, поэтому с целью снижения вероятности наезда на таких лиц и их травмирования Правилами дорожного движения предусмотрено, что на всех механических транспортных средствах колонны во время их остановки на дороге должна быть включена аварийная световая сигнализация.

Для предупреждения о возникновении ДТП необходимо включать аварийную световую сигнализацию, поскольку на проезжую часть могут выходить участники ДТП, которые не могут контролировать окружающую обстановку ввиду своего эмоционально-стрессового состояния.

Для предупреждения участников дорожного движения о возникновении ДТП на проезжей части, сохранения следов ДТП вместе с аварийной световой сигнализацией должен устанавливаться знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

б) вынужденной остановки в местах с ограниченной обзорностью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.

В местах с ограниченной обзорностью может быть не запрещено интенсивное движение, поэтому в случае вынужденной остановки при видимости дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, необходимо кроме аварийной световой сигнализации устанавливать знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь: в населенном пункте не ближе 20 м до транспортного средства, а за пределами населенного пункта – не ближе 40 м. Целе­сообразно установить знак за транспортным средством, чтобы предупредить о препятствии транспортные средства, движущиеся по той же полосе.

При отсутствии или неисправности аварийной световой сигнализации в некоторых случаях Правилами дорожного движения не допускается дальнейшее движение транспортных средств или их остановка в отдельных случаях, если они не обозначены знаком аварийной остановки на уровне 400–1600 мм от поверхности дороги или мигающим красным фонарем.

Поскольку мигающие фонари могут ослепить водителей, приближающихся к месту возникновения аварийной ситуации, или могут быть недостаточно видны в светлое время суток, а также в условиях недостаточной видимости Правилами дорожного движения оговариваются требования к таким фонарям. Согласно международным нормативным требованиям (Правила №7 ЕЭК ООН), минимальная сила света, излучаемая фонарем, должна составлять 150 кд днем и 40 кд ночью.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАКА АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ

Знак аварийной остановки – это красный треугольник, который при необходимости водитель обязан поставить на проезжую часть дороги со стороны приближающегося транспорта. Знак хорошо виден не только днём, но и ночью, так как обладает способностью отражать падающий на него свет фар. Даже в темное время суток другие водители увидят его, заблаговременно поймут, что впереди опасность, снизят скорость и будут готовы остановиться или объехать вас.

При остановке транспортного средства и включении аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии, знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:

  • при дорожно-транспортном происшествии;
  • при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Этот знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Однако это расстояние должно быть не менее 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов.
Обязательность установки знака аварийной остановки в случаях, указанных в рассматриваемом пункте Правил, вызвана необходимостью заблаговременного предупреждения других участников дорожного движения о возможной опасности для движения.

При отсутствии или неисправности аварийной световой сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.


Должна быть включена аварийная световая сигнализация, а на буксирующем — в светлое время суток ближний свет фар или противотуманные фары.



Поскольку аварийная сигнализация в случае ДТП или технической неисправности может оказаться неработоспособной, Правила предписывают в этих случаях закреплять на задней части буксируемого автомобиля знак аварийной остановки, который должен быть на всех механических транспортных средствах, кроме двухколесных мотоциклов.
В эксплуатации все еще находятся автомобили старых моделей, не оснащенные световой аварийной сигнализацией. При буксировке таких транспортных средств сзади должен закрепляться знак аварийной остановки.

Аварийная сигнализация должна быть включена:
при дорожно-транспортном происшествии;
при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
при ослеплении водителя светом фар;
при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве) ;
при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки "Перевозка детей" (здесь и далее опознавательные знаки указаны в соответствии с Основными положениями) , и высадке из него.

Водитель должен включать аварийную световую сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.

, когда вы хотите показать другим водителем, что у вас что то не исправно и вы не можете двигаться в общем потоке

Аварийный знак

В этой статье речь пойдет про термин "вынужденная остановка" из правил дорожного движения. Несмотря на то, что данное понятие находится в самом начале Правил, многие водители не могут отличить такую остановку от прочих вариантов прекращения движения.

Ниже Вы узнаете, чем отличается вынужденная остановка от обычной, как действовать в случае возникновения неисправности транспортного средства и какие штрафы можно получить при неправильном выполнении маневра.

Что такое вынужденная остановка?

Рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения:

"Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Итак, вынужденной остановкой являются следующие варианты прекращения движения:

  • из-за технической неисправности;
  • из-за опасности, создаваемой перевозимым грузом;
  • из-за опасности, создаваемой состоянием водителя;
  • из-за опасности, создаваемой состоянием пассажира;
  • из-за опасности, создаваемой появлением препятствия на дороге.

Рассмотрим примеры, соответствующие каждому из перечисленных пунктов:

1. У автомобиля прокололось колесо или из-под капота начал валить дым.

2. Груз сместился в кузове и может вывалиться на дорогу через борт.

Другой вариант. В салоне легкового автомобиля перевозилась картошка и она рассыпалась. Если картошка попадет под ноги водителю, он не сможет управлять машиной. Т.е. имеет место опасность.

3. У водителя неожиданно закружилась голова и он не может продолжать движение.

4. Пассажир такси ведет себя неадекватно и угрожает водителю, пытается вмешаться в управление автомобилем.

5. На дорогу во время сильного ветра упала ветка дерева и водитель не может ее объехать.

Обратите внимание, к вынужденной остановке не относятся ситуации, в которых водителю очень сильно нужно остановиться именно в этом месте.

Если водитель решил высадить пассажира поближе ко входу в офисное здание, то это будет обычная остановка.

Другой пример. Начальник требует, чтобы водитель остановился на пешеходном переходе. Хотя с точки зрения русского языка начальник и вынуждает водителя остановиться, остановка все равно не является вынужденной.

Еще одно замечание. Если водитель прекратил движение для того, чтобы выполнить требования правил дорожного движения, то маневр не является вынужденной остановкой. Например, речь идет о прекращении движения перед пешеходным переходом, если по нему идет пешеход:

Остановка перед переходом

Действия водителя при вынужденной остановке

  • при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
  • при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.

Итак, при вынужденной остановке транспортного средства водитель должен:

  • Включить аварийную сигнализацию (аварийку).
  • Выставить знак аварийной остановки (красно-оранжевый треугольник).
  • Принять меры для отвода транспортного средства. То есть нужно оттолкать или отбуксировать машину туда, где остановка разрешена.

При этом все перечисленное нужно сделать лишь в том случае, если остановка в данном месте запрещена:

Вынужденная остановка

Если остановка разрешена, то водителю ничего дополнительного предпринимать не следует. Нужно просто заняться устранением причины, вызвавшей прекращение движения.

На железнодорожном переезде

  • при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
  • оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
  • при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

В случае остановки на железнодорожном переезде в первую очередь нужно обеспечить безопасность людей, т.е. высадить всех из транспортного средства. После этого нужно попытаться оттолкать автомобиль или остановить поезд.

Обратите внимание, остановка на переезде в любом случае крайне опасна, поэтому ее следует избегать. Для этого пересекать железнодорожные пути лучше на такой скорости, чтобы даже в случае неожиданной поломки автомобиля он накатом выехал с переезда.

На автомагистрали

16.2. При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).

В отличие от остальных дорог, при вынужденной остановке на автомагистрали автомобиль нужно вывести за пределы проезжей части (на обочину). Напомню, что на обочинах автомагистралей останавливаться нельзя. Однако для вынужденной остановки сделано исключение.

Т.е. на автомагистрали не нужно выполнять требования пункта 12.6 и пытаться оттолкать автомобиль к ближайшему обозначенному месту стоянки, которое может располагаться в нескольких десятках километров от места возникновения неисправности. Нужно просто разместить автомобиль на обочине.

Штрафы за вынужденную остановку

В первую очередь еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:

"Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

В данном случае важно заметить, что понятия "остановка" и "вынужденная остановка" обозначают совершенно разные случаи. И там, и там речь идет о прекращении движения, однако причины для него указаны разные. Т.е. вынужденная остановка не является частным случаем остановки, эти понятия применяются в разных ситуациях.

Напомню, что статьи 12.16 и 12.19 КоАП предусматривают наказания именно за остановку, а не за вынужденную остановку.

Таким образом, если вынужденная остановка произошла в месте, где запрещена остановка транспортных средств, и водитель выполнил требования правил о включении аварийки, выставлении знака аварийной остановки и отводе автомобиля, то штраф за остановку в неположенном месте не должен быть наложен.

Тем не менее иногда такие штрафы накладываются, т.к. инспектор не всегда может понять, что имеет место вынужденная остановка.

Еще один вариант получения штрафа - вынужденная остановка в поле зрения камеры, автоматически накладывающей штрафы. Камера гарантированно не умеет отличать обычную остановку от вынужденной, поэтому впоследствии водитель получит штраф по почте. Поэтому при вынужденной остановке рекомнедую сразу же собрать какие-то доказательства в свою защиту. Хотя бы сделайте пару фотографий, на которых видно Ваш автомобиль, включенную аварийку и выставленный знак.

Однако при выполнении вынужденной остановки водитель может нарушить требования раздела 7 Правил, т.е. не включить аварийную сигнализацию или не выставить соответствующий знак. Статья 12.20 КоАП:

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

В данном случае штраф составит 500 рублей. Также может быть вынесено и предупреждение.

Тем не менее данный штраф накладывается крайне редко. Связано это со следующим. Если сотрудник ГИБДД видит автомобиль, который стоит в запрещенном месте и который не обозначен знаком и аварийкой, то он вправе считать, что имеет место обычная остановка, а не вынужденная. Т.е. штраф накладывается за нарушение правил остановки.

Если Вам доводилось слышать о штрафах именно за отсутствие знака аварийной остановки или за невключенную аварийную сигнализацию, то прошу написать об этом в комментариях.

Читайте также: