В протоколе осмотра транспортного средства при дтп фиксируются сга

Обновлено: 02.07.2024

Повреждений немного: вмятина на бампере, погнут номерной знак и разбит противотуманный фонарь. Второй водитель от своей вины не отказывается.

С вызовом полиции на оформление аварии уйдет полдня.

Но можно уложиться в один час или даже в 15 минут и не ездить потом за справками по инстанциям. Для этого достаточно оформить аварию по европротоколу.

Вкратце: как оформить европротокол

Следуйте такому плану:

  1. Возите с собой бланк извещения о ДТП. Его бесплатно выдают в любой страховой компании.
  2. Проверьте, что авария соответствует требованиям европротокола.
  3. Заполните и подпишите извещение о ДТП совместно со вторым участником ДТП.
  4. Подайте документы в страховую, в которой приобретали полис.

Что вы узнаете

Что делать после аварии

Действия участников ДТП после аварии прописаны в правилах дорожного движения. Независимо от того, кто виновен в происшествии, выполните следующие действия:

    Остановитесь. Если выходите на проезжую часть — соблюдайте меры предосторожности, наденьте светоотражающий жилет.

Если не выполнить эти требования, страховая компания может отказать в выплатах. Иногда возможны более тяжелые последствия. Например, оставление места ДТП наказывается лишением прав.

Что такое европротокол

Европротокол действует на всей территории России. Даже если ваша машина стоит на учете в Москве, а въехали в нее во Владивостоке, вы все равно можете им воспользоваться.

До 1 октября 2019 года европротокол можно было заполнить только на бумаге.

Но с 2019 года данные о ДТП можно фиксировать и передавать в автоматизированную систему при помощи электронных сервисов. Страховая должна получить некорректируемые фотографии и координаты со спутника. Сначала такой порядок в порядке эксперимента ввели в трех регионах, но на сегодняшний день это можно сделать на всей территории России.

Более того, европротокол работает и по полисам добровольного автострахования — каско. Центральный банк РФ обязал страховые компании, работающие по каско, включить в правила страхования пункт об оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции. Если ДТП соответствует требованиям европротокола, клиент страховой может заявить убыток по каско без справок.

Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД

Прежде чем оформлять документы без полиции, убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола:

Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов.

Что нужно заполнить на бумаге

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Бланки извещения также можно распечатать на обычном принтере минимум в двух экземплярах. Шаблон можно скачать с официального сайта РСА.

Клиент Тинькофф-страхования может скачать бланк в личном кабинете. Он будет уже заполнен данными его автомобиля.

В бардачке почти каждого автомобиля лежит один или два бланка извещения. Неважно, чей бланк будет заполняться: форма извещения стандартная у всех страховых компаний. Если ни у вас, ни у второго водителя бланка не оказалось, одолжите его у любого водителя, проезжающего мимо.

Совет

Проверьте, есть ли у вас в машине бланк извещения о ДТП. Не нашли? Обратитесь в офис любой страховой компании — вам выдадут его бесплатно.

Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность: книга, планшет или капот автомобиля. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдет для заполнения.

Фотографировать место аварии и поврежденные автомобили необязательно. Но все же рекомендуется сделать несколько снимков на смартфон на всякий случай.

Как заполнить бланк европротокола

Вы вместе со вторым водителем должны заполнить один бланк извещения о ДТП.

Остальные графы имеют номера, заполняются они следующим образом.

Дата ДТП и время, с точностью до минуты.

Свидетели ДТП. Желательно указать фамилию, имя, отчество свидетелей, адрес их проживания и номер мобильного телефона — так их легче будет найти. Если свидетелей нет — поставьте прочерк, чтобы второй участник ДТП не смог вписать туда своих знакомых или друзей.

Собственник ТС — указываются данные собственника и данные об адресе его регистрации. Паспорт при этом не нужен — все эти данные есть в СТС.

Водитель ТС — данные человека, который находился за рулем автомобиля. Паспорт тоже не требуется — вся информация переписывается из водительского удостоверения.

Страховщик — указывают название страховой компании так, как оно написано в полисе, номер полиса, срок окончания его действия.

Место первоначального удара — стрелкой указывают ту часть автомобиля, в которую пришелся первоначальный удар. Кроме стрелки, никакие записи в этом пункте не делают.

Характер и перечень повреждений — чем конкретнее формулировки, тем лучше.

Нет Да
Поврежден бампер, номерной знак, противотуманный фонарь Бампер задний — вмятина в центральной части размером 10 × 10 см и глубиной 3 см. Номерной знак — помят по всей площади. Противотуманный фонарь — разбито наружное стекло
Помята боковая дверь Передняя левая дверь — вмятина в нижней части размером 50 × 10 см и глубиной 1 см
Царапины на крыле и бампере Бампер передний — глубокие царапины на краске в правой части. Крыло переднее правое — царапины до металла на арке длиной 10 см

Бампер задний — вмятина в центральной части размером 10 × 10см и глубиной 3 см. Номерной знак — помят по всей площади. Противотуманный фонарь — разбито наружное стекло

Предварительно следует определить границы зоны осмотра, которые должны включать участок дороги со следами, образовавшимися при ДТП, а также объекты, которые могли оказать влияние на процесс развития ДТП:

  • • объекты, ограничивающие обзорность для участников ДТП (здания, дорожные сооружения, заборы, зеленые насаждения, стоящие транспортные средства и т.п.);
  • • препятствия, которые могли вынуждать участников ДТП изменить скорость и направление движения (ограждения, стоящий транспорт, дефекты дороги и т.п.);
  • • технические средства регулирования движения (разметка, светофоры, дорожные знаки). Следует указывать не только дорожные знаки, установленные в границах зоны осмотра, но и знаки, находящиеся за ее пределами, действие которых распространяется на участок дороги, где непосредственно произошло ДТП.

Специфика дорожно-транспортного происшествия определяет тактику его проведения. В первую очередь следует зафиксировать следы и объекты, которые могут быть уничтожены либо видоизменены проезжающим транспортом из-за атмосферных и метеорологических условий или по другим причинам. Затем фиксируются все остальные следы (повреждения на транспортных средствах и объектах окружающей обстановки; геометрические элементы дороги и их размеры; расположение дорожных знаков, разметки, ограждений и др.).

Применение в ходе осмотра фотосъемки позволяет значительно полнее и качественнее провести фиксирование следовой информации, содержащейся на месте происшествия, а также намного сократить время, необходимое для ознакомления с условиями места происшествия и их изучения лицами, непосредственно не принимавшими участие в осмотре.

Фиксация следов и объектов на месте ДТП с помощью фотосъемки проводится по правилам криминалистической судебной криминалистической масштабной фотосъемки.

При фиксация следов на дороге необходимо следующее 1 .

1. Использовать при съемке мерный объект или любой иной предмет с известным размером (рис. 2.1).

Использование масштабной линейки при замере высоты ограждения (а) и высоты бордюра (б)

Рис. 2.1. Использование масштабной линейки при замере высоты ограждения (а) и высоты бордюра (б)

2. Фиксировать параметры участка дороги, на котором произошло ДТП, а при наличии повреждений на проезжей части или предметов на ней проводить их отдельную фотосъемку относительно элементов дороги (рис. 2.2, а—г).

Фотофиксация участка дороги, на котором произошло ДТП

Рис. 2.2. Фотофиксация участка дороги, на котором произошло ДТП

3. Делать фотографии мест расположений транспортных средств, а также поверхностей под ними. Во многих случаях (даже когда идет снег или дождь) под автомобилями остаются участки следов их перемещений, по которым можно определить направление движения транспортных средств на конечном этапе. Особо следует уделить внимание осмотру колес транспортных средств и их повреждениям (рис. 2.3, а, 6 и 2.4). 4

Фотофиксация взаимного расположения транспортных средств

Рис. 2.3. Фотофиксация взаимного расположения транспортных средств

Внешний вид повреждений транспортного средства

Рис. 2.4. Внешний вид повреждений транспортного средства

4. Фиксировать начало и окончание следов колес или частей транспортных средств, их конфигурацию, в том числе места изломов или сдвига (при их наличии) (рис. 2.5, а—г).

Фиксация следов торможения транспортного средства

Рис. 2.5. Фиксация следов торможения транспортного средства

Отсутствие на фотоизображениях мерного объекта усложняет привязку следов при составлении схемы места происшествия и требует проведения дополнительного исследования (рис. 2.6, а, б). 5

Отсутствие на фотоизображениях мерного объекта

Рис. 2.6. Отсутствие на фотоизображениях мерного объекта

5. Проводить фотофиксацию характера следа.

Следы качения образуются в результате качения колеса в свободном (ведомом) или тяговом (ведущем) режиме при отсутствии проскальзывания колеса относительно опорной поверхности в продольном и поперечном направлениях, когда рисунок протектора шины отображается на следовоспринимающей поверхности без видимого искажения. На снегу и почве они представляют собой объемные отпечатки рисунка протектора шины (рис. 2.7); на асфальтобетонном покрытии — поверхностные следы наслоения.

След качения колеса транспортного средства на снегу (а) и на почве (б)

Рис. 2.7. След качения колеса транспортного средства на снегу (а) и на почве (б)

Следы торможения образуются в результате скольжения колеса в продольном направлении при торможении ТС. На асфальтированных покрытиях это смазанная в продольном направлении темная полоса, а на фунтовых — разрыхленная борозда. Они могут быть прямолинейными и несколько дугообразными. Элементы рисунка протектора противодействуют поступательному движению ТС, поэтому их отображения оказываются вытянутыми в направлении его движения. В данном следе можно различить продольные канавки рисунка протектора; структуру отображений поперечных элементов рисунка протектора различить нельзя (рис. 2.8, а, б).

След торможения колеса транспортного средства на асфальтном покрытии

Рис. 2.8. След торможения колеса транспортного средства на асфальтном покрытии

Следы бокового скольжения образуются при скольжении колес в боковом направлении и могут возникать при заносе ТС, движении в повороте, столкновении. Чаще всего эти следы располагаются дугообразно, причем расстояние между следами шин левых и правых колес изменяется; также может иметь место их взаимное пересечение (рис. 2.9).

След бокового скольжения колеса транспортного средства

Рис. 2.9. След бокового скольжения колеса транспортного средства

Следы перемещения на спущенном колесе располагаются прямолинейно или дугообразно; при этом на поверхности проезжей части дороги образуется след с неровными краями и неравномерным наслоением резины (рис. 2.10).

След перемещения транспортного средства на спущенном колесе

Рис. 2.10. След перемещения транспортного средства на спущенном колесе

6. Фиксировать расположение осыпи грязи на проезжей части, которое необходимо для установления места столкновения автомобилей. При этом следует, используя осветительное оборудование, произвести осмотр и сфотографировать арки колес и элементы подвески, с которых могло произойти осыпание фунта (рис. 2.11, а, б).

Наличие осыпи грязи в районе левого переднего колеса

Рис. 2.11. Наличие осыпи грязи в районе левого переднего колеса

транспортного средства

Достаточно часто осыпь может образовываться не с места наибольшей деформации кузова ТС, а там, где этот грунт находился (арки колес, элементы подвески, днище автомобиля и т.д.). Например, столкновение двух автомобилей произошло передними частями, а осыпь образовалась из задней арки ТС. Это обстоятельство существенно меняет информацию о реальном расположении места столкновения.

7. Фиксировать размеры осыпей осколков и фрагментов пластмассовых деталей так, чтобы можно было провести их соотнесение с шириной дороги или полосой движения (рис. 2.12).

Фотофиксация осыпи стекла и пластмассовых деталей

Рис. 2.12. Фотофиксация осыпи стекла и пластмассовых деталей

транспортного средства

8. Отображать расположение отделившихся деталей ТС относительно элементов проезжей части (рис. 2.13, ау б).

Расположение отделившихся деталей ТС относительно элементов проезжей части

Рис. 2.13. Расположение отделившихся деталей ТС относительно элементов проезжей части

  • 9. При наезде на пешехода обязательно фиксировать следы, которые могли быть им оставлены на проезжей части до места наезда (следы обуви, наслоения грязи и т.д.).
  • 10. При наезде на пешехода обязательно фиксировать расположение тела пешехода относительно элементов проезжей части (рис. 2.14).

Рис. 2.14. Фиксация расположения транспортного средства и пешехода относительно элементов проезжей части

На время производства осмотра места происшествия из зоны ДТП необходимо убрать людей и ТС, не участвовавшие в нем. Движение по участку проезжей части на момент фотофиксации перекрывается.

В том случае, если осмотр производится в темное время суток, для подсветки может быть использовано освещение автомобиля выездной группы; при этом он должен располагаться так, чтобы не закрывать собой объекты вещной обстановки.

В большинстве случаев осмотр транспортных средств проводится после осмотра места ДТП.

При осмотре транспортных средств все повреждения автомобиля необходимо разделить на зоны. Эти зоны могут быть выбраны исходя из места их расположения, характера повреждений, направления образования и г.д. Такое разделение позволит в дальнейшем установить порядок образования зон повреждений и затем соотнести их с этапами механизма ДТП. Тем более важно производить такое разделение, когда в ДТП участвовало несколько транспортных средств.

Фотографии транспортных средств делают с использованием мерного объекта. При этом на обзорных фотографиях мерный объект должен быть полностью виден.

При осмотре транспортных средств необходимо соблюдать следующие правила.

  • 1. Фиксировать общий вид автомобиля (т.е. виды автомобиля со всех сторон); при этом фотографии должны быть сделаны так, чтобы было понятно расположение зон повреждений (рис. 2.15, а—д).
  • 2. Фиксировать расположение зон повреждений автомобиля относительно опорной поверхности (рис. 2.16, а, б).

Рис. 2.15. Общий вид автомобиля с повреждениями

Фиксация повреждений автомобиля от опорной поверхности

Рис. 2.16. Фиксация повреждений автомобиля от опорной поверхности

3. Сделать снимки повреждений в этих зонах и определить их характер и направление образования (рис. 2.17). В некоторых случаях для установления направления образования повреждений следует производить макросъемку.

Размерные характеристики повреждений детали транспортного средства (а) и ее макросъемка (б)

Рис. 2.17. Размерные характеристики повреждений детали транспортного средства (а) и ее макросъемка (б)

При осмотре транспортных средств необходимо помнить, что в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств грузовые автомобили и автобусы, осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров, должны быть оборудованы тахографами. Тахографами оборудуются также автомобили и автобусы, принадлежащие иностранным перевозчикам и осуществляющие международные перевозки пассажиров и грузов. Кроме того, ТС могут быть оборудованы и иными техническими средствами (Глонасс, видеорегистраторы), содержащими сведения, которые могут служить доказательствами по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Поэтому при осмотре транспортного средства в случае его оборудования указанными техническими средствами необходимо с помощью специалистов (экспертов, сотрудников Ространснад- зора или технического надзора ГИБДД) данные средства изымать, приобщать их или их показания в качестве вещественных доказательств к протоколу осмотра места ДТП [1] .

Протокол осмотра места происшествия составляется с соблюдением требований ст.166, 167, 180 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

Протокол осмотра состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной. В описательной части протокола следует указать на отсутствие тех следов и вещественных доказательств, которые должны быть по характеру происшествия. Если на месте происшествия нет следов торможения, столкновения транспортных средств или следов крови при наезде на человека, а также вблизи места происшествия нет пешеходных переходов, дорожных знаков, остановок общественного транспорта, то это должно быть специально оговорено в протоколе. Отсутствие таких записей может вызвать сомнение: либо указанных следов, переходов, остановок и т.п. вблизи места происшествия не было, либо при осмотре на них не обратили внимания. В протоколе осмотра необходимо отразить все следы, характеризующие движение транспортного средства, действия водителя и пострадавших. В заключительной части протокола обязательно указывать: какие следы и другие вещественные доказательства изъяты; каким способом изымались следы и фиксировалась обстановка места происшествия; условия, порядок использования технических средств, объекты их применения и полученные результаты. В протоколе, кроме того, отмечается, что лица, участвующие в осмотре, перед применением технических средств об этом уведомлены.

Важное для автовладельцев решение принял Верховный суд РФ. Оно касается той спорной ситуации, когда в ходе ремонта автомобиля после аварии в сервисе обнаружились скрытые повреждения. А страховая сумма уже заплачена. Верховный суд решил, что соглашение со страховой компанией о выплате ущерба можно отменить, если автовладелец заблуждался в оценке стоимости ремонта.

Довольно часто автовладельцы, чтобы поскорее получить деньги на ремонт машины соглашаются на предложение страховщика о выплате без технической экспертизы. Ведь на нее надо записываться, она тоже требует времени и все дальше отодвигает момент, когда автомобиль будет отремонтирован и им можно будет пользоваться. Поэтому многие идут на то, чтобы заключить со страховой компанией соглашение об урегулировании убытков. Страховщик уплачивает оговоренную сумму, и все его обязательства перед автовладельцем исполнены.

Но как быть, если этой суммы для ремонта оказалось недостаточно? Практика показывает, что взыскать больше со страховщика уже не получится. Однако бывают исключения.

Таким исключением стала история водителя, ремонт автомобиля которого обошелся ему в три раза дороже, чем заплатила страховая компания.

Итак, некто Денис Журавлев в январе 2017 года попал в аварию. В его автомобиль врезался "Рено". Он обратился к своему страховщику за возмещением ущерба по ОСАГО. Страховщик после первичного осмотра экспертом автомобиля признал случай страховым, заключил с автовладельцем соглашение об урегулировании страхового случая и выплатил ему 55 тысяч рублей.

Журавлев обратился в сервис, где ему отремонтировали машину. Но денег, выплаченных страховой компанией для приведения машины в доаварийное состояние, оказалось явно недостаточно. Тогда автовладелец обратился к тем же экспертам, которые проводили первичный осмотр, для дополнительного осмотра. Они нашли скрытые повреждения, которые не были указаны в первичном акте. Эксперты также установили, что все повреждения автомобиля относятся к одной аварии. Но при этом величина расходов на ремонт составила почти 155 тысяч рублей.

Согласно выводам независимого эксперта, стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила 166 тысяч рублей. То есть пострадавший после визуального осмотра получил на руки в три раза меньше.

Страховщик отказал автовладельцу в удовлетворении заявления на доплату, сославшись на заключенное между ними соглашение.

Тогда Журавлев направил в адрес страховой компании претензию о расторжении соглашения и доплате страхового возмещения на основании независимой оценки. Но и оно осталось без удовлетворения. После этого автовладелец подал иск в суд.

Впрочем суды, что первой, что апелляционной инстанции, встали на сторону страховщика. Они исходили из того, что истец реализовал свое право на получение страхового возмещения, заключив то самое злосчастное соглашение. Обязанность по оплате оговоренной страховой выплаты страховщиком исполнена. Доказательств, что соглашение заключалось под влиянием существенного заблуждения, суду не было представлено.

Решение Верховного суда - новый поворот в судебной практике. Будет всплеск исков от автовладельцев, которые сами оплачивали скрытые повреждения

Однако Верховный суд с такими выводами не согласился. Он подтвердил, что заключение со страховщиком соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы является реализацией права потерпевшего на получение страхового возмещения. После исполнения страховщиком обязательства по выплате в размере, согласованном сторонами, оснований для взыскания каких-либо дополнительных убытков нет.

Но вместе с тем при наличии оснований для признания соглашения недействительным потерпевший вправе обратиться в суд с иском об его оспаривании и о взыскании суммы страхового возмещения.

Фото: Юрий Зубко/ РГ

ВС напомнил, что согласно пункту 1 статьи 178 Гражданского кодекса сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной, если заблуждение было настолько существенным, что истец, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершил бы ее, знай он о действительном положении дел.

Как указывает сам автовладелец, он исходил из отсутствия скрытых повреждений, способных привести к значительному увеличению стоимости восстановительного ремонта. Он бы не заключил соглашения, если бы знал о действительном положении дел. Это судебными инстанциями учтено не было, указывает Верховный суд.

Кроме того, подчеркивает Верховный суд, при заключении этого соглашения Журавлев, не имея специальных познаний, полагался на компетентность специалистов, проводивших первичный осмотр автомобиля. Он исходил из добросовестности их поведения и отсутствия в будущем негативных правовых последствий для себя как участника сделки.

По этой причине Верховный суд отменил определение апелляционной инстанции и направил дело на новое рассмотрение.

Стоит еще раз повторить, что такое решение Верховного суда идет, конечно, во благо автовладельцам, но это новый поворот в судебной практике. Поэтому надо ожидать всплеска исков от автовладельцев, которые также заключали мировые соглашения, а потом за свой счет оплачивали скрытые повреждения.

Фото: Виктор Васенин

Напомним, что страховые компании в приоритете возмещают ущерб натуральным способом. То есть направляя пострадавший в аварии автомобиль на ремонт в сервис, с которой у компании заключен договор. Такой порядок удобен страховщику, потому что позволяет избежать судебных исков, в том числе от недобропорядочных юристов, приобретших право цессии у реального пострадавшего. Это выгодно автовладельцу, потому что в этом случае страховщик оплачивает ремонт без вычета износа.

И именно при натуральном возмещении ущерба невозможна ситуация, когда скрытые повреждения остаются незамеченными.

Однако у страховых компаний до сих пор остается право на выбор возмещения: либо ремонтом, либо деньгами. Не все страховщики имеют право направлять автомобиль на ремонт. Поэтому соглашения об урегулировании страховых случаев еще будут заключаться.

Последнее обновление: 25.04.2019

1. Не покидайте место происшествия, не перемещайте транспортное средство (далее – ТС) и не трогайте предметы, имеющие отношение к произошедшему событию. В случае повреждения ТС в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки (не менее чем за 15 (пятнадцать) метров от ТС в населенном пункте и не менее чем за 30 (тридцать) метров от ТС вне населенного пункта). Зафиксируйте с помощью фото и видео по отношению к друг другу и объектам дорожной инфраструктуры ТС и их повреждения, следы и предметы, относящиеся к происшествию. Запишите данные свидетелей и очевидцев произошедшего события, их контактные телефоны, данные договоров (полисов) ОСАГО.

2. Незамедлительно заявите в компетентные органы, уполномоченные законом расследовать произошедшее событие в зависимости от характера произошедшего, и действуйте в соответствии с полученными указаниями сотрудников компетентных органов (телефон 112).

  • в случае ДТП (включая наезд на припаркованное ТС другого (в том числе неизвестного) ТС, либо падения посторонних предметов на ТС во время его движения) – сотрудникам полиции (ГИБДД);
  • в случае повреждения или хищения деталей ТС третьими лицами (включая повреждение припаркованного ТС неизвестными лицами) – сотрудникам полиции (территориальный отдел МВД);
  • в случае падения посторонних предметов на припаркованное ТС – сотрудникам полиции (территориальный отдел МВД);
  • в случае пожара (включая поджог припаркованного ТС неизвестными лицами) – в службу противопожарной охраны и сотрудником полиции (территориальный отдел МВД);
  • в случае причинения вреда жизни и здоровью застрахованных лиц (в результате ДТП) – в службу медицинской помощи и сотрудникам полиции (ГИБДД);
  • в случае повреждения ТС в результате стихийного бедствия (града, землетрясения, урагана, ливня, обильного снегопада, наводнения, оседания грунта и т.п.) – сотрудникам полиции (территориальный отдел МВД) и МЧС (Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России).

ВАЖНО! В соответствии с Правилами страхования не требуется получение и предоставления документов из компетентных органов по факту произошедшего события в следующих случаях:

3. В случае если ТС получило повреждения в результате ДТП, при наличии на месте происшествия других участников ДТП, заполните совместно с причастными к ДТП водителями бланк Извещения о ДТП. Обращаем Ваше внимание на то, что водитель участник ДТП обязан сообщить другим участникам ДТП сведения о договоре (полисе) ОСАГО, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика, а также заполнить бланк Извещения о ДТП, независимо от оформления документов о ДТП прибывшими на место сотрудниками полиции.

5. Подайте письменное заявление о страховом событии Страховщику по адресу местонахождения Головного центра урегулирования убытков Страховщика, либо по адресу местонахождения Центра урегулирования убытков Страховщика в соответствующем регионе РФ. Форма Заявления о страховом событии приведена на сайте Страховщика.

Заявление о страховом событии подается в письменном виде Страхователем или Владельцем ТС (их представителями, уполномоченными на совершение указанных действий доверенностью), либо лицом, прямо указанным в Договоре страхования как Лицо допущенное к управлению ТС:

  • при условии обращения по факту произошедшего события в компетентные органы – не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения документов из компетентных органов, подтверждающих факт наступления страхового события;
  • при отсутствии обращения по факту произошедшего события в компетентные органы – не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента, как только указанным лицам стало известно о наступлении страхового события.

6. Представьте Страховщику при подаче письменного заявления оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • доверенность на право представления интересов Владельца ТС в страховой компании (для юридических лиц и организаций, а также по всех случаях, когда лицо подающее заявление не является Страхователем/Владельцем ТС и/или прямо не указанно в Договоре страхования как Лицо допущенное к управлению ТС);
  • регистрационные документы, подтверждающие право собственности на застрахованное ТС на дату ДТП (свидетельство о регистрации ТС, паспорт транспортного средства, паспорт самоходной машины (для спецтехники) и т.п.);
  • документ, подтверждающий право на получение страховой выплаты при повреждении ТС, принадлежащего другому лицу (в случае получения страхового возмещения лицом, не являющимся Владельцем ТС).
  • водительское удостоверение лица, управлявшего застрахованным ТС в момент ДТП, либо иной документ установленного образца, предусмотренный действующим законодательством РФ на право управления ТС соответствующей категории;
  • путевой лист либо доверенность на право управления застрахованным ТС на дату события (для юридических лиц и организаций);
  • извещение о ДТП (в случае, если ТС было повреждено в результате его столкновения с ТС других участников ДТП);
  • договор страхования и все заключенные к нему дополнительные соглашения;
  • документ, подтверждающий факт оплаты страховой премии/взноса (квитанция на получения страховой премии либо платежное поручение);
  • дополнительные документы, предусмотренные Правилами страхования и запрошенные при необходимости Страховщиком для принятия решения о признании заявленного события страховым случаем.

7. В случае если по факту произошедшего события было совершено обращение в компетентные органы, уполномоченные законом расследовать произошедшее событие, представьте Страховщику дополнительно оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов, выданных компетентными органами:

а) в случае обращения к сотрудникам полиции (ГИБДД):

  • протокол об административном правонарушении или определение о возбуждении дела об административном правонарушении (если указанный документ составлялся уполномоченными сотрудниками полиции);
  • постановление по делу об административном правонарушении/прекращении производства по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (если указанный документ составлялся уполномоченными сотрудниками полиции); по форме Приложения к приказу МВД России от 01.04.2011 № 154 (для ДТП, произошедших до 20.10.2017);
  • акт (заключение) медицинского освидетельствования участника ДТП (если такое освидетельствование производилось);

б) в случае обращения к сотрудникам полиции (территориальный отдел МВД):

  • талон уведомление; (по запросу Страховщика)
  • постановление о возбуждении уголовного дела, либо постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту произошедшего события;

в) в случае обращения в службу противопожарной охраны:

  • акт о пожаре;
  • справку о пожаре или заключение пожарно-технической экспертизы о причинах пожара (если такая экспертиза производилась).

г) в случае обращения в органы МЧС (ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды):

  • документ (справку), подтверждающий сведения о характере и времени действия соответствующего стихийного бедствия или другого опасного явления природы, если застрахованное имущество повреждено вследствие таких явлений.

д) в случае принятия решения по произошедшему событию судебными органами РФ:

  • вступившее в законную силу решение судебного органа.

По согласованию со Страховщиком возможно предоставление иных документов компетентных органов, которые должны содержать сведения о дате, времени и месте события, сведения о поврежденном ТС и описание полученных повреждений, сведения о характере и причине происхождения события и подтверждение факта его наступления.

  • оригинал или заверенную страховой компанией потерпевшего по ОСАГО/причинителя вреда по ОСАГО копию извещения о ДТП, подписанного обоими водителями, участниками ДТП, и оформленного надлежащим образом (по запросу Страховщика). Инструкция по совместному заполнению водителями участниками ДТП бланка Извещения о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции приведена на сайте Страховщика.
  • заверенную страховой компанией потерпевшего по ОСАГО/причинителя вреда по ОСАГО копию акта осмотра поврежденного ТС причинителя вреда, участника ДТП (по запросу Страховщика);
  • данные об обстоятельствах причинения вреда ТС в результате ДТП, зафиксированные его участниками и переданные в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (в случае такой фиксации):
  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы РФ (ГЛОНАСС) информации, позволяющей установить факт ДТП и координаты места нахождения ТС в момент ДТП.

9. Представьте поврежденное ТС для его осмотра сотрудникам Страховщика или независимой экспертной организации по направлению Страховщика. Время и место осмотра назначается Страховщиком и согласовывается со Страхователем (его уполномоченным представителем).

10. Согласуйте дальнейшие действия по возмещению причиненного ущерба с сотрудниками Страховщика.

Размер страховой выплаты определяется Страховщиком в соответствии с условиями договора страхования и в порядке, предусмотренном Правилами страхования.

Здравствуйте! Меня сбил автомобиль. При столкновении меня подбросило на лобовое стекло и моей спиной оно было разбито, я помню, что стекло было разбито посередине. А материалы дела сфабриковали так, будто я сама с перепугу прыгнула на автомобиль, когда он меня объезжал. На месте ДТП не был составлен протокол осмотра транспортного средства, в материалах дела он тоже отсутствует, а фотографии с места ДТП "утеряны". Автотехническая экспертиза была проведена без осмотра ТС и без протокола осмотра ТС. На мою жалобу относительно того, что при выезде на место ДТП не был составлен протокол осмотра ТС мне ответили, что составление указанного протокола не предусмотрено при производстве дела об административном правонарушении. Действительно ли это не обязательный документ? Есть ли какой-либо обязательный документ в котором должны быть описаны размеры и точное расположение всех повреждений автомобиля?


Действительно ли это не обязательный документ? Есть ли какой-либо обязательный документ в котором должны быть описаны размеры и точное расположение всех повреждений автомобиля?

Наталья Владимировна

Приветствую Вас. Согласно статье 28.1.1. КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

Таким образом, в данном случае, законом предусмотрено только составление такого протокола, то есть протокола осмотра места совершения правонарушения. Протокола осмотра транспортного средства действительно составлять было не нужно.

То о чем вы говорите (документ, где фиксируются повреждения авто), указывается в справке о ДТП, однако это не рисунок, а простое описание, какие элементы автомобиля повреждены.

Точного описания повреждений не будет содержаться ни в одном документе. Если Вы сами делали фото, можете приложить их к материалам дела.

Даже если водителя признают невиновным в ДТП, то Вы имеете право требовать возмещения морального вреда, в зависимости от причиненных Вам увечий.

Добрый день всем! В протоколе о досмотре транспортного средства в самом конце, есть пункт "Копию протокола получил(а)". Эту подпись нужно ставить только после того, как мне оторвали листок с копией, я её получил и забрал себе? Это правильно? Получается все подписи будут и на оригинале и на копии, а подпись о получении копии только на оригинале протокола?

27.12.2015 на меня был оформлен протокол 12.26, в медицинском акте форма №307 стоит время 7 ч 20 мин(отказался сдать мочу), а в протоколе задержания транспортного средства 5 ч 10 мин. имеет ли это значение

Здравствуйте. Скажите пожалуйста если я виновник ДТП, кто платит за осмотр транспортного средства в страховой компании? Осмотр делают за мой счет или страховая компания предоставляет такие услуги бесплатно?

Составили протокол по ст.12.8 ч.2 но транспортное средство мне не принадлежит! Оформлена передача управления мне. Что делать в такой ситуации?

Читайте также: