Влияние лямбды на акпп

Обновлено: 19.05.2024

Типы лямбда-зондов, устройство, принцип действия, причины и признаки неисправности? Как определить неисправность датчика кислорода по внешнему виду. Методы проверки лямбда зонда осциллографом, мультиметром, тестером, как правилно подключить лямбда-зонд, назначение проводов.

Правильно писать: лямбда.

Коротко что такое лямбда-зонд: Лямбда-зонд — это датчик выхлопной системы, который определяет остаток кислорода в выхлопных газах. Зачем нужен? Лямбда-зонд передает сигнал блоку управления двигателем (ЭБУ) для управления соотношением топливо-воздушной смеси.

Функции и принцип действия датчика лямбда.

Для обеспечения идеального коэффициента конверсии каталитического нейтрализатора требуется обеспечить оптимальное сгорание топливо-воздушной смеси. В случае бензинового двигателя это достигается при соотношении воздух-топливо, равном 14,7 кг воздуха на 1 кг топлива, такой состав называется стехиометрическая топливная смесь.

Стехиометрическая смесь — это состав смеси в таких пропорциях топлива и воздуха, при которых происходит полное сгорание смеси без остатка избыточного кислорода. Теоретический коэффициент избытка воздуха топливной стехиометрической смеси равен единице.

Эта оптимальная смесь обозначается греческой буквой λ (лямбда). Лямбда используется для выражения соотношения воздуха между теоретическим потреблением воздуха и фактическим потоком воздуха:

λ = поток подаваемого воздуха: теоретический поток воздуха равен единице.

λ = 14,7 кг: 14,7 кг = 1

Принцип лямбда-датчика основан на измерении сравнения кислорода. Это означает, что оставшееся содержание кислорода в выхлопных газах (приблизительно 0,3–3%) сравнивается с содержанием кислорода в окружающем воздухе (около 20,8%).

Если остаточное содержание кислорода в выхлопных газах составляет 3% (обедненная смесь), возникает напряжение 0,1 V из-за разницы по сравнению с содержанием кислорода в окружающем воздухе.

Если оставшееся содержание кислорода составляет менее 3% (богатая смесь), напряжение датчика возрастает до 0,9 V пропорционально увеличению разницы. Содержание оставшегося кислорода измеряется с помощью нескольких лямбда-зондов.

Исправность лямбда-зондов обычно проверяют во время испытания на выбросы выхлопных газов. Поскольку он подвержен определенному износу, его следует регулярно проверять, чтобы убедиться, что он работает должным образом.

Как часто нужно проверять лямбда-зонд? Ответ: приблизительно каждые 30 000 км, например, при проведении техобслуживания в автосервисе.

За ужесточением законов, направленных на сокращение выбросов выхлопных газов, последовало усовершенствование технологии последующей обработки выхлопных газов.

Типы лямбда датчиков.

Какие бывают лямбда зонды и чем отличаются? Существует два типа датчиков лямбда — платиновый и титановый. Отличаются принципом определения количества не сгоревшего кислорода в выхлопных газах — по изменению сопротивления или по скачку напряжения.

Лямбда датчик на принципе скачка напряжения.

Этот зонд состоит из полого керамического элемента из диоксида циркония в форме пальца. Характерной особенностью этого твердого электролита является то, что он проницаем для ионов кислорода при температуре выше 300 ° С. Обе стороны керамики покрыты тонким пористым слоем платины, который служит электродом. Выбросы отработавших газов проходят снаружи керамического элемента, а внутренняя часть заполнена эталонным воздухом.

лямбда зонд на принципе скачка напряжения из диоксида циркония

лямбда зонд на основе диоксида циркония схема как устроен

Схема строения лямбда зонда из диоксида циркония

Свойства керамического элемента означают, что разная концентрация кислорода с обеих сторон вызывает миграцию ионов кислорода, что, в свою очередь, создает напряжение. Это напряжение используется в качестве сигнала для блока управления двигателем, который регулирует соотношение воздух-топливо на впрыск в зависимости от содержания остаточного кислорода в выхлопных газах.

Этот процесс измерения остатка кислорода в выхлопных газах повторяется несколько раз в секунду на основе чего создается более богатая топливом или бедная топливная смесь.

Лямбда датчик на принципе изменения сопротивления

В датчиках этого типа керамический элемент изготовлен из диоксида титана с использованием многослойной толстопленочной технологии. Одним из свойств диоксида титана является то, что его сопротивление изменяется пропорционально концентрации кислорода в выбросах выхлопных газов. При более высоком содержании кислорода (обедненная смесь λ> 1) он менее проводящий (сопротивление увеличивается), а при более низком содержании кислорода (обогащенная смесь λ 1), так и в обогащенном (λ если он старый, выработал ресурс или загрязнен, например, присадками к топливу. Это можно определить при диагностике зонда. Сигнал лямбда зонда сравнивается с сохраненным шаблоном. Медленный зонд определяется как неисправность, например, через длительность периода сигнала.

Определение старого или загрязненного лямбда зонда

Время отклика: частота зонда слишком низкая, оптимальное управление больше невозможно.

Как проверить лямбда зонд осцилографом, мультиметром, тестером датчика кислорода, анализатором выхлопных газов: устранение неисправностей.

Как основной принцип, перед каждой проверкой должен проводиться визуальный осмотр, чтобы убедиться в отсутствии повреждений кабеля или разъема. Система выпуска не должна иметь утечек.

Для подключения диагностического устройства рекомендуется использовать переходной кабель. Также необходимо убедиться, что лямбда-контроль не активен в некоторых рабочих состояниях, например во время холодного запуска до достижения рабочей температуры и при полной нагрузке.

Проверка лямбда зонда анализатором выхлопных газов

Одним из самых быстрых и простых тестов является измерение с помощью четырехгазового анализатора выбросов.

Процедура проверки датчика выполняется так же, как испытание на выбросы выхлопных газов. При достижении двигателем рабочей температуры, то путем снятия шланга примешивается ложный воздух в качестве переменной возмущения. В результате изменения состава выхлопных газов также изменяется значение лямбда, которое рассчитывается и отображается тестером выхлопных газов. Система образования смеси должна определять это по определенному значению и регулировать его в течение определенного времени (60 секунд, как в тесте на выбросы выхлопных газов). Если переменная примешенного воздуха удалена, значение лямбды должно уменьшиться до исходного значения.

Для получения верных значений необходимо знать значения лямбды производителя, а также соблюдать условия подключения примешиваемого воздуха.

Однако эта диагностика датчика кислорода лямбда определяет только — работает ли лямбда-контроль. Электрический тест невозможен. При этой процедуре существует риск, что современные системы управления двигателем контролируют смесь посредством точного определения нагрузки, так чтобы λ = 1, несмотря на то, что лямбда-контроль не работает.

2. Диагностика лямбда-зонда мультиметром.

Для проверки датчика кислорода рекомендуется пользоваться только высокоимпедансным мультиметром с цифровым или аналоговым дисплеем.

Проверка лямбда-зонда мультиметром

Мультиметры с низким внутренним сопротивлением (в основном в аналоговых устройствах) перегружают сигнал лямбда-датчика и могут привести к его поломке. Из-за быстро меняющегося напряжения сигнал лучше всего наблюдать с помощью аналогового устройства.

Мультиметр подключается параллельно сигнальной линии (черный кабель, см. Принципиальную схему) лямбда-датчика. Диапазон измерения мультиметра установить на 1 V или 2 V. После того, как двигатель запущен, на дисплее появляется значение в диапазоне от 0,4 — 0,6 V (опорное напряжение). Если рабочая температура двигателя или лямбда-датчика достигнута, постоянное напряжение начинает меняться от 0,1 В до 0,9 В.

Для достижения наиболее точных результатов измерений датчика кислорода, двигатель должен удерживать обороты примерно 2500 об / мин. Таким образом рабочая температура лямбда зонда будет достигнута даже в системах с лямбда-датчиком без подогрева. Важно, чтобы на холостом ходе температура выхлопных газов была достаточной, иначе не прогретый лямбда датчик остынет и сигнал будет неверный.

Осторожно. Ни в коем случае не используйте омметр на циркониевом датчике -это может привести к его повреждению, вплоть до выхода из строя.

3. Проверка лямбда зонда осциллографом.

Сигнал лямбда-датчика лучше всего изображать с помощью осциллографа. Как при проверке зонда с помощью мультиметра, основным предварительным условием является то, что двигатель или лямбда-датчик должны иметь рабочую температуру.

Проверка датчика кислорода осциллографом

Осциллограф подключен к сигнальной линии кислородного зонда. Диапазон измерения зависит от используемого осциллографа. Если устройство имеет автоматическое обнаружение сигнала, то это упрощает предварительную настройку. Для ручной регулировки установите диапазон напряжения: 1 — 5 В, а время: 1 — 2 секунды.

Частота вращения двигателя должна также удерживаться на 2500 об / мин.

Переменное напряжение на дисплее осциллографа выглядит в форме синусоиды. По этому сигналу можно оценить следующие параметры:

  • Высота амплитуды (максимальное и минимальное напряжение 0,1 — 0,9 V);
  • Время отклика и продолжительность периода (частота около 0,5 — 4 Гц).

4. Проверка лямбда зонда тестером датчиков лямбда.

Различные производители предлагают специальные тестеры для проверки лямбда-датчиков. На устройстве работа лямбда-датчика отображается с помощью LED светодиодов.

Проверка датчика лямбда тестером

Тестер лямбда зонда подключен к сигнальной линии зонда так же, как мультиметр или осциллограф. После того, как датчик кислорода достиг рабочей температуры и начинает работать, светодиоды отображают значения на шкале, в зависимости от соотношения воздух-топливо и кривой напряжения (0,1 — 0,9 V) датчика.

Здесь все технические характеристики настроек измерительного устройства для измерения напряжения относятся к датчикам диоксида циркония (датчикам скачков напряжения). Для диоксида титана диапазон измерения напряжения изменяется до 0 — 10 V, а измеряемые скачки напряжения — от 0,1 до 5 В.

5. Проверка состояния защитной трубки

В первую очередь необходимо изучить спецификации производителя, так как именно в инструкции изготовителя указаны условия эксплуатации, которые должны соблюдаться как основной принцип. Наряду с электронными проверками состояние защитной трубки лямбда зонда автомобиля дает важную информацию о работоспособности датчика.

Признаки, причины и устранение неисправностей лямбда зонда при проверке осмотром его состояния:

  1. Защитный кожух лямбда зонда сильно закопчен сажей
    Причина: Двигатель работает на слишком богатой смеси
    Устранение: Необходимо заменить зонд и устранить причину чрезмерно богатой смеси, чтобы предотвратить повторное загрязнение зонда.
  2. Блестящие депозиты на защитной трубе
    Причина: Использование этилированного топлива
    Устранение: Свинец разрушает элемент зонда. Необходимо заменить датчик и проверить каталитический нейтрализатор. Замените этилированное топливо неэтилированным топливом. Выясните какие АЗС на пути регулярных поездок продают качественное топливо.
  3. Налет белого или серого цвета на датчике кислорода
    Причина: Двигатель сжигает масло, дополнительные присадки в топливе.
    Устранение: Необходимо заменить зонд и устранить причину сгорания масла.
  4. Неправильная установка лямбда зонда
    Причина: Недостаточно опыта, не читал инструкцию, кривые руки. Во время монтажа необходимо использовать предписанный специальный инструмент и соблюдать момент затяжки.
    Устранение: Заменить лямбда датчик на новый или рабочий.

6. Проверка функции нагрева лямбда зонда. Устранение неисправности.

Для проверки нагревательного элемента питания лямбда зонда можно проверить внутреннее сопротивление и напряжение питания.

Для этого отсоедините разъем от лямбда-датчика. Со стороны лямбда-датчика используйте омметр для измерения сопротивления на обоих проводах нагревательного элемента. Сопротивление должно быть от 2 до 14 Ом. На стороне автомобиля используйте вольтметр для измерения напряжения питания. Напряжение должно быть больше 10,5 V (бортовое напряжение).

При обнаружении обрыва цепи устраните неисправность. Ниже приведена таблица назначения проводов и цвета проводов датчиков лямбда в зависимости от типа.

Газовый контроллер Zenit, авто - Nissan Maxima 3л. При работе авто на газу показания лямбда зондов равны нулю. При работе на бензине - зонды в норме ( 0,1-0,7В по показаниям газового контроллера). Может ли это привести к повышенному расходу газа, при условии, что бензиновая и газовая карты совпадают?

vova220873

MMAGS

vova220873

MMAGS

Вопрос скорее чисто теоретический. Если зонд "подустал" и не видит газовую смесь - может ли этот факт привести к повышенному расходу газа. Машина не новая, после покупки прошла больше 50 тыс.км. Зонды собрался менять вот и хочу узнать будет ли эффект от этого. Или лучше подъехать на СТО и проверить сканером работу лямбд на газу?

vova220873

Разницы в работе на газе и бензине нет, ДК должен и там и там работать, если это 4-е поколение.

Постоянно бедная смесь на газе - причина перерасхода.

Олег_Б

скажу по другому- видимость блоком бензиновым сигнал с лямбды указывающий на бедную смесь, будет причиной перерасхода.

MMAGS

MMAGS

Кислорода в газовоздушной смеси больше - 15,6:1, против бензовоздушной - 14,7:1 (имеется в виду стехиометрическое соотношение). А так как характеристика зонда довольно крутая, то зонд может "увидеть" лиш богатую газовоздушную смесь. Или это тоже заблуждение?

vova220873

ДК реагирует на примерно 1 процент кислорода, сколько там литров на сколько - всё равно. При любом составе (бензин, уголь, дрова, спирт и т.д.) стехиометрию будет показывать правильно.

Олег_Б

ДК реагирует не количество кислорода на впуске, а на количество кислорода на выпуске. А что там сгорело, ему не ведомо.

Как это они совпадают, если на газу беднит не по-деццки? Дело тут не в ДК, а неправильной настройке газового блока (или в неправильном выборе размерности газовых дозаторов, настройке давления и т.д.)

rokkk

rokkk

я разные извращения снимал с авто, и эмуляторы на подогреве зондов. Кто знает что там в цепях сидит. Я не знаю.

MMAGS

Но ведь лямбда зонд это не единственный датчик по показаниям которого бензомозг формирует длительность бензовпрысков. При настройке газового контроллера я опираюсь не на состав смеси, а на длительность бензовпрысков при работе на бензине и на газу при одинаковых показаниях МАП сенсора. Так устроен сбор карт в газовом контроллере. Поэтому карты газовая и бензиновая у меня совпадают, хотя по показаниям газового блока напряжение на лямбда зонде при работе на газе равно нулю.

vova220873

Может ли это привести к повышенному расходу газа, при условии, что бензиновая и газовая карты совпадают

melchagov

вот главный вопрос , на который нужно дать простой ответ да или нет. я не прав ? ответ : может. а еще может.

vova220873

назвать первые 10 причин , или к завтра подготовить весь список ? не стоит обижаться , есть много того , чего видеть невооруженным глазом просто нереально . и все это нужно проверить.

melchagov

Вова, это Вы сказали, тема когда была создана? А сегодня какое число? И где инфа по проверке авто? Происли же сигнал на зонде глянуть чтобы исключить влияние кривых рук при монтаже по проводке. Где ответ? А нет ответа. Карту чем смотрели, Дима Вам писал- не может теоритически совпадать время впрыска бензина при работе на газе, если лямбда висит в нуле. Коррекция будет огромная. Значит и графики разьедутся. Если только эти карты не выкатаны в аварийном режиме с активной ошибкой по лямбде или по регулированию. Тогда и расход будет неизвестно каким, какая там смесь в аварийке мы то не знаем, данных то нет.

Кислородный датчик - он же лямбда-зонд? Зачем их два? ⇐ Estima, Emina, Lucida, Previa. Бензиновый двигатель

Модератор: Jhonny

вылез косяк! ребятки, давайте разберемся с датчиками.
вот пикча:

интересует лямда зонд, оказывается у нас их два - номера 89465. один стоит до каталика, второй - после него. вопрос именно в этих датчиках кислородный, потому как слышал тут от кого-то что на самом деле тот что после каталика - это типа не лямбда, а какой типа дожигатель. судя по каталогу - один код - один датчик. просто фигня какая у меня вчера случилась. ехал - все ок. приехал, заглушил. все нормально. через минут 15 заводиться стал - звук от выхлопа такой словно у меня мотоцикл. странно, думаю. проехал около км - слышу совсем задница, словно глушитель ктото отрезал. было темно, прикатил на стоянку - под машину поглядел - второй кислородный датчик висит зараза такая на проводке, натурально висит! %) а должен одеваться на две шпильки с резьбой. так прикол в том что шпильки эти ржавые такие что сто пудов на них гаечек не было уже не один год! как я прежде не заметил этого - не знаю. ну чо. утром одел датчик обратно в трубу, но не прикрутил гайками - гаек пока не купил :) я вот и думаю, чем его оттуда выдавило? может газу дал много? :) так я так всегда делаю. может быть у меня она потому и свистит как свистулька на разгоне? ну, немного датчик выдавливало и в образовавшуюся щель свистело :)

так все таки это лямбда или нет - та что дальняя? и зачем их две и как это влияет на смесь?

аддон:
здесь Палыч писал про датчики. по тем картинкам получается что первый датчик - кислородный датчик, а второй - датчик температруры выхлопа. тогда почему же в каталоге у этих датчиков один каталожный номер? :))))

Я так понимаю что на разных машинах ставят или один, или два КД, видимо это связано с какими-то экологическими нормами. У меня стоит один КД и при чем после каталитика нет никаких дожигателей, датчиков и пр. там ничего нет, просто голая труба. Вот.

а что сравнить то?
у меня если второй КД откручен и просто на проводочке болтается, и двигатель заведен - тахометр на холостых бегает от 200 до 800 оборотов как стрелка секундомера, того и гляди заглохнет.


Кислородный датчик выполняет в автомобиле корректирующую функцию. Он считывает показания выхлопных газов и подбирает оптимальное образование топливно-кислородной смеси для работы двигателя.



Лямбда-зонд подбирают по VIN-номеру автомобиля, как и любую другую запчасть, либо по характеристикам: году, объему мотора, мощности. Устанавливается он в выпускном коллекторе – месте, где идет выход газов из двигателя.



Александр объясняет, что топливно-воздушную смесь нужно регулировать по разным причинам. Когда машину заводят в первый раз, мотор холодный – туда поступает более богатая смесь для лучшей работы. На прогретую – уже менее.


Также встречаются лямбда-зонды специальные и универсальные. Последние комплектуются без фишки-коннектора – в коробке идет просто зонд и провод к нему.


Как такового срока службы у кислородного датчика нет. Обычно в исправном автомобиле он выдерживает пробег в 150 – 200 тысяч километров.


Стоимость обсуждаемой детали на рынке составляет от 100 до 200 – 300 рублей. Цена зависит от простоты датчика и популярности бренда.


Если датчик вышел из строя, сигнал о неисправности машина подаст сама – об этом можно не волноваться.

Чтобы посмотреть, где притаился наш кислородный датчик, мы вместе с Александром отправляемся в автомастерскую, где нас ждет Игорь – хозяин Honda Civic 5-го поколения, 1993 года выпуска. Мужчина купил машину полгода назад, и недавно у него вышел из строя лямбда-зонд.



Игорь говорит, что под капотом стоял оригинальный датчик, который недавно начал давать ошибку.




В конце замены Александр добавляет, что на качестве расходников не стоит экономить.


Читайте также: