Водица водитель обводить где нет чередования

Обновлено: 16.05.2024

Согласные звуки одинаковы в словах лес - лез. - 2. В слове может быть три гласных звука, три согласных звука и один слог. В слове может быть один гласный звук, три согласных звука и один слог. 3. Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания. Слово может состоять из корня и окончания.

обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове,и эту же букву в проверочном слове. .РАДОСТЬ-,СВИСТЕТЬ_,ЖАЛОСТЬ_.

Парные глухие согласные звуки: [п], [п`], [ф], [ф`], [к], [к`], [т],[т`], [ш], [с], [с`].

Непарные звонкие согласные звуки: [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`]. Парные глухие согласные звуки: [х], [х`], [ц], [ц`], [щ`].

Слова: пух, дорожный , мороженое , напрягаться , любить , сухой

Вы находитесь на странице вопроса "нет чередований согласных звуков в корне слов водить-водитель, водить- вождение, водить-вожу, водить-вождь", категории "русский язык". Данный вопрос относится к разделу "1-4" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Чередование — это заме­на одно­го зву­ка дру­гим в одной и той же мор­фе­ме при обра­зо­ва­нии и изме­не­нии слов.

В корне слов могут чере­до­вать­ся как глас­ные, так и соглас­ные. Приведем при­ме­ры с чере­до­ва­ни­ем глас­ных и соглас­ных в корне слов.

Чередование гласных и согласных

Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне

  • гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вший­ся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, под­гор е ть, под­гор е лый, под­гор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние,воз­гор а ть, воз­гор а ние, пере­гор е ть;
  • заг а р, уг а р, уг а рный.
  • поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
  • кл а нять­ся, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
  • твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
  • тв а рь, тлетв о рный, затв о р, притв о р.

Примеры:

  • к а с а ться, к а с а ние, к а с а тель­ная, прик а с а ться;
  • при­кос­но­ве­ние, при­кос­нуть­ся, коснись;
  • изл а г а ть, прил а г а ть, прил а г а ю, предл а г а ть, нал а г а ть;
  • изло­жить, изло­же­ние, при­ло­жить, при­ло­же­ние, пред­ло­жить, пред­ло­же­ние, зало­жить, обложной.

Будем иметь в виду, что во мно­гих сло­вах в совре­мен­ном рус­ском язы­ке эти кор­ни срос­лись с приставками.

Примеры:

  • проск ак ать, ск ак ание, обск ак ать, ск ак ун, ск ак алка;
  • подск оч ить на месте, выск оч ить из дома, заск оч ить на мину­ту, переск оч ить через лужу, выск оч ка.

Примеры:

  • рас­те­ние, рас­ти, рас­ти­тель­ность, росток, выращенный;
  • водо­рос­ли, нарост, на вырост, отрос­ли, выросла.
  • пла­вать, спла­вать, пла­ва­тель­ный, пла­ву­чий, на плаву;
  • пло­вец — плов­цы, плов­чи­ха — пловчихи.

Примеры:

  • макать в сме­та­ну, обмак­нуть перо в чер­ни­ла, мак­нуть в соль;
  • смо­чить вих­ры, про­мо­чить ноги, намо­чить воло­сы, про­мок­нуть под дождем, замо­чить бельё.

Примеры слов с чередованием гласных е/и в корне

  • изб и р а́ ть — изб е рёшь;
  • отп и р а́ ть — отп е ре́ть;
  • сд и р а́ ть — сд е ру́, сд е рёт;
  • раст и р а́ ть — раст е ре́ть;
  • обж и г а́ ть — обж ё гший;
  • заст и л а́ ть — заст е ли́ть;
  • забл и ст а́ ть — забл е сте́ть;
  • выч и т а́ ние — вы́ч е ты.

Примеры:

  • пред­прин и м а ть;
  • пред­прин и м а тель;
  • пон и м а ть;
  • пон и м а ние;
  • прим и н а ть;
  • зан и м а ть;
  • зан и м а тель­ный.

Примеры слов с чередованием согласных в корне

Отметим исто­ри­че­ские тра­ди­ци­он­ные чере­до­ва­ния соглас­ных в корне слов:

  • друг -друж­ба — друзья;
  • подру­га — дружный;
  • выход, ходок — выхо­жу — выхождение;
  • водить — вожу — вождение;
  • родить — роже­ни­ца — рождение;
  • насла­дить­ся — наслаждение;
  • бро­дить — брожение;
  • еда — сладкоежка;
  • пота­кать — потатчик;
  • кабак — кабатчик;
  • казак — казатчина;
  • турок — турецкий;
  • кру­пи­ца — крупитчатый;
  • рес­ни­ца — реснитчатый;
  • таб­ли­ца — таблитчатый;
  • добы­ча — добытчик;
  • раз­да­ча — раздатчик;
  • кли­кать — клич — вос­кли­цать, восклицание;
  • ткать — ткач — ткацкий;
  • бул­ка — булочная;
  • пустяк — пустячный;

осве­тить — све­ча — освещение;

  • мостить — мощёный;
  • крест — крещёный;
  • тол­стый — толщина;
  • густой — гуще;
  • воск — вощёный;
  • треск — трещать;
  • дос­ка — дощатый;
  • лоск — лощёный;
  • иск — ищей­ка, сыщик;
  • плес­кать — плещет;
  • вью­га — вьюжный;
  • бакла­га — баклажка;
  • ков­ри­га — коврижка;
  • бума­га — бумажка;
  • серь­га — сережка;
  • лачу­га — лачужка;
  • пичу­га — пичужка;
  • застег­нуть — застёжка;
  • рас­тя­ги­вать — врастяжку;
  • Волга — волжский;
  • варяг — варяжский;
  • Норвегия — нор­веж­ский, нор­ве­жец, норвеженка.
  • ска­за­ние — скажу;
  • воз­ра­зить — возражение;
  • моро­зить — мороженое;
  • иска­зить — искажение;
  • отно­сить — отношение;
  • носить — ноша;
  • согла­сие — соглашение;
  • про­сить — прошение;
  • ухо — уши, ушной, наушники;
  • успех — успешный;
  • сума­то­ха — суматошный;
  • грех — греш­ный, грешница;
  • вспа­хать — вспашка;
  • соха — сошка;
  • бло­ха — блош­ка, блошиный;
  • пух — пушок, пушистый;
  • отец, отцов, отцов­ский — отче­ство, отчий, Отечество;
  • серд­це — сер­деч­ный, сердечность;
  • заяц — зай­чи­ха, зайчонок;
  • яйцо — яич­ный, яичница;

Укажем более ред­кое чере­до­ва­ние соглас­ных н//ш :

  • ладонь — ладошка;
  • гар­монь — гармошка;
  • окно — окошко;
  • баран — барашек;
  • кар­ман — кармашек;
  • голов­ня — головешка.

В кор­нях слов и их форм может про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние согласных:

  • б//бл: влю­бить — влюб­лен­ность, губить — губ­лю, дро­бить — дробление;
  • п//пл: сыпать — сып­лю, насы­пать — насып­лен­ный, высы­пать — высыплю;
  • м//мл: кор­мить — корм­лю, корм­ле­ние, выкор­мить — выкормленный;
  • в//вл: уди­вить — удив­ле­ние, выло­вить — вылов­лен­ный, нало­вить — налов­лю, при­ба­вить — прибавление;
  • ф//фл: раз­гра­фить — раз­граф­лять, раз­граф­лю, разграфленный.

(Приложение. Слайд 2)

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. А так как они все были дети одного корня – папы, то еще их назвали родственными или однокоренными.

- Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют общую часть и общее значение называются родственными или однокоренными.)

-Что такое корень слова? (Корень слова – это общая часть родственных или однокоренных слов.)

Другая попыталась в слове стряпуха выделить корень -тряп-, как в слове тряпка. Она обратила внимание только на сходство звуков и букв, а о смысле не подумала. Чтобы не делать таких ошибок, надо знать секреты корня однокоренных слов. Вот о них мы и узнаем сегодня на уроке.

III. Работа по теме урока.

1. Секрет 1. (Приложение. Слайд 3)

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась.

Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)

- Почему гости не сразу приметили чужака? (У родственников Воды и у Водителя была общая часть.)

- Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водитель, водит, проводник.)

- Составьте список родственников Воды. (Подводник, Водица, Водолаз, Водопад, Водомерка, Водоросли, Водичка, Водяной.)

- Какой секрет однокоренных слов мы разгадали благодаря этой сказке? (Однокоренные слова имеют общее значение.) ( Приложение. Слайд 4)

2. Работа со скороговоркой. (Приложение. Слайд 5)

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

- Выпишите слова с одинаковым корнем. (Горе, горой, горит.)

- Являются ли они родственными? (На горе и под горой – это формы одного и того же слова, а слово горит не является близким по смыслу.)

- На основании всего, что сказали ребята, попробуйте сами вывести второй секрет родственных слов. (Родственные слова имеют одинаковую часть.) ( Приложение. Слайд 4)

- Из каждой тройки исключи слово, которое не является однокоренным. (Приложение. Слайд 6)

Лень, ленивый, бездельник.
Добрый, чуткий, доброта.
Вода, подводник, моряк.
Учить, изучать, зубрить.
Сосна, дерево, деревянный.

5. Секрет 3. (Приложение. Слайд 7)

- Прочитайте стихотворение. Найдите и выпишите родственные слова к слову Прогульщик, выделите в них корень.

- Назовите однокоренные слова. (Прогульщик, прогулку, прогуливал, гулял, прогуляли.) Какой в них корень? (Корень -гул-.)

- Почему корень не прогул-? (Самое короткое однокоренное слово гулял, значит корень -гул-.)

- Многие работают с этим стихотворением так: прогульщик, прогулка, прогуляли, прогуливал – однокоренные слова, значит, корень прогул-. Если вы все так и сделали, перечитайте стихотворение и найдите свою ошибку.

- Попробуйте догадаться, в чем же состоит третий секрет подбора родственных слов, который поможет правильно выделить корень у однокоренных слов. (Подбирай самое короткое однокоренное слово.) (Приложение. Слайд 4)

7. Упражнение в подборе однокоренных слов.

- Выделите корень. (Снег, снеговик, снежный, снегурочка, подснежник, снежинка, снежок.)

- Что вы заметили? (Произошло чередование букв Г и Ж.)

Бывают корни с чередование сочетаний оро и ра, оло и ла, оло и ле (ворота – вратарь, голова – глава, молоко – млекопитающее.) Эти пары слов выросли из старой дружбы русского языка с другими славянскими языками.

IV. Физкультурная минутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
(Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
(Взмахи руками.)

Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружили.
(Легкий бег на носках, дети машут руками, кружатся.)

V. Закрепление изученного материала.

2. Письмо с комментированием.

- Есть ли в этом предложении родственные слова? Почему?

- Подчеркните главные члены предложения.

3. Упражнение в образовании однокоренных слов.

- С помощью каких частей слова образуются однокоренные слова? (С помощью приставок и суффиксов.)

- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

- А как она называлась в стародавние времена? (Русь.) (Приложение. Слайд 10)

- Почему так назвали нашу страну? Послушайте, как об этом пишет С. Романовский: «Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Ученые высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из них прав, а кто нет – я не знаю. Да и никто, наверное, не знает. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова Русь много значений, как притоков у великой реки. Русь. Русские. Россия. Россияне.

Не мне одному представляется, что слова эти родственны словам: русло, т.е. ложе реки по которому она течет. Русалка – сказочная обитательница рек и озер с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Роса и производное от нее слово росяница – обильная, толстая роса, лежащая поутру на травах и деревьях.

Иными словами, Русь – это сторона, где много рек и озер.

- Подберите однокоренное слово к слову Русь. (Русский.) Разберите его по составу.

4. Разгадать загадки. (Приложение. Слайд 11)

В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? (Рябина.)

- Почему ее так назвали? (Слово рябина произошло от славянского слова ряб, что означает рябой, пестрый. Ведь сочетание ярко- зеленых мелких, резных листьев рябины и оранжево- красных ягод этого дерева вызывает ощущение, что рябит в глазах.)

- Как вы думаете, какой корень в слове рябина?

- Одни говорят, что корень ряб-, а другие рябин-. Кто же прав? Значит, от корня могут образовываться не только новые слова, но и даже новые корни. Суффикс -ин- так прирос к корню -ряб-, что получился новый корень рябин-. А из него выросли новые слова. Напишите родственные слова с этим корнем.

Отгадайте вторую загадку.

Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка.
Куст в колючках, будто еж,-
Вот и назван . (Ежевика.)

- Подберите однокоренное слово к слову – отгадке из загадки. (Ежевика – еж.) Выделите корень.

- А теперь третья загадка.

Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника.)

- Выделите корень в слове – отгадке, подберите однокоренные слова.

  • Земляника, земля, подземелье, землянка, земляной, приземлиться.

VI. Итог урока.

- Какие секреты однокоренных слов мы раскрыли сегодня на уроке? (Однокоренные слова имеют общее значение и одинаковую часть. Чтобы найти корень у однокоренных слов, надо подобрать самое короткое родственное слово. В корнях у однокоренных слов может происходить чередование согласных и гласных букв.)

Любой большой город — зона повышенной опасности. Опытные автомобилисты знают, что и как делать, дабы сохранить себя и машину. А вот начинающим водителям известно не всё.

Вождение в городе: советы начинающим

Многие дельные советы и рекомендации зашифрованы в ПДД. Но Правила изложены сухим канцелярским языком и, кроме того, пытаясь что-то внушить, не объясняют, зачем да почему. А это как раз важно: ведь водители, не понимая причин появления некоторых запретов и ограничений, будут считать, что эти идиотские правила одни идиоты придумали для других идиотов. Частично восполним этот пробел, а заодно коснемся и неочевидных вещей, о которых даже автошколы умалчивают.

Левое зеркало

В ПДД об использовании зеркал заднего вида не сказано ничего, кроме того, что они должны быть. Пользованию обучают в автошколах. Но в редкой автошколе новичку скажут, что когда он стоит в крайнем левом ряду, ожидая возможности повернуть налево, то перед выполнением маневра очень полезно взглянуть в левое зеркало. А если и скажут, новичок не сможет оценить смысл сказанного в полной мере.

Да, вы не ждете в этой ситуации угрозы сзади с левой стороны — ведь там полосы для встречного потока. В этом и вся засада, поскольку в реальности там может оказаться и попутный транспорт — например, экстренных служб и большого начальства. А на незаконных основаниях — кто угодно. Мы в России, господа! Поэтому лучше перестраховаться и перед началом движения бросить взгляд в левое зеркало.

Вождение в городе: советы начинающим

Движущийся по встречным полосам попутный транспорт — обычное дело. Так что при поворотах налево сверяйтесь с показаниями левого зеркала заднего вида.

Правое зеркало

Самая слепая зона для водителя практически на всех машинах — сзади справа. Так что, готовясь к перестроению в правый ряд в условиях плотного городского движения, иногда недостаточно посмотреть в правое зеркало. Короткий взгляд через плечо с поворотом головы направо-назад позволит более точно оценить обстановку.

При выезде с примыкающей улицы на дорогу с односторонним движением рационально посмотреть в обе стороны. Даже с направления, откуда ничто не должно появляться, что-то может появиться. Коммунальная техника, сдающий задом мусоровоз, велосипедист, транспорт спецслужб — куча вариантов. Для больших городов это достаточно частое явление.

Вождение в городе: советы начинающим

Встречный транспорт на дороге с односторонним движением? Да запросто!

Бойся профессионалов

Считается, что водители-профессионалы подготовлены лучше водителей-любителей. Возможно и так, но теория откровенно не работает в отношении водителей общественного транспорта.

В ПДД есть пункт, предписывающий уступать дорогу общественному транспорту. Но ни слова о том, что таковой транспорт может выруливать с остановки внезапно, прямо перед вами и без каких-либо световых сигналов. К сожалению, такое случается, а чаще всего в исполнении водителей маршруток.

Посему объезжаем остановочные пункты, отжавшись от них как можно дальше влево. Попутно решаем проблему безопасности внезапно выскакивающих пешеходов.

Вождение в городе: советы начинающим

Уровень подготовки водителей общественного транспорта вызывает большие сомнения. А легальным таксистом сейчас может стать кто угодно — ограничений по стажу подчас нет. Мораль: минимизировать риск контакта!

Берегите карму

Статистика гласит, что почти треть ДТП в России происходит с участием пешеходов. И хотя в 20 тысячах случаев из 53 тысяч (2017) виновными признаны пешеходы, все равно сбивать их неприятно. А оттого что карают виновных водителей, дисциплина пешеходов не повышается.

В городах самое подходящее место для наездов — узкие улицы, с двух сторон заставленные припаркованным транспортом. И, конечно, дворовые проезды. Понятно, что недальновидные пешеходы в таких случаях могут появиться на проезжей части внезапно. Шанс водителя избежать контакта — тупо ползти с черепашьей скоростью, дабы успеть среагировать на выскочивший объект. Даже если это всего лишь кошка, ваша карма вряд ли улучшится.

Вождение в городе: советы начинающим

Не соблазняй!

ПДД на это даже не намекают, но именно в городах распространены кражи из салонов автомобилей. Методы защиты довольно просты: стараться не ставить машину в темных глухих закутках. Лучше на хорошо просматриваемых стоянках, под окнами жилья, под фонарями — возможно, даже есть смысл подождать, пока освободится хорошее место.

И еще очень важно — не оставлять в салоне вещей, которые могут привлечь внимание потенциального грабителя. Сумки, свертки, коробки лучше спрятать от посторонних глаз.\

Простая арифметика

Парковка — сущее наказание для большинства горожан, потому что места часто не хватает. Тем не менее нет резона втискиваться в узкие зазоры между стоящими машинами так, что появляется риск повредить им детали кузова своими дверями.

Понятно, нас не так уж сильно беспокоит, что мы кому-то что-то поцарапаем при высадке-посадке. Однако с еще большей вероятностью что-то испортят нам, потому что наша машина — одна, а втискивается-то между двумя.

Проблемы выбора

В 50–80 метрах от светофора зеленый глаз начинает мигать. Возникает вопрос — поднажать либо тормозить? Первый вариант, возможно, чреват штрафом — городские перекрестки увешаны камерами. А второй — въездом сзади. И решать надо быстро.

Тот, кто движется непосредственно за вами, может оказаться не готов к резкому торможению. Виноват в случае контакта будет он, но и вы тоже потеряете время и нервы. Поэтому перед нажатием педали тормоза никогда не повредит глянуть в зеркало заднего вида, чтобы оценить степень готовности того, кто сзади. Если он смотрит не в смартфон, а дистанцию держит разумную, можно тормозить.

Это актуально во всех местах, где при плотном потоке необходимы резкие замедления — в частности, на нерегулируемых пешеходных переходах. А если вы склонны иногда тормозить двигателем, показывайте свои намерения заранее нажатием на педаль тормоза.

Мигай, а то проиграешь

ПДД требуют все маневры обозначать сигналами поворотников, что вполне разумно и справедливо. К сожалению, некоторые водители этим пренебрегают — отчасти из-за того, что при городской езде слишком много всяких маневров.

Подсказка простая: не ленитесь включать поворотники, даже если дорога относительно пуста. Чем раньше вы покажете соседям по потоку свои намерения, тем спокойнее и безопаснее для всех пройдет маневр. А при проезде перекрестков с переходами намек полезно сделать и пешеходам — многие из них прекрасно понимают световую сигнализацию.

Вождение в городе: советы начинающим

При всех их достоинствах навигаторы немного запаздывают с рекомендациями в условиях насыщенной дорожной сети, а вдобавок просто отвлекают от управления машиной.

Доверяй, но проверяй

И если вы пользуетесь такими помощниками, не полагайтесь полностью на них. Никогда не повредит заранее просмотреть маршрут по карте, чтобы определить подобные места и не загонять себя в ловушку. Минимизация числа перестроений — всем на пользу.

Изображение Ответ

4. соединительные: и; да; как … так и; не только … но и; также.

разделительные: или; либо; то … то; не то … не то.

противительные: а; но; однако; зато; да.

5. однородные определения — это определения, которые характеризуют предмет с

одной стороны и произносятся с перечислительной интонацией. как правило, между

неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, при этом

определение, которое стоит перед определяемым словом, характеризует непосредственно

его, а второе определение характеризует весь оборот (существительное + первое

определение). неоднородные определения произносятся без перечислительной

6. обобщающие слова — это слова, которые обобщают несколько слов (называют

если между однородными членами нет союзов (они соединены интонационно),

то ставится запятая. например: пришли катя, миша, вова.

если союзы разделительные или соединительные,

запятая не ставится. например: пришли дети и родители. возьмите кружку или

если союзы противительные, запятая ставится. например: пришла не я, а он.

Читайте также: