Водитель грузового автомобиля торговой фирмы топаз чуваев был лишен права на управление

Обновлено: 05.07.2024

Всем уже понятно, что в случае ДТП к ответственности будет привлекаться не только водитель, но и владелец транспортного средства. Но если владельцем является предприятие, то кто конкретно предстанет перед судом? Скорее всего, сам руководитель – если у него нет специалистов, отвечающих за БДД, техническое состояние транспорта и физическое состояние водителей.

При этом не важно, владеет ли предприятие одним автомобилем для перевозки начальника или же целым автобусным парком для оказания транспортных услуг. Если машина есть, то предприятие уже считается субъектом транспортной деятельности и обязано соблюдать законы о безопасности дорожного движения (в первую очередь, № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.).

Штрафы за несоблюдение требований законодательства по БДД

Ответственность за несоблюдение может быть и административной – штраф от 30 000 до 1 000 000 рублей, и уголовной – до 10 лет лишения свободы. Это уж в зависимости от последствий ДТП. Причем, как мы увидим далее, иногда руководитель предприятия может быть привлечен к ответственности, даже если виновником ДТП признан не его водитель.

Отсутствие специалистов БДД на предприятии или их недостаточная подготовленность очень дорого обходятся. Мы сделали для вас подборку резонансных историй, которых могло бы не быть (или они могли бы закончиться не столь плачевно), если бы на предприятии были специалисты БДД, способные и обеспечить необходимые меры безопасности, и проконтролировать ход расследования ДТП.

История про 4 года колонии за несоблюдение требований по БДД

Это было одно из самых обсуждаемых в прессе и на телевидении ДТП: погибла 12-летняя спортсменка и председатель федерации каратэ Татарстана.

21 мая 2015 юниорская сборная Татарстана по каратэ ехала в Питер на первенство России. 12 школьников, тренеры, два водителя. У поселка Новоликеево Кстовского района их микроавтобус столкнулся с грузовиком…

Виновной в гибели людей Советский районный суд города Казани признал 51-летнюю Викторию Ларину, индивидуального предпринимателя.

Прокурор строил обвинение на том, что ИП Ларина не обеспечила проведения предрейсовых инструктажей с водителями, их медицинского освидетельствования, не организовала предрейсовый технический осмотр автобуса и не оборудовала его детскими удерживающими устройствами. Никаких документов, подтверждающих проведение инструктажа, у Лариной не было, договоров с медработниками или медучреждениями – тоже.

В результате ее приговорили к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима – по статье 238 ч. 3 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц).

История почти на 8 лет

По той же статье в том же году краснодарский предприниматель Юрий Вечерадзе отправился в колонию на 7 лет 10 месяцев. Краснодарский краевой суд признал его виновным в гибели 21 человека.

Суд признал, что предприниматель не сделал ничего для обеспечения безопасности перевозок: не контролировал ни состояние автобусов, ни здоровье водителей, ни даже уровень их подготовки.

История об уставшем водителе

24 июня 2015 года в пригороде Омска в ДТП погибли 16 пассажиров автобуса и еще 11 получили серьезные травмы. 55-летнему водителю стало плохо за рулем. Предположительно, он потерял сознание – и автобус выехал на полосу встречного движения, где и столкнулся с КАМАЗом.

Нарушение требований к режиму труда и отдыха водителей – ответственность

Было установлено, что на предприятии систематически нарушались нормативы рабочего времени и времени отдыха водителей, что в конечном итоге и привело к трагическим последствиям.

Судом Омского района начальника транспортного предприятия приговорили к 4 годам 10 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2,5 года. Начальника автоколонны – к 4 годам условно с испытательным сроком 2,5 года. Кроме того, оба на 3 года лишены права работать в транспортных компаниях.

Самая сложная история

Грузовой тягач задел автобус с детьми. Автобус развернуло на дороге, и в него врезался другой грузовик. 12 человек погибли, 19 получили травмы.

Очевидно, водитель автобуса не был виновен в происшествии, но и он сам, и владелец автобуса были привлечены к уголовной ответственности. В чем же их обвинили?

Ваше мнение о законности норм, отраженных в приказе директора?

Задача 2. Какие их нижеперечисленных отношений регулируются нормами административного права:

— сотрудник ГИБДД оштрафовал водителя автомашины за превышение скорости;

— на имя ректора института поступило от студента заявление с просьбой допустить его к экзаменам;

— гражданин потребовал от соседа устранить неисправности трубопровода;

— санитарный врач оштрафовал продавца коммерческого магазина за нарушение санитарных правил;

— администрация г. Краснодара приобрела через базу материально-технического снабжения предметы офисной мебели.

— государственный инспектор труда выдал предписание работодателю об устранении нарушений трудового законодательства РФ

Определите, какие из правоотношений, возникающих, на основе вышеприведенных фактов, являются горизонтальными, а какие вертикальными?

Ответ на задание № 1

Приведу следующую классификацию норм административного права

1. По содержанию

2. По методу воздействия на участников административных правовых отношений

3. По действию во времени

4. По форме предписания

— диспозитивные (менее характерны для административного права)

Теперь охарактеризуем приведенные нормы по 4 критериям.

— Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством:

— граждане имеют право создавать творческие союзы;

— полиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека;

— постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения.

— инспектор ГИБДД назначил штраф гражданину Иванову;

— Правительство РФ оказало материальную помощь жителям города Волгодонска;

— министр обороны РФ уволил офицера Иванова из Вооруженных Сил РФ по состоянию здоровья;

Ответ на задание № 2

— сотрудник ГИБДД оштрафовал водителя автомашины за превышение скорости; (Регулируется нормами административного права)

— на имя ректора института поступило от студента заявление с просьбой допустить его к экзаменам; (Не регулируется нормами административного права)

— гражданин потребовал от соседа устранить неисправности трубопровода; (Не регулируется нормами административного права (гражданское право))

— санитарный врач оштрафовал продавца коммерческого магазина за нарушение санитарных правил; (Регулируется нормами административного права)

— администрация г. Краснодара приобрела через базу материально-технического снабжения предметы офисной мебели. (Не регулируется нормами административного права (гражданское право))

— государственный инспектор труда выдал предписание работодателю об устранении нарушений трудового законодательства РФ (Не регулируется нормами административного права (трудовое право))

Ответ на задание № 3

Вертикальные правоотношения характеризуются наличием подчинения требованиям, исходящим от одной стороны, другой стороной. Т.е. предписания одного субъекта обязательно для исполнения другим субъектом.

Горизонтальные правоотношения характеризуются, соответственно, отсутствием такого признака, как подчинение, т.е. субъекты находятся не в подчинении, а в равноправном взаимодействии.

ГИБДД запретил эксплуатацию 10 грузовых автомобилей в автохозяйстве по причине технической неисправности (Вертикальные правоотношения);

Председатель краевого суда отменил постановление районного судьи о наложении административного наказания(Вертикальные правоотношения);

Степанов подал заведующему городским отделом образования жалобу на директора школы, выражая протест против отчисления сына за недисциплинированность(Между Степановым и заведующим городским отделом образования и директором школы — горизонтальные правоотношения, а между директором школы и заведующим городским отделом образования — вертикальные правоотношения);

Отдел вневедомственной охраны ГУВД заключил договор с администрацией музея на охрану ценностей (Горизонтальные правоотношения);

Министерство обороны РФ своим приказом обязало военкоматы обеспечить исполнение Указа Президента РФ о призыве военнообязанных на военные сборы (Вертикальные правоотношения).

Тюменские частные перевозчики вынуждены платить штрафы за отсутствие ОСАГО, потому что страховщики не хотят их страховать.

Водители грузовиков не могут застраховать свои машины

Журналисты пообщались с несколькими водителями, и они говорят, что проблема существует по всей стране.

Один из водителей показал нам, как на известном сервисе для подбора страховок вводя данные автомобиля программа его просто не видит, т. е. электронный полис ОСАГО оформить не получится. Но и в офисах также отказывают.


Подробней о проблеме рассказал индивидуальный предприниматель Александр Харько.

Он сообщает, что с такими проблемами сталкиваются многие водители по стране, где-то больше где-то меньше.

Опять же по словам предпринимателя, в разговорах со страховщиками ему сообщили, что для категории C (управление грузовиками с массой более 3,5 тонн) у страховых компаний существуют квоты.

При этом он отмечает, что для юрлиц страховка дешевле, а ему говорят, что наоборот физлиц страховать убыточней.

От таких условий водители готовы объявить забастовку. По словам Александра, частники закрывают больше половины грузоперевозок в регионе.

Кто может помочь водителям грузовиков со страховкой?

В то же время журналист обратились в Российский союз автостраховщиков, где им пояснили, что страховые компании не могут отказывать в предоставлении страховки.

Но на профильных сайтах для водителей существуют множество примеров таких ситуаций. Например, на сайте АвтоЮрист — Авто-Лига, приводят пояснение почему водителям не хотят выписывать полисы ОСАГО.

При этом действительно формально отказать не могут. Но сейчас пандемия, и поводов для отказа стало больше — посылают регистрироваться онлайн.

При этом стоит обратить внимание, что водителям предлагают перебирать разные страховые компании, а их на сайте РСА более 40.

Здесь же подтверждается и теория о квотах на такой транспорт. А теперь давайте представим, как водитель, который полжизни отработал за баранкой, которому сейчас 40-50 лет перебирает сайты 40 компаний страховщиков. Неудивительно, что такие сервисы стали недоступными для большинства из них.

При этом компания принимает и в офисах. Но есть ряд условий которые предусмотрены законом. Нужно заявление и документы на автомобиль, водительское удостоверение и паспорт. Также нужна диагностическая карта, если требуется техосмотр транспорта.

В любых других ситуациях водители же могут писать жалобы в Банк России и прокуратуру.

Всем уже понятно, что в случае ДТП к ответственности будет привлекаться не только водитель, но и владелец транспортного средства. Но если владельцем является предприятие, то кто конкретно предстанет перед судом? Скорее всего, сам руководитель – если у него нет специалистов, отвечающих за БДД, техническое состояние транспорта и физическое состояние водителей.

При этом не важно, владеет ли предприятие одним автомобилем для перевозки начальника или же целым автобусным парком для оказания транспортных услуг. Если машина есть, то предприятие уже считается субъектом транспортной деятельности и обязано соблюдать законы о безопасности дорожного движения (в первую очередь, № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.).

Штрафы за несоблюдение требований законодательства по БДД

Ответственность за несоблюдение может быть и административной – штраф от 30 000 до 1 000 000 рублей, и уголовной – до 10 лет лишения свободы. Это уж в зависимости от последствий ДТП. Причем, как мы увидим далее, иногда руководитель предприятия может быть привлечен к ответственности, даже если виновником ДТП признан не его водитель.

Отсутствие специалистов БДД на предприятии или их недостаточная подготовленность очень дорого обходятся. Мы сделали для вас подборку резонансных историй, которых могло бы не быть (или они могли бы закончиться не столь плачевно), если бы на предприятии были специалисты БДД, способные и обеспечить необходимые меры безопасности, и проконтролировать ход расследования ДТП.

История про 4 года колонии за несоблюдение требований по БДД

Это было одно из самых обсуждаемых в прессе и на телевидении ДТП: погибла 12-летняя спортсменка и председатель федерации каратэ Татарстана.

21 мая 2015 юниорская сборная Татарстана по каратэ ехала в Питер на первенство России. 12 школьников, тренеры, два водителя. У поселка Новоликеево Кстовского района их микроавтобус столкнулся с грузовиком…

Виновной в гибели людей Советский районный суд города Казани признал 51-летнюю Викторию Ларину, индивидуального предпринимателя.

Прокурор строил обвинение на том, что ИП Ларина не обеспечила проведения предрейсовых инструктажей с водителями, их медицинского освидетельствования, не организовала предрейсовый технический осмотр автобуса и не оборудовала его детскими удерживающими устройствами. Никаких документов, подтверждающих проведение инструктажа, у Лариной не было, договоров с медработниками или медучреждениями – тоже.

В результате ее приговорили к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима – по статье 238 ч. 3 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц).

История почти на 8 лет

По той же статье в том же году краснодарский предприниматель Юрий Вечерадзе отправился в колонию на 7 лет 10 месяцев. Краснодарский краевой суд признал его виновным в гибели 21 человека.

Суд признал, что предприниматель не сделал ничего для обеспечения безопасности перевозок: не контролировал ни состояние автобусов, ни здоровье водителей, ни даже уровень их подготовки.

История об уставшем водителе

24 июня 2015 года в пригороде Омска в ДТП погибли 16 пассажиров автобуса и еще 11 получили серьезные травмы. 55-летнему водителю стало плохо за рулем. Предположительно, он потерял сознание – и автобус выехал на полосу встречного движения, где и столкнулся с КАМАЗом.

Нарушение требований к режиму труда и отдыха водителей – ответственность

Было установлено, что на предприятии систематически нарушались нормативы рабочего времени и времени отдыха водителей, что в конечном итоге и привело к трагическим последствиям.

Судом Омского района начальника транспортного предприятия приговорили к 4 годам 10 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2,5 года. Начальника автоколонны – к 4 годам условно с испытательным сроком 2,5 года. Кроме того, оба на 3 года лишены права работать в транспортных компаниях.

Самая сложная история

Грузовой тягач задел автобус с детьми. Автобус развернуло на дороге, и в него врезался другой грузовик. 12 человек погибли, 19 получили травмы.

Очевидно, водитель автобуса не был виновен в происшествии, но и он сам, и владелец автобуса были привлечены к уголовной ответственности. В чем же их обвинили?

Сотрудники специальных служб на месте аварии на 926-м километре автодороги Тюмень — Ханты-Мансийск. Архивное фото

Водитель грузовика Раиль Саитханов владел правами на момент крупного ДТП в ХМАО, где погибли 12 человек, несмотря на то, что он был лишен прав летом 2016 года.

Родные и близкие на церемонии прощания с детьми, погибшими в ДТП на трассе Тюмень - Ханты-Мансийск 4 декабря, в Центре физической культуры и спорта Жемчужина Югры

Кроме того, по данным штаба, информация о лишении Саитханова водительских прав не была внесена в соответствующую базу ГИБДД, что позволило ему продолжать управлять транспортным средством, несмотря на нарушения.

Штаб отмечает, что после сопоставления опубликованных на официальных ресурсах фактов выяснилось: "7 июня суд Октябрьского района города Уфы лишил Раиля Саитханова прав управления транспортным средством и выписал штраф в размере 30 тысяч рублей, который он по закону был обязан оплатить в течение 60 дней. Десять дней после вынесения постановления, до 17 июня включительно, у Саитханова была возможность обжаловать решение суда, однако он этой возможностью не воспользовался, и 18 июня постановление суда вступило в законную силу".

Универсальный спортивный зал. Архивное фото.

В то же время, по данным штаба, "уже на следующий день" после аварии "его имя отображается в базе данных ГИБДД, а спустя еще пять дней управление Федеральной службы судебных приставов республики Башкортостан возбуждает исполнительное производство за неуплату штрафа".

Родные и близкие на церемонии прощания с детьми, погибшими в ДТП на трассе Тюмень - Ханты-Мансийск 4 декабря, в Центре физической культуры и спорта Жемчужина Югры

На трассе Тюмень — Ханты-Мансийск вечером 4 декабря столкнулись автобус, два грузовика и два легковых автомобиля, погибли 12 человек, 10 из них — дети. По сведениям местных властей, в автобусе находилась детская команда, которая возвращалась с соревнований по спортивной акробатике из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск. Были госпитализированы 22 человека.

По факту автокатастрофы возбудили уголовное дело по статьям "оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц" и "нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". Были задержаны водитель автобуса Марат Зайнуллин, шофер грузовика Раиль Саитханов и представитель перевозчика Александр Сидорук. Их арестовали до 4 февраля 2017 года. В отношении Ирины Тарасовой, директора нефтеюганской спортшколы "Сибиряк", в которую ходили попавшие в аварию дети, дело возбудили по статье "халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц". Ее отправили под домашний арест.

Читайте также: