Водитель транспортного средства обязан возместить вред причиненный этим транспортным средством

Обновлено: 07.07.2024

В машине едет компания: мужчина — владелец, его спутница и семья с ребенком. За руль мужчина попросил сесть девушку, так как сам выпил. Девушка не справилась с управлением, машина перевернулась.

В ДТП серьезно пострадала семья пассажиров, а их дочь погибла. Семья потребовала компенсацию — 1 млн рублей за гибель девочки и 500 тысяч за вред здоровью ее маме. В суд подали на девушку-водителя, хотя она не была владельцем машины.

Кто должен компенсировать ущерб пострадавшим?

  • Всегда собственник. Девушка хоть и была за рулем, но она не собственник машины и не отвечает за ущерб. Не всегда. Одна из инстанций тоже так решила, но оказалась неправа. С водителя тоже можно требовать компенсацию.
  • Только водитель. Кто виноват в ДТП , тот и должен платить. Не всё так просто. По закону отвечать за ущерб может законный владелец. Им может быть и собственник, и водитель. Это зависит от того, на каком основании водитель сел за руль.
  • Страховая. Мы платим за полисы, пусть она и возмещает ущерб. Да, но только если это страховой случай, а суммы хватит для полной компенсации. Так бывает не всегда.
  • Водитель или собственник. Всё зависит от отношений между ними и обстоятельств ДТП . Верно. По закону требовать компенсацию можно и с собственника, и с водителя. Кто должен заплатить, решает суд.

Аргументы пострадавших

Девушка была за рулем и не справилась с управлением. Это из-за нее перевернулась машина, погибла девочка и пострадала ее мама.

Девушка села за руль с устного разрешения владельца машины. Он хоть и не выписывал доверенность, но согласился передать управление. Значит, девушка законно управляла автомобилем и должна компенсировать моральный вред пострадавшим.

Аргументы девушки-водителя

Она села за руль по просьбе владельца, который был пьян. Значит, она действовала по его поручению и в его интересах. Машина ей не принадлежит. Устное поручение сесть за руль якобы не оформляет как положено законное управление машиной. Значит, водитель в таком случае как будто и не считается владельцем. В таких случаях за вред отвечает собственник.

Тем более пострадавшие не пристегнулись, а значит, тоже виноваты в последствиях ДТП . Умысел пострадавших — повод смягчить наказание.

Что сказали суды

Моральный вред будет компенсировать водитель.

Собственник доверил девушке управление своим автомобилем. В этот момент она стала владельцем источника повышенной опасности. Иметь для этого письменную доверенность необязательно.

Компенсацию можно требовать с водителя. Он надлежащий ответчик.

Пострадавшие правильно выбрали ответчика. Девушка должна выплатить им 1,4 млн рублей.

Решение районного суда отменить. Водитель не собственник и платить не обязан.

За ущерб, который причинен автомобилем, отвечает его собственник. То есть тот, кому машина принадлежит по документам.

Устное поручение сесть за руль — это не доверенность. Водитель без доверенности не должен отвечать перед пострадавшими. На это якобы нет юридических оснований.

А раз ответчик не тот, то и компенсации пострадавшим пока не будет. По крайней мере, не от девушки, которая села за руль по просьбе водителя.

Ответчика выбрали правильно. Водитель ответит за ущерб.

Автомобиль — это источник повышенной опасности. Если из-за него кому-то причинен вред, возмещать ущерб должен владелец.

По закону владеть источником повышенной опасности можно не только на праве собственности. Есть и другие основания, например аренда или доверенность.

Список таких оснований в законе открытый. Там нет ограничения по форме доверенности — что письменная подходит, а устная нет.

Важен смысл: зачем водитель сел за руль чужой машины. Он управлял автомобилем по своему усмотрению или делал это в интересах собственника как сотрудник?

Если водитель использовал машину по своему усмотрению и с ведома собственника, то именно водитель считается законным владельцем.

По правилам водитель не обязан иметь письменную доверенность на управление машиной. Это требование исключилили из ПДД в 2012 году.

Девушка села за руль при собственнике. Этого достаточно, чтобы считать, что она использовала машину на законном основании и несет за это ответственность.

Другое дело, если есть доказательства, что водитель — это сотрудник собственника. Или что он сел за руль, оказывая собственнику услугу за деньги. Такой водитель — просто участник дорожного движения , а не законный владелец. Требовать с него компенсацию на общих основаниях нельзя.

Итог. Отмену компенсации признали незаконной. Решение апелляции отменили. Дело отправили на пересмотр. Окончательное решение опубликуют на днях, но каким оно будет, уже понятно. При новом рассмотрении суд разберется, получала ли девушка-водитель оплату за свои услуги, но и так ясно, что оплаты не было. Девушке придется выплачивать компенсацию пострадавшим.

С кого требовать компенсацию за вред при ДТП, если это не страховой случай?

По правилам компенсацию нужно требовать с владельца. Владелец в этом случае не то же, что собственник. Владеть автомобилем можно по доверенности или на праве аренды.

Любой водитель может запросто оказаться законным владельцем и ответчиком по иску о возмещении вреда: материального, морального или здоровью.

Но нельзя требовать компенсацию с водителя, который работает на собственника по договору и получает за это деньги. Тогда иск нужно предъявлять тому, на кого оформлена машина.

И если в доверенности указано, что водитель управляет машиной по заданию собственника, в его интересах и за деньги, он тоже может избежать ответственности.

В таких делах могут быть нюансы, поэтому нужно консультироваться с юристом. От того, кто ответчик и как сформулированы требования, может зависеть срок и сумма выплаты.

Эти правила касаются не только морального вреда, но и материального. Например, если страховка не покрывает расходы на ремонт или на лечение понадобилось больше денег, чем выплатила страховая. Или у виновника вообще нет полиса ОСАГО и приходится идти в суд.

Если происшествие случилось на дороге федерального или регионального значения, то иски предъявляются соответственно к Российской Федерации или к администрации соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, состояние автодорог регулируется администрацией муниципального образования. Также стоит иметь в виду, что, как правило, администрациями заключаются договоры на обслуживание отдельных участков дорог с организациями. В случае некачественного содержания автомобильных дорог ответственность, а также при наступлении негативных последствий на дорожном полотне, может нести обслуживающая организация.

Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ).

В содержание автомобильных дорог входит совокупность мероприятий по поддержанию в соответствующем состоянии автодорог, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и для создания условий для безопасного дорожного движения.

Таким образом, Администрация муниципального образования, как собственник автомобильных дорог, должна исполнять возложенную на нее обязанности по содержанию дорожных покрытий в надлежащем состоянии.

Администрация несет ответственность за вред, причиненный пострадавшему, явившийся результатом ненадлежащего исполнения возложенной законом на органы самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения. Ответственным лицом за ненадлежащее состояние дороги может быть и организация, осуществляющая на основании заключенного договора техническое обеспечение соответствующего участка дороги.

Такая организация по ходатайству администрации муниципального образования может быть привлечена к участию в судебном разбирательстве в качестве соответчика либо в дальнейшем администрация может взыскать с нее выплаченную пострадавшему лицу сумма в порядке регресса.

Как правильно оформить ДТП в данном случае?

Необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, сделать фото и видео, на котором зафиксировать последствия авария, дорожный дефект, а также найти свидетелей происшествия.

По прибытию на место ДТП сотрудник ГИБДД должен составить протокол осмотра проезжей части, осмотреть дорогу, знаки, замерить яму. Если на дороге отсутствуют предупреждающие знаки или размеры ямы выходят за пределы допустимых, инспектор выносит постановление о привлечении к ответственности лица или ответственную за данный участок дорожного покрытия организацию или одного из ее сотрудников.

Наличие фото и видео фиксации должно быть обязательно отображено в протоколе осмотра места ДТП с указанием места и даты съемки. Помимо всего прочего, сотрудник ГИБДД обязан зафиксировать данные об освещении участка, наличии или отсутствии ограждений и предупреждающих знаков, которые обязаны ставить коммунальные службы во время проведения ремонтных работ.

Автовладельцу необходимо снять копии всех составленных документов, поскольку они могут понадобиться при обращении за денежной компенсацией в страховую компанию или же в суд.

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры области А.А. Губина.

Согласно ст.1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (пункт 1).

При этом владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам. Таким образом, в последнем случае ответственность наступает для каждого из владельцев источников повышенной опасности.

Страховым случаем является наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

Вместе с тем нередки случаи, когда страховые организации не в полном объеме выплачивают страховые возмещения лицам, пострадавшим в результате взаимодействия источников повышенной опасности (например, пассажирам автотранспортных средств или пешеходам, пострадавшим в результате столкновения двух и более автомобилей и т.д.), полагая, что ответственность перед потерпевшим должен нести только тот страховщик, у которого застрахована гражданская ответственность виновника ДТП, а если ответственность обоих участников ДТП застрахована в одной страховой организации, то страховой случай возникает также только у виновника ДТП, а поэтому потерпевшему должна производиться только одна выплата.

Однако в силу п. 1 и п. 3 ст. 1079 ГК РФ в случае отсутствия вины владелец источника повышенной опасности не освобождается от ответственности за вред, причиненный третьим лицам в результате взаимодействия источников повышенной опасности, в том числе если установлена вина в совершении дорожно-транспортного происшествия владельца другого транспортного средства. При причинении вреда третьему лицу взаимодействием источников повышенной опасности страховым случаем по договору ОСАГО является наступление ответственности владельца транспортного средства, а потому взыскание страховых выплат в максимальном размере, установленном Законом об ОСАГО, должно производиться одновременно с двух страховщиков, у которых застрахована гражданская ответственность владельцев транспортных средств.

Такие разъяснения содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (далее – ВС РФ) за второй квартал 2012 года, утвержденном Президиумом ВС РФ 10.10.2012.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ с таким выводом не согласилась, отменив апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 28.11.2017 и решение Дзержинского суда Нижегородской области от 21.08.2017 и направив дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.


Многие фирмы-перевозчики сталкивались в России на практике с привлечением к административной ответственности по статье 12.21.1 КоАП РФ за движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного без специального разрешения.

Однако далеко не все знают, что помимо штрафа к ним может поступить требование от владельца дороги о необходимости оплатить вред данной дороге, причиненный транспортным средством в результате нарушения.

В данной статье мы рассмотрим вопросы законности направления в адрес перевозчиков требований об оплате вреда, причиненного автомобильным дорогам, порядок направления таких требований и ряд других вопросов по данной теме.

Нормативная основа

Законом № 257-ФЗ установлено, что порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством РФ.

Помимо этого установлено, что размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:

1) В случае движения транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения – Правительством РФ;

2) В случае движения транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

3) В случае движения транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения – органами местного самоуправления;

4) В случае движения транспортного средства по частной автомобильной дороге – собственником автомобильной дороги.

Во исполнение Закона № 257-ФЗ Правительством РФ принято Постановление от 31.01.2020 г. № 67 (далее – Постановление № 67), которым утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами (далее – Правила).

Кто возмещает вред дорогам?

В соответствии с Правилами вред, причиняемый транспортными средствами автомобильным дорогам (далее – вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Порядок определения размера вреда

Размер вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами согласно приложению к Правилам и рассчитывается с учетом:

а) превышения значений, установленных:

б) допустимой массы транспортного средства;

в) допустимой нагрузки на ось транспортного средства.

Таким образом, российским законодательством установлено, что помимо штрафа, владелец транспортного средства, на котором совершено правонарушение по ст. 12.21.1 КоАП РФ, обязан дополнительно возместить владельцу дороги размер вреда дорогам, который причинило его транспортное средства во время совершения рейса с превышением весовых параметров.

Фиксация факта причинения вреда

Превышение допустимых весовых параметров фиксируется Актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства (далее – Акт взвешивания), который составляется по результатам весового контроля на пунктах (постах) контроля.

В свою очередь, Акт взвешивания, равно как и маршрут движения, и пройденное транспортным средством расстояние, учитывается при осуществлении расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда за пройденный транспортным средством путь.

Составляется Акт взвешивания должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа (транспортная инспекция, таможня), владельцем автомобильной дороги или назначенными им лицами (оператором пункта (поста) контроля).

В соответствии с положениями Приказа Минтранса России от 29.03.2018 № 119 Акт взвешивания составляется в трех экземплярах, подписывается лицом, составившим его, водителем транспортного средства и передается:

  • должностному лицу уполномоченного контрольно-надзорного органа (в случае составления акта владельцем автомобильной дороги или оператором пункта (поста) контроля);
  • владельцу автомобильной дороги, на которой проводился контроль;
  • водителю транспортного средства.

Таким образом, Акт взвешивания является основанием для составления расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, который составляется владельцем автомобильной дороги, на которой проводился весовой контроль.

Порядок оплаты и взыскания вреда дорогам

В некоторых случаях в Акт взвешивания сразу при его составлении включается расчет возмещения вреда и реквизиты владельца автомобильной дороги (далее – Расчет вреда) для уплаты вреда. Таким образом, если перевозчик согласен с размером вреда дорогам, он имеет право оплатить его сразу же после получения Акта взвешивания от водителя по реквизитам, указанным в акте.

Если же в Акте взвешивания не указывается расчет вреда, то по сведениям, указанным в нем владельцем автомобильной дороги, составляется отдельный документ – Расчет вреда, который вместе с Претензией направляется в адрес перевозчика – владельца транспортного средства, которым был причинен вред дорогам.

В свою очередь, если перевозчик не оплачивает вред дорогам в срок, указанный в Претензии, то указанные документы вместе с исковым заявлением передаются в суд для получения судебного решения по делу.

В этом случае на перевозчика по итогам судебного разбирательства могут быть возложены дополнительные расходы по составлению искового заявления и других процессуальных документов, по участию юриста в судебном заседании, по оплате госпошлины и почтовых расходов, что увеличит финансовую нагрузку на него.

При этом владельцы автомобильной дороги, хоть и являются в основном государственными или муниципальными организациями, но все чаще для оказания юридических услуг они нанимают коммерческих юристов, расходы на которых им требуется оплачивать по коммерческим расценкам.

Если же по результатам судебного разбирательства будет выдан исполнительный лист, и перевозчик не оплатит вред, причиненный автомобильным дорогам в рамках судебного процесса, то исполнительный лист будет направлен в Службу судебных приставов. В этом случае с перевозчика, помимо непосредственно суммы вреда и судебных расходов, может быть взыскан 7 % (семь процентов) исполнительский сбор от суммы задолженности, если он в добровольном порядке не исполнит требования исполнительного документа, а судебный пристав-исполнитель может наложить арест на его транспортные средства и другое имущество с последующей реализацией.

На основании изложенного, рекомендуем перевозчикам в случае получения Расчета вреда от владельца автомобильной дороги:

Отмена постановления по делу об административном правонарушении по ст. 12.21.1 КоАП РФ по указанным основаниям повлечет признание Расчета вреда не соответствующим закону и отказ владельцу автомобильной дороги в удовлетворении его исковых требований.

Читайте также: