Водитель транспортной компании забирает груз для клиента и не расписывается

Обновлено: 07.07.2024

С 1 января 2022 года сервис Synerdocs прекращает работу

Команда Synerdocs провела оценку предстоящих в 2021-2022 годах изменений требований к доверенным операторам ЭДО счетов-фактур и порядку лицензирования. Оценив необходимые вложения и потенциальные риски, наша компания приняла непростое решение о закрытии продукта Synerdocs и усилении основного направления деятельности по разработке и внедрению интеллектуальных систем управления цифровыми процессами и документами Directum RX.

Это значит, что с указанной даты отсутствует возможность зарегистрироваться в качестве нового абонента сервиса и приобрести тарифный пакет. Для абонентов сервиса, уже работающих в рамках оферты, сроком окончания договора считается срок завершения действия приобретенного тарифа или момент превышения установленного лимита документов (но не позднее 31 декабря 2021 г.).

Сервис Synerdocs будет гарантированно работать до 31.12.2021 г., мы продолжим выполнять свои договорные обязательства, чтобы обеспечить нашим абонентам возможность планово перейти на нового оператора.

Рекомендации по переходу на нового оператора, а также ответы на наиболее частые вопросы доступны в материалах для скачивания.

© Компания Directum, 2022

Транспортная компания потеряла одно место из нашего груза. В посылке было семь мест, получили только шесть мест. Эта коробка весит 8 кг, стоимость содержимого в потерянной коробке на 40 899 руб. Компания ищет недостающее место посылки, но не может найти. Предлагает доказать стоимость содержимого для возмещения убытков. У меня есть только бланки заказа клиента от отправителя, отправитель другие документы предоставить не может. Как нам возместить ущерб?

В силу п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).

Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – Устав) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (ч. 2 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

По смыслу ч. 4 ст. 8 Устава лицо, выступающее грузоотправителем (экспедитор или клиент), несет риски, связанные с отсутствием у перевозчика документов, необходимых для беспрепятственного осуществления перевозки груза, в том числе документов, предусмотренных санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами в соответствии с законодательством РФ. Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.

В силу ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 и ст. 36 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли:

  1. вследствие обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ);
  2. в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств;
  3. вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза (ст. 404 ГК РФ);
  4. вследствие естественной убыли массы груза, не превышающей ее норму.

Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия, противоправных действий третьих лиц, например, кражи груза (п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции").

Для возмещения ущерба вам необходимо будет обратиться к компании-грузоперевозчику с претензией, в которой указываются:

  • данные сторон;
  • обязанности компании-грузоперевозчика (согласно договору грузоперевозки);
  • ссылки на нормативные правовые акты;
  • детальное описание ситуации с грузом;
  • сумма ущерба;
  • сроки компенсации ущерба;
  • уведомление об обращении в суд в случае игнорирования претензии.

В случае неудовлетворения данной претензии далее вы вправе обратиться в суд общей юрисдикции с соответствующим исковым заявлением.


Транспортной компанией был поврежден груз при перевозке. Мои права?

Вопрос:

Транспортной компанией был поврежден груз при перевозке. Мои права?

Ответ:

В соответствии с п.1 ст. 27 Закона исполнитель обязан оказать услугу, пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется, а также осуществить её оказание в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором о выполнении работ (оказании услуг).

Качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также условиям договора транспортной экспедиции (п.19 Правил).

Согласно п.1 ст. 1064 ГК РФ и п.1 ст. 14 Закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие оказания услуги (работы), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности (п.1 ст.7 ФЗ № 87).

В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (п.3 ст.7 ФЗ № 87).

Согласно п.1 ст.8 ФЗ № 87 в случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение 30 календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления (п.2 ст.8 ФЗ № 87).

Действующим законодательством РФ предусмотрен претензионный (досудебный) и судебный порядок урегулирования имущественных споров.

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности (п.1ст.12 ФЗ № 87).

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 30 дней со дня ее получения (п.5 ст.12 ФЗ № 87).

В связи с вышеизложенным, рекомендуем Вам обратиться к экспедитору с письменной претензией, изложив в ней суть своих требований и их основания.

“Водитель обязан”, “водитель должен”, “водитель несет ответственность” и “это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.

Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).

Для удобства эта статья оформлена в стиле “вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.

Ответственность за сохранность груза лежит на водителе?

Например, в этом договоре сделана попытка переложить ответственность перевозчика на иное лицо.

Сделать это не получится по трем причинам:

  1. 1. Ответственность за груз несет перевозчик — это предусмотрено статьей 796 Гражданского кодекса РФ, а также частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта.
  2. 2. Договор перевозки или транспортной экспедиции в абсолютном большинстве случаев является двухсторонним. Водитель не является стороной договора, следовательно, в соответствии с ч. 3 ст. 308 ГК РФ, на него не распространяются обязательства сторон договора, который он не заключал.
  3. 3. Даже если водитель является стороной договора, все равно ответственность перевозчика устранить не удастся в силу ст. 37 Устава автомобильного транспорта, признающей недействительными любые соглашения сторон договора перевозки, целью которых является устранение их ответственности.

Установлено, что груз своровал водитель. Требование предъявлять к нему или к перевозчику?

Если вина водителя в хищении груза установлена приговором суда, грузовладелец или экспедитор вправе заявить самостоятельное требование к водителю о возмещении стоимости утраченного груза (это называется гражданский иск в уголовном процессе). Однако, делать это не обязательно. Например, в деле № А32-7958/2019 суды первой и апелляционной инстанций указали перевозчику на то, что ответственность за сохранность груза перед экспедитором несет именно он, а не водитель.

Перевозчик может регрессом взыскать с водителя стоимость поврежденного или утраченного груза?

Водители большегрузных автомобилей могут причинять значительный материальный вред своим работодателям. Иногда размер этого вреда достигает нескольких миллионов рублей. Например, водитель попал в аварию и разбил груз, или заболел и доставил груз с опозданием.

Правоотношения сторон трудового договора регулируются Трудовым кодексом РФ. Действительно, перевозчик вправе взыскать с водителя прямой действительный ущерб (ст. 238 Трудового кодекса РФ). Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 16 ноября 2006 года № 52 раскрыл понятие прямого действительного ущерба — это реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Однако, в соответствии со ст. 241 ТК РФ, ответственность работника за причиненный ущерб ограничена средним месячным заработком.

Случаи, в которых работник обязан возместить ущерб полностью, перечислены в ст. 243 ТК РФ. Кроме того, работодатель вправе заключить с работниками, работающими по определенным профессиям, договоры о полной материальной ответственности. Перечень таких профессий приведен в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85. В перечне отсутствует профессия “водитель”, однако, присутствует профессия “экспедитор”.

Водитель опоздал на выгрузку, и перевозчик получил солидный штраф. Может ли работодатель взыскать его с водителя?

Да, если сможет доказать факт нарушения водителем должностной инструкции и причинно-следственную связь между действиями работника и полученным штрафом. В этом случае полученный перевозчиком штраф является его убытком. Разумеется, в этом случае к водителю также применяется законодательное ограничение среднемесячным заработком материальной ответственности за ущерб.

Можно ли взыскать с водителя уплаченный административный штраф?

Аналогично предыдущему пункту — да, если есть доказательства нарушения водителем своих обязанностей и имеется прямая причинно-следственная связь между нарушением и штрафом. И здесь необходимо понимать, что невозможно вменить в обязанности водителя контролировать всё, например, нагрузки на оси транспортного средства (и уж тем более, если работодатель не предоставил работнику средства измерения этих параметров). В то же время, обязанность водителя соблюдать скоростной режим установлена Правилами дорожного движения, поэтому уплаченные штрафы с камер можно смело требовать с водителя.

Особенно актуально это станет с 1 ноября 2019 года, когда будет введена ответственность перевозчика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) за нарушение водителем режима труда и отдыха.

Водитель должен размещать груз внутри кузова при погрузке?

Нет, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено договором. Ответственность за соблюдение осевых нагрузок и общей массы автомобиля с грузом всегда несет тот, кто производил погрузку — об этом говорится в ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта.

Даже если в договоре предусмотрено, что водитель следит за распределением груза на предмет соблюдения весовых параметров, это не снимает ответственности с грузоотправителя (чаще всего погрузку производит именно он) — статья 37 Устава автомобильного транспорта именно об этом.

При этом водитель обязан следить за соблюдением весогабаритных параметров груза и его размещением в кузове транспортного средства на предмет соблюдения ПДД.

Должен ли водитель пересчитывать груз и проверять целостность упаковки?

Водитель обязан это делать. Дело в том, что перевозчик в лице водителя принимает груз по транспортной накладной. Графа 3 накладной содержит всю информацию о грузе, включая его наименование, массу и количество грузовых мест. Следует отметить, что если водитель принимает груз попаллетно, то в транспортной накладной должно быть указано количество паллет, а не количество коробов на них. Необходимо требовать заменить транспортную накладную, а в случае отказа грузоотправителя — сделать соответствующие отметки в 12-ой графе накладной.

Аналогично водитель обязан принимать груз по внешнему виду упаковки (паллет, коробов), так как при сдаче груза именно перевозчик обязан доказывать, что повреждение, бой, подмочка и т. п. произошли не по его вине. Сделать это в отсутствие записи в 12-ой графе транспортной накладной проблематично.

Должна ли у водителя быть медицинская книжка?

Если это предусмотрено договором с перевозчиком, то должна быть. Дело в том, что в чистом виде договор перевозки встречается крайне редко, чаще всего договор квалифицируется как договор транспортной экспедиции со всеми вытекающими последствиями. Говоря очень упрощенно, если договором перевозчик обязуется оказывать хотя бы одну дополнительную услугу, то он автоматически превращается в смешанный договор, содержащий элементы договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Это же относится и к условию договора о необходимости наличия медицинской книжки (а иногда и белого халата) у водителя. В этом случае перевозчик превращается в экспедитора, который обязан оказывать дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, предусмотренные договором.

Если же договором не предусмотрена необходимость наличия у водителя медицинской книжки, а грузополучатель отказывается принимать груз на этом основании, перевозчик может взыскать убытки (см., например, дело № А76-10824/2017).

Читайте также: