Зачем у автобусов в аэропорту закрыты колеса

Обновлено: 07.07.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Аэропорт - огромный "организм" и самолёты и аэровокзальный комплекс - лишь вершина айсберга. Сегодня мы чуть подробнее присмотримся к аэродромным автомобилям

На самом деле, идея написать такой пост у меня появилась сравнительно давно. Всё потихоньку собирал фотографии разной техники из разных аэропортом, а тут Домодедово взяло и устроило парад аэродромного автотранспорта :)

Все-все технические подробности по каждой машине я писАть не буду, ибо много букв. Если что интересно - спрашивайте.

1. Машина сопровождения ВС (Follow Me Car), частенько так и зовутся "фоллоумикары" - показывают куда двигаться самолёту на перроне. На задней части оборудовано табло "Follow me", оттуда и название

2. Самоходный трап с электродвигателем. Трап нужен, понятное дело, для входа/выхода из самолёта

3. Аэродромный тягач - может перемещать самолёт по перрону, "закатывать" на стоянку и т.д. Кабина умеет двигаться вверх-вниз

4. Кейтеринговый автолифт. В кузов машины загружается бортпитание и различные расходники типа салфеток

5. Кузов поднимается и это всё загружается в самолёт. Не по лестнице же таскать!

6. С этим транспортом сталкивались многие - перронный автобус. Двери с двух сторон, низкий пол и минимум сидячих мест - рейсы у автобусов короткие, а вот пассажиров бывает очень много

7. Мой любимый ракурс через букву "О" рекламы Росбанка на борту автобуса, который я начал использовать зимой, уже забоянен :)

8. Это не машина для проверки фонарных столбов. Это - "деайсер", машина, обрабатывающая самолёт антиобледенительной жидкостью

9. Выглядит сие примерно так. А видите оранжевые "штанги", свисающие со стрелы? Это датчики. Если задел - значит слишком близко к борту, всё отключается

Называется он Elephant - правда, похож чем-то на слона?)

10. Тягач для доставки багажа. Роль его, думаю, понятна

11. Ленточный транспортёр - по нему багаж загружают на борт

13. Топливозаправщики. Горючку для самолётов возят они

15. Снегоочиститель (если быть точным - плужно-щёточная машина) прицепной. Сейчас, конечно, ему работы нет :). 16 таких машин за один проход вычищают ВПП целиком

16. Подобная машинка, но более компактная

17. Ну и куда ж без трактора? Всё же, чистота не только залог здоровья. Чистота ВПП - залог безопасности!

18. К слову о безопасности. Этот пикап на базе форда измеряет коэффициент сцепления. Оборудование машины позволяет смоделировать "поведение" любого воздушного судна

19. Ну и, конечно же, пожарная машина

21. Пользуясь случаем, передаю привет МЧС

22. Амбулифт. На самолётах летают в том числе и лица с ограниченными возможностями. Представляете себе доставку колясочника по трапу? Малореально, поэтому и нужен амбулифт

Как видите, техники в аэропорту очень много и каждая машина важна. От этого зависит комфорт, удобство и даже жизнь пассажиров, экипажей и персонала аэропорта.

Отличительная особенность всех тягачей — небольшая высота

На самом деле, для быстрого обслуживания самолетов, содержания взлетной полосы и обеспечения безопасности требуется целый парк различной техники. Большинство машин только на летном поле и увидишь — они делаются специально для аэропортов. За все годы работы этот спец-транспорт может ни разу не выехать в город.

При этом, около терминала — только со стороны взлетной полосы — движение такое, как в час-пик в городе. Все куда-то едут, что-то везут, толкают или тянут. Светофоров нет, но водители ухитряются не сталкиваться — говорят, сюда берут только очень опытных шоферов.

БОРЦЫ СО ЛЬДОМ

Лед — проблема не только для пешеходов и автомобилистов. Корка на крыльях и фюзеляже самолета опаснее, чем гололед для машины. Для тех, кто летает зимой, зрелище причудливой машины, обрабатывающей крылья авиалайнера специальной жидкостью, стало привычным.

Сначала специалист горячей водой и специальной жидкостью под давлением смывает лед. Потом корпус самолета проливают другим средством, создающим защитный слой. Задача техника — не дать самолету обледенеть до самого взлета.

На одну обработку борта уходит около 200 литров жидкости. Состав не дешевый — стоит как хорошая водка.

В снегопад работать приходится быстро. Чтобы упростить жизнь оператору, он может рулить грузовиком на земле прямо из своей кабины наверху. Вот такое дистанционное управление.

СЛЕДУЙ ЗА МНОЙ

Техника "деайсер"

Для тех, кто летает зимой, зрелище причудливой машины, обрабатывающей крылья авиалайнера специальной жидкостью, стало привычным.

В каждом аэропорту есть парк машин сопровождения воздушных судов. Для профессионалов — Follow Me Car. Обычно их красят в яркие цвета, чтобы пилотам было проще заметить их еще издалека. На крыше таких авто крепят светодиодное табло. На нем светится подсказка для летчика, что тот должен следовать за транспортом.

В каждом аэропорту есть парк машин сопровождения воздушных судов

Если посмотреть на летное поле сверху — то оно похоже на переплетение дорожек, ведущих в разные стороны. Пилот, который сел в каком-то аэропорту впервые, может банально заблудиться. Для этого и вызывают машины сопровождения.

Еще их используют при видимости меньше 400 метров, часто по ночам, при плохой видимости разметки.

Водитель спецмашины имеет две рации. По одной он общается с пилотами, по другой — с диспетчером аэропорта. За день транспорт сопровождения проезжает несколько сотен километров.

ЛЕСТНИЦА НА КОЛЕСАХ

Продувочная машина

Техника едет по взлетной полосе и мощным потоком воздуха сдувает любой мусор

Самоходный трап двигается почти бесшумно. На них сейчас в целях защиты экологии используют электродвигатели.

Самоходный трап двигается почти бесшумно

Управляется машина небольшим рулем, установленным наверху, прямо на пассажирской площадке. Водителю так проще сориентироваться и подъехать точно к двери.

Лестница рассчитана на разные самолеты — она поднимается на высоту от 2,2 до 5,9 метра. Чтобы ускорить посадку и высадку, трап выдерживает одновременно до 70 человек (или 6 тонн). Фактически, половина пассажиров самолета может встать на ступеньки, и техника выдержит.

ПЕРОННЫЙ АВТОБУС

Пассажирский транспорт в аэропорту мало похож на тот, что ездит по улицам городов. Его задача — перевозить людей на небольшие расстояния и обеспечивать быструю посадку и высадку пассажиров. Поэтому у автобусов большие широкие двери с обеих сторон, низкие полы и нестандартная ширина.

Пассажирский транспорт в аэропорту мало похож на тот, что ездит по улицам городов

Пассажирский транспорт в аэропорту мало похож на тот, что ездит по улицам городов Фото: Олег АДАМОВИЧ

Перонный автобус со всех сторон окружен камерами — так водитель видит, что никого не забыл. Двери можно открыть самостоятельно снаружи, около входа сделаны сенсорные кнопки. Система не даст закрыть дверь, пока створке что-то мешает. Еще она блокирует движение автобуса, если хотя бы одна дверь открыта или закрыта не полностью.

Ширина автобуса: 3 метра, длина: 14. Это примерно в полтора раза больше, чем у обычного пассажирского транспорта . Еще пол находится близко к земле — транспорту не нужна высокая подвеска, так как на летном поле гарантированно нет ям или неровностей.

ТЯГАЧИ

Отличительная особенность всех тягачей — небольшая высота. Это сделано специально, чтобы они могли спокойно проезжать под крыльями лайнеров.

Машины и сами по себе весят не мало. Масса аэродромного тягача — 55 тонн. Но при буксировке больших лайнеров его еще дополнительно утяжеляют специальными грузами до 70 тонн. Мощность двигателя этого силача — 408 лошадиных сил.

Масса аэродромного тягача — 55 тонн

Для облегчения работы водителя в кабине стоит кондиционер и парктроник с камерой заднего вида. Для улучшения обзора кабина тягача может приподниматься или опускаться. На крыше стоит датчик, который не даст приподнятой кабине задеть самолет.

КЕЙТЕРИНГОВЫЙ АВТОЛИФТ

Аэродромный тягач

Понятно, что еду и прочие вещи в самолет заносят не по лестнице. Для этого сделаны специальные подъемники.

С помощью автолифтов на борт поднимается питание и различные расходные материалы (бумага, салфетки, освежители воздуха). Контейнер в вещами может подниматься на высоту от 3 до 8,4 метра.

С помощью автолифтов на борт поднимается питание и различные расходные материалы

С помощью такого оборудования припасы сгружают прямо на вторую палубу лайнера Airbus А380.

НОСИЛЬЩИКИ ЧЕМОДАНОВ

Вещи пассажиров, сданные в багаж, добираются до самолета при помощи двух машин. Первая — тягач для доставки багажа. Он везет чемоданы из терминала на небольших прицепах соединенных в автопоезд. Машина за раз может переместить до 25 тонн груза.

Машина за раз может переместить до 25 тонн груза

Дальше — уже в сам грузовой отсек лайнера - вещи поднимаются по самоходному ленточному транспортеру. Это длинная бегущая дорожка на колесах, которая доставляет чемоданы до грузчиков. Лента выдерживает целую тонну личных вещей.

Пока сумками пассажиров занимается техника, они остаются в безопасности. Но без ручного труда все-таки не обходится. В грузовом отсеке самолета чемоданы принимают люди. Вот на этом-то этапе обычно и отрываются ручки, ломаются молнии.

Дальше — уже в сам грузовой отсек лайнера - вещи поднимаются по самоходному ленточному транспортеру

Дальше — уже в сам грузовой отсек лайнера - вещи поднимаются по самоходному ленточному транспортеру Фото: Олег АДАМОВИЧ

Грузчик может аккуратно положить чемодан, а может закинуть его подальше так, чтобы он ударился об стенку. Здесь ответственность за работу людей несет авиакомпания, а не аэропорт.

АЭРОДРОМНЫЕ КОММУНАЛЬЩИКИ

При любой погоде — хоть в буран, хоть в ураган — взлетная полоса должна быть чистой. И убирать надо быстро — нельзя же надолго запретить взлет и посадку, потому что летное поле замело.

Аэродромы держат у себя совершенно особые коммунальные машины. Обычные городские подметалки им бы не подошли.

Так, прицепная плужно-щеточная машина способна за раз очистить две полосы движения авто (это для сравнения). Длинная щетка сметает все на своем пути. Команда из 16 таких уборщиков за 15 минут очищает взлетную полосу шириной 70 метров и длиной 3,5 километра. Эх, такие бы темпы и на городские улицы.

Так, прицепная плужно-щеточная машина способна за раз очистить две полосы движения авто

Так, прицепная плужно-щеточная машина способна за раз очистить две полосы движения авто Фото: Олег АДАМОВИЧ

Еще в Домодедово есть специальная продувочная машина. Фактически это гигантский фен на колесах. Техника едет по взлетной полосе и мощным потоком воздуха сдувает любой мусор. Оборудование гарантирует чистоту, если щетки что-то пропустят.

Еще в Домодедово есть специальная продувочная машина

Зимой летное поле обрабатывают специальными реагентами. Они быстро плавят лед и при этом почти не воздействуют на металл — не хватало еще, чтобы фюзеляж разъедала химия.

На обычных дорогах такие составы тоже можно было бы использовать. Но они слишком дорогие.

После обработки полосы реагентами едет машина для замера коэффициента сцепления. Она показывает, как хорошо колеса будут цепляться за бетон при торможении.

После обработки полосы реагентами едет машина для замера коэффициента сцепления

На небольшом прицепе, катящемся за автомобилем, стоит измерительное колесо. Оно имитирует режим торможения шасси. Если окажется, что полоса слишком скользкая, диспетчер может вообще запретить посадку в аэропорту.

Возрастная категория сайта 18 +

У меня накопились вопросы про эародромный автобусы.
1) Требования к водителям аэродромный автобусов жесче чем к обычным (городским)?
2) Как водитель узнает к какому самолету подъехать?
3) Как обеспечивается безопасность, против столкновения самолета с автобусом?
4) Зачем используют и разрабатывают специальные аэродромные автобусы? Почему не используют обычные, городские?
5) Используются ли сочленёные автобуса в аэропортах?

Цитата (Питербуржец)
4) Зачем используют и разрабатывают специальные аэродромные автобусы? Почему не используют обычные, городские?

Как не используют? У нас в Иркутске ЛиАЗ-5256 (без номеров), в Хабаровске (видел в телерепортаже) - МАЗ-103.
Да и про ЛиАЗ-677 в качестве аэродромной машины доводилось читать.

Все водители аэродромной техники, от многотонных цистерн с керосином до легковушек, проходят спецкурсы при автотранспортном цехе (отделе) аэропорта.

В зависимости от уровня технической оснащённости аэропорта - от обычной рации до специальной компьютерной навигационной системы. В любом случае, аэродромными автобусами в крупном аэропорту управляет специальный диспетчер, аэропорт разделён на площадки, водители строго проинструктированы, как именно им размещать автобусы на этих площадках.

Цитата
4)Зачем используют и разрабатывают специальные аэродромные автобусы? Почему не используют обычные, городские?

Потому что у городского автобуса совершенно другая функция: постепенно собирая народ на остановках, развезти его иной раз на довольно далёкие расстояния. Аэродромный же автобус однократно "принимает на борт" толпу (в идеале - прямо с бборта самолёта, такие "автобусы-лифты" есть в аэропорту Вашингтона) и перевозит её на совсем небольшую дистанцию. Разные цели - разная конструкция. Хотя специальные аэродромные автобусы есть далеко не везде, много используется обычных городских со снятыми сиденьями - и не только у нас, а и за рубежом.

Конечно. Примеры - гигантский аэропорт Франкфурта (НЯЗ, база "Люфтганзы"); аэропорт им. Бургибы в Тунисе - это только где сам ездил на сочленённых автобусах.

Была специально аэродромная модификация 677П без сидений и сдверями в обеих бортах, но чаще встречались обычные 677 со снятыми сиденьями.

Редактировано 1 раз(а). Последний раз 03.01.10 17:23 пользователем warrior.

Цитата (Rexby)
Как не используют? У нас в Иркутске ЛиАЗ-5256 (без номеров), в Хабаровске (видел в телерепортаже) - МАЗ-103.
Да и про ЛиАЗ-677 в качестве аэродромной машины доводилось читать.

Кроме всего прочего, аэродромный автобус можно ради большой вместимости сделать очень широким (намного шире строго определённых габаритов обычного городского автобуса), абсолютно низкопольным (напр., переднеприводным и переднемоторным, как автобусы в Домодедово), с большим количеством очень широких дверей для быстрой посадки и высадки пассажиров - а вот скорость и динамика ему не нужны, т.е. это абсолютно другая машина, чем городской. Уже ведь обсуждали аэродромный прицеп к ЗиЛу-130 - непременный атрибут Советских аэропортов, и говорили тогда, что при возможностях тогдашней техники это был, видимо, единственный способ создать низкопольный вместительный салон с широкими дверями, какой и нужен для аэропортов.

Цитата (Питербуржец)
4) Зачем используют и разрабатывают специальные аэродромные автобусы? Почему не используют обычные, городские?
5) Используются ли сочленёные автобуса в аэропортах?


В аэропорту Красноярск-Северный в 80-е годы наряду с классическими зиловскими полуприцепами использовались и обычные городские ЛиАЗы. А в Емельяново в 90-е годы были Икарусы-280.

День запуска телетрапов

Недавно в пермском аэропорту заработали телетрапы, но воспользоваться ими удается не всем. В пресс-службе аэропорта объяснили, почему так происходит.

Всего в аэропорту установлено пять телетрапов, но работают три. Два телетрапа обслуживают международный сектор, вылеты из которого сейчас приостановлены. Пассажиры жалуются, что на некоторых внутренних рейсах их до сих пор везут на автобусах. В аэропорту говорят, что на это есть несколько причин.

Во-первых, аэропорт попросту продолжает использовать автобусы для подвоза пассажиров. В пресс-службе отмечают, что это нормальная практика, когда наряду с телетрапами автобусы отвозят людей до самолетов и обратно. От автобусов отказываться в Большом Савино не планируют.

В-третьих, рукава-телетрапы не используют из-за расписания. Если самолет прилетает, а следующий вылет по расписанию только через несколько часов, то подсоединять воздушное судно к телетрапу — нецелесообразно. Если временной промежуток небольшой, используется телетрап.

В аэропорту поясняют, что решение об использовании телетрапа принимается индивидуально для каждого рейса.

Ранее мы рассказывали, что из Перми планируют запустить авиарейсы в Киргизию.

Читайте также: