Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха личная ответственность нарушителя и взимание штрафов

Обновлено: 02.07.2024

В статье мы подробно расскажем про штрафы, касающиеся нарушений за выбросы вредных веществ в атмосферу.

Штрафы за нарушения правил охраны атмосферного воздуха

Что касается воздушной среды, штрафы за нарушение правил охраны атмосферного воздуха входят в состав статьи 8.21. Как правило, санкции для граждан, должностных лиц, ИП и ЮЛ различаются по размерам и строгости. Представим грозящие природопользователям санкции в виде таблицы, включающей виды нарушений и соответствующие наказания для разных категорий лиц, кроме граждан. Штрафы приведены в рублях, административное приостановление деятельности (далее – АПД) – в сутках.

Иная ответственность за нарушения правил выброса и эксплуатации установок, загрязняющих воздух

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” устанавливает правовые основы требования и охраны воздуха. Обратите внимание, что разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух сейчас не требуется для категорий объектов ОНВ со второй по четвертую. Для объектов I категории до получения комплексного экологического разрешения все еще требуется наличие разрешения на выброс.

Как избежать штрафа за выбросы?

Правила эксплуатации ГОУ установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017 г. № 498 “Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа”.

Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

- нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

- загрязнение вод (ст. 250);

- загрязнение атмосферы (ст. 251);

- загрязнение морской среды (ст. 252);

- порчу земли (ст. 254);

- нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

- нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

- незаконную охоту (ст. 258);

- уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

Наказание, предусмотренное за совершение экологических преступлений, может быть в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных или исправительных работ, а также в виде ограничения свободы или ареста либо лишение свободы на определенный срок.

Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа - 40 тыс. рублей, максимальный - 500 тыс. рублей.

Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

Помимо уголовной, существуют и экологические правонарушения. Административные наказания носят более мягкий характер, чем наказания за преступления. Административное наказание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного правонарушения. Так, в КоАП РФ (гл. 8) предусмотрено 40 составов административных правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, посвященных использованию и охране земли, недр, вод, лесов, объектов животного и растительного мира.

За совершение административного правонарушения предусмотрены следующие наказания:

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

В соответствии со ст. 14 ФЗ "Об охране окружающей среды" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

За нарушение правил охраны атмосферного воздуха предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.21 КоАП РФ.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

За загрязнение воздуха предусмотрена и уголовная ответственность. Статья 251 УК РФ. Загрязнение атмосферы.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, -

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются принудительными работами на срок от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Об уголовной ответственности за загрязнение атмосферы

Статьей 251 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за загрязнение атмосферы.

Преступление посягает на отношения в сфере экологической безопасности, охраны и рационального использования атмосферы. Дополнительным объектом преступления являются отношения по охране жизни и здоровья человека.

Действия могут выражаться в нарушении правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушении эксплуатации установок, сооружений и иных объектов.

В результате указанных действий наступают вредные (общественно опасные) последствия в виде загрязнения или иного изменения природных свойств воздуха.

Наказание предусмотрено в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев (ч. 1 ст. 251 УК РФ).


Нормы материального права закрепляют достаточно много различных составов экологических правонарушений, которые влекут тот или иной вид ответственности, в свою очередь нормы процессуального права определяют порядок привлечения к такой ответственности.

В теории экологического права указывается на весьма низкую эффективность ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха, во многом это объясняется наличием пробелов в законодательстве, которые на данный момент необходимо устранить. В настоящей работе я хотела более детально проанализировать эффективность административной ответственности за нарушение правил охраны атмосферного воздуха и как эффективность ответственности можно повысить.

В настоящее время в нашей стране существует такая проблема как неэффективность ответственности, а именно неэффективность норм, устанавливающих ответственность за данные нарушения. К сожалению, организации как нарушают данные нормы, так и будут нарушать и дело здесь вовсе не в размере наказания, а в незаинтересованности органов власти в разрешении данной проблемы. С каждым годом проблема становится все острее и острее, хотя и размер выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период с 2007 по 2013 в РФ снизился, но если брать в целом картину состояния экологии, то она весьма и весьма удручающая. Так, в 2007 году общий объем выбросов, от стационарных и автомобильных источников составил 35303.5 тыс. т/год, а в 2013–31870.9 [5], т. е. мы можем наблюдать определенное и достаточно большое снижение данных показателей, но, скорее всего, заслуга в снижении лежит на производителях автомобилей, которые стали больше заботиться об оснащении своих транспортных средств специальными устройствами, снижающими объем выбросов.

Характеристика уровня загрязнения воздуха в 2013 году: наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в России проводились в 252 городах, на 694 постах, из них регулярные наблюдения Росгидромета выполнялись в 225 городах на 631 посту, дополнительно проводились эпизодические наблюдения в 4 населенных пунктах. По данным Росгидромета, в 123 городах (57 % городов) степень загрязнения воздуха оценивается как очень высокая и высокая и только в 22 % городов — низкая. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха проживает 54,2 млн. человек, что составляет 52 % городского населения России. В 204 городах (81 % городов, где проводятся наблюдения) средняя за год концентрация одного или нескольких загрязняющих веществ превышает 1ПДК. В этих городах проживает 66,6 млн. человек. В Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха (города с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, для которых комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) равен или выше 14) в 2013 году включено 29 городов с общим числом жителей в них 18,5 млн. человек. В связи со снижением уровня загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с 2012 годом в Приоритетный список не вошли Ачинск, Белоярский, Кемерово, Нижний Тагил, Новороссийск, Новочеркасск, Соликамск, Стерлитамак и Челябинск. В тоже время в Приоритетный список вновь включены: п. Восточный, Златоуст, Краснотурьинск, Кызыл, Новокузнецк, Саратов, Улан-Удэ, Шелехов, Чегдомын. В связи с ростом концентраций формальдегида (по сравнению с 2012 годом — в 2 раза) впервые за последние 5 лет г. Ханты-Мансийск включен в Приоритетный список. В г. Норильск формирование очень высокого уровня загрязнения воздуха обусловлено значительными выбросами диоксида серы, составляющими более 1,9 млн. т в год. [6] Исследовав приведенные данные можно сделать вывод о том, что хоть показатели загрязнения атмосферного воздуха постепенно снижаются, однако на улучшение состояния окружающей среды это никак не сказывается. На наш взгляд причиной тому является наслоение загрязняющих веществ и достаточно низкий контроль со стороны государства. А низкий контроль выражается в низком уровне ответственности и слишком уж мягком наказании.

Каждый год в нашей стране совершается около 60–80 тысяч нарушений природоохранного законодательства. За нарушения правил охраны атмосферного воздуха устанавливается административная ответственность. Так, статья 8.21 КоАП РФ за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусматривает следующие санкции: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На наш взгляд, такое наказание является очень мягким за такого рода правонарушение, которое напрямую оказывает влияние на жизнь человека и всего животного мира. С помощью него не достигаются такие функции административного законодательства как воспитательная и общепредупредительная.

Для сравнения мы решили обратить внимание на КоАП Республики Беларусь, который также имеет ряд статей, включающих в себя ответственность за загрязнение атмосферного воздуха. И в этом как раз и состоит преимущество регулирования загрязнения атмосферного воздуха в РФ и Республики Беларусь. В статье 15.48 КоАП Республики Беларусь законодатель усилил ответственность за данное правонарушение по сравнению с ответственностью КоАП РФ. Так, вышеупомянутая статья говорит о том, что такое загрязнение воздуха и какое наказание следует за совершение данного деяния. А именно: влечет наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин. [8] Следует отметить, что размер базовой величины в республике Беларусь составляет 180000 белорусских рублей, если перевести в российские рубли примерно 656 рублей. Осуществляя простые арифметические подсчеты, мы можем смело сказать, что такой вид наказания как штраф за загрязнение атмосферного воздуха является более действенным, нежели в нашей стране, поскольку его величина составляет внушительную сумму, которую могут выплатить не всякие граждане и не всякие организации.

Существует еще одна практическая проблема, порожденная законодательством — это существование определенного специального разрешения, которое дает возможность осуществлять выбросы на легальной основе. Данное разрешение устанавливает предельно допустимые выбросы. Как нам кажется хоть это и оправданно в условиях сегодняшнего экономического развития страны, но все-таки создает некоторые лазейки в законе, позволяющие, например, недобросовестным организациям пользоваться ими.

Во многих странах Европы используются такие методы как создание новых природоохранных законов, которые являются более реальными и действенными по сравнению с предыдущими. В Германии, например, органы государственной власти обязывают организации тратить свои личные средства на установление очистительных сооружений нового поколения и при этом осуществляют строгий контроль за выполнением данного требования. Также в Германии была принята специальная программа защиты климата, главной целью которой является снижение размера выбросов в атмосферу и благодаря этой программе величина загрязняющих веществ в атмосферном воздухе снизилась на 15 %. Еще одной особенностью экологической политики в ФРГ, которую нам было бы неплохо перенять, — это создание своеобразной экоиндустрии, занимающийся созданием различных очистительных сооружений, доступных как крупным, так и малым предприятиям, ведь в РФ данная проблема стоит весьма остро, не каждое малое предприятие может позволить качественные и дорогостоящие очистительные сооружения. Помимо различных технических новшеств в Германии уделяется большое внимание созданию и охране различных природных зон, парков, которые защищают население от вредных выбросов. Проводится постоянная инвентаризация оборудования отвечающего за очищение загрязняющих веществ попадающих в атмосферу. Причем за нарушение таких требований организации и граждане несут достаточно внушительную материальную ответственность, и очень часто привлекаются к уголовной ответственности.

На наш взгляд вышеперечисленные мероприятия не так уж сложны для реализации на сегодняшний день, здесь важна системность, постепенность и желание улучшить состояние окружающей среды в нашей стране.

Основные термины (генерируются автоматически): атмосферный воздух, РФ, административная ответственность, Беларусь, вещество, город, нарушение правил охраны, специальное разрешение, государственный учет, Приоритетный список.

Читайте также: