Занятие по пдд в 5 классе опасные ситуации на дорогах причины дтп презентация

Обновлено: 07.07.2024

Урок "Опасные ситуации на дорогах и тротуарах" для 5 класса по учебнику ОБЖ 5 класс под ред. Ю.Л. Воробьёва. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

ВложениеРазмер
urok_opasnye_situatsii_na_dorogah_i_trotuarah.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока : рассмотреть ситуации соблюдения правил дорожного движения, условия установки светофоров.

  • определить ситуации, в которых необходимо соблюдать правила дорожного движения;
  • рассмотреть опасности проведения игр на проезжей части дороги или около нее;
  • рассмотреть существующие виды светофоров и перекрестки на которых они устанавливаются;
  • сформировать ответственное отношение к выполнению правил дорожного движения, внимательность и осмотрительность при их соблюдении;
  • развитие интереса к предмету ОБЖ;
  • развитие навыков индивидуальной работы и в группах;
  • отработка навыков работы с различными источниками информации;
  • отработка навыков публичного выступления.

Через улицу, мой друг,

Не беги на остановку.

Прежде осмотрись вокруг.

Жизнь дается только раз.

Не теряй её сейчас!

Ребята, мы с вами живем в небольшом красивом городе, по улицам которого движутся машины, идут пешеходы. Вы знаете, что автомобиль оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозках народнохозяйственных грузов, так и в перевозках пассажиров.

Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и количество дорожно- транспортных происшествий. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты, под их колесами погибло более двух с половиной миллионов человек.

Сейчас в автомобильных катастрофах во всем мире гибнет ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить , что миллионы людей получают при дорожно-транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы.

Ежегодно в нашей стране в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек. Каждый десятый из них-ребенок , 180 тысяч человек получают травмы.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вот почему вопросам безопасности дорожного движения уделяют сейчас серьезное внимание.

Переход улицы в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта-это наиболее частые нарушения правил дорожного движения.

А особо много их с участием детей.

А что же такое – Правила дорожного движения?

Опр. Правила дорожного движения – это нормы, устанавливающие порядок движения по дорогам.

Чтобы знать правила дорожного движения, их надо изучать и строго соблюдать. Ведь недисциплинированные пешеходы создают на улицах и дорогах опасную обстановку, нередко становятся виновниками несчастий.

А какие нервные потрясения и тяжелые ранения получают водители автомобилей, под колесами которых погибают дети! Некоторые водители после ДТП не в состоянии длительное время , а то и всю жизнь, водить автомобиль, лишаясь возможности заниматься любимой работой. Нередко водители автомобиля, спасая жизнь внезапно появившегося перед машиной пешехода, не по своей воле совершают еще более тяжелые аварии, в которых страдают ни в чем не повинные люди.

Однажды произошел такой случай. Один ученик стал перебегать дорогу. Было это зимой, когда дорога покрыта тонким слоем льда. Когда водитель заметил перед машиной пешехода, он резко нажал на тормоза. Машина стала вращаться, как волчок, ее понесло в сторону и бросило на тротуар. Рядом находился газетный киоск, около которого стояли люди. Автомобиль нанес травмы ни в чем не повинным людям.

Недисциплинированный ученик сам не пострадал, но принес несчастье другим. Какую ошибку допустил ученик?

Ребята, дадим определение , что такое дорога.

Опр. Перекресток-это место, где пересекаются улицы и дороги. Перекрестки бывают трехсторонние, четырехсторонние и площади.

По способу организации движения перекрестки могут быть регулируемые и нерегулируемые. Первые имеют регулировщика или светофор. Нерегулируемые перекрестки не имеют регулировщика, а светофор либо отсутствует, либо включен на желтый мигающий сигнал.

Первый электрический светофор появился в США в 1914 году в Кливленде, а затем в Нью-Йорке и Чикаго. Управлялся он вручную и имел два цвета: зеленый и красный. Функции желтого сигнала выполнял предупредительный свисток полицейского.

В 30-е годы 20 в. во многих странах, в т.ч. в Москве, устанавливаются стрелочные светофоры.

В 20-е годы 20 в. на улицах Москвы появились первые светофоры семафорного типа для регулирования движения.

В 1930 г. был установлен отечественный трехцветный электрический светофор с ручным управлением, а автоматические светофоры появились у нас в 1968 году.

Вас застал жёлтый сигнал светофора на середине проезжей части, каковы ваши действия?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ

1. Как должен вести себя пешеход, переходящий улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, который одновременно разрешает поворот транспорта на право на перекрестке?

2. Горит зеленый сигнал светофора для машин, но они стоят. Почему они могут стоять? Опасно переходить улицу или безопасно?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ (ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ)

Ребята, послушайте стихотворение Р.Фархади.

У любого перекрестка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

Свет зеленый – проходи!

Желтый – лучше подожди.

Если свет зажегся красный –

Значит, двигаться опасно!

Пускай пройдет трамвай.

Изучай и уважай

Итак ребята, что означает красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?

Говорит беспечный Петя:

-Мне опасность не грозит,

Как шофер меня заметит –

В тот же миг затормозит.

Что же может тут случиться?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боиться,

А не я грузовика!

Отчего и почему

Должен путь ученик

Если может грузовик

Вывод: очень переходить дорогу перед приближающимся транспортом, потому что автомашину водитель не может остановить мгновенно. Ведь с начала торможения до полной остановки машина пройдет значительное расстояние. Это расстояние зависит от скорости машины, ее веса, состояния шин, дороги…

Поэтому, прежде чем переходить дорогу, осмотритесь, пропустите приближающийся транспорт.

(Показываю учащимся таблицы: зависимость тормозного пути от скорости и состояния дороги).

Внезапно из-за кустиков, которыми отделен здесь тротуар, на проезжую часть вылетел мячик, а за ним выскочила девочка, старавшаяся его догнать. Забыв обо всем на свете, она бежала прямо наперерез несущемуся на большой скорости грузовик.

Опытный шофер был внимателен. Он мгновенно нажал на тормоз, круто повернул руль. Громадная машина проскочила в двух шагах от девочки, не задев ее.

Однако такое резкое торможение не прошло даром. Груженый прицеп развернуло, бросило вправо, и он всей своей тяжестью ударил по двум стоящим возле тротуара легковым машинам. Вот какова цена легкомысленного поступка девочки…

Учащиеся, работая в группах (по 4 человека) отвечают на вопросы:

  1. Где играла девочка?
  2. Можно ли играть на тротуаре (мостовой)?
  3. Почему девочка побежала а мячиком на проезжую часть улицы?
  4. Что сделал шофер, чтобы не наехать на девочку?
  5. Смог шофер сразу остановить тяжелый грузовик?

ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

В сухую погоду у легкового автомобиля, едущего со скоростью 60 км/ч. Тормозной путь составляет 23 м, а при гололеде он увеличивается в 3 раза. Какова длина тормозного пути в гололед? Как это нужно учитывать водителю, пешеходу?

23*3=69 (м) – тормозной путь автомобиля в гололед.

Ответ: водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать тормозить дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофора.



Регулировать движение с помощью механического прибора начали в 1868 году, в Лондоне. Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.
Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала — красный и зелёный — и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.
Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.
У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.



Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры современного типа. А в 1937 году в Ленинграде около универмага появился первый пешеходный светофор.
КАКИЕ ИЗ ЗНАКОВ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ КАК ЗАПРЕЩАЮЩИЕ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ, ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ (ЗНАКИ ПРИОРИТЕТА)?
Запрещающие знаки запрещают водителям и пешеходам выполнять какие-то действия, ограничивают их движения. Знаки данной категории запрещают движение транспортных средств, изображенных на знаке, а также запрещают движение всех транспортных средств за редким исключением. Запрещают остановку, стоянку, обгон транспортных средств, ограничивают скорость движения. Эти знаки круглой формы с красной каймой.



Предупреждающие знаки - знаки треугольной формы с красной каймой, которые хорошо видно издалека. Основная функция таких знаков, как следует из их названия, предупреждать водителя и пешехода о возможных опасностях и предостерегать его от дорожно-транспортных происшествий. предупреждающие знаки устанавливаются на опасных участках дорог и их просто отличить от всех остальных знаков.


Предписывающие знаки – знаки круглой формы синего цвета с белым рисунком. Эти знаки предписывают водителю , в какую сторону можно двигаться по дороге.




ЕСЛИ ВЫ СМОГЛИ ОТВЕТИТЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ, ТО БЕЗ ТРУДА ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ!
Какие автомобили могут проехать на красный свет?
• папина и мамина
• такси
• пожарная, скорая, спецмашины.
• гончая
На какой дороге транспортные средства лучше тормозят?
• на мокрой
• на обледенелой
• с ямками
• на сухой
С какого возраста можно ехать на велосипеде по проезжей части?
• когда выйдешь на пенсию
• с самого рождения
• с 14 лет
По какой стороне тротуара рекомендуется двигаться пешеходам?
• по любой
• по бордюрам
• по правой стороне
• по левой
Как правильно и безопасно перейти улицу после выхода из автобуса?
• подождать, когда транспорт отъедет
• сесть на капот другой машины, и попросить, чтобы перевезли
• перейти по пешеходному переходу
Дорогу можно переходить только на …. ?
• красный мигающий свет светофора
• мигающий свет
• зеленый свет
• желтый
Для чего постовому нужен жезл?
• приветствовать знакомых
• отгонять мух
• для красоты
регулировать дорожное движение
Когда загорелся зеленый свет светофора, что ты будешь делать?
• пропустишь всех старушек и даму с собачкой
• побежишь со всех ног
• останешься стоять на месте
• убедишься, что все транспортные средства остановились, и перейдешь дорогу.


Памятка по правилам дорожного движения для обучающихся:
1. Ходите только по тротуару!
2. Переходите улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.
3. Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины – направо.
4. На улицах и дорогах где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.
5. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
6. Не выходите на проезжую часть из-за стоящей машины или другой помехи обзору; в крайнем случае, остановитесь и внимательно посмотрите, что там за…
7. При переходе через улицу не стоит вести оживленную беседу – разговоры отвлекают мысли и взгляд от наблюдения.
8. Не устраивайте игры и не катайтесь на роликах, коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы!


В летний период возрастает опасность получения травм несовершеннолетними в результате ДТП. В особую зону риска попадают юные велосипедисты, которые особенно беспечны и невнимательны.
Приобретение велосипеда – это радостное событие для ребенка, но и ответственное для родителей, которым необходимо подготовиться к тому, как научить юного велосипедиста безопасному передвижению.
Позаботьтесь о специальных средствах защиты для велосипедиста: шлем, налокотники, наколенники, перчатки. Эти средства существенно снизят силу удара и риск получения травм.
Все большей популярностью у детей и подростков пользуются сигвеи, гироскутеры, моноколёса, электросамокаты и иные современные средства передвижения. Все они имеют электрический двигатель, различную мощность и позволяют быстро передвигаться.
Госавтоинспекция по городу Магнитогорску разъясняет правила безопасности при передвижении на самобалансирующихся электрических транспортных средствах. Особо подчеркиваем, что балансирующий на этих средствах перемещения приравнивается к пешеходу, и на него распространяются обязанности пешехода.
При передвижении на данных устройствах необходимо иметь соответствующую экипировку: защитный шлем, налокотники и наколенники – это обезопасит ребенка и взрослого при возможном падении.
Для передвижения на данных средствах необходимо выбирать подходящую площадку для катания, территории парков и скверов, исключающие въезд автомобильного транспорта, сохранять безопасную дистанцию до пешеходов, любых объектов и предметов во избежание столкновений и несчастных случаев.
Не стоит забывать, что, как правило, именно пешеходы оказываются наиболее уязвимы на дороге. Поэтому при покупке таких устройств ребенку родителям необходимо обязательно учесть его психофизиологические особенности, выбрать подходящую площадку для катания и объяснить, почему нельзя использовать мобильный телефон, а тем более слушать музыку в наушниках при движении.

Яркие и запоминающиеся презентации по правилам дорожного движения (ПДД). Каждый классный руководитель должен проводить беседы и классные часы по соблюдению детьми правил дорожного движения. Дети должны обладать знаниями, которые помогут избежать неприятностей на улице.

Шепеленко Татьяна Анатольевна

Автор: Шепеленко Татьяна Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ Рамонская СОШ №2 Рамонского муниципального района Воронежской области

Дорога и её составные части

В данном материале предлагаю презентацию к классному часу, посвящённую беседе о дороге и её составных частях.

Дорожная разметка

Игры на улице

В данном материале предлагаю презентацию к классному часу о том, можно ли играть на улице, на проезжей части.

Езда на велосипеде

Не секрет, что все дети катаются на велосипедах, но очень часто не знают правил дорожного движения для велосипедистов. Этот классный час посвящён данной теме.

Дорожные знаки

Запрещающие знаки

Все школьники являются участниками дорожного движения, поэтому они должны знать основные запрещающие знаки.

Предупреждающие знаки

В данном материале предлагаю презентацию для классного часа о предупреждающих знаках. Без сомнения, среди этих знаков есть такие, которые должен знать каждый школьник.

Предписывающие знаки

Знаки приоритета

В данном материале предлагаю презентацию к классному часу о знаках приоритета. Разработана серия презентация о всех видах знаков. Это одна из них.

Знаки особых предписаний

Знаки сервиса

Знаки дополнительной информации

Презентация к классному часу о знаках дополнительной информации. Ребятам необходимо знать, что обозначают эти знаки.

Информационные знаки

Презентация для классного часа "Информационные знаки". Знакомство с языком дорожных знаков продолжается.

Какие бывают дороги

Как правильно переходить дорогу

Презентация для классного часа о том, как правильно переходить дорогу. К сожалению, не все знают эти правила и соблюдают их.

Как правильно переходить дорогу с двусторонним движением

В данном материале предлагаю презентация для классного часа "Как правильно переходить дорогу с двусторонним движением".

Как правильно переходить дорогу с односторонним движением

В данном материале предлагаю презентацию для классного часа о том, как правильно переходить дорогу с односторонним движением.

Перекрёсток

Нерегулируемые перекрёстки

В данном материале предлагаю презентацию для классного часа о нерегулируемых перекрёстках. Они часто встречаются по пути в школу.

Пешеходные переходы

Каждый из нас в течение дня несколько раз переходит дорогу. Сделать это можно, если ты знаешь определённые правила. Именно о них и пойдёт речь в презентации.

Как устроен светофор

Кто есть кто на дороге

Всем нам известно, что у каждого участника дорожного движения своя роль: водитель, пешеход, пассажир. Именно об этом и пойдёт речь на классном часе.

Может ли сразу остановиться транспортное средство

Правила поведения в метро

Всем известно, что мы должны соблюдать правила поведения, находясь в общественном транспорте. Данная презентация посвящена правилам поведения в метро.

Правила поведения пассажиров автобуса и троллейбуса

В данном материале предлагаю презентацию для классного часа о правилах поведения пассажиров автобуса и троллейбуса. Без сомнения, эти правила должен значит каждый.

Правила поведения пассажиров трамвая

Во многих городах уже отказались от этого вида общественного транспорта, но мы всё ещё можем встретить трамваи на улицах городов. И о том, как себя вести в трамвае, мы, конечно, должны знать.

Правила поведения пассажиров электропоезда

Это достаточно популярный вид общественного транспорта, поэтому правила поведения в нём нужно знать и обязательно соблюдать.

История появления правил дорожного движения

В 21 веке мы и не задумываемся о том, что когда-то правил дорожного движения не было. В презентации приводятся интересные факты о появлении правил.

Когда и где появились дорожные знаки

Предлагаю презентацию для классного часа о том, когда и где появились первые дорожные знаки, как они выглядели.

История светофора

Не многие школьники знают, как появился светофор, какие изменения произошли с ним до того, как он стал таким, каким мы его привыкли видеть сейчас.

Будем рады, если Вы поделитесь ссылкой на классные часы по ПДД с друзьями!

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

23 февраля

Маркер СМИ

© 2007 - 2021 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Правила и безопасность дорожного движения — это большой комплекс различных мероприятий, которые обеспечивают безопасное перемещение всем ее участникам. Причем к участникам относятся как водители, так и пассажиры с пешеходами. Соблюдать правила должны все в общем порядке и независимо от социального статуса.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

Меры безопасности

Мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД) подразделяются на активные и пассивные. К активным можно отнести:

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

  • Грамотное расположение объектов дорожной сети, сделанное по всем стандартам.
  • Изучение и своевременный ремонт конструкции дороги.
  • Постоянное улучшение ПДД как основного документа.
  • Контроль соблюдения правил.
  • Обязательный контроль прохождения технического осмотра всех транспортных средств, а также оборудования — знаков, светофоров.

К понятию пассивные меры обеспечения безопасности ДД можно причислить улучшение характеристик транспортных средств — модернизирование кузова, улучшение качества ремней безопасности, подушек, и т. д. Помимо этого, сюда же приписывают усовершенствование оборудования, необходимого для пешеходов.

Каждый день человек выступает участником дорожного движения в роли водителя, пешехода или пассажира. Очень ответственно быть пешеходом. Безопасность на дороге зависит ото всех ее участников, а риски сопровождают каждого из них. Нередко виновником происшествия становятся именно пешеходы, которые пересекают дорогу в неположенном месте или перебегают на красный свет светофора.

Человеку не стоит забывать, что, даже если он идет на зеленый, нужно всегда осмотреться, а не надеяться только на правила и удачу. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения:

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

  • Перемещение пеших участников должно осуществляться только по тротуарам и пешеходным переходам. Если эти дорожные сети отсутствуют, то двигаться нужно по обочине дороги.
  • В темное время суток при перемещении по обочине, человек должен носить световозвращающие приборы, чтобы водители могли их увидеть.
  • Если пешеходного перехода на перекрестке нет, то перемещаться нужно по линии тротуара или обочины.
  • Если поблизости отсутствует переход, то нужно грамотно оценить расстояние до ближайшего транспорта и, если автомобиль далеко, идти.

Соблюдению правил дорожного движения человека учат практически с самых малых лет. Сначала это происходит дома, затем этому уделяют внимание в школе — дети заучивают правила, пишут конспекты.

Несмотря на это, некоторые взрослые забывают даже основы. Как бы банально ни звучали правила, их необходимо соблюдать. При переходе на противоположную сторону нужно осмотреться. Даже если человек спешит, он не должен рисковать и переходить в нерегулируемом месте.

Безопасность на дороге при плохих погодных условиях достигается путем повышения бдительности. Необходимо понимать, что при дожде, тумане, снеге видимость снижается в несколько раз. Водителю транспортного средства становится труднее: появляется риск заноса, увеличивается расстояние, необходимое для полной остановки.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

Отдельно стоить описать правила дорожного движения для пешехода во время гололеда. Двигаться в это время лучше всего по засыпанным песком дорожкам. Также не стоит стоять на краю тротуара, так как есть риск поскользнуться и упасть прямо на дорогу, а на торможение автомобиля можно практически не надеяться.

Для людей, обеспечивающих контроль за дорожным движением, безопасность пешехода является немаловажной задачей. По статистике, каждое третье ДТП происходит с участием пешехода.

Пешеходы являются наиболее уязвимыми участниками движения. По сравнению с теми же водителями и пассажирами, они не защищены кузовом транспортного средства. Именно поэтому ДТП с их участием нередко заканчиваются тяжелыми травмами либо смертью.

Дорожно-транспортные происшествия

ДТП — это событие, которое возникло в процессе движения по дорожной полосе с участием транспортного средства, и в котором пострадали люди, транспорт, сооружения, грузы, оборудование либо был причинен другой материальный ущерб. Моменты, когда пешеход упал на дороге или был сбит толпой, не учитываются.

ДТП являются самой большой угрозой для человека. Ущерб от автотранспортных происшествий превышает ущерб всех других происшествий вместе взятых (с участием самолетов, поездов, кораблей и т. д. ). Только на этом проблемы не заканчиваются — по статистике, в основном в таких происшествиях пострадавшими являются здоровые и молодые люди.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что число жертв растет с каждым годом, составляя 1,36 млн смертельных случаев в год. За один 2017 год на дорогах России погибли 19 088 человек, в США эта цифра равна 35 000. На каждые 100 тыс. населения в РФ приходится 13,8 погибших, тогда как в Европе этот показатель равен 5. По статистике, начиная с XX века, на дорогах Соединенных Штатов погибло больше 3 млн человек, это больше, чем потери во всех войнах, в которых участвовала страна.

ДТП наносят огромный материальный, демографический и социальный ущерб экономике России. С 2007 по 2016 год в нашей стране погибло 272 тыс. человек, раненых оказалось больше 2,5 млн, пострадавших детей — 227 тыс, из них больше 9 получили смертельные травмы. Примерно третья часть пострадавших — это трудоспособное население в возрасте от 26 до 40 лет. 20% остаются инвалидами на всю жизнь.

Каждый год экономические потери в результате транспортных происшествий составляют 2 процента ВВП страны. Абсолютные показатели равняются ВВП таких регионов, как Краснодарский край или Республики Татарстан.

По статистике ГАИ в 2018 году выросли показатели автоаварий, совершенных в результате алкогольного опьянения. По сравнению с 2017 годом эта цифра выросла на 1,2 процента. Число раненых выросло на 1,4%. Количество погибших осталось на прежнем уровне. Почти в каждом восьмом происшествии водители были либо пьяны, либо отказывались от прохождения медицинского освидетельствования.

Причиняемый ущерб

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

Самый очевидный ущерб от дорожно-транспортных происшествий — это смерть людей. Хотя даже с этим определением не все так просто. К примеру, в Соединенных Штатах смертью от дорожного происшествия считается смерть человека в течение 30 дней после аварии. В Европе работают по такому же принципу. В России 30-дневный срок был введен в 2009 году (до этого погибшими от ДТП считались лица, умершие в семидневный срок).

Другим фактором, который затрудняет подсчет погибших, является намеренное сокрытие и ошибки. Нередко в этом участвует полиция. Даже в самых благополучных и законопослушных странах полиция иногда не сообщает о смертельных исходах.

Сколько людей получило травмы практически невозможно подсчитать, выше были указаны сложности с определением смертности, нетрудно догадаться, что происходит с несмертельными ДТП.

Случаи, когда участника аварии не госпитализируют нередки. В Нидерландах даже проводили эксперимент, в ходе которого выяснили, что полиция регистрирует только 40% пострадавших.

Влияние дорожной сети

Простая дорога с одной полосой в каждую сторону очень опасна в том смысле, что здесь происходят самые тяжелые аварии. Объясняется это довольно просто: водители не рассчитывают дистанцию при обгоне, засыпают или болеют и врезаются во встречную машину. Однако стоит отметить, что интенсивность на таких дорогах не самая высокая.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

Если есть широкая разделительная полоса или барьерное ограждение, то риск лобового столкновения исключается. Однако появляется новая проблема — человек может потерять управление транспортом и столкнуться с этим самым барьером, что тоже приводит к серьезным авариям.

Существуют дороги, которые практически исключают случаи столкновения авто с человеком или животными. Прежде всего это дороги первой технической категории (автомагистрали), где нет пешеходных переходов.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

Выделение дополнительных участков для стоянки и остановки транспортного средства, а также для подготовки к поворотам направо и налево снижает вероятность столкновения с неподвижными автомобилями.

Оснащение перекрестков светофорами тоже снижает вероятность нарушения и столкновения машин, движущихся по пересекающейся траектории.

Немаловажной является геометрия дороги. Протяженная прямая дорога отрицательно влияет на водителя из-за своей монотонности — человек утомляется или теряет ощущение скорости. Все это только усиливает тяжесть последствий ДТП.

Правила ДД

Первые попытки наладить движение транспорта были предприняты еще в Древнем Риме известным Гаем Юлием Цезарем. Примерно в 50-х годах до нашей эры он издал указ об одностороннем движении на некоторых улицах. Приезжим не разрешалось въезжать на своем транспорте в город, его нужно было оставлять за чертой и нанимать паланкин.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

В то же время было решено организовать левостороннее движение, дабы оставлять правую руку (с оружием) свободной. Была создана служба, которая следила за всеми правилами, в основном туда набирали бывших пожарных. В их обязанности также входило предотвращение драк и конфликтов на дороге. Однако перекрестки оставались нерегулируемыми. Богатые люди нанимали специальных скороходов, которые бежали впереди и очищали путь.

Когда наступала темнота, включался специальный фонарь, который имел два цвета — зеленый и красный. Осуществлял деятельность семафора слуга. Однако реализация прибора оставляла желать лучшего: его скрип был таким сильным, что лошади пугались и подымались на дыбы. Меньше чем через месяц семафор и вовсе взорвался, ранив слугу.

Правила и безопасность дорожного движения - соблюдение мер предосторожности и требования

В 1856 году в Великобритании был принят закон, устанавливающий максимальную скорость движения транспорта — 6 км/ч. Также автомобиль должен был сопровождать человек, который шел впереди. Последнее правило было отменено в 1878 году. В 1896 году максимальную скорость повысили до 23 км/ч. В августе 1893 года были введены первые правила ДД во Франции.

Первые дорожные знаки указывали путь до ближайшего населенного пункта. Первые светофоры были установлены в 1914 году в США. Еще через четыре года они появились в Европе.

В 20-х годах прошлого столетия появился ОСАГО — вид обязательного страхования. На конвенции в Женеве была принята единая система дорожных знаков. Всего было введено 26 знаков, которые были поделены на три класса:

  • Указательные.
  • Предупреждающие.
  • Предписывающие.

Читайте также: