Заз шанс схема системы охлаждения

Обновлено: 07.07.2024

Автомобили Chevrolet Lanos и ZAZ Chance комплектуются четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями производства Украины и Южной Кореи с распределенным впрыском топлива и электронным управлением. Все автомобили оснащены каталитическим нейтрализатором отработанных газов, который реализует соответствие требованиям норм токсичности Euro-3.

Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной системе, минусовые выводы источников питания и потребителей соединены с "массой" (кузовом и силовым агрегатом) автомобиля. Номинальное напряжение бортовой сети составляет 12 В, для защиты электрических цепей применяются плавкие предохранители.

На этих автомобилях применяется система распределенного фазированного впрыска: топливо в каждый цилиндр подается поочередно, в соответствии с порядком работы двигателя.

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из электронного блока управления (ЭБУ), датчиков, которые обеспечивают считывание параметров работы двигателя и автомобиля и исполнительных устройств.

ЭБУ представляет собой электронный блок, работающий под управлением микроконтроллера.

В состав ЭБУ входит два типа памяти:

- оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) на основе Flash-памяти, в него записываются коды неисправностей (ошибок), возникающих при работе ЭСУД. Память ОЗУ энергозависимая - при отключении аккумуляторной батареи ее содержимое не сохраняется.

- энергонезависимое программируемое постоянное запоминающее устройство (ЭППЗУ), в котором хранится программа управления ЭСУД.

ЭБУ управляет исполнительными механизмами: катушкой зажигания, топливными форсунками, электрическим бензонасосом, регулятором холостого хода, нагревателями датчиков кислорода и другими узлами. ЭБУ имеет функцию самодиагностики, которая определяет наличие или отсутствие неисправностей ЭСУД. При появлении неисправности включается сигнальная лампа, расположенная на приборной панели.

В автомобиле ZAZ Chance ЭБУ типа Микас 10.3 расположен под приборной панелью, он закреплен на корпусе отопителя (рис. 1). На автомобиле Chevrolet Lanos ЭБУ типа MR-140 установлен в моторном отсеке на щитке передка (рис. 2).

Рис. 1. Место расположения ЭБУ автомобиля ZAZ Chance

Рис. 2. Место расположения ЭБУ на автомобиле Chevrolet Lanos

В состав ЭСУД рассматриваемых автомобилей входят многочисленные датчики, рассмотрим их более подробно.

Датчик положения коленчатого вала

Датчик предназначен для формирования импульсного сигнала, на основании которого контроллер определяет положение коленчатого вала относительно верхней мертвой точки (ВМТ) и частоту его вращения. По результатам измерения этих параметров контроллер формирует сигналы управления форсунками и системой зажигания, а также формирует сигнал для тахометра.

Конструктивно датчик представляет собой катушку на магнитопроводе. На коленчатом валу двигателя расположен зубчатый диск, при вращении которого в катушке датчика создается импульсное напряжение. Зазор между магнитопроводом датчика и зубьями диска составляет 1 мм.

Датчик устанавливается на корпусе крышки распредвала (рис. 3). Фрагмент схемы ЭСУД с датчиком положения коленчатого вала приведен на рис. 4 (поз. 6).

Рис. 3. Место расположения датчика положения коленчатого вала

Рис. 4. Схема ЭСУД (фрагмент 1): 1 - плавкая вставка (80 А); 2, 3 - предохранители (15 А); 4 -катушка зажигания; 5 - электронный блок управления двигателем; 6 - датчик положения коленчатого вала; 7 - соединительная колодка; 8 - предохранитель(10 А)

Датчики абсолютного давления и температуры во впускном коллекторе

Датчик абсолютного давления преобразует разрежение абсолютного давления во впускном коллекторе в электрический сигнал, по значению которого ЭБУ определяет нагрузку двигателя. Выходное напряжение датчика изменяется в соответствии с изменением абсолютного давления от 4,9 В (дроссельная заслонка полностью открыта) до 0,3 В (дроссельная заслонка закрыта).

Датчик установлен в моторном отсеке, закреплен на перегородке щитка передка (рис. 5) и соединен гибким шлангом с патрубком впускной трубы.

Рис. 5. Место расположения датчика абсолютного давления во впускном коллекторе

Там же, на патрубке впускного коллектора, установлен датчик температуры воздуха резистивного типа. Сопротивление датчика находится в обратной зависимости от температуры воздуха, проходящего через впускную трубу (100 кОм - при температуре - 4 0°С, 100 Ом - при температуре около 90°С).

Фрагмент схемы ЭСУД с датчиками абсолютного давления и температуры во впускном коллекторе приведен на рис. 6 (соответственно поз. 5 и 7) .

Рис. 6. Схема ЭСУД (фрагмент 2): 1- регулятор холостого хода; 2 - электронный блок управления двигателем; 3 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 4 - датчик положения дроссельной заслонки; 5 - датчик давления воздуха во впускном коллекторе; 6 - датчик давления в системе кондиционирования; 7 - датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

Датчик концентрации кислорода

Этот датчик используется в паре с каталитическим нейтрализатором отработанных газов и ввернут в резьбовое отверстие выпускного коллектора (рис. 7). Чувствительная часть датчика находится в непосредственном потоке отработанных газов, датчик генерирует переменное напряжение в диапазоне 50. 900 мВ в зависимости от содержания кислорода в отработанных газах и температуры чувствительного элемента. ЭБУ использует показания датчика для поддержания постоянного стехиометрического состава топливной смеси. Фрагмент схемы ЭСУД с датчиком концентрации кислорода приведен на рис. 8 (поз. 9).

Рис. 7. Место расположения датчиков концентрации кислорода

Рис. 8. Схема ЭСУД (фрагмент 3): 1, 2 - предохранители (15 А); 3 - плавкая вставка (80 А); 4 - плавкая вставка (15 А); 5 - реле топливного насоса; 6 - диагностическая колодка топливного насоса; 7 - топливный насос; 8 - электронный блок управления двигателем; 9 - датчик концентрации кислорода; 10 - октан-корректор (установлен на части автомобилей); 11 - топливная рампа

Для анализа работы окислительно-восстановительного свойства нейтрализатора используется диагностический датчик концентрации кислорода, который устанавливается в нижней части глушителя, после нейтрализатора.

Принцип работы датчика аналогичен работе датчика концентрации кислорода, при исправном нейтрализаторе напряжение, формируемое датчиком, находится в пределах от 550 до 750 мВ.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик представляет собой термистор, сопротивление которого уменьшается с ростом температуры охлаждающей жидкости (при -40°С сопротивление датчика составляет около 100 кОм, а при +100°С - около 65 Ом).

По полученному значению сопротивления ЭБУ определяет температуру двигателя и учитывает при проведении расчета регулировочных параметров впрыска топлива и зажигания.

Датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается на блоке цилиндров двигателя. Схема его подключения к ЭСУД приведена на рис. 6 (поз. 3).

Конструктивные особенности дроссельного узла

Дозирование воздуха, поступающего во впускную трубу двигателя, выполняет дроссельный узел.

Он закреплен на ресивере впускного коллектора, в своем составе имеет датчик положения дроссельной заслонки, регулятор холостого хода, который механически соединен с дроссельной заслонкой.

Дроссельный узел управляется механическим способом с помощью троса, соединенного с педалью акселератора и с механизмом дроссельной заслонки.

На рис. 9 показан общий вид дроссельного узла и расположение его на автомобиле, на рис. 10 - основные компоненты дроссельного узла.

Рис. 9. Общий вид дроссельного узла и расположение его на автомобиле

Рис. 10. Состав дроссельного узла и конструкция РХХ: 1 - корпус дроссельного узла; 2 - штуцеры продувки адсорбера; 3 - штуцеры подвода и отвода охлаждающей жидкости; 4 - РХХ; 5 - ДПДЗ; 6 - прокладка; 7 - ресивер впускного коллектора; 8 - шланг впускного коллектора; 9 - поток воздуха; 10 - конусный шток РХХ

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода (РХХ) установлен на корпусе дроссельного узла. Регулятор представляет собой двухполюсный шаговый двигатель с двумя обмотками и соединенный со штоком конусный клапан. Конусная часть штока РХХ находится в обводном канале подачи воздуха и производит регулирование холостого хода двигателя. РХХ управляется сигналом, который формирует ЭБУ.

На рис. 10 показано место РХХ в составе дроссельного узла и принцип его работы. Схема подключения РХХ к ЭСУД приведена на рис. 6 (поз. 1).

Сопротивление обмоток РХХ находится в пределах от 40 до 80 Ом.

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) установлен на корпусе дроссельного узла, который механически соединен с осью дроссельной заслонки. Он представляет собой резистор потенциометрического типа, подвижный контакт которого соединен с ЭБУ, что позволяет на основе выходного сигнала с датчика (уровень напряжения) определить положение дроссельной заслонки.

При открытой дроссельной заслонке напряжение на датчике находится в пределах 4,0. 4,8 В (5,5. 7,5 кОм), а при закрытой заслонке - 0,5. 0,8 В (1,0. 3,0 кОм). На рис. 6 приведена схема подключения ДПДЗ к ЭСУД (поз. 4).

Также дроссельный узел в своем составе имеет каналы для охлаждающей жидкости и продувки адсорбера.

Большинство работ по снятию и установке элементов дроссельного узла во время ремонта выполняются без демонтажа дроссельного узла с ресивера впускного коллектора.

Диагностика неисправностей ЭСУД и рекомендации по их устранению

При возникновении неисправности или нештатной ситуации в работе ЭСУД автомобиля включается в работу штатная система самодиагностики, которая сигнализирует об этом включением сигнальной лампы, расположенной на приборной панели. После устранения неисправности в системе ЭСУД и удаления из памяти контроллера кода ошибки сигнальная лампочка выключается.

После запуска двигателя при исправной системе ЭСУД сигнальная лампа через некоторое время должна погаснуть.

Для проведения работ по поиску и устранению неисправностей следует внимательно изучить устройство и схему электрооборудования автомобиля.

Во время проведения работ по отысканию неисправностей следует вооружиться диагностическими приборами, которые помогут правильно определить тот или иной проблемный узел или элемент.

Простейшим и основным прибором может служить мультиметр, позволяющий измерить напряжение, ток и сопротивление.

Кроме того, для диагностики можно использовать контрольную лампу 12В с подключенными к ней щупами, нестандартное оборудование, самостоятельно собранное, а также специализированный диагностический прибор или прибор на основе ПК с установленной специализированной программой, позволяющей считывать из памяти ЭБУ коды неисправностей.

Приступая к проведению работ по выявлению и устранению неисправностей, рекомендуется проверить следующие цепи:

- надежность соединений клемм аккумуляторной батареи и разъемов жгутов проводов;

- исправность предохранителей, отсутствие замыканий в цепях перегоревшего предохранителя.

Для проведения диагностики можно использовать специализированный диагностический прибор или прибор на основе ПК. Эти приборы подключают к диагностической колодке, расположенной в салоне автомобиля, с правой стороны под приборной панелью (рис. 11). На рис. 12 показано назначение контактов диагностической колодки.

Рис. 11. Общий вид расположения диагностической колодки в салоне автомобиля

Рис. 12. Назначение контактов диагностической колодки: 4, 5 - "земля" (-12 В); 7 - шина передачи данных K-Line; 16 - шина +12В аккумуляторной батареи

Следует помнить, что при проведении работ, связанных с системой электрооборудования автомобиля, необходимо отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.

Также следует учесть, что ни в коем случае нельзя отключать клемму от аккумуляторной батареи во время работы двигателя - это может привести к выходу из строя ЭБУ и других узлов электрооборудования автомобиля.

Довольно часто встречаются неисправности этих автомобилей, связанные с нарушением контактов в колодках жгутов электрооборудования. В связи с этим перед проведением работ по диагностике и выявлению неисправностей следует проверить качество всех соединений в колодках жгутов.

Рассмотрим некоторые дефекты, связанные с неисправностью ЭСУД.

Зажигание включено, коленчатый вал прокручивается, но двигатель не запускается

Для начала работ по поиску и обнаружению повреждений следует проверить работоспособность установленной на автомобиль сигнализации, состояние предохранителя F15 (15А) который находится в монтажном блоке.

Проверяют следующие моменты:

- наличие напряжения на контактах замка зажигания;

- работоспособность реле топливного насоса и самого насоса, (реле расположено в монтажном блоке в подкапотном пространстве);

- состояние предохранителя F17 (15A), который также находится в монтажном блоке.

Топливный насос (или топливный модуль погружной) роторного типа с электроприводом, установлен непосредственно в топливном баке. Конструкция насоса неразборная и насос ремонту не подлежит. В состав насоса входит еще и датчик указателя уровня топлива.

Нестабильная работа системы зажигания может быть вызвана нестабильной или полной неработоспособностью форсунок системы впрыска топлива. Топливные форсунки прикреплены к рампе, по которой под давлением подается топливо.

Форсунки проверяют методом "прозвонки" цепей, питающих форсунки. Кроме того, при проверке топливной системы необходимо проверить механический регулятор давления топлива.

Очень низкие обороты двигателя на холостом ходу, или он глохнет, светится лампа неисправности на приборной панели

Во время возникновения данной неисправности начинают проверку с состояния воздушного фильтра (степени загрязнения), качества подсоединения и состояния шлангов и патрубков системы вентиляции картера, заедание привода дроссельной заслонки, работу датчика температуры охлаждающей жидкости.

Если неисправность не обнаружена, проверяют работу регулятора холостого хода. Отказы РХХ чаще всего связаны с последствиями неисправностей поршневой группы, подсосом воздуха в местах прилегания корпуса регулятора к корпусу дроссельного узла, а также некачественным изготовлением самого РХХ.

Работа двигателя сопровождается перебоями и рывками при увеличении нагрузки

Проверяют свечи зажигания, высоковольтные провода (сопротивление проводов между наконечниками должно быть в пределах от 15 до 25 кОм).

Если после проведения указанных проверок неисправность сохраняется, проверяют заменой на заведомо исправный ЭБУ.

Автор: Николай Пчелинцев (г. Тамбов)

Мнения читателей

на 4ую форсунку не поступает наприжение какие датчики отвечают за этои где они стоят.

На шевроле Лагос напряжение на датчеке положения дроссельной заслонки,колеблиться от 0,5в.до0,51. В чем пречина

Двигатель запустился, но отсутствовали холостые обороты. При повторном запуске двигатель не запускается. Искра на свечах есть. Давление топлива в системе есть и не сбрасывается если отключить топливный насос и стартером прокрутить двигатель

При первом запуске двигателя очень большие обороты и не сбрасываются рхх менял не помогло.

Отличная статья!Очень просто описано.

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:

Мелитопольский двигатель МеМЗ 307 показал себя на удивление выносливым и, в целом, заслужил уважение владельцев Daewoo Sens. И все же на более тяжелом, чем Таврия, кузове, система охлаждения не всегда справляется со своими обязанностями.

Проблемы с системой охлаждения Сенс

Большинство пользователей жалуются на недостаточно интенсивный прогрев отопителя салона в зимнее время, также есть претензии к рабочей температуре двигателя. Причиной этого послужили конструкторские недоработки и архаичная разводка патрубков под капотом, а кроме того, вынесенный термостат Сенса 1,3 л работает хуже, чем на 1,4-литровом моторе, где термостат вмонтирован в головку блока цилиндров.

термостат на ланосе

Решают проблемы по-разному. Кто пытается изменить прошивку электронного блока управления, кто-то устанавливает дополнительные краны и таким образом регулировать поток антифриза. Более радикально подошли к вопросу водители, которые установили термостат от Ланоса. Но чтобы разобраться, какой вариант лучше, вкратце посмотрим, как работает система охлаждения в базе.

Работа системы охлаждения Дэу Сенс

По двум простым схемам мы быстро разберемся, как циркулирует антифриз по системе охлаждения и какие шаги проще предпринять, чтобы улучшить работу системы и отопления.

Термостат закрыт

На первой схеме показана циркуляция антифриза при закрытом термостате, когда температура двигателя ниже температуры срабатывания клапана.

закрыт

Жидкость поступает по патрубку обратного слива 8 в помпу, которая проганяет ее через блок цилиндров и головку, а после головки блока и фланца 14, по патрубку 3 антифриз поступает в тройник 6, откуда направляется в верхнюю банку радиатора и в термостат 27.

Термостат закрыт, поэтому у жидкости нет другого пути, кроме как поступать на радиатор отопителя по патрубку 24 и в расширительный бачок по патрубку 17. Из печки жидкость по патрубку 26 идет на обратку.

Термостат открыт

На второй схеме показана работа системы охлаждения Daewoo Sens с открытым клапаном термостата.

открыт

Когда температура двигателя поднимается, клапан термостата открыт, а жидкость следует по тем же патрубкам 3 и 7 в верхнюю банку радиатора, проходит через нижнюю банку и подается на патрубок 1, проходит через термостат, через патрубок 4 на патрубок обратной подачи 8.

Так происходит до тех пор, пока клапан термостата не закроется снова.

Что не так со штатными патрубками

Даже в том случае, если мы оставим штатную схему циркуляции жидкости при рабочем термостате, то придется внести некоторые изменения. Например, в большинстве автомобилей патрубок 3 (рис. выше) часто перетирается.

перетерся патрубок

Это происходит по той причине, что он расположен слишком близко к узлу сцепления.

патрубок

узел сцепления

Чтобы этого не происходило, патрубок нужно укоротить. Для начала обрезать здесь около 20 мм.

обрезаем

И здесь около 10 мм. Патрубок перестанет тереться о привод сцепления.

обрезаем 2

В то же время сама развязка в районе термостата больше не будет торчать в сторону, а будет установлена ровно, примерно так.

узел термостата

Меняем термостат на термостат от Ланоса

Если же нас не устраивает штатная система циркуляции жидкости, проще всего заменить родной выносной термостат на ланосовский, встроенный в головку блока цилиндров. Сделать это желательно по двум причинам:

В стандартной развязке антифриз может двигаться одновременно в две стороны — через радиатор печки и через термостат. В результате чего теряется эффективность отвода тепла от двигателя, но одновременно с этим теплая жидкость с трудом поступает в радиатор печки.

Все банально — диаметр патрубка печки 18 мм, а диаметр патрубка термостата 32 мм. Даже приблизительно догадываясь о законах физики, можно предположить, что на пути к печке давление будет теряться, следовательно, отопитель теряет эффективность даже на прогретом моторе.

Общий объем антифриза неоправданно велик. Развязка в районе термостата увеличивает объем системы охлаждения примерно на 25%. Естественно, прогрев мотора в холодную погоду длится заметно больше.

Чтобы убрать врожденные недостатки системы отопления Daewoo Sens, нужно просто установить термостат от Ланоса или от Сенса 1,4 л.

корпус

Что мы получаем:

На холодном моторе путь антифриза сокращается чуть ли не вдвое — блок-головка-печка-блок. Антифриз будет быстрее прогреваться.

На горячую не будет таких перепадов давления, более того, оно поднимется в районе печки, поэтому теплоотдача радиатора отопителя вырастет.

Теперь у нас будет возможность выбрать такой сердечник термостата, который будет соответствовать нашим запросам.

вкладыш

Например, можно купить сердечник термостата на 83, 86, 90, 92 и 95 градусов открытия термоклапана.

Замена термостата Сенса на 1,4, инструкция

Пора приступать к делу. Все, чтобы перейти на термостат, вмонтированный в головку блока, есть в нашем магазине:

две шпильки на 8 с резьбой 1/25 длиной 65 мм;

прокладка под фланец (крышку) термостата;

новая крышка термостата (лейка);

корпус термостата с приливом и резьбой под датчик температуры;

термоэлемент, сам термостат или вкладыш, называют его как угодно;

два металлических патрубка диаметром 32 мм.

набор для замены

Сливаем антифриз, снимаем старую систему патрубков с навесным термостатом.

старые патрубки

Откручиваем старый фланец на головке блока.

откручиваем

Очищаем привалочную плоскость, откручиваем специнструментом шпильки.

выкручиваем шпильки

Осторожно, шпилька может заломаться в резьбе.

заломанная шпилька

Вкручиваем новые шпильки. Устанавливаем новую прокладку.

Вкручиваем датчик температуры (включения вентилятора) в корпус термостата.

Устанавливаем термостат-вкладыш на место.

новый вкладыш

Устанавливаем прокладку и крышку корпуса термостата.

Теперь осталось заменить верхний тройник прямым патрубком диаметром 32мм.

прямой патрубок

удаляем

То же сделать с нижним патрубком, поместив его на место старого термостата.

заменяем

Протягиваем хомуты, проверяем систему и заливаем антифриз в несколько этапов, чтобы избежать образования воздушной пробки. Теперь система охлаждения Daewoo Sens будет полностью идентична ланосовской 1,4 и 1,5 л.

В результате проделанной работы уменьшается время прогрева двигателя в холодную погоду, а на жаре мотор выходит на рабочую температуру не более чем за 5-7 минут и уверенно ее придерживается.


А теперь рассмотрим основные, самые важные составляющие системы охлаждения.

Описание системы охлаждения

Моторы Ланос комплектуются стандартной жидкостной системой охлаждения. В неё входит ряд деталей — радиатор, электровентилятор, термостат, водяной насос, патрубки, отопитель и расширительный бачок.

Эта система необходима для поддержания рабочей температуры силового агрегата. Циркуляция жидкости производится по двум кругам — малому и большому. Рассмотрим, схему циркулирования ОЖ: водяная рубашка ГБЦ — патрубки — радиатор — водяной насос — термостат. В эту систему может добавляться отопитель.

Водяной насос

Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Располагается деталь в блоке цилиндров и приводится в движение при помощи приводного ремня от коленчатого вала. Деталь имеет ресурс в 100 000 км пробега, но в связи с некачественными запасными частями может выходить со строя значительно раньше.

Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен в передней части блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Ось вращения шкива насоса выполнена эксцентрично оси его корпуса, что позволяет поворотом корпуса вокруг оси регулировать натяжение ремня В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Схема системы охлаждения: устройство

Рассмотрим, как выглядит схема охлаждающей системы Шевроле Ланос:


Элементы системы охлаждения.

1 — расширительный бачок; 2 — пароотводящий шланг радиатора; 3 — подводящая труба насоса системы охлажения; 4 — отводящий шланг радиатора; 5 — радиатор системы охлаждения; 6 — кожух вентилятора; 7 — кожух дополнительного вентилятора (только на автомобилях с системой кондиционирования воздуха); 8 — подводящий шланг радиатора; 9 — выпускной патрубок головки блока цилиндров; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 12 — перепускной шланг; 13 — подводящий шланг отопителя; 14 — отводящий шланг отопителя; 15 — наливной шланг расширительного бачка

Узлы системы охлаждения, расположенные на двигателе сзади:


Устройство системы охлаждения.

1 — подводящая труба насоса системы охлаждения; 2 — патрубок наливного шланга расширительного бачка; 3 — патрубок отводящего шланга отопителя; 4 — патрубок подводящего шланга отопителя; 5 — перепускной шланг; 6 — патрубок шланга отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 7 — шланг подвода жидкости к блоку подогрева дроссельного узла; 8 — тройник

Элементы и их роль

Стоит рассмотреть более детально все элементы, а также указать неисправности и методы устранения, которые могут возникнуть. Многие владельцы силового агрегата знакомы с элементами охлаждающей системы движка. Но, автомобилисты-новички не знают — из чего состоит этот узел и какое предназначение элементов, за что часто бывают, наказаны судьбой.


Элементы расширительного бачка: 1 — крышка заливной горловины; 2 — верхний кронштейн крепления бачка; 3 — нижний кронштейн крепления бачка; 4 — патрубок пароотводящего шланга радиатора; 5 — патрубок наливного шланга; 6 — патрубок шланга отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла

Термостат

Термостат — элемент системы охлаждения автомобиля, который отыгрывает роль клапана, который перенаправляет поток ОЖ, с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата Шевроле Ланос составляет 87 — 103 градуса Цельсия. При прогреве автомобиля термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет более быстро и эффективнее провести нагрев движка. После достижения температуры жидкости в 60-70 градусов, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.

Термостат

Термостат — элемент системы охлаждения автомобиля, который отыгрывает роль клапана, который перенаправляет поток ОЖ, с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата Шевроле Ланос составляет 87 — 103 градуса Цельсия. При прогреве автомобиля термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет более быстро и эффективнее провести нагрев движка. После достижения температуры жидкости в 60-70 градусов, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.

При температуре 102 °С клапан термостата полностью открывается и жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху.Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции.

Через блок подогрева дроссельного узла и радиатора отопителя жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата.

Термостат, по праву может считаться наиболее ломающейся частью системы охлаждения автомобиля. Зачастую это связано с тем, что узел заклинивает, и мотор или перегревается, или не греется. Наиболее простое решение проблемы — заменить испорченную деталь.

Устранить избыточное давление в системе охлаждения Chevrolet Lanos 2005 — 2009

Инструменты:

Детали и расходники:

В пробке расширительного бачка установлены два клапана: впускной и выпускной. Выпускной клапан играет большую роль в обеспечении оптимального температурного режима двигателя. Он поддерживает в системе избыточное давление не менее 0,13–0,15 МПа (1,3–1,5 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. К сожалению, при заклинивании клапана в закрытом положении при перегреве возникает значительное превышение избыточного давления — более 0,15 МПа (1,5 кгс/см2), что может привести к разрыву расширительного бачка или срыву одного из шлангов. В свою очередь, заклинивание клапана в открытом положении приводит к преждевременному закипанию охлаждающей жидкости. Для того чтобы избежать заклинивания клапана в крышке расширительно бачка, а тем самым избежать повреждения расширительного бачка, рекомендуется срезать часть выпускной пружины клапана крышки.

1. Откройте капот Шевроле Ланос и снимите крышку расширительного бачка.


2. C помощью плоской отвертки, извлеките из под крышки выпускной клапан.


3. Разберите выпускной клапан на детали и очистите их от загрязнений.


4. С помощью кусачек, укоротите пружину на 2 витка и установите детали выпускного клапана, в обратной последовательности. Закрутите крышку на расширительный бачок Шевроле Ланос.


В статье не хватает:

  • Фото инструмента
  • Фото деталей и расходников

Проверка системы охлаждения

Это необходимо для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.

Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления, затем, используя инерцию автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться как можно правее у обочины, а если возможно, то за пределами проезжей части. Дайте двигателю поработать пару минут при нормальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, с включенным на полную мощность отопителем.

Не останавливайте двигатель сразу! Единственное условие — сохранение герметичности системы охлаждения. Если лопнул или соскочил шланг либо образовалось другое место утечки, кроме выброса жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель придется остановить немедленно.

После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей жидкости в местах ее контакта с наиболее геплонапряженными деталями двигателя и образование паровых пробок. Это явление называется тепловым ударом.

1. Остановите двигатель.

2. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство. Определите, откуда вырывается пар. При осмотре двигателя обратите внимание на наличие охлаждающей жидкости в расширительном бачке, на целость резиновых шлангов, радиатора, термостата.

Никогда не открывайте сразу пробку расширительного бачка. Жидкость в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки давление резко упадет, жидкость закипит и ее брызги могут вас ошпарить. Если вы хотите открыть пробку расширительного бачка на горячем двигателе, предварительно накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно поворачивайте пробку.

3. Через отверстие в щите передка кузова в подкапотное пространство пропущен шланг, соединенный с лотком, установленным под радиатором отопителя. Если из отверстия шланга вытекает антифриз, значит, радиатор поврежден.

Если обнаружена течь охлаждающей жидкости, лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью липкой ленты.

Особенно хорошо для этой цели подходит армированная (например, серебристого цвета) липкая лента, которую можно приобрести в автомагазинах.

Объем охлаждающей жидкости составляет около 8 л.

Для обеспечения нормального теплового режима двигателя в системе охлаждения применен термостат. Установлен термостат между патрубками, соединяющи­ми двигатель с радиатором (рис. 3.8).

Термостат двигателя mem3-317 (1,4 i) (обозначе­ние по каталогу 13KG1200-02) отличается от тер­мостата двигателя mem3-307 (1,3 i) (обозначение по каталогу Т80-95-0000) и не взаимозаменяемы!

Температура начала открытия основного клапана 80±2 °С. При температуре охлаждающей жидкости ниже указанной основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора, байпасный клапан (этот клапан обеспечи­вает движение непрогретой жидкости по малому кругу циркуляции, без охлаждения в радиаторе) при этом от­крыт и соединяет выход жидкости из двигателя со вхо­дом водяного насоса.

Если температура охлаждающей жидкости повыша­ется, твердый на­полнитель термо­чувствительного элемента расши­ряется и, преодо­левая сопротив­ление пружины, перемещает вверх стакан с основным клапаном, откры­вая его. Байпасный клапан перекрыва­ет проход жидкос­ти от двигателя к водяному насосу.

При температу­ре охлаждающей жидкости более 94 °С основной кла­пан полностью от­крыт, а байпасный

Закрыт, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор.

При промежуточных температурах жидкость цирку­лирует как через основной клапан, так и через байпасный клапан. Это обеспечивает постепенное подмешивание холодной жидкости к более горячей, чем достигаются наилучшие температурные условия для работы двига­теля.

Уход за системой охлаждения двигателя заключается в следующем:

• Контроль за уровнем и своевременная замена ох­лаждающей жидкости в системе;

• Контроль за исправностью термостата (при неис­правном термостате двигатель не достигает рабо­чей температуры или перегревается);

• Контроль за исправностью датчика температуры охлаждающей жидкости (по его показаниям кон­троллер дает команду на включение вентилятора охлаждения);

• Контроль за исправностью цепи включения венти­лятора;

• Контроль за исправностью насоса охлаждающей жидкости;

• Контроль за герметичностью системы.

Жидкостное охлаждение двигателя устроено прос­то. Цилиндры и их камеры сгорания омываются пото­ком жидкости — она отбирает у них излишнее тепло и уносит в радиатор, который охлаждается встречным воздушным потоком. Если встречного потока воздуха не достаточно, включается вентилятор системы охлаж­дения. Обычно вентилятор включается при небольшой скорости движения (езда по тяжелым грунтовым доро­гам, буксировка, затяжные подъемы и т.п.), когда мотор отдает высокую мощность. При таком режиме отказ в

Цепи включения вентилятора приведет перегреву и, воз­можно, к поломке двигателя. Но если сам перенос тепла от двигателя к радиатору нарушен — как ни обдувай его. Перегрева не избежать.

Для нормальной передачи тепла от горячих деталей двигателя к жидкости нужен надежный контакт со стен­ками цилиндров и камеры сгорания. Ржавчина, грязь, накипь в каналах охлаждения двигателя (а они очень тонкие) затрудняют теплопередачу: жидкость уносит меньше тепла, чем требует выбранный режим. В та­ких случаях температура поршней, колец, цилиндров, головки блока и т.д. Опасно нарастает, усиливаются их термические деформации, быстро прогрессирует износ деталей двигателя. Датчик температуры локальный пе­регрев отдельных деталей может не заметить — ведь он контролирует нагрев жидкости и внешней стенки голо­вки блока цилиндров!

При чрезмерной деформации головки, ее ремонт со­вершенно теряет смысл — весь узел приходится заменять новым.

Чтобы не бороться с грязью и накипью, нужно не эко­номить на охлаждающей жидкости и вовремя ее менять. Тем более нельзя использовать суррогаты или воду. А при покупке подержанного автомобиля лучше промыть систему охлаждения.

Рис. 3.10. Расположение эле- метин системы смазки:

I датчик аварийного давления масла: 2 — главный маслоразда­точный канал; 3 — масляный фильтр

Кроме случаев закупорки каналов охлаждения, ви­новником перегрева является неисправный термостат с неплотно закрывающимся байпасным клапаном (этот клапан обеспечивает движение непрогретой жидкости по малому кругу циркуляции, без охлаждения в ради­аторе, и, соответственно, более скорый прогрев двига­теля до рабочей температуры). Но если после полного прогрева двигателя неисправный клапан полностью не открывается, значительная часть жидкости продолжит движение по малому кругу, и двигатель начинает пере­греваться.

Рис. 3.9. Масляный насос: 1 — корпус масляного насоса; 2 — масляный картер двигателя

Т. К. Система охлаждения герметична (в ней под­держивается избыточное давление), то охлаждающая жидкость может нагреваться в ней до 115-120 °С без кипения. При нарушении герметичности системы (не­плотность пробки расширительного бачка, трещины в патрубках системы и т.п.), жидкость начинает закипать уже при температурах около 90 °С , Поэтому нужно внимательно следить за состоянием патрубков и ра­ботоспособностью клапана пробки расширительного бачка.

Соблюдая несложные процедуры ухода за системой охлаждения, можно избежать всех этих неприятностей.



Всё село замечательно за исключением шайб на гайках, которые пришлось чуть подточить. Кроме радиатора, водяного насоса, расширительного бачка и шлангов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя салона автомобиля. Работой основного и дополнительного при его наличии вентиляторов управляет электронный блок управления ЭБУ двигателем, который через соответствующее реле обеспечивает вращение крыльчатки вентилятора с двумя скоростями.


Для большей наглядности работы показываются на демонтированном двигателе. На автомобилях с системой кондиционирования воздуха устанавливаются два вентилятора — основной большего размера и дополнительный.

Корпус который я купил на разборе был по посадочной плоскости не ровным, даже показалось что его повело!

Гермет решил эту проблему, но не до конца… при работе помпы, из под корпуса капало Тогда на помощь пришла прокладка из резины камера от подтёка избавился Проблему вроде решил, да вот только при движении по трассе, стрелка температуры падалазначительно ниже нормы, соответственно печка еле грела.

На бортовике менялись цифры в диапазоне градусов, что не удивительно, если система будет постоянно работать по большому контуру!

УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА ИЗ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ: Ланос, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ


Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости.


К левому верхнему патрубку бачка подсоединен пароотводящий шланг, соединяющий бачок с радиатором, а к правому верхнему патрубку — шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла. Нижний патрубок бачка соединяется наливным шлангом с подводящей трубой насоса.


Герметичность системы охлаждения двигателя A15SMS Дэу Нексия, Шевроле Ланос обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка. Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает водяной насос помпа охлаждающей жидкости.

Жидкость поступает к помпе через подводящую трубу, расположенную на задней стенке блока цилиндров под впускным коллектором. Из помпы жидкость под давлением подается в рубашку охлаждения двигателя Шевроле Ланос, а оттуда — к выпускному патрубку головки блока цилиндров, под которым находится термостат.

На непрогретом двигателе клапан термостата закрыт и перекрывает выпускной патрубок, ведущий к радиатору системы охлаждения. При этом вся жидкость из головки блока цилиндров через перепускной шланг надетый на патрубок впускного коллектора попадает в тройник, и из него — в радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла, минуя радиатор системы охлаждения, а затем возвращается к насосу водяной помпе Шевроле Ланос — малый круг циркуляции. Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции.

Шевроле ланос система охлаждения схема

Через блок подогрева дроссельного узла и радиатор отопителя жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата. Если верхний шланг радиатора холодный, термостат неисправен, циркуляции через радиатор нет. Очень часто причиной перегрева двигателя, система охлаждения которого оснащена электрическим вентилятором, является выход из строя вентилятора. Номера предохранителей, плавких вставок и реле в монтажном блоке, расположенном в подкапотном пространстве автомобиля Chevrolet Lanos 6.

Немного истории Дэу Ланос

Пустите двигатель, следите за температурой и обратите внимание, включаются ли при перегреве двигателя вентиляторы системы охлаждения. Если они не включаются, то причинами могут быть перегоревший предохранитель, неисправные реле включения, окислившиеся контакты в колодке жгута проводов или сгоревшие электродвигатели.

Замените плавкую вставку 1 поз. Кроме радиатора, водяного насоса, расширительного бачка и шлангов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, окружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя салона автомобиля. Жидкость поступает в радиатор через патрубок правого бачка, а отводится через патрубок левого бачка. Для удаления охлаждающей жидкости имеется сливное отверстие.

Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Замена крышки расширительного бачка крышкой без клапанов, даже подходящей по размеру и резьбе, приведет к недопустимому поднятию давления в системе охлаждения на горячем двигателе и, как следствие, к утечке охлаждающей жидкости в соединениях шлангов с патрубками.

ЭБУ включает основной вентилятор на низкую скорость при температуре охлаждающей жидкости 93 С, на высокую скорость — при 97 С, переводит вентилятор с высокой скорости на низкую при 94 С и выключает его при 90 С. В систему охлаждения с помощью шлангов и включен радиатор отопителя салона. Датчик указателя температуры охлаждающейжидкости Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости установлен на впускном коллекторе с правой стороны по ходу движения автомобиля.


Датчик выдает информацию на указатель температуры в комбинации приборов. Шланги системы охлаждения Прежде чем снять шланг, трубопровод или соединение, слейте охлаждающую жидкость.

Используйте отвертку, чтобы ослабить крепления хомутов шлангов большого диаметра, затем переместите хомуты назад на шланге и отсоедините от соединения. Шланги меньшего диаметра закрепления при помощи пружинных хомутов, которые можно расширить, сжав их выступы при помощи пассатижей.

Читайте также: