Чем диагностировать ваз 2109

Обновлено: 02.07.2024


Распиновка диагностического разъема автомобилей ВАЗ

Распиновка контактов диагностического разъема ВАЗ

  • A Масса
  • B L-линия диагностики двигателя (в том числе линия считывания медленных кодов самодиагностики), ABS (8192-Baud Serial Data) (не всегда разведена)
  • C AIR (не всегда разведена)
  • D SES-Lamp – линия лампы самодиагностики (не всегда разведена)
  • E K-линия диагностики (160-Baud Serial Data)
  • F TCC (не всегда разведена). На некоторых моделях – питание +12 В
  • G Управление бензонасосом (не всегда разведена)
  • J K-линия диагностики подушек безопасности (AirBag) (8192-Baud Serial Data)
  • M K-линия диагностики двигателя, ABS
  • 2) J1850 Шина+
  • 4) Заземление кузова
  • 5) Сигнальное заземление
  • 6) Линия CAN-High, J-2284
  • 7) К-линия диагностики (ISO 9141-2 и ISO/DIS 14230-4)
  • 10) J1850 Шина-
  • 14) Линия CAN-Low, J-2284
  • 15) L-линия диагностики (ISO 9141-2 и ISO/DIS 14230-4)
  • 16) Питание +12 В от аккумулятора

Где находится диагностический разъём

На различных автомобилях семейства ВАЗ гнездо находится в различных частях машины. Рассмотрим несколько моделей в качестве примера:

  • на ВАЗ-2112, как и на 2110, а также 2111, гнездо располагается правее водительского сиденья, сразу же под колонкой;
  • на моделях 2108\, 2109 и 21099 необходимое вам гнездо находится под бардачком, на специальной полочке;
  • на машинах с европанелью его можно найти в центре консоли, около прикуривателя. Для его маскировки используется специальная декоративная крышка;
  • на автомобилях Лада Калина разъем возле рычага переключения передач, он тоже скрывается под специальной крышечкой;
  • на Лада Приора ищите сразу за бардачком, на стенке.

Как проводится диагностика авто

Распиновка диагностического разъема автомобилей ВАЗ

Расшифровка кодов ошибок

Первый символ — буква, обозначает блок неисправности:

Второй символ — цифра, тип кода:

  • 0 — SAE (стандартный);
  • 1,2 — OEM (заводской);
  • 3 — зарезервировано.

Третий символ — цифра, система:

  • 1, 2 — топливная система;
  • 3 — система зажигания;
  • 4 — снижение токсичности отработавших газов;
  • 5 — холостой ход;
  • 6 — ЭБУ (ECU) или его цепи;
  • 7, 8 — трансмиссия (АКПП).

Четвертый и пятый символ — цифры, непосредственно код ошибки.

Маркировка контактов в колодке диагностики авто ВАЗ 2109

Маркировка контактов в колодке диагностики авто ВАЗ 2109

  • Вспышка.
  • От одной до двух секунд пауза.
  • Вспышка.
  • Вспышка.
  • Пауза длиной две – три секунды.
  • Это еще нужно выполнить два раза.

Совет: По окончании диагностики контакты А и В на устройстве можно размыкать через 10 секунд после выключения зажигания на авто ВАЗ 2109.

В таблице приведены коды ошибок ЭБУ на авто ВАЗ 2109

Код Наименование неисправности
12 Исправность в диагностической цепи лампы для контроля
14 Повышенный уровень сигнала датчика, указывающего температуру охлаждающей жидкости
15 Пониженный уровень сигнала датчика, указывающего температуру охлаждающей жидкости
16 Увеличение напряжения в бортовой сети
17 Понижение напряжения в бортовой сети
19 Неправильный сигнал в датчике положения коленчатого вала
21 Повышение напряжения в сигнале датчика, указывающего положение дроссельной заслонки
22 Уменьшенное напряжение в сигнале датчика положения дроссельной заслонки
24 Отсутствие сигнала на датчике скорости автомобиля
27 Повышенный уровень в сигнале СО-потенциометра
28 Пониженный уровень в сигнале СО-потенциометра
33 Неправильный сигнал в датчике массового расхода воздуха (на выходе датчика появилась высокая частота сигнала)
34 Пониженная частота сигнала, образуемая на выходе датчика, указывающего массовый расход воздуха
35 Колебания частоты вращения холостого хода
43 Ошибочный сигнал датчика детонации
51 Ошибка в постоянно программируемом запоминающем устройстве (ППЗУ)
52 Ошибка в электронном блоке управления (ОУЗ)
53 Ошибка, возникающая в электронном программируемом запоминающем устройстве (ЭПЗУ)
61 Ошибка в связи с иммобилайзером

При считывании кодов могут обнаруживаться неожиданные коды. В этом случае предполагается, что они созданы непостоянной поломкой и могут помочь в диагностике системы.

obd2, GM12 (, ),


obd2 Lada 2109, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, , , , , :



obd2, GM12 , :
















ВАЗ 2109 диагностическая колодка – удобство в обслуживании автомобиля

Колодка диагностики ваз 2109

Место установки диагностической колодки авто ВАЗ 2109

Диагностический разъем ВАЗ 21099

Но выполнение этой задачи значительно облегчается поиском неисправностей и ошибок в памяти ЭБУ (контроллера), для чего на автомобилях, в том числе и на ВАЗ 21099, устанавливается разъём для диагностики.

Крепится он к низу полки под бардачком, рядом с дополнительным блоком реле и предохранителей:

a3.jpg

Установка бортового компьютера на авто ВАЗ 2109

Несмотря на то, что цена бортового компьютера достаточно высокая, иметь его в автомобиле очень полезно. Устройство считывает данные, расположенные в электронном блоке управления двигателем, а затем их отображает на дисплее БК.
Так можно выполнить настройку отображения температуры охлаждающей жидкости, мгновенный расход топлива, оборотов скорости, остаток топлива в баке, напряжение бортовой сети и другие показатели. Большим плюсом бортового компьютера является наличие функции маршрутного компьютера.
С ее помощью можно вычислить пробег автомобиля на оставшемся топливе, вычислить средний расход топлива и другие параметры. Кроме того бортовой компьютер коды ошибок может считывать из памяти контролера.
Это облегчает поиск поломок и заменяет диагностику в сервисном центре.

Для первых четырех пунктов используется колодка диагностики ВАЗ 2109 подключения бортового компьютера. В этом случае используются переходники, входящие в комплект БК.
При ее отсутствии можно использовать для питания — прикуриватель(см.Замена прикуривателя своими силами), для запуска БК — замок зажигания, лампу подсветки прикуривателя, которая загорается при включении габаритных лампочек и располагается вблизи со штатным местом для БК, масса берется тоже с прикуривателя.

Совет: При проведении любых манипуляций с электропроводкой авто ВАЗ 2109, нужно отключить массу аккумулятора, что предотвратит короткие замыкания и пожар.

Колодка диагностики ВАЗ 21093

Колодка диагностики ВАЗ 21093

Если в комплект БК входит датчик внешней температуры с длинным проводом, датчик размещается слева в углу переднего бампера. Здесь, на показания датчика, температура оказывает меньшее влияние.
Провод с датчиком из салона выводится через, расположенное в моторном щите, отверстие под тросик спидометра. Дальнейшую настройку БК может показать инструкция по эксплуатации устройства.
Как правильно подключается колодка диагностики на ВАЗ 2109, хорошо видно на видео.

Разъём OBD 2

OBD 2 – это международный стандарт диагностики. Им регламентируются требования к диагностическому оборудованию, унифицируются коды ошибок, – в общем, практически всё, что связано с диагностикой.

На ВАЗ 21099, выпускаемых с 2002 года, стали устанавливать разъём диагностики, соответствующий стандарту OBD 2. Внешне от вазовского он отличается трапециевидной формой:


Осуществить диагностику на инжекторной ВАЗ 21099 можно с помощью автосканера (например, на базе процессора elm 327). Делается это с предварительной установкой приложения, продающегося в комплекте лицензионного сканера, даже при помощи смартфона. Войдя в установленное приложение, Вы легко установите коды ошибок, а также удалите их.

  • перепрошить китайский сканер;
  • приобрести кабель для диагностики, подключаемый к ноутбуку, марки Vag-com.


Впрочем, в тех случаях, когда потребуется вывод ошибок на компьютер, а переходника нет, то подключиться можно, самостоятельно подсоединившись к любому из разъёмов для диагностики, используя такую схему соответствия:


Лада 2108 1990, двигатель бензиновый 1.3 л., 63 л. с., передний привод, механическая коробка передач — запчасти

Машины в продаже

gen600_488979297.jpg

Лада 2108, 1991

gen600_493001192.jpg

Лада 2108, 1993

gen600_491267166.jpg

Лада 2108, 1994

gen600_492161137.jpg

Лада 2108, 2001

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

464_header.jpg

В этом видео демонстрируется, как выполнить диагностику авто своими руками.


Всем привет ребят так как машина стоит уже неделю в гараже и ждет краску на облупившиеся двери, решил написать статью как сделать компьютерную диагностику ваз 2109-99 на инжекторных двигателях с 2001 года выпуска с мозгами GM, январь 4.1(по сути GM и январь 4.0/4.1 это одно и тоже), Bosch 1.5.4M, январь 5.1(разница этих мозгов лишь в том что январь 5.1 более динамичные ЭБУ так же их можно самостоятельно настраивать и прошивать без "операционного вмешательства") ибо ничего путного больше на этих машинах не было а про замену своих "мозгов" bosch 1.5.4 на январь задумываюсь уже давненько.
в моем случае рассказывать буду про ЭБУ Bosch 1.5.4M и январь 5.1.
про мозги GM и январь 4.1 я рассказывать не буду так как я с ними не сталкивался да и машин с такими ЭБУ уже не так много в основном их меняют на bosch 1.5.4 либо на январь 5.1.
сразу хочу сказать что эбу будут с маркировкой 2111 (тобишь 8 клапанный мотор) на сколько я знаю на зубилах с различие маркировок в данном случае:
BOSH M1.5.4 (2111-1411020)
Январь 5.1.1 (2111-1411020-71)
Январь 4.1 (2111-1411020-22)
GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21))

BOSH M1.5.4N (2111-1411020-60)

Январь 5.1 (2111-1411020-61)

VS 5.1 (2111-1411020-62)
BOSH M1.5.4 (2111-1411020-70)

VS 5.1 (2111-1411020-72)
данные ЭБУ почти идентичны различия в датчиках, возможностях настройки и стандарт R-83 (норма токсичности евро 2)
про ЭБУ BOSH MP7.0H (2111-1411020-40). рассказывать не буду ибо они пошли уже позже.
и так как подключится к эбу с вашего Ноутбука планшета и т.д
нам понадобится:
само устройство по которым мы будем смотреть показания (смартфон, планшет, ноутбук, компьютер не важно)
специальный диагностический шнур (либо просто bluetoch или wi-fi адаптер диагностический)
Програмное обеспечение на вашего устройство.
в моем случае это Ноутбук с windows 10 домашняя, диагностический шнур Vag-com KKL 409 и ПО OpenDiag 1.4 free.
(внимание эта инструкция для высокой панели)
с правой стороны пасажира снизу под панелью вы найдете диагностический разьем (в данном случае GM12 предлагаю сразу его выкинуть а не резать провода и покупать переходник, а а купить OBD II разьем и поставить его что-бы больше не заморачиватся) дальше что бы не расписывать куда как и что подключать я приложу фотографию взятую с интернета для подробного подключения:
идём в машину, ищем диагностическую колодку и цепляем наши проводки:
Контакт A — МАССА (-) (черный провод)
Контакт H — ПЛЮС (+) (желтый провод)
Контакт М — К-линия (синий провод):

Лишь опытным специалистам под силу визуальным методом четко определить ту или иную неполадку двигателя, простому водителю это сделать достаточно сложно, практически невозможно. Конечно, по выхлопу или по звуку можно заметить потенциальные проблемы, но это лишь незначительная часть из всех возможных неисправностей.


Более точную диагностику выполняют с помощью серьезных приборов. В этой статье речь пойдет о диагностике двигателя, более сложной, чем визуальная, с использованием простых нехитрых приборов.

Диагностика двигателя ВАЗ 21099-2109-2108 нехитрыми инструментами своими руками

Что потребуется для диагностики:

  • компрессометр, измеряющий компрессию в цилиндрах;
  • промасленная ветошь, с помощью которой определяется такт сжатия двигателя. Удобным и эффективным будет инструмент, изготовленный путем совмещения штуцера для свечных отверстий и обычного свистка;
  • переходник для свечных отверстий, который применяется в процессе проверки герметичности камеры сгорания, компрессор для подкачки колес.

Процедура диагностики


Алгоритм работы следующий:

  • Начать лучше с компрессии. Сначала необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего отключить подачу топлива. При этом на карбюраторном двигателе снимается шланг, сжимается и чем-нибудь пережимается либо просто опускается в какую-нибудь емкость.
  • Для инжекторного двигателя все гораздо проще – достаточно всего лишь вытащить предохранитель бензонасоса. Затем нужно завести автомобиль ( в топливной рейке должно остаться топливо) и подождать, пока заглохнет двигатель.
  • После этого отключается система зажигания, для чего с трамблера снимается центральный провод, а на инжекторе отключается датчик, отслеживающий положение коленвала.
  • Из свечных колодцев нужно извлечь весь скопившийся там мусор, чтобы он не попал в цилиндры. После этого выкручиваются все свечи.
  • Далее вкручивается или вставляется – все зависит от модели – штуцер компрессометра, после чего помощник начинает заводить двигатель. Стартер должен вращать мотор до того момента, пока стрелка манометра не остановится в одном положение. Такие измерения проводятся с каждым цилиндром, а их результаты записываются.

Существует специальная формула, с помощью которой для любого двигателя может быть рассчитана идеальная компрессия. Компрессия равна 1,2* степень сжатия. К примеру, двигатель ВАЗ 21083 обладает степенью сжатия, равной 9,8. Таким образом, его компрессия будет равна 1,2*9,8 = 11,76 . Это значит, что компрессия 11-12 атмосфер для этого двигателя является вполне нормальной. Но каждое измерение имеет свои погрешности.

Какие факторы могут влиять на измерения

Если на первом обороте наблюдается низкое давление (3-4 атм.), а с последующими оборотами оно повышается, это свидетельствует об износе цилиндров или о проблемах с кольцами. В этом случае при добавлении в цилиндр около 10 кубиков моторного масла будет наблюдаться повышение компрессии уже с первым оборотом.


Когда на первом обороте наблюдается компрессия в 5-8 атмосфер, а с последующими оборотами картина практически не меняется, это свидетельствует о возможной деформации клапана или протекании прокладки головки блока цилиндров

Первые выводы

Проанализировав общие результаты, можно сделать выводы:

Если у автомобиля с приличным пробегом получились результаты, равные или превышающие нормальные, то это свидетельствует о возможном попадании масла в цилиндры. Вероятная причина этого – износ цилиндропоршневой груммы или направляющих втулок клапанов.

Теперь необходимо полученные данные сопоставить с результатами визуального осмотра.

Итак, все осмотрено, анализ проведен и проблемный цилиндр найден. Но общая картина все равно требует разъяснений. В этом случае необходима проверка цилиндра на герметичность.

Проверка герметичности

Проверить герметичность цилиндра можно следующим образом:


По шипению воздуха можно получить более точную картину:

Итак, с помощью вышеописанных несложных процедур можно точно определить, стоит ли покупать этот автомобиль (если целью диагностики являлось именно это), либо узнать, нуждается ли в ремонте ваша любимая машина.


Автомобили ВАЗ пользуются большой популярностью благодаря доступной цене, надежности и наличию запчастей на авторынке. Многие водители знакомы с конструкцией автомобиля, поэтому могут выполнить ремонт самостоятельно. В статье рассказывается о самодиагностике, рассматривается диагностическое оборудование, в том числе адаптер для диагностики на автомобиле ВАЗ.

Преимущества диагностики своими руками

Автомобиль – это сложная конструкция, состоящая из различных механизмов, датчиков и других устройств. Раньше диагностика автомобилей ВАЗ и других транспортных средств проводилась путем визуального осмотра узлов и деталей. На современных автомобилях установлено большое количество электроники, всевозможных датчиков, которые контролируют соответствие текущих значений заданным параметрам.


Самостоятельная диагностика авто

Полный контроль приводит к тому, что стабильная работа автомобиля полностью зависит от электронных систем. Иногда отказ одной из систем может привести к тому, что исправное авто может не завестись. Для предупреждения подобных ситуаций делается компьютерная диагностика. Она предназначена обнаружить неисправности в электронной системе для их последующего устранения.

Вся информация поступает на электронный блок управления, где она хранится и обрабатывается. Для проведения диагностики необходимо подключить специальное диагностическое оборудование. Для его подключения на автомобилях устанавливается диагностический разъем.

Желательно диагностировать свой автомобиль в профилактических целях несколько раз в год.

Кроме того, диагностика выполняется, если загорается индикатор ошибки двигателя (check engine) на приборной доске или возникают какие-то проблемы с двигателем. Причина может быть в датчиках или электронике (автор видео — Павел Мастер).

Диагностическое оборудование

Перед покупкой сканера для диагностики следует уточнить, какой ЭБУ установлен на автомобиле.

Существующие диагностические адаптеры можно разделить на следующие группы:

    USB- сканеры. В их основе лежит преобразователь COM-USB (RS232). Основной их недостаток — что они работают только с программным обеспечением для ПК. Кроме того, они больших размеров и ограничены длиной кабеля.


USB-сканер с диском
Bluetooth-сканеры. В их основе используется микрочип ELM327. Они небольших размеров, для подключения не нужен шнур. Могут быть оборудованы кнопкой включения. К ним можно подключить большое количество устройств: планшет, ноутбук, смартфон, компьютер и др. устройства. Если в компьютере отсутствует bluetooth-модуль, можно купить USB-Bluetooth адаптер. Преимущество этих сканеров, что они не требуют установки драйверов.


Bluetooth-адаптер для авто
Wi-Fi-сканеры предназначены для подключения устройств на базе iOS. К ним относятся iPhone, iPad или iPod. При этом они могут работать с устройствами, имеющими другую платформу: PC, Windows mobile/CE, Android, Windows mobile/CE. Они могут иметь разные размеры, кнопку включения. Кроме того, у них больше радиус действия, чем у bluetooth-сканеров.


Автомобильный Wi-Fi-сканер

Большинство моделей ВАЗ оснащены блоками управления с К-линией. Поэтому лучшим выбором является диагностический адаптер VAG-COM или диагностический адаптер K-Line.

Руководство по компьютерной диагностике

Буквально несколько лет назад компьютерную диагностику можно было провести только в автосервисе. В настоящее время самодиагностика ВАЗ доступна любому водителю. Для ее проведения на ВАЗ необходим компьютер, планшет или ноутбук, диагностический адаптер.

Для подключения адаптера необходимо наличие диагностического разъема (колодки). Он в обязательном порядке присутствует в автомобилях ВАЗ 2109 инжектор, а также других моделях с инжекторным двигателем. K-Line адаптеры VAGCOM напрямую подключаются к электронному блоку управления через 16-типинтовый диагностический разъем (колодку) OBD-II. На некоторых моделях установлен разъем 12 pin, который несовместим с адаптером. В этом случае необходимо приобрести дополнительно переходник или K-Line сканер с корпусом OBD1 (GM12).

Главное при проведении компьютерной диагностики — правильно подключить сканер к диагностическому разъему машины. Для этого необходима распиновка колодки.


Распиновка разъема на ВАЗ, УАЗ и ГАЗ

После подключения считываются основные сигналы и информацию об узлах и системах автомобиля можно прочитать. Для считывания информации необходимо специальное программное обеспечение, которое можно скачать в интернет ресурсах либо оно прилагается к адаптеру.

Для проверки необходимо вставить адаптер в диагностический разъем ВАЗ. В основном диагностические разъемы на автомобилях ВАЗ расположена под торпедой.

Но для разных моделей месторасположение отличается:

  • на ВАЗ 2109, 2108 с инжектором — под вещевой полкой;
  • на ВАЗ 2115 — под прикуривателем;
  • на Лада Приора — за бардачком;
  • на Лада Калина — над прикуривателем;
  • на ВАЗ 2110, 2111, 2112 — с правой стороны от рулевой колонки.


Разъем справа от рулевой колонки

По времени проверка не занимает много времени. С одной стороны адаптер подключается к ЭБУ машины, с другого конца провода находится вход USB, к которому подключается персональный компьютер или ноутбук. Программа, предлагающаяся к сканеру, обычно записана на CD-диск. Она без проблем устанавливается на компьютер.

Интерфейс русифицирован, поэтому настройки выполнить может даже неопытный пользователь. Расшифровку кодов можно найти в приложении к диагностическому оборудованию. Расшифровав коды ошибок, можно самостоятельно выполнить диагностику.

K-Line адаптер позволяет:

  • получить данные датчиков в цифровом и графическом виде;
  • считывает коды ошибок, хранящиеся в контроллере, и дает возможность удалить ненужную информацию;
  • адаптировать работу некоторых механизмов;
  • кодировать блоки управления с возможностью активировать и отключать ряд функций;
  • устанавливать сервисные интервалы;
  • проверять работу некоторых узлов и систем.

Заключение

Умение проводить компьютерную диагностику своими руками дает уверенность в исправности собственного автомобиля и позволяет сэкономить значительную сумму денег на посещении СТО. Правда, для этого необходимо знать устройство механизмов и узлов автомобиля, чтобы обнаружив неисправность, уметь ее устранить.

В этом видео демонстрируется, как выполнить диагностику авто своими руками.

Читайте также: