Датчик холостого хода приора 16 клапанов признаки неисправности

Обновлено: 04.07.2024


Автомобиль Лада Приора оснащается инжеторным двигателем с большим количеством датчиков. Хоть инжеторные двигателя и славятся своей надежностью, но избыток датчиков, довольно часто приводит к их поломкам, что делает процесс обнаружения неисправности очень долгим. Порой, чтобы найти неисправность, необходимо проводить специальную дорогостоящую диагностику.

Часто на Приоре начинает проявляться нестабильный холостой ход, который приводит к неправильной работе всего ДВС и допускает остановку двигателя вне подходящее время, что подвергает опасности пассажиров в автомобиле. Виновник данной проблемы, датчик холостого хода, именно он отвечает за работу двигателя на холостом ходу.

В данной статье речь пойдет о датчике холостого хода (регулятор холостого хода) на автомобиле Лада Приора. Подробно рассмотрено устройство детали, а так же ее признаки неисправности, способы проверки и замены. Читайте статью и узнаете много нового о детали, которая так часто докучает владельцам Приоры.

Конструкция



Где находится

Датчик расположен на торцевой части дроссельного узла, а именно между утеплителем печки и ДУ. Крепиться двумя болтами к корпусу, а герметичность его контролируется специальным уплотнительным кольцом, которое предотвращает нежелательный подсос воздуха.


Следует отметить, что датчик холостого хода имеется на Приорах только с механической дроссельной заслонкой. В автомобилях с системой Е-ГАЗ данного датчика нет!

Проверка

Так же следует проверить целостность корпуса датчика. Довольно часто металлические заклепки фиксирующие разъем к корпусу датчика выпадают, и оттуда может происходить подсос воздуха. Датчик должен быть чистый и не иметь следов загрязнения, если таковые имеются, датчик необходимо очистить.


Признаки неисправности

К неисправностям датчика можно отнести следующие признаки:

  • ДВС работает не стабильно, обороты скачут;
  • Двигатель самопроизвольно глохнет при сбросе газа;
  • Большая вибрация двигателя на холостом ходу;
  • Двигатель запускается и сразу глохнет, приходится держать педаль газа;

Если на Вашем автомобиле обнаружились такие неисправности, то вероятнее всего вышел из строя датчик холостого хода и требуется его замена.

Стоимость датчика

Датчик холостого хода на Ладу Приору стоит не дорого. Актуальные цены можно увидеть ниже в Яндекс.Маркете.

Замена

Для замены потребуется лишь крестовая отвертка небольшой длины.

  • Отключаем минусовую клейму с АКБ, так как работы будут проводить с электрооборудованием автомобиля.



Откручиваем два винта крепления датчика к корпусу и вынимаем датчик.



Если после замены проблема не ушла, необходимо провести чистку дроссельной заслонки, как это сделать читайте тут.

Видео о датчике

Когда менять датчик холостого хода на Приоре

Транспортное средство требует ухода, владельцы обязаны регулярно проводить диагностику механизмов, от которых зависит исправность авто. В список таких деталей входит датчик холостого хода Приоры.

Проблемы в работе датчика отображаются на работе двигателя. Если своевременно не заняться устранением неисправности, водителю придется оплачивать капитальный ремонт. Следует придерживаться технических рекомендаций и проводить замену компонента, когда срок его годности подходит к концу. В статье читатель узнает, где датчик размещен, как проверить его исправность и когда следует провести замену.


Признаки неисправности

Понадобится замена датчика холостого хода на Приоре, если водитель заметил один из четырех симптомов:

  1. Тахометр показывает плавающее число оборотов. Если двигатель работает в одном режиме, показатель отражает стабильную цифру. Когда датчик выходит из строя, количество оборотов при работе одного режима то уменьшается, то увеличивается.
  2. Обороты резко падают/увеличиваются, если переключить передачу.
  3. Включен холостой ход и нажата педаль газа, но двигатель прекращает работу.
  4. Двигатель переключен в режим холостого хода, но число оборотов не меняется.

Эти признаки могут сигнализировать о других неполадках, но опыт автомехаников показывает, что чаще причиной этих проблем становится именно неисправность РХХ.

Где размещен РХХ

Если хотите самостоятельно заменить регулятор холостого хода, необходимо узнать, где находится датчик холостого хода на Приоре. Чтобы найти деталь, следуйте инструкции:

  • откройте капот;
  • снимите пластиковую пластину (кожух), отвинтив все шурупы;
  • найдите дроссельский узел, справа размещен регулятор;
  • отодвиньте клапан, фиксирующий штекер, в левую сторону. Чтобы снять РХХ, придется отвинтить все болтики, прикрепляющие датчик к дроссельскому узлу.

При работе с двигателем обязательно придерживайтесь правил безопасности. Проверка или замена РХХ проводится только при выключенном моторе.

Чтобы добраться до РХХ, понадобится обычная отвертка с магнитной рукояткой. Если возникли подозрения на неисправность датчика, желательно провести диагностику. Проверить деталь можно самостоятельно или обратившись в автомастерскую.


Как провести диагностику РХХ

Заметили указанные выше “симптомы”? Удостоверьтесь, что проблему вызывает именно неисправность датчика. Если среди инструментов найдется вольтметр, то диагностику можно провести самостоятельно. Чтобы проверить РХХ Приоры, сделайте следующее:

  • зафиксируйте машину, затянув ручник и убедившись, что авто не сдвинется с места;
  • откройте капот, отвинтите шурупы на пластиковом кожухе, снимите пластину;
  • возьмите вольтметр, пару нарезанных проводов;
  • достаньте компонент, фиксирующий колодку жгута;
  • отключите колодки от регулятора;
  • воспользуйтесь щупом вольтметра с пометкой минус, подсоедините его к двигателю;
  • включите зажигание в режиме холостого хода.

Если показатели будут ниже двенадцати вольт, придется менять РХХ, ведь он не подлежит ремонту.

Если собираетесь покупать новый датчик и самостоятельно устанавливать его вместо нового, обратите внимание на длину иглы РХХ. В новом она не должна превышать двадцать три миллиметра.

Если не обладаете опытом в работе с автомобильной механикой, желательно обратится в автомастерскую.

Датчик холостого хода автомобиля Лада Приора

Лада Приора выпускалась Волжским заводом 11 лет, до 2018 года. В комплектации присутствовали несколько классов моторов: четырехцилиндровый ВАЗ 21116/11186 на 8 клапанов и модернизированная линейка четырехцилиндровых 21126-21128 на 16 клапанов. Датчик холостого хода на Приоре является неотъемлемой частью блока подачи топлива для ДВС, который обеспечивает полноценную работу мотора в режиме низких оборотов.


Зачем нужен датчик

Датчик холостого хода Приора, как и любой другой для инжекторного двигателя, стабилизирует обороты коленвала на холостом ходу. Второе название датчика — рхх, регулятор корректирует подачу воздуха в цилиндр, формируя необходимое соотношение топливо\кислород. Во время холостого хода дроссельная заслонка находится в положении закрыто. Подачу воздуха и контроль его количества обеспечивает дхх, поэтому регулятор относят не к контролирующим узлам мотора, но к исполнительным механизмам.

В моторном отсеке Ладе Приора, где находится большое количество контроллеров, датчик холостого хода стоит в блоке дросселя возле управляющего элемента дроссельной заслонки.

Признаки неисправности

  • внезапное скачкообразное изменение количества оборотов ДВС;
  • при сбросе оборотов до холостых, нет изменений в работе мотора;
  • после старта при активации дополнительного салонного оборудования (кондиционер, печка, освещение) происходит падение оборотов;
  • мотор глохнет между холостыми оборотами при нажатии педали газа.

Причиной неисправности регулятора может быть естественный износ направляющей игольчатой втулки или отсутствие питания после обрыва электоцепи. На Приору устанавливается стандартный ВАЗовский датчик, который используется и на других марках, при замене допускается использовать смежные комплектующие.


Как поменять дхх на Приоре

Перед тем как проверить работоспособность контроллера отключается система зажигания, снимается минусовая клемма с АКБ. Это простые правила безопасности при работе с электропроводкой и регуляторами автомобиля. Порядок работ при замене дхх.

  1. Открыть капот, убрать пластиковую крышку защиты мотора.
  2. ДХХ расположен в блоке дросселя, справа по ходу машины.
  3. Снять проводную колодку с регулятора.
  4. Крестообразной отверткой отдать два болта.
  5. Демонтировать элемент.

После снятия, деталь тщательно осматривается, чистится и проводится первичная диагностика. Для этого необходимо вставить в датчик колодку проводов и включить зажигание. Рабочий узел после подключения отреагирует заметным движением иглы штока. Если этого не происходит, проверяется проводка, деталь переустанавливается на новую.


Проверка рхх мультиметром

Проверка тестером считается более точной, мультиметр используют для диагностики всех электронных блоков автомобиля. Узнайте, как проверить работоспособность регулятора и цепи питания по шагам.

Рабочее напряжение, которое поступает на контакты контроллера, должно соответствовать 20 В. Щупы мультиметра прикладываются к выходам колодки, если сигнал отсутствует, проверяется качество контактов на деталь, блок ЭБУ.


Исправность ДХХ вычисляется по параметру сопротивления. Тестер переводится в режим омметра, проверяется сопротивление обмотки датчика, которое должно быть на уровне 53 Ом, допустимое отклонение ±1 %.

Восстановление контролера проводится редко, средняя стоимость датчика 500 руб., срок эксплуатации от 3 лет. После установки новой детали необходимо откалибровать регулятор. Для этого включается зажигание, мотор переводится на холостой ход на 5–10 минут, останавливается. При повторном зажигании рхх откалибруется самостоятельно.

Датчик холостых оборотов для Приоры не относится к частым расходникам. Контроллер достаточно просто переустановить самостоятельно. Сложность может возникнуть при обрыве питания на подающую колодку. Ремонт электроцепи авто проводят в гараже если есть необходимый навык и знания, в противном случае рекомендуется обратиться в мастерскую.

Видео по теме

Как проверить датчик холостого хода Лада Приора и его неисправности

  1. В момент переключения скоростей глохнет двигатель.
  2. Обороты двигателя самостоятельно повышаются или понижаются.
  3. При остановке автомобиля с работающим двигателем обороты резко падают.

Все эти симптомы указывают на неисправность датчика холостого хода. Но перед тем как начать его ремонт, нужно точно знать, где он находится и как он выглядит.

Расположение

Реле холостого хода на всех трех вариантах исполнения Приоры находится возле дроссельного узла и фиксируется на два небольших болта.

Датчик холостого хода легко узнать по подключенной колодке проводов к нему и своеобразной форме.

Диагностика

Вся сложность диагностики состоит в том, что при неправильной работе датчика холостого хода на приборной доске не появится знакомое многим – Check Engine, так как он не контролируется ЭБУ.

Проверка цепи

Воспользовавшись помощью второго человека, заводим мотор и смотрим показания мультиметра. Параметры должны быть в пределах 12 вольт. В случае если мультиметр показывает значение, которое существенно ниже положенного, причину нужно искать в АКБ, а когда напряжение полностью отсутствует, причину необходимо искать в проводке или ж в блоке управления двигателем. Если в ходе поверки выяснилось, что цепь исправна, можно сосредоточить внимание на датчике.

Проверка РХХ


При проверке датчика мультиметр нужно переключить в режим проверки сопротивления. Далее независимо от полярности, нужно подключить щупы к выводам А и В, после этого к С и D. Сопротивление на рабочем датчике должно составлять в пределах 53 Ом.

В случае если показания прибора были с отклонениями от нормы, датчик холостого хода можно почистить или заменить на новый.

Подготовка к чистке датчика холостого хода

Для того чтобы почистить РХХ, нужно заранее подготовить небольшой комплект инструментов и материалов, которые будут необходимы в процессе работы: небольшая крестообразная отвертка, аэрозольная жидкость, ветошь и средство для чистки карбюраторов.

После того как все необходимое для работы подготовлено, нужно отключить питание автомобиля от АКБ. Далее следует найти РХХ, расположенный на дроссельном узле при помощи небольшой отвертки открутить два фиксирующих винта.

Чистка РХХ

Положите датчик холостого хода на чистую ветошь и распылите на его иглу очищающую жидкость из аэрозольного баллончика. В процессе распыления следите за тем, чтобы жидкость не попала под пружину. Если это произойдет, нужно будет продувать датчик под высоким давлением, но и эта процедура не даст гарантий, что РХХ будет корректно работать. Далее протрите иглу чистым куском ветоши и дождитесь полного высыхания.

Если этого не сделать, впоследствии придется сушить и прочищать автомобильные свечи. Воспользуйтесь моторным маслом и протрите уплотнительное кольцо датчика холостого хода. После этого установите его в посадочное место и надежно закрепите двумя винтами.

При установке датчика нужно соблюдать осторожность, так как с поврежденным уплотнителем РХХ не будет работать в нормальном режиме. Если после чистки датчик холостого хода не хочет функционировать нормально, его необходимо заменить на новый.

Выбор датчика

Датчики холостого хода для автомобиля Лада Приора выпускают два завода, один из них находится в Калуге, а второй – в Костроме. Какой из них лучше, сказать сложно, так как они изготавливаются примерно в одинаковых условиях. Главное – это не приобрести подделку вместо оригинального РХХ, поскольку его долгую работу никто не гарантирует. Наилучшим вариантом будет сравнение каталожных номеров и приобретение точно такого же датчика, так как если новый РХХ не предназначен для Приоры на 16 клапанов, он работать не будет.



РХХ на Приору — цена нового регулятора

Данный элемент является не очень дорогим, то в то же время и не копеечным. Цена его зависит в первую очередь от производителя. И особенно, ценники стали отличаться послу роста курса доллара.

  1. КЗТА 573 руб.
  2. Омега 639 руб.
  3. Автоваз 695 руб.
  4. GM 1074 руб.

Существую еще несколько производителей, но смысла перечислять их нет, так как средний разброс цен в принципе понятен. Если остались вопросы по замене, снятию или установке РХХ на Приору, обсуждаем ниже в комментариях.

Где находится

Датчик расположен на торцевой части дроссельного узла, а именно между утеплителем печки и ДУ. Крепиться двумя болтами к корпусу, а герметичность его контролируется специальным уплотнительным кольцом, которое предотвращает нежелательный подсос воздуха.


Следует отметить, что датчик холостого хода имеется на Приорах только с механической дроссельной заслонкой. В автомобилях с системой Е-ГАЗ данного датчика нет!

Признаки неисправности датчика холостого хода — как выявить симптомы

Современные автомобили с инжектором имеют в своей конструкции механизм, отвечающий за пуск “на холодную” и работу мотора на холостых. Этим устройством управляет контроллер. Регулятор надежен и прост, но проблемы все-равно случаются.

Узнайте стоимость диагностики датчика холостого хода онлайн за 3 минуты

Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!

Причины неисправности регулятора холостого хода (сокращенно его называют “РХХ”)

Поломки датчика могут возникнуть из-за следующих факторов:

  • сломан шаговый движок (чаще всего вследствие естественного износа);
  • нарушен или отсутствует контакт в электропитании;
  • конус и шток загрязнены (масляный налет имеет тенденцию возникать на изношенном моторе);
  • неполадки ЭБУ (сопутствующие неприятности — перерасход топлива, затрудненный пуск двигателя, нестабильная работа авто на разных режимах и пр.)

Понять, что автовладелец имеет дело с неисправностью регулятора холостого хода можно довольно просто. Для этого нужно завести двигатель и демонтировать подключающее гнездо с колодки. Если поломки нет, обороты быстро упадут. ДВС при этом остановится благодаря пружинному механизму, выталкивающему конус. Этот процесс сопровождается полным закрытием сечения обводного канала.

При незначительных изменениях в работе мотора необходима дополнительная диагностика.

Неисправности датчика холостого хода

Следующим шагом проверки РХХ идет определение напряжения в питании. Его выполняют по следующему алгоритму:

  • отсоединяют разъем;
  • запускают ДВС;
  • вольтметром проводят замер напряжения контактов (у машин “ВАЗ” это клеммы с маркировкой A и D).

Основной принцип интерпретации результатов сводится к двум вариантам. Первый из них — значение ниже 12 В (проверяйте электропроводку). Второй (замеры больше указанного значения) — требуется проверить сам регулятор.

Часто основным признаком неисправности холостого хода считают горящий Check Engine. Такая опция имеется далеко не у всех автомобилей, поскольку агрегат — исполнительный механизм.

Если обороты “плавают” на ХХ, необходима доскональная диагностика. Сначала проверяют сам регулятор. Изменение вращения коленвала может произойти из-за отказа датчиков всасываемого воздуха, поломки распределителя газов и пр.

Частые признаки неисправности датчика холостого хода перечислены ниже:

  • “на холодную” обороты колен. вала не увеличиваются (мотор нестабилен и может глохнуть);
  • при росте нагрузки генератора обороты ХХ падают (чтобы создать такие условия, в машине включают фары и электроприборы);
  • в процессе езды автомобиля ДВС при переключении скорости на МКПП периодически глохнет;
  • обороты самопроизвольно снижаются и повышаются.

При обнаружении подобных проблем неисправность клапана холостого хода можно попробовать найти самостоятельно. Например, проведя осмотр на глаз. Так вы можете обнаружить износ иглы, дефекты корпуса и наличие нагара. Последний легко поддается средству для очистки карбюратора. Заодно осмотрите дроссель и обводной канал — почистите их, если необходимо, тем же спецсредством. За что автолюбители выбирают отдать ремонт своего “железного коня” в техцентр? Главным преимуществом является экономия времени (если делать у профессионалов).

Неисправности регулятора холостого хода — сигнал Check Engine

Системы управления в автомобилях с инжектором регистрируют отклонения в работе топливного регулятора. Ниже представлены некоторые возможные коды сбоя РХХ с расшифровкой:

  • Р1509 (перегруз управляющей схемы);
  • Р1513 (замыкание на “массу”);
  • Р1514 (обрыв или другие проблемы на 12 В).

Если приходит информация о неполадке, проверьте проводку — возможно проблема кроется именно в ней. Тестовые коды получают через специальный разъем с помощью сканера. Полученные значения можно расшифровать самостоятельно, воспользовавшись специальными таблицами (ищите в сети). Если проверить систему быстро не получается, тщательная чистка поможет отсрочить замену на какое-то время.

Исправность можно определить и самостоятельно, но для этого понадобятся навыки и осциллограф.

Клапан холостого хода. Почему необходимы срочные меры при обнаружении признаков неисправности

Этот элемент непосредственно влияет на работу мотора, регулируя подачу воздуха (он проходит мимо дросселя). Когда включают электроприборы в авто, нагрузка на генератор и, соответственно, двигатель существенно возрастает (в том числе растет температура). Чтобы поддерживать стабильный ХХ и напряжение АКБ при прогретом силовом узле, устройство частично открывает канал. Результат: в ДВС попадает больше воздуха.

Чаще всего причиной неисправности холостого хода становится загрязненный шток. Если пренебрегать регулярной очисткой дроссельной заслонки, нагар может появиться на элементах управляющей системы. Это может привести в том числе к отказу резистора ЭБУ из-за перегрузки регулирующего канала. Грязь на рассматриваемом узле приводит к повышенной нагрузке, мешающей штоку двигаться. Резистор стоит недорого, но к общей сумме плюсуйте временные и денежные затраты на диагностику.

Проверка

Так же следует проверить целостность корпуса датчика. Довольно часто металлические заклепки фиксирующие разъем к корпусу датчика выпадают, и оттуда может происходить подсос воздуха. Датчик должен быть чистый и не иметь следов загрязнения, если таковые имеются, датчик необходимо очистить.


Проверка датчика холостого хода на ВАЗ-2110: признаки неисправности

Как проверить рхх на приоре?

Любой инжекторный двигатель очень чувствителен к работоспособности электроники и датчиков. Достаточно выйти из строя самому, казалось бы, малозначимому компоненту, как режим работы двигателя нарушается, мощность падает, а расход топлива растёт. Одним из таких элементов на двигателях ВАЗ-2110 есть датчик холостого хода. Как проверить, заменить, выбрать его, разберёмся сегодня вместе.

Датчик холостого хода на ВАЗ-2110

Регулятор холостого хода.

Для начала определимся с каталожным номером и ценой узла. С конвейера на автомобили с 1,5 и 1,6-литровыми инжекторными моторами устанавливали датчик холостого хода с оригинальным каталожным номером 2112-1148300. Его цена на 2021 год — порядка 500-550 рублей в зависимости от жадности продавца.

К слову, точно такой же регулятор устанавливается и на все Приоры и Калины, на Таврию, Нанос и Сенс.

Осторожно, не перепутайте датчик, необходимый нам снизу.

Как работает и как не работает?

Датчик, или регулятор холостого хода, предназначен для дозированной подачи воздуха во впускной коллектор в то время, когда дроссельная заслонка закрыта.

Датчик холостого хода в разобранном виде.

Устройство прибора не слишком сложное. Он состоит из шагового электромоторчика, калиброванного подпружиненного конуса и штока. Устанавливается во впускном коллекторе после дроссельной заслонки. Именно этот регулятор и отвечает за бесперебойную и ровную работу двигателя на холостых оборотах.

Датчик на дроссельном узле.

Попросту, регулятор-датчик холостого хода — это простой клапан или исполнительный механизм, который контролирует подачу воздуха при закрытой заслонке, согласно командам электронного блока управления двигателем. При запуске мотора в холодную погоду, ЭБУ приоткрывает регулятор холостого хода и подаёт больше топлива в камеру сгорания, повышая обороты для ускорения прогрева двигателя.

Как только двигатель прогревается до рабочей температуры, шаговый электродвигатель перемещает шток с коническим клапаном вперёд и сокращает количество потребляемого воздуха, тем самым снижая обороты. Так датчик работает.

Признаки неисправности датчика

А не работает он в тех случаях, когда:

  • двигатель не держит холостые, обороты плавают;
  • мотор глохнет на холостых и при движении на нейтралке при закрытом дросселе;
  • холодный двигатель не запускается без открытой дроссельной заслонки, то есть, пока мы не нажмём на педаль газа, мотор не запустится;
  • низкие и нестабильные холостые при прогреве двигателя.

При этом лампа Check Engine гореть не будет. Если она загорается, тогда причину ищем в датчике положения дроссельной заслонки. В том случае, когда симптомы налицо, но лампа не горит, причину следует искать именно в нашем датчике. Поэтому сейчас мы его проверим на работоспособность.

Проверяем датчик своими руками

Датчик расположен в корпусе дросселя и чтобы его снять для проверки, необходимо всего лишь открутить два винта.

Для демонтажа РХХ нужно отсоединить колодку и выкрутить два винта.

Перед демонтажом нужно хорошо очистить место его крепления от пыли и грязи и снять минусовую клемму с АКБ. Но для начала — проверка.

Схема подключения датчика.

Смотрим на схему подключения и проверяем датчик при помощи обычного мультиметра в такой последовательности:

  1. Проверяем наличие питания на датчике. Для этого замеряем напряжение на двух крайних контактах колодки, А и D. Включаем зажигание, чёрный щуп мультиметра ставим на массу двигателя, плюсовой щуп — на контакты по очереди. Напряжение должно быть в пределах 12 Вольт. Если меньше или отсутствует вовсе — ищем обрыв по цепи или виним во всем электронный блок управления. Но для начала проверяем напряжение на выводах с ЭБУ 4 и 54. Здесь, естественно, тоже должно быть 12 В.
  2. Переводим мультиметр в режим омметра и измеряем сопротивление между контактами А-В и С-D на самом датчике. Как видно из схемы, мы проверяем сопротивление обмотки шагового электродвигателя регулятора. Между указанными контактами номинальное сопротивление от 40 до 80 Ом, по заводскому номиналу — 53 Ом.
  3. Проверяем электродвигатель на замыкание обмоток. Для этого измеряем сопротивление на клеммах А-D и В-С. Сопротивление должно стремиться к бесконечности, то есть контакта между двумя обмотками быть не должно. Если сопротивление есть, не важно, какого значения, делаем вывод о том, что обмотки замкнуты накоротко. Это не лечится, меняем датчик на новый.

Нельзя сказать, что такой метод проверки на 100% гарантирует работоспособность датчика, мы проверили только электрическую его часть. Огромное значение имеет подвижность конусного клапана и величина его хода. А проверить это можно только либо на специальном стенде, либо имея особый тестер.

Проверка работы механической части датчика

Для проверки снимает датчик с дроссельного узла.

Тем не менее, если электрическая часть в порядке, можно проверить механическую часть регулятора на глаз:

  1. Откручиваем датчик и вынимаем его из корпуса дросселя.
  2. Подключаем контактную колодку к датчику.
  3. Включаем зажигание. В момент включения клапан должен выдвинуться вперёд. Если этого не произошло — закоксовался шток или шаговый электродвигатель работает неправильно.
  4. Измеряем расстояние между корпусом датчика и коническим клапаном — номинал 24 мм.
    Замеряем расстояние штангенциркулем.

Если мы сняли датчик с автомобиля и тест электрической части пройден, но подвижности конусного клапана мы так и не добились, пробуем очистить регулятор с помощью мягкого тампона, ватной палочки и проникающей смазки WD-40 или аэрозольным средством для чистки карбюраторов. Удачной всем работы и стабильных холостых оборотов при любой погоде!

Замачиваем клапан в очистителе.

о том, как проверить РХХ

Замена

Для замены потребуется лишь крестовая отвертка небольшой длины.

  • Отключаем минусовую клейму с АКБ, так как работы будут проводить с электрооборудованием автомобиля.



Откручиваем два винта крепления датчика к корпусу и вынимаем датчик.


  • Устанавливаем новый датчик в обратной последовательности, не забыв установить уплотнительное кольцо.


Если после замены проблема не ушла, необходимо провести чистку дроссельной заслонки, как это сделать читайте тут.

Признаки поломки

  • Нестабильный холостой ход (плавающие обороты).
  • Самопроизвольное поднятие либо падение холостых оборотов двигателя.
  • Автомобиль глохнет при сбросе газа.
  • После запуска холодного двигателя отсутствуют прогревочные обороты. В независимости от положения дроссельной заслонки, для уменьшения времени прогрева катализатора ЭБУ на 200-300 об./мин. поднимает холостые обороты. Если РХХ неисправен, шаговый двигатель не сможет адекватно сместить положение штока с конусной иглой, увеличив тем самым проходное сечение байпасного канала дроссельного узла.
  • При включении мощных потребителей тока обороты падают либо начинают плавать. Включение компрессора кондиционера, вентилятора системы охлаждения либо комбинации электроприборов, нагружающих генератор, повышает нагрузку на двигатель, что приводит к падению количества оборотов. Поэтому в режиме холостого хода ЭБУ с помощью регулятора увеличивает проходное сечение байпасного канала, выравнивая тем самым обороты.

Неисправности

  • Загрязнение механических элементов, препятствующее нормальному движению штока. Проникающие через воздушный фильтр пылинки смешиваются с парами масла, выхлопными газами из системы вентиляции картерных газов, что со временем приводит к загрязнению элементов дроссельной заслонки. Нагар не только засоряет байпасный канал, уменьшая его сечение, но и попадает внутрь датчика холостого хода. В таком случае шток начинает двигаться с подклиниванием, что приводит к нестабильной работе двигателя.
  • Износ привода червячно-анкерного механизма. Для превращения вращательного движения ротора электродвигателя в поступательное перемещение конусного штока используется червячно-анкерная передача. Износ резьбы червячного механизма сделает невозможным нормальное перемещение штока датчика холостого хода.
  • Неисправность цепи управления. Речь идет об обрывах в электропроводке, коротком замыкании вследствие перетирания изоляции, образовании на клеммах колодок проводов окислов.
  • Поломка электродвигателя. Сам по себе шаговый электродвигатель – крайне надежный механизм, но вследствие неполадок в цепи питания возможно перегорание обмотки. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то проверить обмотку на обрыв можно с помощью универсального измерителя.
  • Разрушение уплотнительного кольца, вследствие чего происходит подсос неучтенного ДМРВ воздуха.


Компьютерная диагностика

Несмотря на то что в простонародье РХХ принято называть датчиком, устройство является исключительно исполнительным механизмом, не имеющим обратной связи с ЭБУ. Иными словами, блок управления двигателем подачей напряжения на шаговый двигатель устанавливает желаемый вылет штока. Но ЭБУ не может объективно проверить фактическое положение штока, поэтому несоответствие желаемых и фактических значений нигде не фиксируется. Это значит, что в случае неисправности датчика на приборной панели не загорается Check Engine.



Как проверить датчик холостого хода ваз 2112

Как проверить рхх на приоре?

Регулятор холостого хода предназначен для обеспечения стабильной работы двигателя в режиме холостых оборотов. Управляет работой РХХ ЭБУ, который в зависимости от режимных нагрузок подает питание на биполярный шаговый двигатель регулятора. Рассмотрим, как проверить датчик холостого хода и как понять, что причина плавающих оборотов именно в неисправности регулятора.

Признаки поломки

  • Нестабильный холостой ход (плавающие обороты).
  • Самопроизвольное поднятие либо падение холостых оборотов двигателя.
  • Автомобиль глохнет при сбросе газа.
  • После запуска холодного двигателя отсутствуют прогревочные обороты. В независимости от положения дроссельной заслонки, для уменьшения времени прогрева катализатора ЭБУ на 200-300 об./мин. поднимает холостые обороты. Если РХХ неисправен, шаговый двигатель не сможет адекватно сместить положение штока с конусной иглой, увеличив тем самым проходное сечение байпасного канала дроссельного узла.
  • При включении мощных потребителей тока обороты падают либо начинают плавать. Включение компрессора кондиционера, вентилятора системы охлаждения либо комбинации электроприборов, нагружающих генератор, повышает нагрузку на двигатель, что приводит к падению количества оборотов. Поэтому в режиме холостого хода ЭБУ с помощью регулятора увеличивает проходное сечение байпасного канала, выравнивая тем самым обороты.

Неисправности

  • Загрязнение механических элементов, препятствующее нормальному движению штока. Проникающие через воздушный фильтр пылинки смешиваются с парами масла, выхлопными газами из системы вентиляции картерных газов, что со временем приводит к загрязнению элементов дроссельной заслонки. Нагар не только засоряет байпасный канал, уменьшая его сечение, но и попадает внутрь датчика холостого хода. В таком случае шток начинает двигаться с подклиниванием, что приводит к нестабильной работе двигателя.
  • Износ привода червячно-анкерного механизма. Для превращения вращательного движения ротора электродвигателя в поступательное перемещение конусного штока используется червячно-анкерная передача. Износ резьбы червячного механизма сделает невозможным нормальное перемещение штока датчика холостого хода.
  • Неисправность цепи управления. Речь идет об обрывах в электропроводке, коротком замыкании вследствие перетирания изоляции, образовании на клеммах колодок проводов окислов.
  • Поломка электродвигателя. Сам по себе шаговый электродвигатель – крайне надежный механизм, но вследствие неполадок в цепи питания возможно перегорание обмотки. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то проверить обмотку на обрыв можно с помощью универсального измерителя.
  • Разрушение уплотнительного кольца, вследствие чего происходит подсос неучтенного ДМРВ воздуха.

Компьютерная диагностика

Несмотря на то что в простонародье РХХ принято называть датчиком, устройство является исключительно исполнительным механизмом, не имеющим обратной связи с ЭБУ. Иными словами, блок управления двигателем подачей напряжения на шаговый двигатель устанавливает желаемый вылет штока. Но ЭБУ не может объективно проверить фактическое положение штока, поэтому несоответствие желаемых и фактических значений нигде не фиксируется.

Это значит, что в случае неисправности датчика на приборной панели не загорается Check Engine.

Система самодиагностика может регистрировать лишь немногие неисправности цепи управления РХХ. Варианты ошибок, которые перед проверкой датчика холостого хода можно определить диагностическим прибором через разъем OBD II:

  • Р0505 – код ошибки свидетельствует о неисправности в цепи управления;
  • P0506 – датчик заблокирован, низкие холостые обороты;
  • P1509 – перегрузка цепи управления РХХ;
  • P1513 – замыкание на землю цепи управления датчиком;
  • P1514 – обрыв или замыкание на +12В цепи управления РХХ.

Как проверить датчик холостого хода мультиметром:

  • в режиме измерения постоянного тока измерьте напряжение на разъеме регулятора (зажигание должно быть включено). Отсутствие питание будет свидетельствовать об обрыве в цепи управления;
  • проверьте сопротивление обмоток статора в режиме измерения сопротивления (диапазон – до 200 Ом). ШД имеет две обмотки, поэтому нужно следить за правильностью подключения клемм тестера. В технической документации к датчику, установленном на вашем автомобиле, вы можете найти номинальное сопротивление обмоток. К примеру, для РХХ 2112-1148300-02 нормальное сопротивление – 51±2 Ом, а для РХХ 2112-1148300-01 – 53±5 Ом (оба устройства устанавливаются на многие модели ВАЗ). Если показания мультиметра говорят о приближающемся к бесконечности сопротивлении, значит, в цепи обмотки присутствует обрыв.Схема подключения РХХ ВАЗ 2110

Полноценно проверить РХХ можно лишь с помощью специального диагностического оборудования. Но в большинстве случаев проверка мультиметром, визуальный осмотр и дефектовка после разборки позволяют довольно точно диагностировать наличие неисправности.

Датчик холостого хода ВАЗ 2110 (РХХ): ремонт и замена

Одной из часто встречающихся неприятностей, не позволяющих полноценно управлять автомобилем, является датчик холостого хода ВАЗ 2110 и модификаций.

Хотя этот прибор имеет среди водителей название датчик, все же правильно его будет называть регулятор холостого хода, сокращенно — РХХ, потому-что все автомобильные датчики это измерительное оборудование, а данное изделие служит для автоматической стабилизации и поддержания оборотов холостого хода путем подачи воздуха в двигатель ВАЗ 2110 при полностью закрытой дроссельной заслонке.

РХХ — это важная составляющая двигателя, играет заметную роль для стабильной и бесперебойной работы любого автомобиля ВАЗ.Регулятор холостого ходаДатчик холостого хода ВАЗ 2110 (сокращенно ДХХ) является исполнительным приспособлением, а попросту клапаном состоящим из электродвигателя, пружины, штока на котором установлена запорная игла (можно посмотреть на фото). Именно посредством которой дозируется объем воздуха.

Где находится

Датчик расположен на торцевой части дроссельного узла, а именно между утеплителем печки и ДУ. Крепиться двумя болтами к корпусу, а герметичность его контролируется специальным уплотнительным кольцом, которое предотвращает нежелательный подсос воздуха.


Следует отметить, что датчик холостого хода имеется на Приорах только с механической дроссельной заслонкой. В автомобилях с системой Е-ГАЗ данного датчика нет!

Как провести диагностику РХХ

Заметили указанные выше “симптомы”? Удостоверьтесь, что проблему вызывает именно неисправность датчика. Если среди инструментов найдется вольтметр, то диагностику можно провести самостоятельно. Чтобы проверить РХХ Приоры, сделайте следующее:

  • зафиксируйте машину, затянув ручник и убедившись, что авто не сдвинется с места;
  • откройте капот, отвинтите шурупы на пластиковом кожухе, снимите пластину;
  • возьмите вольтметр, пару нарезанных проводов;
  • достаньте компонент, фиксирующий колодку жгута;
  • отключите колодки от регулятора;
  • воспользуйтесь щупом вольтметра с пометкой минус, подсоедините его к двигателю;
  • включите зажигание в режиме холостого хода.

Если показатели будут ниже двенадцати вольт, придется менять РХХ, ведь он не подлежит ремонту.

Если не обладаете опытом в работе с автомобильной механикой, желательно обратится в автомастерскую.

Всем добрый день! Подскажите как правильно поменять РХХ на приоре? Где то написано что нужно что то, толи резинку, толи шток смазать маслом а где то пишут что нужно в какой то момент заглушить и снять клеммы что бы шток полностью вылез. Так все таки как нужно менять? Кто нибудь знает правильную последовательность действий? Если вытащить фишку из РХХ на заведенной что должно произойти? У меня ничего не происходит) а с ДПДЗ снимаю — глохнет.

Проверка

Так же следует проверить целостность корпуса датчика. Довольно часто металлические заклепки фиксирующие разъем к корпусу датчика выпадают, и оттуда может происходить подсос воздуха. Датчик должен быть чистый и не иметь следов загрязнения, если таковые имеются, датчик необходимо очистить.


Замена

Для замены потребуется лишь крестовая отвертка небольшой длины.

  • Отключаем минусовую клейму с АКБ, так как работы будут проводить с электрооборудованием автомобиля.



Откручиваем два винта крепления датчика к корпусу и вынимаем датчик.


  • Устанавливаем новый датчик в обратной последовательности, не забыв установить уплотнительное кольцо.


Если после замены проблема не ушла, необходимо провести чистку дроссельной заслонки, как это сделать читайте тут.




Автомобили с инжектором, к которым относится и Лада Приора 16 клапанов, имеет специализированный датчик холостого хода. Именно этот датчик поддерживает постоянные обороты силового агрегата непосредственно на холостом ходу. Случается так, что автовладелец начинает замечать такую странность, при которой холостой ход скачет в совершенно недопустимых пределах. В данной ситуации следует как можно скорее проверить регулятор холостого хода, а для этого нужно знать, где находится это устройство в вашем авто. После диагностики зачастую выясняется, что нужна замена.


Снятие и проверка регулятора холостого хода

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора к дроссельному узлу…

…и вынимаем регулятор из гнезда дроссельного узла.

…штангенциркулем проверяем расстояние между концом иглы клапана и опорной поверхностью фланца регулятора. Расстояние должно быть не более 23 мм. Это необходимо для того, чтобы не повредить регулятор при монтаже — игла регулятора не должна упираться в седло дроссельного узла. Необходимо учитывать, что если указанное расстояние у нового регулятора больше 23 мм, то втянуть запорную иглу внутрь регулятора удастся только с помощью специального тестера (на СТО). Перед установкой регулятора холостого хода очищаем в дроссельном узле седло клапана, воздушный канал и поверхность под уплотнительное кольцо. Наносим на новое уплотнительное кольцо регулятора тонкий слой моторного масла.

Надежная карбюраторная схема управления мотором давно уже вытеснена гибкой электроникой. Последняя состоит из работающего по определенной программе блока управления и датчиков. Такая тенденция позволила добиться увеличения мощности и снижения расхода топлива. Однако с приходом электроники система управления стала более уязвимой к неисправностям.





Сам себе диагност: почему плавают обороты двигателя на Приоре – теоретический базис

  • отказа сенсора массового расхода воздуха (ДМРВ);
  • выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ);
  • подсоса воздуха;
  • дефектного регулятора холостого хода (РХХ).

Что будет делать двигатель при таком положении дел – поднимать обороты силовой установки, при этом объем впрыскиваемого бензина останется прежним. А это означает, что смесь будет обедняться и мотор начнет плавно глохнуть.

Профилактические меры

Для того, чтобы не столкнуться в будущем с полной неисправностью регулятора, периодически стоит проводить процесс чистки, описанный выше. Насколько часто проводить процесс чистки зависит от того, как активно вы пользуетесь своим транспортным средством. Если автомобиль – рабочий транспорт – рекомендуется раз в год проверять и проводить чистку датчика, если вы пользуетесь им только для себя – достаточно будет раз в два года. Но, конечно же, не забывайте о признаках неисправности детали, если они появились – не откладывайте. Это поможет вам избежать полного выхода детали из строя и наслаждаться качественной ездой.

Вместе с вами мы приходим к выводу, что деталь неприхотлива, проста в своей функциональности и использовании. Не забывайте: своевременное обнаружение неисправности — залог продуктивности работы автомобиля в целом. Полноценная работа двигателя зависит от исправности каждой его составляющей, и, если вы запустите любую деталь, в том числе и датчик холостого хода, — это может привести к более трудоемким процессам ремонта и выходу из строя всего автомобиля.

Важно: проверка датчиков

Ответ на вопрос, почему плавают обороты холостого хода на Приоре, зачастую может быть и таков: неисправен один из трех датчиков (РХХ, ДПДЗ, ДМРВ). Проверить довольно просто:


  • Запустить силовую установку.
  • Отсоединить колодку питания РХХ и проанализировать: частота ХХ осталась прежней или мотор глохнет – датчик под замену. Если частота выросла – сенсор исправен.
  • Восстановить питание регулятора.
  • Скинуть фишку с ДПДЗ и понаблюдать: обороты выросли – ДМРВ исправен; мотор заглох – ДМРВ следует менять.
  • Подключить питание к ДПДЗ.
  • Отсоединить колодку от ДМРВ и проанализировать: частота вращения коленвала увеличилась – ДПДЗ исправен, мотор глохнет – сенсор положения дросселя неисправен.
  • Присоединить фишку к ДМРВ.

Инструкция по замене регулятора заднего хода

Для замены сигнализатора ЗХ нужно приготовить набор ключей и новый прибор. Работы лучше проводить на эстакаде или яме.

Чтобы провести замену нужно выполнить следующие действия:

  1. Отключить питание машины, отсоединив отрицательную клемму на аккумуляторе.
  2. Снять защиту с двигателя.
  3. Отсоединить питающий провод.
  4. Выкрутить старый сигнализатор.
  5. Установка нового прибора осуществляется в обратном порядке.

После установки нужно проверить работу фонарей ЗХ.

Маршрутная карта устранения нестабильного ХХ на ВАЗ 2170

  • Проверить датчики (РХХ, ДМРВ, ДПДЗ) и заменить неисправные.
  • Удостовериться в исправности клапана адсорбера.
  • Если после чистки дроссельной заслонки на моторе ВАЗ 21126 плавают обороты, необходимо убедиться в отсутствии подсоса воздуха через соединения с патрубками.
  • Проверить, цела ли диафрагма в вакуумном усилителе тормозов.

Лада Приора на 16 клапанов, так же как и остальные автомобили с инжектором, оснащена датчиком холостого хода, который предназначается для поддержания постоянных оборотов двигателя на холостом ходу. Если вы заметили, что холостой ход на вашем автомобиле начал скакать в недопустимых пределах, то это веская причина для того, чтобы проверить, а в некоторых случаях полностью заменить регулятор холостого хода.

Симптомы неисправностей РХХ во многом схожи с неправильной работой ДПДЗ. Но во втором случае на неисправность датчика на Приоре указывает лампа Check Engine, так как сигналы от электронной педали газа, регулятора топлива, системы зажигания и пр. проходят через ЭБУ и отражаются на приборной доске, чего не происходит при проблемах с датчиком холостого хода из-за отсутствия интеграции в общую систему.

Неисправности РХХ

Существуют определенные признаки, которые могут помочь определить проблему с датчиком холостого хода:

  • резкое изменение оборотов двигателя;
  • при переключении авто на холостой ход изменений не происходит;
  • при включении дополнительных опций автомобиля обороты резко падают;
  • двигатель автомобиля глохнет, при воздействии на электронную педаль газа в режиме холостого хода.

Среди вероятных причин появления этой проблемы выделяют две: износ направляющей иглы и обрыв контактов, расположенных в середине корпуса регулятора.

Но на этом не стоит заострять внимание, так как чем быстрее будет найден проблемный агрегат, тем меньше вероятность появления более серьезных неисправностей с двигателем.

Чтобы проверить работоспособность этого агрегата на Приоре, нужно знать, где находится датчик холостого хода и как можно до него добраться. Для того чтобы его обнаружить, прежде всего, необходимо поднять капот и снять пластиковый кожух двигателя. Далее нужно внимательно рассмотреть дроссельный узел. Если смотреть по ходу движения автомобиля, то необходимая деталь будет расположена по правую сторону. После того как РХХ обнаружен, можно думать как его снять, проверить и в случае необходимости почистить. Для демонтажа датчика холостого хода понадобится большая и маленькая крестообразные отвертки и телескопическая магнитная рукоять.

Назначение, принцип работы и типичные неисправности датчика ХХ

Такой датчик холостого хода, цена которого не составляет большой суммы денежных средств, в своем составе содержит 2 основных важнейших компонента: шаговый ЭДГ двухполюсного назначения и клапан конусного сечения, которые совмещены между собой. Перемещение клапана (выдвижение или втягивание) происходит по командам электронного блока управления, при этом сечение для прохода воздушной смеси меняется в зависимости от направления движения иглы клапана.

Если игла датчика холостого хода выдвинута максимально вперед, что соответствует нулевому значению шагового индикатора, то смесь не поступает в воздушную магистраль топливной системы. В случае, если игла втягивается, то в топливную систему транслируется воздушный поток, прямо пропорциональный степени открытия иглы и отходу ее от седла клапана.

На нашем интернет-ресурсе размещено фото датчика холостого хода Лада Приора, чтобы неопытный автолюбитель имел представление о внешнем виде и месте размещения данного устройства в силовом отсеке автомобиля.


К дефектам датчика холостого хода Лада Приора следует отнести нижеследующие факты:

Если при эксплуатации транспортного средства слышны перебои в работе силовой установки в режиме холостого хода, то требуется проведение проверки датчика холостого хода автомобиля Приора для выявления конкретного дефекта.

Однако симптоматика дефектов датчика холостого хода аналогична признакам дефектов другого датчика — позиционирования заслонки дросселя, на дефекты которой как раз и показывает транспарант ошибки в двигательной системе. Знакомый большинству российских автолюбителей способ проверки датчика холостого хода состоит в следующем:

Осмотр

После того как деталь снята с автомобиля, можно легко определить и решить, стоит ли его менять на новый агрегат или достаточно просто почистить. Если при визуальном осмотре не обнаружены механические повреждения, и он не вызывает подозрений, можно почистить нагар. Для этого понадобится чистая ветошь и средство для чистки карбюратора. Его нужно залить во все отверстия и протереть чистой тряпкой, после чего дать просохнуть. В случае если на регуляторе обнаружены механические повреждения, его придется заменить новым.

По окончании чистки РХХ или покупке нового регулятора его нужно установить на прежнее место. Установка регулятора холостого хода выполняется так же просто, как и демонтаж, только в обратной последовательности.

После того как регулятор холостого хода установлен, а автомобиль заведен, обороты двигателя достигнут максимальной отметки. Этого пугаться не нужно, так как датчику необходимо подстроиться для нормальной работы. При повторном запуске этого не произойдет, поскольку РХХ будет вставлен в правильный режим.

Читайте также: