Диагностика системы смазки двигателя ваз 21126

Обновлено: 05.07.2024

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
регулировка клапанов ВАЗ Приора , система впуска двигателя ВАЗ Приора , система выпуска газов ВАЗ Приора , система выпуска ВАЗ Приора , система впуска ВАЗ Приора , регулировка клапанов ВАЗ 2170 , система впуска двигателя ВАЗ 2170 , система выпуска газов ВАЗ 2170 , система выпуска ВАЗ 2170 , система впуска ВАЗ 2170 , регулировка клапанов ВАЗ 2171 , система впуска двигателя ВАЗ 2171 , система выпуска газов ВАЗ 2171 , система выпуска ВАЗ 2171 , система впуска ВАЗ 2171 , регулировка клапанов ВАЗ 2172 , система впуска двигателя ВАЗ 2172 , система выпуска газов ВАЗ 2172 , система выпуска ВАЗ 2172 , система впуска ВАЗ 2172 , регулировка клапанов ВАЗ 2173 , система впуска двигателя ВАЗ 2173 , система выпуска газов ВАЗ 2173 , система выпуска ВАЗ 2173 , система впуска ВАЗ 2173 , регулировка клапанов LADA Приора , система впуска двигателя LADA Приора , система выпуска газов LADA Приора , система выпуска LADA Приора , система впуска LADA Приора , регулировка клапанов LADA 2172 , система впуска двигателя LADA 2172 , система выпуска газов LADA 2172 , система выпуска LADA 2172 , система впуска LADA 2172 , регулировка клапанов LADA 2171 , система впуска двигателя LADA 2171 , система выпуска газов LADA 2171 , система выпуска LADA 2171 , система впуска LADA 2171 , регулировка клапанов LADA 2170 , система впуска двигателя LADA 2170 , система выпуска газов LADA 2170 , система выпуска LADA 2170 , система впуска LADA 2170 , регулировка клапанов LADA 2170 , система впуска двигателя LADA 2170 , система выпуска газов LADA 2170 , система выпуска LADA 2170 , система впуска LADA 2170

9. Система смазки

Общие сведения

Система смазки за счет подачи масла к трущимся деталям обеспечивает уменьшение износа трущихся деталей, повышение механического КПД двигателя, охлаждение двигателя маслом и удаление продуктов износа.

На автомобилях система смазки комбинированная - под давлением и методом разбрызгивания. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала. Путем разбрызгивания масла смазываются поршни, поршневые кольца, стенки цилиндров, кулачки распределительного вала.

Система смазки включает в себя: масляный насос с маслоприемником, масляный фильтр, масляный картер, маслоналивную горловину с уплотнительной крышкой, указатель уровня масла и каналы для подачи масла в головке и блоке цилиндров.

Масляный насос служит для подачи масла к трущимся деталям и в масляный фильтр на очистку. Насос - шестеренчатый, с шестернями внутреннего зацепления и редукционным клапаном. Установлен на передней стенке блока цилиндров (со стороны коленчатого вала). Ведущая шестерня (меньшего диаметра) установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала.

Масляный фильтр предназначен для очистки масла от механических примесей. Фильтр – полнопоточный, неразборный, накручивается на штуцер и прижимается к буртику на блоке цилиндров. Фильтр имеет противодренажный клапан, предотвращающий стекание масла из системы при остановке двигателя. Также фильтр снабжен перепускным клапаном, срабатывающим при засорении фильтрующего элемента. Таким образом, масло поступает в масляную магистраль, минуя фильтр.

Вентиляция картера двигателя – принудительная, закрытая. Вентиляция обеспечивает отсос из картера картерных газов через маслоотделитель (в крышке головки блока цилиндров).

Замена моторного масла и фильтра

Внимание:
- Необходимо заливать моторное масло той же марки и состава, что и было залито в двигатель.
- В случае замены моторного масла маслом другой марки необходимо после полного сливания произвести промывку системы смазки специальным промывочным маслом в течение 10 минут. После чего заменить масляный фильтр новым.
- Моторное масло сливать только в заранее подготовленную емкость.

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 17 мм, емкость, в которую будет слито масло.

1. Установить под картер двигателя специально подготовленную емкость. Затем отвернуть пробку сливного отверстия и слить моторное масло.

2. Установить и затянуть пробку сливного отверстия.

3. Используя специальный ключ или от руки отвернуть масляный фильтр.

4. Протереть чистой ветошью поверхность контакта блока цилиндров с масляным фильтром.

5. Нанести тонкий слой моторного масла, которое затем будет залито в двигатель, на уплотнительное кольцо нового масляного фильтра.

6. Установить и затянуть масляный фильтр с усилием от руки.

7. Снять крышку маслозаливной горловины на двигателе.

8. Залить необходимое количество моторного масла в двигатель.

9. Извлечь щуп, протереть его чистой ветошью и вставить обратно. Затем извлечь и проверить уровень моторного масла в двигателе. Уровень должен находиться в пределах рифленой зоны на щупе.

Внимание:
Исключить заливание большего, чем требуется, количества масла, так как это может привести к повреждению всех уплотнительных манжет и/или к вспениванию масла и, как следствие, к падению его давления.

10. Запустить двигатель, проверить его на наличие утечек моторного масла. После нескольких минут работы на холостых оборотах выключить зажигание и снова проверить уровень моторного масла (см. выше). При необходимости, долить масло до требуемого уровня.

Снятие и установка масляного поддона

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 10 мм.

1. Снять защиту двигателя (см. соответствующий раздел).

2. Слить моторное масло (см. выше).

3. Отвернуть три болта крепления пыльника маховика…

…и затем снять его.

4. Отвернуть 16 болтов крепления поддона картера двигателя.

Примечание:
При установке затяжку болтов производить от середины к краям.

Болты крепления поддона картера двигателя

Снятие поддона картера двигателя

6. Снять старую прокладку.

Примечание:
При установке прокладку заменить новой.

7. Установка производится в последовательности, обратной снятию.

Снятие и установка маслоприемника

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 10 мм.

1. Снять поддон картера двигателя (см. выше).

2. Отвернуть два болта крепления маслоприемника к коренной крышке.

3. Отвернуть болт крепления маслоприемника к масляному насосу.

4. Снять маслоприемник.

5. Установка производится в последовательности, обратной снятию.

Масляный насос

Снятие и установка

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 10 мм.

1. Снять заднюю крышку ремня привода ГРМ (см. соответствующий раздел).

2. Снять шестерню коленчатого вала (см. соответствующий раздел).

3. Снять поддон картера двигателя (см. выше).

4. Снять маслоприемник (см. выше).

5. Снять датчик положения коленчатого вала (см. соответствующий раздел).

6. Отвернуть шесть болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров.

7. Снять масляный насос с двигателя.

8. Снять старую прокладку.

Примечание:
Прокладку необходимо всегда заменять после снятия масляного насоса.

9. Установка производится в последовательности, обратной снятию, с учетом некоторых особенностей: после установки масляного насоса необходимо срезать излишки новой прокладки (см. фото ниже).

Разборка, сборка и проверка технического состояния

Для данной операции потребуются следующие инструменты: шестигранник 5 мм.

1. Отвернуть шесть болтов крепления крышки масляного насоса к корпусу.

2. Снять крышку с корпуса насоса.

3. Извлечь из корпуса масляного насоса и его крышки ведущую и ведомую шестерни, как показано на рисунках ниже.

4. Очистить детали масляного насоса.

5. Произвести визуальный осмотр элементов масляного насоса. При обнаружении повышенного износа, трещин и сколов, масляный насос необходимо заменить новым.

6. Измерить толщину ведомой и ведущей шестерен, используя микрометр. Предельно допустимая толщина шестерен: 7,35 мм (ведомой), 7,41 мм (ведущей). Если толщина шестерен меньше предельно допустимой, их необходимо заменить новыми.

7. Уложить в корпус масляного насоса ведущую шестерню. Затем, используя специальную линейку и набор щупов, измерить зазор между шестерней и крышкой насоса. Предельно допустимая величина зазора: 0,12 мм. Если зазор превышает предельно допустимую величину, необходимо заменить шестерню или насос в сборе.

8. Уложить в корпус масляного насоса ведомую шестерню. Затем, используя специальную линейку и набор щупов, измерить зазор между шестерней и крышкой насоса. Предельно допустимая величина зазора: 0,15 мм. Если зазор превышает предельно допустимую величину, необходимо заменить шестерню или насос в сборе.

Примечание:
На зубьях ведущей и ведомой шестерен масляного насоса сняты фаски. При установке ведущую шестерню необходимо сориентировать фасками к корпусу, а ведомую – к крышке масляного насоса.

Датчик давления масла

Снятие и установка

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 21 мм.

1. Снять декоративную крышку двигателя.

2. Отсоединить разъем датчика.

3. Отвернуть датчик давления масла.

4. Установка производится в последовательности, обратной снятию.

Датчик уровня масла

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 10 мм.

1. Отсоединить разъем датчика, отвернуть болт его крепления…

…и извлечь датчик уровня масла.

2. Установка производится в последовательности, обратной снятию, с учетом некоторых особенностей:

Перед установкой нанести на уплотнительное кольцо датчика герметик (см. фото ниже).

При покупке книги в PDF

1. Вы сможете скачать книгу сразу же после оплаты.

2. Книга будет скачана в формате PDF, и Вы сможете загрузить ее на любое устройство.

1. Все книги идеального качества, так как мы работаем с издательствами напрямую.

2. Электронные книги ничем не уступают бумажным и являются их полным аналогом.

3. Офисы нашей компании представлены в Украине, России и Польше, вы всегда можете обратиться к нам по конкретному адресу.

4. Все оплаты на сайте максимально защищены и происходят с помощью мировых платежных систем.


В статье: 1 видео (посмотреть)

Система смазки лада масляный: 1 – приора фильтр; 2 – штуцер масляного фильтра; 3 – клапан редукционный; 4 – масляный щуп; 5 – крышка головки цилиндоров блока; 6 – пробка маслозаливной горловины; 7 – датчик лампы сигнальной аварийногопадения давления масла; 8 – направляющая масляного трубка щупа; 9 – маслоприемник; 10 – корпус масляного ведущая; 11 – насоса шестерня масляного насоса; 12 – ведомая масляного шестерня насоса лада приора; 13 – крышка насоса масляного; 14 – сальник

Система смазки комбинированная: давлением под смазываются коренные и шатунные подшипники вала коленчатого, опоры распределительного вала ваз разбрызгиванием; 2170 — стенки цилиндров, поршни с поршневыми поршневые, кольцами пальцы, кулачки распределительного вала толкатели, priora и стержни клапанов.
Система состоит из картера масляного, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником 9, масляного полнопоточного фильтра 1, датчика давления масла 7 и каналов масляных.
При падении давления масла допустимого ниже в комбинации приборов загорается сигнальная аварийного лампа падения давления масла.
Масляный лада насос приора шестеренчатый, с шестернями 11 и 12 внутреннего расположен, зацепления на переднем торце блока цилиндров priora lada. Ведущая шестерня 11 масляного насоса двух на установлена лысках на переднем конце коленчатого Для. вала уменьшения механических потерь шестерни трохоидальное имеют зацепление. Маслоприемник 9 прикреплен болтами к второго крышке коренного подшипника и к корпусу насоса 2172 ваз. Для ограничения максимального давления в смазки системе на насосе установлен редукционный клапан 3.

Если при работе прогретого до рабочей температуры двигателя на холостом ходу загорается лампа аварийного давления масла, убеждаемся, что:

а) из двигателя не доносятся посторонние звуки (стуки, скрежет), свидетельствующие о проворачивании шатунных или коренных вкладышей или неисправности масляного насоса;

б) в двигатель залито масло в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации;

Проверка давления масла в двигателе при помощи прибора

2. Ослабив затяжку торцовым ключом на 21 мм, выворачиваем датчик аварийного давления масла (показано на 16-клапанном двигателе).



3. Заворачиваем в посадочное место датчика наконечник манометра.

4. Запускаем двигатель и проверяем давление масла. У исправного, прогретого до рабочей температуры двигателя давление масла на оборотах холостого хода должно быть не менее 200 кПа (2,0 кгс/см²).

Если давление ниже, двигатель нуждается в ремонте.

Смазочная система должна обеспечивать надежную работу двигателя путем непрерывной циркуляции через зазоры подвижных сопряжений масла требуемого состояния и качества.

Основными функциями системы являются: снижение потерь энергии на трение; уменьшение износа трущихся сопряжений; вынос из зазоров трущихся сопряжений продуктов износа и их удаление из масла; защита металлических поверхностей двигателя от коррозии; отвод образующейся при трении теплоты; герметизация зазоров между деталями; охлаждение поршней форсированных двигателей.

В ряде двигателей моторное масло применяется в качестве рабочего тела для гидромуфт привода вентилятора и сервомоторов системы регулирования.

В двигателе преобладает трение скольжения, которое подразделяется на сухое, жидкостное, граничное и полужидкостное или полусухое. В различных подвижных сопряжениях двигателя в зависимости от режима работы может создаваться тот или иной вид трения.

В подшипниках коленчатого вала необходимо обеспечивать только жидкостное трение. Масляный слой в них возникает за счет вращения шейки вала, которая увлекает масло во вращательное движение. Попадая в постепенно уменьшающийся объем, масло стремится вытекать во всех направлениях. Этому препятствуют силы вязкости. В итоге в клиновидной части масляного слоя создается гидродинамическое давление, которое отрывает шейку от вкладыша. В подшипниках коленчатого вала автотракторных двигателей минимальная толщина масляного слоя должна быть не менее 5 мкм. В других сочленениях могут быть и другие виды трения. Так, в паре выпускной клапан — направляющая втулка трение близко к полусухому, в паре поршневой палец бобышки поршня — граничное или полужидкостное трение.

Масло может подаваться к трущимся сопряжениям разными способами: под давлением из главной масляной магистрали; разбрызгиванием из специальных форсунок или подвижными деталями КШМ (за счет превращения в масляный туман масла, стекающего в картер); комбинированно, используя два первых способа.

Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, опорам распределительного вала, сочленениям привода МГР, шестерням привода распределительного вала.

Разбрызгиванием масло подается на зеркало цилиндра из отверстия в кривошипной головке шатуна. Также оно разбрызгивается форсунками на днище поршня. Эти форсунки могут быть расположены в верхней головке шатуна или неподвижно в нижней части цилиндра. В масляную полость поршня масло поступает через специальную штангу.

В основе работы системы смазки двигателя автомобиля ВАЗ 2112 (рис 1) лежит следующая схема. Масло из поддона всасывается масляным насосом через маслозаборник и нагнетается в главную масляную магистраль. Если давление в ней выше требуемого, то открывается редукционный клапан, и масло возвращается во впускную полость насоса. Затем масло пропускается через фильтр грубой очистки. Если он окажется засоренным, то об этой нештатной ситуации подается сигнал водителю и откроется перепускной клапан, а масло попадет, минуя фильтр, в главную масляную магистраль, обычно расположенную в картере двигателя. Из нее масло поступает по каналам к высоконагруженным трущимся парам двигателя, а также к вспомогательным узлам и механизмам. При включении и выключении данных узлов для стабилизации давления в системе используются специальные клапаны.

смазочный система автомобиль масло


Рис.1. Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2112: 1 — пробка сливного отверстия поддона картера; 2 — поддон картера; 3 — масляный фильтр; 4 — насос охлаждающей жидкости; 5 — выпускной коллектор; 6 — выпускной клапан; 7 — пружина клапана; 8 — выпускной распределительный вал; 9 — ресивер; 10 — крышка головки блока цилиндров; 11 — впускной распределительный вал; 12 — гидротолкатель; 13 — топливная рампа; 14 — форсунка; 15 — впускной коллектор; 16 — направляющая втулка клапана; 17 — впускной клапан; 18 — головка блока цилиндров; 19 — поршень; 20 — компрессионные кольца; 21 — маслосъемное кольцо; 22 — поршневой палец; 23 — шатун; 24 — блок цилиндров; 25 — крышка шатуна; 26 — коленчатый вал; 27 — приемник

Масляный насос — шестеренчатый, с шестернями внутреннего зацепления, редукционным клапаном. Смонтирован на передней стенке блока цилиндров (со стороны коленчатого вала). Ведущая шестерня (меньшего диаметра) установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни, — 3,40 мм. Осевой зазор не должен превышать 0,12 мм для ведущей шестерни и 0,15 мм — для ведомой. Маслоприемник крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса. Масляный фильтр — полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами.

Система вентиляции картера — закрытая, принудительная, с отсосом газов через маслоотделитель (в крышке головки цилиндров).

Масла, применяемые двигателях, должны удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям: низкая температура застывания, пологая вязкостно-температурная характеристика, высокая степень физической и химической стабильности, минимальное коррозионное воздействие на металлы, отсутствие воды и механических примесей, токсичности и загрязнения окружающей среды.



Нижняя часть подшипников выполнена в корпусе ГБЦ и канавок для смазки не имеет.


При сборке двух этих частей получается подшипник скольжения в центре которого находится шейка распредвала. Естественно что зазор в этих подшипниках строго регламентирован и не должен превышать 0.2мм. Это грозит тем, что масло начнет вытекать через зазор между шейкой распредвала и подшипником. И никакого давления в системе смазки двигателя не будет.
О каком зазоре и о каком скольжении можно вести речь вот с такими шейками распред.валов?))





Надеюсь все те, кто в первые задумает самостоятельно разобрать ГБЦ своей 2112 или Приоры сделает выводы из этой писанины.
Всем бобра 😉

Двигатель ВАЗ 21126 1,6л

Изначально двигатель ВАЗ 21126 стал второй версией базового мотора 2112. В первой модификации 21124 был увеличен объем и соблюдены стандарты Евро-4, но снизился крутящий момент/мощность. Производителю АвтоВАЗ был нужен мощный движок с минимальным ресурсом 200 000 км пробега, поэтому версия 21126 имеет 145 Н*м крутящего момента и 98 л. с. мощности, указанный эксплуатационный ресурс.


Характеристики двигателя 21126

Мотор 21126 является второй версией базового ДВС 2112 из пяти существующих (21124, 21127, 21128 и 21129). Основными задачами разработчиков в данном случае были:

  • увеличить мощность;
  • повысить ресурс;
  • сохранить протокол Евро-4;
  • удержать себестоимость изготовления в разумных пределах.


Нуждались в двигателе с такими характеристиками автомобили Лада Приора, выпуск которых начался в этом же году. Важной особенностью ДВС маркировки 21126 стала комплектация импортными запчастями – облегченная шатунно-поршневая группа от Federal Mogul, ремень и ролики ГРМ производителя Gates.

Осталась прежней схема двигателя:

  • рядный поперечного расположения для переднего привода;
  • 16 клапанов и 2 распредвала по схеме DOCH;
  • гидрокомпенсаторы и фазированный впрыск;
  • объединенный с ресивером впускной коллектор;
  • выпускной катализатор с интегрированным каталитическим нейтрализатором.


Начальная форсировка движков из версии 21124 произведена изготовителем, обеспечен потенциал минимум 50 л. с. мощности для самостоятельного тюнинга.

С учетом вышесказанного технические характеристики версии силового привода АвтоВАЗ 21126 имеют вид:

Изготовитель АвтоВАЗ
Марка ДВС 21126
Годы производства 2007 – …
Объем 1597 см 3 (1,6 л)
Мощность 72 кВт (98 л. с.)
Момент крутящий 145 Нм (на 4000 об/мин)
Вес 115 кг
Степень сжатия 11
Питание инжектор
Тип мотора рядный
Впрыск распределенный с электронным управлением
Зажигание катушка для каждой свечи
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 4
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор объединен с ресивером, полимерный
Выпускной коллектор катализатор
Распредвал 2 шт., метки на шкивах смещены на 2 градуса
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра 82 мм
Поршни облегченные, производитель Federal Mogul
Коленвал от 11183
Ход поршня 75,6 мм
Горючее АИ-95
Нормативы экологии Евро-4
Расход топлива трасса – 6 л/100 км

смешанный цикл 7,2 л/100 км

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный)

У производителя имеется мануал с пошаговыми операциями ТО и ремонта, в котором приводится описание параметров и регламент обслуживания. Поскольку ресурс заявлен с учетом комплектации с конвейера деталями зарубежных производителей, рекомендовано производить капитальный ремонт оригинальными запчастями. Качество отечественных компаний не дотягивает до уровня международных брендов Gates и Federal Mogul.

Конструкционные особенности

По умолчанию двигатель 21126 имеет много общего с мотором 11194, поскольку разрабатывались они одновременно. Базовым вариантом можно считать и 2112, и 21124. Коснулась модернизация практически всех узлов и деталей:



Комментарии: Избранное: 0

Шаг 1

Устройство системы смазки показано на рис. 5.21. Системы смазки всех двигателей, устанавливаемых на автомобили Lada Kalina II, принципиально одинаковы по конструкции. Отличие системы смазки двигателей ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 от остальных – в наличии в головке блока цилиндров каналов подвода масла к гидротолкателям привода клапанов.

Система смазки комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала; разбрызгиванием – стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала, толкатели и стержни клапанов.

Система состоит из масляного картера 15, шестеренчатого масляного насоса с маслоприемником 16, полнопоточного масляного фильтра 19, датчика 7 сигнальной лампы аварийного давления масла и масляных каналов.

При падении давления масла ниже допустимого в комбинации приборов загорается сигнальная лампа аварийного падения давления масла.

Масляный насос шестеренчатый, с шестернями 10 и 11 внутреннего зацепления расположен на переднем торце блока цилиндров. Ведущая шестерня 10 масляного насоса установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Для снижения механических потерь шестерни имеют трохоидальное зацепление. Маслоприемник 16 прикреплен болтами к крышке второго коренного подшипника и к корпусу насоса. Для ограничения максимального давления в системе смазки на насосе установлен редукционный клапан 8.

В данном подразделе описаны работы по замене масла в двигателе и масляного фильтра, снятие и установка, а также ремонт масляного насоса.

СИСТЕМА СМАЗКИ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ, Шаг 2

Шаг 2

Рис. 5.21. Система смазки: 1 – канал в блоке цилиндров для подачи масла в масляную магистраль головки блока цилиндров; 2 – канал в головке блока цилиндров; 3 – пробка маслоналивной горловины; 4 – масляная магистраль в головке блока цилиндров; 5 – распределительный вал; 6 – канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 7 – датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла; 8 – редукционный клапан; 9 – канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 10 – ведущая шестерня масляного насоса; 11 – ведомая шестерня масляного насоса; 12 – канал подачи масла от насоса к фильтру; 13 – противодренажный клапан; 14 – фильтрующий элемент масляного фильтра; 15 – масляный картер; 16 – маслоприемник; 17 – пробка сливного отверстия; 18 – перепускной клапан; 19 – масляный фильтр; 20 – канал подачи масла от коренного подшипника коленчатого вала к шатунному; 21 – канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 22 – главная масляная магистраль

Система смазки двигателя за счет подачи масла к трущимся поверхностям обеспечивает:

  • уменьшение трения и повышение механического КПД двигате­ля;
  • уменьшение износа трущихся деталей;
  • охлаждение деталей двигателя;
  • вынос продуктов износа из сопряжений деталей двигателя.

Система смазки двигателя ВАЗ — комбинированная, т.е. смазывание происходит одновременно двумя способами: под давлением и разбрызгиванием. При температуре масла 85 °С и частоте вращения коленвала 5600 мин-1, давление в системе смазки составляет от 3,5 до 4,5 кгс/см2. При минимальной частоте вращения коленчатого вала (от 850 до 900 мин-1) минимальное давление должно составлять не менее 0,5 кгс/см2. Вместимость системы смазки, включая масло в масляном фильтре, составляет 3,75 л.

blank

Рис. Схема системы смазки двигателя ВАЗ:
1 — масляный насос; 2 — масляный картер: 3 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 4 — горизонтальный канал для подачи масла от фильтра в масляную магистраль; 5 — канал для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6 — канал в шейке коленчатого вала; 7 — передний сальник коленчатого вала; 8 — канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распределителя зажигания; 9 — шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 10 — валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 11 — канал для стока масла; 12 — канал в кулачке распределительного вала; 13 — магистральный канал в распределительном валу; 14 — канал в опорной шейке коленчатого вала; 15 — кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 16 — крышка маслоналивной горловины; 17 — наклонный канал с головке цилиндров; 18 — вертикальный канал в блоке цилиндров; 19 — масляная магистраль; 20 — датчики давления и контрольной лампы давление масла; 21 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 22 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 23 — указатель уровня масла; 24 — масляный фильтр; 25 — перепускной клапан масляного фильтра; 26 — противодренажный клапан

Система смазки двигателя ВАЗ состоит из следующих элементов:

  • масляный картер 2;
  • указатель уровня масла 23;
  • масляный насос 1;
  • приемный патрубок насоса с мелкой фильтрующей сеткой;
  • полнопоточный масляный фильтр 24;
  • редукционный клапан;
  • указатель давления масла;
  • датчики 20 давления масла;
  • контрольной лампы недостаточного давления масла в системе;
  • каналы подвода масла.

Под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, подшипники вала привода вспомогательных агрегатов, подшипник шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания.

Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода распределительного вала, опоры рычагов привода клапанов и стержни клапанов в направляющих втулках.

Циркуляция масла в системе обеспечивается масляным насосом. Насос засасывает масло из картера и по каналу 3 в блоке цилиндров подает его в полнопоточный фильтр 24. Очищенное масло из фильтра, через главную масляную магистраль 19 и каналы 21 в блоке цилиндров, поступает к коренным подшипникам и подшипникам вала привода вспомогательных агрегатов. От коренных подшипников масло через внутренние каналы 22 в коленчатом валу поступает к шатунным подшипникам. Часть масла через отверстия в нижних головках шатунов разбрызгивается и смазывает цилиндры и детали поршневой группы двигателя. Через каналы 17 и 18 в блоке и головке цилиндров, далее через магистральный канал 13 в распределительном валу масло подается к подшипникам и кулачкам вала. Цепь привода распределительного вала смазывается маслом, выходящим из передних опор распределительного вала и вала привода вспомогательных агрегатов.

На блоке цилиндров установлены датчик давления масла и датчик контрольной лампы недостаточного давления установлены. Датчики соединяются с главной масляной магистралью. В момент запуска двигателя зажигается контрольная лампа зажигается, поскольку давление масла в системе надостаточное. При работающем двигателе лампа должна гаснуть. В нектороых случаях лампа может гореть и при нагретом двигателе, когда он работает на малых частотах вращения коленчатого вала при холостом ходе.

Масляный насос

В картере двигателя устанавливается шестеренчатый насос с маслоприемником и редукционным клапаном в крышке. Крепится насос к блоку цилиндров двумя болтами.

В корпусе насоса установлены шестерни: ведущая — неподвижно на валике насоса и ведомая — свободно на оси, запрессованной в корпус. Привод насоса осуществляется цепной передачей от звездочки коленчатого вала на звездочку вала привода вспомогательных агрегатов, который установлен в блоке цилиндров в сталеалюминиевых втулках. Валик имеет винтовую шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней привода масляного насоса и распределителя зажигания, которая вращается в металлокерамической втулке. На последних моделях автомобилей валик привода вспомогательных агрегатов устанавливается также в металлокерамических втулках.

Масляный фильтр

Фильтр полнопоточный, неразборный, навертывается на штуцер блока цилиндров и соединяется каналами с масляным насосом и главной масляной магистралью. Для снятия фильтра используется приспособление А.60312. При установке фильтр рекомендуется завертывать вручную без приспособления. В стальном корпусе фильтра установлен фильтрующий элемент из специального картона. Фильтр имеет противодренажный и перепускной клапаны. Противодренажный клапан не позволяет стекать маслу из системы при остановке двигателя, перепускной — перепускает масло при засорении фильтрующего элемента из насоса в главную масляную магистраль.

Вентиляция картера двигателя

blank

Рис. Схема вентиляции картера двигателя автомобиля ВАЗ: 1 — трубка; 2 — маслоотделитель; 3 — крышка; 4 — шланги; 5 — пламегаситель; 6 — вытяжной коллектор; 7 — фильтрующий элемент; 8 — шланг; 9 — ось дроссельной заслонки; 10 — золотник; 11 — канавка золотника; 12 — калиброванное отверстие.

Вентиляция картера двигателя ВАЗ — принудительная, закрытая, не допускающая выделения картерных газов в атмосферу. Осуществляется за счет разрежения в цилиндрах двигателя.

Система вентиляции картера включает в себя:

  • шланг 4;
  • маслоотделитель 2;
  • вытяжной коллектор 6, размещенный снизу воздушного фильтра.

Из вытяжного коллектора газы далее могут проходить двумя путями:

  • в воздушный фильтр, минуя фильтрующий элемент 7, и через карбюратор в цилиндры двигателя с горючей смесью;
  • через шланг 8 в золотниковое устройство карбюратора и далее в задроссельное пространство карбюратора.

Золотниковое устройство регулирует режим отсоса картерных газов при различной частоте вращения коленчатого вала и состоит из золотника 10 на оси 9 дроссельной заслонки первой камеры и калиброванного отверстия 12. Золотник имеет канавку 11.

При малой частоте вращения коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор незначительное, и основная масса газов отсасывается по шлангу 8 через калиброванное отверстие 12 в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие ограничивает количество отсасываемых газов, и вентиляция оказывает малое влияние на величину разрежения за дроссельной заслонкой.

С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 10 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке 11. Газы отсасываются как по шлангу 8, так и в воздушный фильтр. Общее количество отсасываемых газов увеличивается.

При высокой частоте вращения коленчатого вала (дроссельные заслонки открыты) основная масса газов отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом.

Читайте также: