Дипломная работа на тему техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения ваз 2107

Обновлено: 05.07.2024

В начале выпуска на автомобили устанавливался двигатель модели 2105 с рабочим объемом 1,3 л и зубчато-ременным приводом газораспределительного механизма. Часть автомобилей (в основном экспортных) комплектовалась двигателем модели 21073 с центральным впрыском топлива. В настоящее время эти двигатели не производятся и в данной книге не рассматриваются.

Содержание

1. Введение (назначение, общее устройство, принцип работы,
краткая техническая характеристика) 3

2. Диагностика неисправностей 9

3. Техническое обслуживание и ремонт 12

4. Безопасные условия труда 17

5. Список используемой литературы 23

Прикрепленные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

  1. Введение (назначение, общее устройство, принцип работы,
    краткая техническая характеристика) 3

В начале выпуска на автомобили устанавливался двигатель модели 2105 с рабочим объемом 1,3 л и зубчато-ременным приводом газораспределительного механизма. Часть автомобилей (в основном экспортных) комплектовалась двигателем модели 21073 с центральным впрыском топлива. В настоящее время эти двигатели не производятся и в данной книге не рассматриваются.

Автомобиль ВАЗ-2107 – легковой, пятиместный, четырехдверный, с цельнометаллическим несущим кузовом седан.

Двигатель расположен в передней части автомобиля продольно. Привод сцепления -гидравлический. Коробка передач – механическая, трехвальная, пятиступенчатая (четырехступенчатая на автомобилях ранних выпусков).

Крутящий момент от коробки передач к заднему ведущему мосту передается двухвальной карданной передачей.

Передняя подвеска независимая, многорычажная. Задняя подвеска зависимая, с жесткой балкой, соединенной с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными реактивными штангами.

Рабочая тормозная система автомобиля – с двухконтурным гидравлическим приводом с вакуумным усилителем. Тормозные механизмы передних колес – дисковые, задних – барабанные. Стояночный тормоз – ручной с тросовым приводом на тормозные механизмы задних колес.

Рулевое управление – с травмобезопасной рулевой колонкой и противоугонным устройством.

Более подробно описания систем автомобиля даны в соответствующих разделах.

Количество мест, включая
место водителя

Снаряженная масса, кг

Разрешенная максимальная масса, кг

Допустимая масса груза, перевозимого набагажнике,установленном на крыше, кг

Минимальный дорожный просвет (клиренс)

автомобиляс разрешенной максимальной массой

и шинами 175/70R13, не менее, мм: – до поддона

-до поперечины передней подвески

-до корпуса нейтрализатора -

- до корпуса дополнительного глушителя

-до балки заднего моста

Максимальная скорость, км/ч: – с разрешенной максимальной массой

- с водителем и пассажиром

150 Время разгона с места до скорости 100 км/ч, с: – с водителем и пассажиром

- с разрешенной максимальной массой

Расход топлива на 100 км пути, не более, л: – при скорости 90 км/ч на пятой передаче

- при скорости 120 км/ч на пятой передаче

- при городском цикл

Наименьший радиус поворота по оси следа внешнего переднего колеса, м

Полная масса буксируемого прицепа, кг: – не оборудованного тормозами

Тормозной путь автомобиля с разрешенной максимальной массой при экстренном торможении со скорости 80 км/ч, не более, м

бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

Порядок работы цилиндров

Октановое число бензина

Рабочий объем, л

Максимальная мощность по ГОСТ 14846 (нетто), не менее, кВт (л.с.)

Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, об/мин

Минимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин

Направление вращения коленчатого вала со стороны радиатора

По часовой стрелке

Комбинированная, под давлением и разбрызгиванием

Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией электровентилятором

Система вентиляции картера

Принудительная, с отводом картерных газов во впускной трубопровод

Однодисковое, сухое, с гидравлические, центральной диафрагменной пружиной

Механическая, пятиступенчатая, трехваль всех передачах переднего хода

Передаточные числа на передачах:

Двухвальная, с промежуточной опорой и эластичной муфтой

Передаточное число главной передачи

Независимая, на двойных поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости

Зависимая, с жесткой балкой, соединенной с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными реактивными штангами, с цилиндрически пружинами и телескопическими гидравлическими амортизаторами

Колеса, размер обода

Дисковые, штампованные 5Jx13H2 с вылетом обода 29 мм (допустима установка колес 5 1/2х13Н2 с вылетом обода 25-30 мм)

Шины, конструкция и размер

Радиальные, бескамерные или камерные 175/70R13 или 165/70R13

глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передаточное число- 16,4

трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятниковых и поворотных рычагов

Рабочая тормозная система: -тормозной механизм переднего колеса -тормозной механизм заднего колеса

Дисковый, с двухпоршневой скобой и автоматической регулировкой зазора между колодками и дискомБарабанный, с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном

Привод рабочей тормозной системы

Ножной, гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем, регулятором давления тормозных механизмов задних колес и датчиком аварийного состояния тормозной системы

Ручной, с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес

Однопроводная, отрицательные выводов источников питания и потребителей соединены с кузовом автомобиля (массой)

Номинальное напряжение, В

6СТ-55П, емкость 55А.Ч при 20-часовом режиме заряда

Переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения

372.3701 или 9412. 3701

Постоянного тока, со смешанным возбуждением и электромагнитным тяговым реле

Первым делом рекомендую проверить наличие топлива на входе в карбюратор. Если топливо подается — проверяем сетчатый фильтр и запорную иглу в карбюраторе, не подаётся идём по цепочке дальше — проверяем наличие топлива на выходе из бензонасоса. и т.д. Причиной может быть как отсутствие топлива в баке, так и далее по цепочке:

Что касается обеднения смеси, так это может быть вызвано следующими причинами:

Следующая часто встречающаяся неисправность:

Отсутствие или неустойчивые обороты холостого хода.

  • При исправной работе всех остальных систем карбюратора независимо от модификации, возможны из-за засорения жиклёров и каналов холостого хода, неплотно закрученного электромагнитного клапана, поврежденных резиновых уплотнительных колец винтов качества и количества.
  • При наличии системы ЭПХХ, кроме перечисленных выше, вероятны такие неисправности, как неполное закручувание держателя топливного жиклёра, неисправность блока управления, электромагнитного клапана или других элементов ЭПХХ, повреждение диафрагмы экономайзера.
  • Поскольку переходная система первой камеры совмещена с системой холостого хода, при неустойчивых оборотах холостого хода возможен провал или остановка двигателя при плавном начале движения автомобиля. Засоренные каналы промываются и продуваются после частичной разборки карбюратора. Неисправные детали заменяем.

Повышенные или пониженные обороты, неустойчивая работа двигателя в режиме холостого хода:

  • может быть вызвана всё теми же причинами — неправильные регулировки Х.Х., уровня топлива, либо подсосом постороннего воздуха, а так же износом или неправилбной регулировкой заслонок первой и второй камер карбюратора.

Затрудненый пуск или невозможность холодного пуска двигателя:

  • Возможны при неправильной регулировке пускового устройства,либо изношенности диафрагмы пускового устройства.

Затруднённый пуск прогретого двигателя:

  • Чаще всего связан с переобагащением смеси, повышенным уровнем топлива. Причина — нарушение регулировки поплавкового механизма, либо негерметичность топливного клапана.

Повышенный расход топлива:

Но что касается трёх китов, на которых базируется хороший расход топлива, могу заявить со всей ответственностью:

  • Точная регулировка ГРМ
  • Затем регулировка системы зажигания
  • И в завершении регулировка карбюратора

И не забывайте об общем техсостоянии автомобиля, даже давление в колёсах, равно как и неисправности ходовой части повлёкшие за собой ухудшение наката и дополнительные обвесы и украшения изменяющие аэродинамику вашего авто — всё влияет на расход топлива не в лучшую сторону.

Техническое обслуживание и ремонт

Перед проведением ТО и ремонта автомобиля необходимо выполнить несколько подготовительных операций. Подготовительные операции не сложны, но от них зависят ваша безопасность, время, затрачиваемое на выполнение ТО и ремонта, а также качество работы.

1. Мойка автомобиля. Если имеется возможность, то перед работой автомобиль желательно вымыть снаружи, при необходимости включая днище. Причем, если работа предстоит в моторном отсеке, то и там тоже следует вымыть.

Эту операцию лучше выполнить на неавтоматической мойке. Здесь автомобиль вымоют вручную, предварительно обработав наружную поверхность кузова и моторный отсек специальными моющими составами, удалят грязь из арок колес и с днища кузова струей воды под высоким давлением с последующей сушкой.

При мойке моторного отсека следует избегать попадания воды на колодки, датчики и исполнительные устройства системы впрыска топлива. Следует избегать также попадания воды в генератор и на стартер. В любом случае мойка моторного отсека должна производиться с обязательным отсоединением провода от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.

После мойки указанные выше детали и узлы необходимо тщательно просушить, продув струей сжатого воздуха.

2. Постановка автомобиля:

а) установка автомобиля на ровной горизонтальной площадке. Это может быть гараж с бетонным полом или другим прочным и ровным покрытием, горизонтальная площадка с твердым покрытием в помещении либо вне помещения (асфальт, бетон, деревянный настил) и т.п. Твердое и ровное покрытие позволяет в случае необходимости приподнять любую часть автомобиля на домкрате и надежно установить на подставке (см. ниже п. 3).

Для выполнения работ без вывешивания колес, достаточно:

- зафиксировать автомобиль стоян очным тормозом от самопроизвольного движения. При неисправности стояночного тормоза, а также перед ремонтом тормозной системы для фиксации автомобиля следует воспользоваться противооткатными упорами (“Инструменты, приспособления и эксплуатационные материалы”).

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

 Мастер п/о: Митерева В.М Техническое обслуживание системы охлаждения ВАЗ-2107

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Мастер п/о: Митерева В.М Техническое обслуживание системы охлаждения ВАЗ-2107

1 слайд

Мастер п/о: Митерева В.М Техническое обслуживание системы охлаждения ВАЗ-2107

Цели урока: Обучающая: Способствовать осмыслению и закреплению изученной тем

2 слайд

Цели урока: Обучающая: Способствовать осмыслению и закреплению изученной темы Совершенствовать практические умения и навыки Развивающая: Развивать мышление, сообразительность, информационные компетенции студентов, умения принимать самостоятельные решения Воспитательная: Воспитывать у студентов интерес к предмету и добросовестное отношение к труду Воспитывать навыки самоорганизации и самоконтроля

Формируемые ПК ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы ПК

3 слайд

Формируемые ПК ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания узлов и агрегатов автомобиля ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию

Формируемые ОК ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

4 слайд

Формируемые ОК ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Система охлаждения предназначена для поддержания теплового режима двига

5 слайд

Система охлаждения предназначена для поддержания теплового режима двигателя и отвода теплоты от нагретых деталей, которые нагреваются в результате трения или контакта с горячими парами. В автомобильных двигателях чаще всего применяют жидкостную и реже воздушную систему охлаждения. Система охлаждения ВАЗ-2107

Схема циркуляции охлаждающей жидкости

6 слайд

Схема циркуляции охлаждающей жидкости

Приборы системы охлаждения ВАЗ-2107 Термостат с жидким наполнителем: 1- входн

7 слайд

 Приборы системы охлаждения Водяной насос (помпа) ВАЗ-2107

8 слайд

Приборы системы охлаждения Водяной насос (помпа) ВАЗ-2107

 Приборы системы охлаждения ВАЗ-2107 Вентилятор Шланги

9 слайд

Приборы системы охлаждения ВАЗ-2107 Вентилятор Шланги

 Приборы системы охлаждения ВАЗ-2107 Радиатор Расширительный бачок

10 слайд

Приборы системы охлаждения ВАЗ-2107 Радиатор Расширительный бачок

Приборы системы охлаждения ВАЗ-2107 Радиатор Расширительный бачок Вентилятор

11 слайд

Приборы системы охлаждения ВАЗ-2107 Радиатор Расширительный бачок Вентилятор с электроприводом

 ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ Внешними признаками неисправност

12 слайд

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ Внешними признаками неисправности системы охлаждения являются: -перегрев или переохлаждение двигателя; подтекание охлаждающей жидкости; пробуксовка ремня вентилятора; заедание термостата; повышенный шум при работе водяного насоса, возникающий при выходе из строя его подшипников.

Система охлаждения одна из важных в двигателе. Если она неисправна, то двига

13 слайд

Система охлаждения одна из важных в двигателе. Если она неисправна, то двигатель перегревается или переохлаждается. Диагностирование системы охлаждения осущест­вляется по внешним признакам Перегрев двигателя происходит в результате неисправности не только системы охлаждения, но и систем питания, зажигания и смазки. Недостаточное охлаждение двигателя и, как следствие этого, закипание охлаждающей жидкости в системе может возникнуть от недостаточного количества ее в системе охлаждения, пробуксовки ремня вентилятора при слабом ее натяжении или в результате замасливания, загрязнения или отложения накипи в системе и неправильной работы термостата. Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправной работой термостата или заеданием жалюзи в открытом положении. Грязная или "жесткая" вода (содержащая, много солей) способствует отложению накипи на внутренних стенках рубашки охлаждения и каналах радиатора. Вследствие малой теплопроводности слоя накипи и уменьшения сечения каналов радиатора двигатель перегревается

. Установка для обслуживания систем охлаждения GD-522A Инструменты, примен

14 слайд

. Установка для обслуживания систем охлаждения GD-522A Инструменты, применяемые для технического обслуживания ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Техническое обслуживание системы охлаждения При проведении ежедневного обслу

15 слайд

Техническое обслуживание системы охлаждения При проведении ежедневного обслуживания проверяют осмотром герметичность системы охлаждения; уровень жидкости, и при необходимости доливают воду. В зимнее время при постановке автомобиля на стоянку сливают воду из системы охлаждения и пускового подогревателя, а перед пуском двигателя заполняют систему горячей воды или подключают двигатель к системе подогрева. Кроме того, при ежедневном обслуживании заливают воду в бачок устройства для обмыва ветрового стекла; проверяют уровень и при необходимости доливают масло и картер двигателя. У дизелей необходимо проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регулятора числа оборотов; остановить двигатель и проверить на слух работу фильтра центробежной очистки масла.

При втором техобслуживании необходимо проверить и, закрепить вентилятор, рад

16 слайд

При втором техобслуживании необходимо проверить и, закрепить вентилятор, радиатор, жалюзи и капот; проверить и отрегулировать натяжение приводных ремней; заменить (по графику) масло в карте двигателя, промыть при этом фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и заменить фильтрующий элемент тонкой очистки или очистить элемент центробежной очистки масла; слить отстой из корпусов масляных фильтров; очистить и промыть клапан вентиляции картера двигателя; смазать подшипники водяного насоса и натяжного ролика ремня вентилятора. Во время проведения первого технического обслуживания следует проверить и отрегулировать натяжение приводных ремней; при работе в условиях большой запылённости окружающей среды заменить масло в картере двигателя; слить отстой из корпусов фильтров и очистить от отложений внутреннюю поверхность кожуха фильтра центробежной очистки масла; промыть фильтрующий элемент воздушного фильтра вентиляции картера.

Во время сезонного техобслуживания проверяют осмотром герметичность систем о

17 слайд

Во время сезонного техобслуживания проверяют осмотром герметичность систем охлаждения и отопления, а также пускового подогревателя; промывают систему охлаждения; при подготовке к зиме проверяют состояние и действие пускового подогревателя; Система охлаждения двигателя

Техника безопасности при техническом обслуживании Техническое обслуживание

18 слайд

Техника безопасности при техническом обслуживании Техническое обслуживание автомобилей выполняются в предназначенных для этого местах (постах). Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте сводятся в первую очередь к правильной организации рабочего места и к оснащению его оборудованием, приспособлениями и инструментом, обеспечивающими производительную и безопасную работу. Первой операцией технического обслуживания автомобиля является мойка горячей или холодной водой в специальных помещениях. Каждый пост мойки, находящийся в общем помещении, отделяются от других постов брезентами или ширмами, чтобы вода не попадала на рабочих или оборудование других постов. В зимнее время мыть автомобили следует только теплой водой (не ниже 20 градусов). Помещения для технического обслуживания и ремонта автомобилей должны быть хорошо освещены и оборудованы приточно–вытяжной вентиляцией

 Литература 1. Пехальский А. П. Устройство автомобиля: учебник / А. П. Пеха

19 слайд

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Проверка уровня и плотности жидкости в системе охлаждения:

Операции выполнять в следующем порядке:

1. Для удобства контроля уровня жидкости отстегиваем резиновый ремень, придерживая бачок рукой.

Отворачивать пробку расширительного бачка следует только на холодном двигателе, так как на прогретом двигателе внутри бачка создается избыточное давление.

2. При необходимости открываем пробку бачка и доливаем в него охлаждающую жидкость до требуемого уровня.

Охлаждающая жидкость ядовита, будьте осторожны. При попадании на лакокрасочное покрытие жидкость может вызвать изменение его цвета, поэтому сразу же удалите жидкость ветошью.

Не используйте в качестве охлаждающей жидкости воду, она не содержите своем составе ингибиторов коррозии, плохо смазывает уплотнения насоса и замерзает при отрицательных температурах.

Рисунок 6 Проверка натяжения ремня насоса охлаждающей жидкости

Натяжение ремня проверяется его прогибом между шкивами генератора и насоса или между шкивами насоса и коленчатого вала. При нормальном натяжении ремня прогиб А (рис. 3-61) под усилием 98 Н (10 кгс) должен быть в пределах 10-15 мм, а прогиб В -- в пределах 12-17 мм.

Для увеличения натяжения ремня, ослабив гайки крепления генератора, сместите его от двигателя и затяните гайки.

В процессе эксплуатации автомобиля происходит ухудшение его технического состояния вследствие изнашивания трущихся поверхностей деталей, нарушения регулировочных параметров, старения резинотехнических изделий и другие явления. Для предупреждения неисправностей и повышения срока службы автомобиля он подвергается планово-предупредительному техническому обслуживанию, которое включает в себя смазку, проверку и регулировку узлов автомобиля через определенный пробег. Периодичность технического обслуживания и наименование работ приведены в таблицах 1—1 и 1—2 (см.Рисунки)

1. Смазать петли дверей, тягу привода замка капота
2. Смазать трущиеся части ограничителя открывания дверей, шарнир и пружину крышки люка топливного
бака, торсионы крышки багажника
3. Смазать салазки перемещения сидений
4. Смазать замочные скважины дверей и крышки багажника
5. Смазать ось, пружину и сухарь фиксатора замка двери

1. Смазать винтовые шлицы вала, втулки крышек и шестерню включения
2. Смазать поводковое кольцо привода

Проверить состояние рычагов, шаровых опор, шарниров рулевых тяг, защитных резиновых чехлов и колпачков, кронштейнов буферов сжатия

Промыть и продуть топливный фильтр. Проверить работу экономайзера холостого хода и приборов электропневматики

Прочистить дренажные отверстия порогов, дверей и полостей передних крыльев.
Проверить и при необходимости отрегулировать работу замков дверей

Проверить и при необходимости зачистить контакты прерывателя. Отрегулировать зазор между контактами.
Проверить и отрегулировать установку момента зажигания

Проверить балансировку колес. Переставить колеса по схеме.
Проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних колес

Проверить и восстановить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.
Проверить, нет ли подтеканий жидкости

Проверить и восстановить уровень жидкости в бачке. Проверить, нет ли подтеканий жидкости.
Проверить работу сигнализатора уровня

Проверить и отрегулировать зазоры в механизме привода клапанов. Отрегулировать обороты холостого хода

Очистить и промыть шланги и пламегаситель. Проверить состояние шлангов, крышки сапуна и крепежных элементов

Проверить состояние накладок и при необходимости колодки заменить.
Проверить и отрегулировать ход рычага стояночного тормоза и свободный ход педали тормоза

Регулярно через каждые 500–600 км пробега (или перед каждым выездом) проверяйте уровни масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости в расширительном бачке, тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра, электролита в аккумуляторной батарее, а также давление воздуха в шинах.

Уровень масла в картере двигателя необходимо проверять на холодном неработающем двигателе. Уровень должен находиться между рисками "МIN" и "МАХ" указателя.

Замена масла проводится на теплом двигателе. Для слива отработавшего масла необходимо отвернуть пробку в поддоне картера.

Масляный фильтр меняют, отвернув его с блока цилиндров. Перед установкой нового масляного фильтра его уплотнительное кольцо смазывают моторным маслом. Новый фильтр завертывают до касания уплотнительного кольца блока цилиндров, а затем усилием рук доворачивают его на 3/4

Уровень тормозной жидкости при установленной крышке и новых накладках тормозных механизмов должен доходить до нижней кромки заливной горловины.

Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен быть всегда на 3–4 см выше риски "MIN". Проверку уровня и открытие пробки бачка для доливки жидкости проводите только на холодном двигателе. После доливки жидкости пробка бачка должна быть плотно завернута, так как расширительный бачок при работающем и прогретом двигателе находится под давлением.

В крайнем случае в систему охлаждения можно добавлять чистую воду. Но при этом температура замерзания смеси повышается и снижается коррозионная стойкость алюминиевого радиатора. Поэтому при первой же возможности необходимо выполнить ремонт системы и залить в нее охлаждающую жидкость.

Проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторной батарее описана в подразделе "Аккумуляторная батарея".

Давление воздуха в шинах, включая запасное колесо, проверяется манометром. Рекомендуем периодически проверять манометр на предприятии технического обслуживания.

Если наблюдается постоянное падение давления воздуха в шине, проверьте с помощью мыльного раствора, нет ли утечки воздуха через золотник вентиля. В случае утечки воздуха доверните золотник ключом на конце колпачка, а если это не поможет, замените его новым.

Если давление падает при исправном золотнике, то отремонтируйте шину, используя специальный герметик, прикладываемый к автомобилю.

Чтобы не нарушить балансировку колеса, перед разбортовкой сделайте отметку мелом на шине против вентиля, а при монтаже установите шину по этой метке.

Чтобы избежать повреждения герметизирующего слоя закраины шины, демонтаж и монтаж ее проводите с помощью специального приспособления или на шиномонтажном станке в ремонтной мастерской.

После установки новых шин обязательно отбалансируйте колеса на предприятии технического обслуживания.

При эксплуатации автомобиля с бескамерными шинами избегайте притирания колес к бордюрам дорог и быстрой езды по дорогам с нарушенным покрытием (выбоины, ухабы и т.п.), так как повреждение обода колеса может вызвать потерю герметичности шины и дисбаланс колеса.

Автор: Китаева Светлана Александровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Дзержинский технический колледж"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Техническое обслуживание и ремонт системы питания двигателя автомобиля ВАЗ 2107"
Раздел: среднее профессиональное

Министерство образования Нижегородской области Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение Дзержинский технический колледж
Учебный материал

Тема: «Техническое обслуживание и ремонт системы

Приложение № 1

Сведения из теории
Система питания двигателя предназначена для хранения и очистки топлива, очистки воздуха, приготовления и подвода к цилиндрам горючей смеси, отвода отработавших газов и снижения шума при этом. Горючую смесь образуют пары бензина, смешанные в определенной пропорции с воздухом. Для полного сгорания 1 кг бензина требуется около 15 кг воздуха. Нормальной считается горючая смесь, в которой массовое соотношение бензина и воздуха соответствует норме 1:15. Система питания карбюраторного двигателя включает себя: (Приложение 2) - топливный бак - топливный насос; - воздушный фильтр; - топливный фильтр; - карбюратор; - топливопроводы; - впускной и выпускной трубопроводы; - трубы глушителей; - топливный фильтр; - основной и дополнительный глушители;
Приборы подачи топлива и воздуха

Топливный бак
– представляет собой емкость из тонкой листовой стали или пластмассы и предназначен для хранения запаса топлива, необходимого для определенного пробега автомобиля. Внутри бака для увеличения жесткости и предотвращения резких перемещений топлива установлены перегородки. Изготовлен из освинцованного с двух сторон стального листа и состоит из следующих частей: - заливной горловины с крышкой 12 ; - топливо-заборного устройства с сетчатым фильтром 7; - датчика указателя уровня топлива 6; Кроме того, топливный бак имеет вентиляционную трубку для выхода воздуха из бака при заправке, трубку для слива излишков топлива от карбюратора в топливный бак 9.На автомобиле ВАЗ 2107 топливный бак установлен вертикально в правой стороне багажного отделения на резиновых прокладках и крепится двумя хомутами с болтами. Горловина бака герметично закрыта резьбовой пробкой .
Топливный насос
служит для подачи топлива из топливного бака в карбюратор под давлением. На автомобиле ВАЗ 2107 установлен топливный насос саморегулирующийся, диафрагменного типа. Насос крепится двумя гайками на шпильках к блоку цилиндров через теплоизоляционную проставку с уплотнительными прокладками. Привод насоса осуществляется эксцентриком вала привода масляного насоса и распределителя зажигания. Подача насоса 54 л/ч при частоте качаний 2000 циклов в минуту, а создаваемое давление 0,02 – 0,03 МПа.
Топливный фильтр –
предназначен для очистки топлива, подаваемого из топливного бака к приборам системы питания. В автомобиле ВАЗ 2107 предусмотрена установка топливного фильтра тонкой очистки с бумажным фильтрующим элементом.

дроссельной заслонки вторичной камеры –
обеспечивает открывание и закрытие дроссельной заслонки в зависимости от нагрузки и степени разрежения во входной воздушной горловине карбюратора.
Впускной

трубопровод
– служит для подачи приготовленной горючей смеси в цилиндры двигателя, а
выпускной трубопровод –
для отвода отработавших газов из цилиндров двигателя в систему выпуска газов и глушения шума.
Глушитель –
уменьшает шум при выпуске отработавших газов из цилиндров карбюратора. На автомобиле ВАЗ-2107 устанавливают два глушителя (основной и дополнительный), благодаря чему обеспечивается двойное расширение отработавших газов и более эффективное снижение шума их выпуска. Все детали изготовлены из стойкой нержавеющей стали, а детали дополнительного глушителя – из углеродистой стали.
Принцип работы карбюраторного двигателя
При работе двигателя топливо из топливного бака принудительно с помощью топливного насоса подается в поплавковую камеру карбюратора, предварительно очистившись в фильтре- отстойнике и фильтре тонкой очистки. Одновременно в карбюратор поступает воздух, предварительно очищенный в воздушном фильтре. В карбюраторе топливо смешивается с воздухом в заданной пропорции и образуется горючая смесь, которая по впускному трубопроводу поступает в цилиндры двигателя. В них смесь сжимается, воспламеняется и сгорает, выделяя тепловую энергию, которая с помощью механизмов и систем преобразуется в механическую энергию. В виде крутящего момента она передается на колеса автомобиля, приводя его в движение. Отработавшие газы по выпускному трубопроводу отводятся в атмосферу.

Приложение 2

Схема системы питания карбюраторного двигателя
1 - топливный насос 2 - воздушный фильтр 3 – карбюратор 4 - фильтр тонкой очистки топлива 5 – кнопка управления воздушной заслонкой карбюратора 6 – кнопка управления дроссельной заслонкой карбюратора 7 – педаль управления дроссельной заслонкой 8 - соединительные трубопроводы и бензостойкие шланги 9 - указатель уровня топлива в топливном баке 10 – топливный бак 11- топливозаборный кран 12- топливный фильтр-отстойник 13- глушитель шума выпуска отработанных газов 14 – газоотводящая труба 15 – выпускной трубопровод

Приложение 3

Топливный бак
1 — топливный насос; 2 — шланг от топливного насоса к карбюратору; 3 — карбюратор; 4 — задняя трубка; 5 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 6 — предохранительный щиток; 7 —трубка вентиляции бака; 8 — топливный бак; 9 — прокладки; 10 — хомут крепления топливного бака; 11 — передняя трубка; 12 — фильтр тонкой очистки топлива
Топливный насос
1 – нагнетательный патрубок; 2 – фильтр; 3 – корпус; 4 – всасывающий патрубок; 5 – крышка; 6 – всасывающий клапан; 7 – тяга; 8 – рычаг ручной подкачки; 9 – пружина; 10 – эксцентрик; 11 – балансир; 12 – рычаг механической подкачки; 13 – нижняя крышка; 14 – внутренняя дистанционная прокладка; 15 – наружная дистанционная прокладка; 16 – нагнетательный клапан

«Предварительное определение теоретических знаний по теме

Приложение № 5

Техническое обслуживание системы питания карбюраторного двигателя автомобиля

ТО-1 – 2000 км.

ТО-2 – 15000 км.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ИХ ПРИЧИНЫ


Неисправности Причины неисправностей
Неустойчивая работа двигателя холостом ходу
- нарушение регулировки системы холостого хода; - повышенный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, наличие в ней воды; - нарушения герметичности диафрагмы пускового устройства карбюратора; - заедания дроссельных заслонок и их привода - отрегулировать систему; - проверить правильность установки поплавка с помощью калибра, при необходимости отрегулировать уровень ; - проверить все соединения, подтянуть крепления и устранить негерметичность; - устранить заедания;
Перегрев и снижение мощности двигателя. Выстрелы из карбюратора.
- недостаточная подача топлива в карбюратор; - засорение топливных жиклеров главной дозирующей системы или системы холостого хода; - заедание поплавка или игольчатого клапана в верхнем положении; - пониженный уровень топлива в поплавковой камере; - подсос воздуха в местах соединения карбюратора с впускным трубопроводом или выпускного клапана с головкой блока цилиндров двигателя; - проверить подачу топлива, при необходимости продуть топливо-проводы, очистить сетку бензоприемника, заменить топливный фильтр; - прочистить топливные жиклеры; - устранить заедания - проверить правильность установки поплавка или игольчатого клапана; отрегулировать уровень; - проверить все соединения, подтянуть крепления, устранить негерметичность;
Снижение мощности двигателя. Выстрелы и черный дым из глушителя.

Увеличенный расход топлива.
- изнашивание и неплотное закрытие игольчатого клапана поплавковой камеры или ослабление посадки его седла; - наполнение поплавка топливом при наличии в нем трещин; - заедание поплавка о стенки поплавковой камеры; - разработка жиклеров; - неполное открытие воздушной заслонки; - повышенный уровень топлива в поплавковой камере; - заменить игольчатый клапан, устранить неплотности регулировкой тросового привода. - проверить поплавок, при необходимости – заменить; - устранить заедание поплавка, отрегулировав подгибанием язычка и рычагов поплавка; - замена жиклеров; - отрегулировать открытие воздушной заслонки; - проверить правильность установки поплавка с помощью калибра, при необходимости отрегулировать уровень;
Прекращение подачи топлива в карбюратор
- засорение топливопроводов или фильтра карбюратора; - замерзание воды в топливном баке и топливопроводах; - продуть топливопроводы, промыть или заменить фильтр; - прогреть топливопровод, использовав водяную грелку или обтирочные концы,

ВИДЫ РАБОТ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

ЕО
1.Проверка внешним осмотром состояния топливопроводов и топливного насоса, карбюратора, убедиться в отсутствии подтекания топлива. 2. После прогрева - проверка устойчивости работы двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала резким открытием дроссельных заслонок и быстрым их закрытием. 3. Проверка уровня топлива в баке, при необходимости, его долив. 4. Проверка герметичности системы питания,

ТО-1
1.Проверка внешним осмотром состояния приборов системы питания. 2. Проверка герметичности их соединений, подтягивание всех креплений и соединений для устранения подтекания топлива и подсоса воздуха. 3. Проверка подачи топлива в карбюратор, контрольная проверка расхода топлива при работе двигателя.
ТО-2

1. Проверка:
- крепления и герметичность топливного бака, соединений трубопроводов, карбюратора, топливного насоса;

- действия привода; - полноты закрытия и открытия воздушной и дроссельной заслонок;

- работы топливного насоса (без снятия его с двигателя) при помощи манометра;

- уровня топлива в поплавковой камере карбюратора; - легкости пуска и работы двигателя; - содержания окиси углерода в отработавших газах;

2. Измерение давления, развиваемое топливным насосом. 3. Регулировка карбюратора на малую частоту вращения в режиме холостого хода 4. Промывка фильтрующего элемента. 5. Замена масла в воздушном фильтре 6. Снятие и промывка фильтра-отстойника и фильтра 7 . Осмотр, при необходимости, промывка отстойника топливного насоса от воды и грязи.
СО
- При подготовке к зимней эксплуатации выпускают отстой из топливного бака (или промывают бак), продувают топливопроводы. проверяют карбюратор и топливный насос на специальных приборах.
Производственная деятельность обучающихся на рабочих местах

Очистительные работы

Прочистка жиклеров, клапанов, игл и каналов
Их промывают в чистом керосине или неэтилированном бензине на посту с отсосом воздуха или в вытяжном шкафу. После промывки жиклеры и каналы в корпусе карбюратора продувают сжатым воздухом. Для прочистки нельзя применять проволоку или какие-либо металлические предметы. Не допускается также продувка сжатым воздухом собранного карбюратора через штуцер, подводящий топливо и балансировочное отверстие, так как это приводит к повреждению поплавка.

Проверочные работы

Проверка герметичности соединений
Герметичность соединений топливопроводов, карбюратора, топливного насоса, топливного бака, глушителя проверяют внешним осмотром. При разборке карбюратора рекомендуется соблюдать осторожность, чтобы не повредить прокладки и детали.
Проверка расхода топлива
Карбюратор в сборе проверяют на приборе НИИАТ-489А. Если расход топлива у проверяемого карбюратора заметно отличается от контрольного, необходимы разборка карбюратора и проверка состояния его деталей. Для проверки жиклеров карбюратора на пропускную способность, т.е. на истечение жидкости под определенным напором через жиклер в единицу времени, используют специальные приборы.
Проверка уровня топлива в поплавковой камере
Производится при вертикальном расположении крышки карбюратора, которая устанавливается так, чтобы штуцер подвода топлива был направлен вверх, а язычок поплавка лишь слегка касался демпфирующего шарика игольчатого клапана, не утапливая его в теле клапана. Ход поплавка регулируется отгибанием упора. Если после регулировки перевернуть крышку поплавком вверх, то зазор между поплавком и уплотняющей прокладкой крышки за счет утапливания демпфирующего шарика в теле клапана должен составить 1…2 мм.
Проверка топливного насоса (проверка развиваемого давления)
Для проверки простейшим способом отсоединяют топливопровод на входе в насос, влажным пальцем закрывают входное отверстие и вручную несколько раз подкачивают топливо. Легкое присасывание пальца к отверстию указывает на исправность насоса. Проверка работоспособности топливного насоса производится путем измерения создаваемого им давления и его производительности при испытании на специальном стенде. Давление и минимальная производительность топливного насоса у двигателей автомобилей ВАЗ должна составлять 0,023…0,03 МПа при 2000/мин и 54 л/ч. После прекращения работы насоса на стенде создаваемое им давление должно сохраняться в течение 10 с.
Проверка

токсичности отработавших газов
Уровень концентрации оксида углерода СО в отработавших газах определяют с помощью приборов – газоанализаторов. Токсичность отработавших газов проверяют на двух режимах холостого хода. Такая последовательность диагностирования позволяет оценить работу системы холостого хода и главного дозирующего устройства. Измерение содержания СО в обоих режимах следует проводить не ранее, чем через 30 сек после достижения двигателем установившейся частоты вращения коленчатого вала. В случае необходимости отрегулировать уровень токсичности и обороты холостого хода с использованием винтов количества и качества смеси на карбюраторах.
Регулировочные работы

Регулирование минимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя в режиме

холостого хода
Перед регулировкой необходимо проверить зазоры между электродами свечей зажигания, между контактами прерывателя и зазоры в клапанном механизме. Регулировку выполняют на
хорошо прогретом двигателе, используя упорный винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки первичной камеры карбюратора и винт регулировки качества смеси (при завертывании винта смесь обедняется, при отвертывании – обогащается)

Правильность регулировки проверяют плавным открытием, азатем резким закрытием заслонок карбюратора. Двигатель не долженостанавливаться. Если двигатель останавливается, то немного ввертывают упорный винт до устойчивой работы двигателя.
Регулировка привода управления карбюратором
Выполняют следующим образом:Если при нажатии на педаль до упора в пол дроссельная заслонка карбюратора открывается не полностью, регулировку выполняют изменением тяги при помощи муфты после ослабления контргайки.Отпущенная педаль должна находится на расстоянии 89-95 мм от наклонного пола.
Обслуживание воздушного фильтра
Заключается в смене масла в масляной ванне, промывке фильтрующего элемента и проверке крепления фильтра к двигателю. В сухом воздушном фильтре автомобиля ВАЗ бумажный фильтрующий элемент заменяют через 100 тыс. км. пробега. При эксплуатации автомобиля на очень пыльных дорогах фильтр следует заменять чаще. При замене основного фильтрующего элемента необходимо заменить и фильтрующий элемент вентиляции картера. Через 20 тыс. км пробега надо очищать трубопроводы системы вентиляции картера, в том числе пламенегасителя и золотникового устройства карбюратора.
Крепежные работы
При проверке системы питания внешним осмотром необходимо сначала проверить ее герметичность. Рукой на ощупь убедиться в надежности крепления топливопроводов и приборов: воздушного фильтра, топливного насоса, карбюратора. Эти приборы должны быть герметичными и прочно укрепленными. В местах соединений карбюратора и топливного насоса с топливопроводами подтекание топлива не допускается.

Негерметичность соединения карбюратора с впускным трубопроводом обнаруживают по появлению около соединения пленки топлива, а также по следам копоти, откладывающейся вокруг неплотности при обратных вспышках, происходящих в карбюраторе во время пуска и прогрева холодного двигателя. Сомнительные места подтеканий топлива следует насухо протереть ветошью. После чего подтекания легко обнаруживаются, благодаря способности топлива хорошо смачивать металл. Детали привода (тяги, тросы) управления дроссельными и воздушной заслонками карбюратора должны перемещаться без заеданий. Подтягивать резьбовые соединения следует равномерно, без рывков, в строго определенном порядке для каждого типа двигателя. Затягивать гайки крепления необходимо от центра, постепенно перемещаясь к краям. Подтягивая гайки крепления. Необходимо пользоваться исправными инструментами, подбирая ключи точно по размерам гаек. Не разрешается работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками. Запрещается отвертывание и завертывание гаек ключом больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы.
Смазочные работы

Читайте также: