Егр на камазе где находится

Обновлено: 05.07.2024

Количество автомобилей на дорогах мира стремительно возрастает. Не секрет, что абсолютно любое транспортное средство, оснащенное двигателем внутреннего сгорания, несет за собой угрозу окружающей среде и здоровью человека.

Принцип действия клапана EGR и что это такое

Инженеры и конструктора передовых автомобильных компаний ежедневно работают над усовершенствованием выхлопной системы автомобиля. Во время работы ДВС происходит выброс отработавших газов в окружающую среду, и уже давно известный факт, что эти газы содержат большое количество опасных для здоровья химических соединений. Наиболее вредоносными считаются оксид и диоксид азота. Отклонение концентрации этих веществ в воздухе от нормы провоцирует возникновение целого ряда заболеваний сердечной и дыхательной системы человека.

Наиболее рациональным способом уменьшения токсичности выхлопных газов на сегодняшний день считается применение системы EGR, принцип действия которой заключается в рециркуляции отработавших газов. Возгорание горючей смеси возможно только при высокой температуре и соответствующем давлении. Но, вся загвоздка заключается в том, что именно такие условия являются идеальными и для образования оксида, путем соединения кислорода с азотом.

Клапан EGR позволяет отправлять часть отработанных газов к порции свежего воздуха. Следствием этого становится снижение количества кислорода в смеси. Обедненная смесь нуждается совершенно в другой температуре. Для её возгорания уже не требуется 1400 и более градусов по Цельсию.

Многие водители считают, что клапан EGR уменьшает мощность двигателя, что пагубно сказывается на технических показателях авто. Именно по этой причине система пока что не нашла должного распространения на территории постсоветского пространства. Однако эксперименты и исследования показывают обратное: EGR не уменьшает мощность мотора, а увеличивает. Возможно это путем сокращения количества детонаций в бензиновом силовом агрегате.

Подводя промежуточные итоги, можно отметить, что клапан ЕГР позволяет:

  • Повысить качество сгорания топлива;
  • Уменьшить детонацию в двигателе;
  • Снизить количество выброса вредных веществ;
  • Обеспечить вспомогательный контроль токсичности отработанных газов.

Как осуществляется очистка оборудования

Из-за топлива низкого качества происходит преждевременный выход из строя клапана EGR или другой составляющей этой системы, например, датчика. Уже спустя 50 тысяч пройденных километров клапан может сломаться. Причин на самом деле может быть множество, но чаще всего поломка происходит из-за нагара на поверхности клапана. Нагар нарушает герметичность системы, а также оказывает негативное влияние на качество сигнала поступающего к ЭБУ.

Из-за нестабильной работы холостого хода нередки случаи поломки трансмиссии. Что же делать водителю в подобной ситуации? Решение только одно – регулярно очищать клапан EGR от нагара. Однако стоит помнить, что даже регулярное обслуживание системы не станет гарантом её бесперебойной работы. Чистка клапана от нагара в основном происходит в несколько этапов: помещение компонентов в легкий растворитель, продувка и промывка каналов.

Чистка и основные признаки поломки системы

На первом этапе чистки рециркуляционные каналы помещают в специальный очистительный раствор. В качестве раствора многие опытные водители используют средство для промывки карбюратора. На втором этапе с помощью специальных приспособлений продувают каналы. Проделывать эту работу рекомендуется только при открытом клапане.

Если очистить устройство не удалось, то в таком случае единственным верным решением станет покупка нового экземпляра. Нагар не единственная причина выхода из строя ЕГР. В системе рециркуляции возникает целый ряд других неисправностей связанных с вакуумным усилителем и термоклапанами. Сам клапан считается наиболее уязвимым местом в системе. Кроме засорения и нагара на него постоянно воздействует высокая температура. По этой причине возможны его периодические заклинивания в открытом или закрытом положении.

Клапан ЕГР принцип работы

Клапан ломается, система перестает исполнять свои обязанности, количество оксида азота в отработавших газах превышает все допустимые показатели. Но это не единственная проблема, возникающая из-за поломки EGR. Следующие симптомы принято относить к неисправностям:

  • На холостом ходу отмечается нестабильная работа двигателя;
  • Падение мощности дизеля;
  • Проявление рывков транспортного средства на высоких оборотах;
  • Быстрый износ свеч зажигания и забивка форсунок.

Клапан ЕГР очистка

Существует ли действенный способ определения причины поломки и, какой именно компонент системы вышел из строя? Быстрым и эффективным способом диагностики считается сканирование системы с помощью электронного оборудования. Удовольствие это не из дешевых, но, даже, если есть возможность пройти диагностику, не всегда результат будет положительным. Причина в том, что нет достаточной информационной базы по ошибкам и нет возможности сравнивать фактические и номинальные характеристики элемента.

Клапан ЕГР очистка

Некоторые наиболее распространенные ошибки:

  • Ошибка системы ЕГР — код Р0400;
  • Ошибка клапана ЕГР — код Р1403;
  • Ошибка цепи рециркуляции газов – код Р0403;
  • Ошибка элементов функционирования клапана – код Р0404.

Также часто водители задаются вопросом: где находится клапан EGR? Однозначного ответа дать на этот вопрос невозможно, так как расположение этого элемента в разных марках авто значительно разнится. Но, как правило, клапан всегда располагается возле главного силового агрегата машины. Например, на Опель Астра клапан ЕГР находится под защитной крышкой двигателя в правом углу, а на Опель Омега с правой стороны от распределителя зажигания. В любом случае, если найти этот элемент подкапотного пространства не удается, всегда стоит в первую очередь ориентироваться на трубку, которая подводится к клапану.

В данном фотоотчете речь пойдет о том, как снять трубки системы ЕГР на двигателе ЕВРО-4. В системе ЕГР ЕВРО-3 имеются некоторые различия.
Для начала сливаем охлаждающую жидкость. Если этого не сделать, то можно потерять около 5 литров охлаждающей жидкости, когда будете снимать интеркулер ЕГР. С какой из трубок начинать, разницы нет, каждая со своими заморочками.
Декоративная крышка двигателя наверняка уже снята. Итак, начинаем. Трубка №1:
Доступ к трубке закрывает патрубок, который идет с забора воздуха на компрессор турбины. Снимаем его, для чего с помощью отвертки снимаем хомутики с патрубка, хомутик возле маслоотделителя нажимаем пальцами и стягиваем трубочку, на фото все отмечено кружочками:

Тпепрь можно открутить трубку. Она крепится к двигателю гайками на 12 (очень-очень пригодится трещетка с удлинителем), а к клапану ЕГР - болтами на 10 (крутить их надо очень нежно, хрупкие. Можно сорвать болт и тогда придется его высверливать, как было у меня когда-то). Кроме того, между трубкой и клапаном ЕГР имеется прокладка, следует не дать ей упасть, что она попытается сделать после выкручивания болтов:

Что ж, трубка №1 у нас. Переходим на другую сторону. Трубка №3:
Тут нам доступ к трубке закрывает патрубок впускного коллектора. Снимаем хомутики отверткой:

Теперь нам надо снять дроссельную заслонку. Отворачиваем 3 болта на 10 (пригодится отвертка с головкой):

Нам открывается доступ к двум болтам на 10 третьей трубки ЕГР, которые расположены на нижней части впускного коллектора:

Аккуратно откручиваем их, между ними и впускным коллектором тоже есть прокладочка, извлекаем ее, несмотря на все ее попытки упасть. Теперь откручиваем 2 болта на 10, которые крепят трубку №3 к интеркулеру ЕГР и также извлекаем прокладку:

Третья трубка ЕГРа снята, приступаем к интеркулеру ЕГР (он же трубка №2) и клапану ЕГР.
Для начала откручиваем 4 болта на 12, которые держат интеркулер. Два показаны на фото, два других расположены симметрично, с другой стороны трубки:

Также необходимо снять трубки системы охлаждения, ослабив хомуты отверткой. Вот где они находятся:

Теперь откручиваем 2 болта на 12, которые крепят клапан ЕГР к двигателю:

Снимаем интеркулер ЕГР вместе с клапаном. Теперь зажимаем эту конструкцию в тиски и шестигранником откручиваем три болта, которые крепят клапан к интеркулеру:

На установленном на авто интеркулере этого сделать не удастся, т.к. к одному болту доступа не будет. Болты могут очень сильно прикипеть.
Теперь система ЕГР демонтирована и разобрана. Дальше каждый решает сам что с ней делать. Можно прочистить трубки и клапан (а вот как прочистить интеркулер - большой вопрос) и собрать все на место, можно установить заглушку (-и), вырезав ее по размерам одной из трех прокладок, которые мы снимали и поставив ее (их) вместо прокладки. Но об этом на форуме есть огромнейшая отдельная тема. Собираем все в обратном порядке, заливаем охлаждающую жидкость. Вот собственно и все, всем удачи на дорогах.

Николай такой вопрос, слюдяная прокладка под клапаном ЕГР сплошная или сектор вырезан? Я снял клапан( кстати на авто, никаких проблем открутить болты не было) и увидел, что у прокладки не хватает 1см обода, но так ровно, что кажется, что это заводская форма, вырезал из паранита новую. Пока ничего не произошло, но до этого 2 раза загоралась Р0400.

Начальник ГИБДД Клана

Николай такой вопрос, слюдяная прокладка под клапаном ЕГР сплошная или сектор вырезан? Я снял клапан( кстати на авто, никаких проблем открутить болты не было) и увидел, что у прокладки не хватает 1см обода, но так ровно, что кажется, что это заводская форма, вырезал из паранита новую. Пока ничего не произошло, но до этого 2 раза загоралась Р0400.

если речь о прокладке между клапаном и интеркулером, то она по форме клапана, крепится теми же болтами, что и клапан. Мне вот интересно как ты подобрался к третьему болту клапана - ведь между ним и двигателем места практически нет.

николай. если не сложно ответте.
глушили ли вы егр.
загорался ли после заглушки чек.
заранее спасибо.

Начальник ГИБДД Клана

Я заглушил ЕГР. Сначала глушил его между интеркулером и третьей трубкой. Потом перенес заглушку, поставив ее между первой трубкой и клапаном. Сделал это из соображений, что заглушка должна стоять до клапана, а не после него, чтобы он не засирался. Когда разбирал трубки, обратил внимание, что картерные газы идут не только во впускной коллектор, но и по трубкам ЕГР в обратном направлении до клапана. Потому поставил вторую заглушку в конце системы ЕГР, между третьей трубкой и впускным коллектором. Заглушки убирать не буду. Когда все разобрал, интеркулер и третья трубка находились в плачевном состоянии. И если трубку очистить получилось, то интеркулер - нет. Вот и стоит он - загаженый и заглушенный, чтобы двигатель не засирать. Ошибок у меня не выскакивало ни в одном случае.

если речь о прокладке между клапаном и интеркулером, то она по форме клапана, крепится теми же болтами, что и клапан. Мне вот интересно как ты подобрался к третьему болту клапана - ведь между ним и двигателем места практически нет.

Да именно эта прокладка, значит у меня вырвало кусок, или корейцы из каких то соображений отрезали))) Подобрался очень просто ключ шестигранник согнут на 70-80 градусов, не знаю как то вообще даже не заметил как открутил.

Черный пиарщик клана

Начальник ГИБДД Клана

Вчера разговаривал с одним знакомым. Он очистил интеркулер ЕГРа так: на снятом интеркулере через его отверстия пшикал очистителем карбюратора, продувал компрессором, потом погрузил его на сутки в емкость с бензином, достал, снова пшикал очистителем карбюратора, продувал компрессором. По его словам, все очистилось очень хорошо.

В данном фотоотчете речь пойдет о том, как снять трубки системы ЕГР на двигателе ЕВРО-4. В системе ЕГР ЕВРО-3 имеются некоторые различия. Для начала сливаем охлаждающую жидкость. Если этого не сделать, то можно потерять около 5 литров охлаждающей жидкости, когда будете снимать интеркулер ЕГР. С какой из трубок начинать, разницы нет, каждая со своими заморочками. Декоративная крышка двигателя наверняка уже снята. Итак, начинаем. Трубка №1: Доступ к трубке закрывает патрубок, который идет с забора воздуха на компрессор турбины. Снимаем его, для чего с помощью отвертки снимаем хомутики с патрубка, хомутик возле маслоотделителя нажимаем пальцами и стягиваем трубочку, на фото все отмечено кружочками: Тпепрь можно открутить трубку. Она крепится к двигателю гайками на 12 (очень-очень пригодится трещетка с удлинителем), а к клапану ЕГР - болтами на 10 (крутить их надо очень нежно, хрупкие. Можно сорвать болт и тогда придется его высверливать, как было у меня когда-то). Кроме того, между трубкой и клапаном ЕГР имеется прокладка, следует не дать ей упасть, что она попытается сделать после выкручивания болтов: Что ж, трубка №1 у нас. Переходим на другую сторону. Трубка №3: Тут нам доступ к трубке закрывает патрубок впускного коллектора. Снимаем хомутики отверткой: Теперь нам надо снять дроссельную заслонку. Отворачиваем 3 болта на 10 (пригодится отвертка с головкой): Нам открывается доступ к двум болтам на 10 третьей трубки ЕГР, которые расположены на нижней части впускного коллектора: Аккуратно откручиваем их, между ними и впускным коллектором тоже есть прокладочка, извлекаем ее, несмотря на все ее попытки упасть. Теперь откручиваем 2 болта на 10, которые крепят трубку №3 к интеркулеру ЕГР и также извлекаем прокладку: Третья трубка ЕГРа снята, приступаем к интеркулеру ЕГР (он же трубка №2) и клапану ЕГР. Для начала откручиваем 4 болта на 12, которые держат интеркулер. Два показаны на фото, два других расположены симметрично, с другой стороны трубки: Также необходимо снять трубки системы охлаждения, ослабив хомуты отверткой. Вот где они находятся: Теперь откручиваем 2 болта на 12, которые крепят клапан ЕГР к двигателю: Снимаем интеркулер ЕГР вместе с клапаном. Теперь зажимаем эту конструкцию в тиски и шестигранником откручиваем три болта, которые крепят клапан к интеркулеру: На установленном на авто интеркулере этого сделать не удастся, т.к. к одному болту доступа не будет. Болты могут очень сильно прикипеть. Теперь система ЕГР демонтирована и разобрана. Дальше каждый решает сам что с ней делать. Можно прочистить трубки и клапан (а вот как прочистить интеркулер - большой вопрос) и собрать все на место, можно установить заглушку (-и), вырезав ее по размерам одной из трех прокладок, которые мы снимали и поставив ее (их) вместо прокладки. Но об этом на форуме есть огромнейшая отдельная тема. Собираем все в обратном порядке, заливаем охлаждающую жидкость. Вот собственно и все, всем удачи на дорогах.

Так в каких лучше местах заглушки поставить, чтоб весь такт чист был, желательно без слива жидкости. Так как машина новая 2000 пробега, думаю интеркулер еще не закакало).

клапан егр

Современные государственные стандарты предъявляют высокие требования к уровню экологичности автомобилей, которые работают за счет двигателя внутреннего сгорания. Один из узлов транспортного средства, который обеспечивает меньший выброс в атмосферу вредных веществ вместе с выхлопными газами – клапан EGR (ЕГР). Поговорим более подробно, что это такое, где находится, для чего нужно и как работает.

Клапан ЕГР что это такое и где он находится

Клапан EGR - что это такое и для чего он нужен

Зачем же ЕГР стали устанавливать на транспортные средства? Дело в том, что большинство современных ДВС используют режимы работы, при которых в топливной смеси повышено содержание воздуха. Как правило, они используются для экономии топлива. В обычном режиме работы кислород полностью расходуется на окислительную реакцию с горючим (то есть горение). Однако в определенных режимах работы ДВС он поступает в цилиндры с избытком. В результате часть химического соединения начинает реагировать не с топливом, а с азотом, содержащимся в атмосферном воздухе. Следствием такой реакции является появление оксида и диоксида азота.

Эти вещества могут оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека, поэтому во многих государствах производители автомобилей должны стремиться к минимизации их выброса. Такие требования и послужили причиной появления клапана ЕГР. На сегодняшний день он используется во всех типах двигателей:

  • бензиновых;
  • дизельных;
  • газовых.

На турбированные бензиновые двигатели (но не на турбодизели) ЕГР не устанавливают. Это обусловлено тем, что такие моторы и так в большинстве случаев работают на средних оборотах. Обеднение топливной смеси понизило бы их еще больше, что привело бы к потере мощности. Поэтому на турбированных ДВС с оксидом азота борются иначе – охлаждают поступающий в цилиндры воздух (реакция окисления азота происходит только при очень высоких температурах).

Клапан EGR - что это такое и для чего он нужен

Однако клапан выполняет и другую важную функцию – стабилизирует работу автомобильного двигателя. Это необходимо:

  • при прогреве мотора;
  • при работе ДВС в условиях стабильной нагрузки на постоянных оборотах;
  • при работе ДВС в условиях повышенного или пониженного атмосферного давления.

Благодаря такой стабилизации не только становится ровнее работа двигателя, но и несколько снижается расход топлива.

Похожие статьи

Следует отметить, что оксид и диоксид азота вредят не только человеку. Это довольно едкие вещества и при их переизбытке происходит вымывание тонкого масляного слоя в цилиндре, что ведет к его износу. Поэтому еще одна задача клапана – предотвращать возникновение подобного явления. И, как следствие, преждевременного износа мотора машины.

Стоит ЕГР неподалеку от впускного коллектора (во многих случаях закреплен непосредственно на последнем).

Принцип работы клапана ЕГР

Функционирование клапана основано на взаимодействии с устройством ЭБУ и датчиков. Рассмотрим, как ведет себя ЕГР в различных ситуациях.

  • Прогрев. Во время прогрева в цилиндры поступает обогащенная смесь, что в данном случае является излишним. Датчики считывают это и передают информацию на ЭБУ. Блок, в свою очередь, приоткрывает ЕГР и впускает немного отработавших газов (ОГ) обратно в цилиндр. В результате топливная смесь обедняется, поскольку в ней понижается количество кислорода.
  • Постоянные обороты. При стабильной работе мотора на постоянных оборотах (например, на круиз-контроле) ЭБУ также дает команду на открытие клапана. Отработавшие газы начинают поступать в цилиндры, смесь обедняется. Это делается с целью экономии топлива и для снижения выбросов в атмосферу.

Как можно заметить, принцип работы узла довольно прост.

Устройство клапана

Клапан состоит из следующих элементов.

  • Корпус. Представляет собой металлическую коробку с двумя трубками. Один из них подсоединяется к впускному, а второй к выпускному клапану. Изготавливается из термостойких материалов, так как температура отработавших газов очень высока (обычно из особых сплавов стали).
  • Заслонка. Представляет собой металлический диск с прокладками, который перекрывает доступ выхлопных газов во впускной клапан.
  • Электродвигатель. Представляет собой подпружиненный электромагнит, который открывает заслонку клапана в нужный момент по команде, поступающей от ЭБУ.
  • Охладитель. Представляет собой воздушный радиатор или омыватель, соединенный с системой охлаждения транспортного средства. Необходим для корректной работы узла, так как тот достигает очень высоких температур. Используется не на всех моделях авто.

Кроме того, в совокупности с ЕГР работает целый комплекс датчиков. Некоторые из них не являются конструктивными элементами клапана, однако выполняют важную роль в его функционировании. Пожалуй, главный – лямбда-зонда. Он расположен в выпускном коллекторе и определяет содержание кислорода в выхлопах (а значит, и степень обогащения смеси). Также в работе ЕГР используются датчики:

  • положения заслонки клапана;
  • температуры выхлопов;
  • давления отработавших газов.

ЕГР может быть установлен и на автомобили старых моделей, в которых отсутствует ЭБУ. На них использовали так называемый вакуумный клапан. Его открытие контролирует не ЭБУ, а подпружиненная диафрагма, которая располагается в специальной вакуумной камере и жестко связана с заслонкой. При достижении определенного давления отработавших газов на заслонку диафрагма прогибается и клапан приоткрывается. Газы поступают в цилиндр и обедняют топливную смесь.

Неисправности клапана EGR

О неисправностях узла могут свидетельствовать следующие внешние признаки:

  • во время разгона происходят рывки;
  • при работе мотора на холостом ходу он слишком сильно дрожит;
  • происходит существенное снижение мощности;
  • на приборной панели загорается значок, свидетельствующий о неисправности двигателя (check engine);
  • выхлоп становится темнее (иногда – практически черным);
  • значительно увеличивается расход горючего.

Загрязнение может произойти не только естественным путем, но и из-за неисправностей в системе смазки. При проблемах с ней масло подтекает и появляется в области головки цилиндроблока. Его испарения приводят к более интенсивному нагару.

Еще одна причина, по которой узел может работать неправильно – это неисправность лямбда-зонда. Датчик некорректно отвечает за определение уровня содержания кислорода в выхлопах, в результате чего ЕГР тоже функционирует некорректно. Решается проблема заменой лямбда-зонда.

Нередко причиной проблем может служить нарушение контактов узла. Чаще всего оно происходит из-за оплавления прокладок или разъема. В результате этого часть сигнала, который поступает на узел с ЭБУ, попросту не доходит до него. Как следствие, клапан начинает работать некорректно. Решают проблему заменой разъема или ЕГР.

Также неприятности могут возникнуть из-за физического износа ЕГР. Он постоянно работает в условиях очень высокой температуры, в результате чего может выйти из строя. В таком случае требуется полная замена узла.

Следует отметить, что ресурс у узла довольно большой. В среднем его хватает на 150 000 – 200 000 километров пробега. Поэтому в большинстве случаев необходима не замена, а именно чистка.

Замена или чистка клапана ЕГР

Для того, чтобы провести чистку, потребуется выполнить следующие действия:

  • демонтировать ЕГР;
  • визуально проверить наличие грязи;
  • аккуратно удалить слой копоти проволокой или тонкой отверткой;
  • залить в устройство бензин, растворитель или специальное чистящее средство;
  • вытряхнуть остатки грязи;
  • промыть клапан бензином;
  • установить его на прежнее место.

чистим клапан егр

В разных моделях автомобилей конструкция ЕГР сильно отличается. Это влияет и на чистку. Из некоторых клапанов почти всю грязь можно удалить вручную. В других большая часть загрязнений устраняется растворителем, так как доступ к внутренней части корпуса затруднен.

Что касается замены клапана, то ее проводят далеко не все автомобилисты ее проводят. Во многом это обусловлено высокой стоимостью нового ЕГР. Вместо замены клапан отключают. Это требует:

  • перепрошивки ЭБУ;
  • установки в корпус ЕГР вместо заслонки стальной заглушки не тоньше 3 – 4 мм.

В результате подобных действий отработавшие газы перестают поступать в цилиндр. Таким образом, обеднения смеси не происходит. Конечно, стабильность функционирования двигателя при этом несколько снижается. Однако ездить с отключенным узлом вполне можно.

О клапанах EGR рассказано многое, но далеко не всё. Мы постарались рассказать о трех существующих типах клапанов EGR, об особенностях их устройства и диагностики.

Почти все владельцы автомобилей считают, что система EGR нужна для того, чтобы портить им жизнь и снижать ресурс двигателя. На самом деле это не так. Вкратце напомним о ее назначении.

Система EGR – exhaust gas recirculation – рециркуляция отработавших газов (РОГ) – служит для перенаправления отработавших газов обратно во впуск. Отработавшие газы не имеют в своем составе ни топлива, ни окислителя (кислорода), поэтому они не участвуют в горении. Т.е. в цилиндрах они, грубо говоря, просто занимают место. Зачем это нужно?

В первую очередь на дизельном двигателе, который способен работать на очень бедной топливо-воздушной смеси, отработавшие газы занимают место свежего воздуха. Меньше воздуха – значит в камере сгорания меньше кислорода, поэтому меньше очагов горения. Ведь кислород не только окисляет топливо, но и при больших температурах (порядка 1370 градусов) кислород взаимодействует с азотом с образованием вредных оксидов.

Кроме того, инертные отработавшие газы просто впитывают в себя избыточное тепло, тем самым снижается температура в камере сгорания.

Роль системы EGR на бензиновом двигателе такая же – снизить долю кислорода, снизить температуру в цилиндрах. Но бензиновый двигатель способен работать только на стехиометрической смеси, т.е. смеси, в которой количество кислорода ровно столько, сколько необходимо для полного окисления бензина. Поэтому объемы рециркуляции ОГ на бензине не такие большие, как на дизеле, где горение фактически регулируется подачей топлива, а объем кислорода не так важен.

Также система EGR способна на несколько процентов улучшить топливную экономичность бензинового двигателя, т.к. благодаря тому, что присутствие отработавших газов в цилиндрах позволяет снизить расход воздуха, а значит и расход топливо. Т.е. отработавшие газы позволяют готовить и сжигать чуть меньше стехиометрической топливовоздушной смеси.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть обзор клапанов EGR.

Мифы про работу системы EGR

Типы клапана EGR по управлению

Любой клапан предназначен для регулирования потока чего-либо путем открытия, перекрытия или закрытия канала или трубопровода. Клапан EGR осуществляет регулирование потока отработавших газов во впускной тракт двигателя внутреннего сгорания. Механическая часть клапана EGR чаще всего представляет собой шток с игольчатым или тарельчатым клапаном, через который при открытии проходят отработавшие газы. Непосредственно за приведение в движение штока клапана EGR отвечают механизмы трех типов.

Вакуумный клапан EGR

Самые первые клапаны EGR имели пневматический или вакуумный привод. В этом случае шток приводится от диафрагмы, к которой прикладывается усилие от разряжения. Самые ранние варианты таких клапанов были самоуправляемыми. Разряжение во впускном коллекторе через трубки воздействовало на диафрагму, так могло учитываться давление газов в выпускном коллекторе. Самые ранние системы нередко имели возможность контроля или самодиагностики при помощи датчика дифференциального давления, реагирующего на поток отработавших газов. Позже некоторые производители начали устанавливать потенциометры на корпуса диафрагм таких клапанов.

На следующем этапе развитии системы EGR клапан перешел под управление электровакуумным клапаном (клапан N18 на VAG), который подчиняется блоку управления и поэтому работает по определенной программе. В электровакуумном клапане находится электромагнитная катушка, которая перемещает шток клапана, включенного в вакуумную линию.

Конструктивно клапан EGR с диафрагмой почти никогда не имеет обратной связи. Тем не менее, некоторые производители предусматривают способы контроля и диагностики работы системы рециркуляции. О том, поступают и ли отработавшие газы во впуск, блоку управления расскажет датчик абсолютного давления (ДАД) или датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), а также, на бензиновом двигателе, лямбда-зонд.

ДАД может зафиксировать несоответствие расчетного давления и фактического давления во впуске.

ДМРВ в свою очередь может зафиксировать несоответствие реального расхода воздуха заданному.

Таким образом, присутствие или отсутствие отработавших газов во впуске в любом случае отражается на давлении и расходе воздуха.

В целом, такая система управления клапаном EGR не отличается высокой точностью. Поэтому двигатели, соответствующие нормам Евро-3 и выше, получили более послушные клапаны EGR.

В большинстве случаев такие клапаны нуждаются только в чистке, разрушение диафрагмы происходят крайне редко. Также сбои и некорректная работа происходят из-за подклинивания штока в управляющем электровакуумном клапане.

Клапан EGR с шаговым электродвигателем

Следующий этап развития – клапан EGR с шаговым мотором. В шаговом электродвигателе ротор не вращается постоянно, а перемещается на определенный угол – шаг. Усилие ротора прикладывается к штоку через небольшой редуктор, с помощью которого поворот ротора превращается в поступательное движение штока. Таким образом по команде ЭБУ шаговый электродвигатель может очень точно перемещать шток клапана. Распознать клапан EGR с шаговым электромотором можно по присутствию 6-ти пинов в его разъеме – 2 плюса на обмотки и 4 минуса для управления шаговым двигателем.

Интересная особенность такого клапана EGR – это отсутствие обратной связи по его положению. При включении зажигания блок двигателя инициализирует этот клапан. Т.е. принудительно задает начальное положение и принимает его за точку отсчета. Далее при работе двигателя блок управления от этого положения отсчитывает шаги для открытия клапана EGR.

Но на практике в случае подклинивания клапана блок управления совершенно без проблем за нулевое положение может принять и открытое положение клапана. При этом, как правило, никаких ошибок по работе системы не появляется. Увидеть заклинившее положение клапана можно по последствиям такой неполадки: недостаточному разряжению во впуске или низкому расходу воздуха, по отрицательной коррекции топливной смеси.


Проверка клапана с шаговым электродвигателем

Как правило, питание на такой клапан подается по двум центральным проводам (пинам). Соответственно, на них должно быть напряжение при включении двигателя.

Обмотки шагового электродвигателя можно проверить по сопротивлению. Для этого сопротивление нужно мерить между центральным пином и соседними. В зависимости от производителя номинальное значение варьируется. Например, на клапанах EGR Mitsubishi это значение 20-24 Ома, на клапанах EGR Mazda – 12-16 Ом. Вообще сопротивление обмоток должно быть одинаковым.

Клапан EGR с электромотором и обратной связью

Самый совершенный и удобный привод клапана EGR – электромагнитом или электромотором при наличии датчика положения самого клапана. Непосредственно шток клапана приводится через редуктор.

Распознать такой клапан EGR можно по его электрическому разъему: в нем 5 пинов. 2 пина на питание электромотора/электромагнита, 2 пина на питание датчика, 1 пин на сигнал с датчика положения.

Питание электромотора приходит по двум проводам большего сечения. Расположение пинов в разъемах во многих случаях разное.

Читайте также: