Где находится кпп ваз 2108

Обновлено: 08.07.2024

Диагностика КПП

Шумы, вой шестерен в коробке, при этом рычаг коробки находится в нейтральном положении.
Повышенные шумы при работе КПП могут быть вызваны такими причинами:

  • Низкий уровень масла, либо масло требует замены. Сливаем старое и заливаем Новое масло нужной марки. Проверяем старое масло из коробки на наличие металлических частиц либо воды;
  • Изношены подшипники первичного вала коробки;
  • Возникли дефекты зубьев шестеренок;
  • Произошло осевое смещение одного или нескольких валов;
  • Шум так же возможно возникает при изменениях крутящего момента вала двигателя. Проверьте, меняя величину оборотов на холостом ходе, и проследите, исчезает шум или нет.

Устраняем неисправности заменой (либо добавлением масла) или заменой изношенных частей.
Затрудненное переключение — может означать:

  • Неполное выключение при нажатии на педаль сцепления;
  • Поломался механизм переключения;
  • Возник дефект шарнира;
  • Ослабли винты, крепящие шарнир или рычаг штока переключения;
  • Изогнулся рычаг переключения;
  • Деформирована тяга привода управления самим механизмом переключения либо реактивная тяг;
  • Нарушение регулировки привода переключения.

Тут необходимо отрегулировать либо заменить поврежденные или неисправные детали КПП.
Не переключаются передачи 1-я – 2-рая, 3-тья – 4-тая либо 5-тая — задний ход (переключаемые при помощи одной вилки).Произошло смещение в корпусе КПП втулок фиксатора штока данных передач
Самопроизвольное выключение (слышен хруст при переключении) происходит по причинам:

  • Повреждения и износа зубьев шестеренок и муфт;
  • Повышенная вибрация агрегата на крепящих опорах;
  • Не полное включение из-за нарушенной регулировки привода;
  • Выключение 3-4-5 передач самопроизвольно происходит при ослаблении гайки вторичного вала;
  • Поломались пружинки фиксаторов штоков;
  • Износились штоки передач;
  • Деформированы и изношены вилки.

Требуется заменить все поврежденные или изношенные детали, отрегулировать сам привод.
Шумы либо хруст, слышимые при включении — возникают по следующим причинам:

  • Неполное включение или поломка сцепления
  • Изношено блокирующее кольцо синхронизатора
  • Хруст, слышимый при переключении заднего хода – означает поломку сцепления

Низкий уровень масла КПП возникает из-за утечки масла:

  • Изношенный сальник первичного вала;
  • Повреждения сальников приводов (так называемых ШРУСов);
  • Поврежденный сальник штока переключения;
  • Нарушение уплотнения валика либо прокладки привода спидометра;
  • При ослаблении крепления или повреждениях прокладки либо герметика в стыках крепления крышки к корпусу;
  • Повреждена резьба сливной пробки;
  • Протечка через датчик заднего хода;
  • трещины в корпусе либо крышке 5-той передачи.

Устраняем причину заменой поврежденных или изношенных деталей.

Возникает стук при движении с места либо при переключениях:

Устраняем, заменив изношенные или поврежденные детали

Шум, возникающий на любой передаче при разгоне либо торможении двигателем:

Шум, нарастающий на повышенной передаче:

  • Неисправность верхнего подшипника вторичного вала

Если шум нарастает на пониженных передачах, это означает:

  • Неисправность нижнего подшипника вторичного вала

Происходят рывки при перемещении автомобиля задним ходом:

Предупреждение: Когда при ремонте КПП заменялась одна из перечисленных деталей: корпус сцепления или КПП, корпус дифференциала либо подшипники дифференциала, необходимо подбирать регулировочные колечки подшипников дифференциала.

К сведению: В этом разделе описывается ремонт пятиступенчатой КПП (представляющей собой, конструктивное преобразование четырехступенчатой) в устройстве более сложной, тем не менее, наиболее распространенной.

Разборка КПП своими руками

Цена ремонта КПП на сто со снятием и установкой колеблется в пределах полутора тысяч гривен, а качество сборки не всегда гарантируется. Желаете сэкономить – проведите ремонт своими руками.
Итак:

  • Снимаем КПП с автомобиля. Очищаем КПП от грязи, моем ее снаружи.
  • Устанавливаем КПП в положении вертикально вверх. Откручиваем гайки, крепящие заднюю крышку КПП (их шесть)
  • Отворачиваем болт крепления, снимаем кронштейн троса выключения сцепления
  • Аккуратно, ударами молотка (лучше резинового) сдвигаем с места крышку коробки.
  • Производим снятие задней крышки с корпуса коробки.
  • Снимаем уплотнительную прокладку корпуса коробки.

Примечание: Достаем уплотнительную прокладку корпуса КПП аккуратно, цельную прокладку корпуса при сборке устаноавливаем на место.

  • Включаем 3-тью либо 4-тую передачу
  • Откручиваем болт, крепящий вилку 5-той передачи

Снимаем болт, крепящий вилку

  • Включаем ее, опустив вниз муфту ее синхронизатора с вилкой вместе, чтобы шлицы этой муфты попали в зацепление с щлицами шестерни.
  • Проверяем, чтобы валы не проворачивались
  • Расконтриваем и откручиваем гайку вторичного вала коробки.
  • Затем расконтриваем и отворачиваем гайку первичного вала коробки.
  • Поддеваем при помощи отверток синхронизатор 5-той передачи за ступицу
  • Снимаем синхронизатор с вилкой вместе. Вынимаем вилку.

Снимаем синхронизатор с вилкой

Снимаем синхронизатор с вилкой

Предупреждение: Доставайте синхронизатор 5-той передачи осторожно. Внимательно следите, чтобы муфта не соскочила со ступицы: фиксирующие шарики в муфте синхронизатора подпружиненные и могут разлететься .

  • Снимаем блокировочное кольцо синхронизатора 5-той передачи
  • Поддеваем отверткой ведомую шестеренку 5-той передачи
  • Снимаем ведомую шестеренку с вала.
  • Снимаем упорное кольцо подшипника
  • Снимаем сам игольчатый подшипник шестеренки 5-той передачи
  • Поддеваем отверткой ведущую шестеренку 5-той передачи
  • Снимаем ведущую шестеренку с вала.
  • При помощи ударной отвертки отворачиваем винты, крепящие пластину подшипников (их четыре).

Откручиваем пластину шарикоподшипников

Откручиваем пластину шарикоподшипников

  • Снимаем пластину
  • Поддеваем двумя отвертками и снимаем втулку подшипника 5-той передачи с вала.
  • Затем снимаем с вторичного вала шайбу.
  • Вынимаем стопорное кольцо шарикоподшипника первичного вала при помощи двух отверток

Достаем стопорное колечко

Достаем стопорное колечко

  • Таким же способом снимаем стопорное кольцо шарикоподшипника вторичного вала КПП.
  • Отворачиваем пробку фиксатора
  • Аккуратно извлекаем шарик фиксатора вместе с пружиной. Таким же способом извлекаем два оставшихся фиксатора

Достаем шарик и пружинку фиксатора

Достаем шарик и пружинку фиксатора

  • Отворачиваем болты, крепящие заднюю опору двигателя
  • Снимаем опору двигателя
  • Откручиваем пробку фиксатора задней передачи. Наклоняем коробку и извлекаем шарик фиксатора и пружину

Откручиваем пробку фиксатора

Откручиваем пробку фиксатора

  • Откручиваем гайки и болт, крепящие корпус коробки к корпусу сцепления (гаек 12).
  • При помощи крупной и прочной отвертки аккуратно разъединяем картеры коробки и сцепления.

Примечание: Между корпусами КПП находятся три места, чтобы вставлять отвертку, не повредив при этом уплотнительную прокладку. Вставляем поочередно отвертку в эти пазы и покачиваем ее, пока корпусы КПП не разойдутся.

Разъединяем корпуса коробки

Разъединяем корпуса коробки

  • Снимаем картер КПП.
  • Отворачиваем болт, крепящий вилку переключения 1-вой и 2-рой передач

Выкручиваем болт, крепящий вилку

Выкручиваем болт, крепящий вилку

  • Приподнимаем шток и снимаем его с вилкой вместе
  • Отворачиваем болт, крепящий вилку переключения 3-й и 4-той передач
  • Расцепляем головку штока и рычаг, снимаем шток с вилкой.

Расцепляем головку штока и рычаг

Расцепляем головку штока и рычаг

  • Поворачиваем шток вилки 5-той передачи, выводим головку штока из отверстия рычага. Вынимаем шток
  • Снимаем стопорное кольцо

Достаем стопорное колечко

Достаем стопорное колечко

  • Достаем вилку переключения заднего хода.
  • Снимаем шестеренку заднего хода вместе с осью.
  • Вынимаем, покачивая, одновременно валы вторичный с первичным.

Покачивая, вынимаем валы

Покачивая, вынимаем валы

Примечание: вынимая валы коробки, оставляем внутренние кольца подшипников на самих валах.

  • Достаем ведомую шестеренку главной передачи вместе с дифференциалом.
  • Отворачиваем болты, крепящие механизм переключения.

Снимаем механизм переключения

Снимаем механизм переключения

  • Снимаем механизм переключения.
  • Осторожно снимаем уплотнительную прокладку.

Совет: Постарайтесь сохранить уплотнительную прокладку, когда будете ее снимать. При сборке КПП прокладку используют вновь.

  • Выпрессовываем передний роликоподшипник вторичного вала из корпуса сцепления. Применяя лапку съемника либо похожий инструмент.

Выпрессовываем роликоподшипник из корпуса

Выпрессовываем роликоподшипник из корпуса

  • Для замены переднего роликоподшипника первичного вала, требуется выпрессовать сальник.

Предупреждение: передние подшипники и сальник первичного вала Выпрессовываем только при замене их либо замене корпуса сцепления. Невозможно достать целиком сальник первичного вала и сохранить его при этом. Поэтому для замены подшипника потребуется и новый сальник.

  • Спрессуйте подшипник внутрь корпуса, приложив усилие к его наружному кольцу.
  • Достаньте магнит из корпуса сцепления.
  • Открутите гайку, крепящую корпус привода спидометра.
  • Подцепите отверткой под корпус привода
  • Снимите корпус вместе с шестерней

Корпус привода сцепления с шестерней и уплотнительным колечком

Корпус привода сцепления с шестерней и уплотнительным колечком

Примечание: Если вы заметили следы утечки масла через отверстие привода спидометра, срочно поменяйте уплотнительное кольцо находящееся на корпусе привода.

  • Достаньте из корпуса спидометра ведомую шестерню вместе с валом.
  • Вытащите уплотнительное кольцо (на фото колечко показано стрелкой)
  • Выверните из корпуса коробки датчик включения фар заднего хода.
  • Сдвигаем защитный чехол с шарнира тяги привода переключения с отбортовки на КПП.
  • Снимаем противоположный край чехла с фланца узла шарнира.

Снимаем край чехла с фланца шарнира

Снимаем край чехла с фланца шарнира

  • Откручиваем болт, крепящий шарнир к штоку переключения, снимаем шарнир.

Откручиваем болт, крепящий шарнир

Откручиваем болт, крепящий шарнир

  • Снимаем со штока резиновый защитный чехол.
  • Отворачиваем болт, крепящий рычаг к штоку переключения изнутри корпуса сцепления.

Отворачиваем болт изнутри корпуса

Отворачиваем болт изнутри корпуса

  • Достаем рычаг со штоком из корпуса сцепления.

Если вы заметили следы вытекания масла из отверстия в корпусе сцепления из под штока переключения передач, поменяйте сальник штока. Вот перед нами разобранная коробка передач ваз 2108, ремонт производим после промывки и внимательного осмотра всех ее деталей.

Проверяем детали коробки на наличие дефектов

  • Тщательно промываем и просушиваем детали КПП.
  • Осматриваем корпуса коробки, сцепления и задней крышки КПП на предмет сколов и трещин.
  • На поверхностях прилегания корпусов недопустимы забоины, риски, вмятины и т.д. Незначительные повреждения удаляем шлифовальной бумагой. Заменяем сильно поврежденные детали.
  • Проверяем посадочные места подшипников в обоих корпусах. Если там есть повреждения, заменяем корпуса.
  • Проверяем состояние штоков. Если они прогнуты или задраны, появились заусенцы либо выработки лунок фиксаторов — заменяем штоки.
  • Проверяем вилки переключающие передачи. Изгибы, либо износ лапок не допустим, при их наличии вилки требуется заменить.
  • Если обнаружили утечку масла сквозь сальники, либо изношены рабочие кромки сальников, то их необходимо заменить.
  • Проверяем состояние подшипников. Раковины на телах качения и дорожках или повреждения сепараторов означают, что подшипники КПП необходимо срочно заменить.
  • Заменяем поврежденные или выжатые прокладки.
  • Очищаем магнит от частичек износа деталей. При обнаружении на поверхности магнита трещин или ослаблении его свойств, заменяем магнит.
  • Очищаем от герметика поверхности прилегания корпусов сцепления, коробки, задней крышки КПП.

Собираем коробку в обратном порядке, учитывая:

  • Перед постановкой валов — первичного и вторичного, вводим зубья их шестеренок в зацепление. В этом положении устанавливаем валы в корпус сцепления.
  • Так устанавливаются вилки на штоки переключения:
  • Первый шток и вилка 5-той передачи;
  • Второй шток и вилка 3-й и 4-той передач;
  • Третий шток и вилка 1-вой и 2-рой передач.
  • Смазываем обильно все детали вращения трансмиссионным маслом.
  • Устанавливаем на место магнит.
  • Перед соединением корпуса коробки с корпусом сцепления и корпусом задней крышки наносим герметик на их поверхности прилегания по периметру.

Совет: Все приемы, описанные в инструкции, годятся для ремонта четырехступенчатой КПП. Отличие в том, что застопоривать валы применяя включение двух передач одновременно не получится, для этого применяется пятая передача.
Рекомендуем изготовить специальное приспособление из отработавшего диска сцепления (ведомого), к торцу его ступицы под углом 90 градусов привариваем подходящий отрезок металлической трубы. Надевая приспособление ступицей на первичный вал, удерживаем его за конец трубы от вращения.

Для ваз 2108 ремонт коробки передач завершен, дополнительно вы всегда можете посмотреть видео.

Заменить масло в коробке передач на ВАЗах 2108, 2109, 21099 работа не сложная, вполне справится любой человек своими руками. Первый раз будет дольше всех последующих. Поэтому просто нет смысла ехать на сервис по такому пустяку. Основная сложность всей работы — залить масло в кпп, так как конструкция не позволяет подобраться к отверстию любой емкости с новым маслом. Мы расскажем о замене масла с щупом и без него, на карбюраторных и инжекторных моделях. Но обо всем по порядку будет разложено в этой статье.

Ближе к 35-40 тыс км. пробега с момента последней замены масла, кпп автомобиля может работать не стабильно. Вы можете почувствовать усилившуюся вибрацию коробки, лишний шум, неточность в переключении скоростей. И если проблем со сцеплением нет, то это всё сигналы к диагностике и замене масла в коробке передач на ВАЗ 2108, 2109, 21099. Инжектор, карбюратор, с щупом и без него — не важно, это касается всех моделей. Рекомендуем поменять масло во всех агрегатах б/у автомобиля после его покупки.

Для замены масла в кпп своими руками вам понадобятся:

  • Новое оригинальное масло для кпп. Советуем использовать масло, рекомендованное производителем, а также в зависимости от температурных условий эксплуатации автомобиля(например 80W-85. GL-4432). Не забывайте, что на замену масла в пятиступенчатую кпп вам понадобится 3,3 литра, а на четырехступку — 3 литра.
  • Ключи накидные 12 и 17
  • Емкость для слива отработанного масла объемом не менее 3х литров.
  • Шприц для заливки масла(для кпп без щупа), воронка(для кпп с щупом)
  • Шланг или гибкая трубка 20-25 см, изолента(для кпп без щупа)
  • Чистая тряпка
  • Тонкая, но прочная проволока
  • Яма, эстакада или подъемник.

Перед заменой обязательно нагреть масло путем переключения передач при работающем двигателе или проехаться несколько километров. Чтобы масло стекло полностью с деталей и механизмов необходимо 5-10 минут.

Перейдем к последовательности действий. Итак…

Замена масла в коробке передач ВАЗ 2109, 21099 с щупом

Так выглядит кпп ВАЗ 2108, 2109, 21099

Так выглядит кпп ВАЗ 2109, 21099.

Шаг №1. Снятие колпачка и чистка отверстия(сапуна).

Снимите резиновый колпачок, хорошенько прочистите его и сапун от загрязнений. Используйте для этого проволоку с тряпкой.

Снимите резиновый колпачок, хорошенько прочистите его и сапун от загрязнений. Используйте для этого проволоку с тряпкой.

Шаг №2. Слив отработанного масла.

Ключом открутите пробку, подставьте приготовленную пустую емкость

Ключом открутите пробку, подставьте приготовленную пустую емкость, дождитесь полного слива масла. Плотно закрутите обратно пробку.

Шаг №3. Заливка свежего масла.

Вытаскиваем щуп уровня масла.

Вытаскиваем щуп уровня масла.

На место щупа вставляем воронку и заливаем свежее масло.

На место щупа вставляем воронку и заливаем свежее масло.

Вот и всё, процесс как видите простой и вы его можете выполнить своими руками. При заливе, доливе масла обязательно используйте щуп для контроля уровня.

На рисунке мы видим каков минимальный и максимальный уровень масла.

На рисунке мы видим каков минимальный и максимальный уровень масла.

Так выглядит щуп уровня масла в кпп ВАЗ 2109, 21099.

Так выглядит щуп уровня масла в кпп ВАЗ 2109, 21099.

Замена масла в коробке передач ВАЗ 2108 без щупа

Конструкция кпп ВАЗ 2108 несколько отличается, поэтому для заливки масла приходится использовать шприц. В остальном процесс идентичный описанному выше.

На рисунке видим расположение пробок кпп ВАЗ 2108.

На рисунке видим расположение пробок кпп ВАЗ 2108.

С помощью шприца заливаем масло в коробку передач. После этого плотно закручиваем пробку.

Соединяем гибкий шланг с носиком шприца, фиксируем изолентой. С помощью шприца заливаем масло в коробку передач. После этого плотно закручиваем пробку.

Долив масла в кпп ВАЗ 2108, 2109, 21099

Советуем регулярно(через каждые 5 тыс км) проверять уровень масла и при необходимости доливать.

Убедитесь, что автомобиль стоит на ровной горизонтальной поверхности. Проверьте уровень масла при помощи щупа. Убедитесь в отсутствии утечек масла.

Это нужно знать при доливе масла в кпп:

  • Доливайте масло той же марки, что вы использовали ранее. Запрещено смешивать с другими.
  • Старайтесь в процессе эксплуатации удерживать уровень масла на максимуме или выше на 3-5 мм.
  • Если уровень масла у минимальной отметки или ниже — готовьтесь к проблемам с коробкой.

Чтобы проверить уровень масла, вытащите щуп, вытрите его чистой тряпкой и вставьте обратно до упора. Повторное извлечение щупа покажет реальный уровень масла в кпп.



Техника переключения передач
Чем бы я хотел с вами поделится!

В непрофессиональных кругах, да и частенько в профессиональных, существует очень много заблуждений по поводу переключения передач. Цель этой статьи — рассказать, как это делается правильно. Мы не ставим перед собой задачу покрыть все аспекты и рассказать про все тонкости переключения передач, например, как и в каких случаях можно переключать, не используя сцепление. Мы хотим объяснить правильную базовую технику. Это ответит на практически все Ваши вопросы и развеет неясности, позволит уверенно и правильно переключать передачи как на трэке, так и на улице.

Итак, мы надеемся, что все, читающие эту статью, понимают, зачем нужно переключать передачи — чтобы удерживать машину в желаемом диапазоне мощности двигателя.

Работа со сцеплением и газом При правильной технике переключения передач работа с педалью сцепления всегда выглядит так — нажали, отпустили. За исключением трогания с места, педаль никогда не отпускается (и, разумеется, не нажимается) медленно. Она быстро выжимается (желательно в пол, особенно при переключении вниз) и быстро отпускается. При этом не надо бить по педали или бросать ее. Все делается плавно, но быстро, как, впрочем, и со всеми другими элементами управления автомобилем. Педаль газа при переключении передач отпускается, чтобы снять нагрузку с коробки передач.

Отпускаете газ, нажимаете на педаль сцепления и переключаете передачу. Обороты двигателя падают до холостых, а скорость вращения сцепления увеличивается, т.к. скорость вращения колес осталась прежней, а передаточное число увеличилось.

Теперь разница между скоростью двигателя и коробки передач 4000 об/м. Если Вы отпустите сцепление, то двигателю и колесам придется сравняться в скоростях очень быстро. Двигатель резко раскрутится до 5000 об/м и передаст большой стресс на колеса (равносильно резкому кратковременному нажатию на тормоз), которые в этом случае могут потерять сцепление с дорогой, если на них действуют сильные боковые силы или же если дорога просто скользкая. Если сцепление отпускать медленно, то стресс будет намного меньше, но тогда подпалится сцепление.

Чтобы этого избежать, необходимо сделать подгазовку, т.е. немного нажать на газ перед тем, как отпустить сцепление. Делается это очень быстро: нога ударяет по педали газа, в нашем случае довольно глубоко, почти до пола, и мгновенно его отпускает. Тут же отпускается сцепление, и правая нога опять втапливает газ, но на этот раз уже для ускорения. Цель подгазовки в данном случае — поднять обороты двигателя до 5000 об/м или чуточку выше. Если все выполнить правильно, а потом быстро отпустить сцепление, то Вы вообще ничего не почувствуете, и машина начнет плавно ускоряться с повторным нажатием на газ.


Ремонт КПП ВАЗ 2108

Для устранения неисправностей узла его нужно снять с автомобиля. Для этого машина устанавливается на смотровую яму или подъемник. Поднимается и фиксируется от случайного закрытия капот. Изнутри отсека отсоединяются:

  • Снимается нижняя крышка картера сцепления и брызговик двигателя.
  • Из коробки передач сливается масло.
  • Отключается свет заднего хода.
  • Отсоединяется тяга от штока для выбора передач.
  • Разъединяются коробка передач и двигатель.
  • Откручиваются гайки, фиксирующие полуоси в ступице поворотного кулака.
  • От поворотных кулаков отсоединяются шаровые шарниры, установленные на рычагах подвески.
  • В стороны отводятся валы приводов колес.

Совет: При затруднении разъединения привода колеса и полуосевой шестерни авто, коробка передач снимается одновременно с приводом колеса и шарнир выпрессовывается из шестерни на стендовой плите.

  • Снимается со шпилек КП и извлекается кронштейн подвески, закрепленный в проушинах лонжерона кузова.
  • Снимается стартер.
  • Для разъединения ведомого диска сцепления и вала КП откручивается, фиксирующий картер к двигателю, болт и смещается коробка передач от двигателя.
  • Коробка передач извлекается из автомобиля.

Совет: При монтаже коробки передач нужно следить, чтобы ее первичный вал не опирался на лепестки, расположенные на нажимной пружине. В противном случае их легко можно повредить.

Разборка КП

Ремонт коробки ВАЗ 2108 начинается с промывки ее и установки на плиту для удобной последующей работы. Итак:

  • Откручивается и снимается задняя крышка устройства, удаляется уплотнительная прокладка.
  • С подшипников обеих валов снимаются установочные кольца.
  • Удаляется крышка фиксаторов и из гнезда вытаскиваются шарики и пружины фиксаторов.
  • Выкручивается пробка и вытаскиваются элементы, удерживающие вилки заднего хода.
  • Отсоединяется и снимается картер сцепления.
  • Вытаскиваются вилки, штоки и ось. Удаляется промежуточная шестерня заднего хода.
  • Одновременно вынимаются два вала из гнезд роликоподшипников картера сцепления, снимается дифференциал.
  • С помощью съемников из картера сцепления выпрессовываются наружные кольца подшипников дифференциала и валов.
  • Освобождается от фиксации и снимается механизм выбора передач.
  • Со штока откручивается и снимается винт фиксирующий рычаг выбора передач.
  • Из картера сцепления вытаскивается шток, как показано на фото.

Совет: Если нет необходимости шарнир и рычаг для выбора передач лучше не снимать. Фиксирующие их конические винты дополнительно крепятся специальным клеем .

Порядок разборки дифференциала

  • При замене ведомой шестерни откручиваются установочные болты и деталь спрессовывается с коробки дифференциала.
  • С оси сателлитов удаляется стопорное кольцо и ось выпрессовывается.
  • Из коробки дифференциала вынимаются сателлиты и полуосевые шестерни.
  • При необходимости с помощью съемника спрессовываются с коробки подшипники.
  • Механизм выбора передач разбирается, если его детали требуют ремонта.

Составление дефектной ведомости

Перед началом работ все детали очищаются от грязи, промываются и обдуваются сжатым воздухом. Особое внимание обращается на подшипники. Итак:

  • Визуальному осмотру подвергаются картеры сцепления и коробки передач, крышка. Детали не должны иметь трещины, сколы, посадочные поверхности подшипников – без износа и любых дефектов. Плоскости разъема коробки передач и картеров сцепления не должны иметь рисок, сколов или вмятин, которые могут повлиять на герметичность узла.
  • Осматривается задняя крышка. Необходимо убедиться, что состояние сапуна – рабочее, грязи на нем нет, без повреждений плоскость разъема крышки и картера коробки передач. От изношенных частиц детали очищается магнит.
  • Наличие на поверхностях небольших изъянов устраняются зачисткой шлифовальной шкуркой. В процессе сборки поврежденные места смазываются герметиком. Сильно изношенные и поврежденные элементы заменяются новыми.
  • Даже при наличие незначительных повреждений проводится замена сальников коробки. Не более 1 миллиметра допускается износ на сальнике рабочей кромки.
  • Все прокладки для уплотнения лучше заменить новыми.
  • На валах проверяются состояние зубьев на наличие сколов, износа.
  • Посадочные шейки под подшипники валов должны быть без задиров и износа.
  • Не иметь вмятин и износа канавки валов и поверхности шлицевых соединений. В противном случае возможно образование зазоров между валом и ступицами муфт синхронизаторов. При больших зазорах детали подлежат замены.
  • Все шестерни должны быть без видимых сколов. В зацеплении пятно контакта рабочих поверхностей зубьев обеспечивается на всей плоскости.
  • Особое внимание уделяется всем типам подшипников. Не более 0,05 миллиметров допускается радиальный зазор роликовых и шариковых подшипников. При наличии повреждений на беговых дорожках, поверхностях роликов, игл или шариков изделия полностью подлежат замене.
  • Исключается повреждения штоков, вилок, рычагов, участвующих в выборе передач. Скольжение штоков во втулках и отверстиях картера – свободное, без заеданий.
  • Обращается внимание на торцы зубьев муфт. При износе блокирующих колец до образования осевого зазора 0,6 миллиметров между торцами зубчатого венца и блокирующего кольца, последние заменяются новыми.
  • Если возможно, выполняется устранение неровностей, создающих препятствия свободному скольжению муфт блокирующих колец, бархатным напильником.
  • Визуально осматриваются оси сателлитов, шестерни дифференциала. Посадочные места подшипников на коробке дифференциалов. Незначительные повреждения устраняются мелкозернистой шкуркой, при больших изъянах – детали меняются новыми.
  • Проверяются состояние рычага, участвующего в выборе передач заднего и переднего хода, шайбы и упорной втулки, осей и блокировочных скоб механизма выбора и переключения передач. Сильно изношенные детали заменяются новыми.
  • Рычаг шаровой опоры должен свободно проворачиваться в узле, без заеданий, не иметь свободного хода. Нельзя допускать деформацию тяги привода, защитный чехол – без повреждений. При необходимости, деформированная тяга может быть выправлена или заменена на новую.

Как правильно выполнять проверку деталей на отсутствие дефектов можно посмотреть на видео. При выполнении всех работ самостоятельно цена ремонта будет значительно ниже.

Устройство

Чтобы понимать суть ремонта, разборки и сборки КПП, первым делом необходимо познакомиться с ее устройством. В случае с ВАЗ 2109 устройство коробки следующее:

  1. На первичном валу расположен блок из ведущих шестерней, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач при движении вперед;
  2. На втором валу имеются ведомые шестерни с игольчатыми подшипниками. Там же располагается пара синхронизаторов;
  3. Вторичный вал создан совместно с ведущей шестеренкой основной передачи;
  4. К фланцу коробки двухсателитного дифференциала крепится ведомая шестеренка основной передачи;
  5. Подшипники дифференциала всегда монтируются с натягом, регулирование которого осуществляется путем подбора разных по толщине колец.


На что следует обращать внимание при разборке?

Разборка КПП ВАЗ процесс не сложный, но во время всех действий, следует обращать внимание на некоторые детали. По ним можно понять устройство любой коробки передач ВАЗ 2109, что станет неплохим опытом, а также выявить возможные поломки.

Если перед снятием коробки машина издавала неприятный гул, то, скорее всего дело в подшипниках. Замена требуется обязательно, так как они значительно влияют на другие детали автомобиля. Система сцепления МКПП в которую входит диск, фиксаторы и ступицы – требует внимательного осмотра, так как именно она может препятствовать нормальному передвижению.

Слив масла КПП

В первую очередь сливаем масло с коробки. Если Вы не знаете, как снять КПП, то воспользуйтесь следующей инструкцией:

  1. Ставим машину на ровную поверхность
  2. Под задние колёса с обоих сторон подкладываем противооткаты.
  3. Обесточить автомобиль.
  4. От картера отвинчиваются болты крепления, снимается его защита.
  5. Откручивается провод массы, присоединённый к картеру.
  6. Откручиваем гайки на тросике сцепления.
  7. Полностью снимаем трос сцепления. Отсоединяем его от коробки.
  8. Со стартера снимаем все провода.
  9. Снимаем стартер. Для этого откручиваем болты, на которых он держится.
  10. Приводная тяга, которая осуществляет переключение скоростей, разъединяется с шарниром.
  11. Отсоединяем приводящий в движение спидометр, трос.
  12. Раскручиваем крепящие тягу болты и гайки.
  13. Палец шарнира вынимается из рычага стойки.
  14. Шарнир подвески и поворотный кулак разъединяются.
  15. Снимаются шрусы.
  16. Снимается щиток.
  17. Коробка крепится к двигателю с помощью болтов. Откручиваем их.
  18. Снимаем коробку.

Заранее подготовим схему переключения КПП.

Причины поломок КПП

Ремонт КПП ВАЗ 2109, в зависимости от степени поломки, можно осуществить от нескольких минут до нескольких часов. Главной проблемой считается снятие механизма, если неполадка содержится в труднодоступных местах. Разобрать ее своими руками сможет даже новичок, но если не хотите рисковать, то доверьте данное действие профессионалу.

Стоит отметить, что любой посторонний шум является сигналом о неприятности, и поэтому следует незамедлительно заняться ремонтом КПП ВАЗ 2109 или 2108.

Обязательный ремонт коробки передач ВАЗ 2109 нужно проводить если:

  • вы любитель быстрой езды и постоянно резко переключаете скорости на коробке;
  • долго не заливалось масло и механизмы заклинило или было залито не то масло;
  • от передвижений по неровной поверхности разрушается подшипник;
  • при сборке в механизм попали посторонние предметы.

При переключении пятиступенчатых коробок передач вы всегда чувствуете, какую реакцию дает автомобиль. Коробка передач на машину ВАЗ 21099 очень резвая, но переключения все же заметны водителю, и многие к этому сильно привыкают и сразу чувствуют в какой момент появляются неполадки и какой ремонт потребуется для них.

Осевая система



Пятиступенчатая КПП В устройстве коробки, а точнее в корпусе крепятся две оси. На одну ось, из которых устанавливаются пара блокировочных скоб, втулка и трехплечий рычаг, что делает устройство надежнее. Вторую ось, которая пронизывает отверстие скоб блокировочного типа, обусловленное ступицей, которой приобретается функция предотвращения проворачивания. Характерные плечевые рычаги:

  • Первое плечо предназначено для включения передающего момента хода переднего характера;
  • Плечо второго типа предназначается для запуска передающего элемента заднего хода;
  • Плечо третьего типа воздействует на рычаг переключения передающих элементов;
  • При этом ступица рычажного переключения оснащена фиксатором;
  • Также на оси монтируется вилка включения хода заднего типа.

Необходимость проведения текущего ремонта

Чтобы трансмиссия работала исправно, после определенного пробега делается текущий ремонт. В первую очередь это замена масла. В пятиступенчатом устройстве его объем составляет 3,3 литра. Сливать масло желательно после хорошего прогрева двигателя. Сначала нужно подставить какую-нибудь посудину, затем снизу открутить сливную пробку. После того как жидкость полностью вытечет, пробка закручивается обратно.

Дальнейший ремонт заключается в том, чтобы залить необходимое количество новой смазки. Для этого вытягивается щуп и в открывшееся отверстие заливается нужное масло. После этого щуп необходимо хорошо протереть и поставить на место. Подождав несколько секунд, следует проверить уровень смазки. Если он намного ниже верхней отметки на щупе, необходимо долить масло.

Когда изменяются передаточные ряды, пятая скорость авто становится мощней. Мотор быстрее выходит на максимальное число оборотов. Машина увереннее трогается с места и взбирается на крутые подъемы. Также измененные ряды способствуют надежному подхвату набора скорости на каждой передаче.

Иногда после изменения рядов может возникнуть шум на нейтральной скорости. Это вовсе не означает, что КПП необходим капитальный ремонт. Чаще всего требуется либо доливка недостающего масла, либо его замена, если оно сильно выработано.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

1. Запрессуйте с помощью соответствующей оправки сальники в картеры сцепления и коробки передач. Cмажьте рабочую кромку сальников смазкой Литол-24.

Предупреждение

Сальники запрессовывайте рабочей кромкой внутрь коробки (металлической обоймой наружу).

2. Запрессуйте передние подшипники первичного и вторичного валов в картер сцепления и смажьте их трансмиссионным маслом.
При сборке коробки передач смазывайте все детали тем же трансмиссионным маслом, которое потом будете заливать в коробку передач.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

3. Запрессуйте наружные кольца подшипников дифференциала в картеры сцепления и коробки передач.
Подберите регулировочное кольцо требуемой толщины при замене одной из следующих деталей: картера сцепления или коробки передач, корпуса дифференциала или подшипников дифференциала (см. п. 12.9.4.).

4. Вставьте в отверстие картера шток переключения передач. Затем установите на шток рычаг.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

Болты крепления рычага и шарнира на штоке имеют разную длину. Болт крепления рычага темного цвета (фосфотирован) имеет длину 19,5 мм, а болт крепления шарнира золотистого цвета (кадмированный) – 24 мм.

6. Установите на шток защитный чехол.

7. Надвиньте кромку защитного чехла по всему периметру на отбортовку.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

8. Установите шарнир на шток.

9. Нанесите клей ТБ-1234 на резьбу болта (предварительно обезжирив его) и заверните болт крепления шарнира моментом 19,0 Н·м (1,9 кгс·м).

10. Надвиньте кромку защитного чехла по всему периметру на фланец шарнира.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

11. Установите механизм переключения передач так, чтобы рычаг механизма попал между лапок рычага штока.

12. Заверните три болта крепления механизма переключения передач моментом 5–8,3 Н·м (0,5–0,83 кгс·м).

13. Вставьте вал привода спидометра в корпус. Затем установите уплотнительное кольцо.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

14. Вставьте привод спидометра в картер сцепления и закрутите гайку крепления моментом 4,5–7,2 Н·м (0,45–0,72 кгс·м).

15. Установите дифференциал в картер сцепления.

16. Вставьте в полуосевую шестерню дифференциала оправку (можно использовать старый внутренний ШРУС).
Обязательно зафиксируйте полуосевую шестерню со стороны картера сцепления, чтобы шестерни не сместились со своих посадочных мест, иначе при установке валов привода могут возникнуть трудности.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

17. Введите шестерни первичного и вторичного валов в зацепление.

18. В таком положении установите валы в картер сцепления.

19. Смажьте втулку промежуточной шестерни заднего хода трансмиссионным маслом.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

20. Установите промежуточную шестерню заднего хода в картер сцепления.

21. Вставьте ось промежуточной шестерни заднего хода.

22. Установите рычаг включения заднего хода на ось механизма переключения передач.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

Конец рычага включения заднего хода должен располагаться в проточке промежуточной шестерни.

23. Установите стопорное кольцо.

Если стопорное кольцо рычага включения заднего хода имеет люфт, сожмите концы кольца плоскогубцами.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

25. Установите вилку переключения 3-ей и 4-ой передач на шток и сдвиньте ее головке штока. Вставьте вилку в проточку муфты синхронизатора 3-ей и 4-ой передач.

26. Опустите шток в отверстие картера и поверните его, введя головку штока в зацепление с рычагом переключения передач. Заверните болт крепления вилки на штоке моментом 12,0–18,0 Н·м (1,2–1,8 кгс·м).

27. Установите вилку переключения 1-ой и 2-ой передач на шток и сдвиньте ее головке штока. Вставьте вилку в проточку муфты синхронизатора 1-ой и 2-ой передач.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

28. Опустите шток в отверстие картера и поверните его, введя головку вилки в зацепление с блокировочной скобой. Заверните болт крепления вилки на штоке моментом 12,0–18,0 Н·м (1,2–1,8 кгс·м).

29. Очистите магнит от металлических частиц и вставьте его в картер.

30. Установите уплотнительную прокладку.

Порваные и сильно обжатые уплотнительные прокладки замените. Перед установкой рекомендуется смазывать прокладки тонким слоем смазки Литол-24, чтобы они не смещались во время сборки.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

31. Установите картер коробки передач на картер сцепления.

32. Обильно смажьте трансмиссионным маслом детали коробки передач.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

33. Заверните гайки крепления картеров моментом 16,0–26,0 Н·м (1,6–2,6 кгс·м).

34. Установите стопорные кольца на задние подшипники валов.

35. Установите пластину крепления подшипников.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

36. Заверните четыре винта крепления пластины. Затем затяните их с помощью ударной отвертки.

37. Вставьте шарик с пружиной фиксатора передачи заднего хода и заверните пробку моментом 29,0–45,0 Н·м (2,9–4,5 кгс·м). Вверните выключатель света заднего хода моментом 29,0–46,0 Н·м (2,9–4,6 кгс·м).

38. Установите шарики с пружинами фиксаторов передач и заверните пробки моментом 29,0–45,0 Н·м (2,9–4,5 кгс·м).

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

39. Установите заднюю опору силового агрегата.

40. Заверните два болта крепления опоры моментом 62,0–100,0 Н·м (6,2–10,0 кгс·м).

41. Установите упорную шайбу.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

42. Установите шестерню 5–ой передачи на первичный вал.

43. Установите на вторичный вал втулку до упора, а затем игольчатый подшипник. Смажьте подшипник трансмиссионным маслом.

44. Установите дистанционное кольцо.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

45. Установите на вторичный вал шестерню 5–ой передачи.

46. Вставьте в синхронизатор 5–й передачи упорную пластину со стороны выступов на муфте.

47. С другой стороны синхронизатора вставьте блокирующее кольцо так, чтобы малые выступы кольца были расположен напротив пазов с фиксаторами ступицы синхронизатора.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

48. Вставьте вилку включения в проточку муфты синхронизатора.

49. Установите одновременно синхронизатор на вторичный вал и вилку на шток, придерживая снизу блокирующее кольцо. Напрессуйте синхронизатор на вал, прикладывая усилие к ступице.

50. Включите 3–ю или 4–ю передачу.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

51. Включите 5–ю передачу, сдвинув муфту синхронизатора вниз.

52. Заверните гайки первичного и вторичного валов моментом 123,0–150,0 Н·м (12,3–15,0 кгс·м).

53. Зафиксируйте гайки на валах, закернив их.

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

 Сборка коробки передач ВАЗ 2108

54. Заверните болт крепления вилки на штоке моментом 12,0–18,0 Н·м (1,2–1,8 кгс·м).

Читайте также: