Как использовать лады в импровизации

Обновлено: 05.07.2024

Все глубоко вдохнули…… выдохнули….и вперед!

Итак, семиступенные диатонические лады. Для начала перечислю их Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский.

Заметил, что у многих начинающих музыкантов присутствует определенная сумятица в голове относительно этой темы. На самом деле все намного проще, чем может показаться на первый взгляд.

Сразу хочу вас обрадовать. Не обязательно учить отдельно аппликатуры и формулы каждого из этих семи ладов. Это хорошая новость.

Итак, в чем же подвох. Все очень просто, мажорная гамма уже включает в себе все 6 остальных ладов. Вся прелесть в том, что, выучив аппликатуры одной мажорной гаммы, вы уже автоматически выучиваете аппликатуры всех остальных шести ладов в этой тональности.

Теперь объясняю что к чему.

1

2

3

4

5

6

7

Аккорд соответствующий каждому ладу

До Ионийский лад. (Мажорная гамма)

1

До

Ре

Ми

Фа

Соль

Ля

Си

Сmaj7

Ре Дорийский минор

2

Ре

Dm7

Ми Фригийский минор

3

Ми

Em7

Фа Лидийский мажор

4

Фа

Fmaj 7

Соль Миксолидийский мажор

5

Соль

G7

Ля Эолийский минор ( минорная гамма)

6

Ля

Am7

Си Локрийский минор

7

Си

Bm7b5

Теперь объясню, как расшифровать эту таблицу.

Первый столбик это семь диатонических ладов. Второй столбик это ( ВНИМАНИЕ. ), это номер ступени мажорной гаммы, от которой играя эту же мажорную гамму, вы получите соответствующий лад.

То есть, после того как мы выучили аппликатуры До мажорнуй гаммы, сыграть ,к примеру, Дорийский минор не представляет труда, так как Ре дорийский это та же мажорная гамма, только начинающаяся со второй ступени мажорной гаммы, (ноты Ре). А именно, как видно на таблице дорийский лад это ноты Ре Ми Фа Соль Ля Си До.

Таким же образом можно найти и остальные лады.

Фригийский минор это мажорная гамма сыгранная от третей ступени ,ноты Ми. Соответственно это ноты Ми Фа Соль Ля Си До Ре

Лидийский мажор это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени мажорной гаммы, ноты Фа. Соответственно ноты Фа лидийской гаммы это Фа Соль Ля Си До Ре Ми. И так далее…

И если вы уже знаете и играете До мажорную гамму во всех позициях, то без труда сыграете все эти семь ладов. А для того, что бы прочувствовать тот особенный индивидуальный колорит и характер каждого из этих семи ладов, я советую вам поиграть его на записанный в аккомпанементе соответствующий этому ладу аккорд. Соответствующие аккорды для каждого лада написаны в самом последнем столбце таблицы. Соответственно играйте Ионийский лад (мажорную гамму) на аккорд Cmaj7

Дорийский лад на аккорд Dm 7. И так далее по таблице.

Немного разобравшись во всем вышесказанном, вы без труда найдете аппликатуру любого вам нужного лада. Зная от какой ступени мажорной гаммы он строится, вы легко вычислите какую мажорную гамму вам нужно играть.

Или, к примеру, вам нужно сыграть ЛЯ лидийский мажор. Зная, что лидийский лад это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени, вы так же, путем аналогичных вычислений определите, что нота Ля это четвертая ступень гаммы Ми мажор. И так далее…

Для более продвинутых, кто умеет строить интервалы от любой ноты на грифе, то вот формулы для определения мажорной гаммы, которую нужно играть, что бы получить нужный вам лад.

Играть мажорную гамму расположенную на большую секунду ( 2 полутона) ниже, или малую септиму(10 полутонов)

Играть мажорную гамму, расположенную на большую терцию (4 полутонов) ниже, или малую сексту (8 полутонов) выше.

Играть мажорную гамму, расположенную на чистую кварту (5 полутонов) ниже, или чистую квинту (7 полутонов) выше.

Играть мажорную гамму расположенную на чистую квинту ( 7 полутонов) ниже, или на чистую кварту ( 5 полутонов) выше.

Играть мажорную гамму, расположенную на большую сексту(9 полутонов) ниже, ли на малую терцию (3 полутона) выше.

Играть мажорную гамму, расположенную на большую септиму (11 полутонов) ниже, или малую секунду (1 полутон) выше.

Как я уже написал, играя лады на соответствующие им аккорды, вы услышите тот индивидуальный колорит, который присущ каждому конкретному ладу. Этот колорит создают так называемые характерные ступени лада. Знать характерные ступени каждого лада это еще один из способов построить нужный вам лад.

Во Фригийском миноре ( Ми фригийский) это пониженная вторая ступень, нота Фа. (Т.е. если взять обычную минорую гамму Ля минор A B C D E F G, и понизить в ней вторую ступень ноту B, то получится Фригийский минор.) A B b C D E F )

В Миксолидийском мажоре Соль миксолидийски это пониженная седьмая ступень, нота Фа. Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень. Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень. Например, в до мажорной гамме C DE F G A B понижаем ноту B. Получается Миксолидийский мажор CDEFGABb

В Локрийском миноре, это пониженная пятая ступень и пониженная вторая ступень нота . К примеру, для того чтобы из обычной ля минорной гаммы ABCDEFG получить локрийский лад, нужно понизить ноту E и ноту B. В итоге получаем ABbCDEbFG.

Тем, кто еще не выучил мажорную гамму, всем СЮДА.

Если же Вы хотите узнать больше о том как ПРАКТИЧЕСКИ применять разные лады в импровизации, то обязательно подпишитесь на мою рассылку! В рассылке я высылаю те уроки, которых нет и не будет на сайте в открытом доступе.


Во многих статьях и учебниках описывающих теорию ладов народной музыки встречается много противоречивой информации, которая мешает пониманию и применению методов модальной импровизации на практике. Эта статья направлена на разъяснение этих недоразумений, с целью дать более простой и практичный способ освоения модальности.
Начнем с истории.

Названия ладов, которые известны как народные, пришли к нам из Древней Греции, однако сами лады появились только в средние века и использовались в григорианских хоралах. В XVI в. монах Генрих Глареанус, систематизируя церковные лады по ошибке назвал их древнегреческими.

Важным в понимании ладов является то, что исторически они появились задолго до появления темперированного строя и оформления тональной системы, господствовавшей в западно-европейской музыке с XVII по XX века. По этой причине в этих ладах изначально отсутствовала верхняя тоника, лад писался только до 7 ступени, 3 и 5 не несли тех функции, которые свойственны им в мажоре и миноре. Из этого следует,что такой каданс:

характерен для мажоро-минорной системы, но не для модальной. 8 ступень в модальных системах мышления (Индия, Африка и т.д.) не является октавой к основной ступени лада, это новая ступень, функционирующая по своим правилам.

Это дает идеи для экспериментирования в четверть-тоновой музыке. Таким образом, первое и важное правило: натуральные лады семиступенны.
Обычно объясняя строение ладов, приводят в сравнение мажорную и минорную гаммы.

Однако такой подход приводит к тому, что музыканты воспринимают, к примеру А миксолидийский и D мажор как одинаковые гаммы, что абсолютно не верно, поскольку у тих ладов разные сферы гармонического и мелодического функционирования.
Пример:

Лады образуются с помощью комбинации тетрахордов разделенных полутоном или целым тоном. Для того чтобы выучить 7 (и даже больше) ладов, нужно запомнить всего 4 тетрахорда:

ионийский тетрахорд+ионийский= ионийский лад
лидийский+ионийский=лидийский лад
ионийский+дорийский=миксолидийский
дорийский + дорийский =дорийский лад
фригийский+фригийский=фригийский лад
дорийский+фригийский=эолийский лад
фригийский+лидийский=локрийский
Используя разные сочетания тетрахордов, можно составлять и собственные лады.

Ионийский лад не равен мажору, эолийский не равен минору. Поскольку они состоят из одних и тех же нот бывает довольно трудно определить где мажор, а где ионийский.

Как же определить ионийский лад?

Первое на что следует обратить внимание это гармоническое сопровождение. Наличие модальной гармонии будет свидетельствовать о применении ионийского лада (например, если в гармонии звучит D7)

Наличие же ярко выраженной тональности (S-D-T) будет указателем на использование мажора.
Второе качество определяющее модальность мелодики это тяготения внутри лада.

Как было сказано выше, в натуральных ладах важна только первая ступень, в то время как III и V нет. Следовательно мелодически натуральный лад более свободен, однако нужно помнить что в нем будут отсутствовать кадансы характерные для мажора.
Модальная Гармония
Выстраивание модальной гармонии один из лучших способов понять взаимодействие ладов и усвоить их фонизм.
Начните с соединения наиболее характерных аккордов лада (например для дорийского это септаккорд IV ступени, для фригийского мажор на II и минор на VII).

Можно также построить гармоническую последовательность проходящую через несколько ладов.
Поскольку при использовании ладов в импровизации бывает довольно трудно показать весь лад, то можно использовать характерные интервалы как способ выявления лада.
Запомните эти интервалы и используйте для построения фраз:

Дорийский — секста
Фригийский — малая секунда вверх и большая вниз
Лидийский — увеличенная кварта
Миксолидийский — септима
Локрийский — тритон и малая секунда

Ионийский (Сmaj7) 1 2 3 4 5 6 7
Дорийский (Dm7) 1 2 ♭3 4 5 6 ♭7
Фригийский (Em7) 1 ♭2 ♭3 4 5 ♭6 7
Лидийский (Fmaj7) 1 2 3 4♯ 5 6 7
Миксолидийский (Gmaj7) 1 2 3 4 5 6 b7
Эолийский (Am7) 1 2 ♭3 4 5 ♭6 ♭7
Локрийский (Bmin7b5) 1 ♭2 ♭3 4 b5 ♭6 ♭7

  • Ионийский лад — это первый лад, который начинается и заканчивается с первой ноты мажорной гаммы (в нашем случае это нота C). Ионийский лад — это и есть натуральная мажорная гамма.
  • Дорийский лад — это второй лад, который начинается со второй ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты D и заканчиваете нотой D.
  • Фригийский лад — это третий лад, который начинается с третей ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты E и заканчиваете нотой E.
  • Лидийский лад — это четвёртый лад, который начинается с четвёртой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная с ноты F и заканчиваете тоже нотой F.
  • Миксолидийский лад — это пятый лад , который начинается с пятой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты G и заканчиваете нотой G.
  • Эолийский лад — это шестой лад, который начинается с шестой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты A и заканчиваете нотой A. Эолийский лад — это натуральный минорный лад.
  • Локрийский лад — это седьмой лад, который начинается с седьмой ноты мажорной гаммы, а это значит, что вы играете гамму C мажор начиная от ноты B и заканчиваете нотой B.



Если обосновать все выше написанное, то вы просто должны запомнить названия всех ладов и играть обычную натуральную мажорную гамму, принимая за тонику любой из её тонов:

Но для овладения и правильного восприятия каждого лада необходимо почувствовать и запомнить их окраску, и звучание.

Окраска диатонических ладов

Возможно вам будет проще думать о ладах как о более светлых и менее светлых. Чем меньше в формулах нот с бемолями, тем светлее звучит лад, следовательно чем больше, тем темнее. Для этого я расположу все лады по принципу светлого к тёмному:

Производные лады

Возможно вы знали, что если взять натуральный До-мажорный лад и передвинуть его терцию или 3 полутона вниз, то вы получите параллельный Ля-минорный лад. Такой принцип работает со всеми остальными диатоническими ладами:

малая терция вниз ⇒

Аппликатуры диатонических ладов

Мажорные диатонические ладны:


Минорные диатонические лады:


Условно диатонический лад:


комментариев 10

Здравствуйте. А можно ли эти лады построить для минорной гаммы (напр. для тональности ля-минор)?

Будет тоже самое что и для С dur

минорная гамма по сути и является одним из модов..

Вы правы. Поправил 🙂

Большое спасибо за понятную и обстоятельную статью!

А в чем разница между лидийским и фригийским ладами?. У вас абсолютно одинаковые табулатуры здесь

Посмотрите пожалуйста внимательнее на аппликатуры. Аппликатуры фригийского и лидийского на первый взгляд может и похожи, но тоника у них отличается.
Присмотритесь внимательнее, пожалуйста.

Если вы читаете эту статью, значит, хотите достичь в музыке чего-то большего, чем играть ля-минорную последовательность по кругу, а посему, вы должны быть готовы потрудиться. Импровизация – серьёзный шаг в освоении гитары, который откроет новые горизонты в музыке, но следует помнить о том, что быстрого пути в этом деле нет. Будьте готовы уделить занятиям много времени и запаситесь терпением, только тогда вы сможете добиться успеха.

С чего начать?

С чего начать?

Итак, что вам понадобится для того, чтобы научиться импровизировать на гитаре? В первую очередь, конечно же, сама гитара. Акустическая или электрогитара – большого значения не имеет, отличаться будет только материал, который вам придётся изучать (но не полностью), и то, что вы будете играть в итоге. В силу отличий акустической гитары от электронной, отличаются и приёмы игры, кроме того, там, где идеально вписалась бы акустика, электрогитара будет просто неуместна.

Но это не значит, что, если вы хотите, к примеру, играть хэви, необходимо выбросить свою акустику и бежать за электрогитарой.

Научившись импровизировать в одном стиле, вы без труда освоите другой. Главное – овладеть базовыми принципами. В первую очередь необходимо освоить основные гаммы. Для начала можно ограничиться пентатониками. В пентатонике, в отличие от обычных ладов, не бывает полутонов, в связи с этим в такой гамме всего 5 звуков. Для того чтобы получить пентатонику, достаточно убрать из обычной гаммы ступени, которые образовывают полутон. К примеру, в до мажоре это ноты фа и си (4-я и 7-я ступени). В ля миноре убираются ноты си и фа (2-я и 6-я ступени). Пентатонику легче освоить, в ней проще импровизировать, и она подойдёт для большинства стилей. Конечно же, её мелодика не такая богатая, как в других тональностях, но для начала она подойдёт идеально.

improvizaciya-na-gitare

Нужно постоянно пополнять свой запас, кроме гамм, музыкальными фразами – разучивайте стандартные фразы, учите соло из любимых песен, выучите всевозможные клише, просто слушайте и анализируйте музыку. Все это станет основой, которая в дальнейшем поможет вам чувствовать себя свободно и уверенно во время импровизации. Кроме этого, важно развивать чувство ритма и гармонический слух.

Для развития гармонического слуха можно дополнительно заняться сольфеджио, петь двухголосные диктанты. К примеру, можете играть гамму до мажор (или любую другую, подходящую под ваш голос) на гитаре, а петь при этом на терцию выше. Также попросите кого-то из друзей играть или ставить заранее записанные аккорды вам в произвольном порядке. Вашей целью в этом случае будет определение аккорда на слух. Для развития чувства ритма подойдёт повторение всевозможных ритмических рисунков. При этом не обязательно играть – можете просто хлопать или простукивать.

Шаг 2. От слов к делу

Обучаясь импровизации, важно не только иметь богатый арсенал гамм и музыкальных фраз, но и постоянно играть. Грубо говоря – для того чтобы научиться импровизировать на гитаре, необходимо импровизировать. Можно, к примеру, включить любимую песню и, подстраиваясь под музыку, пытаться сымпровизировать собственное соло, при этом необходимо слушать себя, анализировать, вписывается ли ваша игра в общую картину, в том ли ритме вы играете, в той ли тональности.

Не бойтесь ошибаться, это неотъемлемая часть обучения, более того, даже опытные гитаристы часто ошибаются во время импровизации. Можно не только играть под песни, но и записывать собственную последовательность в одной из тональностей и импровизировать под неё. Не ставьте перед собой невыполнимые цели, работайте в тех тональностях, с которыми вы уже знакомы.

Последовательность не должна быть сумбурным набором аккордов, она должна звучать, и желательно хорошо звучать. Но и слишком сложное придумывать также не стоит. Если вы увлекаетесь рок-н-роллом или блюзом, можете попробовать нижеуказанную последовательность: тоника-тоника-субдоминанта-субдоминанта-тоника-тоника-доминанта-субдоминанта-тоника-доминанта. Выглядеть это будет примерно так (для примера использована тональность до мажор):

na-gitare-improvizaciya-02

Можно несколько изменить ритмический рисунок, для того чтобы последовательность звучала лучше. К примеру:

na-gitare-improvizaciya-02

Также не помешало бы записывать все то, что вы играете. Это поможет более глубоко проанализировать свою игру, обратить внимание на ошибки, которых вы раньше не замечали.

Вот, собственно, и все. Изучайте основы, играйте, будьте терпеливы, и у вас обязательно все получится.

Читайте также: