Как поменять втулки на стартере ваз 2104

Обновлено: 08.07.2024

Замена втулок стартера ВАЗ-2109 становится необходимой при сильном осевом биении. Эту проблему можно обнаружить во время запуска – обороты и мощность двигателя снижаются.

Чтобы проверить состояние втулок, придется полностью разбирать стартер, так как по-другому определить их пригодность не представляется возможным. Работа несложная, поэтому ее можно легко выполнить самостоятельно в своем гараже, не прибегая к посторонней помощи и без применения специального инструмента. Если техобслуживание автомобиля давно не проводилось, понадобятся новые втулки, а также щетки.

Устройство стартера

Как же выполняется замена втулок стартера? Прежде чем приступать к сути вопроса необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с устройством агрегата. Автомобильный стартер по своей сути является миниатюрным четырехполосным электродвигателем, обеспечивающим начало вращения коленчатого вала. Он обеспечивает такую начальную частоту вращения, которая необходима для того, чтобы завелся двигатель внутреннего сгорания. Стартер является электрическим двигателем постоянного тока, берущим энергию от аккумуляторной батареи. Получая электрическое напряжение от аккумулятора, он увеличивает мощность посредством четырех щеток, являющихся его неотъемлемой частью. Стартеры бывают:

И первые и вторые имеют как свои преимущества, так и недостатки.

Стартеры с редуктором хороши тем, что могут обеспечивать вращение коленчатого вала, необходимое для запуска двигателя, даже при сильно разряженной аккумуляторной батарее.


Кроме того, сильной стороной редукторных вариантов является присутствие постоянных магнитов, за счет которых проблемы с обмоткой статора сводятся к минимуму. Хотя при длительной эксплуатации такого стартера возможен выход из строя вращающей шестерни. Справедливости ради стоит отметить, что к этому чаще всего приводит низкое качество производства или брак.

Безредукторные стартеры оказывают непосредственное воздействие на вращение шестерни.

Эти устройства имеют более простую конструкцию. Их проще ремонтировать самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов из автосервиса. Они достаточно надежны, а вероятность выхода их из строя из-за электрического воздействия стремится к нулю. Однако при низких температурах безредукторные стартеры все же могут работать нестабильно.

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

Узел

Особенности

По нему через четыре щетки передается постоянный ток

Муфта свободного хода с шестеренкой

Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля

Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора

Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.


Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Принцип работы заключается в преобразовании электросигнала во вращательное движение шестерни привода. Через щетки на полюса электромотора передается ток. Одновременно с этим выдвигается муфта и шестерня соединяется с венцом маховика. Для запуска мотора нужно быстрое, но легкое вращение стартера. Когда двигатель завелся, муфта возвращается в начальное положение.

Устройство

Любой стартер автомобилей ВАЗ работает по принципу электродвигателя и состоит из следующих деталей:

  • корпуса – он выполнен в виде пустотелого металлического цилиндра, в нем размещаются детали электромотора;
  • статора с обмоткой – неподвижная часть электрической машины, располагается в корпусе вдоль его стенок;
  • ротора (по-другому называется якорем) – является движущейся частью стартера, представляет собой вал, на котором собраны металлические пластины, внутри них расположена обмотка. Якорь крутится во втулках, которые ему служат опорой, на валу якоря так же располагается коллектор, состоящий из наборных пластин;
  • втягивающего реле – оно служит для выполнения сразу двух задач: соединяет и разъединяет электрическую цепочку, за счет сердечника передвигает бендикс, позволяя ему зацепится с маховиком ДВС;
  • бендикса – шестеренки, располагающейся на валу ротора. Она сцепляется с маховиком, передавая ему вращение от ротора при запуске двигателя;
  • щеточного узла – представляет собой четыре щетки в корпусе, каждая щетка контактирует с якорным коллектором, за счет чего и создается электромагнитное поле в электродвигателе.

Помимо стандартных пусковых механизмов для автомобилей промышленностью также производятся редукторные стартеры, они отличаются наличием дополнительного редукторного устройства.

Снятие стартера

Перед тем как снять стартер, необходимо подготовить два ключа на 10 и на 13, они понадобятся для того, чтобы снять клемму с аккумулятора. Чтобы избежать короткого замыкания, вначале снимите минусовую клемму. В случае если на вашем автомобиле стоит инжектор, придется снимать воздушный фильтр, находящийся над стартером.

Стартер ВАЗ-2109 можно демонтировать двумя способами: через верх или через низ. Если выбран второй вариант, то нужно временно снять защиту картера, чтобы она не мешала. Далее необходимо отсоединить втягивающее реле от двух проводов. Вначале отсоединяем силовой (толстый) провод, по которому подается напряжение на стартер, затем тонкий – необходимый для питания обмотки реле.

Тонкий провод можно просто вытянуть руками. Для отключения силового нужно ключом на 13 открутить гайку с контакта втягивающего реле. После того как отсоедините провода, уберите их в сторону.

Далее нужно выкрутить три гайки крепления стартера к блоку сцепления. Для этого используйте ключ на 13.


После откручивания гаек нужно потянуть корпус вправо и увести и увести его со шпилек. Теперь можно вытянуть стартер через верх или низ и заняться его ремонтом.

Демонтированный стартер положите на верстак и уберите с него всю грязь. Отсоедините втягивающее реле, которое закреплено на два болта с головками под отвертку. Далее снимите якорь с металлических пластин бендикса. Возьмите ключ на 10 и открутите заднюю крышку стартера. После снятия крышки откроется вид на ось стартера, с которой нужно снять стопорное кольцо. Его можно снять, воспользовавшись плоской отверткой.

Если в стартере ВАЗ-2109 установлен планетарный редуктор, его щетки будут расположены параллельно корпусу, во втором варианте – перпендикулярно оси стартера. Старая втулка надежно запрессована в корпус стартера, поэтому чтобы ее извлечь, придется хорошо постараться. Для избавления от старой втулки возьмите молоток, кусок трубы подходящего диаметра или


оправку. Приставьте ее к втулке и резкими, короткими ударами молотка выбейте ее из посадочного места. Главное, в процессе не перестараться, так как крышка стартера может в любой момент лопнуть, а заменить ее окажется нечем.

Чтобы не пришлось искать похожий стартер, с которого можно снять крышку, будьте предельно осторожны. Перед запрессовкой новой втулки желательно пройтись по месту установки мелкозернистой наждачной бумагой. Для запрессовки новой втулки лучше всего использовать старую, так как он изготовлена из мягкого металла и будет смягчать силу удара во время установки, это позволит не допустить появления трещин на корпусе крышки. Пока стартер в разобранном состоянии, осмотрите щетки, возможно, их нужно заменить. Сборка стартера выполняется в обратной последовательности.

Для проверки работы стартера подключите его к аккумулятору. Ровная, спокойная работа будет подтверждением того, что процесс замены втулок и сборке стартера выполнены правильно. Далее можно устанавливать его на свое место.

Технология замены

Прежде всего необходимо отсоединить хотя бы один из проводов от аккумуляторной батареи, а также все провода от стартера. Затем нужно вывернуть нижний болт, который крепит стартер, и ввернуть его с обратной стороны для фиксации двигателя к своей передней опоре. В противном случае мотор может податься вперед. После этого требуется вывернуть остальные два болта, которые крепят стартер, и снять его с автомобиля.

Как говорилось ранее, втулка встроена в картер сцепления. Для ее извлечения необходим метчик М12, а также патрон от дрели. Метчик придется вставить в патрон, затем зажать, после чего необходимо с осторожностью ввернуть его во втулку, одновременно нарезая тем самым резьбу. Большая аккуратность требуется вследствие того, что сталь метчика весьма хрупкая и даже небольшой перекос с приложенным усилием может привести к его поломке. При этом хвостовик останется в руках, а режущая часть внутри втулки.

Казалось бы, ситуация безвыходная. Однако это не так. Длина втулки равна примерно 14 миллиметрам, а это означает, что на руках имеется примерно 10 или 20 мм режущей части метчика. Нужно взять обычную гайку с точно такой же резьбой М12 и навернуть ее на сломанный метчик. В ситуации когда метчик обломан так, что навернуть на него гайку не получается, можно взять соответствующей резьбы болт длиной около 10 сантиметров и выточить на нем канавки, аналогичные канавкам метчика. А можно поступить более радикально, но в то же время проще.

Как правило, после нескольких оборотов втулка начнет проворачиваться, и ее можно будет аккуратно выкрутить. Если же втулка сильно прикипела, то придется нарезать в ней резьбу приблизительно на 6 или 8 оборотов. После этого вынуть метчик, а на его место ввернуть подходящего размера болт и уже с его помощью вынимать втулку. Когда на ее место вставляется новая, то слегка запрессовывается.

Если замена происходит уже не в первый раз, то втулку можно довольно легко вставить рукой. Но в процессе длительной эксплуатации это может привести к тому, что она провернется в посадочном отверстии. С течением времени посадочное отверстие будет разбиваться, образуя так называемый эксцентриситет, и может произойти перекос вала стартера. Это означает, что стартер будет заедать, и двигатель завести не получится. Однако это довольно легко устраняется. Для этого необходимо определить размер так называемого эксцентриситета. Затем надо выточить либо заказать у специалиста втулку большего наружного диаметра как раз на размер эксцентриситета. Сбоку этой втулки следует напаять немного припоя. После этого втулка будет входить с маленьким натягом.

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.


Проверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.


Замена стартера цена

Замена щеток стартера ВАЗ классика. Ремонт ВАЗ классика. ВАЗ в деревне.

Комментарии к теме Замена втулки на стартере ВАЗ 2104

Здравствуйте Дима. у меня пассат б3,поменял бендикс и втулку на кожухе.когда завожу слышно звук как будто она прокручивается,до этого было такая же проблема. В чем может быть проблема. маховик нормальный.

Правильно говорит народ, что метки ставить не нужно, это полный бред, который вышел и той темы, когда народ покупая в первый раз машину боялся что то сделать не так, и поэтому чисто психологически ставил точно также. Новый кардан вообще не имеет меток, и что вы ставить его не будете? опа! во прикол! Кардан сам по себе и так работает не как кардан на шрусе. Самое главное, выставить оба фланца точно, можно зажать хомутом,чтобы совместить оба соединения, само собой заранее притянуть болтами. Если фланцы одинаковые то хомут все сделает идеально, если разные, то лучше руками прощупать, а заранее отчистить фланцы от грязи,чтобы метал был чистый. Уже много раз менял карданы, и ставил каждый раз по разному, само собой четко совмещал фланцы, и нет никаких вибраций. Тем более у меня нивка!

это пи'дец, 21 век, а все как в советах, Что за регион? У нас в Питере даже на шиномонтаж ни кто не приедет если ему колеса от руки закрутят, ЛЮДИ ЭТО Х''Я, так можно сделать если нет денег на нормальный сервис, но до х'я денег на запчасти, какой раз вы его ремонтируете) за год? Я бы отпи''ил мастера который бы мне только сказал про то что так пойдет,)

Салам подскажите у меня ауди 100.1.8 литра на холодную стартер хорош крутить.на горячию,медленно как будто аккум.село.на кузове вставил массу.

Добрый день, скажи пожалусто когда на холостых сильный шелест и стук и где то скрип, а при нажатия сцепления шум пропадает это что? автомобиль nissan primera p-12. Зарание спасиба.

Мужики подскажите в чем может быть причина сгорания щеток на стартере. за год 3-й раз меняю их. щетки горят именно которые отходят от вк.а с другой стороны щетки как новые.

Если вы не хотите гнать свой автомобиль на СТО или нести стартер, а хотите сами заменит втулки и сможете разобрать, .

Стартер перестал крутится, или крутился через раз. Если постучать по стартеру то он работает. Питание от замка .

в этом видео постараюсь объяснить как полностью произвести ревизию стартера на ВАЗ 2110 с полной разборкой .

. проблем первая причина для чего менять вот эти вот втулки это когда у вас вы пытаетесь завестись а вас так стартер и .

В этом видео вы увидите как можно самостоятельно заменить медные втулки на стартере своими руками!На любом .

Комментарии к теме Замена втулки на стартере ВАЗ 2104

Щас я опишу почему выкидывало ож с бачка, во первых не из за того что она система завоздушиволась, а из за того что через эту заглушку стравливолось давление необходимое для того чтоб ож не закипала при 100 градусах, а воздушилась печка как раз из за того что закипала ож. Вот и всё. Кто согласен поддержите лайками комент.

Спасибо вам большое за видео. Я все сделал как вы рекомендуете, все получилось круто! И сделал как полагается. Больше олова =)

Спасибо мужики за труды! А как у вас обстоят дела с к9к? мотор распространенный. хотелось бы выпуски на дизельки)

подскажите новичку : натяжитель ремня генератора и натяжной ролик поликлинового ремня - это одно и тоже? на пассат б5 (при старте свист, потом проходит)

Масло надо обычное, машинное! Мыть надо- ВД 40 или любой проникающей смазкой, пусть даже очень воняет керосином! Это хорошо.

Skazite pozalusta u menia Honda hr v. i shkif kalenvala krutit 3 remnia adnogo remnia gniot, Skazali menuat shkif. Interesuet mozno li pochinic shkif i at chego on portica? Mog bi ne opitni master pri smene remnia isportic?

автор ты конечно молодец! но у меня е 60 и так как ты говоришь я попадаю не в сервисное а меню там где год вин тест приборки!)и какое там повернуть ключь в первое положение). если ключь просто вставляется и кнопка старт!?

Инструкция на 300 %! Этой зимой стартер выпал окончательно. Разобрал, разобрался - замена щёток. Спасибо за толковый совет, обязательно зачищу всё перед сборкой. Разобрал неразборное втягивающее - рёбра на контактах подгорели и стёрлись. Зачищая, стёр рёбра на пятаках и подставил под них шайбы, компенсирующие стёртую толщину. Контакт повернул на другую (гладкую)сторону. Можно ли использовать такое доработанное реле? Не прихватит? Или не рисковать и новое. Китайский Профит дешевле, но смущают стальные болты. Не стоит экономить? Стартер VALEO D9E с 4 - мя щётками.

Если не ошибаюсь стартер КЗАТЭ? А я стягиваю каждую щетку капроновой ниткой, можно ещё пластиковым хомутиком, после установки якоря, срезаю нитку и всё.

Здравствуйте. Очень полезные видео класс. Как вас найти в случае надобности по обслуживанию таета пикник. Спасибо

Очень полезное видео. У меня два вопроса: 1) после переборки сколько прослужил бендикс? 2) возможна ли установка новых пружин от нового бендикса бюджетного авто(ну к примеру от ВАЗа или ГАЗа)?

Читайте также: