Как выставить стрелку спидометра ваз 2109

Обновлено: 07.07.2024

Ваз 2109 прыгает стрелка спидометра это весьма неприятное явление, которое означает возникновение неполадок, а так же опасность превышения допустимой скорости движения, штраф тут не самое страшное. Как только вы увидели, что у вас на ваз 2109 дергается стрелка спидометра, следует обратиться за помощью к специалистам как можно скорее, либо разобраться с этим самостоятельно.
Если вы нашли эту статью, значит хотите разобраться самостоятельно, и правильно делаете.

Назначение спидометра и возможные причины неполадок

Прежде чем разбираться, почему на ваз 2109 стрелка спидометра прыгает, вам стоит понять, что где находится и для чего предназначено. Спидометры предназначены, чтобы преобразовывать частоту вращения исходящую от приводного вала к датчику спидометра в показания скорости движения машины и вдобавок количество оборотов, которые осуществляет приводной вал датчика спидометра, преобразуются в показания счетчика пути (километраж) пройденного автомобилем.
А вот когда прыгает стрелка спидометра либо вообще крутится, как ей хочется, может и застыть в одном положении, означает, что возникли проблемы с механизмами спидометра и причин тому может быть сразу несколько.
Это:

  • Поломка внутри самого спидометра(см.ВАЗ 2109: как выполнить правильно ремонт спидометра)
  • Обрыв либо повреждение тросика спидометра
  • Сломался редуктор спидометра (он же привод)


Если на ВАЗ 2109 начала прыгать стрелка спидометра, это говорит о том, что возникли неполадки. В итоге, прибор будет выдавать некорректные данные, из-за которых водитель может превысить скорость, не зная об этом, а это грозит не только штрафом, но и другими неприятностями. Поэтому решать проблему нужно сразу же после ее обнаружения.

Устройство прибора, его назначение и принцип действия

Прежде чем искать неполадки, нужно разобраться с устройством и принципом работы прибора. Привод спидометра – это совокупность механизмов, задачей которых является выведение данных скорости движения автомобиля на приборную панель.

Привод ВАЗ 2109 механического типа, состоящий из ведущей шестерни и ведомой, тросика. На другом валу КПП закреплены шестерни. Во время движения вал вращается, сообщает крутящий момент шестерням, они передают его тросику, который связан со стрелкой в спидометре на приборной панели, указывающей актуальную информацию на циферблате. Длина тросика зависит от установленной приборной панели. На ВАЗ рассматриваемой модели, она может быть высокой или низкой. При приобретении нового изделия на это следует обращать внимание.

Если стрелка стоит на месте, дергается или вращается, как придется, то в механизме что-то неисправно. Возможны следующие поломки:

  • связанные с показаниями скорости на панели;
  • повреждение либо разрыв тросика;
  • поломка привода.

Что следует делать для обнаружения неполадок?

С целью диагностирования неисправности в работе спидометра, нужно расположить автомобиль на возвышении (эстакаде, смотровой яме, подъемнике). Можно приподнять авто, установив на надежные опоры, например, из деревянных брусков. Важно, чтобы было доступным дно машины. Далее откручивается гайка крепления троса прибора.

Для проведения диагностики потребуется помощник. Снизу один человек крутит отсоединенный тросик спидометра, проворачивая то вправо, то влево. Другой, в кабине наблюдает за приборами. Если заметно перемещение стрелки, значит тросик цел, проблема в приводе. Хотя причина дергающейся стрелки возможно заключается в гибком вале, если он растрепался, и оплетка задевает ее.

Для проверки привода следует его демонтировать. Для этого отпускается поперечина, служащая для крепления КПП. Потом с помощью плоской отвертки поддевается каркас привода. Отведя коробку в сторону, вынимают привод и выполняют его диагностику.

Сначала вращают шестерню, чтобы проверить вращение гнезда под трос спидометра. Если вращения нет, то привод подлежит замене.


Для исключения ошибки при покупке нового устройства, желательно взять поломанный привод для примера, так как может не совпадать число зубчиков на шестеренке. При установке шестерни с неправильным количеством зубьев, возможно, что после начала движения вырвет привод, что приведет к серьезной поломке трансмиссии. Для будущей эксплуатации придется поменять крышку сзади и обновить смазку.

Ремонт привода спидометра

Для замены уплотнительного кольца, которое стало пропускать масло, или заменить корпус, его придется демонтировать. Для этого нет необходимости в съеме КПП. Автомобиль ставят на подъемник или другое приспособление. Процесс включает в себя следующие действия:

  • Торцовым ключом откручивается болт, держащий корпус привода.



  • Подвергается осмотру уплотнительная резинка. Меняем ее, если она износилась.
  • Следует также осмотреть, в каком состоянии находится посадочное место, где размещается наконечник троса. Он не должен содержать стертых узлов, сколов, иначе шестерню необходимо заменить.
  • При осмотре нужно внимательно осмотреть участок в корпусе КПП, куда ставится привод. В случае обнаружения масляных потеков, необходимо заменить кольца уплотнения привода, находящееся на корпусе.
  • Сначала, при замене кольца, вынимается ведомая шестеренка, а потом выталкивается уплотнитель.
  • Затем, все детали необходимо вымыть в керосине и установить на место.

Снятие и ремонт занимает не более получаса.

Процесс замены тросика

Частой причиной неполадок со спидометром является неисправный тросик (гибкий вал). Процесс замены простой: необходимо провести следующие операции:

После замены тросика проверяем работу спидометра.

Дополнительные нюансы ремонта

Еще одна причина неработающего привода – изношенность ведомой и ведущей шестерен. Чтобы их заменить, не нужно снимать КПП. Следует спуститься под автомобиль и открутить болт, крепящий привод к КПП. Далее снимается корпус и шестеренки. Приобретая новые шестерни, нужно обращать внимание на количество зубьев. Их число должно соответствовать старым. Собираются детали в обратной последовательности.

Если на панели цифры стоят косо, а со временем перестали поворачиваться или сгорели датчики, эти проблемы решаются путем снятия панели приборов и устранении неполадок.


Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Снятие панели приборов ВАЗ 2109 или 2108 может вызвать небольшое затруднение, на данных авто стоит низкая панель, после отвинчивания болтов крепления панель не вытаскивает так просто (ее держит трос спидометра), нужно сначала отсоединить тросик от коробки, а затем уже вынимать приборную панель и производить с ней необходимые манипуляции (менять лампочки подсветки, менять тросик и т.п.).

На наглядном примере вы увидите как происходит замена тросика спидометра ВАЗ 2109 своими руками.

И так первым делом необходимо снять приборную панель (отвинтить 2 шурупа в верху панели). Затем открываем капот авто, и откручиваем один конец троса из КПП автомобиля, после чего можно потянуть приборку на себя и уже производит с ней все необходимые операции. Следующим шагом будет снятие второго конца тросика и протягивание нового к коробке передач. Об этом смотрите во всех деталях у видео инструкции.

Механический способ измерения скорости движения автомобиля давно в прошло. Сегодня эту функцию берет на себя датчик скорости, работа которого основана на эффекте Холла.

Датчик передает на контроллер импульсы (электромагнитные), и на их основе контроллер вычисляет, с какой скоростью в данный конкретный момент движется машина.


Внешний вид устройства

Как он работает

Принцип работы основан на следующем. За каждый пройденный километр пути датчик скорости (ДС) передает на контроллер определенное количество импульсов.

Количество передаваемых за 1 км импульсов — 6004. Чем быстрее движется машина, тем быстрее передаются импульсы. За счет этого контроллер определяет скорость на основе временного интервала между получаемыми импульсами.

Следует отметить, что есть у ДС и дополнительная функция, позволяющая частично экономить топливо для ВАЗ 2109. При движении накатом на скорости более 20 километров в час, контроллер, опираясь на данные от ДС, не открывает подачу топлива.

Расположение

Место расположения датчика скорости практически на всех автомобилях семейства АвтоВАЗ одинаковое.


Расположение ДС

Признаки поломки

Автомобиль может сам вам сообщить о том, что ДС вышел из строя. Для этого нужно просто обратить на характерные признаки подобной поломки:

  • Спидометр не работает совсем или выдает некорректную информацию о текущей скорости движения;
  • Холостой ход ведет себя нестабильно;
  • Растет расход бензина;
  • Мотор не выдает полную мощность.

Практика владельцев ВАЗ 2109 показывает, что наиболее очевидный признак поломки ДС — это остановка двигателя при ХХ во время движения накатом, либо остановка мотора при нажатии сцепления для переключения скорости.

Есть несколько основных причин, из-за которых ДС может перестать работать:

  1. Произошел обрыв в электрической цепи. Потому первым делом советуем проверить состояние проводки и контактов. Они могли загрязниться, окислиться. Зачистить их не сложно. Дополнительно советуем обработать контакты Литолом.
  2. Обрыв возле разъема. Здесь проводка часто изгибается, происходит перетирание. Не забудьте проверить еще состояние изоляции проводов, которые находятся около выпускного коллектора. Не редко они плавятся под действием температуры, что приводит к замыканиям.
  3. Износился трос спидометра. С течением времени по мере эксплуатации автомобиля трос покрывается заусеницами, трескается, разрывается. Как результат, датчик скорости перестает работать должным образом.

Способы проверки

Первое, что вам необходимо сделать, это убедиться, что на контакты ДС подается напряжение в 12 В. Так как работа ДС основана на эффекте Холла, проверка выполняется кручением. Напряжение при этом меняется в пределах 0,5-10В.

Сегодня применяют три основных способа проверки работоспособности датчика скорости. Два первых подразумевают применение мультиметра. Какой из них выбрать, решайте сами. Мы же подробно расскажем о всех трех методах проверки ДС.

Способ проверки

Ваши действия

  • Снимите датчик;
  • Мультиметром проверьте, какой контакт какие функции выполняет. Вам необходимо отыскать импульсный контакт;
  • Плюсовой щуп мультиметра подключите на импульсный контакт, а минусовой — на двигатель или кузов авто. Это будет масса;
  • На ось ДС наденьте кусочек трубки и начните его вращать с небольшой скоростью;
  • Одновременно с этим проверяйте, как меняется напряжение;
  • При росте скорости частота импульсов и напряжение должны увеличиваться
  • Здесь вам не придется демонтировать устройство;
  • Домкратом вывесите одно из передних колес автомобиля;Мультиметр подключите к проводам датчика, как в первом способе;
  • Вращайте руками колесо и следите за показаниями мультиметра;
  • Если при этом появляются импульсы, ДС работает нормально. Если же нет, он вышел из строя и нуждается в замене
  • Данный метод проверки не требует использования мультиметра;
  • Вместо него берется контрольная лампа или обычная лампочка на 12 Вольт;
  • Отключите импульсный провод от ДС;
  • Включите зажигание и контрольной лампой найдите плюс и минус;
  • Вывешивайте одно из передних колес с помощью домкрата;
  • Соедините контрольную лампочку с сигнальным проводом и вращайте колесо;
  • Если на контрольной лампе загорится минус, это говорит о нормальном состоянии датчика;
  • Если контрольки у вас нет, возьмите любую лампочку на 12В. У ВАЗ 2109 такую вы найдете в поворотнике. Проводом соедините сигнальный контакт и плюс аккумуляторной батареи. На работоспособность датчика указывает то, что лампа начинает моргать

Если проверка ДС показала, что с ним все хорошо, обязательно проверьте работоспособность привода датчика. Необходимо вывесить переднее колесо, на ощупь отыскать привод ДС. Теперь начинайте ногой вращать колесо, а рукой проверять, есть ли в приводе вращение и насколько оно стабильно. Тут вам не помешает помощь напарника.


Замена

Если вы хотите сэкономить и желаете попробовать сначала отремонтировать старый датчик скорости, спешим вас огорчить.


Снимаем и меняем

Устанавливаемые на ВАЗ 2109 (как и на другие авто) датчики скорости ремонту и восстановлению не подлежат. Единственный способ решения проблемы — замена устройства.

  1. Возьмите пару ключей на 21 и 10.
  2. Отключите минус от аккумуляторной батареи, чтобы обесточить автомобиль.
  3. Отключите разъем, идущий на датчик скорости.
  4. Открутите сам датчик. В некоторых случаях шток может сломаться, потому дополнительно вам придется снимать еще и привод.
  5. Обязательно соблюдайте осторожность при демонтаже привода, иначе вы рискуете уронить сломанный шток в коробку переключения передач.
  6. Сняв устройство, замените привод, если потребовалось, и закрутите на место новый датчик скорости.
  7. Шток привода следует вставить в втулку ДС, а резиновое кольцо уплотнения обязательно обработайте маслом. Все, можете спокойно закручивать устройство в гнездо.


Добрались до ДС

Обязательно по завершению ремонта обнулите на бортовом компьютере ошибку, которую выдавал электронный блок управления. В противном случае система будет считать, что датчик неисправен. Потому даже его наличие в гнезде не позволит ДС включиться в работу.

Очевидно, что в замене ДС нет совершенно ничего сложного. Потому не имеет смысла тратить лишние деньги на услуги автосервиса. Все вполне можно сделать своими руками буквально за час.

Назначение спидометра – информирование водителя о пройденном пути и скорости движения. Это обуславливает и состав его узлов – счетного, указывающего пробег автомобиля, который называют иногда одометром, и скоростного, сам спидометр.
Неработающий спидометр – очень неприятная поломка. Это и опасность оказаться наказанным гаишниками за превышение скорости, и трудности в правильном переключении передач, особенно при вхождении на повороты.
Ремонт спидометра ВАЗ 2109 можно выполнить своими руками.

Ремонт спидометра автомобиля ВАЗ 2109

Признаки неисправностей спидометра:

  • На счетчике цифры ровно не становятся, а со временем перестают вообще работать.
  • Спидометр начинает давать неправильную скорость перемещения автомобиля.
  • Перегорают датчики.

Снятие передней панели авто

Для осуществления ремонта спидометра ВАЗ 2109 необходимо снять переднюю панель:

При завышении скорости на спидометре нужно выполнить такие действия:

  • Указательную стрелку перебросить через ограничитель.
  • Внизу шкалы приклеить кусок строительного скотча.
  • В нижней точке приборной стрелки карандашом проставляется метка.
  • С помощью линейки замеряется расстояние на приборе от нуля до десяти километров в час. Его значение равно 0,7 миллиметров.
  • Отмеряется нужное расстояние на скотче от ранее поставленной метки и опять ставится метка.
  • Снимается стрелка спидометра и устанавливается таким образом, чтобы на вторую метку падало ее нижнее положение.

Если ремонт автомобиля ВАЗ 2109 произведен правильно, стрелка обратно перекидывается через ограничитель.

  • При поломке счетчика километража цифры просто поправляются рукой.
  • Перегоревшие датчики панели меняются новыми элементами.

Замена привода спидометра авто ВАЗ 2109

Если спидометр не работает, или его показания ошибочны необходимо заменить привод. Привод спидометра выполняется гибким валом, когда длина приводного троса не больше 3,55 метров или электрическим синхронным приводом.
Во вращение приводится счетный узел спидометра через червячную передачу от входного вала, промежуточный вал и червячные передачи этого вала. Набор цилиндрических барабанчиков, которые свободно установлены на общей оси, составляет счетный узел.
На цилиндрической поверхности деталей нанесены от 0 до 9 цифры.
Когда выполняется ремонт автомобиля ВАЗ 21099, снимается для замены корпус шестерни привода и уплотнительные кольца, привод спидометра. Снять его можно без демонтажа коробки передач.
Инструкция предлагает такой порядок работ:

  • Автомобиль устанавливается на эстакаду или смотровую яму.
  • Отворачивается торцовым ключом болт, фиксирующий к коробке передач корпус привода спидометра.
  • Плоской отверткой аккуратно поддевается и снимается корпус, как показано на фото.
  • Снимается ведомая шестерня.

Совет: Материалом для изготовления шестерни служит пластик. Деталь нужно внимательно рассмотреть и при обнаружении выработки заменить новой.

  • Обращается внимание на гнездо, куда ставится наконечник гибкой тяги одометра, у него не должно быть выработки и отсутствовать слизанные углы, иначе дефект будет служить причиной для замены шестерни.
  • Тщательно осматривается корпус коробки, куда устанавливается привод. При обнаружении следов масляных подтеков меняется уплотнительное кольцо, которое расположено на корпусе привода.
    Для этого вынимается ведомая шестерня и уплотнительное кольцо выталкивается.


Вытаскивается ведомая шестерня

  • Все детали промываются в чистом керосине.
  • После этого устройство собирается в обратно порядке и устанавливается на место.

Если автовладелец решил самостоятельно выполнить спидометру ремонт ВАЗ 21099, видео подскажет, как это сделать правильно, тогда цена выполнения работ будет значительно ниже.

Корректировка пробега автомобиля ВАЗ 2109

Иногда, когда выполняется на ВАЗ 2109 ремонт автомобиля, для искусственного его омоложения делают корректировку пробега. Одни водители хотят ускорить процесс прохождения ТО, другие корректируют данные для страховых компаний или уменьшают пробег, чтобы дороже продать авто.
Поэтому, скрутка одометра становится все больше популярной процедурой, когда выполняется на ВАЗ 09 ремонт.
На автомобиле более раннего выпуска стоят механические спидометры, в современных моделях – электронные:

Надежная работа спидометра обеспечивает более безопасную езду на дорогах.

В системе подсчета скорости семейства 09–99, есть несколько конструктивных особенностей. Связаны они с приборной панелью этих автомобилей. В разные годы, производители оснащали эти модели 3 типами панелей. Особенно важно разбираться в их нюансах. От них зависит выбор комплектующих при замене неисправных деталей.

Низкая

Эта приборная панель была первой модификацией. К ее особенности можно отнести отсутствие тахометра. Что касается спидометра, то его система полностью механическая. Работает за счет передаточного вращения от механического привода, через гибкий вал на сам спидометр.

Низкая панель ВАЗ 2109

Автомобили с низкой панелью оснащались гибкими валами (тросами) длинной 80 сантиметров. Также отличается шестерня привода. На ней 8 зубьев, что на 4 меньше, чем у высоких панелей. От количества зубьев на шестерне зависит правильный подсчет скорости движения.

Высокая

Высокая панель пришла на смену низкой. Основным отличием является отсутствие вольтметра и наличие тахометра.

Высокая панель ВАЗ 2109

Система спидометра осталась прежней — механической. Отличие от машин с низкой панелью заключается в длине троса спидометра, она составляет 1 метр. Также в ней используется более длинный шток привода и количество зубьев изменено с 8 до 12. Это существенная разница.

Европанель

Этой панелью оснащаются уже инжекторные модели ВАЗ-2109. Ее особенность является полное отсутствие механических приводов. Система спидометра также модернизированная. Теперь механический привод заменен на магнитный датчик, гибкий вал, электрические провода, а привод самого спидометра стал электронным. Полное отличие от карбюраторных моделей. Работа осуществляется без передаточных вращений, что позволило существенно снизить процент погрешностей при подсчете.

Европанель ВАЗ 2109

Прежде чем разобраться почему не работает спидометр, необходимо понять принцип его действия на автомобилях с разной компоновкой.

Принцип работы

Работа системы спидометра на карбюраторных и инжекторных моделях кардинально отличается. Опишем основные отличия.

Карбюраторные модели оснащаются полностью механической начинкой. Привод спидометра установлен на коробке передач. На приводе есть шток с шестерней, которая вращается за счет совместной работы с передаточным валом МКПП. Это вращение передается гибкому тросу, который вращает привод на самом спидометре. В этой системе ест доля погрешностей. На правильный подсчет может влиять растяжение или заедание троса.

Принцип работы механического спидометра

Инжекторные модели не оснащаются механическим приводом. У них привод магнитный. Установлен также на коробку передач. Работает по принципу датчика Холла. Во время вращения вторичного вала в коробке передач, энергия передается на датчик, внутри которого вращается шток. Шток вращает контактор, который преобразует энергию вращения в электрические импульсы. Эти импульсы проходят по проводам в бортовой компьютер и после перерасчета, попадают в электронный привод спидометра.

Принцип работы электронного спидометра

Каждый тип подсчета скорости имеет ряд своих неисправностей и симптомов, им предшествующих. Каждая проблема далее будет описана подробно.

Механический спидометр

Проблем с этой системой значительно меньше и способы их устранения проще. Симптомы неполадок следующие:

  1. Стрелка работает с дрожанием, скачками или не работает вообще.
  2. В салоне слышен шум гибкого вала.
  3. Стрелка не поднимается выше определенного уровня.

Все эти симптомы требует кардинальной проверки.

Проверка

Диагностику механической системы спидометра ВАЗ-2109 легче всего начать с привода. Для этого необходимо:

Привод механического спидометра

    1. Выкрутить привод с корпуса МКПП.
    2. Осмотреть шестерню на штоке. Если ее зубья сломаны или стерты, привод придется заменить аналогом.
    3. Если зубья в порядке, то нужно выкрутить гайку удерживающую трос. Далее визуально осматривается наконечник гибкого вала и его посадочное место в приводе. Наконечник должен быть квадратного сечения, как и углубление привода. Если заметны стертые грани троса или привода, детали требуют замены.
    4. Отсутствие износа троса и углубления привода, потребуют проверить целостность гибкого вала. Для этого необходимо потянуть его, используя плоскогубцы. Если трос выйдет из направляющего кожуха, то значит, что он оборван и требует замены. Целый трос также может стать причиной неисправности. Его стальные проволоки обламываются и цепляются за стенки кожуха. Наличие таких повреждений также считаются поводом для замены.

    Отсутствие обрыва троса укажет на неисправность в самой панели приборов. Ее придется демонтировать с целью проверки сечений гибкого вала, его посадочного места.

    Частой причиной периодического отказа является заедание троса в кожухе. Всему виной застывание смазки. Перед тем как установить новый трос, его необходимо смазать составом, с температурным порогом застывания не менее −20 градусов. Смазка также застывает по причине длительного простоя автомобиля. Пыль и грязь смешиваются со смазкой, что приводит к нарушению ее состава.

    Электронный спидометр

    Весь список симптомов прямо указывает на отсутствие согласованности в работе спидометра и блока управления двигателем. Такие неполадки требуют проверки всех составных узлов системы подсчета скорости.

    Проверка

    Диагностика электронного спидометра потребует наличие тестера и проводов длиной 2 метра. Для проверки необходимо:

    Электронный привод ДС

    В этом положении тестер должен показать напряжение в 12 вольт или равное заряду аккумулятора. Если напряжения нет, то придется проверить проводку на наличие обрыва, короткого замыкания, окисления. Все соединения нужно почистить растворителем, поврежденную оболочку изолировать, сломанные штекеры заменить новыми. Запрещается напрямую соединять провода без штекера обычной скруткой. Такие соединения обязательно должны быть пропаяны или монтироваться специальными соединительными клеммами.

    Проверка ДС

    Далее проверяется сам спидометр. Для этого нужно:

    Отсутствие реакции укажет на повреждение электронного привода спидометра.

    Часто не работает спидометр ВАЗ-2109 по причине поломки электронного привода. Перед проверкой нужно отключить от него разъем и почистить контакты с обеих сторон.

    В зависимости от быстроты вращения колеса, тестер должен выдавать значения от 0.6 до 12 вольт. Если замер не показал результата, то датчик придется сменить на аналог.

    При нормальных значениях напряжения стоит продолжить тестирование элементов спидометра. Если ранее проведенный тест привода самой стрелки не показал отклонений, необходимо демонтировать панель приборов. Демонтаж производится без полного снятия панели. Достаточно выкрутить 2 крепежных болта снизу и сверху над стеклом. Далее необходимо вынуть сам спидометр, открутить 2 крепежных винта от крепления. Первичная проверка проводится визуально. Частой проблемой является прогорание или обрыв электрических дорожек привода. Все найденные неисправности необходимо спаять, окисления очистить.

    Предохранитель

    Блок предохранителей

    Также стоит проверить наличие питания на клемме предохранителя. Для этого необходимо:

    Наличие напряжения, равного заряду батареи, укажет на исправность электрической цепи.

    Привод спидометра ВАЗ 2109 – частая причина его поломки

    На ВАЗ 2109 установлен механический привод. Его ведомая и ведущая шестерни монтируются на валу (вторичном) КПП. От них крутящий момент посредством гибкого вала поступает на спидометр автомобиля, который находится на щитке приборов.

    Так как ВАЗ 2109 производится с передней панелью высокого и низкого вида, указанный гибкий вал может иметь различную длину (большую, когда панель высокая, меньшую – когда низкая).

    спидометр

    Именно обрыв данного вала чаще всего становится причиной того, что спидометр перестает работать, а это уже – и затруднения с прохождением поворотов (переключить передачи правильно бывает достаточно-таки сложно), и неприятные встречи с сотрудниками ГИБДД (вероятность штрафа за нарушение скорости велика).

    Как правило, вал обрывается возле самого входа в КПП. Проверить наличие обрыва можно так:

    1. вал (гибкий) отсоединяют от спидометра на приборном щитке;
    2. заводят мотор и едут 20–30 метров, тщательно следя при этом за концом вала.


    Замена привода спидометра ВАЗ 2109 из-за износа шестерен

    Привод выходит из строя и по причине износа парных шестерен. В таком случае его ремонт выполняется без снятия КПП по следующей схеме:


    1. машину ставят на смотровую яму либо эстакаду;
    2. при помощи торцового ключа откручивают фиксирующий болт, который крепит корпус привода и коробку передач;
    3. снимают корпус (его следует поддеть отверткой);
    4. снимают шестерни и меняют их.


    Важно сразу же посчитать число зубьев на старых шестернях. Новые детали должны иметь такое же их количество. В противном случае и по пробегу, и по скорости спидометр будет выдавать неверную информацию. При осмотре корпуса можно увидеть подтеки масла на нем, что свидетельствует о необходимости замены уплотнительного кольца. Его выталкивают после того, как ведомая шестерня будет вынута. Рекомендуется после всех замен промыть детали привода, используя чистый керосин, а затем собрать узел в обратном порядке.

    Заключение

    Несмотря на на наличие различных модификаций ВАЗ-2109, причину не работающего спидометра найти очень просто. Главное следовать описанным инструкциям по поиску неисправностей. Карбюраторную модель с неработающим спидометрам эксплуатировать допускается. Опасность составляет лишь проблема в определении скорости движения. С инжекторной версией все гораздо сложнее. Отказ счетчика скорости становится причиной неисправной работы силового агрегата. Нарушается принцип подачи топлива в систему сгорания. Своевременная проверка и замена комплектующих поможет избежать неисправностей, а также возможного ремонта.


    Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

    Снятие панели приборов ВАЗ 2109 или 2108 может вызвать небольшое затруднение, на данных авто стоит низкая панель, после отвинчивания болтов крепления панель не вытаскивает так просто (ее держит трос спидометра), нужно сначала отсоединить тросик от коробки, а затем уже вынимать приборную панель и производить с ней необходимые манипуляции (менять лампочки подсветки, менять тросик и т.п.).

    На наглядном примере вы увидите как происходит замена тросика спидометра ВАЗ 2109 своими руками.

    И так первым делом необходимо снять приборную панель (отвинтить 2 шурупа в верху панели). Затем открываем капот авто, и откручиваем один конец троса из КПП автомобиля, после чего можно потянуть приборку на себя и уже производит с ней все необходимые операции. Следующим шагом будет снятие второго конца тросика и протягивание нового к коробке передач. Об этом смотрите во всех деталях у видео инструкции.

    Механический способ измерения скорости движения автомобиля давно в прошло. Сегодня эту функцию берет на себя датчик скорости, работа которого основана на эффекте Холла.

    Датчик передает на контроллер импульсы (электромагнитные), и на их основе контроллер вычисляет, с какой скоростью в данный конкретный момент движется машина.


    Внешний вид устройства

    Как он работает

    Принцип работы основан на следующем. За каждый пройденный километр пути датчик скорости (ДС) передает на контроллер определенное количество импульсов.

    Количество передаваемых за 1 км импульсов — 6004. Чем быстрее движется машина, тем быстрее передаются импульсы. За счет этого контроллер определяет скорость на основе временного интервала между получаемыми импульсами.

    Следует отметить, что есть у ДС и дополнительная функция, позволяющая частично экономить топливо для ВАЗ 2109. При движении накатом на скорости более 20 километров в час, контроллер, опираясь на данные от ДС, не открывает подачу топлива.

    Расположение

    Место расположения датчика скорости практически на всех автомобилях семейства АвтоВАЗ одинаковое.


    Расположение ДС

    Признаки поломки

    Автомобиль может сам вам сообщить о том, что ДС вышел из строя. Для этого нужно просто обратить на характерные признаки подобной поломки:

    • Спидометр не работает совсем или выдает некорректную информацию о текущей скорости движения;
    • Холостой ход ведет себя нестабильно;
    • Растет расход бензина;
    • Мотор не выдает полную мощность.

    Практика владельцев ВАЗ 2109 показывает, что наиболее очевидный признак поломки ДС — это остановка двигателя при ХХ во время движения накатом, либо остановка мотора при нажатии сцепления для переключения скорости.

    Есть несколько основных причин, из-за которых ДС может перестать работать:

    1. Произошел обрыв в электрической цепи. Потому первым делом советуем проверить состояние проводки и контактов. Они могли загрязниться, окислиться. Зачистить их не сложно. Дополнительно советуем обработать контакты Литолом.
    2. Обрыв возле разъема. Здесь проводка часто изгибается, происходит перетирание. Не забудьте проверить еще состояние изоляции проводов, которые находятся около выпускного коллектора. Не редко они плавятся под действием температуры, что приводит к замыканиям.
    3. Износился трос спидометра. С течением времени по мере эксплуатации автомобиля трос покрывается заусеницами, трескается, разрывается. Как результат, датчик скорости перестает работать должным образом.

    Способы проверки

    Первое, что вам необходимо сделать, это убедиться, что на контакты ДС подается напряжение в 12 В. Так как работа ДС основана на эффекте Холла, проверка выполняется кручением. Напряжение при этом меняется в пределах 0,5-10В.

    Сегодня применяют три основных способа проверки работоспособности датчика скорости. Два первых подразумевают применение мультиметра. Какой из них выбрать, решайте сами. Мы же подробно расскажем о всех трех методах проверки ДС.

    Способ проверки

    Ваши действия

    • Снимите датчик;
    • Мультиметром проверьте, какой контакт какие функции выполняет. Вам необходимо отыскать импульсный контакт;
    • Плюсовой щуп мультиметра подключите на импульсный контакт, а минусовой — на двигатель или кузов авто. Это будет масса;
    • На ось ДС наденьте кусочек трубки и начните его вращать с небольшой скоростью;
    • Одновременно с этим проверяйте, как меняется напряжение;
    • При росте скорости частота импульсов и напряжение должны увеличиваться
    • Здесь вам не придется демонтировать устройство;
    • Домкратом вывесите одно из передних колес автомобиля;Мультиметр подключите к проводам датчика, как в первом способе;
    • Вращайте руками колесо и следите за показаниями мультиметра;
    • Если при этом появляются импульсы, ДС работает нормально. Если же нет, он вышел из строя и нуждается в замене
    • Данный метод проверки не требует использования мультиметра;
    • Вместо него берется контрольная лампа или обычная лампочка на 12 Вольт;
    • Отключите импульсный провод от ДС;
    • Включите зажигание и контрольной лампой найдите плюс и минус;
    • Вывешивайте одно из передних колес с помощью домкрата;
    • Соедините контрольную лампочку с сигнальным проводом и вращайте колесо;
    • Если на контрольной лампе загорится минус, это говорит о нормальном состоянии датчика;
    • Если контрольки у вас нет, возьмите любую лампочку на 12В. У ВАЗ 2109 такую вы найдете в поворотнике. Проводом соедините сигнальный контакт и плюс аккумуляторной батареи. На работоспособность датчика указывает то, что лампа начинает моргать

    Если проверка ДС показала, что с ним все хорошо, обязательно проверьте работоспособность привода датчика. Необходимо вывесить переднее колесо, на ощупь отыскать привод ДС. Теперь начинайте ногой вращать колесо, а рукой проверять, есть ли в приводе вращение и насколько оно стабильно. Тут вам не помешает помощь напарника.


    Замена

    Если вы хотите сэкономить и желаете попробовать сначала отремонтировать старый датчик скорости, спешим вас огорчить.


    Снимаем и меняем

    Устанавливаемые на ВАЗ 2109 (как и на другие авто) датчики скорости ремонту и восстановлению не подлежат. Единственный способ решения проблемы — замена устройства.

    1. Возьмите пару ключей на 21 и 10.
    2. Отключите минус от аккумуляторной батареи, чтобы обесточить автомобиль.
    3. Отключите разъем, идущий на датчик скорости.
    4. Открутите сам датчик. В некоторых случаях шток может сломаться, потому дополнительно вам придется снимать еще и привод.
    5. Обязательно соблюдайте осторожность при демонтаже привода, иначе вы рискуете уронить сломанный шток в коробку переключения передач.
    6. Сняв устройство, замените привод, если потребовалось, и закрутите на место новый датчик скорости.
    7. Шток привода следует вставить в втулку ДС, а резиновое кольцо уплотнения обязательно обработайте маслом. Все, можете спокойно закручивать устройство в гнездо.


    Добрались до ДС

    Обязательно по завершению ремонта обнулите на бортовом компьютере ошибку, которую выдавал электронный блок управления. В противном случае система будет считать, что датчик неисправен. Потому даже его наличие в гнезде не позволит ДС включиться в работу.

    Очевидно, что в замене ДС нет совершенно ничего сложного. Потому не имеет смысла тратить лишние деньги на услуги автосервиса. Все вполне можно сделать своими руками буквально за час.

    Назначение спидометра – информирование водителя о пройденном пути и скорости движения. Это обуславливает и состав его узлов – счетного, указывающего пробег автомобиля, который называют иногда одометром, и скоростного, сам спидометр.
    Неработающий спидометр – очень неприятная поломка. Это и опасность оказаться наказанным гаишниками за превышение скорости, и трудности в правильном переключении передач, особенно при вхождении на повороты.
    Ремонт спидометра ВАЗ 2109 можно выполнить своими руками.

    Ремонт спидометра автомобиля ВАЗ 2109

    Признаки неисправностей спидометра:

    • На счетчике цифры ровно не становятся, а со временем перестают вообще работать.
    • Спидометр начинает давать неправильную скорость перемещения автомобиля.
    • Перегорают датчики.

    Снятие передней панели авто

    Для осуществления ремонта спидометра ВАЗ 2109 необходимо снять переднюю панель:

    При завышении скорости на спидометре нужно выполнить такие действия:

    • Указательную стрелку перебросить через ограничитель.
    • Внизу шкалы приклеить кусок строительного скотча.
    • В нижней точке приборной стрелки карандашом проставляется метка.
    • С помощью линейки замеряется расстояние на приборе от нуля до десяти километров в час. Его значение равно 0,7 миллиметров.
    • Отмеряется нужное расстояние на скотче от ранее поставленной метки и опять ставится метка.
    • Снимается стрелка спидометра и устанавливается таким образом, чтобы на вторую метку падало ее нижнее положение.

    Если ремонт автомобиля ВАЗ 2109 произведен правильно, стрелка обратно перекидывается через ограничитель.

    • При поломке счетчика километража цифры просто поправляются рукой.
    • Перегоревшие датчики панели меняются новыми элементами.

    Замена привода спидометра авто ВАЗ 2109

    Если спидометр не работает, или его показания ошибочны необходимо заменить привод. Привод спидометра выполняется гибким валом, когда длина приводного троса не больше 3,55 метров или электрическим синхронным приводом.
    Во вращение приводится счетный узел спидометра через червячную передачу от входного вала, промежуточный вал и червячные передачи этого вала. Набор цилиндрических барабанчиков, которые свободно установлены на общей оси, составляет счетный узел.
    На цилиндрической поверхности деталей нанесены от 0 до 9 цифры.
    Когда выполняется ремонт автомобиля ВАЗ 21099, снимается для замены корпус шестерни привода и уплотнительные кольца, привод спидометра. Снять его можно без демонтажа коробки передач.
    Инструкция предлагает такой порядок работ:

    • Автомобиль устанавливается на эстакаду или смотровую яму.
    • Отворачивается торцовым ключом болт, фиксирующий к коробке передач корпус привода спидометра.
    • Плоской отверткой аккуратно поддевается и снимается корпус, как показано на фото.
    • Снимается ведомая шестерня.

    Совет: Материалом для изготовления шестерни служит пластик. Деталь нужно внимательно рассмотреть и при обнаружении выработки заменить новой.

    • Обращается внимание на гнездо, куда ставится наконечник гибкой тяги одометра, у него не должно быть выработки и отсутствовать слизанные углы, иначе дефект будет служить причиной для замены шестерни.
    • Тщательно осматривается корпус коробки, куда устанавливается привод. При обнаружении следов масляных подтеков меняется уплотнительное кольцо, которое расположено на корпусе привода.
      Для этого вынимается ведомая шестерня и уплотнительное кольцо выталкивается.


    Вытаскивается ведомая шестерня

    • Все детали промываются в чистом керосине.
    • После этого устройство собирается в обратно порядке и устанавливается на место.

    Если автовладелец решил самостоятельно выполнить спидометру ремонт ВАЗ 21099, видео подскажет, как это сделать правильно, тогда цена выполнения работ будет значительно ниже.

    Корректировка пробега автомобиля ВАЗ 2109

    Иногда, когда выполняется на ВАЗ 2109 ремонт автомобиля, для искусственного его омоложения делают корректировку пробега. Одни водители хотят ускорить процесс прохождения ТО, другие корректируют данные для страховых компаний или уменьшают пробег, чтобы дороже продать авто.
    Поэтому, скрутка одометра становится все больше популярной процедурой, когда выполняется на ВАЗ 09 ремонт.
    На автомобиле более раннего выпуска стоят механические спидометры, в современных моделях – электронные:

    Надежная работа спидометра обеспечивает более безопасную езду на дорогах.

    Читайте также: