Какие датчики есть на ваз 2109 карбюратор

Обновлено: 08.07.2024

Указатель температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) в комбинации приборов автомобиля ВАЗ 2109 работает в паре с датчиком, установленным в торец головки блока цилиндров двигателя.

Когда стрелка указателя начинает показывать значения не соответствующие действительности или есть подозрение на некоторое отклонение значения реальной температуры ОЖ от того, что видно на табло, приходит черед проводить проверку этого датчика. Проверить его можно несколькими способами.

Вот самые популярные из них.

Как проверить датчик указателя температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 (2108, 21099)

- Проверка заменой

Устанавливаем вместо своего датчика заведомо исправный или новый датчик указателя температуры ОЖ. Заводим двигатель, прогреваем его и следим за ростом показаний температуры на указателе в комбинации приборов. Если все более-менее соответствует норме, то свой неисправный датчик выкидываем, а себе оставляем тестовый. Если стрелка указателя не отклоняется как положено, продолжаем искать неисправность в проводах по схеме подключения или в самом стрелочном указателе.

- Проверка "массой"

Включаем зажигание, снимаем провод с датчика и замыкаем его на "массу" (прикасаемся к двигателю или кузову), если стрелка указателя поднялась с начала шкалы - датчик температуры неисправен.

Если стрелка не отклонилась - датчик исправен, нужно проверить сам указатель.

- Проверка нагревом

Для проверки нагревом нужно вооружиться тазиком с водой, термометром с пределом измерения как минимум 100 градусов и омметром (мультиметром или тестером с режимом омметра).

Опускаем на половину датчик указателя температуры охлаждающей жидкости в тазик с водой, туда же опускаем термометр и начинаем нагревать в тазике воду любым доступным способом. Одновременно прижимаем щупы омметра к выводу датчика и его корпусу. Смотрим на табло прибора и термометр.

При температуре плюс 30 градусов сопротивление должно находиться в пределах 1350-1880 Ом.

При температуре плюс 50 градусов 585-820 Ом.

70 градусов 280-390 Ом.

90 градусов 155-196 Ом.

И наконец при 100 градусах меньше 109 Ом.

Если соотношение температуры и сопротивления датчика несколько иное, воду можно выливать, а датчик выкидывать.

Примечания и дополнения

Немного информации о том как работает датчик указателя температуры охлаждающей жидкости на девятках и восьмерках.

Принцип действия датчика указателя температуры основан на работе установленного в нем полупроводникового терморезистора. Когда температура ОЖ низкая – сопротивление терморезистора высокое – ток, протекающий через датчик небольшой - стрелка указателя температуры в щитке приборов отклонена влево. По мере прогрева жидкости сопротивление терморезистора падает – сила тока увеличивается - стрелка на указателе температуры поднимается.

Тахометр автомобиля является важным элементом контроля технических параметров. В статье дано описание — как подключить тахометр на ВАЗ-2109 с карбюраторным двигателем.

Приборная панель ВАЗ-2109

Также будут рассмотрены неисправности этого устройства, способы их устранения, схема подключения в электрическую цепь автомобиля.

Назначение

Тахометр служит для визуального контроля количества оборотов силового агрегата, как на холостом ходу, так и во время движения при разных скоростных диапазонах. Водителю удобно контролировать количество оборотов при переключении механической коробки передач, если играет музыка или поврежден глушитель. Кроме контроля оборотов, при помощи тахометра очень легко настроить карбюратор машины. Автолюбителю достаточно настроить карбюратор на положение тахометра в пределах 800 оборотов в минуту.

Принцип работы

Принцип работы

Работает система по следующему принципу:

  1. Катушка зажигания получает электрическое напряжение и выравнивает его, преобразуя напряжение величиной до 35 тысяч вольт.
  2. Трамблер автомобиля преобразует напряжение в импульсный ток за счет контактного способа подачи напряжения.
  3. Эти сигналы подаются на импульсный контакт тахометра.
  4. В задней части устройства находится катушка индуктивности, которая в зависимости от величины напряжения импульсного тока, создает магнитное поле. Создаваемое магнитное поле и отклоняет стрелку прибора за счет движения самой катушки.

На карбюраторных автомобилях трамблером создается ровно 2 электрических импульса за полный оборот коленчатого вала на силовых агрегатах с 4 поршнями. Это стоит учитывать, так как установка прибора с 6 цилиндрового автомобиля внесет большой процент погрешности в измерение количества оборотов.

Система очень простая и является аналоговой. На ее работу не оказывают влияния различные датчики или сторонние компоненты цепи. Но и эта система не лишена своих изъянов. Далее будут описаны основные неисправности тахометра ВАЗ-2109.

Неисправности

Основная неисправность, которой подвержен тахометр ВАЗ-2109, это нарушение в электрической цепи питания. Симптомом поломки часто является скачущая стрелка прибора. Причины неисправности следующие:

  1. Наличие короткого замыкания в цепи катушки зажигания.
  2. Неправильное распределение искры коммутатором.
  3. Пробой изоляции или обрыв центрального провода.
  4. Недостаточный заряд аккумулятора.

Все эти неисправности требуют проверки для устранения проблем в работе тахометра.

Проверка

Проверка системы подсчета оборотов должна выполняться поочередно. Начинать ее лучше с проверки катушки зажигания, именно она отвечает за работу этого устройства в первую очередь.

Катушка

Данный элемент является катушкой индуктивности. Ее задача преобразовать электрическое напряжение в импульс определенной величины и значения. На элементе 2 контакта.

Катушка зажигания

Для проверки катушки понадобится мультиметр. Проверка проводится следующим образом:

При наличии более низких данных, устройство можно признать неисправным. Далее проверяется вторичная обмотка.

Любые отклонения считаются неисправностью. Далее проверяется наличие короткого замыкания:

Проверка катушки мультиметром

Проверка напряжения

Напряжение играет большую роль для системы зажигания. Для проверки стоит завести двигатель. Далее необходимо:

Трамблер

Также важный элемент. От него тахометр и получает электрические импульсы. Контакторы могут быль электронными и механическими. Проверка механического устройства сводится к чистке самого контакта и установке зазора между прерывателем. При прокручивании стартера на контактах должна возникнуть искра.

Проверка трамблера

Электронный контактор — это датчик Холла. Во время вращения хвостовика, образуются электрические импульсы. Проверить устройство очень просто:

Датчик должен выдавать напряжение от 4 до 15 вольт, в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.

Конденсатор

Этот элемент отвечает за выравнивание напряжения в цепи. Проверить его просто. Достаточно включить контрольную лампочку в цепь между конденсатором и катушкой зажигания.

Проверка конденсатора

При включенном зажигании, лампочка не должна загореться. Если это произошло, то конденсатор придется заменить.

Провода

Провода, которые распределяют искру на свечи, также часто являются причиной коротких замыканий. Их можно проверить тестером. Но проблема в том, что таким образом проверяется только целостность жил провода.

Проверка проводов

На пробитие с корпусом проверку можно провести следующим образом:

  1. Завести силовой агрегат.
  2. Немного приоткрыть капот автомобиля.
  3. В приглушенном свете очень легко увидеть искру, которая пробивает изоляцию проводов на корпус.

Все неисправные провода нужно заменить.

Предохранитель

Блок предохранителей

Их необходимо проверить на целостность внутренней перемычки. Это можно сделать визуально, или используя тестер в режиме прозвонки. Предохранители имеют номинал 10 ампер. Замену нужно проводить строго на точный аналог.

Тахометр

Далее будет описана схема подключения тахометра на ВАЗ-2109 с карбюраторной системой впрыска топлива.

Подключение

Подключение тахометра автомобиля ВАЗ-2109 можно провести в независимости от модели этой машины. Подключение будет выполнено идентично для автомобиля с высокой и низкой панелью. Процесс подключения следующий:

Лучше подобрать 3 провода разных цветов, так проще будет подключать их концы под капотом.

Схема подключения

В подкапотном пространстве подключение проводится следующим образом:

Если подключение прибора проводилось для автомобиля с низкой панелью, то нужно установить тахометр в любом удобном месте. Для таких автомобилей можно установить устройство подсчета оборотов двигателя электронного и механического типа. Перед покупкой, нужно убедиться, что тахометр подойдет для работы с 4 цилиндровым силовым агрегатом. Электронное устройство нужно подбирать простого типа, которое не предназначено для взаимодействия с бортовым компьютером, так как на данной модели авто его просто нет.

Заключение

Нет ничего сложного в самостоятельном подключении тахометра в цепь автомобиля ВАЗ-2109 карбюраторного типа. Главное четко следовать инструкции. Многие автолюбители, подключают это устройства в цепь с генератором. Делать этого нельзя. Такая схема подключения свойственна для дизельных агрегатов. На работу тахометра, при таком подключении, будет влиять способность генератора выдавать заряд и величина натяжения ремня. При пробое диодного моста тахометр моментально выйдет из строя.


Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оборудуются множеством датчиков и регуляторов, призванных обеспечить правильную работу силового агрегата в целом. Одним из таких устройств является датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 карбюратор, а также ДТОЖ контроллер температуры антифриза. Подробнее об устройствах узнайте из этой статьи.

Описание ДТОЖ и ДВВ

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости и включения вентилятора в 2109 с двигателем инжектор или карбюратор, что делать, если устройство не работает? Для начала разберем основные вопросы касательно предназначения, устройства и принципа действия.


Предназначение и функции

Основное назначение ДВВ заключается в активации и деактивации вентилирующего устройства на радиаторе двигателя с целью охлаждения силового агрегата. Устройство включает и отключает вентилятор в учетом температуры жидкости в охладительной системе. На инжекторных машинах это ДТОЖ, включение и выключение вентилятора контролирует мозг по показаниям этого датчика.

Что касается контроллера ТОЖ в ВАЗ 21093, то этот девайс предназначается для выведения показаний о температуре антифриза на приборной панели автомобиля в салоне. С его помощью водитель может узнать о возможном перегреве силового агрегата.

Место расположения

Что касается расположения, то в моделях 2108, 2109 и 21099 ДТОЖ располагается между головкой блока цилиндров мотора и термостатом, в частности, на впускном шланге. ДВВ устанавливается в резьбовое отверстие расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Если смотреть по ходу движения авто, то емкость с хладагентом устанавливается справа.


Принцип работы

Для начала рассмотрим принцип действия контроллера температуры антифриза. Этот девайс являет собой термистор-резистор, работающий с отрицательным коэффициентом. Величина сопротивления в данном случае может быть измерена в результате снижения или роста температурного диапазона. Когда происходит нагрев двигателя автомобиля, сопротивление на устройстве уменьшается, а когда силовой агрегат остывает, то эта величина увеличивается. К примеру, когда двигатель полностью прогрет, значение сопротивления на девайсе составляет 180 Ом, а при низких отрицательных температурах (-40 градусов) этот показатель увеличится до 100700 Ом.

Когда водитель активирует зажигание, повернув ключ в замке, управляющий модуль (ЭБУ) начинает подавать напряжение на контроллер с помощью резистора. Сам ДТОЖ, как сказано выше, это термистор, соответственно, поступающее напряжение поменяется в соответствии с температурой жидкости. Когда данная величина снижается, управляющий модуль анализирует это, в соответствии с чем определяется нужный объем топлива для впрыска в цилиндры. При прогреве автомобильного мотора объем топлива, использующегося для впрыска, будет падать.

Что касается ДВВ, то он устанавливается в разрыв отрицательного кабеля, который подключен к реле активации вентилирующего устройства в блоке предохранителей. Когда температурное значение увеличивается до 99 градусов, на контактах контроллера происходит замыкание благодаря биметаллической пластине. В итоге ток через девайс поступает на реле, расположенное в блоке, откуда он подается на электрический двигатель устройства на вентиляторе, в конечном итоге происходит активация последнего (автор видео канал AndRamons).

Способы проверки ДТОЖ

Как проверить указатель ТОЖ своими силами? Для этого можно воспользоваться одним из нескольких способов, диагностика выполняется с помощью мультиметра.

  1. Сначала отрицательный щуп тестера следует подсоединить к головке блока цилиндров, после чего активировать зажигание, провернув ключ в замке.
  2. Затем, используя мультметр, нужно точно определить, какое появляется напряжение на выходе.
  3. В том случае, если контроллер рабочий, то величина этого параметра должны составить не ниже 12 вольт, разумеется, если аккумуляторная батарея заряжена полностью. Если диагностика показала, что полученные значения оказались более низкими, то нужно заняться ремонтом или поменять регулятора (автор видео о диагностике канал Техник-механик).

Еще один вариант проверки:

  1. Для его реализации вам надо будет настроить тестер в режим работы вольтметра. Процедура измерения должна производиться в рабочем диапазоне от 100 Ом до 10 кОм. Кроме того, для диагностики вам потребуется термометр, при этом важно, чтобы он мог определить значение температуры более 100 градусов. Сам контроллер извлекается из посадочного места и опускается в резервуар с хладагентом, который вы будете подогревать. Этот момент нужно учитывать при выборе емкости для охлаждающей жидкости.
  2. Теперь вам надо будет прогреть хладагент в системе. Когда значение температурного режима будет расти, вам надо внимательно мониторить значения, которые выдает тестер и термометр, помещенный в емкость.
  3. Используя тестер, вам надо будет проверить уровень сопротивления жидкости при разных температурах. Полученные в итоге диагностики показания нужно сравнить с нормированными, которые указаны в таблице.





Возможные неисправности и способы их устранения

По каким причинам устройство может перестать функционировать:

  1. Внутреннее повреждение контакта, который находится внутри девайса. На практике в результате длительной эксплуатации данный контакт может оборваться, также интенсивное использование ДТОЖ может привести к появлению трещин на нем. Если причина кроется в обрыве, то это чревато полной поломкой контроллера датчик попросту сгорит. Если же проблема заключается в трещинах, то устройство может работать, но некорректно. Из-за отсутствия контакта контроллер будет передавать неверную информацию о жидкости, то есть на панели приборов будут выведены некорректные значения.
  2. Еще одна причина повреждение изоляции девайса. Если изоляция устройства нарушена, то контроллер может работать с замыканиями. Замыкания в его работе могут стать причиной полного выхода из строя девайса.
  3. Произошел обрыв в электроцепи рядом с контроллером. Из-за повреждения проводки устройство не сможет передавать данные об антифризе на приборную панель. Соответственно, в случае перегрева мотора водитель даже может не узнать об этом.

По каким симптомам можно определить неработоспособность этого девайса:

  1. Мотор автомобиля стал с трудом заводиться на горячую. То есть сутра завести его можно, а вот когда агрегат прогреется, появляются неполадки.
  2. Повышенный расход горючего. Определить такой признак можно только тогда, когда вы будете внимательно следить за работой автомобиля. Увеличенный расход горючего обусловлен перегрузом силового агрегата, когда тот прогрет.
  3. Если же ДТОЖ сломался и больше не функционирует, то на контрольном щитке будут выводиться неверные данные о температуре мотора. Для полного прогрева ДВС обычно требуется не более 10 минут. Если через 10 минут после запуска вы заметили, что стрелка на указателе на приборке не пошла вверх, то скорей всего, ДТОЖ надо менять (видео снял Яковлев Дмитрий).

Инструкция по замене датчика ТОЖ своими руками

Замена ДТОЖ выполняется следующим образом:

  1. Сначала необходимо отключить зажигание и открыть капот своего авто.
  2. Далее, под сливное отверстие радиаторного устройства двигателя надо подставить емкость, в нее будет собираться вся охлаждающая жидкость. Откройте пробку и слейте антифриз, после чего найдите ДТОЖ, отключите от него разъем.
  3. Используя гаечный ключ, вам надо будет произвести демонтаж контроллера. Устройство извлекается из места установки. При снятии вы можете увидеть прорезиненный уплотнитель, когда будете снимать регулятор, не потеряйте его. Если вы заметили, что резинка сильно износилась, то ее нужно будет заменить.
  4. После этого вам надо будет установить новый контроллер в место монтажа. С помощью ключа закрутите девайс до упора, а затем подключите разъем с проводом, который вы отключали при демонтаже. Теперь вам остается только залить рабочую жидкость в радиаторное устройство и включить зажигание, запустить мотор и проверить работоспособность устройства.

Как в гаражных условиях произвести замену ДВВ на автомобиле ВАЗ 21099, и каких ошибок при этом нельзя допустить узнайте из ролика, опубликованного каналом Мысли и советы от Мустафы Муртазаева.

Начинающие автолюбители спрашивают, где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2109. Он находится между прибором для поддержания постоянной температуры и цилиндрами. К нему подведены два проводника. Один требуется для определения показаний блока управления. Второй запускает вентилятор. Если датчик нашли, то можно приступать к его замене. Но перед этим необходимо разобраться, как определить, что ДТОЖ нужно поменять.

где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ-2109






Проверка датчика



Ваз 21093 датчик температуры охлаждающей жидкости

Есть два способа проверки. Чтобы проверить датчик температуры первым способом, следует:

Примечание: в противном случае придется либо ремонтировать, либо менять датчик на новый.

Ваз 21093 датчик охлаждающей жидкости

Второй способ проверки является более надежным. Для его осуществления надо:

  • ​ Выставить мультиметр в режим вольтметра. Измеряться напряжение должно в пределах от 100 Ом до 10 кОм.
  • ​ Взять термометр, который способен изменять температуру до 100 градусов и выше.
  • ​ Опустить датчик в емкость с охлаждающей жидкостью.
  • ​ Подогреть его. При этом следует постоянно следить за температурой, в чем и поможет термометр.
  • ​ Измерить сопротивление датчика при различных температурах.

Примечание: этот способ можно слегка видоизменить. В емкость залить кипяток и погрузить в нее только рабочую часть датчика. Следить за сопротивлением датчика по мере остывания воды.



Как понять, что есть неисправность

ошибка P0172

Датчик Холла ВАЗ 2109 (карбюратор)

Его неисправность может вызвать проблемы в карбюраторе. И весьма сложно определить, что виной всему эта крохотная деталька. Разве что, методом исключения. Иногда предлагают проверить его работу при помощи специального прибора.

Простой способ проверки работоспособности датчика Холла ВАЗ 2109 (карбюратор)

Впрочем, случается и так, что датчик работает, но неправильно. Тут можно выяснить, только заменив.

Если вы не знаете, где находится датчик Холла на ВАЗ 2109 (карбюратор), фото далее вам поможет.


На датчик Холла ВАЗ 2109 (карбюратор) цена обычно невысока — около 120 рублей.

На этом фото изображена пластина прерывателя ВАЗ 2108 с датчиком Холла:


Датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 (карбюратор)

Если вас интересует замена датчика включения вентилятора ваз 2109 карбюратор, Многих интересует, возможно ли поменять его, не сливая всю охлаждающую жидкость?

Ответ – да. Но вы потеряете некоторое количество охладителя в процессе замены. Датчик этот — по сути — обычный термостат. Есть в продаже специальные тумблеры, которыми его можно включать принудительно.


Датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 (карбюратор)

Также на эту тему вы можете почитать:

Шкода Фабия 2006-2014 годов выпуска – доступный и компактный автомобиль

Проводка ВАЗ 2109 — это сложная система

Освежитель для автомобиля сделает запах в салоне приятнее

Все, что вы хотели знать о тормозной жидкости: виды, составы, выбор, проверка уровня, замена и други…

Subaru Forester с оппозитным 210-сильным мотором на вторичном рынке

Поделитесь в социальных сетях

Alex S 9 января, 2014

Метки: Советы автомобилистам

Почему датчик выходит из строя

  1. Внутри ДТОЖ находятся несколько контактов. Иногда один из проводников может покрыться трещинами, и тогда наблюдается плохой контакт с электронным блоком управления. Регулятор перестает правильно передавать показания.
  2. При нарушении изоляции проводников происходит замыкание. Показания температуры начинают скакать. Контроллер не может обработать сигнал.
  3. При обрыве проводов не запускается вентилятор. С учетом повышенной температуры жидкости в охладительной системе, двигатель может заглохнуть.

сгоревший ДТОЖ

Описание ДТОЖ и ДВВ

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости и включения вентилятора в 2109 с двигателем инжектор или карбюратор, что делать, если устройство не работает? Для начала разберем основные вопросы касательно предназначения, устройства и принципа действия.


Предназначение и функции

Основное назначение ДВВ заключается в активации и деактивации вентилирующего устройства на радиаторе двигателя с целью охлаждения силового агрегата. Устройство включает и отключает вентилятор в учетом температуры жидкости в охладительной системе. На инжекторных машинах это ДТОЖ, включение и выключение вентилятора контролирует мозг по показаниям этого датчика.

Что касается контроллера ТОЖ в ВАЗ 21093, то этот девайс предназначается для выведения показаний о температуре антифриза на приборной панели автомобиля в салоне. С его помощью водитель может узнать о возможном перегреве силового агрегата.

Место расположения

Что касается расположения, то в моделях 2108, 2109 и 21099 ДТОЖ располагается между головкой блока цилиндров мотора и термостатом, в частности, на впускном шланге. ДВВ устанавливается в резьбовое отверстие расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Если смотреть по ходу движения авто, то емкость с хладагентом устанавливается справа.


Принцип работы

Для начала рассмотрим принцип действия контроллера температуры антифриза. Этот девайс являет собой термистор-резистор, работающий с отрицательным коэффициентом. Величина сопротивления в данном случае может быть измерена в результате снижения или роста температурного диапазона. Когда происходит нагрев двигателя автомобиля, сопротивление на устройстве уменьшается, а когда силовой агрегат остывает, то эта величина увеличивается. К примеру, когда двигатель полностью прогрет, значение сопротивления на девайсе составляет 180 Ом, а при низких отрицательных температурах (-40 градусов) этот показатель увеличится до 100700 Ом.

Когда водитель активирует зажигание, повернув ключ в замке, управляющий модуль (ЭБУ) начинает подавать напряжение на контроллер с помощью резистора. Сам ДТОЖ, как сказано выше, это термистор, соответственно, поступающее напряжение поменяется в соответствии с температурой жидкости. Когда данная величина снижается, управляющий модуль анализирует это, в соответствии с чем определяется нужный объем топлива для впрыска в цилиндры. При прогреве автомобильного мотора объем топлива, использующегося для впрыска, будет падать.

Что касается ДВВ, то он устанавливается в разрыв отрицательного кабеля, который подключен к реле активации вентилирующего устройства в блоке предохранителей. Когда температурное значение увеличивается до 99 градусов, на контактах контроллера происходит замыкание благодаря биметаллической пластине. В итоге ток через девайс поступает на реле, расположенное в блоке, откуда он подается на электрический двигатель устройства на вентиляторе, в конечном итоге происходит активация последнего (автор видео канал AndRamons).

Проверка на правильную работу ДТОЖ

Инструкция для проверки работоспособности:

  1. Подключить к движку минусовый провод вольтметра.
  2. Завести транспортное средство.
  3. С помощью вольтметра проверить, какое напряжение наблюдается во время поездки на машине.
  4. Нормальное значение — это 12 вольт (при учете, что аккумуляторная батарея имеет полную зарядку).
  5. Если номинальное значение ниже, то рекомендуется заменить ДТОЖ.

Проверка на правильную работу ДТОЖ

Инструкция по замене

Заменить ДТОЖ на ВАЗ-2109 (инжектор) достаточно просто, все можно сделать своими руками, необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

  1. Сначала следует провести проверку предохранителей. Если они перегорели, то именно из-за них ДТОЖ показывает неправильные значения. Если предохранители не перегорели, нужно переходить к следующему шагу.
  2. Необходимо дождаться охлаждения двигателя. Затем требуется слить жидкость из охладительной системы.
  3. Далее нужно отключить все провода, идущие к ДТОЖ.

отключить все провода

Проверить работу двигателя

Терморегулятор на ВАЗ-2109 можно поменять самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. В основном, неполадки происходят из-за обрыва провода или плохого контакта. Первый признак поломки — хаотичное включение вентилятора.

Датчик температуры охлаждающей жидкости автомобилей ВАЗ 2109 и 21099

Для начала желательно знать, где находится датчик температуры двигателя. На моделях 2108, 21099 и ВАЗ 2109 датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается между ГБЦ и термостатом, в выпускной патрубок.

Устройство и принцип действия

Сам регулятор температуры двигателя представляет собой устройство термистора-резистора, характеризующееся отрицательным коэффициентом температуры. Сам параметр сопротивления может быть замерен только при снижении либо увеличении температурного режима.

Когда силовой агрегат нагревается в результате работы, показатель сопротивления снижается, если мотор остывает, этот параметр увеличивается. Например, при рабочей температуре мотора на ВАЗ 2109 сопротивление равно 180 Омам, а если на улице будет мороз в 40 градусов, то сопротивление будет равно 100700 Омам. На одной стороне ДТОЖ ВАЗ 2109 инжектор расположены два контакта, а на другой — чувствительный компонент, который находится непосредственно в потоке расходного материала.

Что касается принципа действия, то когда водитель включает зажигание, блок управления передает напряжение на регулятор посредством резистора. Поскольку сам ДТОЖ является термистором, подаваемое с блока управления напряжение изменяется сразу с учетом температуры расходного материала. При снижении параметра блок анализирует температуру и в соответствии с этими данными определяет необходимый объем бензина для впрыска. В ходе прогревания силового агрегата объем бензина, который передается на цилиндры, будет снижаться.



Два датчика температуры антифриза для ВАЗ

Кроме пуска по показаниям регулятора ЭБУ осуществляет корректировку работы силового агрегата на холостых оборотах. В итоге он самостоятельно принимает решение по обогащению горючей смеси при высоких и средних нагрузках на ДВС. Этот показатель может быть изменен в зависимости от угла опережения зажигания.

На карбюраторной машине датчиков температуры два. Один включает вентилятор, другой — отвечает за индикацию температуры на приборной панели.

Возможные неисправности

Есть несколько причин, по которым регулятор на ВАЗ 21099 отказывается работать.

Итак, почему ДТОЖ не работает:

  1. Внутри конструкции устройства расположен электрический контакт. Со временем этот контакт может попросту оборваться либо на нем могут образоваться трещины. В том случае, если внутри конструкции произойдет обрыв, это может стать причиной полного выхода из строя. То есть ДТОЖ просто сгорит. Если же на контакте имеются трещины, ДТОЖ, в принципе, может работать, однако в результате отсутствия нормального контакта регулятор будет передавать некорректные данные о антифризе.
  2. Плохая изоляция устройства. В том случае, если изоляция будет нарушенной, в работе девайса могут происходить замыкания. Соответственно, в конечном итоге эти замыкания могут привести к тому, что ДТОЖ, опять же, сгорит и его придется менять.
  3. Рядом с регулятором произошел обрыв проводов. В результате обрыва регулятор не сможет активировать вентилятор, предназначенный для охлаждения силового агрегата. Соответственно, это приведет к тому, что двигатель перегреется и может даже закипеть (автор видео — Техник-механик).

Как же автовладельцу понять, что ДТОЖ вышел из строя и его пора заменить?

Для этого достаточно знать об основных признаках неполадок, о которых мы расскажем ниже:

Если вдруг стрелка указателя уровня топлива упала вниз или же ведет себя несколько неадекватно, особо переживать не стоит. Вы легко сможете устранить проблему своими руками, если она заключается в вышедшем из строя датчике.

Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)

Внешний вид устройства

Игнорировать поломку датчика уровня топлива (ДУТ) не стоит, поскольку при отсутствии информации об оставшемся количестве топлива, вы сильно рискуете не доехать до автозаправочной станции, а остановиться где-то в глуши.

Расположение

Если обычно большинство ремонтных работ, связанных с двигателем и его системой, выполняется через подкапотное пространство, то в случае с датчиком уровня топлива все несколько иначе.

ДУТ располагается под задним креслом. Для доступа к нему необходимо снять сиденье, отогнуть шумоизоляционный материал, если таковой имеется, и в районе над топливным баком отыскать необходимый нам контроллер.

Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)

Место расположения ДУТ

Причины замены

Вам придется обязательно заменить датчик, если автомобиль начинает выдавать следующее:

Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)

Схема ДУТ

ДУТ на высокой и низкой панели

Отличия в датчиках на инжекторах и карбюраторах минимальные. Также немного отличаются датчики уровня топлива на автомобилях ВАЗ 2109, оснащенных низкой и высокой панелью.

Разница заключается в показателях сопротивления. Эти параметры необходимо знать в процессе проверки состояние резистора датчика.

Тип панели

Показания сопротивления

  • 285-335 Ом — стрелка располагается в начале шкалы, около 0 отметки;
  • 100-135 Ом — стрелка указателя находится посередине шкалы указателя уровня горючего;
  • 7-25 Ом — стрелка находится в конце шкалы, что говорит о полностью заправленном баке

В связи с этим, покупая новый датчик уровня горючего, обязательно спрашивайте контроллер для высокой или низкой панели, в зависимости от того, какой автомобиль у вас. Также важно заметить, что в случае с инжекторными двигателями датчик находится внутри бензонасоса, но он основан на том же принципе действия, что и карбюраторный.

Проверка работоспособности

Не спешите выкидывать старый датчик и менять его на новый регулятор. Сначала можно попробовать проверить, действительно ли он не работает.

Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)

Проверка состояния

Обратная сборка

Следовать необходимо по обратному принципу демонтажа. Но тут есть свои нюансы.

  1. Установите на шпильки прокладку бензобака.
  2. Поставьте на место новый или отремонтированный старый датчик.
  3. На одну из шпилек наденьте проводок массы от регулятора уровня топлива, после чего можно закручивать все демонтированные шесть крепежных гаек датчика.
  4. На обе трубки наденьте шланги отвода и подвода топлива. Затем вы сможете до конца закрутить винты хомутов топливопроводных шлангов.
  5. Подключите питающую колодку проводов к регулятору уровня горючего и верните на место крышку люка. Только не забудьте про уплотнительные прокладки. Все они меняются в большинстве случаев на новые. Даже если состояние старых удовлетворительное.

Увы, не всегда замена ДУТ дает необходимый результат. После проведенных работ может оказаться, что с датчиком все хорошо, однако указатель уровня топлива на приборной панели упорно продолжает вести себя неадекватно или вовсе не реагирует.

Датчик бензина на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор)

Отключаем и меняем

ДУТ исправен. Что делать?

Попробуйте провести следующие мероприятия.

В замене датчика нет совершенно ничего сложного. Демонтажные работы вполне можно провести за 30-60 минут при наличии даже небольшого опыта. Что же касается самого ДУТ, то он выходит из строя не так часто, но знать об особенностях его замены должен каждый владелец ВАЗ 2109 и не только.

Читайте также: