Какой тахограф выбрать для камаза форум

Обновлено: 08.07.2024

Тахограф – это специальное устройство, монтируемое в транспортное средство для проведения контроля за соблюдением режима труда транспортного средства, а также за контролем скорости и пробега. Все это необходимо для того, чтобы повысить уровень безопасности при перевозках и управлении автомобилем.

Использование такого контролирующего средства в качестве необходимого на законодательном уровне дает возможность существенно уменьшить процент ДТП с участием транспортных крупногабаритных средств. Практика обязательной установки тахографа уже давно распространилась по всей Европе, а на территории России закон об их установке начал действовать с 2014 года.

Любое фиксирование параметров и изменений в транспортном средстве при его движении производится в онлайн-режиме и записывается на носитель, то есть на карту памяти. Информационные сигналы, регистрируемые тахографом, позволяют в случае необходимости не только проследить работу и действие водителя, но и основные параметры автомобиля в каждый момент времени. Это поможет разрешить вопросы и спорные ситуации с дорожной автомобильной инспекцией.

Лучшие тахографы для машины внешне похожи на автомобильную магнитолу, да и монтируются они в тот же самый слот.

Важный момент: если необходимо поставить устройство в автомобиль, выпущенный до 2005 года, необходимо также провести демонтаж скоростного датчика, спидометра и проводов.

Какие тахографы лучше?

После того как начал действовать закон об установке тахографов, у многих компаний, предоставляющих услуги по перевозке грузов, появился вопрос - какой тахограф лучше поставить в авто, чем отличаются модели и как правильно заниматься монтажом этих аппаратов?

Список моделей достаточно обширен, но лучше всего обратиться к официальному порталу Российского автомобильного транспорта, в котором указан полный перечень допустимых для установки тахографов.

Отличаются эти модели тем, что они произведены в России, полностью соответствуют ЕС требованиям и доступны для использования в других странах.

Единственное, что отличает эти модели – это используемые модели и электроника. Есть три типа модулей – это СКЗИ, GPS и ГЛОНАСС.

В зависимости от территории использования автомобиля (Россия или другие страны), к тахографам применяются различные требования. Отличия тут заключаются в установке дополнительных блоков:

  1. Оснащение СКЗИ-блоком;
  2. Оснащение GPS/ГЛОНАСС.

Для тех перевозчиков, которые работают на территории России, установка тахографа является обязательным требованием. Это требование касается грузовых транспортных средств, автобусов. На них устанавливаются модели СКЗИ, то есть аппаратура со средствами криптографической защиты информационных данных. Что же касается работы за границей, то там нельзя использовать СКЗИ.

Лучшие модификации

Если же говорить о том, какой тахограф лучше поставить, то безусловными лидерами в этом вопросе стали контрольные элементы из линейки Меркурий, Штрих-Тахо RUS, а также аппаратура КАСБИ.

Доступ к информации

Доступ к данным открывается после предоставления специализированной карточки. Вне зависимости от выбора того, какой тахограф лучше поставить, все они работают с одним из нескольких видов карт:

  1. Карта водителя. Она используется во время перевозок;
  2. Карта мастерской. Она используется для такого персонала, который занимается обслуживанием тахографа;
  3. Карта организации, занимающейся грузоперевозками. Она нужна для использования при спорных моментах;
  4. Карта инспектора. Ее используют во время проверок.

Карта водителя

В тахограф вставляется личная идентификационная карта водителя, на которую во время поездки и производится запись всех необходимых и самых важных данных на протяжении всего движения, поэтому в плане детализации сложно сказать, какие тахографы лучше.

Везде отображаются данные как о показателях транспорта, так и о действиях водителя и его маршруте. Вся информация может быть использована в качестве официального подтверждения действий и показателей в случае разборок при спорах или во время судебного разбирательства.

Существует две разновидности личных идентификационных карт водителя – это отечественная карта и карта Европейского стандарта – СКЗИ и ЕСТР соответственно. Основная разница заключается в том, что на идентификационных России все информационные данные отображены на двух языках – на английском языке и на русском. Что же касается карт европейского образца, то они отображают информацию только на английском языке. И это все отличия, которые есть у этих двух видов карт.

В остальном же карты одинаковы – наличие микрочипов, на которые записываются данные, а также все та визуальная информация, которая отображена на лицевой стороне. Это данные о водителе и о самой карте для тахографа:

  1. Фотография водителя, а также его дата рождения и Ф.И.О.;
  2. Срок окончания действия карты;
  3. Кодовые идентификационные номера;
  4. Личная подпись владельца карты;
  5. Адрес компании, совершающей грузоперевозки.

Такие водительские карты можно получить лишь у специализированных компаний, у которых есть на это официальная лицензия и соответствующие разрешения.

Водители и юридические компании, использующие ЕСТР карты, должны не забывать о том, что такие водительские карты были разрешены для использования до 1 числа этого, 2018 года. После этой даты такие карты имеют право использовать лишь те организации, у которых есть активная лицензия, позволяющая им совершать интернациональные перевозки.

Самосвал с тахографом

Тахограф - специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель - предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов - приказ министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", приложение №2 "Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами".

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Все автомобили категории C (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие юридическим лицам и ИП;
  • Только грузовые автомобили категории С (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие физическим лицам.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы. С 1 января 2021 года данный перечень распространяется только на транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, - это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон "О БДД" добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средстваСрок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских1 июня 2014
Пригородные автобусы1 июня 2018
Городские автобусы1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ1 января 2018

Штраф за отсутствие тахографа

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 - 5 000 рублей - для водителя.
  • 7 000 - 10 000 рублей - для должностного лица.
  • 15 000 - 25 000 - для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 - 50 000 - для юридического лица.

Введена ли отмена тахографов до 2021 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2021 или 2022 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, то в дополнение рекомендую изучить следующую инструкцию:



Мы постарались дать всю основную информацию о тахографах и развернутые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы:

1. Что такое тахограф и какие они бывают?

2. Кому нужен тахограф и каков порядок оснащения?

3. Какие тахографы нужно ставить в соответствии с Законодательством РФ?

4. Мастерские с лицензией ФСБ и почему лучше устанавливать тахографы у них?

5. Тахографы с GPRS и мониторинг: как сделать установку тахографа выгодной для себя?

Все о тахографах: выбор, покупка, установка

1. Что такое тахограф, для чего он нужен и какие они бывают

Тахограф – это контрольно-измерительное устройство, предназначенное для регистрации пробега автомобиля, скоростного режима и периодов работы и отдыха водителей.

Тахограф нужен для контроля за соблюдением правил ПДД и установленного режима труда водителя, что направлено на предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Сотрудник ГИБДД (с помощью карты контроллера/инспектора) считывает данные с устройства и может вынести соответствующее наказание или предупреждение.

Тахографы бывают аналоговые, цифровые, соответствующие ЕСТР (Европейское соглашение, затрагивающее особенности работы экипажей транспортных средств, занятых в сфере международных автомобильных перевозок) и цифровые тахографы с блоком СКЗИ (система криптографической защиты информации). Согласно действующему законодательству, ставить нужно цифровые, т.к. они защищены от несанкционированного доступа к информации и, соответственно, исключена возможность корректировки показаний. А вот какие именно ставить тахографы: по ЕСТР или с СКЗИ, расскажем в п.3.

2. Кому нужен тахограф и порядок оснащения

Все транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 (ранее относимые к категориям C, D и E), согласно законодательству РФ (Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. №273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами"), должны быть оснащены тахографами в следующем порядке:

С 1.04.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются грузовые ТС, которые перевозят опасные грузы.

С 1.07.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются автобусы и все грузовые ТС массой более 15 тонн, задействованные в любых перевозках.

С 1.09.14 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются все грузовые ТС массой свыше 12 тонн.

С 1.04.15 года тахографами с блоком СКЗИ оснащаются все грузовые ТС массой 3,5-12 тонн.

С 1.01.18 должна быть проведена замена всех штатно установленных на автомобили тахографов, соответствующих нормам ЕСТР, а также тахографов, установленных до 11.03.14 и соответствующих всем техническим требованиям.

Все о тахографах: выбор, покупка, установка

В случае отсутствия тахографа на транспортном средстве, его неработоспособности, нарушения правил эксплуатации, действий, искажающих показания прибора, в том числе фальсификацию данных путем некорректного/неправильного монтажа или доработки тахографа, предусмотрены следующие штрафы:

1. Управление транспортным средством без технического средства контроля:

для граждан – от 1 000 до 3 000 рублей;

для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, установленного режима труда и отдыха – от 1 000 до 3 000 рублей.

3. Какие тахографы нужно ставить в соответствии с Законодательством РФ

На сегодняшний день существует три законодательных акта, регламентирующих технические характеристики тахографов и их установку. Это 720 Постановление, 36 и 273 Приказы.

Здесь прописаны следующие требования: тахограф должен быть подключен к корректно работающему спидометру или одометру и опломбирован, должен пройти метрологическую поверку. Тахограф должен регистрировать следующие показания: скорость, расстояние, время работы и отдыха водителя, случаи доступа к данным, перерывы в электропитании и в подаче импульсов от датчика движения и пр. технические моменты.

1 апреля 2013 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта №36, обязующий устанавливать тахографы только с блоком СКЗИ, однако действие 720 Постановления не утратило силу.

А в Приказе от 21 августа 2013 г. №273 прописан порядок оснащения тахографами.

Так какой же тахограф ставить?

Стоимость тахографа с СКЗИ в среднем составляет от 35 000 до 40 000 руб., стоимость же тахографа по ЕСТР – от 20 000 до 30 000 руб. Таким образом, для компаний даже с небольшим автопарком в 10 единиц техники разница составит не менее 100 000 руб., и что уж говорить о крупных транспортных компаниях.

Поэтому, как и свойственно российскому менталитету, руководители предприятий в большинстве случаев стараются обойти 36 Приказ и установить то, что подешевле:

1 способ: Организации приобретают лицензии международного перевозчика, которые позволяют ездить с тахографами, соответствующими соглашению ЕСТР.

Но тут встает вопрос, как долго они смогут так проездить по территории РФ и чем это может обернуться, если при проверке документов сотрудник ГИБДД выявит, что в путевом листе ТС указаны пункты только на территории России.

2 способ: Организации находят мастерские, которые устанавливают тахографы по ЕСТР и оформляют документы задним числом (до 1 апреля 2013 года, т.е. до вступления в силу 36 Приказа), т.к. по закону, если тахограф, соответствующий соглашению ЕСТР, установлен до этого момента, то организация получает отсрочку на установку тахографа с блоком СКЗИ до 1 января 2018 года.

Это, естественно, противозаконно. К тому же уже менее чем через 4 года тахограф все равно придется менять.

3 способ: Просто и честно ставить обычные тахографы без СКЗИ, соответствующие техническим характеристикам, прописанным в 720 Постановлении.

Тут как раз все законно, т.к. действие 720 Постановления все еще в силе, тем более по иерархии Постановление правительства стоит выше, чем Приказ. Только вот, скорее всего, гаишники все равно будут выписывать штрафы за отсутствие блока СКЗИ, и оспаривать их придется в суде. А это тоже лишняя трата денег, сил и времени.

Так что лучше всего, конечно, сразу установить тахограф с блоком СКЗИ и, как говорится, спать спокойно.

Любой тахограф, эксплуатируемый на территории РФ должен иметь сертификат Госстандарта, а также быть внесен в ГРСИ (гос. Реестр Средств Изменений). На сегодняшний день в данном реестре значится не так уж и много моделей: ШТРИХ-ТахоRUS" SM 10042.00.00-13, ШТРИХ-ТахоRUS SM 100.42.00.00.14, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, Continental VDO DTCO 3283 и ТЦА-02НК, Атол Drive 5 и EFAS V2 RUS. Перечень их, конечно, постепенно расширяется, но ставить тахографы придется только из числа указанных, т.к. все остальные марки не имеют разрешения на эксплуатацию в РФ, и, соответственно, за их использование (точнее неиспользование нужных) будет наложен штраф.

Полную информацию по моделям тахографов и заводах-изготовителях можно отслеживать на государственном портале Росавтотранса.

Все о тахографах: выбор, покупка, установка

Меркурий ТА-001

Все о тахографах: выбор, покупка, установка

Штрих-ТахоRUS

Все о тахографах: выбор, покупка, установка

Атол Drive5

Все о тахографах: выбор, покупка, установка

VDO DTCO 3283

Все о тахографах: выбор, покупка, установка

Касби DT-20M

4. Мастерские с лицензией ФСБ и почему лучше устанавливать тахографы у них

Компании и мастерские, ведущие деятельность по установке, активации, калибровке и ремонту тахографов, обязаны иметь лицензию ФСБ в соответствии с Федеральным законом №99-ФЗ и Положением о лицензировании, утвержденным Постановлением РФ №313 от 16 апреля 2012 года. Разъяснение по лицензированию в ФСБ РФ

Тут все связано опять-таки с блоком СКЗИ (его активации), т.к. лицензия ФСБ нужна как раз для работы со средством криптографического шифрования, и сам шифровальщик должен иметь доступ к такой работе.

Процесс активации блока СКЗИ выглядит следующим образом:

После установки тахографа мастерская отправляет заявку в ФСБ, и в случае ее подтверждения получает от них специальный ключ для активации СКЗИ;

Затем ключ копируется на карту мастерской, которая далее вставляется в тахограф, записывая код в блок СКЗИ. Активация СКЗИ завершена. Далее следует калибровка.

Важно помнить, что для каждого транспортного средства присваивается уникальный блок СКЗИ!

Из этого следует, что мастерская, которая трудится на тахографическом поприще без лицензии, получить официальный ключ не может, поэтому записывает в блок СКЗИ непонятно что. И неизвестно как это будет работать и как долго. Возможно, это даже потребует в дальнейшем ремонта. И когда Вы поймете, что лучше ехать в лицензированную компанию, знайте, что она может Вам отказать и в ремонте, и в калибровке такого оборудования. И придется устанавливать новый тахограф и снова платить немалые, надо сказать, денежки.

Так что не стоит зариться на низкие цены, помните – скупой платит дважды!

5. Тахографы с GPRS и мониторинг: как сделать установку тахографа выгодной для себя

Функция мониторинга при установке тахографа достигается, если в его состав входит блок GPRS (GPRS-модем). Установка тахографа с GPRS даст все возможности мониторингового комплекса, но вот преимущество все равно остается за независимым мониторинговым блоком. И вот почему:

Тахограф с GPRS подключается к мониторинговому серверу, обслуживание на котором стоит 300-400 руб/мес, не включая трафик сим-карты.

Далеко не все тахографы поддерживают наиболее распространенные модели измерительных датчиков, и зачастую данные отображаются с большими погрешностями или вообще некорректно, что зависит только от тахографа.

Качество мониторинга прямо зависит от тахографа. Компания, обслуживающая сервер, несет ответственность только за его работу и передачу данных, а неполадки в работе самого тахографа ее, естественно, не касаются.

Так что при любом сбое необходимо демонтировать тахограф для устранения проблемы и отправлять его на диагностику и ремонт в специализированную мастерскую. Причем, поскольку все разрешенные к эксплуатации на территории РФ тахографы имеют в составе блок СКЗИ, то мастерская должна иметь лицензию ФСБ на работу с этими блоками. И как видно из ранее сказанного, быстро эту проблему вряд ли удастся решить.

Для чего нужен мониторинг и в чем выгода?

Самостоятельный спутниковый мониторинг позволяет значительно сократить расходы на топливо, снизить амортизацию и износ деталей, а также контролировать рабочий цикл водителя и исключить несанкционированное использование ТС.

Сегодня без комплексного спутникового мониторинга невозможно грамотно выстроить логистику и избежать различных растрат, в том числе и на ГСМ. Спутниковый мониторинг позволяет контролировать местоположение ТС в режиме реального времени, получать полную маршрутизацию (движение, стоянки, зоны, скорость и т.д.), контроль моточасов, топлива, отдельных систем и механизмов, построение и архивы соответствующих отчетов и пр.

Примерно таким образом выглядят отчеты сторонних мониторинговых компаний с независимым GPRS-модулем:

Отчет по маршруту (с указанием места и длительности стоянок/движения):

Все о тахографах: выбор, покупка, установка

Отчет по движению/стоянкам (с указанием места и длительности):

Все о тахографах: выбор, покупка, установка

Отчет по топливу, рассчитываемый от времени и пробега:

Все о тахографах: выбор, покупка, установка

Отчет по топливу по заправкам и сливам (указывается объем топлива, точное время и место):

Все о тахографах: выбор, покупка, установка

Отчет по превышению скорости (максимальные допустимые значения в городе/на трассе могут быть выставлены самостоятельно):

Все о тахографах: выбор, покупка, установка

Как показывает практика, экономия на предприятии с комплексным мониторингом составляет до 30% расходов при эксплуатации ТС.

Читайте также: