Лад с повышенной 4 ступенью

Обновлено: 02.07.2024

Условно-диатонический лад (звукоряд) - это диатонический звукоряд, в котором альтерированы одна или две ступени, при этом альтерированные ступени не всегда становятся основными ступенями лада, а существуют с диатоническими параллельно (например, являясь вводными к ним), сохраняя качесто лада, но усиливая ощущение неустоев в нем.

К условно-диатоническим ладам относятся:
- гармонические минор;
- дважды гармонический минор (цыганский минор);
- гармонический мажор;
- дважды гармонический мажор (цыганский мажор);
- мелодические минор;
- мелодический мажор;
- лидийско-миксолидийский мажор;
- дорийско-фригийский минор;
- фригийский мажор (испанский лад).

Рассмотрим подробно каждый из этих ладов.

Гармонический минор имеет структуру натурального минорного лада, в котором повышена 7-ая ступень, т.е. 7 становится 7. Данная альтерация седьмой ступени приводит к появлению в ладу малой терции (М.3) и, соответственно, характерной последовательности интервалов М.2-М.3-М.2 . На аппликатурной схеме это выглядит так:


На следующей схеме показана структура гармонического минорного лада в отличии от натурального минора:


Таким образом, мы имеем формулу гармонического минора:

I II III IV V VI VII

Аппликатуры гармонического минора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):


Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции (по примеру аппликатур для диатонических ладов):



Здесь и далее на схемах - слайд (глиссандо) - скольжение по струне вдоль грифа пальцем левой руки. С использованием слайда, можно играть в следующих альтернативных вариантах аппликатур для гармонического минора:


Также для обыгрывания гармонического минора можно использовать боксы, построенные на этом ладе.

Дважды гармонический минор (цыганский минор)


По структуре дважды гармонический минор совпадает с дважды гармоническим мажором, в котором за тонику принята 4-ая ступень (отличаются опорными ступенями), т.е. их можно считать параллельными, как натуральный мажор и минор:


Стоит отметить, что в случае с "просто" гармоническим мажором и гармоническим минором такого совпадения в структурах нет.

Таким образом, мы имеем формулу дважды гармонического минора:

Аппликатуры дважды гармонического минора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):


Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции (по примеру аппликатур для диатонических ладов):



Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:


Мелодический минор образуется:


По структуре мелодический минор совпадает с мелодическим мажором, в котором за тонику принята 4-ая ступень:


Формула мелодического минора:

I II III IV V VI VII

Аппликатуры мелодического минора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):


Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:



Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:


Также для обыгрывания мелодического минора можно использовать боксы, построенные на этом ладе.

Гармонический мажор - это натуральный мажорный лад с пониженной 6-ой ступенью ( 6):


Формула гармонического мажора:

I II III IV V VI VII

Аппликатуры гармонического мажора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):


Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:



Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:


Дважды гармонический мажор (цыганский мажор)

Дважды гармонический мажор - это натуральный мажорный лад, в котором к пониженной 6-ой ступени (как в гармоническом мажоре) добавляется еще и пониженная 2-ая ступень ( 6 и 2):


Формула дважды гармонического мажора:

I II III IV V VI VII

Аппликатуры дважды гармонического мажора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):


Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:



Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:


Мелодический мажор образуется:


Ступеневая формула мелодического мажора:

I II III IV V VI VII

Аппликатуры мелодического мажора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):


Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:



Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:


Лидийско-миксолидийский лад (мажор)

Лидийско-миксолидийский лад образуется:



Повышение или понижение 4-ой и 7-ой ступеней натурального мажорного лада, в той или иной комбинации, приводит к образованию трех диатонических мажоров и одного условно-диатонического - лидийско-миксолидийского мажора, который нельзя построть на ступенях натурального мажора, в отличие от диатонических ладов:

Таким образом, ступеневая формула лидийско-миксолидийского лада:

Аппликатуры лидийско-миксолидийского лада (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):


Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:



Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:


Дорийско-фригийский лад (минор)

Дорийско-фригийский лад образуется:


Свое название дорийско-фригийский лад получил от соответствующих диатонических ладов, от которых перенял характерные ступени: 2 - от фигийского минора и 6 - от дорийского минора:


Повышение или понижение 2-ой и 6-ой ступеней натурального минорного лада, в той или иной комбинации, приводит к образованию трех диатонических миноров и одного условно-диатонического - дорийско-фригийского минора, который нельзя построть на ступенях натурального минора, в отличие от диатонических ладов:

Эолийский минор: Дорийский минор: Фригийский минор: Дорийско-фригийский минор
2, 6 2, 6 2, 6 2, 6









Таким образом, ступеневая формула лидийско-миксолидийского лада:

I II III IV V VI VII

Аппликатуры дорийско-фригийского лада (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):


Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:



Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:


Фригийский мажор(испанский лад)

Фригийский мажор - это доминантовый лад. Он имеет такую же аппликатурную схему, как и гармонический минор, в котором за тонику принята 5-я ступень, а от фригийского минора отличается 3 ступенью.


Ступеневая формула фригийского мажора:

I II III IV V VI VII

Аппликатуры фригийского мажора (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):


Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим следующие варианты аппликатур для игры на всех шести струнах в одной позиции:



Альтернативные варианты аппликатур с использованием - слайда:

Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.

Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.

Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.

Стандартный порядок ладов:

  • • ионийский
  • • дорийский
  • • фригийский
  • • лидийский
  • • миксолидийский
  • • эолийский
  • • локрийский

А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:

  • • лидийский
  • • ионийский
  • • миксолидийский
  • • дорийский
  • • эолийский
  • • фригийский
  • • локрийский

Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.

Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.

Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:

Красный : тоника данного лада
Черный : ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах
Синий : нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.

Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.

Лидийский лад

Апликатура лидийского лада

Ионийский лад

Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.

Апликатура ионийского лада

Миксолидийский лад

Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.

Апликатура миксолидийского лада

Дорийский лад

Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.

Аппликатура дорийского лада

Эолийский лад

Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.

Аппликатура эолийского лада

Фригийский лад

А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.

аппликатура фригийского лада

Локрийский лад

Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.

Аппликатура локрийского лада

Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.

Упражнения на тренировку ладов

Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.

  1. Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  2. Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  3. Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  4. Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
  5. Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
  6. Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.

У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Отличный(как и все остальные)урок!

Я одного не понимаю. Вот включаю я минус в ля мажоре, и играю соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому ладам. Но не все ведь ноты из разных ладов одной тональности подходят, и получается диссонанс. Может я неправильно понял как практиковать ?

все гаммы если сыграны по формуле тонов дорийский фригийский как показано на грифе созвучны тоесть любую тыкай и она будет гармонировать

вот я отвечаю тут написано проиграйте во всех 12 тональностях?какие 12?вы их покажите или вообще не пишите о них.

В музыке существуют 12 обобщенных тональностей. Именно по этим тональностям предлагается проиграть гаммы:

тональности на гитаре

иди-учи матчасть патом бирись за лады

И как мне сыграть на пример от Соль диез мажор? Это где вообще?

Я так понимаю интервал все равно либо тон тон полутон тон тон полутон, либо тон тон тон полутон тон тон полутон

Честно говоря, не понимаю почему именно такая альтернативная последовательность ладов? В стандартной последовательности есть простая логика.

Благодарю за подробный и полезный материал. Теперь я разобралась, что такое лад на гитаре.

Наоборот все довольно понятно расписано, не то что в учебнике по сольфеджио. Там про лад вообще не пойми как написано.

Дорийским ладом обыгрываются только минорные аккорды. Поэтому когда Владислав обыгрывает им Adur звучит диссонанс .

Соль диез это 4й лад шестой струны

Человеку, который только решил освоить данную тему, ничего не понятно.

Вас прямо спросили, накой эти ваши лады нужны, если для мажорных аккордов подходит только ионийский лад, а для минора — эолийский. При чем только натуральные, а остальное все всирать будет, потому что ступени в аккордах докручивать надо чтобы звучало.
люди-то не знают же совсем основ. вот и объясните сначала откуда гамма берется, что в тональности акккорды тоже не рандомно появляются, потом построение аккордов, аккордовые последовательности, кружочек ваш этот любимый покажите, ато все так просто как будто. Учить — это вам не penis canina.

А просто с нуля — это по CAGED системе.

Лады нужны! скажу Вам так как имею опыт небольшой в музыке и интерес и любопыство к некоторому звучанию, комментарием выше Вам обьяснили что определенный лад или звучание может быть обращением к текущей тональности которая звучит, таким образом мы приходим к тому что на простых аккордах будут звучать разные этнические, фольклорные и классические звучания, все зависит от того чего Вам интересно, наслышенности и того чего определенного вы хотите от лада

В музыке большое множество ладов. От их многообразия и музыка разнообразна и выразительна. Кроме общеизвестных мажора и минора с их разновидностями, существуют, так называемые, народные лады. По другому их называют: церковные лады, старинные лады, лады народной музыки. Они были изучены еще в средние века.

Лады народной музыки — это диатонические (натуральные) лады. Их ступени натуральные, не хроматические (измененные). Поэтому принято говорить, например, IV высокая ступень, а не повышенная. Для понимания этих ладов мы сравниваем их с известными — натуральным мажором и натуральным минором, но это не производные лады, а самостоятельные.

Для запоминания этих ладов пользуйтесь подсказками:
В ладах народной музыки изменяются неустойчивые ступени- II IV VI VII.
В ладах мажорного наклонения изменяются ступени IV и VII. Это звуки, которые образуют тритон.
В ладах минорного наклонения изменяются ступени II и VI. Это звуки, которые образуют тритон.

Традиционно термин лад (mode) трактуется в музыке как система звуковысотных отношений, звукоряд, объединенный центральным тоном или созвучием.

Окраска лада в первую очередь зависит от его наклонения – мажорного или минорного, обусловленного соответствующим интервалом большой либо малой терции между 1-й и 3-й ступенями звукоряда.

Эволюция лада включает в себя разрастание звукоряда от трихорда, тетрахорда к гексахорду, гамме. Отсюда и эволюция категории устоя: тоника как основной звук – интервал (октава, квинта или терция) – консонирующее трезвучие – диссонирующий аккорд – серия (в додекафонии).

Сущность лада

Древнегреческие лады

В ладовую систему Древней Греции входили шесть основных ладов: эолийский, ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский.

Лады в средневековой европейской музыке

Лады в средневековой европейской музыке переняли названия греческих. Семь основных ладов можно построить от семи основных ступеней диатонического звукоряда: ля, си, до, ре, ми, фа, соль.

Эолийский лад соответствует натуральному минору:

Лады. Эолийский-1

Локрийский — особый лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В основе – лежит уменьшённое трезвучие. Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом:

Лады. Локрийский-1

Ионийский лад соответствует натуральному мажору:

Лады. Ионийский-1

Дорийский лад соответствует натуральному минору с высокой шестой ступенью:

Лады. Дорийский-1

Фригийский лад соответствует натуральному минору с низкой второй ступенью:

Лады. Фригийский-1

Лидийский лад соответствует натуральному мажору с высокой четвёртой ступенью:

Лады. Лидийский-1

Миксолидийский лад соответствует натуральному мажору с низкой седьмой ступенью:

Лады. Миксолидийский-1

Гамма — замкнутый звукоряд в диапазоне одной или нескольких октав. Гамма семиступенного лада состоит из 2-х тетрахордов. Тетрахорд ( от греч . τετράχορδον – четы рёхструнный ) — четы рёхступенный звукоряд:

Тетрахорды-1

Пентатоника (от др.- греч. πέντε — пять и τόνος — тон) — бесполутоновая пятиступенная ладовая система (ангемитоника), все звуки которой могут быть расположены по восходящим чистым квинтам.

Пентатонический звукоряд имеет пять вариантов строения:

Пентатоника-1

В отличие от гамм семиступенных ладов, состоящих из 2-х тетрахордов, пентатоническая гамма состоит из двух трихордов.

Трихорд ( от греч . trixordos – трёхструнный ) трёхступенный бесполутоновый (ангемитоновый) звукоряд, характерный для пентатоники:

Трихорды-1

В европейской музыке последних столетий утвердились две контрастные ладовые системы — мажор и минор.

К 18 в. мажор приобрёл свой классический вид с опорой на три главных аккорда – Т, S, D, и стал доминирующим типом ладовой структуры. В конце. 19 в. мажор эволюционировал в сторону обогащения недиатоническими элементами и функциональной децентрализации. В современной музыке мажор существует как одна из основных звуковысотных систем.

В процессе развития музыкального искусства сформировались 3 вида минора: натуральный, гармонический и мелодический.

Минорный лад с повышенной седьмой ступенью называется гармоническим. Примерно с 17 века он стал основной разновидностью минорного лада.

Условно диатонические лады:

1) гармонический мажор с VI пониженной ступенью:

2) гармонический минор с VII повышенной ступенью;

3) дважды гармонический мажор с II и VI пониженными ступенями (арабский лад):

Лады Дважды гармонический мажор-1

4) Дважды гармонический минор с IV и VII повышенными ступенями (цыганская или венгерская гамма):

Лады. Дважды гармонический минор.-1

5) мелодический мажор с VI и VII пониженными ступенями;

6) мелодический минор с VI и VII повышенными ступенями

Ладовые системы нового времени

Из современных ладов большое значение имеют увеличенный и уменьшённый лады, введенные в употребление в середине 19 века.

В увеличенном ладу шесть звуков расположены последовательно по тонам, седьмой звук-повторение тоники. Написание увеличенного лада свободное – любой звук можно заменить энгармонически:

Лады. Увеличенный лад-1

Лады Римского-корсакова тон-полутон-1

Лады Римского-корсакова полутон-тон-1

Увеличенный и уменьшённый лады получили более широкое применение в музыке 20 века.

В итоге основная классификация ладов может быть представлена следующим образом:

1) ангемитоновые (бесполутоновые) лады;

2) диатонические средневековые лады;

3) условно диатонические лады;

4) искусственные (симметричные– термин Ю. Холопова) лады: увеличенный, уменьшённый, в т.ч. лады ограниченной транспозиции О. Мессиана.

Высотное положение лада называют тональностью. В названии тональности отражено название первой ступени звукоряда (тоники) и ладовое наклонение. Например: фа мажор, фа минор, ре мажор, ре минор.

Квинтовый (или кварто-квинтовый) круг — это наглядная схема кварто-квинтовых отношений тональностей:

circle_of_fifths_deluxe_4-svg

Обратите внимание, что тональности с 6-ю ключевыми знаками энгармонически равны: соль-бемоль мажор (Ges-dur)=фа-диез мажор (Fis-dur), а ми-бемоль минор (es-moll)=ре-диез минор (dis-moll).

1. Асафьев Б. Путеводитель по концертам. – М.,1978.

2. Берков В. Гармония. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 1. – М., 1973.

3. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л., 1985.

4. Ц. Когоутек. Техника композиции в музыке XX века. Новые лады. М., 1976. С. 57.

5. Краузе Ф. Лекции по эстетике. // Музыкальная эстетика Германии XIX века. Том 1. – М., 1981.

6. Розеншильд К. История зарубежной музыки. М., 1973. С. 46.

7. Холопов Ю. Лад. // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). Том 3. – М., 1973.

Читайте также: