Лады на электрогитаре как понять

Обновлено: 05.07.2024

Музыкальный лад – это совокупность звуков, состоящих в некой взаимосвязи, основанной на устойчивости.

Звучит достаточно сложно, не правда ли? Давайте разбираться.

Что такое музыкальный лад

В большинстве музыкальных произведений, звуки, созвучия или аккорды используются в контексте определённой гармонии или мелодии. Один аккорд (нота, созвучие) сменяет другой. Без таких переходов сложно было бы создавать определённые музыкальные образы. Один звук взятый изолирование не может выразить музыкальную идею. Поэтому, для того чтобы составить последовательность аккордов или написать мелодию, необходимо придерживаться определенной системы закономерностей. Такая система имеет звуки, которые выступают в качестве её опоры. Они называются устойчивыми.

Самым устойчивым звуком системы является тоника – главная опора лада.

Нужно отметить, что устойчивость звуков проявляется лишь тогда, когда им противопоставляются другие звуки – неустойчивые. Эти звуки выражают незавершённость музыкальной мысли и требуют разрешения в устойчивые звуки. Поскольку тоника – это самый устойчивый звук, часто, она используется в качестве завершающего звука или аккорда в музыкальной последовательности.

Разрешение основано на тяготении неустойчивых звуков к устойчивым.

Разрешение – переход одного звука в другой на основе тяготения.

Тяготение представляет собой некое ожидание перехода одного звука в другой на основе их родства.

Из вышесказанного следует, что:

Музыкальный лад – это система, имеющая тонику (опору) и объединяющая несколько звуков на основе их родства (взаимосвязи).

Родство между звуками основано на физических закономерностях и опыте человечества в следствии развития музыкальной теории. В частности на:

  1. Интервалах между звуками
  2. Созвучиях
  3. Мелодических и гармонических связях
  4. Тяготении одних звуков к другим
  5. Устойчивости и неустойчивости

Количество звуков в ладу может быть разным. Например, мажор и минор имеют семь звуков. Однако существуют лады с меньшим или большим числом звуков.

Ладовая система распространяется на все октавы звукоряда.

Любой звук лада называется ступенью.

Каждая ступень лада имеет не только своё нотное название (до, ре, ми и т.д.), но и особое название присущее ей в следствии отношения к тонике. Кроме этого, каждая ступень имеет свой номер относительно тоники (первой ступени). Номер ступени указывается римскими цифрами (I, II, II. IV и т.д.).

Ступени музыкального лада

  • I ступень – тоника / тоническая прима;
  • II ступень – нисходящий (верхний вводный) тон / супертоника;
  • III ступень – медианта / верхняя медианта / тоническая терция;
  • IV ступень – субдоминанта;
  • V ступень – доминанта / тоническая квинта;
  • VI ступень – нижняя медианта / субмедианта;
  • VII ступень – восходящий (нижний вводный) тон.

Ступени музыкального лада

Устойчивость и неустойчивость звуков – относительна. Один звук может быть устойчивым в рамках одного лада и неустойчивым в рамках другого.

Лад в музыке является одним из основных средств выразительности. Считается, что ладовое строение музыки включает две составляющие: окраску и напряжение.

Напряжение создаётся за счёт смены устойчивых и неустойчивых звуков, а окраска – высотным положением относительно тоники.

Разницу в окраске можно почувствовать, сравнив два самых популярных лада в европейской музыке – мажор и минор. Их настроение, часто, сравнивают с радостью и грустью, светом и тенью.

Основные лады в современной музыке

Лад в музыке является набором звуков (материалом), на основе которых составляется музыкальное произведение.

Основными ладами в современной западноевропейской музыке являются мажор и минор.

Мажорный лад

Мажор – это лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие. Именно это трезвучие и определяет основную окраску лада. Оно, ещё, называется тоническим.

Самыми устойчивыми звуками мажорного лада являются тоника (I ступень), медианта (III ступень) и доминанта (V ступень). Их устойчивость неодинакова. Самая устойчивая – тоника, медианта и домината – менее устойчивые.

Устойчивость III и V ступеней проявляется в созвучии с тоникой. При сочетании этих ступеней с другими неустойчивыми звуками они, также, являются неустойчивыми. Поэтому, стоит сделать оговорку, что устойчивость медианты и доминаты относительны и зависят от разных обстоятельств.

  • II, IV, VI и VII ступени мажора являются неустойчивыми.
  • II и IV ступени имеют возможность разрешения в обе стороны (вверх и вниз).
  • VI и VII ступени только в одну сторону. VI вниз, а VII вверх.

Мажорный лад может быть натуральным, гармоническим или мелодическим.

Натуральный мажор представляет собой последовательность звуков в таком интервальном расположении начиная от тоники:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

(2 тона-Полутон-3 тона-Полутон)

Натуральный мажор

Пример натурального мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До

Гармонический и мелодический мажор появились в следствии развития музыкального исскуства. Эти лады отличаються от натурального смещением одной или двух ступеней на полутон, что позволяет несколько изменить окраску лада.

Гармонический мажор отличается от натурального пониженной VI ступенью:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1.5 тона-Полутон

Гармонический мажор

Пример гармонического мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ляb-Си-До

Мелодический мажор отличается от натурального VI и VII пониженными ступенями:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Мелодический мажор

Пример мелодического мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ляb-Сиb-До

Основной разновидностью мажорного лада является натуральный мажор, реже употребляется гармонический мажор, ещё реже – мелодический мажор (в основном при движении мелодии вниз).

Минорный лад

Минор – это лад, в основе которого лежит минорное трезвучие. Именно это трезвучие и определяет основную окраску лада.

Устойчивость, неустойчивость, тяготение и разрешение ступеней в миноре такое же как и в мажоре.

Большинство произведений электронной музыки написано именно в миноре.

Минорный лад, как и мажор, может быть натуральным, гармоническим или мелодическим.

Натуральный минор представляет собой последовательность звуков в таком интервальном расположении начиная от тоники:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

(Тон-Полутон-2 тона-Полутон-2 тона)

Натуральный минор

Пример натурального минора: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до

Натуральный минор отличается от мелодического мажора пониженной III ступенью.

Гармонический и мелодический минор имеют более важное значение нежели аналогичные мажорные лады.

Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-1.5 тона-Полутон

Гармонический минор

Пример гармонического минора: до-ре-миb-фа-соль-ля-сиb-до

Мелодический минор отличается от натурального VI и VII повышенными ступенями:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Мелодический минор

Пример мелодического минора: до-ре-миb-фа-соль-ля-си-до

Гармонический минор используется как при движении вверх, так и вниз.

Мелодический минор часто используется при движении мелодии вверх.

Лады и гаммы

Гамма – совокупность звуков лада построенных от тоники вверх.

Отличие лада от гаммы заключается в том, что лад – это всего лишь набор звуков, а гамма – последовательность тех же звуков, которые построены от тоники. По сути, схема построения лада является его гаммой.

Гамма натурального мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До

Мажорная гамма

Гамма натурального минора: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до

Минорная гамма

Построение ладов

Выше уже были показаны схемы построения основных ладов современной музыки. Для примеров, в качестве тоники, использовалась нота До (С).

Теперь давайте построим все эти лады от разных нот (тоник).

Если мы строим лад от какой-либо ноты, то фактически получаем тональность.

Мажорный лад построенный на ноте до – До-мажорная тональность.

Соль-мажор

Гармонический мажор от ноты Фа (F): Фа-Соль-Ля-Сиb-До-Реb-Ми-Фа (Фа-мажор)

Гармонический мажор от ноты Фа

Мелодический мажор от ноты Си

Можно заметить, что при изменении тоники (тональности) интервалы между нотами не меняются, но при этом появляются различные знаки альтерации (бемоли и диезы). Это вполне естественно.

Натуральный минор от ноты ля (A): ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля (ля-минор)

Ля-минор

Гармонический минор от ноты ми

Лады можно строить и от альтерированых ступеней.

Мелодический минор от ноты до-диез

Другие музыкальные лады

Мажор и минор хоть и являются самыми популярными ладами в современной музыке, но не единственными. Существуют огромное количество ладов, присущих музыке разных народов мира. Например, в музыкальных произведениях Китая и Японии используется пентатоника.

Пентатоника – это лад, который состоит из пяти ступеней, расположенных по трихордам.

Трихорд – это трёхступенный звукоряд построенный на интервалах в 1 тон (бесполутоновый звукоряд).

Пентатоника может быть расположена по следующим интервалам:

большая секунда–большая секунда–малая терция–большая секунда

Пентатоника

Пример пентатоники: До-Ре-Ми-Соль-Ля

Рассмотрим греческую ладовую систему, в которую входили шесть основных ладов:

Ионийский лад – лад идентичный натуральному мажору.

Ионийский лад

Пример ионийского лада: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

Дорийский лад – это натуральный минор с повышенной VI ступенью.

Дорийский лад

Пример дорийского лада: До-Ре-Миb-Фа-Соль-Ля-Сиb

Фригийский лад – это натуральный минор с пониженной II ступенью.

Фригийский лад

Лидийский лад – натуральный мажор с повышенной IV ступенью.

Лидийский лад

Миксолидийский лад – это натуральный мажор с пониженной VII ступенью.



Запомнив приведенные ниже аппликатурные схемы и учитывая смещение на 1/2 тона на верхних струнах (1-ой и 2-ой), вы легко сможете сыграть любой из ладов в любой тональности, которая будет зависеть от ноты, находящейся на 1-ой ступени.

Альтернативная аппликатура на мажорные лады, имеющая более удобную схему, не требующую сильной растяжки пальцев, т.к. в ней нет двух больших секунд (Б2+Б2) на одной струне:

Ионийский мажор: Лидийский мажор: Миксолидийский мажор:



Обратите внимание на комбинации 4-ой и 7-ой ступеней диатонических мажорных ладов, являющиеся их характерными ступенями и определяющие тип лада:

Характерные ступени (их комбинации) присутствуют и в параллельных им минорных ладах - это 2-ая и 6-ая ступени:

Эолийский минор: Дорийский минор: Фригийский минор:
2, 6 2, 6 2, 6






Обратите внимание, если из мажорных диатонических ладов исключить характерные 4-ую и 7-ую, а в минорных 2-ую и 6-ую ступени, то мы получим мажорную и минорную пентатоники:

Поэтому, иногда, структурно, мажорные диатонические лады рассматривают, как мажорную пентатонику с добавлением комбинации 4-ой и 7-ой ступеней: а минорные диатонические - как минорную пентатонику с добавлением комбинации 2-ой и 6-ой.

Если объединить правую и левую основные аппликатуры диатонических ладов, то, например, для ионийского мажора и эолийского минора получим:

Ионийский мажор Эолийский минор



В этом примере расписаны аппликатуры ладов в октавной позиции Gp.

Теперь распишем эти аппликатуры для всех типов ладов. Приведем по три варианта на каждый лад, первый вариант - это простое объединение двух выше приведенных аппликатур, наиболее распространен для игры на высоких струнах (1, 2 и 3), второй - наиболее распространен для игры на низких струнах (6, 5 и 4), третий - альтернативный вариант аппликатуры, подходящий для игры на всех шести струнах с расположением основного звука (тоники) на 5-ой струне:

Ионийский мажор

Дорийский минор

Фригийский минор

Лидийский мажор

Миксолидийский мажор

Эолийский минор

Локрийский лад

В этом примере расписаны аппликатуры ладов соответственно в октавных позициях Gp - , Ep - и Ap - .

Данные аппликатурные схемы подходят для игры в одной позиции, без смещения (или с минимальным смещением на 1. 2 лада) кисти левой руки вдоль грифа. Но на практике Вам этого будет недостаточно, а видеть, и играть лад придется на всем грифе. Тут вам на помощь придет либо система октав (Вы обратили внимание, что запоминать аппликатуры очень просто, если играть лад, отталкиваясь от системы октав, см. раздел Интервалы), либо система боксов (см. раздел Система боксов).

Ну, с системой боксов все понятно, а систему октав "прощупайте" на следующем примере аппликатурных схем:

Ионийский мажор

Дорийский минор

Фригийский минор

Лидийский мажор

Миксолидийский мажор

Эолийский минор

Локрийский лад

Давайте распишем, скажем, для дорийского минора Cm расширенные аппликатурные схемы по системе октав:

Расписывать подобные схемы для всех ладов нет смысла - запоминать их не нужно, а понимая принцип построения, Вы всегда сможете их играть либо в системе боксов, либо в системе октав. Лично мое мнение: система октав является предпочтительной, особенно в импровизации, когда на заданную гармонию Вам приходится обыгрывать аккорды разными ладами, а система боксов имеет несколько иное назначение, связанное в основном со скоростной игрой. Думаю, освоив оба метода, Вы сами для себя раставите акценты в этом моменте.

Мажорные и минорные диатонические лады существуют парами. Мажорному ладу соответствует параллельный минорный лад, построенный от шестой ступени "своего" мажорного лада. Обратите внимание на совпадение характерных 7-ой и 4-ой ступеней в мажоре и 2-ой и 6-ой в параллельном миноре. Вот как это выглядит на схеме:


В аппликатурных формах диатонических ладов полезно уметь быстро находить тонику параллельного лада. Давайте, в наиболее распространенных аппликатурных схемах каждого диатонического лада отметим положение его параллельного мажорного/минорного лада:


Как видно из этих схем, взаимное расположение тоник параллельных ладов одинаково для всех пар. Запомните ниже приведенную схему (без учета смещения на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):


В аппликатурах диатонических ладов важно видеть аппликатуру трезвучий, лежащих в их основе. Это позволит, играя минорное или мажорное трезвучие, быстро перейди в нужный лад и наоборот. На следующей схеме наглядно показана аппликатурная связь трезвучий и ладов (для двух основных вариантов аппликатур ладов):


О гитаре

Лады для гитары являются одной из важнейших частей инструмента. Благодаря им наглядно видно ноты, которые необходимо брать, от их качества и правильной заточки зависит качество звукоизвлечения, комфортность исполнения музыки и правильность обучения игре на гитаре. В данной статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся гитарных ладов, их правильного подбора возможных проблем, которые с ними могут возникнуть и методов их решения.

Что нужно знать о гитарных ладах?

Сколько ладов на гитаре, зависит от вида гитары. На классической гитаре их девятнадцать, на электрогитаре – от двадцати одного до двадцати семи, на бас-гитаре ладов поначалу было двадцать, впоследствии их количество выросло до двадцати четырех.

В начале статьи говорилось, что качество и правильная постановка ладов существенно влияют на чистоту звучания инструмента. Одна из распространенных проблем, с которой может столкнуться гитарист – почему звенят струны на гитаре. Причины данного дефекта могут быть разные:

Могут быть и другие причины дребезжания струн, о них мы поговорим ниже.

Какие бывают лады?

Лады для гитары классифицируются по их размерам. Основные размеры гитарных ладов – это высота и ширина головки, они имеют главное значение для музыкантов. Высота головки лада находится в диапазоне от 0,7 до 1,48 мм, ширина – 1-3 мм. Помимо них лады измеряются высотой лада, шириной и высотой кроны, размерами зубцов и шириной между ними, высотой и шириной стержня. Эти параметры имеют значение для гитарных мастеров.

Исходя из двух главных размеров различают следующие виды ладов:

  • Низкие, называемые еще винтажными, потому что такие лады устанавливались на гитарах старых образцов. Они используются и сейчас, если хотят соблюсти старые стандарты при изготовлении инструмента. Такие лады делают более низкими и короткими по сравнению с современными вариантами.
  • Джумбо, современные модели ладов, отличаются большей шириной и высотой. Отвечают запросам времени, так как дают возможность для скоростной игры при соло и с использованием техники шреда.
  • Медиум джумбо – промежуточный вариант между винтажными и джумбо по всем параметрам.
  • Высокие, название говорит само за себя. Подойдут для тех, кто предпочитает играть свипом, теппингом и для любителей быстрых соло-партий.
  • Высокие и тонкие – удовлетворяют потребности гитаристов, предпочитающих высокую постановку струн при небольшой ширине ладов.

Помимо размеров головки лада различаются и по форме. Чаще всего встречается каплевидная форма, являющаяся наиболее универсальной и удобной, но реже можно встретить и лады с более экзотическими разновидностями головки, например пирамидальной, ассиметричной и др.

Какие лады лучше?

Кроме размеров и формы ладов важную роль играет сплав, из которого они изготовлены. Здесь можно встретить следующие материалы для ладов:

Для правильного подбора сочетания размеров ладов и материала для них поможет таблица ниже, где приведены параметры гитарных ладов от известных производителей.

Бренд СплавВысота головки ладаШирина головки лада
Dunlop6000
6105
6110
6120
6100
6140
6170
6150
6130
18% NS.058
.055
.050
.051
.055
.039
.043
.042
.036
.118
.090
.115
.114
.110
.106
.099
.102
.106
Stew-MacDonald141
150
149 154
146
18% NS.045
.053
.043
.050
.036
.095
.110
.106
.100
.106
Jescar47095
45100
47104
50078
55085
51108
57110
55090
58118
18% NS — SS
18% NS
18% NS – SS — EVO
18% NS
18% NS
18% NS
18% NS – SS — EVO
18% NS – SS — EVO
18% NS – SS — EVO
.047
.045
.047
.050
.055
.051
.057
.055
.058
.095
.100
.104
.078
.085
.108
.110
.090
.118

Вопреки существующему заблуждению, материал ладов для гитары практически не влияет на ее звучание. Его сплава в данном состоит исключительно в его прочности, долговечности.

Распространенные бренды производителей ладов.

В таблице выше приведены три известные производителя гитарных ладов. Помимо них стоит упомянуть Sintoms, Jumbo, Gibson. Однако как гитарным мастерам, так и музыкантам не стоит слишком обращать внимание на торговые марки. Следует помнить, что большая или меньшая популярность того или иного бренда – продукт рекламы, маркетинга.

Между тем в каталоге любого крупного производителя можно найти лады нужных размеров, при этом состав сплавов строго стандартизирован, поэтому одинаково маркируемый материал от Jescar, Dunlop или кого-либо еще ничем не лучше и не хуже.

Поэтому, определяющими факторами при выборе гитарных ладов должны быть их размеры, определяемые стилем игры музыканта, и материал, а не производитель. По этой причине стоит еще раз более подробно остановиться на том, как форма ладов для гитары влияет на игру на инструменте.

Советы по выбору ладов для гитары.

Чем шире лад и чем он ниже, тем меньше контакт пальцев с грифом. Поэтому широкие и низкие лады способствуют плавному и комфортному скольжению пальцев по грифу гитары. Напротив, узкий лад делает проще зажимание отдельной струны, но осложняет перемещение.

Большая высота лада уменьшает соприкосновение струны с деревом, при этом на высоких ладах легче делать бенды, так как они являются более чувствительными к прижиманию струны. Исходя из этого можно сказать:

  • Для игры аккордами лучше подойдут широкие и низкие лады. В частности следует обратить внимание на винтажные лады.
  • Для соло-гитаристов лучшим вариантом являются узкие и высокие лады. Этим параметрам отвечают гитарные лады Джумбо.

Замена ладов на гитаре.

Рано или поздно любая часть гитары подвергается износу. В значительной степени этому подвержены лады на грифе, так как на них приходится значительная нагрузка при игре на инструменте. Старые лады, если их не заменить, способствуют ухудшению звучания, делают игру на гитаре менее комфортной. При изношенных ладах даже дорогой инструмент может не строить. Поэтому на каком-то этапе вопрос замены ладов становится актуальным.

Помимо износа с ладами могут возникнуть и другие проблемы. Лады могут выступить с одной стороны на большую высоту, чем с другой, либо начать выпирать по бокам грифа. В первом случае нарушается строй гитары, во втором при игре лады царапают руки. Эти явления обусловлены хранением гитары в условиях переменной влажности, на которую металл ладов и дерево грифа реагируют по-разному. Выходом из ситуации может быть проведение ремонтных работ лады можно оставить старые.

Дефекты ладов

Дефекты ладов иногда имеют и искусственный характер. Вследствие неправильной установки лады могут находиться на разном уровне, и если нажимать струной на посаженные лады, струна может касаться следующего лада и звенеть. Еще одна причина звона струн может быть в слишком плоской поверхности ладов из-за их неправильной обработки. Помимо того, что струны звенят, они в этом случае также не строят. Здесь можно обойтись без замены ладов. Если позволяет высота ладов, головке лада можно придать нужную форму, на помощь придет надфиль.

Следует сказать, что при перечисленных случаях необязательной замены ладов на гитаре и при необходимости ремонта инструмента следует все-же произвести замену ладов. В большинстве случаев так или иначе будет происходить снятие и последующая установка ладов, и здесь гораздо целесообразнее после первой операции поставить новые лады. Новая ладовая проволока будет эффективно смотреться не только в качестве запчасти, но и на грифе. Излишне говорить, что и в звучание гитары, и в ее строе разница будет ощутимой.

Не следует размениваться и на замену отдельных ладов. При замене комплектом все они будут обладать одинаковыми параметрами и будет отсутствовать риск возникновения проблем с разной высотой ладов и других проблем.

Заключение.

Напоследок — совет музыкантам. Если возникли проблемы с ладами на гитаре и возникла необходимость их замены – не стоит покупать их самостоятельно. Во-первых, есть вероятность ошибки и покупки ладов, которые могут не подойти. Во-вторых – вопрос цены. В магазине высока вероятность переплаты, в то время как у мастеров данные детали зачастую есть в наличии либо они закупают их оптом, удешевляя таким образом покупку для Вас. Кроме того мастер сможет подобрать наилучший вариант для музыканта исходя из его пожеланий. Поэтому покупку ладов следует доверить тому, кто будет осуществлять их замену.

лады для гитары

Ладами часто называют металлические порожки, которые расположены по всему гитарному грифу. Каждый лад служит точкой опоры для струны во время её зажатия, тем самым сокращая её длину и амплитуду колебаний, простыми словами: чем ближе к корпусу находится лад, на котором прижата струна – тем выше звук.

Из каких материалов делают лады?

Чаще всего для изготовления пластинок используют сплав никеля и стали или никеля и серебра, реже применяют сплавы латуни, нержавеющей стали. От плотности и твёрдости материала зависит и звучание инструмента, твёрдая сталь даст более яркий звук, хотя её довольно трудно встретить на современных гитарах. Лёгкость и простота обработки никеля сделала его лидером среди металлов для изготовления ладов.

О размерах.

Ширина и высота ладов – индивидуальный параметр, и если для одного гитариста игра на высоких порожках будет доставлять неудобство, то другому – наоборот, поможет добиться максимального комфорта, к примеру, при игре скоростных пассажей. Ширина металлического порожка обычно составляет около 2 -2,5 мм у вершины, а высота выше 1 мм, эти параметры также отличаются в зависимости от типа гитар.

Износ и повреждение ладовых порожков.

Выпирающие лады.

Хранение гитары в неположенном месте может сказаться на состоянии грифа, что, в свою очередь, повлияет на состояние ладов. От частого нахождения гитары в жарком помещении с пониженной влажностью – пересыхает накладка, а металлические порожки начинают выпирать. Чтобы избежать этого сохраняйте гитару в комнате с хорошими температурными условиями. Также с предотвращением усыхания хорошо справляется лимонное масло или другие специальные средства по уходу за грифом.

Внимание!

1. Звон в районе какого-то лада может быть причиной многих факторов, прежде чем браться за шлифовку, проверьте правильность настройки анкерного стержня, высоты струн, а также состояние самих струн, возможно, их уже давно пора менять.

Читайте также: