Лады на скрипке расположение

Обновлено: 02.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Эта статья о скрипичных техниках, используемых в западной классической музыке . Для получения более общей информации см. Скрипка .

Игра на скрипке подразумевает удерживание инструмента между челюстью и ключицей ( варианты этой позы см. Ниже ). Струны звучат, натягивая смычок поперек них ( арко ) или щипая их ( пиццикато ). Левая рука регулирует длину звучания струн, останавливая их пальцами на грифе, создавая различную высоту тона.

СОДЕРЖАНИЕ


Левая рука: производство высоты тона

Позиции

Открытые струны


Открытые струнные ноты скрипки. Играть ( помощь · информация )

Особый тембр получается при воспроизведении ноты, не касаясь ее струны пальцем, таким образом, звучит самая низкая нота на этой струне. Говорят, что на такой ноте играют на открытой струне . Открытые струнные ноты (G, D, A, E) имеют очень отчетливый звук, возникающий из-за отсутствия демпфирующего действия пальца и из-за того факта, что вибрато (см. Ниже) производится иначе, чем на пальцах. За исключением низкого G (который не может быть воспроизведен никаким другим способом), открытые струны иногда выбираются для специальных эффектов.

Двойные остановки и дроны

Двойная остановка - это когда остановленные ноты играются на двух соседних струнах, создавая гармонию из двух нот. Это сложнее, чем обычная игра на одной струне, так как пальцы должны быть аккуратно размещены на двух струнах одновременно. Иногда необходимо перейти на более высокую позицию, чтобы левая рука могла одновременно дотянуться до обеих нот. Двойная остановка также используется для обозначения игры на трех или всех четырех струнах одновременно, хотя такая практика более правильно называется тройной или четверной остановкой . В совокупности двойная, тройная и четверная остановка называется многократной остановкой . Однако тройную или четверную остановку чаще называют аккордом. Звучание открытой струны вместе с нотой с пальцами - еще один способ достичь гармонии. Иногда его также называют двойной остановкой, но правильнее его называть дроном , так как нота гула (открытая струна) может поддерживаться для перехода разных нот, сыгранных на соседней струне.

Вибрато

Вибрато - это техника левой руки и руки, в которой высота ноты изменяется в пульсирующем ритме. Механически это достигается движениями пальцев, которые изменяют длину вибрирующей струны. Существует несколько различных стилей вибрато, от использования только пальцев до использования запястья или даже всего предплечья. Используя эти различные методы, можно изменять скорость и амплитуду колебаний вибрато для музыкального эффекта.

Вибрато часто воспринимается как средство создания более эмоционального звука, и оно широко используется в музыке эпохи романтизма . Акустический эффект вибрато в значительной степени связан с добавлением интереса и теплоты к звуку в виде мерцания, создаваемого вариациями проецирования самого сильного звука. Хорошо сделанная скрипка фактически направляет свой звуковой рисунок в разные стороны в зависимости от незначительных изменений высоты звука.

При использовании вибрато скрипачи колеблются в обратном направлении или ниже по высоте от фактической ноты, поскольку слуховое восприятие способствует более высокой высоте звука в изменяющемся звуке. Вибрато почти ничего не делает, чтобы замаскировать расстроенную ноту. Студентов скрипки, особенно начального уровня, учат использовать ее только на расширенных нотах и ​​/ или в моменты эмоционального напряжения. Вибрато может быть трудным в освоении, и на его освоение у студента может уйти несколько месяцев, если не лет.

Гармоники

Легкое касание струны кончиком пальца в гармоническом узле во время поклона близко к мосту может создать гармонику . Вместо обычного сплошного тона слышна тонко звучащая обертонная нота более высокого тона. Каждый узел находится на целочисленном делении строки, например, ровно на половине длины строки или ровно на одной трети длины строки. Высота звука, создаваемая в этих двух случаях, будет на октаву выше в случае половин, и на октаву и пятую часть выше в случае струны, вибрирующей в третях. Чувствительный инструмент обеспечит множество возможных гармонических узлов по длине струны.

Традиционная нотация искусственных гармоник использует две ноты на одной ножке: нижняя нота использует круглую головку, представляющую место, где струна сильно остановлена ​​указательным пальцем, а верхняя нота использует открытую ромбовидную головку, представляющую, где струна слегка перемещается. коснулся безымянным пальцем.

Гармоники также редко играют с двойными остановками, где обе ноты являются гармониками.

Продуманные отрывки в искусственных гармониках можно найти в виртуозной скрипичной литературе, особенно 19 - начала 20 веков.

Правая рука и цвет тона

Техника поклона

Увеличение давления на струны - это основной способ добиться более громких нот на скрипке. Давление в основном создается указательным пальцем согнутой руки. Другой метод, который иногда используется для увеличения объема, - это увеличение скорости лука; однако скрипач может увеличить скорость смычка и в то же время играть тихо. Эти два метода не эквивалентны, потому что они производят разные тембры; нажатие на струну дает более сфокусированный, более интенсивный звук.

Есть несколько методов "атаки" луком, которые производят различные артикуляции; этот список ни в коем случае не является исчерпывающим:

Прямой лук

Независимо от того, какая атака или удар смычка используется, большинство профессиональных скрипачей используют прямой удар, держа смычок перпендикулярно струне и параллельно мосту. Это гарантирует, что смычок останется в желаемой точке звучания и обеспечит стабильное качество звука. Один из методов получения прямого лука заключается в следующем. Делая нижний лук, сосредоточьтесь на плече, нижней руке и кисти / запястье. Сначала отведите плечо назад, как будто толкаете кого-то локтем в нос. Затем выполните нижнюю часть руки. Ближе к концу движения лука поверните запястье и руку, как будто открываете банку с арахисом. При правильном использовании эти движения создадут прямой ход лука вниз. Важный шаг - следить за луком и следить за тем, чтобы он оставался прямым. Абоу создается наоборот. Продолжая следить за луком, переместите нижнюю часть руки в том направлении, в котором он пришел. Выполните упражнение верхней рукой. Ближе к концу этого движения поверните руку и запястье, как будто закрываете банку с арахисом.

Однако существует еще одна школа смычка , популяризированная скрипичным педагогом Иваном Галамяном , в которой смычок держат под небольшим углом к ​​мосту. Когда игрок натягивает лук, он должен постепенно отводить правую руку от тела; когда он натягивает лук к своему телу. По мнению сторонников этого стиля, эти небольшие углы помогают создать больший контакт с мостом и, таким образом, обеспечить более полный звук.

Пиццикато

Есть две общие позиции для игры в пиццикато. Один из них - сжать смычок в правой руке, положить большой палец правой руки на правую сторону доски для пальцев, а затем выдернуть тетиву. Это положение может улучшить тональность ощипывания и снизить утомляемость при длительном ощипывании. Еще одна поза пиццикато - удерживать хват смычка, а затем перебирать струны указательным пальцем правой руки. Это положение особенно полезно, когда композитор чередует серии нот арко и пиццикато, потому что это позволяет скрипачу быстро и точно переключать стили.

Оснастке пиццикато , первый указанный Густава Малера , но часто называют пиццикато Бартока , так как Бела Барток был первым использовать метод широко, требует от игрока , чтобы вытащить строку от грифа , так что , когда он будет выпущен он отскакивает с силой на гриф, издавая резкий ударный щелкающий звук. Примеры можно найти в 44 дуэтах Бартока (№ 42, Арабская песня) и Сольной сонате для скрипки. .

Немой


Тюнинг


Струна A настраивается сначала на эталонный источник звука, такой как камертон или, в большинстве оркестров , гобой , обычно на 440 Гц , хотя некоторые оркестры настраиваются на другой стандарт A, такой как 442, или даже на 445 или 446. Гц для получения более яркого звука . Группы старинной музыки, заинтересованные в аутентичном исполнении, могут использовать более низкий стандарт A. При игре на инструменте с фиксированной высотой звука, таком как фортепиано или аккордеон , скрипач должен настроиться, чтобы приспособиться к этому инструменту. Затем остальные струны настраиваются на ля с интервалом в полные квинты , смыкая их попарно. Это помещает открытые струны в чистую интонацию , а это означает, что нижние струны могут звучать плоско по сравнению с их номинальными эквивалентами с равным темпом . На практике это означает, что необходимо идти на некоторые компромиссы, и струны не всегда настроены на идеальные квинты, особенно на альте и виолончели , где самая нижняя струна - это C, на три пятых от эталонной A, что делает разницу более очевидной.

Небольшие временные корректировки настройки также можно выполнить, натянув струну рукой. Струну можно сплющить, потянув за гриф, или заточить, нажав на часть струны в ящике для колышков. Эти методы могут быть полезны при исполнении, уменьшая вредные последствия расстроенной струны до наступления перерыва или другой возможности для правильной настройки.

Настройка скрипки, особенно с помощью колышков, может привести к наклону бриджа, обычно к грифу. Если оставить так, он будет деформироваться. После настройки опытные игроки обычно проверяют, стоит ли мост прямо и находится по центру между внутренними зазубринами отверстий , так как мосты могут свободно перемещаться, удерживаясь на месте только за счет трения и натяжения струн. Способные скрипачи умеют выпрямлять и центрировать мост; это легко сделать при нормальном натяжении струны без повреждения инструмента.

Музыкальный инструмент: Скрипка

скрипка

Историю скрипки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Выразительное пение скрипки может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент.


Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно, звонко. Музыкальный инструмент и исполнитель обладают возможностью видоизменять эти звучания, вносить разнообразие и дополнительную палитру.

Фото:





Интересные факты

  • Атхира Кришна из Индии в 2003 году в течение 32 часов беспрерывно играл на скрипке в рамках фестиваля города Тривандрам, в результате чего попал в книгу рекордов Гиннеса.
  • Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
  • Изобретатель роликовых коньков, Жозеф Мерлин, бельгийский фабрикант музыкальных инструментов. Для представления новинки, коньков с колесиками из металла, он в 1760 году въехал на костюмированный бал в Лондоне, одновременно играя на скрипке. Публика восторженно встретила грациозное скольжение по паркету под аккомпанемент прекрасного инструмента. Окрыленный успехом 25-летний изобретатель стал кружиться быстрее, и на полном ходу врезался в дорогое зеркало, разбив вдребезги его, скрипку и серьезно пострадал сам. Тормозов на его коньках тогда еще не было.

бассейн в форме скрипки

Шерлок Холмс играет на скрипке

  • В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека. Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Этот музыкальный инструмент является масштабной копией скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце восемнадцатого века.
  • На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
  • Цена некоторых смычков достигает на аукционах десятков тысяч долларов. Самым дорогим считается смычок работы мастера Франсуа Ксавье Турта, который оценивается примерно в 200000 долларов.
  • Ванесса Мэй признана самой молодой скрипачкой, записавшей скрипичные концерты Чайковского и Бетховена в возрасте 13 лет. Ванесса-Мэй дебютировала с Лондонским филармоническим оркестром в возрасте 10 лет в 1989 году В возрасте 11 лет она стала самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже.

Ванесса Мэй в юности

Популярные произведения для скрипки

Применение и репертуар скрипки

репертуар скрипки

Благодаря разнообразному тембру, скрипку используют для передачи различных настроений и характеров. В современном симфоническом оркестре эти инструменты занимают почти треть состава. Скрипки в оркестре делятся на 2 группы: одна играет верхний голос или мелодию, другая нижний или аккомпанирует. Их называют первыми и вторыми скрипками.

Этот музыкальный инструмент прекрасно звучит и в камерных ансамблях, и в сольном исполнении. Скрипка легко гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными. Из ансамблей наиболее распространён струнный квартет, в который входит 2 скрипки, виолончель и альт . Для квартета написано огромное количество произведений разных эпох и стилей.

Почти все гениальные композиторы не обходили скрипку своим вниманием, концерты для скрипки с оркестром сочинили Моцарт , Вивальди, Чайковский , Брамс, Дворжак , Хачатурян, Мендельсон, Сен-Санс , Крейслер, Венявский и многие другие. Скрипке так же доверяли сольные партии в концертах для нескольких инструментов. Например, у Баха - это концерт для скрипки, гобоя и струнного ансамбля, а Бетховен написал тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра.

В XX веке скрипку стали использовать в разных современных направлениях музыки. Самые ранние упоминания об использования скрипки как сольного инструмента в джазе задокументированы в первых десятилетиях 20 - го века. Одним из первых джазовых скрипачей был Джо Венути, который выступал с известным гитаристом Эдди Лангом.

Конструкция скрипки

Скрипка собирается из более 70 различных деревянных деталей, но основная трудность изготовления заключается в изгибах и обработке древесины. В одном экземпляре может присутствовать до 6 различных сортов дерева, причем мастера постоянно экспериментировали, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех. Лучшим материалом считается дерево, которое выросло в горах, из-за своей устойчивости к перепадам температур и влаги. Струны же, изготавливаются из жил, шелка или металла. Чаще всего мастер изготавливает:

Конструкция скрипки

  1. Верхнюю деку из резонансной ели.
  2. Шейку, нижнюю деку, завиток из клёна.
  3. Обручики из хвойных, ольхи, липы, красного дерева.
  4. Клоцы из хвойных.
  5. Гриф из чёрного дерева.
  6. Подбородник, колки, пуговицу, подгрифник из самшита, чёрного или розового дерева.


Немалое значение имеет лак, которым покрываются деревянные детали. Он придаёт изделию оттенок от золотистого до очень тёмного с красноватым или коричневым отблеском. От лака зависит, как долго инструмент "проживёт" и останется ли неизменным его звучание.

А вы знаете, что именно скрипка окутана множеством легенд и мифов? Еще в музыкальной школе детям рассказывают старинное предание о кремонском мастере и волшебнике. Долгое время пытались разгадать секрет звучания инструментов знаменитых мастеров Италии. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипки Страдивари, чтобы доказать это, но все тщетно.

На скрипке обычно играют смычком, кроме приёма pizzicato, который исполняется щипком струны. Смычок имеет деревянное основание и туго натянутый на него конский волос, который перед игрой натирают канифолью. Обычно его длинна 75 см., и весит он 60 грамм.


В настоящее время можно встретить несколько видов этого инструмента – деревянная (акустическая) и электроскрипка, звук которой мы слышим благодаря специальному усилителю. Одно остается неизменным – это удивительно мягкое, певучее и завораживающее своей красотой и мелодичностью звучание этого музыкального инструмента.

Размеры

Помимо стандартной полноразмерной целой скрипки(4/4), существуют инструменты меньших размеров для обучения детей. Скрипка "растет" вместе с учеником. Начинают обучение с самых маленьких скрипок(1/32, 1/16, 1/8), длинна которых составляет 32-43 см.

размеры скрипки

Размеры полной скрипки: длинна - 60 см. длинна корпуса - 35.5 см, вес около 300 - 400 грамм.

Приёмы игры на скрипке

Знаменита скрипичная вибрация, которая проникает в душу слушателей насыщенной волной звука. Музыкант может лишь слегка повышать и понижать звуки, внося в музыкальный ряд ещё большее разнообразие и широту звуковой палитры. Известен также приём глиссандо, такую манеру игры позволяет применять отсутствие ладов на грифе.

Зажимая струну не сильно, чуть касаясь, скрипач извлекает оригинальные холодные, свистящие звуки, напоминающие звучание флейты (флажолет). Есть флажолеты, где участвуют 2 пальца исполнителя, размещаемые на кварту или квинту друг от друга, они особо сложны для исполнения. Высшей категорией мастерства считается исполнение флажолетов в быстром темпе.


Так же скрипачи используют такие интересные приёмы игры:

  • Col Legno - удары тростью смычка по струнам. Такой приём используется в "Пляске смерти" Сен-Санса для имитации звука танцующих скелетов.
  • Sul ponticello - игра смычком на подставке придаёт зловещий, шипящий звук характерный для отрицательных персонажей.
  • Sul tasto - игра смычком на грифе. Воспроизводит нежный, эфирный звук.
  • Ricochet - исполняется броском смычка на струну со свободным отскоком.

Ещё одним приёмом является использование сурдины. Это гребешок из дерева или металла, снижающий вибрацию струн. Благодаря сурдине, скрипка издаёт мягкие, приглушённые звуки. Подобный приём часто применяется для исполнения лирических, душевных моментов.

На скрипке можно брать двойные ноты, аккорды, исполнять полифонические произведения, но чаще всего её многоликий голос используют для сольных партий, поскольку огромное разнообразие звуков, их оттенков – её основное достоинство.

История создания скрипки

История скрипки

До недавнего времени было принято считать прародительницей скрипки виолу , однако доказано, что это два совершенно разных инструмента. Их развитие в XIV-XV веках шло параллельно. Если виола принадлежала к аристократическому сословию, то скрипка вышла из народа. Преимущественно на ней играли крестьяне, бродячие артисты, менестрели.

Этот необычно разнообразный по звучанию инструмент может назвать своими предшественниками: индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Все эти инструменты могли быть прародителями скрипки, поскольку каждый из них послужил зарождению семейства струнных и наградил их своими достоинствами.

Создание скрипок в том виде, в каком мы видим их сейчас, оспаривают два дома: Андреа Амати и Гаспаро де Соло. Некоторые источники утверждают, что пальму первенства нужно отдать Гаспаро Бертолотти (учителю Амати), музыкальные инструменты которого позже были доведены до совершенства домом Амати. Доподлинно известно только, что это произошло в Италии в XVI веке. Их преемниками несколько позднее стали Гварнери и Страдивари, которые немного увеличили размер корпуса скрипки и сделали более крупные отверстия (эфы), для более мощного звучания инструмента.

скрипка Андреа Амати

В конце XVII века англичане попытались добавить в конструкцию скрипки лады и создали школу по обучению игры на подобном инструменте. Однако в связи с существенным проигрышем в звучании от этой идеи быстро отказались. Самыми ярыми сторонниками свободного стиля игры с чистым грифом выступили скрипачи-виртуозы: Паганини, Лолли, Тартини и большинство композиторов, особенно Вивальди.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Скрипка


Изготовление скрипичной фурнитуры с улучшенными музыкальными свойствами — колки, подбородник, механизм микронастройки, скрипичный мостик, подставка, струны. За исключением токарных работ, фурнитура, как и сами детали скрипки, для которой фурнитура была предназначена, изготавливаласть в ручную, без использования электроинструментов и шлифовальной шкурки, которую заменяли цикли из старой стали, болотный хвощ и порошок пемзы (см. столярные инструменты).

Колки

Рабочая поверхность колков сделана из черного дерева, головка — из обычного, белого клена, покрытого экстрактом коры черемухи и масляным лаком. Струна наматывается на участок древка колка, проточенный до диаметра 5мм, такое решение позволяет без дополнительной системы микронастройки, ухудшающей звучание скрипки, настраивать струны точнее, чем стандартным колком с диаметром ~ 7 мм. Колки сделаны из разных пород дерева из-за отсутсвия подходящих, хорошо звучащих заготовок черного дерева (древко колков выточено из клавиш от рояля середины 19 века), однако их внешний вид и музыкальные свойства оказались вполне приемлемы.

Подбородник

Подбородник так-же сделан из белого клена из-за отсутствия хорошего, черного дерева. Распил подбородника тангенциальный, не такой красивый, как у колковых головок. Выбор распила обусловлен менее выразительным звучанием радиального распиленного подбородника, что было выявлено во время тестирования соответствующих заготовок. Бейц так-же отличается — здесь опробована смесь черемухи и алоэ.

Механизм микронастройки

Скрипичная фурнитура и, особенно, механизм микронастройки струн - это головная боль мастера, который акцентирует свои усилия на создании отзывчивого и певучего инструмента. Вполне можно купить мастеровой подгрифник, подставку и струны классом выше прилично звучащей, среднестатистической скрипки, но механизмы микронастройки, даже дорогие, резко меняют звучание даже не очень хорошей скрипки в еще более худшую сторону - звук "тупеет", появляются крикливые, "железные" ноты, в звуке возникают другие, неприятные моменты.
Занимаясь исследованиями сходных проблем со звуком в области аудио, я прекрасно понимаю основную причину такой ситуации - потерю и искажение энергетики, неприятные оттенки в звук вносит современный металл, обработанный на, сложном современном электрооборудовании, особенно это проявляется, когда детали конструкции неправильно сориентированы относительно друг друга.
Принимая во внимание, что скрипка, хоть и старая, но фабричная, я все-таки попробовал на ней несколько вариантов покупных микронастроек. Чуда не произошло, микронастройку было решено делать своими силами. Основные требования к конструкции - максимальная простота, старые материалы и правильная ориентация деталей. Первая версия была изготовлена из железной арматуры, найденной когда-то в развалинах дома середины 19 века.


Photo 4 — Детали микронастройки.


Photo 6 — регулировочные винты третьей версии


Photo 5 — регулировочные винты третьей версии

В погоне за звуком, при разработке механизма пришлось жертвовать удобствами и универсальностью использования микронастройки. Конструкция расчитана для работы только со струнами, у которых есть отверстие в крепежном циллиндре (фото 8), струны, с циллиндрами, как на фото 7 не подходят или требуют переделки. Сборка узла происходит в следующей последовательности - сначала сверху в отверстие подгрифника вставляется струна и укладывается в свою, направляющую щель (фото 6), поверхность которой должна быть предварительноо отполирована и густо натерта графитом для максимального снижения трения. Затем втулка, в которую вкручивается регулировочный винт (фото 4 слева) вставляется снизу в одно из отверстий подгрифника, сверху в нее вкручивается регулировочный винт так, чтобы его конец вышел с внутренней стороны и на него можно было одеть цилиндр крепления струны. После того, как цилиндр надет на регулировочный винт, натягивается струна и узел готов к использованию.

В первой версии (фото 4) регулировочные винты, для минимизации веса, были сделаны с маленькой головкой, однако, оказалось, что такие винты трудно крутить с натянутыми струнами. Во второй версии была увеличена высота головок, крутить винты все равно оказалось затруднительно. В третьей версии (фото 5 и 6) был максимально увеличен диаметр головок без увеличения их высоты, что решило, наконец, проблему, но, как оказалось, только для меня, а не для дочки, которой предназначался инструмент.
Теоретически, решить проблему можно было нарезанием резьбы с меньшим шагом и точным изготовлением крепежных цилиндров струн так, чтобы диаметр их отверстий максимально точно соответствовал диаметру выступов регулировочных винтов, что с хорошей смазкой свело бы трение кручения под нагрузкой к минимуму. Однако мне не удалось найти метчика и плашки М3 с мелкой резьбой, к тому-же вес микронастройки с большими головками винтов был на грани допустимого и выглядели они громоздко. В итоге, я решил отказаться от этой версии и стал обдумывать другие варианты.


Photo 9 — Миниколки микронастройки


Photo 10 — Экспериментальный образец второго варианта микронастройки

Photo 11 — Экспериментальный образец второго варианта микронастройки

Следующая вариант микронастройки зазвучал ощутимо лучше предыдущего и, тем более, лучше стандартных, покупных вариантов. Главное отличие второй системы - отсутствие тяжелых, железных деталей, всегда, так или иначе, вносящих дисгармонию в звучание инструмента и максимальное упрощение конструкции. В подгрифнике стандартных размеров, но с несколько меньшим радиусом закругления внешней поверхности, помимо отверстий для крепления струн сделаны еще четыре конусных отверстия. Под них из черного дерева выточены миниколки соответствующего диаметра и конусности. На конце древка каждого колка просверлено отверстие, в которое продевается крепкая, суровая, хлопчатобумажная нитка, завязывающаяся после установки колка поверх соответсвующей струны (см. фото 10 и 11). При вращении миниколка на него наматывается нить и подтягивает тем самым соответствующую ей струну. Недостатком системы является то, что она позволяет подстраивать синтетические струны только в пределах полутона (железные струны - в пределах тона), однако данное неудобство, на мой взгляд, с лихвой окупается более интонированным звучанием такой системы в сравнении со стандартной.

Скрипичный мостик

Покупные, скрипичные мостики, в философском смысле, ведут себя идентично механизмам микронастройки и подбородникам, а именно - в обмен на физические удобства, исподволь, как-бы незаметно, лишают вас части положительных моментов в звучании инструмента. Иногда отрицательное влияние мостика терпимо, а с некоторыми мостиками инструмент начинает откровенно "тупить". Оба мостика у моей дочки, на мой взгляд, "отупляли" звучание ее и так не бог-весть какой скрипки так, что мириться с этим я не мог. В итоге, я сделал ей хорошо звучащий мостик из цельного куска старого, красного дерева.


Photo 12 — Скрипичный мостик


Photo 13 — Место крепления мостика к краю нижней деки


Photo 14 — Установленный мостик

Мостик не имеет регулировок и подходит только для скрипки, для которой был сделан или для ее точной копии. Нижняя поверхность мостика для увеличения трения оклеена замшей. Крепежные пазы мостика, вставляющиеся в боковые края большого полуовала нижней деки так-же оклеены замшей. Клей натуральный, из рыбъей чешуи.

Подставка

Подставка - важнейшая часть скрипичной фурнитуры, как с акустической, так и с эзотерической точки зрения. Плохая подставка не даст вам до окнца прочувствовать, ни положительные моменты в звучании хороших струн, ни "услышать" хорошие колки или подбородник. С плохой подставкой, например, все, описанные выше, мучения с микронастройкой не имели бы смысла так как разница в звучании до и после была бы практически незаметна.
Звучание подставки зависит в певую очередь от физических и тонких свойств дерева, из которого она изготовлена, во вторых - от ее ориентации отностительно струн и деки, в третьих - от формы, где каждый завиток и отверстие подставки играют роль механических резонаторов, подчеркивающих или затеняющих различные области в высокочастотной части спектра звучания инструмента.
Музыкальные мастера хорошо ориентируются в первом и третьием пунктах, хотя в п.1 многие формально и не признают термин "тонкие свойства", однако пункт два для большинства остается, либо загадкой, либо предметом для насмешек. Поскольку у меня большой опыт в исследовании именно тонких свойств радиокомпонентов, их направленности в частности, меня больше всего интересовало различия в поведении по разному сориентированных подставок и реакция скрипки на различные породы и возраст дерева из которого подставка изготовлена.


Photo 15 — экспериментальные скрипичные подставки


Photo 16 — экспериментальная скрипичная подставка вертикального распила


Подставка из красного дерева с мягким звучанием

К моему удивлению, наиболее отзывчиво и ясно скрипка звучала, когда волокна подставки распологались вертикально, а не горизонтально, как у классической конструкции, при этом звучание было наиболее гармоничным, когда вектор подставки был направлен от струн к деке (продольная проекция вектора) и от подгрифника к грифу (поперечная проекция вектора). В остальном ничего нового я для себя не обнаружил - старое дерево естественной сушки, как обычно, с музыкальной точки зрения смотрелось лучше всех прочих, при этом, из всех испытанных пород, наиболее подходяще для скрипки звучал старый клен - ярко и певуче.
На фотографиях все экспериментальные подставки вертикального распила.

Струны

При установке струны на инструмент, важно соблюдать ее правильное, продольное направление, особенно это актуально для моножильных струн. Проблема здесь в том, что производители струн об этом не знают и, соответственно, даже покупая одну и ту-же марку струн, вы будете каждый раз получать комплект с разным звучанием. Музыкальные качества каждой, отдельной струны в комплекте окажутся лучше, если крепежный циллиндрик струны (фото 7) был, по счастливой случайности, привязан с ее правильного конца, или ниже, если циллиндрик был привязан не так.
Нетрудно посчитать, что вероятность купить хороший, с точки зрения направленности, комплект скрипичных струн равна всего 6.25%. Для шестиструнной гитары, например, эта вероятность еще меньше - 1.5%. В этой ситуации, если вы бескомпромиссны в вопросах звука, приходится на неудачных струнах перевязывать циллиндрик на другой конец струны (фото 8). Если же вы используете завязывающиеся струны (без циллиндрика), тогда не поленитесь и перед установкой каждой струны определите на слух ее правильное направление, вы будете вознаграждены более отзывчивым, точным и ясным звучанием вашего инструмента.

Другие статьи по теме

Текущие Вопросы и Комментарии

Здравствуйте.
Пожалуйста скажите, на каком расстоянии от грифа должны находиться струны ? Я тоже установил новую подставку , но мне кажется, что если опустить стуны ближе к грифу, то будет удобнее.
Заранее благодарен.
Сергей.

Сергей, здравствуйте.
У каждого свои предпочтения по высоте струн. Кто-то любит повыше — звук в этом случае обычно плотнее, кто-то опускает совсем низко, на грани возникновения дребезга, так быстрые пассажи получаются четче. Здесь кому как больше нравится. Минимальная высота положения струн над грифом зависит от качества грифа и от силы натяжения струн, оптимум всегда находится экспериментально. Струны по одной и по чуть-чуть опускаются до того момента, пока на какой-то ноте на форте не начнется дребезг.

Читайте также: