Музыкальный термин лад что означает

Обновлено: 08.07.2024

Здесь вы прочтёте о самых важных терминах в музыке, тех, с которых начинается изучение её теории. Вы узнаете, что такое нота, музыкальная форма, альтерация и многое другое.

Куда сходить на концерт

Цены на билеты и как их заказать

Термины в музыке, значение которых не помешает знать.

Ниже термины, представление о значение которых нужно иметь всем, кто решил окунуться в бескрайний океан музыкальных течений и, без преувеличения, волшебных энергетических информационно - звуковых потоков, творящих чудеса.

Что такое нота?

Что такое октава?

Октава - это интервал звуковых частот.
Значение верхней частоты октавы в 2 раза больше нижней. В октаве 12 полутонов.

Чтобы было понятней, приведём пример. Ноты на второй струне на грифе гитары располагаются так:

Однако, ноты для гитары записываются на октаву выше чем для фано и скрипки. Т.е. на гитарных нотах диапазон с 1-го по 12-й лад 2-ой струны обозначается как Вторая октава.

Всего в музыке используется 7 полных и 2 неполные октавы.

Октавы (по возрастанию частоты):
субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая .
Субконтроктава и пятая октава неполные.

Диапазон гитары - 4 неполных октавы : Большая, Малая, Первая и Вторая.
Большая октава неполная.

Что такое лад?

Лад - это система, связывающая звуки различной высоты, основывающаяся на устойчивых звуках - тонике. Лады в классической мажорно-минорной системе: мажор, минор.

Что такое тональность?

Что такое параллельные тональности?

Параллельные тональности – это мажорная и минорная тональности, ноты и аккорды которых совпадают, но их главные ноты и аккорды при этом разные.
Пример параллельных тональностей: Ля-минор и До-мажор.

Песни в этих тональностях строятся из аккордов одного списка: C, Dm, Em, F, G, Am, Bdim.
Количество аккордов в песне может быть разное, но для тональности Ля-минор в песне будет аккорд Am и он будет главным, соответственно для До-мажор таким аккордом является C.

Что такое интервал?

Интервал - это два отличающихся по высоте звука воспроизводимых последовательно или вместе.
Интервал гармонический, если звуки извлекаются одновременно.
Интервал мелодический, если звуки извлекаются последовательно.
Подробнее об интервалах

Что такое гамма?

Гамма - это последовательность звуков лада, начиная с основного тона.

Что такое нюанс?

Нюанс - это обозначение особенностей звучания определённых частей музыкального произведения, а также отдельных нот.

Что такое акцент?

Акцент - это выделение звуков произведения. Например, смена тембра, усиление динамики.

Что такое динамика?

Динамика - это свойство звука, выражающееся в изменение соотношения его силы и громкости, оттенок.

Что такое музыкальная форма?

Музыкальная форма - это вид построения музыкального произведения. Например, музыкальное предложение состоит из фраз. Фразы состоят из мотивов.

ЛАД - од­на из важ­ней­ших ка­те­го­рий му­зы­ки.

Сущ­ность ла­да

Две мо­ди­фи­ка­ции прин­ци­па ла­да - то­наль­ность (на ос­но­ве то­ни­ки, в уз­ком смыс­ле - то­нического ак­кор­да как цен­тра тя­го­те­ния) и мо­даль­ность (на ос­но­ве ста­биль­но­го зву­ко­ря­да) - не про­ти­во­ре­чат друг дру­гу и мо­гут со­вме­щать­ся в разл. про­пор­ци­ях. Их про­ти­во­пос­тав­ле­ние ис­хо­дит из то­го, ка­кой из при­зна­ков сис­те­мы яв­ля­ет­ся пре­об­ла­даю­щим: в мо­даль­ных ла­дах до­ми­ни­ру­ет спе­ци­фический при­знак ла­до­во­го зву­ко­ря­да (хо­тя есть и своя сис­те­ма ус­то­ев и не­ус­то­ев), в то­наль­но­сти - спе­ци­фический при­знак взаи­мо­дей­ст­вия функ­ций то­наль­ных(хо­тя су­ще­ст­вен и при­знак зву­ко­ря­да, сту­пе­ни ко­то­ро­го обо­зна­ча­ют­ся при по­мо­щи клю­че­вых зна­ков).

В му­зы­ке 20–21 вв. на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция к ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции Л., т. е. к ото­жде­ст­в­ле­нию его с кон­крет­ным, свой­ст­вен­ным дан­ной пье­се или те­ме ком­плек­сом ин­то­на­ций (ме­ло­ди­че­ских, ак­кор­до­вых, тем­бро­во-ко­ло­ри­сти­че­ских и т. д.). В про­ти­во­по­лож­ность ти­по­вым ла­до­вым фор­му­лам про­шло­го за ос­но­ву бе­рёт­ся ин­ди­ви­ду­аль­ный ком­плекс- мо­дель, по­рой во­все вы­тес­няю­щий тра­диц. эле­мен­ты Л., да­же у ком­по­зи­то­ров, в це­лом при­дер­жи­ваю­щих­ся то­наль­но­го прин­ци­па. В ча­ст­но­сти, под­бор гар­мо­ний толь­ко с ма­жор­ной ос­но­вой и с рез­ки­ми дис­со­нан­са­ми, а так­же со­нор­ная (тем­бро­во-ко­ло­ри­сти­че­ская) ок­ра­ска дуб­ли­рую­щих ме­ло­дию со­зву­чий да­ют в ре­зуль­та­те оп­ре­де­лён­ный, од­на­ко свой­ст­вен­ный толь­ко дан­но­му фраг­мен­ту эф­фект – пре­дель­но ин­тен­сив­ной и обо­ст­рён­ной ма­жор­но­сти, где при­су­щий ма­жо­ру свет­лый от­те­нок зву­ча­ния до­ве­дён до ос­ле­пи­тель­ной яр­ко­сти (при­мер 3).

Един­ст­во и ор­га­нич­ность ис­то­рич. эво­лю­ции Л. со­сто­ит в том, что пер­вич­но раз­вив­шие­ся фор­мы и ка­те­го­рии, да­вая жизнь дру­гим, про­дол­жа­ют в них су­ще­ст­во­вать (напр., мо­даль­ный прин­цип ме­ло­дич. дви­же­ния от од­ной опо­ры к дру­гой вхо­дит в струк­ту­ру гар­мо­нич. функ­цио­наль­ной то­наль­но­сти как ме­ло­дич. фи­гу­ра­ция гос­под­ствую­ще­го в дан­ный мо­мент ак­кор­да). Диа­лек­ти­ка ис­то­рич. эво­лю­ции Л. про­яв­ля­ет­ся в том, что ка­ж­дый по­сле­дую­щий, бо­лее вы­со­кий тип ла­до­вой ор­га­ни­за­ции есть в ко­неч­ном счё­те не что иное, как пред­ше­ст­вую­щий, раз­ви­тый в но­вых ус­ло­ви­ях. Этим обу­слов­ле­на диа­лек­тич­ность и са­мо­го по­ня­тия Л., вби­раю­ще­го в се­бя в ка­че­ст­ве разл. смы­сло­вых сло­ёв всю ис­то­рию сво­его ста­нов­ле­ния-раз­вёр­ты­ва­ния: Л. – со­от­но­ше­ние ус­той­чи­во­сти и не­ус­той­чи­во­сти; Л. – ме­ло­ди­ко-зву­ко­ряд­ная сис­те­ма ка­че­ст­вен­но диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных от­но­ше­ний то­нов; к Л. от­но­сят­ся и пе­ре­мен­ные сис­те­мы на ос­но­ве оп­ре­де­лён­но­го зву­ко­ря­да без объ­е­ди­няю­ще­го цен­тра­ли­зо­ван­но­го тя­го­те­ния, и цен­тра­ли­зо­ван­ные сис­те­мы без ста­биль­но­го зву­ко­ря­да (как од­на из сто­рон то­наль­но­сти); до­де­ка­фо­ния вы­во­дит му­зы­ку за пре­де­лы клас­сич. то­наль­ной функ­цио­наль­но­сти, но в то же вре­мя раз­ви­ва­ет не­ко­то­рые ка­те­го­рии Л. (ло­гич. цен­тра­ли­за­ция че­рез связь с еди­ным ин­то­на­ци­он­ным ком­плек­сом-се­ри­ей; при­ме­не­ние центр. то­нов; ка­че­ст­вен­ная диф­фе­рен­циа­ция зву­ков и зву­ко­вых групп; се­рий­ная тех­ни­ка род­ст­вен­на мо­даль­ной).

лады народной музыки

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

лады народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.


С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

лады народной музыки примеры

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

E – F – G – A – B – C — D

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

F – G – A – B – C – D — E

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

D – E – F – G – A – B — C

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

G – A – B – C – D – E — F

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

A – B – C – D – E – F — G

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.


Понятие лада в современной музыке является одним из ключевых и, возможно, одним из самых запутанных, что связано с широтой использования самого термина лад. Уже с первых шагов освоения теории музыканты используют термины: мажорный лад, минорный лад, позже к ним добавляются лады народной музыки, блюзовые и джазовые лады. И здесь возникает парадоксальная ситуация: любой музыкант может сыграть мажорный лад например от ноты C, но объяснить, что такое лад сможет не каждый.

Причина в том, что на первом этапе обучения очень сложно объяснить, что такое лад, да и в этом нет никакого смысла, также как нет смысла, например, объяснять деепричастный оборот в первом классе.

Поэтому лад это понятие, которое лучше всего осознавать постфактум, то есть в начале научиться слышать и играть, а потом уже детально разобраться.

С другой стороны есть очень простой способ понять саму природу лада. Послушайте следующий пример и прислушайтесь внимательно к своим ощущениям: кажется ли вам последняя нота устойчивой или вам хотелось бы чтобы движение пошло дальше?

Теперь послушайте другой пример

Заметили вы разницу в восприятии этих двух практически идентичных мелодий?

Если очень просто описать разницу между восприятием звуков, то мы можем сказать, что одни из них находятся в покое, а другие стремятся к движению или, что одни из них главные, другие подчиненные или если использовать музыкальные определения: одни звуки устойчивые, другие неустойчивые.

Существование данных противоположностей и дает начало ладовой организации. Подчинение одних звуков другим — именно так можно было бы описать музыкальный лад.

Чаще всего это подчинение 6 звуков одному главному (тоника), либо если брать классический мажорный лад: подчинение 4 звуков остальным трем звукам, составляющим трезвучие.

Отсюда — лад это система связей между звуками, объединенная вокруг одного звука (тоника) или вокруг трезвучия. Здесь нужно сделать важное замечание.

Определение лада работает в две стороны:

  1. Это определение лада, как определенной системности между звуками.
  2. Это конкретная звуковая система, которая воплощает эту системность.

Системность в данном случае это те связи, которые создают звучание, в котором один звук звучит неустойчиво по отношению к другому.

Переведем на обычный язык.

  1. Лад существует, когда одни звуки подчиняются другим, то есть когда мы ожидаем разрешения/перехода одного звука в другой.
  2. Конкретный лад создает эту систему – например, мажор или минор, лидийский или дорийский и т.д.

Такое понимание лада характерно для классической музыки, большинства стилей современной музыки, которые основаны на тональности.

C другой стороны, существуют ладовые системы, в которых все звуки равны между собой и по сути, в зависимости от контекста, любой звук может становиться тоникой.

Для таких систем мы не можем использовать догмат тоники, как главного элемента системы.

Проще всего проверить звучание такой системы, играя пентатонику, периодически останавливаясь на разных звуках. Очевидно, что в такой мелодии, ни один из звуков не является настолько важным и сильным, чтобы мы могли выбрать его в качестве однозначной тоники.

Поэтому логичнее будет сказать, что лад это система взаимодействия звуков или созвучий, которая создается соотношением звуков. При этом важную роль в формировании этой системы играет наличие или отсутствие полутоновых и тритоновых связей. Если в соотношении звуков есть полутона или тритоны, то система стремится к одному центру – пример мажорный лад (2 малых секунды и 1 тритон), если в системе нет полутонов или тритонов, то система стремится к политоникальности внутри себя, то есть любой звук может стать устоем-тоникой (например, пентатоника).

При этом для гармонии важно не только наличие тритонов и полутонов, но и их соотношение с устоем. Например, очевидно, что и в натуральном мажоре и лидийском ладу 2 полутона и тритон, но именно в лидийском ладу тритон расположен на 1 ступени, что создает совсем другую иерархию звуков, в мажоре нижний звук тритона всегда неустойчив, например увеличенная кварта FB стремится разрешиться в сексту EC, в лидийском ладу от ноты F – нота С в интервале FB разрешается, например в терцию FA, а тоника лада остается на месте.

Эта разница позволяет выделить 2 типа ладов:

  1. Модальные лады – лады с тяготением к тонике или без такого тяготения. Важно то, что в этих ладах только один звук устойчив, остальные звуки неустойчивы
  2. Тональные лады – собственно мажор или минор. Здесь три звука устойчивы, 4 звука неусточивы

Иногда используется сопоставление лады vs тональность, подразумевающее разницу в иерархии между звуками в каждой из этих подсистем.

Звукоряд и лад

Нередко, начинающие музыканты путают понятия лада и звукоряда. Как я уже указал выше, при одном и том же наборе звуков, сыгранном от разных нот мы получаем абсолютно разные соотношения между звуками, и соответственно разные лады.

Например, возьмем гармонический минор от ноты ля:


И сыграем его от 5 ступени


Получили доминантовый фригийский лад, с мажорно- восточным звучанием. Набор звуков (звукоряд) один и тот же, но лады разные, так как они воплощают разные системы, что объясняется упоминаемыми выше соотношениями между звуками. В данном случае определяющим звучание лада является интервал увеличенной секунды.

В следующей части статьи детальнее рассмотрим технические особенности лада, как системы.

Читайте также: