На какие колеса одевать цепи на ниве

Обновлено: 02.07.2024

Резко повышают проходимость машины на поверхностях имеющих твердое основание. На цепях Жигули почти что Нива, Нива почти что УАЗ, УАЗ почти что трактор. Далее не пробовал.
А может не нужны? Если так думаешь, значит или не пробовал или не умеешь правильно их использовать. Возможен третий вариант: Ты исключительно ленив, что бы истратить полчаса на одевание цепей. Но зато будешь полдня ждать трактор который тебя ленивого и вытащит. Нечего дальше тебе и читать.

Какие бывают цепи противоскольжения?

  • Буржуйские. Либо хлам пригодный только собачку привязать, либо фирма известная и соответственно деньги не малые. Сам не пробовал.
  • Отечественные. Отличаются конструкцией.

Замок цепи бывает 3х типов

  1. S образный. Застегивается четырех/шестигранным ключом (по типу ключа для пробки слива масла с двигателя) - прошлый век. Расстегивается только стоит наехать на что-либо выступающее. Диапазона регулировок не имеет. Только под ту резину, под которую спроектирован. Застегивается при помощи ключа, свечного ключа одетого на первый (или иного удлинителя) и какой то матери. Умножаем на четыре колеса, получаем содранные косточки рук и полное нежелание еще раз одевать эти чертовы цепи. При снятии несколько легче, но не сильно.
  2. Замок в настоящее время наиболее распространенный. Весьма неплохо держит. При правильно расправленной цепи на колесе, застегивается без упоминания матери и разбитости рук. Только при помощи отвертки. Или вообще без таковой. Для 100% гарантии от расстегивания желательно либо обвязать мягкой проволокой (диам 1-3мм ), либо просверлить отв. диам. 4мм в замке под кольцо (по типу как для ключей). Снимается в полсекунды вообще безо всяких усилий.
  3. Замок только разрабатывается. В давние времена использовался на цепях для грузовых авто. Будет применятся на цепях через несколько месяцев. По задумке должен обеспечить 100% надежность без доп. материалов. Ничего дополнительно сказать не могу. В руках держал, на автомобиле не пробовал.

Рисуноки цепи бывают цепи трех видов:

  1. Лесенка. Наиболее распространена. Характеризуется резко переменным сцеплением с грунтом, соответственно такими же нагрузками на трансмиссию. На авто с зависимой п/подвеской (мост. УАЗ например) вызывает опасение что кузов оторвет от рамы). Из преимуществ - дешевы, есть в любом уважающем себя маге, относительно удобно одевать (расправлять мало)
  2. Диагональ. Та же лесенка, только ступенька лесенки наклонена на 45гр. Т.е. ступенька соединяет не параллельные кольца боковины, а со смещением в одно звено. Применяется на грузовых а/м. Теоретически недостаток - плавает машина относительно траектории. НО! У грузового а/м масса настолько велика, что данный эффект может быть малозначительным или вообще отсутствовать. Изготавливается из стали увеличенного диаметра, включая кольца (6.7мм)
  3. Сота. Проанализировав за достаточно долгий период использования все недостатки бывших у меня в использовании цепей, предпринял попытку спроектировать и опробовать цепь лишенную вышеозначенных недостатков. Что пытался добиться:
    • а) Более уверенное движение. Т.е. при отсутствии рывков снижается шанс закопаться.
    • б) Значительное снижение рывков при движении (лесенка обладает таким эффектом в силу своей конструкции)
    • в) Более легкий выход из колеи (в силу большего зацепления самой цепи за грунт)
    • г) Повышенная надежность (применение иного материала цепи)
    • д) Планируется, но еще не реализовано - иной замок. Позволяющий не фиксировать подручными материалами замок цепи против расстегивания
    • е) Появилась возможность заказать цепи в аккуратном и удобном пластиковом чемоданчике.

Для УАЗа может быть и не актуально при наличии кучи карманов и бардачков, но в Ниву на мой взгляд самое то.

Инструкция по одеванию цепей УАЗ 31514

Заезжаем колесами на цепи, остановившись в 20-30см от конца цепи. Заводим бОльшую часть цепи на колесо. Зацепляем крючок со внутренней стороны.

Затем, расправив все звенья на колесе, заводим и зацепляем замок. Замок необходимо застегивать на максимально дальнее от него звено. При затруднениях можно использовать плоскую отвертку. После того как все цепи одеты и замок застегнуты полезно проехать 5-10м. После чего возможно еще переместить замок на одно звено (относится к "зубастой" резине, где таковыми действиями можно добиться равномерного распределения звеньев цепи между ламелями резины)

Испытания цепей типа "сота"

Точнее не "сота". А опять же по ошибке завода, получилась усеченная "сота" или смесь "елочки" и "лесенки.
Исправим в ближайшее время. Но и это показатель.

Ввиду отсутствия желающих опробовать цепи на Ниве, использовался только УАЗ 31514. Резина Я-192 215/90R15. Цепи на всех колесах.

Более уверенное движение. Т.е. при отсутствии рывков снижается шанс закопаться.
Да. Бесспорно. Бокового сноса какой либо оси а/м нет.

Значительное снижение рывков при движении (лесенка обладает таким эффектом в силу своей конструкции)
Да. Бесспорно. ПОЛНОСТЬЮ отсутствуют какие либо рывки в движении. Есть эффект переваливания . Выражается в плавных бортовых кренах на не столь значительную величину. Примерно переезд под 45 градусов "лежачего полицейского".

Более легкий выход из колеи (в силу большего зацепления самой цепи за грунт)
Не удалось попробовать. Колеи не нашлось J То что было в наличии просто не вызывало затруднений. Повернул руль и машина повернула именно на тот заданный рулем угол поворота.

Повышенная надежность (применение иного материала цепи)
Материал на этих цепях такой же, как и на лесенке. Порвать или расстегнуть мне не удалось. Хотя и не фиксировал замок дополнительно.

Кто был в Крылатском, знает насыпную горку. В день испытаний горка была раскатана до состояния льда. Заехать на нее получилось на 2-й нижней передаче, разгон 2-3метра, со второй попытки.
На других подъемах я просто ставил машину носом к вершине, останавливался и включив 1-ю нижнюю передачу, заезжал на склон. Ощущения - сухой асфальт под колесами.
Спуски со склонов. Даже на насыпной горке машину на склоне удавалось удерживать сколь угодно долго только лишь тормозами

Общее впечатление: Поверхность держит зубами :). Или как будто одел другую, сильно зубастую резину, или изменили покрытие под колесами. Я просто нигде не мог застрять. Машина едет туда, куда захочет водитель.

НЕГАТИВ: К моему большому сожалению, завод допустил ошибку при изготовлении цепей. В результате средние "беговые дорожки" из-за лишних пары звеньев болтались очень свободно на одетом колесе. Недостаток в ближайшее время устраним. Но на эксперимент это повлиять значительно это не могло.
Несколько более неудобно расправлять большее количество "беговых дорожек" при одевании цепи на колесо.
Больший в 1.5 раза примерно вес цепи. Но на малых скоростях никак сказаться не может.

автомобиль УАЗ 31514 в цепях

Аналогичный автомобиль УАЗ 31514. Та же резина. Цепи на все колеса. Но в этот раз каждый замок цепи был зафиксирован Al проволокой диам. 3мм. Боялся потерять экспериментальный образец в снегах. :)

Температура на улице около 0. Слежавшийся мокрый снег. Наст выдерживал вес меня как такового. Глубина может быть не столь значительна, но повторяю, наст очень крепкий. Снег слежавшийся. При такой глубине свежевыпавшего снега даже и цепи одевать не стоит.

1-я пониженная, передний мост естественно ON. За поездку 3км сесть не удалось нигде. По прямой машина идет медленно, пробивая себе колею сквозь наст. На поворотах пытается копать разгруженным колесом. Пару раз сдавал назад. Затруднений в движении по уже пробитой колеи просто нет. На подъемах идет медленнее, но лезет. Без цепей вероятность проехать по такому снегу, даже на Я-192 очень не велика. К сожалению, по времени не успевал попробовать снять цепи и попробовать без них. Как вариант проезда можно рассматривать применение значительно более широкой резины (допустим 12.5" против 8.40" Я-192). И проезжать, стараясь, не провалится под наст.

УАЗ Патриот
УАЗ Хантер
УАЗ Буханка
УАЗ Фермер
УАЗ Патриот пикап
УАЗ Патриот пикап тент

г. Москва, ул. Полярная 34, тел: 8 495 123 45 67 с: 10:00 - 20:00

© 1997 - 2022 УАЗ Сервис - авто ремонт, тюнинг, техническое обслуживание автомобилей УАЗ

Цепи противоскольжения представляют собой сменный протектор, который позволяет автомобилистам повысить проходимые качества обычных шоссейных шин. Увеличенная проходимость позволяет преодолевать гололед, снег и глубокую грязь. Важно знать как можно сделать цепи противоскольжения своими руками, поскольку забираясь на участки бездорожья на таком авто как Нива Шевроле всегда есть риск застрять и нужно помочь себе с помощью подручных средств.

Цепи на колеса

Цепь противоскольжения представляет собой довольно простое устройство, состоящее преимущественно из армированной проволоки, которая растягивается вокруг колеса таким образом, чтобы практически полностью оплести его поверхность. Цепь образуют внутренние и внешние тросы, которые соединяются между собой поперечными креплениями. Их еще называют грунтозацепы. Они и обеспечивают надежное сцепление с любым дорожным покрытием.

Разновидности цепей.

На данный момент широко распространено несколько основных разновидностей цепей:

  • резиновые – они подходят для любого типа шин. конструкция такого типа цепей позволяет быстро и равномерно установить их на колесо. специальный состоав сохраняет свою эластичность даже при низких температурах.
  • металлические – обладают более высокой прочностью. существует несколько основных вариантов плетения.
  • бюджетные модели – устанавливаются на колеса для преодоления препятствий, например для того, чтобы вытащить забуксовавший автомобиль. не подходит для длительного использования.

Помимо различий в зависимости от используемых материалов, существует несколько разных вариантов внешнего изготовления цепей. Например, на данный момент большинство изготовляемых цепей можно разделить условно на три группы по внешнему виду. Каждый тип придает определенные свойства и позволяет увеличить те или иные качества авто:

  1. Лесенка. Названа так, потому что состоит из параллельных прямых звеньев, соединенных между собой поперечными перемычками. Может быть выполнена с разным рисунком, для того, чтобы обеспечить наибольшее сцепление с поверхностью. Наиболее дешевая в изготовлении и одновременно самая практичная. Но имеет один недостаток – во время движения из-за неравномерного сцепления транспортное средство может двигаться рывками.
  2. Ромб. В отличие от лесенки тут перемычки располагаются немного под углом, образуя рисунок немного напоминающий паутину.
  3. Соты. Более сложный рисунок, в которым присутствуют элементы, расположенные параллельно основным линиям. Такое плетение позволяет минимизировать рывки, возникающие при движении.

Разновидность цепей

Изготовление цепей противоскольжения в домашних условиях

Сделать цепи самостоятельно сможет даже начинающий автолюбитель. В данном случае скорее понадобятся навыки работы с инструментов. Для того чтобы сделать все необходимое понадобиться следующий набор:

  • цепь, лучше заранее запастить достаточной длиной
  • крючки и карабины для соединения звеньев
  • устройства для натяжения
  • тиски и болгарка для проведения работ

Этапы работы

Для начала необходимо запастить материалом в достаточном количестве. Для этого необходимо знать диаметр колеса, чтобы высчитать нужную длину. Примерные результаты можно посмотреть в таблице

Таблица длины

Получается, что для изготовления цепи по типу лесенка нужно почти 3 метра цепи только для продольных участков, при радиусе колес 16 дюймов. При этом необходимо обращать внимание на свойства цепи. Все ее звенья должны быть проварены а не спаяны. Если необходимо закрепить какие то участки, то используется только армированная проволока. Иначе при движении она может разорваться.

Для тех, кто делает работу в первый раз лучше всего остановиться на простой конструкции, типа лесенки.

Нарезка цепи

Цепь нарезается на участки необходимой длины. Для этого лучше использовать болгарку.

На продольных цепях закрепляются карабины, чтобы было проще устанавливать конструкцию на колесо.

После этого производиться крепление поперечных отрезков. Чем больше используется перекладин, тем лучшая проходимость обеспечивается для авто.

Затем монтируются боковые ответвления, на которые крепятся устройства натяжения.

Установка цепей противоскольжения.

Перед установкой всегда проверяется целостность цепей. Нельзя устанавливать из на колесо если какие-то части перекручены, или есть следы повреждений.

Если с цепями все в порядке, то необходимо разложить их перед колесом таким образом, чтобы замки оказались с внешней стороны относительно кузова.

Затем автомобиль должен проехать ведущими колесами по ним и остановиться в том положении, в котором будет гарантировано откатывание назад. После этого все замки на цепи прочно защелкиваются.

Как сложить цепи

Если условия не позволяют производить монтаж таким образом, то можно воспользоваться домкратом и обуть каждое колесо по отдельности.

Цепи нива

Важно помнить, что самодельные цепи противоскольжения не предназначены для постоянного использования и надеваются только при преодолении препятствий. Так же запрещается передвижение в цепях со скоростью более 50 км/ч. В противном случае возможен обрыв и повреждение деталей автомобиля.

Если необходимо эксплуатировать автомобиль с высокой скоростью – используются мягкие цепи противоскольжения. Но они обладают значительно худшими показателями по степени проходимости.

Как показывает практика и беседы у костра, каждый второй джипер - настоящий гуру, воробей стрелянный и вообще сенсей каких свет не видывал. В этом году случилось 12 лет, с того момента как я всерьез занялся оффроудом и 10 лет с того момента, как купил собственный внедорожник. И я себя не считаю безумно опытным человеком, совсем нет. Если есть у кого учиться и перенимать опыт - с радостью это делаю, а таких людей в моем кругу много. Таким образом, все мои записки с пометкой "Ликбез" - это не то чтобы истина в последней инстанции, совсем нет. Это лишь частное мнение человека, который много ездит по бездорожью. Если есть что сказать, дополнить или оспорить - пожалуйста! Буду рад ответить на вопрос, услышать Ваше мнение, и, возможно, скорректировать впоследствии свое. Тем более что хорошие, осмысленные комментарии и вопросы - это продолжение материала, то, что интересно читать, ведь в споре и полемике рождается истина.
Начну серию публикаций о многообразии граней offroad с рассказа о девайсе, которым пользовались наши отцы и деды, без которого нет жизни на селе, но регламенты соревнований запрещают в 100% случаев - о цепях противоскольжения.



Почему запрещают? Сам не знаю, наверно потому что это сумасшедшее оружие, куда более эффективное, чем 9/10 ассортимента внедорожных шин. Единственный минус цепей состоит в том, что их нужно одевать ДО тяжелого участка, а многие джиперы не могут на глаз определить когда уже "Пора" до того момента когда уже "Поздно". Когда же наступает "Поздно" на цепи можно только повеситься.


Второй момент, который делает использование цепей спорным, это то, что на бездорожье давление в колесах принято стравливать, а не накачивать. Если под вашей машиной слабые грунты (болото или глубокий снег), то от цепей только зло. Во-первых, машина на давлении 2,0-2,5-3,0 "очках" не способна держаться на поверхности мха/снега, а во-вторых, цепи станут отличным траншеекопателем, которые усадят ваш автомобиль на брюхо в два счета. А значит.


Цепи не только добро, но и зло. И если у вас приличный экспедиционный автомобиль на больших-больших грязевых колеса и маленьких-маленьких дисках, предполагающих езду на низком давлении, то, скорее всего, они вам помогут максимум пару раз в год, в глубоком снегу, который не укатывается, на скользких подъемах, ну и на специфических грунтах, где любые M/T шины за исключением SS Bogger и Simex мылятся, но не едут даже с горы, например в распутицу.

Показаны же цепи в первую очередь тем, кто ездит на стандарте, и не хочет (или не может) перейти на грязевые шины. Особенно это касается внедорожников новой волны, у которых и электроника мудрая, и блокировки в ассортименте, и дорожный просвет как у УАЗа, но на 19-20-21 диски правильных покрышек найти не удается, да и травить такие шины бесполезно - пневматики как таковой нет.
Я в этом сезоне совершенно замечательно отъездил с цепями Волок 2013 на Discovery IV и летний выезд Волок.Выходные на Range Rover Sport. Машины прошли все заготовленные спецучастки сами, без лебедки и посторонней помощи.
Цена орудия победы - чуть меньше 4000 рублей, цепи отечественные, конфигурация "сота", предписанные доктором для УАЗа. Звенья цепи должны быть проварены, иначе о них очень быстро останутся лишь воспоминания. Покупал в Кирове, а "ноги" растут отсюда.
Есть, конечно, и более качественные и серьезные цепи, например König, отзывы о которых фантастические. Народ использует такие цепи в Альпах зимой, при том не только на "гражданке", но и на внедорожных соревнованиях. Сам не видел, но знаю тех, кто участвовал. Они имеют более сложную конструкцию, оснащены перемычками-протекторами на звеньях цепи в рабочей сетке. Хотел в прошлом году купить - в РФ в наличии не оказалось, к тому же они заметно дороже. Меня впечатляет König Polar HD


Подробная инструкция о том, что делать с цепями, как их ставить, и прочие вредные советы уже лет десять лежат на УАЗбуке так что пересказывать нет смысла. В двух словах же скажу, что тренироваться лучше на асфальте, пока все чистое и красивое. На грунтах же придется порядочно измазаться, так что в идеале иметь какую-то "аварийную" ветровку", либо наоборот, лезть под арку колеса в футболке, и потом мыть руки по плечи. Не приятно? Да, радости мало, но за трактором ходить еще менее приятно, тем более что услуги механизатора могут выйти и дороже 4000 рублей.
Есть еще один аргумент в пользу цепей. Этой весной на разведке Волока в Адыгее я на LR Defender жестко закопался в лесах, к тому моменту лебедка уже испустила дух, а шины были зимние, так как весенняя прокатка трассы экспедиции проходит больше по снегу, чем по грязи. После долгих мучений, шлифования грязи и экзотической эквилибристики, мне удалось прорваться через лесной массив, пересечь ряд оврагов и ручьев, и уже на выходе из пампасов задний редуктор развалился. Нагрузка на него была такая, что узел, уже по-видимому порядочно ослабленный пробегом за "сотню", попросту сдался. Были бы цепи - буксовать на маршруте не пришлось бы вообще, а значит и нагрузка на редуктора, блокировки, traction control, полуоси, двигатель и МКПП были бы. практически штатные. Подробности здесь, здесь и здесь


Один из великих плюсов цепей заключается в возможности автомобиля выходить из колеи и сдать назад даже в случае, если он уже лежит на днище. Если, конечно, вы не закопались. С акселератором нужно общаться на "вы", и препятствия брать не нахрапом, а максимально спокойно. В противном случае, во-первых, есть шанс порвать полуоси из-за ударных нагрузок на трансмиссию, во-вторых, вы будете ехать к ядру земли быстрее, чем вперед, и в-третьих, при особенном усердии порвать можно и проваренную цепь, либо, в случае слабого натяжения, она попросту соскочит с покрышки.
Подсели и ни туда/ни сюда не цепляется, не выходит? Берете палки, ветки, камни, сыплете под колеса, подсовываете под цепь. Резина, скорее всего, не зацепилась бы, но цепь "сжирает" все на своем пути и не скользит по мокрым палкам и бревнам. Главное - не спешить и не паниковать. На фото ниже машина лежит на "плывуне", мало того, дело происходит в горах, на подъеме, а ехать надо прямо. Шины - лысые зимние.


Так выглядит "дорога", по которой прошел стандартный Disco IV. Шагая в сапогах пешком я проваливался местами по колено, а тремя неделями ранее на Defender подняться в эту горку у меня не получилось. Обратите внимание, у машины лебедки нет, и все происходящее реализовано в одиночку и одним автомобилем, т.е. без всяческой поддержки.

Выбравшись на сухое, перед тем как снять цепи, лучше покататься по прямой, чтобы глина облетела. Однако "правильная" глина использует цепь как арматуру, и вымывается только мойкой высокого давления. Мне доводилось проезжать от одного препятствия до другого на цепях по 5-10-15 километров, и ничего страшного в этом нет. Главное не носиться сломя голову, и контролировать натяжку. Шины они не портят и диски тоже, так как контакта с дисками при правильном подборе размера не имеют.


А это "совершенно секретные" данные, правда только по автомобилям Land Rover, на какую модель и на какую ось можно ставить цепи. Логики в этом нет никакой, в представительстве Land Rover прокомментировать не смогли, в Англии, так же развели руками и молвили "так надо". Но бумага получена официально, после месяца долбежки по всем инстанциям перед Волоком.

Хорошо хоть на Defender можно ставить цепи на обе оси, этим планирую и воспользоваться грядущей зимой, и, возможно, дополнить этот Ликбез новыми наблюдениями.



Если остались сомнения, нужны цепи или нет, расскажу еще один момент. На известном на всю Россию стрит-рейсерском и антисоциальном мероприятии Экспедиция-Трофи (и осиновый кол вам меж лопаток, разве можно так хулиганить) подавляющее число участников использует цепи при прохождении спецучастков. Я там был, мед-пиво пил, по степям в распутицу гонял, и чудодейственную силу цепей на себе испытал. Правда, в Калмыкии ни о какой езде "в натяг" речи не шло, "тапка в пол" и только так. Так что меня слушайте, а обстоятельства разные бывают.

Что еще Вам рассказать бы.
P.S. Концентрат мыслей по UAZ Patriot выпекается, духовку не открывать!

Читайте также: