Нет питания на главное реле калина

Обновлено: 05.07.2024

Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов.

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

При возникновении неисправностей связанных с работой электрических принадлежностей на Лада Калина не стоит спешить лезть в механическую часть. Может проблема кроется в сгорании плавких предохранителях. Но, не все автомобилисты знают, где расположен блок предохранителей Лада Калина и их маркировку.

Где находится предохранитель электроусилителя руля на калине


Ну, вот беда пришла, откуда ее не ждали!Отказал ЭУР!Подключили к диагностике, и она показала такие ошибки как C1044 и C1011.Почитал в инете страшилки по этому поводу :

Искал предохранитель на ЭУР и нашел такую интересную штукуЧто предохранитель F5 на 25 ампер отвечает за — Электродвигатель отопителя, блок управления электроусилителем руля, омыватель ветрового стекла.

Начал проверять сопутствующие на данном предохранителе вещи и при включение печки на 3 скорость сгорел предохранитель, значит где-то коротит вся эта взаимосвязанная система, значит не все потеряно!

Поеду к электрику, что он скажет, уж больно не хочется новый ЭУР покупать. (((

Начальные сведения об электрической схеме

Основной блок предохранителей в Калине 2 размещён слева от рулевой колонки и закрыт пластиковой крышкой. С внутренней стороны есть этикетка, где напечатана схема расположения деталей.

Основной блок, расположенный слева от рулевой колонки

Вынимать предохранители можно только специальными щипцами, которые Вы найдёте под крышкой основного блока.

Плавкие предохранители, перечень и описание

Все плавкие предохранители в электрической схеме Калины-2

Элементы F27-F30 являются резервными. Не нужно искать отдельный предохранитель, отвечающий за питание магнитолы – его нет. Поэтому, можете сразу устанавливать новую магнитолу, не открывая крышку основного блока.

Замена предохранителей

Поэтому если вам приходится часто их менять, то необходимо обратиться за помощью к электрикам на СТО

Предохранители являются долгослужащими элементами автомобиля. Поэтому если вам приходится часто их менять, то необходимо обратиться за помощью к электрикам на СТО.

Предохранители топливного насоса и вентилятора охлаждения двигателя Lada Kalina (ВИДЕО)

Перед заменой предохранителя необходимо определить и устранить причину перегорания предохранителя. Во избежание выхода из строя элементов системы управления двигателем нельзя устанавливать предохранители с увеличенным номиналом или самодельные. Иногда нить предохранителя остается целой, в то время как ее соединение внутри предохранителя нарушено. Визуально определить такую неисправность невозможно. В этом случае оценить состояние предохранителя можно при помощи омметра. Полное описание предохранителей калины вы найдете ниже.

Где расположен монтажный блок реле и предохранителей Калины.

С левой стороны, за панелью управления наружным освещением.

1. Потянув за выступ на левой стороне панели приборов, открыва­ем крышку монтажного блока.


2. Вот и сам монтажный блок.



Чтобы по-лучше рассмотреть схему расположения предохранителей калины нажмите на изображении.

Назначение предохранителей калины расположенных в блоке салона автомобиля.

Монтажный блок предохранителей и реле: 1 — место установки реле включе­ния стеклоочистителя фар, K1; 2 — реле включения дальнего света фар, K7; 3 — реле включения звукового сигнала K8; 4 — реле включения стеклоподъемни­ков дверей калины, K2; 5 — место установки реле включения противотуманных фар, K9; 6 — реле стартера; 7 — реле вклю­чения обогрева заднего стекла, K10; 8 — дополнительное реле, K4; 9 — реле включения подогрева сидений, K11; 10 — реле включения указателей пово­рота и аварийной сигнализации, K5; 11 — место установки резервного реле калины, K12; 12 — реле включения стеклоочис­тителя и стеклоомывателя ветрового стекла, K6; 13 — пинцет для извлечения предохранителей и реле с маленьким кор­пусом; 14 — пинцет для извлечения реле; 15 — запасные предохранители; 16 — ме­сто установки предохранителя АБС, F28: 17 — предохранитель электроусилителя рулевого управления, F27; 18 — предох­ранители F1—F26

Расшифровка реле и предохранителей в основном блоке Лады Калины.

Указатели поворота (блок управления им­мобилайзером, щиток приборов, выклю­чатель аварийной сигнализации)

Плавкие предохранители и реле топливного насоса и вентилятора охлаждения двигателя находятся не в основном блоке, а в дополнительном. Более того, их даже два. Один из них находится под крышкой возле рычага КПП, чуть ниже пепельницы. Открыть ее можно, просто поддев плоской отверткой:

Рассмотрим более детально, как все это выглядит и какой элемент за работу какого прибора отвечает:

Цифры на картинке соответствуют приведенной ниже нумерации:

  1. Силовая цепь главного реле
  2. Топливный насос
  3. Цепь постоянного питания ЭБУ
  4. Разъем для диагностики ЭСУД

При выходе из строя одного их предохранителей, вынимаем его пинцетом и вставляем новый. Аккумуляторную батарею необходимо отключить на время проведения этих работ.

Второй дополнительный блок предохранителей и реле находится с правой стороны панели прибором в самом низу около воздуховода печки, под крышкой. Наглядно смотрите ниже на фото:

Сначала откручиваем шуруп, который находится в самом пром углу, а затем снимаем эту крышку полностью.

Теперь, чтобы снять этот блок реле, нам понадобится рожковый или торцовый ключ на 10.

После этого отводим в сторону провода и вынимаем аккуратно весь блок с реле и предохранителем. Вынимать его достаточно неудобно, так как будут мешаться довольно объемные жгуты проводов. Вот так он выглядит после снятия:

Теперь рассмотрим более подробно данный монтажный блок:

  1. Включение вентилятора охлаждения двигателя (низкая скорость)
  2. Главное реле
  3. включение вентилятора охлаждения двигателя (высокая скорость)
  4. предохранитель вентилятора
  5. реле включения топливного насоса

При выходе из строя одного из вышеприведенных элементов, вынимаем сгоревший и ставим на его место новый. Ставим обратно все в обратной последовательности.

Основные причины

На плечи каждого предохранителя возлагается ответственность за стабильную работу определённых электроцепей. Если легкоплавкий элемент расплавился, то произошла какая-то неисправность. Иногда такие ситуации единичные, то есть после замены предохранителя проблема больше не повторяется. Но зачастую это превращается в тенденцию.

Специалисты выделяют несколько основных причин, почему в машине горят защитные предохранители. Если разобраться в причине и найти источник неприятностей, удастся вернуть машину к нормальному режиму работы.

  • плохое соединение. Не исключено, что при установке или в процессе эксплуатации по неровным дорогам нарушилось качество контакта между предохранителем и колодкой. Порой всё дело в качестве самих изделий, которые не способны гарантировать плотное соединение. В этой ситуации лучшим решением будет покупка более качественных элементов защиты;
  • износ. Бытует довольно распространённое мнение, что при первом же превышении нагрузки на предохранитель он сразу же выходит из строя. Это не совсем соответствует действительности. Когда ситуация критическая и нагрузка действительно огромная, плавкий элемент сразу разрушается, чтобы оборвать цепь. Но когда нагрузка лишь немного превышает норму, плавкая составляющая выходит из строя постепенно. Сечение уменьшается, и в результате через несколько сеансов нагрузки окончательно перегорает. Поскольку предохранители являются расходным материалом, им свойственно выходить из строя без наличия серьёзных проблем в самом автомобиле;
  • неправильный выбор по номиналу. У каждого предохранителя есть своё значение номинала. Это сила тока, которую он способен через себя пропустить. Если устанавливается элемент с неправильным значением, он не выдерживает воздействующую на него нагрузку, и быстро выходит из строя;
  • резкие скачки напряжения. Если в электроцепи, за которую отвечает предохранитель, возникает резкий скачок, элемент плавится и выходит из строя;
  • нарушения в пути следования тока. Каждый предохранитель рассчитан на определённую нагрузку и устанавливается на соответствующую его номиналу электрическую цепь. Если сократить длину цепи, снизится сопротивление, и предохранитель будет пропускать через себя ток с большим значением. На современных авто электроника не рассчитана на перегрузки. Потому в их электроцепи ставят специальные чувствительные защитные элементы. При критических нагрузках они плавятся и разрывают цепь, тем самым защищая оборудование от поломок.

Когда в машине выходят из строя устройства и узлы, зависимые от электричества, перед их ремонтом или заменой рекомендуется сначала проверить состояние предохранителей. Они могли просто перегореть, из-за чего системы перестали работать. Банальная замена элемент позволит восстановить работоспособность.

Предохранители и реле под капотом

Основной блок находится в моторном отсеке с левой стороны.

Вариант 1 (до 2002 г.в.)

R1 Реле противотуманных фар
R2 Реле насоса воздуха (AIR)
R3 Реле управления двигателем
R4 Реле звукового сигнала
F1 (70A) Многофункциональный модуль управления
F2 (40A) Реле 1 вентилятора двигателя охлаждающей жидкости двигателя
F3 (70A) Подогреватель охлаждающей жидкости двигателя-HDi
F4
F5 (20A / 30A) Передние противотуманные фары, сигнал, боковые / задние фонари
F6 (5A / 10A / 20A) Кондиционер (AC), дневные ходовые огни, подогрев передних сидений
F7 (5A / 20A) Двигатель вентилятора охлаждающей жидкости двигателя (без переменного тока), реле двигателя вентилятора — некоторые модели (с переменным током)
F8 (70A) Блок предохранителей
F9 (50A) Многофункциональный модуль управления
F10 (40A) Переключатель света
F11 (60A) Блок предохранителей
F12 (50A) переключатель зажигания
F13 (40A) переключатель зажигания
F14 (5A / 30A) Сигнализация, соединитель линии передачи данных (DLC), дневные ходовые огни, омыватели фар
F15
F16 (30A) Антиблокировочная система (ABS)
F17 (30A) Антиблокировочная система (ABS)
F18 (20A) Омыватели фар — некоторые модели
F19
F20 (15A) Топливный подогреватель-HDi некоторые модели
F21 (5A) Блок управления AC, панель управления функциями AC / нагреватель, модуль управления двигателем вентилятора двигателя HFY / HFZ / KFX / NFZ
F22 (10A / 30A) Управление двигателем-LPG, задние электрические стеклоподъемники-некоторые модели
F23 (5A) Антиблокировочная система (ABS)
F24 (5A) Управление двигателем, реле таймера свечи накаливания
F25 (10A) Топливный насос, переключатель инерционного отключения топлива (IFS)
F26 (10A / 30A) Управление двигателем, топливный насос
F27 (5A / 10A / 20A) Управление двигателем-HDi, автоматическая коробка передач (AT)
F28 (5A) Нагреватель корпуса дроссельной заслонки
F29 (20A / 30A) Двигатель вентилятора охлаждающей жидкости двигателя — некоторые модели, реле для впрыска вторичного воздуха (AIR)
F30 (10A) Передняя противотуманная фара, правая, передние противотуманные фары с включенной контрольной лампой
F31 (10A) Передняя противотуманная фара слева
F32 (10A) автоматическая коробка передач (AT), разъем для передачи данных (DLC), нагреватель охлаждающей жидкости двигателя HDi, датчик уровня охлаждающей жидкости двигателя, узел впрыска, реверсивная лампа / с, датчик скорости автомобиля (VSS)
F33 (10A) Автоматическая коробка передач (AT)
F34 (5A / 15A) Управление двигателем

Вариант 2 (с 2002 г.в.)

В данном блоке также возможно 2 варианта. Хотя схема может выглядеть по разному, расшифровка одна.

Таблица с обозначением

1 10А Электронный блок свечей накаливания дизельного двигателя, датчик присутствия воды в дизельном топливе, выключатель фонаря заднего хода, датчик скорости, расходомер воздуха дизельного двигателя
2 15А Электромагнитный клапан абсорбера, топливный насос
3 10А Компьютер АБС
4 10А Компьютер автоматической коробки передач, компьютер двигателя
5 Не используется
7 20А Насос омывателя фар
8 20А Реле вентилятора системы охлаждения двигателя, компьютер двигателя, ТНВД дизельного двигателя, регулятор высокого давления топлива в дизельном двигателе, электроклапан двигателя
9 15АЛевая фара ближнего света
10 15А Правая фара ближнего света
11 10А Левая фара дальнего света
12 15А Правая фара дальнего света
13 15А Звуковые сигналы
14 10А Насосы омывателей ветрового и заднего стекол
15 30А Блок подогрева корпуса дроссельной заслонки, ТНВД дизельного двигателя, кислородный датчик, компьютер двигателя, расходомер воздуха, катушка зажигания, электроклапан двигателя, блок подогрева дизельного топлива, форсунки
16 30А Реле компрессора
17 30А Максимальная и малая скорости работы стеклоочистителя
18 40А Электровентилятор системы отопления и вентиляции

Некоторые реле находятся внутри блока.

Отдельные реле находятся рядом с устройством их обслуживающих. Например, реле на вентилятор охлаждения двигателя.

Макси предохранители

Отдельно (с обратной стороны) располагаются предохранители высокой мощности. Они рассчитаны на большой ток, обеспечивают дополнительную защиту цепей электрооборудования.

  • (20A) Реле вентилятора системы охлаждения
  • (70A) Модуль управления ABS
  • (30A) Модуль управления ABS
  • (70A) Блок предохранителей / релейная пластина, фасция (F9-F12 / F16), многофункциональный модуль управления
  • (70A) Блок предохранителей / релейная пластина, фасция (F1 / F4 / F5 / F7 / F14 / F15 / F23)
  • (30A) Насос гидроусилителя рулевого управления
  • (30A) Включатель зажигания
  • (30A) Выходной усилитель аудиоустройства

Блок предохранителей Калины


Проблемы с электрикой Калины встречаются также как и у любого другого автомобиля. Выяснять причины неисправностей принято с проверки предохранителей и реле.

Монтажный блок Калины

F1(10)
Иммобилайзер, световые сигнализаторы и стрелочные указатели ком­бинации приборов, цепи выключателя и лампы света заднего хода, цепи указателей поворотов

F2 (30)
Цепи электростеклоподъемников

F3 (10)
Цепи аварийной сигнализации

F4 (20)
Очиститель ветрового стекла, цепь выключателя обогрева заднего стекла

F5 (25)
Электродвигатель отопителя, блок управления электроусилителем руля, омыватель ветрового стекла

F6 (20)
Звуковой сигнал

F7 (10)
Жидкокристаллический индикатор комбинации приборов, выключа­тель и лампы сигналов торможения, освещение салона

F8 (20)
Элемент обогрева заднего стекла

F9 (5)
Лампы габаритного света в правой блок-фаре и правом фонаре, лампа освещения вещевого ящика

F10 (5)
Лампы габаритного света в левой блок-фаре и левом фонаре, сигнали­затор наружного освещения в комбинации приборов, лампы освеще­ния номерного знака

F12 (7,5)
Лампа ближнего света (правая блок-фара), мотор-редуктор корректора света правой блок-фары

F13 (7,5)
Лампа ближнего света (левая блок-фара), мотор-редуктор корректора света левой блок-фары

F14 (10)
Лампа дальнего света (правая блок-фара), сигнализатор дальнего света фар в комбинации приборов

Лада Калина (Lada Kalina) 1 го поколения выпускалась в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 и 2013 году под внутренне — заводскими номерами ВАЗ-1117, ВАЗ-1118, ВАЗ-1119 с кузовами седан, хэтчбек, универсал. В данной статье мы покажем описание предохранителей и реле Лада Калина 1 го поколения со схемами блоков и фотографиями. Отметим предохранитель отвечающий за прикуриватель.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Лада Калина 1

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Исполнение блоков и назначение элементов в них может отличаться от представленного и зависит от года выпуска и уровня оснащения Вашей Лады Калины. Сверяйте описанием со своим, нанесённым на обратную сторону защитной крышки, либо иной технической документацией.

Главный блок

Основной блок с предохранителями и реле находится под панелью приборов со стороны водителя, за защитной крышкой.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Доступ к блоку в салоне лада калина

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Схема Вариант 1

p, blockquote 6,0,1,0,0 -->

Схема - вариант 1

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Схема Вариант 2

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Схема блока предохранителей

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Описание предохранителей

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

F115А Электронный блок управления двигателем, реле электро вентилятора системы охлаждения, топливные форсунки
F230А Электро стеклоподъемники
F315А Аварийная сигнализация
F420А Стеклоочиститель, подушка безопасности
F525А Отопитель (предохранитель печки калины), Блок управления электро усилителем, Омыватель ветрового стекла
F620А Звуковой сигнал
F710А Жидкокристаллический индикатор комбинации приборов, Выключатель и лампы сигналов торможения, Освещение салона
F820А Обогрев заднего стекла
F95А Лампы габаритного света с правой стороны, Лампа освещения вещевого ящика
F105А Лампы габаритного света с левой стороны, Сигнализатор наружного освещения в комбинации приборов, Лампы освещения номерного знака
F117,55А Фонарь заднего противотуманного света, Блок управления иммобилизатором
F127,5А Лампа ближнего света правой блок — фары
F137,5А Лампа ближнего света левой блок — фары
F1410А Лампа дальнего света правой блок — фары
F1510А Лампа дальнего света левой блок — фары
F1610А Правая противотуманная фара
F1710А Левая противотуманная фара
F1820А Обогрев передних сидений, прикуриватель
F1910А АБС
F2015А Прикуриватель, замок багажного отделения, диагностический разъем
F2110А Цепь блокировки заднего хода коробки передач
F2215А Блок управления охранной сигнализацией
F2310А Блок управления электро усилителем рулевого управления
F247,5А Кондиционера
F2510А Плафон освещения салона, сигналы торможения
F2625А АБС
F27Запасной
F28Запасной
F29Запасной
F30Запасной
F3150А Электро усилитель рулевого управления
F3230А АБС

За прикуриватель отвечает предохранитель номер 20 на 15А.

Назначение реле

p, blockquote 12,1,0,0,0 -->

K1Реле омывателя блок-фар
K2Реле стеклоподъемников
K3Дополнительное реле стартера
K4Разгрузочное реле выключателя зажигания
К5Реле аварийной сигнализации
K6Реле обогрева сидений / Реле очистителя
K7Реле дальнего света фар
K8Реле звукового сигнала
K9Реле противотуманных фар
K10Реле обогрева заднего стекла и наружных зеркал
K11Реле подогрева сидений
K12Реле топливного насоса
K13Реле света заднего хода
K14Реле электро вентиляторов охлаждения радиатора
K15Реле обогрева ветрового стекла
K16Реле обогрева ветрового стекла
K17Реле муфты компрессора кондиционера

Блок системы управления двигателем

Данный блок расположен в центральной консоли.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Предохранители отвечающие за работу двигателя, находятся сверху под защитной крышкой.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Фото — схема

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Блок в ЦК лады калины 1

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Обозначение

  1. Диагностический разъем
  2. 15А — Цепи главного реле (обмотка реле включения электро­вентилятора системы охлаждения, клапана продувки адсорбера, датчика расхода воздуха, датчика скорости, датчика концентрации кислорода, катушки зажигания)
  3. 15А — Топливный насос, предохранитель бензонасоса калины.
  4. 15А — Цепи постоянного питания контроллера (ЭБУ)

Реле находятся в правой нижней части консоли, там же крепятся предохранители электровенти­лятора системы охлаждения.

p, blockquote 18,0,0,1,0 -->

Доступ к блоку под ЦК

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Схема

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Блок с реле

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Не подходят схемы или владеете другим поколением модели, изучите данное описание для Лады Калина 2.

По данному материалу мы так же подготовили видео материал у себя на канале. Заходите и подписывайтесь.

Возможная причина неработающих стеклоподъемников, прикуривателя или другого электроприбора может заключаться в перегоревшем предохранителе или сломавшемся реле.

Ниже — о предохранителях и реле на LADA Kalina (универсал, хетчбэк) 2-го поколения: где находятся, как расшифровываются схемы и как самостоятельно заменить.

Внешний вид Лада Калина 2

Блок в моторном отсеке

Подкапотный блок предохранителей на LADA Kalina 2 закреплен около положительного вывода аккумуляторной батареи.

Расположение блока предохранителей под капотом

Схемы расположения и расшифровка приведены в таблицах ниже.

Схема подкапотного блока на Лада Калина 2

Для машин, собранных в 2013-2016 годах

№ на схемеНоминал, АЗащищаемые цепи
150Обогреватель ветрового стекла
260Генератор
360Генератор
430Вентилятор системы охлаждения (комплектации без климатической установки или кондиционера)
440Вентилятор системы охлаждения
550Электромеханический усилитель рулевого управления
640ABS

Для машин, собранных в 2017, 2018 году

№ на схемеНоминал, АЗащищаемые цепи
160Генератор
260Генератор
330Вентилятор системы охлаждения (в комплектации без климатической установки или кондиционера)
340Вентилятор системы охлаждения
440ABS/ESC
525ABS/ESC
650Электроусилитель руля

Блок в салоне

Салонный блок предохранителей установлен в панели приборов между рулем и рукоятками управления внешним освещением и закрыт декоративной панелью.

Расположение блока в салоне

Внешний вид блока в салоне

Схема и назначение предохранителей приведены в таблицах ниже.

Для машин 2013-2015 годов выпуска

Схема монтажного блока Delphi

Предохранители

№ на схемеНоминал, АЗащищаемые цепи
F115Катушки зажигания;

Подсветка приборов и клавиш;

Фонари освещения номерного знака;

Омыватель ветрового стекла;

Кратковременное включение дальнего света;

№ на схемеЗащищаемые цепи
К1Вентилятор системы охлаждения
К2Стеклоподъемники(1)
Вентилятор системы охлаждения(2)
К3Стартер
К4Разгрузочное реле выключателя зажигания
К5Аварийная сигнализация и указатели поворота(1)
К6Стеклоочиститель(1)
Подогрев передних сидений(2)
К7Дальний свет
К8Звуковой сигнал
К9Ближний свет
К10Обогрев заднего стекла(1)
Обогрев заднего стекла и наружных зеркал(2)
К11Блок управления двигателем (главное реле)
К12Топливный насос
К13Аварийная сигнализация(1)
Лампы заднего хода(2)
К14Аварийная сигнализация(1)
Вентилятор системы охлаждения(2)
К15Обогрев ветрового стекла(2)
К16Обогрев ветрового стекла(2)
К17Муфта компрессора кондиционера(2)

Примечание к таблице:

Для машин 2015, 2016 годов выпуска

Схема предохранителей Лада Калина в салоне 2015-2016

Предохранители

№ на схемеНоминал, АЗащищаемые цепи
F115Катушки зажигания;

Датчик массового расхода воздуха (двигатели 11186 и 21126);

Датчик давления (двигатель 21127);

Датчик фаз (двигатели 21126, 21127);

Фонари освещения номерного знака;

Плафон освещения багажника;

Подрулевой переключатель стеклоочистителей;

№ на схемеЗащищаемые цепи
К1Разгрузочное реле выключателя зажигания
К2Стартер
К3Стеклоочиститель(1);

Примечание к таблице:

Для машин 2017, 2018 года выпуска

Схема предохранителей и реле Калина 2 2017-2018

Предохранители

№ на схемеНоминал, АЗащищаемые цепи
F115Катушки зажигания (16-кл.);

Реле вентилятора системы охлаждения (низкая скорость - при наличии кондиционера или климатической установки);

Клапан продува адсорбера;

Датчик фаз (моторы 21126, 21127);

Датчик массового расхода воздуха (моторы 11186, 21126);

Селектор автоматизированной коробки передач (АМТ);

Подсветка приборов и клавиш;

Фонари освещения номерного знака;

Подрулевой переключатель стеклоочистителей;

№ на схемеЗащищаемые цепи
К1Разгрузочное реле выключателя зажигания
К2Стартер
K3Автозапуск
K4Вентилятор системы охлаждения (высокая скорость) - (в вариантном исполнении)
K5Аварийная сигнализация и указатели поворота(1)
K6Обогрев заднего стекла
К7Дальний свет
К8Звуковой сигнал
К9Ближний свет
K10Муфта компрессора кондиционера
К11ЭБУД
К12Топливный насос
К13Обогрев сидений
К14Обогрев ветрового стекла(2)
K15Аварийная сигнализация
K16Аварийная сигнализация;

Процесс снятия и замены

Для замены перегоревших предохранителей и сломавшихся реле потребуется пластмассовый пинцет или тонкогубцы/длинногубцы.

kalina

Ремонт и обслуживание

Если в Калине перестало работать то или иное электрическое устройство: фары, ближний или дальний свет, прикуриватель, печка, поворотники и другие приборы, необходимо сначала найти причину неработоспособности, в частности, проверить предохранители и реле в Ладе. Калина.

Первым шагом в электрических цепях является проверка предохранителей, поскольку они являются самым слабым местом в цепи и обычно выходят из строя первыми. О том, какие предохранители за что отвечают в Лада Калина, а также где находятся реле и как найти подходящий, читайте далее.

Если вы не хотите попасть в неприятную ситуацию, когда из-за перегоревшего предохранителя то или иное устройство отказывается работать и под рукой нет всего, полезно позаботиться о том, чтобы вы всегда носили с собой набор разных сливаемых с тобой.

Для Lada Kalina вы можете купить аналогичный комплект в любом автомагазине, где продаются запчасти для отечественных автомобилей. Он занимает очень мало места, но его использование в случае выхода из строя значительно сократит время на поиск и устранение неисправностей.

Блок реле и предохранителей

Предохранители Lada Kalina расположены под панелью приборов, в блоке слева от руля. Чтобы получить к нему доступ, нужно открыть крышку, в которой есть встроенный переключатель фар. Крышка заблокирована, если потянуть ее на себя сверху, она откроется и сложится (ее нижняя часть закреплена на оси).

Функционал предохранителей и реле в Лада Калина

Переключатель заднего хода находится на коробке передач; чтобы изменить его, вам, скорее всего, придется снять кожух двигателя, чтобы получить к нему доступ. Расположен слева по ходу движения в задней части коробки передач.
Если поворотники не работают и этот предохранитель исправен, проверьте также реле К5, ручку указателя поворота, его разъем и сами поворотники.

В противном случае нужно разобрать кожух и посмотреть на механизм. Во время разборки необходимо проверить работоспособность шестерен и всех узлов электрического стеклоподъемника, в том числе щеток двигателя. Также это могло быть в модуле стеклоподъемника. Он находится в левой задней двери, если что-то не так, вам, скорее всего, придется поменять этот модуль на рабочий.

F3 (10 А) — сигнализация.

Если аварийный блок вышел из строя и этот предохранитель исправен, проверьте реле К5.
Если левый или правый указатели поворота включены и постоянно горят даже при выключенном зажигании, это заводской дефект. В этом случае необходимо заменить блок управления электроникой кузова. Сделать это можно в официальных автосалонах.

Если не работает обогрев заднего стекла, проверьте предохранитель F8, выводы отопителя, их контакты, а также контакты этого предохранителя и реле К6.

Это также могло быть связано с плохим контактом с корпусом. Масса жгута связана с корпусом под торпедой. Если на этом этапе контакт плохой или окислен, это также может вызвать проблемы с правильными показаниями приборов на панели.

F5 (25 А) — печка, электроусилитель руля, омыватель лобового стекла.
Если этот предохранитель и реле К4 исправны и печка не работает, то это могло быть в ее электродвигателе (щетках) или кнопке зажигания, а также в ее контактах.
Если не работает электроусилитель руля, этот предохранитель и предохранитель F31 исправны, поэтому лучше обратиться в мастерскую, так как самостоятельно найти и устранить неисправность будет сложно.

F6 (20 А) — звуковой сигнал.

Если этот предохранитель и реле К8 сработали, но сигнал не сработал, проверьте сам клаксон. Он находится под передним бампером возле радиатора. Иногда достаточно повернуть винт регулировки тембра. Расположение неудобное, так как вода может легко проникнуть в него, как вариант, можно переустановить его на более высоком месте или установить другой рог, менее чувствительный к воде и влажности.

F7 (10A) — ЖКИ индикатор на приборной панели, стоп-сигналы, освещение салона.
Если стоп-сигналы не работают, проверьте предохранитель. Если он не поврежден, убедитесь, что выключатель стоп-сигнала, расположенный у основания педали тормоза, представляет собой круглую деталь с двумя проводами, подключенными к его клеммам. В таком случае поможет замена. Стоит около 100 рублей. Также проверьте лампы задних фонарей. Если стоп-сигнал не включается, скорее всего, лампа перегорела. Если оба сигнала отключены, проблема, скорее всего, в реле, предохранителе или автоматическом выключателе.

F8 (20 А) — резистор заднего стекла.
Если заднее стекло не запотевает при включенном обогревателе, проверьте этот предохранитель, реле K4 и K10 и предохранитель F4.

F9 (5 А) — лампы нужного размера, лампа в бардачке.

Если не работает правая сторона — не загораются передний правый и задний правый габариты, проверьте этот предохранитель и сами лампы.

F10 (5 А) — фары левого габарита, контрольная лампа включения освещения на панели приборов, подсветка номерного знака. Аналогично предыдущему.

F11 (7,5 А) — задние противотуманные фонари.

F12 (7,5 А) — правый ближний свет, электродвигатель корректора правой фары.
F13 (7,5 А) — левый ближний свет, электродвигатель корректора левой фары.
Если одна из фар ближнего света не горит, проверьте один из этих предохранителей, а также саму лампочку. Если не работают обе фары, проверьте исправность переключателя света, его разъема и самих ламп (бывает также, что обе одновременно перегорают).

F14 (10 А) — правый дальний свет, сигнальная лампа дальнего света на панели приборов.
F15 (10 А) — левая лампа дальнего света.
Если дальний свет не работает, проверьте также реле К7. Если он вышел из строя, замените его. Кроме того, это могло быть в самих лампах, в проводке, в ручке включения дальнего света и в ее разъеме.

F16, 17 (10 А) — передние противотуманные фары.

F18 (15 А) — подогрев сидений.

F19 (10А) — АБС.
Если предохранитель исправен, но не работает АБС, то, скорее всего, перестал работать один из ее механизмов. Если горит сигнальная лампа АБС на панели приборов, один из ее элементов вышел из строя. Это необходимо для диагностики кодов ошибок и устранения причины.

F20 (15 А) — прикуриватель.
Частые проблемы с прикуривателем Калина могут быть вызваны его нестандартной комплектацией. При подключении различных разъемов правильного крепления не происходит, поэтому могут возникнуть короткие замыкания, в результате которых выходит из строя данный предохранитель. Как вариант, можно установить дополнительный разъем или использовать разветвитель с розетками на 12 В.

F21 (10 А) — блокировка заднего хода КПП.

F22 (15 А) — блок управления сигнализацией.

F23 — резерв
F24 — резерв
F25 — резерв

F26 (25А) — АБС.
То же, что и F19.

F27 (5 А) — запасной
F28 (7,5 А) — запасной
F29 (10 А) — запасной
F30 (20 А) — запасной

F31 (50 А) — электроусилитель руля.
Если рулевое колесо затянуто, проверьте этот предохранитель и предохранитель F5. Если причину неисправности определить не удается, обратитесь в автосервис, так как рулевое управление является серьезной проблемой для безопасности. Может что то с блоком управления или проводкой.

Расположение реле

Реле расположены в том же блоке, что и предохранители.

К1 — омыватели фар.
Если шайбы перестают работать, а это реле исправно, проверьте их форсунки. Бывает, что они забиваются или повреждаются.

К2 — электрические стеклоподъемники.
Проверить это реле вместе с предохранителем F2. См. F2 для поиска и устранения неисправностей.

КЗ — реле стартера.
Если вы поворачиваете ключ зажигания, а стартер не поворачивает его, это могло быть связано с этим реле. Проверить его контакты, при необходимости почистить. Далее нужно проверить клеммы аккумулятора на предмет надежного контакта между ними, при необходимости почистить. Также проверьте контактную группу замка зажигания, возможно, нет контакта.

К4 — добавить реле обогрева заднего стекла, выключатель обогревателя, выключатель стеклоочистителя и омывателя.

К5 — выключатель реле указателей поворота и аварийной сигнализации.

Если не работают указатели поворота или аварийная группа, проверьте это реле вместе с предохранителями F1 и F3.

К6 — реле стеклоочистителя.
Проверяем вместе с предохранителем F4.

К7 — реле дальнего света.
Проверяйте вместе с предохранителями F14 и F15.

К8 — звуковой сигнал.
Проверяем вместе с предохранителем F6.

К9 — противотуманные фары.
Проверяйте вместе с предохранителями F16 и F17.

К10 — обогрев заднего стекла.
Также проверьте реле K4 и предохранители F4 и F8.

К11 — подогрев сидений.
Также проверьте предохранитель F18.

Силовые предохранители

Основные предохранители питания и диагностический разъем находятся под крышкой рядом с прикуривателем.

Функционал предохранителей и реле в Лада Калина

Цепи управления двигателем защищены тремя предохранителями, размещенными под крышкой в ​​обшивке туннеля пола. Системные реле собраны в блок и установлены под центральной консолью. В агрегате также есть встроенный предохранитель электровентилятора системы охлаждения двигателя.

Замена главных предохранителей

  • Подготовить автомобиль к работе и отсоединить клемму провода от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
  • Используя отвертку в качестве рычага, откройте и снимите крышку с центральной консоли.

Функционал предохранителей и реле в Лада Калина

  • В блоке предохранителей / реле есть пинцет для извлечения предохранителей из гнезда. Плохой предохранитель вызван перегоревшей резьбой.

Функционал предохранителей и реле в Лада Калина

  • Установите предохранитель на место, подключите аккумулятор и убедитесь, что двигатель работает нормально. После завершения проверки установите крышку на место.

Рекомендации по замене

Иногда провод предохранителя остается целым, а его соединение внутри предохранителя нарушается. Визуально выявить такую ​​неисправность невозможно. В этом случае вы можете оценить состояние предохранителя с помощью омметра.

Перед заменой предохранителя необходимо определить и устранить причину перегорания предохранителя. Во избежание поломки элементов системы управления двигателем не следует устанавливать предохранители с более высоким номиналом или самодельные.

Замена реле и дополнительного предохранителя

  • Подготовить автомобиль к работе и отсоединить клемму провода от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
  • Снимите правую облицовку консоли панели приборов.
  • Торцевым ключом отверните гайку крепления блока реле.
  • Извлеките блок реле из-под консоли панели приборов.
  • Отодвиньте агрегат в сторону по длине проводки.

Функционал предохранителей и реле в Лада Калина

Блок реле системы управления двигателем и дополнительный предохранитель: 1 — реле включения топливного насоса; 2 — предохранитель электровентилятора системы охлаждения (50А); 3 — реле включения электровентилятора системы охлаждения (низкая скорость); 4 — главное реле; 5 — реле электровентилятора системы охлаждения (высокая скорость)

  • Снимаем предохранитель электровентилятора системы охлаждения двигателя. Проверяем предохранитель и заменяем неисправный.

Функционал предохранителей и реле в Лада Калина

  • Так же заменяем реле системы управления двигателем.
  • Установите блок реле под центральную консоль и закрепите гайкой.
  • Подключаем аккумулятор и убеждаемся, что система управления двигателем исправна.
  • После завершения проверки установите правую облицовку консоли панели приборов.

Перед заменой предохранителя необходимо определить и устранить причину перегорания предохранителя.


Лада Калина – как проект стартовала аж в 1993 году. В 1998 автомобиль имел название Lada Kalina. Презентация концепт кара прошла в 1999 – хетчбек, в 2000 — седан. Серийный выпуск с 2005 по май 2014. На смену первому поколению Лады калины(ВАЗ Лада 1118) пришло второе поколение Kalina 2(ВАЗ Лада 2192).

Комплектации:
– Стандарт;
– Норма;
– Норма с элементами Люкс;
– Люкс.

Блок предохранителей – находится слева от рулевой колонки на панели приборов. Для доступа необходимо снять крышку(на защелках). Блок предохранителей КСУД – находится в центральной консоли. Дополнительный блок реле – находится в центральной консоли, доступ справа. На Ладе Калина может быть установлен монтажный блок фирмы DELPHI, отличающийся расположением резервных предохранителей.

Цепи системы управления двигателем защищены тремя плавкими предохранителями, расположенными под крышкой в облицовке туннеля пола. Реле системы собраны в блок и установлены под центральной консолью. В блок дополнительно встроен предохранитель электровентилятора системы охлаждения двигателем.

Замена основных предохранителей

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и отсоединяем клемму проводов от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.

2. Поддев отверткой, открываем и снимаем крышку с центральной консоли.



Расположение предохранителей и колодки диагностического разъема системы управления двигателем в накладке туннеля пола

3. В монтажном блоке предохранителей и реле имеется пинцет для извлечения предохранителей из гнезда. Неисправный предохранитель определяем по перегоревшей нити.


4. Устанавливаем предохранитель на место, подключаем аккумуляторную батарею и убеждаемся в исправной работе двигателя . По окончании проверки устанавливаем крышку на место.

Рекомендация

Иногда нить предохранителя остается целой, в то время как ее соединение внутри предохранителя нарушено. Визуально определить такую неисправность невозможно. В этом случае оценить состояние предохранителя можно при помощи омметра.

Перед заменой предохранителя необходимо определить и устранить причину перегорания предохранителя. Во избежание выхода из строя элементов системы управления двигателем нельзя устанавливать предохранители с увеличенным номиналом или самодельные.

Предохранители системы унравления двигателем

Позиция на фото

Сила тока, А

Защищаемые цепи

Цепи главного реле (обмотка реле включения электровентилятора системы охлаждения, клапана продувки адсорбера, датчика расхода воздуха, датчика скорости, датчика концентрации кислорода, катушки зажигания)

Электронный блок управления (цепи постоянного питания)

Замена реле и дополнительного предохранителя

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и отсоединяем клемму проводов от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.

2. Снимаем правую накладку консоли панели приборов.

3. Торцовым ключом отворачиваем гайку крепления блока реле.


4. Извлекаем блок реле из-под консоли панели приборов.


5. Отводим блок в сторону на длину жгута проводов.


Блок реле системы управления двигателем и дополнительный предохранитель: 1 — реле включения топливного насоса; 2 — предохранитель электровентилятора системы охлаждения (50А); 3 — реле включения электровентилятора системы охлаждения (низкая скорость); 4 — главное реле; 5 — реле электровентилятора системы охлаждения (высокая скорость)

6. Извлекаем предохранитель электровентилятора системы охлаждения двигателя. Проверяем предохранитель и заменяем неисправный.


7. Аналогично заменяем реле системы управления двигателем.

8. Устанавливаем блок реле под центральную консоль и крепим ее гайкой.

9. Подключаем аккумуляторную батарею и убеждаемся в исправной работе системы управления двигателем.

10. По окончании проверки устанавливаем правую накладку консоли панели приборов.

Перед заменой предохранителя необходимо определить и устранить причину перегорания предохранителя.

Каждый автовладелец желает, чтобы его "железный конь" всегда оставался верным, быстрым, надежным, и обладатели модели "Лада Калина" – не исключение. Одна из частых проблем отечественного автопрома – неисправность электроприборов. Если эта проблема коснулась и вас, не стоит сразу ехать на СТО и платить немалые деньги механикам. В первую очередь необходимо проверить предохранители на "Калине". Это можно сделать самостоятельно без каких-либо затрат.

Где находятся предохранители на "Калине" и зачем они нужны

Каждый автомобиль снабжен блоком предохранителей. "Калина" первого поколения имеет в своей комплектации 3 таких устройства: монтажное, управляющее и дополнительное. Модель второго поколения, или как ее еще называют "Калина 2", снабжена 2 блоками.


Данные элементы необходимы не только для защиты всей электроники автомобиля от сгорания, но препятствуют возникновению пожара, т.к. в случае короткого замыкания всю нагрузку они берут на себя. При этом сам предохранитель выходит из строя, тем самым останавливая подачу тока на электроприбор.

Типы предохранителей

Предохранители классифицируются на цилиндрические и ножевые. Первые использовались в эксплуатации российских автомобилей старого образца. Элементы ножевого типа считаются более безопасными, удобными и применяются во всех автомобилях "Лада Калина".

Также предохранители различаются по значению номинального тока, указанному на корпусе, и размеру. Кроме того, каждому значению максимально допустимого тока соответствует свой цвет, что тоже позволяет различить предохранители без особого труда.

Монтажный блок

Расположен под панелью приборов управления габаритами и светом фар, с водительской стороны слева от руля. В этом блоке предохранители "Калины" отвечают за сохранность практически всех установленных электроприборов. Местонахождение монтажного блока предохранителей авто 1 и 2 поколений одинаковое, но его схема различна.

Расшифровка предохранителей "Калины" 1-ого и 2-ого поколений представлена ниже.



Управляющий блок

На "Калине" 1-го поколения установлен под крышкой в центральной консоли. Предохранители этого блока защищают самые основные приборы электроники. Здесь же находится и разъем для диагностики инжектора. На авто 2 поколения блок находится под капотом, в моторном отсеке.



Дополнительный блок

Такой блок предохранителей есть только у "Калины 1". Находится под панелью центральной консоли, внизу с пассажирской стороны.


Расшифровка предохранителей на "Калине 1"

Предохранители монтажного блока
Маркировка на схеме Сила тока, А Оберегаемые элементы электросети
F-1 10 Поворотники, сигнал заднего хода, иммобилайзер, панель приборов
F-2 30 Электрические дверные стеклоподъемники
F-3 10 Аварийный сигнал
F-4 20 Дворники и омыватель лобового стекла, выключение отогрев стекла заднего вида
F-5 25 Двигатель отопителя салона (печка)
F-6 20 Звуковой сигнал (гудок)
F-7 10 Свет в салоне автомобиля, лампы стоп-сигналов
F-8 20 Отогревание стекла заднего вида
F-9 5 Правые габариты, лампа освещения бардачка
F-10 5 Левые габариты, наружное подсвечивание заднего номера
F-11 7,5 Задние противотуманные фары
F-12 7,5 Правый ближний свет, регулятор положения лампы ближнего света правой фары
F-13 7,5 Левый ближний свет, корректор положения лампы ближнего света левой фары
F-14 10 Правый дальний свет
F-15 10 Левый дальний свет
F-16 10 Правые передние противотуманные фары
F-17 10 Левые передние противотуманные фары
F-18 15 Обогрев сидений
F-19 10 Система тормозов АБС
F-20 15 Прикуриватель
F-21 10 Предохранитель заднего хода "Калины" (ограничитель на коробке передач)
F-22 15 Охранная сигнализация
F-23, F-24, F-25 Запас
F-26 25 АБС
F-27 50 Электрический усилитель руля
F-28 50 АБС
Реле монтажного блока
Маркировка на схеме За что отвечает
К-1 Омыватель и щетки фар
К-2 Электрические стеклоподъемники
К-3 Стартер
К-4 Резервное реле
К-5 Поворотники, аварийный сигнал
К-6 Дворники лобового стекла
К-7 Дальний свет
К-8 Звуковой сигнал (гудок)
К-9 Противотуманные фары
К-10 Подогрев заднего стекла
К-11 Подогрев сидений
Предохранители управляющего блока
Обозначение на схеме Сила тока, А Защищаемые элементы электросети
F-1 15 Предохранитель главного реле, который отвечает за вентилятор охлаждения двигателя, продувка адсорбера, датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), датчик скорости, датчик кислорода и катушку зажигания
F-2 15 Насос топлива
F-3 15 Электронный блок управления двигателем (ЭБУ), или же в простонародье "мозги"
Предохранители и реле дополнительного блока
Обозначение Защищаемые элементы электросети
F-1 Предохранитель вентилятора охлаждения "Калины"
P-1 Реле второй скорости вентилятора охлаждения двигателя
P-2 Главное реле
P-3 Реле первой скорости вентилятора охлаждения двигателя
P-4 Реле насоса топлива
Предохранители монтажного блока на "Калине 2"
Обозначение на схеме Сила тока, А Оберегаемые элементы электросети
F-1 15 Катушка зажигания, форсунки, блок управления двигателем (ЭБУ, "мозги"), вентилятор охлаждающий двигатель
F-2 25 Электрооборудование кузова, электрические стеклоподъемники, наружные зеркала
F-3 15 Автоматическая коробка передач
F-4 15 Подушки безопасности
F-5 7,5 Панель приборов, электрический усилитель руля, датчик скорости, лампа стоп-сигнала, дворники лобового стекла, подогрев заднего и лобового стекол, обогрев сидений
F-6 7,5 Сигнализатор заднего хода
F-7 7,5 Клапан продувки адсорбера, датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), датчик концентрации кислорода, фазовый датчик
F-8 25 Обогрев заднего стекла и наружных зеркал
F-9 5 Правые габариты
F-10 5 Левые габариты, подсвечивание заднего гос.номера
F-11 5 Задние противотуманные фары
F-12 10 Правый ближний свет
F-13 10 Левый ближний свет
F-14 10 Правый дальний свет
F-15 10 Левый дальний свет
F-16 10 Передняя противотуманная фара правая
F-17 10 Передняя противотуманная фара левая
F-18 20 Прикуриватель, подогревание сидений
F-19 7,5 Система АБС
F-20 15 Звуковой сигнал (гудок)
F-21 10 Топливный насос
F-22 15 Дворники и омыватель заднего и лобового стекол
F-23 5 Разъем для диагностики
F-24 7,5 Кондиционер, климат-контроль
F-25 7,5 Стоп-сигналы
F-26 25 АБС
F-27, F-28, F-29, F-30 Резерв
F-31 30 Электрооборудование кузова, мотор очистителя лобового стекла
F-32 30 Отопитель салона (печка), климат-контроль
Реле монтажного блока на "Калине 2"
Обозначение на схеме Для чего предназначены
К-1 Вентилятор охлаждения двигателя
К-2 Центральный замок
К-3 Дополнительное реле стартера
К-4 Замок зажигания
К-5 Резерв
К-6 Дворники и омыватели стекол
К-7 Дальний свет
К-8 Звуковой сигнал (гудок)
К-9 Ближний свет
К-10 Обогревание заднего стекла
К-11 Главное реле
К-12 Топливный насос
К-13 Резерв
К-14 Вентилятор охлаждения двигателя
К-15, К-16 Обогревание лобового стекла
К-17 Кондиционер
Силовые предохранители блока в моторном отсеке
Обозначение на схеме Сила тока, А Защищаемые элементы электросети
FF-1 50 Обогрев лобового стекла
FF-2, FF-3 60 Генератор
FF-4 40 Вентилятор охлаждения двигателя
FF-5 50 Электрический усилитель руля
FF-6 40 Двигатель АБС

Замена предохранителей

Для того чтобы извлечь предохранители "Лады Калины" из гнезда, в монтажном блоке есть 2 пинцета. Большого размера предназначен для реле, поменьше – для предохранителей. Понять исправность описываемого можно по легкоплавкой вставке. Если эта вставка расплавлена, то последний подлежит замене.


При замене необходимо использовать точно такие же предохранители, какие на "Калине" были установлены заводом-изготовителем. Категорически запрещено применять предохранитель большего или меньшего значения номинального тока. Если вы замените на элемент меньшего значения, то он попросту сразу перегорит, т.к. не будет рассчитан на пропуск необходимого тока для включения электроприбора. Если же заменить на предохранитель большего значения, то в случае короткого замыкания он не приостановит подачу тока. В лучшем случае при таких обстоятельствах сгорит и выведет из строя электроприбор, за который отвечает. В худшем – есть вероятность возгорания проводки, а вместе с ней и самого автомобиля.

Очень важно! Перед тем как производить манипуляции с предохранителями "Лады Калины" либо другого автомобиля, необходимо снять клемму с аккумулятора.

Предохранители являются долгослужащими элементами автомобиля. Поэтому если вам приходится часто их менять, то необходимо обратиться за помощью к электрикам на СТО.

Читайте также: