Норматив установка акб на камаз

Обновлено: 05.07.2024

Аккумуляторные батареи предназначены для запуска двигателя стартером и питания потребителей системы электрооборудования автомобиля. Аккумуляторные батареи заправлены водным раствором аккумуляторной серной кислоты – электролитом.
Плотность электролита для полностью заряженной аккумуляторной батареи должна быть (1,28 ± 0,01) г/см 3 приведенной к 25 ºС, напряжение разомкнутой цепи должно быть не ниже 12,6 В.
Эксплуатация аккумуляторной батареи не допускается, если плотность электролита ниже 75 % заряженности (менее 1,24 г/см 3 ).
Если эксплуатация автомобиля приостанавливается на срок более трех дней, необходимо отсоединить провод постоянного питания электрооборудования (провод с желтой меткой) от аккумуляторной батареи, для защиты от продолжительного разряда.
Корпус аккумуляторной батареи должен быть целым, без сколов и трещин. Поверхность корпуса должна быть чистой, без подтеков, пыли и грязи – их наличие может привести к повышенному саморазряду.
При обслуживании аккумуляторных батарей необходимо протереть верхнюю крышку от грязи и пыли.
Не допускать засорения и регулярно прочищать вентиляционные отверстия пробок аккумуляторной батареи. Вентиляционные отверстия должны быть всегда свободны, чтобы газы улетучивались. В противном случае возможно повреждение крышки, при этом аккумуляторная батарея может выйти из строя.
Клеммы батарей должны быть чистыми и сухими. Смазывать клеммы тонким слоем кислотостойкой защитной смазки. Провода на клеммах должны быть надежно затянуты, момент затяжки от 8 до 12 Нм. В случае ослабления крепления возможно искрообразование с последующим взрывом выделяемого гремучего газа, при этом аккумуляторная батарея может выйти из строя.

Проверка уровня электролита

Поверхность электролита должна касаться нижнего торца тубуса заливной горловины, что соответствует расстоянию от поверхности электролита до сепаратора, равному 10-15 мм (см. рис Проверка уровня электролита в аккумуляторных батареях).
Уровень электролита доводится до нормы доливкой дистиллированной воды.

Проверка уровня электролита в аккумуляторных батареях автомобилей Камаз

Проверка уровня электролита в аккумуляторных батареях

Внимание!
Обслуживание и проверку уровня электролита аккумуляторных батарей проводить в резиновых кислостойких перчатках с помощью стеклянной трубки.

Отсоединение/ подсоединение аккумуляторных батарей

Внимание!
Не ослаблять и не снимать клеммы аккумуляторных батарей при работающем двигателе.
Не допускается соприкосновение выводов от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи с деталями корпуса автомобиля, возможно возникновение короткого замыкания.

При отсоединении аккумуляторной батареи сначала отсоединить плюсовые клеммы, затем отсоединить минусовые клеммы.
При подсоединении аккумуляторной батареи сначала подсоединить плюсовые клеммы, затем подсоединить минусовые клеммы.
Не путать полярность силовых проводов электрооборудования автомобиля, подключаемых к аккумуляторным батареям.

Хранение аккумуляторных батарей Присоединение и отсоединение силовых проводов от батареи необходимо производить при отключенных потребителях.
Для хранения снимать аккумуляторные батареи с автомобиля (если эксплуатация автомобиля прекращается более чем на 1 месяц), полностью зарядить и держать, по возможности, в сухом прохладном помещении при температуре не выше 0 °С.
Минимальная температура при хранении не должна быть ниже минус 30 °С. Необходимо ежемесячно проверять плотность электролита; при снижении на 0,03 г/см 3 требуется подзаряжать батареи.
Максимальный срок хранения аккумуляторных батарей без дополнительного заряда рекомендован не более трех месяцев.
Не хранить батареи в разряженном состоянии, так как это приведет к сульфатации пластин и к полной потере работоспособности батареи.


Внимание!
Производить зарядку только на снятых с автомобиля аккумуляторных батареях.
Зарядку аккумуляторных батарей производить только в помещениях с исправной вентиляцией, так как при зарядке аккумуляторных батарей выделяется взрывоопасный гремучий газ.
Вблизи аккумуляторных батарей не допускается работа с открытым огнем, искрообразование, курение.
Не класть металлические предметы или инструмент на аккумуляторные батареи.
Отработанные и неисправные аккумуляторные батареи необходимо сдавать в специализированные пункты приема.
При обслуживании аккумуляторных батарей соблюдать правила безопасности (см. символы на корпусе аккумуляторных батарей).


Зимой аккумуляторы испытывают серьёзную нагрузку, поэтому вполне понятно, что именно в зимнее время всплывают основные проблемы, связанные с их работой. Тем не менее, эксперты отмечают, что "возраст" и количество циклов зажигания - это всего лишь 10 процентов объективных причин, заставляющих думать о замене аккумулятора. Остальные 90 процентов неисправностей происходят по вине водителей. Редакция Cargonews.lt решила выяснить, в чём кроется корень проблем, и как их можно избежать.

По сути, аккумуляторы легковых и грузовых автомобилей отличаются только по одному параметру - по величине. Это логично - ведь для того, чтобы завести грузовой автомобиль, нужно больше энергии, поэтому аккумуляторы большегрузных автомобилей в несколько раз больше, чем аккумуляторы легковых машин. Кроме того, грузовая техника подвергается более сильной вибрации, поэтому внутренняя конструкция и корпус её аккумуляторов разработаны так, чтобы при большой нагрузке не было поломок.

Айварас Красуцкас, руководитель центра продажи аккумуляторов "Nabobas", обратил внимание на то, что производители аккумуляторов к своей продукции выдвигают всё более строгие требования. Между бывшими когда-то в употреблении аккумуляторами типа "Classic" и современными "Heavy Duty" или "Super Heavy Duty" - огромная разница. В процессе производства аккумуляторов нового поколения используется серебро, обеспечивающее защиту от к коррозии и температурного воздействия. Пластины, установленные на корпусе аккумуляторов, изготавливаются из свинца. Между пластинами прокладывается специальный материал, помогающий стабилизировать и предохранить аккумулятор от вибрации.

"Такие приборы более устойчивы к глубоким разрядам и более долговечны. В последнее время производители грузового транспорта стали требовать, чтобы аккумуляторы были полностью герметичны, чтобы электролит в аккумуляторах был стабилизирован гелем или стеклотканью. Иначе говоря, все

Если говорить еще точнее - они должны быть более устойчивы к ошибкам, попадающимся в уходе за ними, или просто к пренебрежительному отношению".

Другой эксперт, Ауримас Прасцявичюс (бывший руководитель проектов в компании "Tanagra") обратил внимание на

один из основных "грехов" водителей - пренебрежительное отношение к сроку, когда следует поменять местами соединенные друг за другом аккумуляторы.

"Как известно, каждый установленный в грузовом автомобиле аккумулятор производит электрическое напряжение, равное 12 V. Если два таких аккумулятора соединить один за другим - получим нужные для техники такого "калибра" 24 V. Но если аккумуляторы подключены по такой схеме, то, как правило на один из аккумуляторов нагрузки приходится больше. Не случайно, раньше для того, чтобы износ аккумуляторов был равномерным, советовали каждые три месяца менять их местами. Сейчас таких требований не осталось", - говорит А. Прасцявичюс.

А. Красуцкас предполагает, что в будущем в большегрузных автомобилях будет 4 или даже 6 аккумуляторов. Два из них будут заводить двигатель, остальные - во время рейса питать электроэнергией другие электрические приборы, начиная от лампочки освещения в кабине водителя и заканчивая любым оборудованием для комфорта.

Редакция попросила всех своих собеседников поделиться советами о том, как принять оптимальное решение в выборе нового аккумулятора. Ответы экспертов оказались несколько неожиданными - между торговыми знаками существенной разницы нет.

"Теоритически, в новом аккумуляторе, который вам приглянулся, следует проверить напряжение (оно должно быть не менее 12,5 V), стартовый ток и если конструкция аккумулятора позволяет - уровень и плотность электролита над пластинами. Стандарт проверки аккумулятора предусматривает в том числе и контроль его вместимости (количество накопленной электроэнергии). Практически вам для этого потребуется специальное оборудование. Такое удовольствие могут себе позволить только специалисты. Всем другим придётся положиться на профессиональность и честность продавцов", - говорит консультант Cargonews.lt, доцент кафедры автомобильного транспорта Вильнюсского технического университета имени Гедиминаса (ВГТУ) Альфредас Римкус.

Учёный подтвердил, что некоторое время тому назад к нему с просьбой обратилась одна пассажирская компания. Компания хотела узнать, почему её автобусы не заводятся при температуре минус 20 °C, несмотря на то, что в них установлены новые аккумуляторы.

"Когда мы измерили параметры полностью загруженных аккумуляторов, выяснилось, что плотность электролитов в них составляет всего лишь 1,20 г / см 2 , хотя согласно требованиям, должна быть 1,28 г / см 2 . По этой причине стартовый ток быль на четверть слабее, чем предполагалось. Причиной этого мог быть "возраст" аккумуляторов, качество их пластин. Но вполне вероятно, что в данном случае ошибку допустили именно продавцы - они закупили "сухие" аккумуляторы, а затем их заполнили или неправильно, или некачественным электролитом", - отметил доцент ВГТУ.

Кстати, сейчас почти все находящиеся в продаже аккумуляторы обслуживанию не подлежат - батарейные системы электролитом заполняют производители, они полностью герметичны, поэтому покупателю не приходится ни о чём беспокоиться.

В лаборатории кафедры автомобильного транспорта ВГТУ проводились испытания пяти аккумуляторов, все они были от разных производителей ("Varta", "Bosch", "AD Baltic", "Exide" и "Banner"). Аккумуляторы предназначались для легковых автомобилей, но по своей конструкции соответствовали аккумуляторам грузовых автомобилей. После измерения основных параметров выяснилось, что все они почти идеально соответствуют нормативам производителей - отличается только цена и срок гарантийного обслуживания.

заводские дефекты в аккумуляторах почти всегда выявляются в течение 2 - 3 месяцев с начала их эксплуатации.

Если аккумулятор "умирает" в течение 6 месяцев, то в большинстве случаев это следствие неправильной эксплуатации или неисправностей в электрооборудовании автомобиля (утечки тока или недостаточно эффективной работы генератора). При правильной эксплуатации аккумуляторов легковых автомобилей, напряжение зарядки должно быть 13,9-14,5 V .При полностью отключённых электроприборах утечка тока не может превышать 0,08 А. Дополнительную утечку тока может вызвать загрязнённый или влажный корпус. Нельзя оставлять разряжённый аккумулятор без подзарядки на длительное время - начнётся разложение пластин и другие неотвратимые процессы, которые приведут к потери ёмкости и мощности аккумулятора.

Эксперты "AD Baltic" обратили внимание на то, что нередко даже водители с солидным стажем путают причины и следствия проблем, связанных с неисправностями в аккумуляторах. В отличие от шин, внешних признаков износа аккумуляторов не видно, поэтому автомобиль, который не заводится "ни с того, ни с сего", всегда становится неприятной неожиданностью. Виновником проблемы объявляется аккумулятор, и в срочном порядке производится его замена. Неисправность аккумулятора - одна из тех немногих проблем, которую можно решить без вмешательства специалистов, поэтому единственно правильным решением может показаться замена "плохого" аккумулятора на "хороший". Всё, что требуется - зайти в ближайший магазин запчастей.

К сожалению, в таких случаях новый аккумулятор станет панацеей ненадолго - через некоторое время придётся решать аналогичную головоломку. Если вы заметили, что двигатель заводится труднее, советуем обратиться к специалистам и устранить причины неисправности. Иногда аккумулятор быстро разряжается потому, что в автомобиле одновременно используется слишком много электроприборов - мощная музыкальная аппаратура, дополнительные фары, подогрев сидений, несколько систем безопасности и т.д. Всё это приводит к утечке тока, а владелец транспортного средства об этом не подозревает.

Как утверждают специалисты "AD Baltic", иногда даже такие мелочи, как загрязнённые наружные токоотводы, могут препятствовать попаданию тока в клеммы, а это, в свою очередь, станет проблемой запуска двигателя. Эти элементы должны дополнительно предохраняться от окисления. На коротких расстояниях советуем отключить все ненужные приборы, чтобы как можно больше тока оставалось на подзарядку аккумулятора. Если в розетку 12 V подключите небольшой вольтметр, сможете следить за уровнем зарядки аккумулятора и вовремя его подзарядить. Одновременно работающие электроприборы используют в три раза больше электричества, чем может произвести генератор, поэтому недостающее количество электроэнергии "отнимается" у аккумулятора.

для того, чтобы завести двигатель требуется такое же количество электроэнергии, какое генератор производит в течение 20 минут движения автомобиля.

Поэтому эксперты советуют каждые несколько месяцев (особенно в холодное время года) проверять и заряжать аккумулятор дополнительно.

Периодически выполняемое дополнительное заряжение аккумулятора не только улучшит его параметры и облегчит запуск двигателя, но и продлит его "жизнь" и срок эксплуатации.

Читайте также: