Определите в каком ладу звучит тема вступления в финале какой смысл она приобретает

Обновлено: 05.07.2024

Поэма поднимает животрепещущую на тот момент тему революции, главными действующими лицами мы видим буржуев, обречённых на гибель, и смелых красногвардейцев, которые борются за лучшее будущее своей страны. Главным конфликтом поэмы является столкновение двух противоборствующих сил — старой и новой России, старого общества и нового, старых и новых идей. Однако помимо буржуев и красноармейцев, к удивлению читателя, в самом конце поэмы на сцену выходит самый загадочный из героев — Иисус Христос, значение которого в данном произведении мы хотели бы обсудить более подробно.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что несмотря на разгул мнений по поводу личности и символического значения Христа в поэме блока “12”, главной или ключевой версией его появления все же является желание автора создать образ, способный возродить нравственное разложение героев. Иисус для Блока — символ возрождения, воскрешения, нерушимой святости. Таким он и видит будущий нравственный ориентир России, способный преодолеть разгул стихии и привести страну к единению и согласию.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На челе Христа венчик из белых роз. Можно сказать, что таким образом автор освящает революцию, ведь белый цвет — символ чистоты и непорочности. Но к какому будущему ведёт Христос своих новых апостолов? И ведёт ли?

Если внимательно прочитать поэму, то мы увидим, что ведёт героев только ненависть, слепая ярость. Символично, что движение их в поэме бесцельно. Красногвардейцы вроде бы заняты поиском незримого классового врага. На деле же погибает в поэме одна лишь Катька.

На Христа, идущего на Голгофу, надели терновый венец. У Блока, как мы уже отметили, он ступает в белом венчике из роз. Терновый венец или венец из роз, у которых есть шипы, — в любом случае это символ страдания, муки. И тут же вспоминается, что флаг красный, то есть цвета пролитой крови. Так венчик и флаг воспринимаются уже не как символы революции, а как знаки её жертв — бывших, настоящих и грядущих.

Революция представлялась Блоку стихией, которая сметает неё на своём пути, стирает границы между добром и злом, высоким и низким, превращает мир в хаос. Безграничная свобода опьяняет.

Но почему поступь его надвьюжная? И почему он невидим за вьюгой? Так далёк, что незрим? Или это делает его недосягаемым для пули? Куда идут двенадцать солдат революции? Кто хоронится от них за домами? Уж не Христос ли тот самый незримый классовый враг, которого они ищут? На расстрел, как на распятие, ведут его красногвардейцы? Или Христос добровольно приносит себя в жертву новому миру?

Как много вопросов порождает поэма.

Блок ждал революции. Она виделась ему не политическим переворотом, а обновлением коренных основ самой жизни. Помимо разрушения, стихия, по мысли Блока, должна была нести в себе и созидательное начало. И вот поэт увидел последствия претворения революционной идеи в жизнь: кровь, грязь и смерть. Ожидание обновления и ужас при виде происходящего — всё это нашло отражение в поэме. О загадке её финала критики ещё долгое время будут спорить. Нам же, простым читателям, остаётся в очередной раз восхититься гением автора.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id74981

Как известно, в эпилоге поэмы, то есть в двенадцатой главе, неожиданно для всего повествования появляется:

В белом венчике из роз —

Почему же появление этого персонажа кажется на первый взгляд неуместным?

Позабавиться не грех!

Нынче буду грабежи!

Гуляет нынче голытьба!

Теперь мы вплотную приблизились к образу самого Христа, и уже нельзя отрицать, что его фигура является гармоничным завершением всей поэмы. В этом образе Блок запечатлел тот идеал всего сущего, который пребывает во Вселенной независимо от того, стремятся к нему или нет, его невозможно уничтожить.

Оборудование: презентация (Приложение 1).

Ход урока

I этап урока.

Беседа с классом:

- Какое настроение рождает это музыка? (Торжественное, скорбное, печальное.)

- Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само название предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено трагическим событиям. Таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, поминовения.)

II этап урока.

Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

- Подумайте, как это может объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)

- Как Ахматова описывает материнское горе? (Вся жизнь людей теперь зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.)

Учитель: Степень страдания людей настолько велика, что для описания этого Ахматова выбирает библейский масштаб.

Учитель: Почему Ахматова использует апокалипсическую картину мира? (Чтобы подчеркнуть безмерность горя, сравнить его с концом света. Горы разверзлись, сдвинулись с места. Эта картина становится символом её эпохи.)

Учитель: С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.

Читаем Вступление. (Слайд)

Учитель: Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?

На уроках литературы мы говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала счастье и разочарование. (Слайд)

Учитель: Время-Апокалипсис. Где же происходит всё это? Только ли в Ленинграде?

- Вы услышали эти голоса? Назовите главы, в которых л.г. выступает от лица поэта? Назовите главы, в которых л.г. выступает от лица матери?

Учитель: Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Давайте вспомним, что такое плач, как жанр УНТ.

Читаем вторую главу. Ребята, вам что-то напоминают эти строки из детства?

Давайте посмотрим, как связан плач матери в этой главе с фольклором.

- Какой цвет дан во второй главе? С чем традиционно связывается желтый цвет в русской литературе? Что обозначает этот цвет у Ахматовой? (Сопутствует болезни, смерти, усиливает ощущение трагичности.)

Обратимся к 3 главе.

- Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? (Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания л.г. такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.)

- Что происходит с героиней? (Происходит раздвоение личности.)

Откроем 4 главу. (Слайд)

- К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе.)

Учитель: Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?

Читаем 5 главу.

- Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)

- Что передают глаголы? (Отчаяние матери, Л.Г. поначалу действует, старается что-то предпринять, чтобы узнать о судьбе сына, но нет больше сил сопротивляться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Всё перепуталось в её сознании, ей слышится звон кадильный, видятся пышные цветы и следы куда-то в никуда, и светящаяся звезда становится роковой и скорой гибелью грозит. Л.Г. находится в оцепенении, и на неё обрушивается очередной удар-приговор.)

Читаем седьмую главу.

Приговор кому? Каким контекстным синонимом оно заменено в 7 главе? (Слайд)

Учитель: 7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос л.г. срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало л.г. жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчёркнуто спокойная манера рассуждения.

- Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына.)

- Как вы думаете, о чём умалчивает л.г.? (Она видит ещё один выход – смерть.)

Для неё неприемлема такая плата за существование-плата ценою собственного беспамятства. Такому выживанию она предпочитает смерть Альтернатива жизни – смерть.

Ты всё равно придёшь, зачем же не теперь? – так начинается следующая 8 глава.

- Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.) (Слайд)

- Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? (Прямое обращение к евангельской проблематике.)

Читаем 10 главу. Каковы же библейские образы и мотивы в этой главе? (Слайд)

- Одинаково ли звучат слова, обращённые к Отцу и Матери?

Учитель: В первой части описываются последние минуты Иисуса перед казнью, его обращение к матери и отцу. Его слова, обращенные к Богу, звучат как упрек, горькое сетование о своем одиночестве и покинутости. Слова же, сказанные матери, - простые слова утешения, жалости, призыв к успокоению.

- С помощью какого художественного образа Ахматова показывает величайшую катастрофу, каковой является смерть Христа? (Плавящиеся в огне небеса.)

- В чем своеобразие трактовки Ахматовой евангельского сюжета? (Адресуя слова Сына непосредственно Матери, Ахматова тем самым переосмысливает Евангельский текст (переосмысливая евангельский текст, Ахматова основное внимание приковывает к Матери, ее страданиям. И смерть сына влечет за собой смерть Матери, а потому, созданное Ахматовой Распятие – это распятие не сына, а Матери, а вернее и Сына и Матери)).

- Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы.) (Слайд) Портрет Ахматовой.

Эпилог. Ученик читает наизусть.

- Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Л.г. в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди.)

Учитель: Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.

- Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)

- Какое синтаксическое средства помогают создать эту молитву? (Анафора.) (Слайд) (Приложение 9)

- Сделайте вывод, какую роль они играют? (Создают особую ритмику стиха. Придают речи трагизм, боль. Помогают выразить скорбь.)

- Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять.Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)

Учитель: Совсем недавно такой памятник Ахматовой поставили.

Учитель: А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.

III этап урока.

на первые два вопроса можете не отвечать 1. сколько симфоний написал Бетховен 2. в каком году была написана 5 симфония её тональность 3. что сказал композитор о теме вступления 4. расскажите о строение 1 части симфонии 5-ой укажите на тематическое родство её основных тем 5. какой характер имеет мелодия у гобоя в репризе. в каком ладу звучит здесь побочная партия 6. что представляют собою форма и темы. каково их тональное соотношение 7. расскажите о месте и значении скерцо в симфоническом цикле 8. как меняет в скерцо свой облик основная тема 5-ой симфонии. как звучит она в репризе 9. как происходит переход от третьей части симфонии к четвёртой 10. дайте характеристику основной темы финала. какова его тональность. звучит ли в финале лейтмотив симфонии 11. какие инструменты оркестра введены дополнительно в финал симфонии это всё про пятую симфонию который написал Бетховен. очень срочно пожалуйста

4. Первую часть открывает дважды повторенная фортиссимо тема судьбы. Главная партия сразу же активно развивается, устремляясь к вершине. Тот же мотив судьбы начинает побочную партию и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы. Контрастная по отношению к нему мелодия побочной, певучая и нежная, завершается, однако, звонкой кульминацией: весь оркестр в грозных унисонах повторяет мотив судьбы. Возникает зримая картина упорной, бескомпромиссной борьбы, которая переполняет разработку и продолжается в репризе.

темы излагаются все более мелкими длительностями, обрастают новыми мелодическими линиями, полифоническими имитациями, но всегда сохраняют ясный, светлый характер, становясь к концу части еще более величавыми и торжественными.

5. солирующий гобой декламирует ритмически свободную фразу.

6. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память.

7. Звучит в 3 части. Это совершенно необычно трактуемое скерцо — вовсе не шутка. Продолжаются столкновения, борьба, начавшаяся в сонатном аллегро первой части. Первая тема пред­ ставляет собой диалог — затаенному вопросу, звучащему еле слышно в глухих басах струнной группы, отвечает задумчивая, печальная мелодия скрипок и альтов, поддержанных духовыми. После ферматы валторны, а за ними весь оркестр фортиссимо утверждают мотив судьбы: в таком грозном, неумолимом варианте он до сих пор еще не встречался. Второй раз диалогическая тема звучит неуверенно, дробясь на отдельные мотивы, не получая завершения, отчего тема судьбы, по контрасту, предстает еще более грозной. При третьем появлении диалогической темы завязывается упорная борьба: с задумчивым, певучим ответом полифонически соединяется мотив судьбы, слышатся трепетные, молящие интонации, и кульминация утверждает победу судьбы.

8. Картина резко меняется в трио — энергичном фугато с подвижной мажорной темой моторного, гаммообразного характера. Совершенно необычна реприза скерцо. Впервые Бетховен отказывается от полного повторения первого раздела, как это всегда было в классической симфонии, насыщая сжатую репризу интенсивным развитием. Оно происходит словно вдали: единственное указание силы звучности — варианты пиано. Обе темы значительно изменены. Первая звучит еще более затаенно (струнные пиццикато), тема судьбы, утрачивая грозный характер, возникает в перекличках кларнета (затем гобоя) и пиццикато скрипок, прерывается паузами, и даже тембр валторны не придает ей прежней силы. В последний раз ее отголоски слышны в перекличках фаготов и скрипок; наконец, остается только монотонный ритм у литавры пианиссимо. И тут наступает удивительный переход к финалу.

9. Словно брезжит робкий луч надежды, начинаются неуверенные поиски выхода, переданные тональной неустойчивостью, модулирующими оборотами.

Ослепительным светом заливает все вокруг начинающиюся без перерыва 4 часть.

10. финал. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша, усиливая блеск и мощь которого композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо. Живо и непосредственно отражена здесь музыка эпохи Французской революции — марши, шествия, массовые празднества победившего народа. Рассказывают, что наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала вскочили с мест и отдали честь. Массовость подчеркнута простотой тем, преимущественно у полного оркестра, — броских, энергичных, не детализированных. Их объединяет ликующий характер, который не нарушается и в разработке, пока в нее не вторгается мотив судьбы. Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующая реприза утверждает победу народа. Продлевая сцены массового торжества, Бетховен завершает сонатное аллегро финала большой кодой.

11. композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо, которые звучат в финале.

Сонатная форма. Не всё так просто в музыке

Как композитор пишет музыкальное произведение? Наверное, у всех этот процесс протекает по-разному, ведь и сами произведения, даже у одного и того же композитора всегда разные. И тем не менее. Что бы там ни возникало в уме автора, как бы стихийно он ни вдохновлялся, как бы далеко и свободно ни простиралась его фантазия, в классической музыке при воплощении замысла существуют довольно жесткие рамки, в которые ему нужно уложить своё творение.

Композиторы многих европейских стран, опираясь на песенность и танцевальность, вырабатывая классическую ясность и динамичность музыкального языка, постепенно формировали новые жанры циклических инструментальных произведений - такие, как классическая симфония, классическая соната, классический струнный квартет. В них большое значение приобрела сонатная форма . Поэтому инструментальные циклы называют сонатными или сонатно-симфоническими.

В сонатной форме различаются три основных раздела: это экспозиция, разработка и реприза . В экспозиции сонатной формы предстают, как правило, две основные темы, более или менее различные по характеру. Сначала звучит тема главной партии , позднее появляется тема побочной партии . Только ни в коем случае не надо понимать определение "побочная" как "второстепенная". Ибо на самом деле теме побочной партии принадлежит в сонатной форме не менее важная роль, чем теме главной партии. Слово "побочная" употреблено здесь потому, что она, в отличие от первой, в экспозиции обязательно звучит не в главной тональности, а в другой, то есть как бы в побочной. В музыке классического стиля если главная партия в экспозиции мажорная, то побочная партия изложена в тональности доминанты (например, если тональность главной партии до мажор, то тональность побочной партии - соль мажор). Если же главная партия в экспозиции минорная, то побочная партия излагается в параллельном мажоре (например, если тональность главной партии до минор, то тональность побочной партии - ми-бемоль мажор).

Между главной и побочной партиями помещается либо небольшая связка , либо связующая партия . Здесь может появиться и самостоятельная, мелодически рельефная тема, но чаще используются интонации темы главной партии. Связующая партия выполняет роль перехода к побочной партии, в ней происходит модуляция в тональность побочной партии. Тем самым тональная устойчивость нарушается. Слух начинает ожидать наступления какого-то нового "музыкального события". Им и оказывается появление темы побочной партии. Иногда экспозиции может предшествовать вступление . А после побочной партии звучит либо небольшое заключение , либо целая заключительная партия нередко с самостоятельной темой. Так завершается экспозиция, закрепляя тональность побочной партии. По указанию композитора вся экспозиция может быть повторена.

Разработка - второй раздел сонатной формы. В нём темы, знакомые по экспозиции, выступают в новых вариантах, по-разному чередуются, сопоставляются. В таком взаимодействии участвуют чаще не целые темы, а вычлененные из них мотивы, фразы. То есть темы в разработке как бы дробятся на отдельные элементы, обнаруживая заключенную в них энергию. При этом происходит частая смена тональностей (главная тональность здесь затрагивается редко и ненадолго). Появляясь в различных тональностях, темы и их элементы как бы по-новому освещаются, показываются с новых точек зрения. После того как развитие в разработке достигает значительной напряженности в кульминации , его ход меняет направление. В конце этого раздела подготавливается возвращение в главную тональность, происходит поворот к репризе.

Реприза - третий раздел сонатной формы. Она начинается с возвращения главной партии в основной тональности. Связующая партия не уводит в новую тональность. Она, напротив, закрепляет главную тональность, в которой теперь повторяются и побочная, и заключительная партии. Так реприза своей тональной устойчивостью уравновешивает неустойчивый характер разработки и придаёт целому классическую стройность. Репризу иногда может дополнять заключительное построение - кода (происходит от латинского слова, означающего "хвост").

Итак, когда звучит произведение в сонатной форме, наш слух следит за сопоставлением и взаимодействием двух основных ( дополняющих их) тем - словно за развитием различных музыкальных событий , музыкального действия .

Классический сонатный (сонатно-симфонический) цикл - это уже отдельная большая тема.

Сонатную форму рассмотрим на очень хорошем примере - первой части Симфонии ми-бемоль мажор Йозефа Гайдна. Это одиннадцатая из двенадцати его "Лондонских симфоний". Она известна как "симфония с тремоло литавр". Её главной тональностью является ми-бемоль мажор . Внимательно читаем и слушаем:

Первая часть начинается медленным вступлением . Тихо звучит тремоло ("дробь") литавры, настроенной на тонику. Оно подобно отдалённому раскату грома. Затем плавными широкими "уступами" развёртывается сама тема вступления. Сначала её играют в октавный унисон виолончели, контрабасы и фаготы. Кажется, будто тихо наплывают, иногда приостанавливаясь, какие-то таинственные тени. Вот они колеблются и замирают: в последних тактах вступления несколько раз чередуются унисоны на соседних звуках соль и ля-бемоль, заставляя слух ожидать - что же будет дальше. И вдруг все радостно преображается: начинается экспозиция сонатного allegro. Вместо медленного темпа - быстрый (Allegro con spirito - "Быстро, с воодушевлением"), вместо тяжелых басовых унисонов - из тех же звуков соль и ля-бемоль в высоком регистре рождается первый мотив подвижной, заразительно весёлой, танцевальной темы главной партии . Все мотивы этой темы, изложенной в основной тональности, начинаются с повтора первого звука - словно с задорного притоптывания.

Двукратное проведение темы струнными инструментами piano дополняется буйным раскатом веселья, звучащим forte у всего оркестра. Этот раскат стремительно проносится, и в связующей партии опять появляется оттенок таинственности. Тональная устойчивость нарушается. Происходит модуляция в си-бемоль мажор (доминанту ми-бемоль мажора) - тональность побочной партии. В связующей партии нет новой темы, а слышится исходный мотив темы главной партии и отдалённое напоминание темы вступления.

Тема побочной партии - опять весёлая, танцевальная. Но по сравнению с главной партией она не столь энергична, а более грациозна, женственна. Мелодия звучит у скрипок с гобоем. Типичный вальсовый аккомпанемент сближает эту тему с лендлером - австрийским и южнонемецким танцем, одним из предков вальса.

Заканчивается экспозиция утверждением тональности побочной партии (си-бемоль мажор).

Экспозиция повторяется, и далее следует разработка . Она насыщена полифоническим имитационным и тонально-гармоническим развитием мотивов, вычлененных из темы главной партии. Тема побочной партии появляется под конец разработки. Она проводится полностью в тональности ре-бемоль мажор, далёкой от главной, то есть предстаёт как бы в новом, необычном освещении. А однажды (после общей паузы с ферматой) в басу возникают и интонации таинственной темы вступления. Разработка звучит преимущественно piano и pianissimo и лишь иногда - forte и fortissimo с отдельными акцентами sforzando. Это усиливает впечатление таинственности. Мотивы из темы главной партии в своём развитии походят порою на фантастический танец.

В репризе в тональности ми-бемоль мажор повторяется уже не только главная, но и побочная партия, а связующая пропускается. Некоторая таинственность появляется в коде . Она начинается, как и вступление, с темпа Adagio, тихого тремоло литавры и медленных ходов унисонов. Но вскоре, в самом конце первой части, возвращаются быстрый темп, громкая звучность и весёлые плясовые "притоптывания".

Симфония №7-последнее симфоническое сочинение Прокофьева.
Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы:

1.Какое место симфония занимает в творчестве композитора?
2.С чем связан замысел этого произведения?
3.Какова основная идея произведения?
4.Расскажите, каково строение симфонии.
5.Какую роль играет тема побочной партии первой части в драматургии всего цикла.

а вообще за такой ответ вам двойку поставят, потому что вы не понимаете о чем там написано) ) так что лучше берите в библиотеке учебник, монографию, ноты - слушайте симфонию и разбирайтесь))

Творчество Прокофьева сильно переоценено (наряду с Шостаковичем) .

Лучше послушайте Уствольскую. Шостакович называл ей гением, а Прокофьев преклонялся перед её талантом.

Прикладываю вторую симфонию:

Ключевые слова: поэма, Россия, Петербург, Пётр Первый, любовь к Петербургу, столица, пейзаж, планы Петра, контекстные синонимы.

В конце поэмы он является читателям уже не живым, мыслящим, мечтающим, а конной статуей, преследующей того, кто пытался ему возразить, при грозить, выразить своё мнение — Медным всадником.

Мы познакомимся пока только со вступлением к поэме, которое обращено к Петербургу и его основателю Петру Первому.

Города, как и люди, имеют свои даты рождения. Только след одних теряется в глубине веков, а другие известны точно. Известен и день рождения Петербурга: это 16 мая 1703 года, когда в день Святой Троицы в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость, которая и положила начало будущему городу. А 23 июня того же года началась закладка первого храма Петербурга в честь святых апостолов Петра и Павла.

Чем же было продиктовано решение Петpa об основании Петербурга?
В ходе Северной войны со шведами русская армия отвоевала в битве шведскую крепость Ниеншанц. Для того чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку от крепости город.

Он самостоятельно принялся обследовать ближайшие территории, чтобы найти более подходящее место — оно должно было находиться рядом с морем и быть при годным для жизни. Поиски привели его на Заячий остров. Вскоре здесь и выросли первые укрепления. Санкт-Петербург задумывался как портовый город, что также повлияло на выбор места его расположения.

На какие части можно разделить это вступление к поэме? О чём рассказывается в каждой из них?

Вступление отчётливо делится на три части. В первой рассказывается о планах и мечтах Петра, во второй — о рождении Петербурга, в третьей поэт объясняется в любви городу.

Какая из этих частей отражает взгляд Петра на Петербург, а какая — взгляд Пушкина? Обоснуйте своё мнение.

Первоначальный пейзаж, вглядываясь в который государь обдумывает рождение нового города, кажется унылым и даже угрюмым:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

В описании преобладают прилагательные и причастия: волны пустынные, берега мшистые, топкие, чёлн бедный, чухонец убогий, солнце спрятанное, лес, неведомый лучам … Всё будто дремлющее, не знающее ещё своей силы …

Обратим внимание на то, что в первых строках Пётр даже не назван по имени — только он курсивом. Почему?

Всем понятно, кто он, и в то же время это придаёт образу Петра особое величие, будто наделяет его какими-то особыми полномочиями и возможностями. Пушкин очень долго и кропотливо работал над началом поэмы. Посмотрите, сколько вариантов он сочинил и сколько отбросил.

На берегах варяжских волн
Стоял глубокой думы полн
Великий Пётр. Пред ним катилась
Уединённая (река?)

Однажды близ пустынных волн
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий муж. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

Однажды близ балтийских волн
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий царь. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

А что вышло в итоге? Сравните с окончательным вариантом. Что убрал, изменил Пушкин? Почему? Какое звучание это придало стиху?
Пушкин убрал все собственные имена (имя царя и географические названия). Отбросил эпитет великий по отношению к Петру, великими названы его думы. Заменил словосочетанием дум великих полн деепричастный оборот задумавшись глубоко, что сделало возвышенным рассказ о Петре-преобразователе и усилило масштаб планов Петра (думы свидетельствуют о более долгом процессе вынашивания желанного замысла, нежели деепричастный оборот задумавшись глубоко).

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Какая часть речи, на ваш взгляд, является главной в описании этих планов? (Глагол главенствует в этом отрывке: грозить, прорубить, стать, запируем. Причём все глаголы использованы в будущем времени.)

Сопоставим планы Петра с тем пейзажем, на фоне которого они рождаются. Пейзаж убогий, дикий, а планы грандиозные: природе и стихиям противопоставляется будущая цивилизация. Пётр ощущает себя творцом, который может облагородить землю, и Пушкин восхищается его волей и умением реализовывать масштабные замыслы. И это восхищение чувствуется в выделенном поэтом местоимении он, которое вместило в себя и его имя, и титул, и талант политика. Однако воплощение в жизнь великих замыслов государя было бы невозможно без Божьей помощи и без великого народа, жертвенного и терпеливого, способного на неустанный труд.

В первой части вступления к поэме пейзажам и планам Петра отводится равное место — по 11 строк, то есть они пока находятся в равновесии.

Вторая часть тоже состоит из 22 строк, и в ней тоже есть описание прежнего пейзажа. Найдите его.

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод …

Этот пейзаж занимает всего 5 строк. О чём это говорит? Что произошло? Что изменилось?
Прежний дикий, угрюмый пейзаж заменил пейзаж городской. Родился Петербург … Мечта Петра воплотилась в жизнь.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво …

Прекрасный город стал замечательным памятником его основателю.

Кого нет в описании этого города?
Человека! Его не видно за этими дворцами и башнями, мостами и садами. Конечно, он есть, и в каждом архитектурном памятнике Петербурга, в его величественных зданиях, набережных и мостах, садах и парках — след человека-труженика.

А где впервые чувствуется появление человека?
Человек появляется в третьей части вступления, и этим человеком является Александр Сергеевич Пушкин. Перечитаем эту часть. Литературоведы называют её гимном Петербургу. Попробуем доказать, что это справедливо. Найдите строки, где звучит открытое любование городом, восхищение его красотой. Прочтите их так, чтобы мы услышали это восхищение.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия …

Пушкинские слова стали своеобразным поэтическим заветом Петербургу: они невольно вспоминались в годы Великой Отечественной войны. Символом стойкости и непоколебимости стал этот город, переживший 900 дней и ночей страшной блокады. Все беды вынес на своих плечах вместе с городом и Медный всадник. Он оставался во время блокады на своём посту, бережно укрытый мешками с землёй, обшитый досками. И само его присутствие рядом с теми, кто защищал город от фашистов, внушало мысль о победе.

Читайте также: