Отключение цилиндров уаз ниссан

Обновлено: 05.07.2024


Теории сегодня будет очень мало. Троение мотора – это когда на четырёхцилиндровом моторе по какой-то причине в одном из цилиндров начинаются пропуски зажигания. Хотя как-то в Интернете мне встретилась забавная теория о том, что троение – это когда в четырехтактном моторе отсутствует один из тактов. Что ж, бывает. Комментировать это научное открытие не буду.


Подход к решению проблемы предлагаю не совсем стандартный. Мы пойдём не от причин к последствию, а наоборот – так, как мы с этим сталкиваемся в жизни. То есть сначала внимательно разберём, при каких условиях возникает троение, а уже исходя из этой информации, будем думать, почему оно может появиться. Начнём с самого простого случая – троения после утреннего пуска во влажную погоду.

Утро, дождь, нет искры

Ситуация: в тёплую и сухую или достаточно морозную погоду мотор утром заводится легко, а во влажную или в дождь – трудно. После пуска мотор троит, по мере прогрева начинает работать ровно. Это самый простой и классический случай, побороть который довольно просто.

Почти всегда в этом случае виновата система зажигания – высоковольтные провода или катушка зажигания. За ночь они могут отсыреть, и по их влажной поверхности начинает гулять убежавшая через пробой искра. По мере прогрева и высыхания проблема исчезает сама по себе, а утром появляется снова. В сухую погоду, конечно, значительно реже.


Разумеется, лучше всего было бы иметь на этот случай сканер: он позволил бы точно установить, в каком именно цилиндре начались пропуски. Дальше было бы проще: знаете, куда смотреть. Но если его нет, можно пойти по старинке: запустить мотор, дать ему чуть-чуть потроить, потом поочерёдно выкрутить свечи. Мокрая от бензина свеча укажет на тот цилиндр, который в сырую погоду ленится работать. Заодно, кстати, можно посмотреть и свечи. Замена свечей в этой ситуации помогает редко, но если они плохие – это повод поставить новые (только качественные и подходящие мотору, а не первые попавшиеся).


Реже в троении в сырую погоду виновата свеча. Установить её вину несложно: нужно переставить свечи местами. Если вместе со свечой в другой цилиндр перейдут и пропуски зажигания, то вина свечи доказана. Перестановка поможет найти и неисправную индивидуальную катушку – ту, которая ставится на каждую свечу отдельно.


Мотор троит под нагрузкой

Вот тут всё намного сложнее. Если троение начинается на больших оборотах и на высокой скорости, в первую очередь смотреть нужно именно свечи. Особенно если троение отмечается в каком-то определённом цилиндре. Если свечи на автомобиле недорогие, то их проще заменить. Прошла беда – хорошо, нет – нужно копать дальше. А копать без опыта в этом случае можно долго. Причин для троения на больших оборотах великое множество, и найти верную довольно сложно. Тут могут быть и неисправности датчиков, и пробой тех же катушек или проводов (но в этом случае, как я и говорил выше, неприятность более характерна для влажной погоды), и капризы бензонасоса или дроссельной заслонки. Бывает, что на высоких оборотах зависает клапан из-за нагара, сломанной или уставшей пружинки или мёртвого гидрокомпенсатора, или ЭБУ не может определиться с количеством подаваемого бензина из-за некорректных данных умершего лямбда-датчика. Одним словом, без опыта и инструментов найти причину неисправности будет сложно, и лучше сразу поехать в сервис.

Если хочется сделать хотя бы что-то самому, можно проверить, нет ли подсоса воздуха на впуске. Делать это имеет смысл в том случае, если страдают все цилиндры попеременно, а не какой-то один, а цвет бокового электрода свечи неестественно светлый, вплоть до бледного. Неучтённый ДАДом или ДМВРом воздух приводит к слишком бедной смеси, и наиболее заметно это как раз под нагрузкой. Если попытки что-то сделать самому не увенчались успехом, лучше не затягивать визит в автосервис: езда на слишком бедной смеси приводит сильному перегреву, прогару клапанов и калильному зажиганию.

Утром троит, после прогрева перестаёт, после нажатия на газ опять троит

Звучит сложно, но ситуация весьма распространённая. Чаще всего в ней виновато не зажигание, а питание. Первым делом выкручиваем свечи и смотрим на них. Скорее всего, одна из них будет в тёмном нагаре. Причина в этом случае – текущая форсунка. Чаще её проще поменять, но кто-то предпочитает форсунки чистить или проводить с ними другие реанимационные процедуры разной степени результативности. На многих машинах проверить исправность форсунки несложно: достаточно снять рампу с них и включить зажигание. Закапало из форсунки – она не держит давление и переливает. Отсюда и троение из-за слишком богатой смеси в цилиндре с такой форсункой. И не забудьте во время замены форсунки поставить новое уплотнительное колечко, иначе результаты ремонта радовать не будут. Вообще, конечно, снимать рампу самостоятельно захотят не все, но на некоторых машинах это сделать действительно несложно.


Похожие симптомы и при недостаточной эффективности работы бензонасоса. Свечи при этом отличаться нагаром не будут, но симптомы аналогичные. Пока обороты небольшие, топлива хватает, но если поддать газу – его будет уже недостаточно. К сожалению, для самостоятельной проверки бензонасоса нужен хотя бы манометр, чтобы замерить давление на топливной рампе. Характерная особенность – пропуски зажигания будут не в одном и том же цилиндре, а во всех. С неисправной форсункой, особенно при использовании сканера, перепутать сложно.

После пуска работает хорошо, троит по мере прогревания

В жизни такое случается редко, а поиск причины может затянуться. Скорее всего, без минимального набора инструментов найти причину будет сложно. Электрика в этом случае виновата редко, наиболее вероятная причина – чисто механическая. В первую очередь стоит проверить компрессию и регулировку клапанных зазоров. Скорее всего, где-то нарушен клапанный зазор. Впрочем, проверить свечи, провода и катушку лишним не будет – чем чёрт не шутит. Но потом всё равно придётся ехать в сервис для более серьёзной диагностики.

Я у мамы инженер!

Разумеется, многие причины троения мотора мы рассматривать не стали принципиально. Низкая компрессия, ошибки датчиков, расхождение фаз и многое другое я пропустил намеренно. Всё это сложно диагностировать без оборудования и без опыта. Да и встречаются такие неприятности намного реже пробитых проводов и полумертвого бензонасоса. Но методы элементарного поиска причины троения, описанные выше, могут помочь в очень многих случаях. Ну а чтобы не доводить ситуацию до необходимости искать убежавшую искру, достаточно только вовремя менять свечи и провода, проводить ТО и не забивать на мелкие недочёты в работе мотора.


В общем, много может быть всяких последствий, хотя всего этого можно было бы избежать ценой покупки какой-нибудь свечи за 300 рублей. Так что, если не получается сделать что-то самостоятельно, лучше сразу отдать машину в руки профессионалов. Иногда так выходит значительно дешевле.

P0300 – ошибка пропусков зажигания. причины, следствия, устранение

Практически каждый автовладелец, имеющий некоторые
проблемы в процессе эксплуатации своего авто, на протяжении всего
времени, самостоятельно устраняет небольшие поломки, либо же
производит необходимые замены каких-либо деталей. Но, к сожалению,
порой бывает необходима помощь специалиста из автомобильного
сервиса, поскольку у автолюбителей не хватает навыков, опыта или
знаний в какой-либо из областей, касаемо ремонта своего
транспортного средства. Но, не переживайте, ведь наша инструкция
поможет разобраться вам в этом и выполнить все своими
руками.

P0300 - ошибка пропусков зажигания. Причины, следствия, устранение

Ошибка P0300 – наличие пропусков зажигания: диагностика, ремонт, симптомы

Со всеми вероятными причинами появления пропуска зажигания и
появления ошибок р0301, р0302, р0303, р0304, какие бывают
последствия и методикой их устранения, мы поговорим более
обстоятельно.

Из-за чего появляется ошибка P0300?

Если возникает в движке пропуск зажигания, в трубе выпуска
бывает повышен уровень интоксикации газов выхлопа, что также
приводит к повышению градусов в катализаторном устройстве, из-за
этого он повреждается (сотки расплавятся, так как градусы бывают
более 800). На немногих автомобилях для снижения догорания
топливной смеси в катализаторе и, конечно, уровня токсичности, блок
ЕСМ улавливает частоту пропусков зажиганий, датчиком коленчатого
вала, распределительного вала и, к тому же, производит регистрацию
ошибки р0300, показывая об этом лампой чекэнджин. Помимо этого,
блок способен отключить форсуночки определенного цилиндра, где было
найдено пропускание. Нужно отметить, что часто появлением этой
ошибки заинтересовываются водители таких авто как Лачети, Матиз,
Приора и прочих ВАЗ на инжекторе, еще машины моделей Опель, Нисан,
Киа.

Когда появляется код ошибки Р0300?

Стоит отметить, что кодовое обозначение ошибочки Р0300 бывает
зафиксировано управляемым блоком только тогда, когда в некоторых
цилиндрах пропуски зажигания находятся единовременно, так как
пропуск в одном из них, может быть зафиксирован только после 2х
повторений сразу, здесь важным является частота вращательных
движений КВ. Вхолостую ошибочка будет занесена в память спустя три
с половиной минут деятельности движка, а на оборотиках больше двух
тысяч км – немного больше 1 минуты. Крайний показатель регистрации
DTC в памяти ЕСМ – больше 3,25
процентов, пропущенных вспыхиваний на тысячи оборотов. Когда
найдены пропуски зажигания лишь в конкретном цилиндре, то бывает
сформирована не ошибка р0300, а иная, с номером порядка
сгорательной камеры ДВС.

Еще про Ниссан: Замена маслосъёмных колпачков QR20 - стр. 6 - Двигатель - Клуб владельцев Nissan Liberty

Способ определения пропусков зажигания по
цилиндрам

Ошибочка р0300, p0301, p0302, p0303 и p0304 причины
появления

К несчастью, прибор для диагностирования не умеет находить
определенную причину неисправности и касаемо пропусканий зажигания
в двигательном цилиндре, но, более возможные поломки случаются в 2х
случаях – или нет горючего, или его нечем сжечь. Но, не спешите
испытывать радость от скорого нахождения причины ошибочки р0300,
так как это может стать и:

Ошибка P0300 – наличие пропусков зажигания: диагностика, ремонт, симптомы

Пропуски зажигания в цилиндре. Способ диагностирования
причины.

  1. В зажигательной системе:
  • выходят из строя зажигательные свечи;
  • пробоины высоковольтных проводов;
  • неисправна катушечка (либо модуль) зажигания;
  • прочие причины, которые связаны с проводами и разъемчиками в
    зажигательной системе.
  1. В системе питания:
  • топливная смесь низкого качества;
  • засорены форсунки;
  • очень загрязнен фильтр топлива;
  • малый нажим топливной смеси.

Ошибка P0300 – наличие пропусков зажигания: диагностика, ремонт, симптомы

Главные причины возникновения ошибки Р0300

3. В механизме впускания выпускания:

  • зажаты либо подвисают клапана;
  • подсасывается воздушная масса;
  • слабовата компрессия;
  • забито катализаторное устройство;
  • нарушена деятельность ГРМ.

4. В системе электроники управляемости:

  • сбиваются датчики КВ и РВ;
  • сбиваются датчики детонации;
  • сбиваются датчики расходования и градусов всасываемой воздушной
    массы;
  • сбивается ЭБУ.

не общая проблема множественных пропусков кроется в системе зажигания

Советы по проверке и устранению поломки

Сперва проверим при пропусканиях зажигания ВВ провода и
катушечки (модуль) зажигания. Частенько они бывают с выбитой
изоляцией, в обрывании или с масляной поверхностью. Проводку мы
измеряем с помощью мультиметра (хорошая сопротивляемость около 4-10
кОм), в режиме сопротивляемости. Для проверки отдельных
зажигательных катушек, нужно просто поменять местами с точно
рабочим цилиндром и снова убрать
ошибку. Если кодовое обозначение сменилось на номерной знак иного
цилиндра – выходит катушка сломана. С зажигательным модулем все не
так просто, необходимо его проверить с помощью тестера.

Все элементы механизма зажигания нужно проверять с большим
вниманием, есть ли следы изнашивания либо повреждения.

После, идем к зажигательным свечам – поврежден электрод,
неправильный зазорчик или нагар с маслом, случается отказ либо
нестабильно работают свечки.

Изоляция свечки должна быть белой, без желтеньких следов от
пробоин искорки. Достав свечку, чтобы осмотреть, измеряем
компрессию в цилиндрике. Если она понижена либо отсутствует – это
приведет к неполному сжиманию, а еще создаст проблемы возгорания
смеси.

Засорены форсунки топлива это
ведет к перебоям с подачей топливной смеси в сгорательную камеру,
но, к несчастью, без стенда быстро осуществить проверку не
получится. В данном случае, можно только порекомендовать добавить
топливную смесь с большим числом октана и поездить на авто немного
с повышенными оборотами (4-5 тысяч оборотиков).

В случае если давно не меняли фильтр топлива либо же
использовался нехороший бензин, то это частенько ведет к неверной
деятельности форсунки. Потому нужно вспомнить, когда вы меняли
фильтр и где заливали топливную смесь.

Заклинил клапан EGR либо произошла утечка
сквозь прокладочку коллектора впуска – то, что также, часто
становится причиной для выявления случайненьких пропусканий
воспламенения. Самостоятельно определить это вряд ли получится,
поэтому при диагностировании компьютером нужно уделить внимание
показателю долгосрочной коррекции топливной смеси. Он укажет
насколько ЭБУ восполнит дисбаланс в отношениях воздух/топливная
смесь. Если этот параметр в определенном цилиндрике отличается на
десять процентов, то это говорит об утекании вакуума, подсасывании
воздушной массы.

Хорошая корректировка не превысит один-три процента либо одну
сторону. Бывает также, но редко, что причиной нарушенного порядка
зажигания являются сбитые фазы распределения газа либо нарушенные
выводы газов отработки, они подконтрольны управляемому блоку и
помимо кодового обозначения Р030Х, бывают и прочие ошибочки,
которые касаются катализаторного устройства, кислородного датчика,
распределительных валов.

Диагностика пропусков воспламенения

Хотя на взгляд это и не заметно, но скорость вращения коленчатого вала постоянно меняется: в начале рабочего хода в одном из цилиндров скорость начинает расти, затем вновь снижаясь. Соответственно, сравнивая ускорения на отдельных участках венца, контроллер впрыска может рассчитать сравнительный вклад каждого цилиндра: отсутствие ускорения в момент начала рабочего хода в одном из цилиндров означает пропуск воспламенения в нем.

Стандарт OBD-II предусматривает для пропусков в конкретном цилиндре коды ошибок от P0301 до P0312 (от 1 до 12 цилиндра). Однако в случае, если неисправность не определяется в конкретном цилиндре, используется код P0300 – многочисленные беспорядочные пропуски воспламенения.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Как сказывается на работе двигателя ошибка p0300

Водитель до диагностики по поведению автомобиля может с легкостью определить, что диагностический сканер укажет на ошибку P0300, P0301 или другую из серии. Симптомы работы двигателя с рассматриваемой ошибкой характерные для проблемы пропуска зажигания:

Если возникли указанные симптомы и на панели приборов горит лампочка Check Engine, можно не сомневаться, что диагностический сканер покажет одну из ошибок семейства P0300.

Когда диагностируется ошибка p0300

Чтобы ошибка P0300 была определена и записана в память ЭБУ, системе необходимо определить наличие пропуска зажигания сразу в нескольких цилиндрах. Если двигатель работает на холостом ходу, то в память ошибка P0300 будет записана через 210 секунд после его запуска. Если обороты выше 2000 за минуту, то на запись ошибку в память уйдет меньше времени – порядка 1 минуты. Чтобы ошибка была определена системой, должно быть пропущено более 3,25% вспышек на 1000 оборотов коленчатого вала.

Можно ли ездить с ошибкой p0300?

Однозначно не стоит. Не забывайте, что диагностика пропусков воспламенения и введена для сбережения катализатора. И без того сомнительное удовольствие от езды с трясущимся мотором может быть дополнено спеканием или разрушением катализатора.

Причины возникновения ошибок серии p0300

Чтобы точно определить причину возникновения ошибки P0300, потребуется провести диагностику основных систем, при сбое которых она может возникать. Пропуск зажигания в цилиндре возможен в ситуации, когда нечего сжигать (то есть топливо не поступает или поступает некачественное) или не удается поджечь. Соответственно, основные причины возникновения ошибки P0300 следующие:

  • Неисправность системы питания. Подача в цилиндр некачественного топлива или его недостаточного количества. Например, такая проблема может быть вызвана засоренным топливным фильтром, слабым давлением при подаче топлива или проблемами с форсунками (образование нагара на них или загрязнение);
  • Неисправность системы зажигания. Из строя может выйти практически любой элемент, участвующий в поджигании топливовоздушной смеси. Наиболее частые проблемы: пробой высоковольтного провода, неисправная работа свечи зажигания, проблемы с катушкой или модулем зажигания, а также ряд других неисправностей, связанных с разъемами или проводкой;
  • Неисправности в системе впуска-выпуска. Если ошибка P0300 связана с данной системой, то весьма вероятно в этом виноват забитый катализатор. Также возможными причинами является подсос воздуха, проблемы с клапанами, низкая компрессия в цилиндре или неправильная работа газораспределительного механизма;
  • Неисправная работа электронных компонентов. Проявляться ошибка P0300 может при отсутствии сигналов с одного или сразу нескольких из следующих датчиков: коленчатого вала, детонации распределительного вала или температуры всасываемого воздуха. Также нельзя исключать ошибки в работе электронного блока управления.

Важно: Если диагностический сканер определил ошибку P0301, P0302, P0303, P0304 или другую, указывающую на проблемы в конкретном цилиндре, искать причину возникновения ошибки следует в системе зажигания.



Система отключения цилиндров. Лишь бы не работать

Система отключения цилиндров
© Фото: Volkswagen

Максимальная экономия достигается при езде с постоянной скоростью. Вождение при 50 км/ч на 3-й или 4-й передаче помогает экономить до 1 литра бензина на 100 км. Благодаря новой системе отключения цилиндров топливной экономичности двигатель TSI уже сегодня соответствует будущему европейскому экологическому стандарту Евро-6. Высокая экономичность не исключает комфортное вождение: даже на двух цилиндрах 1.4 TSI отличается превосходной сбалансированностью, тишиной работы и низкой вибрацией.

Система отключения цилиндров работает в диапазоне оборотов коленчатого вала от 1400 до 4000 мин-1 при крутящем моменте от 25 до 75 Нм. Этому диапазону соответствует примерно 70% расстояния, которое проходит автомобиль в европейском экономичном испытательном цикле движения. Как только водитель достаточно активно нажимает на газ, неработающие 2-й и 3-й цилиндры незаметно включаются. Режим вождения определяется с помощью датчика педали акселератора. Система отключения цилиндров не работает в том случае, если стиль вождения не подпадает под определенную схему, например при спортивном вождении по шоссе.

Система отключения цилиндров. Лишь бы не работать

Система отключения цилиндров
© Фото: Volkswagen

Алгоритм переключения режимов заложен в программу блока управления двигателем. Его разработка, по всей вероятности, потребовала многочисленных испытаний и последующей обработки результатов, но, с технической точки зрения, особой сложности не представляла. Куда интереснее не электронная, а гидромеханическая часть системы.

Система отключения цилиндров. Лишь бы не работать

Система отключения цилиндров
© Фото: Volkswagen

Этот механизм перенесли на крайние цилиндры двигателя TSI почти без изменений, установив вместо одного из кулачков круглую шайбу. Когда требуется отключить цилиндр, она занимает место кулачка, и клапан перестает закрываться. Чтобы снизить расход энергии (т.е. топлива) и не заставлять двигатель, уподобляясь компрессору, впустую качать воздух, открытыми оставляют все клапаны отключаемых цилиндров. Разумеется, прекращается и впрыск топлива через форсунки.

По всей вероятности, немецкие инженеры предусмотрели и такие теоретически возможные напасти. Что получилось в действительности, узнаем совсем скоро.

В течение многих лет специалисты, занимающиеся разработкой и эксплуатацией автомобильных двигателей, дискутируют о том, имеют ли практическое применение силовые агрегаты, оснащенные системами отключения цилиндров. В результате жарких споров они пришли к выводу, что такие механизмы целесообразно использовать только в двух случаях:

  • при возникновении аварийных ситуаций;
  • во время проведения диагностических работ, связанных с поиском неисправностей двигателей и/или тестированием их работоспособности.

Что касается отключения цилиндров автомобильных моторов с целью экономии горючего в процессе эксплуатации, то здесь мнения инженеров разделились.


Противники этой идеи, доказывая свою правоту, говоря что нецелесообразно, изготавливая сбалансированный силовой агрегат, затем оснащать его системой, которая способна снизить мощность. Они считают, что потребители, которых беспокоит проблема расхода топлива, могут выбрать себе автомобиль с двигателем, способным удовлетворить их требования.

Сторонники оснащения автомобильных моторов подобными системами доказывают, что в процессе эксплуатации транспортные средства функционируют с максимальной отдачей не больше 30% рабочего времени. Все остальное время моторы работают с неполной нагрузкой, что характеризуется повышенными потерями.

Несмотря на имеющиеся разногласия, практически все ведущие производители автомобильных моторов занимаются разработкой силовых агрегатов с системами отключения цилиндров.

Теоретически процесс отключения цилиндров очень прост — необходимо прекратить подачу топлива в них и закрыть впускные и выпускные клапаны газораспределительного механизма. Однако если перекрыть форсунки топливной системы мотора не составляет большого труда, то осуществить отключение клапанов достаточно сложно. И здесь все компании идут своим путем.

Немного истории

Впервые двигатели с системой, позволяющей отключать цилиндры в процессе эксплуатации, появился в 1981 году. Установлены они были на автомобилях Cadillac. Впускные и выпускные клапана на этих моторах закрывались электромагнитными катушками по команде, полученной от блока управления. Срабатывание катушек обеспечивало неподвижность клапанов.


В 1999 году аналогичная система появилась и на автомобилях Mercedes. Инженеры компании разработали оригинальные составные коромысла, части которых при срабатывании электромагнитного клапана разъединялись. При этом удерживались клапаны в закрытом состоянии специальными пружинами, а блок электронного управления прекращал подачу топлива в отключаемые цилиндры.

Концерн GM в 2004 году также оснастил ряд двигателей аналогичной системой, получившей название Displacement-on-Demand (рабочий объем по требованию). В них разъединение распределительного вала и соответствующих клапанов газораспределительного механизма происходит при помощи специальных толкателей.

Наиболее интересная конструкция была разработана конструкторами компании Honda в 2005 году. Система отключения цилиндров двигателя VCM (Variable Cylinder Management) самостоятельно отключает необходимое количество цилиндров при работе двигателя в различных режимах. Кроме того, она работает совместно с системой регулирования фаз и оснащена вспомогательными системами, которые:

  • снижают вибрации силового агрегата;
  • подавляют шум мотора в салоне.

Все разработанные в этот период (1981-2005) конструкции работали только с моторами, имеющими 6 или 8 цилиндров, объем которых составлял не менее трёх литров.

Современные системы

В настоящее время производители автомобильных моторов не прекратили работы по созданию эффективных систем отключения цилиндров и на 4-цилиндровых двигателях.

Интерес представляют разработки компаний:

  • Volkswagen, выпустившей на рынок двигатель 1,4 TSI (модификация CPTA), оборудованный системой отключения двух цилиндров АСТ (мощность 140 л. с.);


  • AUDI, специалисты которой разработали систему отключения цилиндров COD (Cylinder On Demand), используемую в различных типах силовых агрегатов — 1,4 TFSI COD, 4,0 TFSI COD и W12 COD;


  • Mitsubishi, разработавшей собственную систему MD (Modular Displacement) для 4- и 6-цилиндровых силовых агрегатов.

Принцип действия

Принцип работы систем отключения цилиндров теоретически одинаков для всех и заключается в том, что в определенные цилиндры перестает подаваться топливо и воздух. Кроме того, для них прекращается и искрообразование. Достигается это следующим образом:

  • впускные клапаны останавливаются в закрытом положении;
  • выключается подача топлива через форсунки;
  • отключаются цепи искрообразования;
  • выпускные клапаны останавливаются в закрытом положении в тот момент, когда в цилиндрах находится отработанный газ.

Подключение отключенных цилиндров двигателя осуществляется на такте впуска. Это делается для того, чтобы деактивированные цилиндры начинали работать, освобождаясь от отработанных газов.

С работой механизма отключения цилиндров двигателя можно подробно ознакомиться, посмотрев видеоролик

Важно! Использование технологий отключения цилиндров двигателя дает возможность существенной экономии топлива. При движении в условиях города экономия достигает 1 л топлива на 100 км, а при движении по трассе с крейсерской скоростью расход топлива может снизиться на 20%.

Читайте также: