Переключатель повышенной пониженной передачи камаз 5490

Обновлено: 04.07.2024

Не включается повышенная передача на Камазе,что может быть?

Перебрали делитель,переключил на пониженную, коробка работает,,не включается повышенная передача,хруст.Разобрали делитель все рабочее,не чего не сломано,все закручено,что может быть?

Перебрали делитель,переключил на пониженную, коробка работает,,не включается повышенная передача,хруст.Разобрали делитель все рабочее,не чего не сломано,все закручено,что может быть?

И как же это пройдено ?Не один нормальный камазист не будет задавать такие вопросы,там решений не так много.Хруст в зацепление происходит,недовключение.

И как же это пройдено ?Не один нормальный камазист не будет задавать такие вопросы,там решений не так много.Хруст в зацепление происходит,недовключение.

что надо сделать и как проверить ? есть вариант что механизм переключения глючит но воздух подается и слышны щелчки включения пониженной

Яж обьяснял,врубаешь монтажкой,и крепишь её,если не вышибает смотри приблуду на делителе,которая переключает.

что надо сделать и как проверить ? есть вариант что механизм переключения глючит но воздух подается и слышны щелчки включения пониженной

Может и прокололся,прошло более 6 лет,когда последнего камаза продал.Завтра зайду в магаз,гляну на синхрон.А регулировать,ты про винты,я не разу их не крутил на своей памяти.

Знаеш я встречал на дороге в Алдане хлопцев с Владика у них бронза стёрлась именно из-за этих болтиков и пришлось им в чужих краях снимать делитель и ставить другие так-как в делителе включались нейтральная.

Как ездить на КамАЗе? Вопрос вроде бы простой, поскольку принцип работы такого автомобиля мало чем отличается от принципа работы легковушек. Тем не менее, каждая система большегрузного автомобиля обладает своими особенностями, что, в первую очередь, справедливо по отношению к коробке передач на КамАЗе. Порядок переключения передач на КамАЗе является по-своему специфическим, и с ним мы собираемся вас познакомить ниже.

Как устроена КПП и как работает схема переключения передач на КамАЗе?

Чем отличается коробка передач КамАЗа и в чем заключается принцип ее работыКак осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном автоРазбираем схему переключения передач на КамАЗеСоветы по использованию КПП КамАЗа на подъемах, спусках и оледенелых дорогах

Чем отличается коробка передач КамАЗа и в чем заключается принцип ее работы

Практически все КамАЗы, которые встречаются на наших дорогах, оснащены механическими КПП, которые, в свою очередь, имеют только 5 ступеней скоростей. При этом переключение передач осуществляется привычным образом – нажатием педали сцепления и перемещением рычага коробки в необходимую позицию. Но есть здесь и свой нюанс: поскольку КамАЗ – это большегрузный транспорт, переводить рычаг коробки с одной передачи на другую необходимо поэтапно.

При этом на многих автомобилях для переключения с высшей передачи на низшую не требуется использование рычага КПП. Для этого водителю КамАЗа всего лишь необходимо поднять или опустить специальный рычажок – переключатель управления делителем передач, и на некоторое время выжать педаль сцепления. Передачи переключатся автоматически – при опущенном рычаге авто будет двигаться в облегченном режиме, а при поднятом в усиленном (рекомендуется включать при полной загрузке автомобиля).

Как осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном авто

Чтобы запустить двигатель большегрузного автомобиля, необходимо вначале детально разобраться в схеме КПП КамАЗа, которая немного отличается от привычной схемы коробки передач легковых авто. Аналогичным для таких автомобилей является лишь то, что во время запуска двигателя и попытки съехать с места обязательно выжимается педаль сцепления. После этого на КамАЗе предполагается переключение скоростей в несколько этапов. В качестве примера приведем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:

Однако все это следует выполнять с учетом следующих рекомендаций:

1. Перед тем, как тронуться с места на КамАЗе, обязательно разгоните коленчатый вал двигателя транспортного средства до 7 тыс. оборотов в минуту.

Важно! Правильный старт и езда на КамАЗе являются не только залогом слаженной работы трансмиссии грузового автомобиля, но и позволяют его владельцу и водителю существенно экономить на топливе.

Разбираем схему переключения передач на КамАЗе

Схема коробки КамАЗа с делителем не представляет собой ничего сложного, однако имеет некоторые особенности в зависимости от модели самой коробки. Рассмотрим их по отдельности.

Коробка передач модели 152

Обычно такие коробки передач устанавливаются на КамАЗы с дизелем, и чтобы разогнать такой автомобиль на ровной дороге, необходимо использовать схему переключения передач, о которой мы уже упоминали выше. Приведем ее в сокращенном варианте: 1В - 2В - ЗВ - 4Н - 4В - 5Н - 5В. При этом стоит помнить, что для переключения передач необходимо выполнять все действия в таком порядке:

1. Сначала переключаем режим работы КПП КамАЗа с дизелем с высшего на низший или наоборот при помощи специального рычажка.

2. Выжимаем сцепление.

3. Переключаемся при помощи рычага на нужную передачу, ни в коем случае не перепрыгивая через них, а включая все по порядку.

Коробки передач моделей 161 и ZF-9S109

Особенность таких коробок передач КамАЗа заключается в том, что переключение специальных повышенного и пониженного режимов у них осуществляется автоматически. То есть, если вы переключились с четвертой на пятую передачу, автоматически активируется высший режим, если же осуществите обратную манипуляцию – активируется пониженный. О том, что был активирован повышенный режим работы, вас обязательно оповестит специальный индикатор с лампочкой желтого цвета.

Советы по использованию КПП КамАЗа на подъемах, спусках и оледенелых дорогах

Порядок переключения передач на КамАЗе в штатных ситуациях на ровной дороге мы рассмотрели. Однако стоит также уделить внимание тому, как ездить на КамАЗе и переключать его КПП на подъемах, спусках и скользкой дороге, обнесенной льдом или залитой водой. Учтите, что все эти рекомендации будут полезны не только в аспекте экономии горючего, но и безопасности на дороге.

Как вести себя за рулем КамАЗа во время подъема на высокий склон

1. Во время переключения с первой на вторую передачу при подъеме на большегрузном авто обязательно необходимо применять метод двойного выжимания педали сцепления.

2. Для стабильной работы коленчатого вола во время переключения передач не стоит забывать и о педали подачи горючего, которую также необходимо периодически нажимать. Это позволит максимально эффективно преодолеть любой склон.

3. Количество оборотов коленчатого вала во время подъема не должно опускаться ниже отметки в 2 тыс. оборотов в минуту. Если подобное допустить, может перегреться или заглохнуть мотор, что при движении по оживленной трассе может привести к аварии.

Но самое важное во время подъема – это не забыть переключиться на нужный режим, что существенно облегчит работу двигателя и всех его систем, а также не позволит ему заглохнуть.

Как управлять КамАЗом на спусках

Многие водители во время спуска с горы или склона любят глушить двигатель, чтобы хотя бы немного сэкономить топливо. Действительно, в случае с легковыми автомобилями подобный способ движения является вполне приемлемым, так как благодаря склону и инерции автомобиль может продолжать движение еще достаточно длительный период времени. Но вот действовать так с коробкой передач на КамАЗе не стоит.

Дело в том, что если заглушить двигатель КамАЗа во время движения, его электроусилитель перестанет выполнять свою задачу, что может привести к блокировке рулевого колеса. Причина такой реакции связана еще и с тем, что торможение большегрузного автомобиля осуществляется не только благодаря прекращению работы двигателя, но и посредством активации вспомогательной тормозной системы.

При этом, если вы преодолеваете спуск и активировали вспомогательные тормоза, то ни в коем случае не выжимайте сцепление и не переключайтесь с одной передачи на другую. Не стоит думать, что такой подход к вождению может сильно износить двигатель. Не забывайте, что коробки передач КамАЗа конструкционно отличаются от привычных КПП на легковых автомобилях.

Как безопасно передвигаться на КамАЗе по оледенелой дороге

В таком случае особенно важно не только правильно использовать КПП КамАЗа с дизелем, но и не забыть о специальных цепях на колеса, которые облегчат и подъем, и обезопасят спуск по обледенелой дороге. Что же касается управления автомобилем, то обязательно учитывайте следующее:

1. Всегда держите большой запас свободного хода, чтобы избежать столкновений.

2. Для торможения обязательно используйте вспомогательную систему остановки двигателя.

3. Обязательно учитывайте тот факт, что во время экстренного торможения КамАЗом осуществляется блокировка колес его прицепа. По этой причине вас с большой вероятностью может сильно занести, поэтому на обледенелой дороге к такому торможению лучше не прибегать.

Важно! Никто не запрещает вам тормозить на обледенелой дороге только при помощи двигателя без вспомогательных систем. Однако при этом вы должны понимать, что такая эксплуатация будет негативно отражаться на состоянии двигателя. Поэтому при таком торможении обязательно переходите на пониженные передачи, что снизит скорость вращения коленчатого вала.

Несмотря на наличие большого количества особенностей, изучить схему переключения передач и особенности управления КамАЗом не так уж и сложно. Главное не забывать, что коробка передач на КамАЗе имеет повышенный и пониженный режимы работы, а также побольше тренироваться езде на таком авто на безопасных участках дорог.


Грузовые машины КамАЗ агрегатируются МКП, которые состоят из 5-ти ступеней. Координирование происходит за счет совместного воздействия на рычаг трансмиссии и сцепление. Поскольку машина изначально предназначается для транспортировки массивных грузов, то смена скоростей производится в несколько шагов.

Существует 2 режима функционирования МКПП:

Роль переключателя между режимами выполняет особый рычаг, который располагается на ручке коробки КамАЗа 154 типа и других. Если автомобиль не загружен, то рычаг опущен вниз, а на груженом – поднимается.

Передвижение на пустом автомобиле трудностей не вызывает, а вот езда на загруженном КамАЗе требует внимания.

Совет! Прежде чем говорить о запуске мотора большегрузного авто, следует понять схему КПП, которая имеет свои отличия от легковых машин.

Единственная схожесть агрегатов двух типов авто является обязательное выжимание сцепления при запуске ДВС. Дальнейшая смена скоростей на грузовом авто выполняется в несколько шагов.

Разберем, как активируются ступени на примере старта мотора на ровной трассе с твердым покрытием:

Как видно из разбора, основное правило передвижения с коробкой КамАЗа 4310 основывается на спокойном старте с пониженных передач и равномерной смене ступеней.

Схема трансмиссии грузовика с делителем выглядит достаточно просто, однако есть некоторые особенности, которые зависят от типа самой КПП.

Трансмиссия 152 агрегатируется на грузовик с дизельным ДВС. Для разгона такого транспорта требуется придерживаться схемы, о которой говорилось ранее: 1В – 2В – 3В – 4Н – 4В – 5Н – 5В.

Необходимо подчеркнуть, что это тип использует дополнительный одноступенчатый редуктор – делитель КамАЗа.


Особенностями моделей 161 и ZF-9S109 заключается в автоматической смене повышенного и пониженного режимов. Иными словами, при переключении с 4-ой на 5-ую скорость автономно задействуется высший режим. При выполнении обратного действия включается пониженный.

Справка! Водитель КамАЗа узнает о смене режимов благодаря световому индикатору с лампочкой.

Выше указана информация о смене ступеней на ровных и твердых участках дороги. Однако довольно часто встречаются трудные отрезки, например, подъемы, спуски, оледенение и заносы. Рассмотрим каждую ситуацию в отдельности.

На подъемах

  • при переходе с первой на вторую требуется использовать способ двойного нажатия на сцепление;
  • для исправного и бесперебойного функционирования коленвала при смене скоростей требуется периодически нажимать на педаль подачи горючего;
  • количество оборотов коленвала всегда должно быть не менее 2 тысяч об./мин.

Справка! Если количество оборотов падает ниже значения в 2 000, то возникает перегрев и остановка ДВС.

На спусках


Главное правило при спуске со склона заключается в запрете на выключение мотора. Если подобное не выполнить, то руль транспорта моет заблокироваться. Система торможения авто облает двойным усилением – за исключением торможения мотором есть дополнительная система остановки ДВС.

При езде с крутого склона с работающим вспомогательным торможением ненужно деактивировать сцепление и менять скорости.

На участках с наледью

Передвижение на этом отрезке трассы выполняется с наибольшим запасом хода и скорости. Остановку требуется выполнять совместно со вспомогательной системой.

Справка! При совершении экстренной остановки сначала останавливаются колеса прицепа. Подобное требуется с целью избегания заноса автомобиля.

В некоторых случаях разрешается выполнять остановку двигателем. Это изнашивает силовой агрегат, но значительно сокращает тормозной путь.

Следует предотвратить буксование колес, для этого требуется своевременно задействовать пониженную передачу. Это позволит уменьшить интенсивность кручения коленвала относительно коробки передач на КамАЗе ZF.

Координирование при заносе машины

Главное требование состоит в том, чтобы водитель КамАЗа не выключал сцепление. Переключение ступеней на МКПП типа DT производится так, что позволяет ехать с наибольшим запасом хода. Это позволяет восстановить направление движения по самому разнообразному дорожному покрытию.

Важная информация! При заносе, руль требуется вращать в ту же сторону, куда тянет грузовик.

Если КамАЗ сбился с курса и вошел в занос, то требуется прекратить движение. Сначала отключается мост дифференциала. Трогаться с места требуется с повышенной передачи. Когда авто вернется на трассу, мост вновь активируется.

Необходимо постоянно наблюдать за поведением тахометра. Принцип того, как активируются ступени на грузовике на наиболее популярных видах трансмиссий, дает возможность минимального потребления горючего. Точное увеличение или снижение передачи при контроле функционирования коленвала приводит к повышению скорости движения авто, а также способствует уменьшению риска перегрева ДВС.

КПП на КамАЗе, метод переключения и тонкости контроля не имеют существенных отличий от таковых на легковой машине. Рекомендуется лишь помнить основные нюансы функционирования коробки, чтобы понимать, как включаются скорости на грузовике.


Привет, давно не писал нового по машине. Напишу о проблемах, с которыми столкнулся за это время:
1. Съедает резину снаружи на передних колесах абсолютно на всех машинах. Каждые 30тыс.км переворачиваю резину, чтобы износ был более-менее равномерно. К лету при пробеге примерно 250тыс.км уже полезет корд, если не поменять
2. Решетки на туманки необходимы. Кто поленился поставить — ездят с разбитыми
3. У всех подтёки с бачка гура. Знакомый написал, что можно вылечить, если снять крышку, вырезать из пластиковой канистры шайбу по диаметру бачка, с отверстием под шпильку и щуп. Пока сам не пробовал
4. Перетерся провод по гофрой рычага кпп на переключение делителя.


Провод обрезали и спаяли. Все заработало
5 Газовое оборудование периодически глючит. Выдает ошибку и не включается. Лечится стравливанием газа с инжектора. Перекрываем главный кран подачи газа сзади кабины, поднимаем кабину, откручиваем грязезащитный щиток мотора слева и шестигранником на 5 стравливаем газ.


Для того чтобы не задирать кабину каждый раз, сделал дырку в этом щитке и заткнул ее резиновой заглушкой.
6. Необходимо проводить профилактику автономки раз в полгода, если не хотите чтобы она в один прекрасный день перестала запускаться. Чистить от нагара и менять фильтр-сеточку. Или хотя бы возить с собой сеточку и прокладку, чтобы починить в дороге.
7. В морозы ниже -20° газ начинает отключаться при нагрузке- при резком нажатии на газ или на подъёме. Так и не понял причину. Сейчас такая же проблема началась постоянно, даже при плюсовой погоде. Записался на ремонт- вскрытие покажет. Оказалось проблема в редукторе. Стал выдавать меньше давление. Делали в сервисе без моего присутствия, как-то настроили и проблема пропала. Однако зачем-то обновили заводскую прошивку по газу. Похоже изменилась пропорция расхода дт-газ. Теперь метана тратится гораздо больше( хватало на 400-500км, теперь на 350-400км), при этом расход дизеля упал примерно на литр
8. Кабины очень холодные. В морозы под 30 в неутепленной кабине на стоянке не больше 15-18 градусов. Я утеплил летом полностью, включая шахту и двери. Не жалуюсь, нормально тепло внутри.
9. Выкидывайте сразу на новых машинах родные брызговики. Снег налипает и оттрясывает крылья. То слабнут, то ломает трубы. Да и сами брызговики из дешевского пластика- отламываются. Лучше резиновые или вообще без брызговиков ездить. Я нашел от скании пластиковые брызговики- поставил их.
10. Выключатель массы. при расцепке открутил клеммы с массы. Было все в грязи и провода позеленели. Очистил щеткой и вд-шкой, закрутил обратно и обмазал литолом. Если не сделать, то нижний провод отгнивает от клеммы. Уже не раз говорили коллеги.
11. Периодические глюки проводки. Лечится снятием клемм с аккумуляторов на несколько минут. Кто-то ещё советует снятые клеммы сомкнуть меж собой
12. Пошла трещина по кронштейну газовых баллонов. На ближайшем ремонте будем заваривать.


13. Ниже блока предохранителей стоит преобразователь 24/12. К нему ничего не запитывайте. Это отдельный преобразователь на газовое оборудование. Почему-то камазовцы поставили 12вольтовое газовое оборудование. Для массового производства могли бы 24вольтовое оборудование заказать. Штатный преобразователь спрятан где-то под спальником в районе автономки у задней стенки под пластиком. Тоже не понял зачем его туда запихнули
14. На двух машинах из нашей партии (30штук) заклинила помпа. Вещь как оказалась достаточно дефицитная. В Тюменский камаз-центр, например везли из нашего сервиса в Нижнем.
15. Ограничитель скорости в камазе как и в других тягачах, с завода установлен на 90км/ч, но зачем-то при ускорении под горку уже при 95км/ч включается моторный тормоз. Это как минимум небезопасно, ведь дорога может быть скользкой. Не разогнавшись и тормозив весь спуск, начинаешь тянуться и газовать в подъем, вместо того чтобы пол-подъема вылетать по инерции. Это сильно влияет на расход. Чтобы он не включался единственный вариант- передвинуть ограничитель, а это грозит неприятностями от руководства.
16. Заправочный вентиль газовых баллонов начинает закисать и тяжелее открываться-закрываться. На нескольких машинах настолько туго, что провернулась ручка вентиля, и теперь кран не открывается, нужно ставить новый. У себя попытался при пустых баллонах разработать вд-шкой. Вроде стал полегче поворачиваться.
17. Несколько раз поправлял трапик за кабиной. На поворотах с подъемом его задевает прицепом, сдвигает с места и гнет, после чего он начинает болтаться. Чтобы в один момент его не провернуло и не намотало на кардан, я его снял

Не пугайтесь, что столько расписал, я думаю нет абсолютно надёжных маших, даже иномарок. Если машиной заниматься иногда, а не только в телефоне сидеть на стоянке, то все будет ок. В целом машина нравится.


Привет, давно не писал нового по машине. Напишу о проблемах, с которыми столкнулся за это время:
1. Съедает резину снаружи на передних колесах абсолютно на всех машинах. Каждые 30тыс.км переворачиваю резину, чтобы износ был более-менее равномерно. К лету при пробеге примерно 250тыс.км уже полезет корд, если не поменять
2. Решетки на туманки необходимы. Кто поленился поставить — ездят с разбитыми
3. У всех подтёки с бачка гура. Знакомый написал, что можно вылечить, если снять крышку, вырезать из пластиковой канистры шайбу по диаметру бачка, с отверстием под шпильку и щуп. Пока сам не пробовал
4. Перетерся провод по гофрой рычага кпп на переключение делителя.


Провод обрезали и спаяли. Все заработало
5 Газовое оборудование периодически глючит. Выдает ошибку и не включается. Лечится стравливанием газа с инжектора. Перекрываем главный кран подачи газа сзади кабины, поднимаем кабину, откручиваем грязезащитный щиток мотора слева и шестигранником на 5 стравливаем газ.


Для того чтобы не задирать кабину каждый раз, сделал дырку в этом щитке и заткнул ее резиновой заглушкой.
6. Необходимо проводить профилактику автономки раз в полгода, если не хотите чтобы она в один прекрасный день перестала запускаться. Чистить от нагара и менять фильтр-сеточку. Или хотя бы возить с собой сеточку и прокладку, чтобы починить в дороге.
7. В морозы ниже -20° газ начинает отключаться при нагрузке- при резком нажатии на газ или на подъёме. Так и не понял причину. Сейчас такая же проблема началась постоянно, даже при плюсовой погоде. Записался на ремонт- вскрытие покажет. Оказалось проблема в редукторе. Стал выдавать меньше давление. Делали в сервисе без моего присутствия, как-то настроили и проблема пропала. Однако зачем-то обновили заводскую прошивку по газу. Похоже изменилась пропорция расхода дт-газ. Теперь метана тратится гораздо больше( хватало на 400-500км, теперь на 350-400км), при этом расход дизеля упал примерно на литр
8. Кабины очень холодные. В морозы под 30 в неутепленной кабине на стоянке не больше 15-18 градусов. Я утеплил летом полностью, включая шахту и двери. Не жалуюсь, нормально тепло внутри.
9. Выкидывайте сразу на новых машинах родные брызговики. Снег налипает и оттрясывает крылья. То слабнут, то ломает трубы. Да и сами брызговики из дешевского пластика- отламываются. Лучше резиновые или вообще без брызговиков ездить. Я нашел от скании пластиковые брызговики- поставил их.
10. Выключатель массы. при расцепке открутил клеммы с массы. Было все в грязи и провода позеленели. Очистил щеткой и вд-шкой, закрутил обратно и обмазал литолом. Если не сделать, то нижний провод отгнивает от клеммы. Уже не раз говорили коллеги.
11. Периодические глюки проводки. Лечится снятием клемм с аккумуляторов на несколько минут. Кто-то ещё советует снятые клеммы сомкнуть меж собой
12. Пошла трещина по кронштейну газовых баллонов. На ближайшем ремонте будем заваривать.


13. Ниже блока предохранителей стоит преобразователь 24/12. К нему ничего не запитывайте. Это отдельный преобразователь на газовое оборудование. Почему-то камазовцы поставили 12вольтовое газовое оборудование. Для массового производства могли бы 24вольтовое оборудование заказать. Штатный преобразователь спрятан где-то под спальником в районе автономки у задней стенки под пластиком. Тоже не понял зачем его туда запихнули
14. На двух машинах из нашей партии (30штук) заклинила помпа. Вещь как оказалась достаточно дефицитная. В Тюменский камаз-центр, например везли из нашего сервиса в Нижнем.
15. Ограничитель скорости в камазе как и в других тягачах, с завода установлен на 90км/ч, но зачем-то при ускорении под горку уже при 95км/ч включается моторный тормоз. Это как минимум небезопасно, ведь дорога может быть скользкой. Не разогнавшись и тормозив весь спуск, начинаешь тянуться и газовать в подъем, вместо того чтобы пол-подъема вылетать по инерции. Это сильно влияет на расход. Чтобы он не включался единственный вариант- передвинуть ограничитель, а это грозит неприятностями от руководства.
16. Заправочный вентиль газовых баллонов начинает закисать и тяжелее открываться-закрываться. На нескольких машинах настолько туго, что провернулась ручка вентиля, и теперь кран не открывается, нужно ставить новый. У себя попытался при пустых баллонах разработать вд-шкой. Вроде стал полегче поворачиваться.
17. Несколько раз поправлял трапик за кабиной. На поворотах с подъемом его задевает прицепом, сдвигает с места и гнет, после чего он начинает болтаться. Чтобы в один момент его не провернуло и не намотало на кардан, я его снял

Не пугайтесь, что столько расписал, я думаю нет абсолютно надёжных маших, даже иномарок. Если машиной заниматься иногда, а не только в телефоне сидеть на стоянке, то все будет ок. В целом машина нравится.

Читайте также: