Перезагрузка эбу ваз 2114

Обновлено: 05.07.2024

Здорово, Отцы!
Исходные данные: машина ВАЗ-2114, ЭБУ Bosch 7.9.7, МК Multitronics x140 (маршрутный комп купил неделю назад).

МК показывал ошибки датчика скорости (я и сам знал, что глючит) и датчика фаз (это было новостью для меня).

Поменял сегодня датчик фаз на новый и сбросил коды ошибок при работающем двигателе. Двигатель дернулся, чуть взвыл, но продолжал работать. Заглушил с нехорошим предчувствием. После этого двигатель заводился, но сразу же глох, если не газовать. Матерные слова, пинание колес и протирка стекол не помогли. Помогло только отключение клеммы аккумулятора на 10 минут. В мануале к МК не нашел, можно или нет сбрасывать коды ошибок при работающем двигателе. В интернете пишут, что нельзя.

Сия ситуация сподвигла меня на вопросы:
1) После сброса кодов ошибок с помощью МК происходит ли с нуля цикл обучения ЭБУ?
2) При замене неисправных датчиков не лучше ли для верности сдергивать клемму аккумулятора, чтобы ЭБУ переобучился с нуля?
3) Правильно ли я понимаю, что самоисчезновение кодов ошибок из МК свидетельствует о том, что проверка данной системы происходит периодически и при последней проверке ошибок не было.

P.S. После скидывания клеммы на МК ошибка 1602 (прерывание питания ЭБУ), боюсь сбрасывать. :-))))

На мультитрониксе всегда так и сбрасывал на заведённом. Правда ошибки были в основном пропуски зажигания из-за подыхающих катушек зажигания, пропадание какого-то сигнала, уже не помню точно. И датчики не дохли, только РХХ два раза менял, но об этом МК не сигнализировал.

Сбрасывал на ходу именно на 7.9.7 когда из-за пропусков зажигания отрубило одну форсунку и затроило.
Скинул - и машинка поехала как новая.

тогда попутный вопрос в тему (чтоб ветки не плодить)

это от МК зависит или от мозгов? я просто на январе 5,1 сбрасывал с помощью "МК15" несколько раз прям на ходу. не было никаких глюков. это сейчас новые мозги такие копризные или комп вырезает ошибку с мясом?

Выходит, что стирают ошибки и при работающем двигателе.

не очкуй, сбрасывай и эту.. но на заглушенном. и впредь сбрасывай только на заглушенном при включенном зажигании.

Ставил себе Мультитроникхс 15, на работающем моторе ошибки не скидывал, а при выключенном легко. Ошибка сбрасывалась, все было Ок.

Эх. получается, что не зря пишут.

Русский человек руководство по эксплуатации читает в двух случаях, когда все варианты испробованы и не получается, и когда уже всё сгорело.

Сброс ЭБУ (как по включению) и Инициализация ЭБУ- Работаю на МТ-10,пользуюсь этими сбросами при диагностике и ремонте, но не понимаю разницы. Объясните или дайте ссылку, плиз. Спасибо.

malagar

Сброс ЭБУ (как по включению) и Инициализация ЭБУ- Работаю на МТ-10,пользуюсь этими сбросами при диагностике и ремонте, но не понимаю разницы. Объясните или дайте ссылку, плиз. Спасибо.

Сброс ЭБУ, равнозначен отключению зажигания, а инициализация равнозначна полному отключению питания, с очисткой данных по адаптации, и самообучению.
Инициализация актуальна в первую очередь на блоках МП7, 7.9.7

Не могу сказать что понял. Сброс ЭБУ ещё и удаляет ошибки, иногда включает БН, иногда нет. Инициализация ещё включает и, я так понимаю, переустанавливает РХХ. При вкл. выкл. зажигания ошибки ведь не удаляются!

malagar

Не могу сказать что понял. Сброс ЭБУ ещё и удаляет ошибки, иногда включает БН, иногда нет. Инициализация ещё включает и, я так понимаю, переустанавливает РХХ. При вкл. выкл. зажигания ошибки ведь не удаляются!

Сброс ошибок - это дело не самое главное. Принципиальная разница в очистке данных самообучения (это обучение коррекции времени впрыска по лямбде, обучепние смещения РХХ, в системах с матмоделью сброс адаптации пускового топлива, адаптации УОЗ и адаптации момента).

malagar

Доброго дня всем!! А подскажите, инициализацию ЭБУ нужно за заведеной машине делать или достаточно включеного зажигания?

remauto

MMAGS

remauto

Сброс ошибок - это дело не самое главное. Принципиальная разница в очистке данных самообучения (это обучение коррекции времени впрыска по лямбде, обучепние смещения РХХ, в системах с матмоделью сброс адаптации пускового топлива, адаптации УОЗ и адаптации момента).

Буйный

Инициализация ЭБУ,новой реализации таких как Я7.2 и +БОШ 7.9.7 и +,М73 и.т.д. это очистка данных из памяти ОЗУ сродни снятия клеммы с аккамулятора.Обязательно надо делать при замене датчиков,чтобы снять адаптацию ЭБУ к старым датчикам и стереть обучение по ДК.

kimmaster

Инициализация ЭБУ,новой реализации таких как Я7.2 и +БОШ 7.9.7 и +,М73 и.т.д. это очистка данных из памяти ОЗУ сродни снятия клеммы с аккамулятора.

Иногда владельцы таких авто сами при замене датчиков снимают клемму, но при этом иногда ХХ сильно плавает то вверх, то вниз. А если потом я сканером произвожу инициализацию, то все приходит в норму. ИМХО, снятие клеммы с АКБ и инициализация не взаимозаменяемы.

kimmaster

Вы же правильно написали, что при инициализации обнуляется все обучение по датчикам, ИМ, по коррекциям. И ЭБУ становится как чистый лист, необученный. И все неправильные коррекции, адаптации, а также и правильные, все пропадают. Из-за этого после инициализации может не с первой секунды завестись. Потом всё обучится по новой. Но только через некоторое время.
А при сбросе клеммы АКБ фактически происходит только стирание ошибок, сброс контроллера, а все обучение остается на месте.
Когда делал эксперименты, то при сбросе контроллера авто не глохло, а при инициализации глохнет всегда. Со старыми системами сброс клеммы АКБ помогает, но там и мозги попроще.

То что глохнет сам замечал после сканера!Так это понятно ОЗУ пустое и его надо чем-то заполнить,чтобы было с чем сравнивать. Мне не понятно что делает ПО сканера при инициализации ЭБУ кроме отключения неотключаемого питания с ЭБУ.


Распространенные неисправности ЭБУ и их причины

Электронная система управления может выйти из строя по разным причинам. Так или иначе, автовладелец в таком случае столкнется с необходимостью проведения диагностики, чтобы точно определить неисправность блока, поскольку в большинстве случаев эти устройства ремонту не подлежат. Как показывает практика, даже специалисты обычно не берутся за ремонт девайса, а просто меняют его на новый. Но в любом случае, перед тем, как попрощаться с ЭБУ, необходимо тщательно разобраться в том, по каким причинам он вышел из строя.

Контроллер электронной системы управления мотором российского производства

По мнению многих электриков, с которыми мы консультировались при написании этого материала, основной причиной выхода из строя блока являются скачки напряжения в бортовой сети. Перенапряжение же обычно появляется в результате короткого замыкания одного или нескольких соленоидов.

Но это — только одна из самых распространенных причин, по факту их значительно больше:

В любом случае, по какой бы причине девайс не вышел из строя, проведение ремонта или его замена должны осуществляться после того, как будет выполнена полная диагностика модуля. Необходимо также помнить, что характер поломки может сообщить о возможных неисправностях, присутствующих в работе других систем. Если эти неисправности не будут устранены, это приведет к тому, что новый девайс также выйдет из строя.

Если нет связи с ЭБУ и девайс по каким-то причинам отказывается, автовладелец может заметить это по таким симптомам:

  1. На приборной панели не горит значок Check Engine, появляющийся при определении неисправностей в работе двигателя. Либо же этот значок может мигать или появляться не сразу. Если индикатор мигает, необходимо удостовериться в том, что проблема заключается не в самой лампочке, после этого уже проверять сам блок.
  2. При попытке подключить ЭБУ своими руками к диагностическому разъему сканер начал выдавать неверные данные, которые вызывают у вас сомнения. То есть информация может в корне отличаться от той, которая должна быть. Если нет связи с ЭБУ, то сканер может и вовсе не распознать это устройство.
  3. Силовой агрегат автомобиль работает со сбоями, троит, может не заводиться или заводиться через раз, также он может даже дымиться. При этом никаких причин такому поведению, в том числе перегрева, нет.
  4. Зажигание автомобиля стало работать с пропусками.
  5. Вентилятор охлаждения двигателя может включаться произвольно, без команды блока управления.
  6. В автомобиле начинают выходить из строя предохранительные элементы, при этом они перегорают неоднократно, а видимых причин тому нет. Если предохранители перегорают, это обычно связано с перенапряжением в бортовой сети или на определенном участке электроцепи, но диагностика не выявляет скачков напряжения.
  7. С различных датчиков импульсы не поступают либо поступают, но нерегулярно.
  8. Кроме того, еще одним симптомом может служить некорректная работа педали газа. Когда водитель жмет ан педаль, она может реагировать на нажатие с замедлением или очень туго. Такой признак является наиболее верным, особенно, если раньше педаль работала в нормальном режиме.
  9. Также на корпусе устройства могут быть видны следы повреждений. Например, это могут быть выгоревшие контакты либо следы подгорания на проводах.
  10. Еще один признак — отсутствие сигналов управления системой зажигания или топливным насосом, регулятором холостого хода и прочими устройствами, работу которых контролирует ЭБУ (автор видео о самостоятельной диагностике — Владимир Чумаков).

Как самостоятельно осуществить диагностику блока?

На первый взгляд может показаться, что диагностика ЭБУ — это сложная задача, с которой справится далеко не каждый. Действительно, произвести проверку своего блока не так просто, но имея теоретические знания, их вполне можно применить на практике.

Необходимые инструменты и оборудование

Чтобы проверить работоспособность модуля самому, нужно будет выполнить ряд действий для подключения к ЭБУ.

Для выполнения проверки вам потребуются следующие устройства и элементы:

  1. Осциллограф. Понятное дело, что такое устройство есть не у каждого автолюбителя, поэтому если у вас его нет, то можно использовать компьютер с заранее установленным на него необходимым диагностическим софтом.
  2. Кабель для подключения к устройству. Вам нужно выбрать адаптер, который поддерживает протокол KWP2000.
  3. Программное обеспечение. Найти диагностический софт сегодня — не проблема. Для этого достаточно промониторить сеть и найти программу, которая подойдет для вашего транспортного средства. Программа подбирается с учетом авто, поскольку на разных машинах ставятся разные блоки управления.

Алгоритм действий

Процедура диагностики электронной системы управления рассмотрена ниже на примере модуля Бош М 7.9.7. Эта модель блока управления является одной из наиболее распространенных не только в отечественных машинах ВАЗ, но и на авто зарубежного производства. Также нужно отметить, что процесс проверки описан на примере использования программного обеспечения KWP-D.

Итак, как проверить ЭБУ в домашних условиях:

Но такой вариант проверки наиболее актуален, если компьютер видит блок. Если же у вас возникли проблемы с подключением к нему, то вам потребуется электрическая схема устройства, а также мультиметр. Сам тестер или мультиметр можно купить в любом тематическом магазине, а электросхема контроллера ЭСУД должна быть в сервисном мануале. Саму схему нужно наиболее внимательно изучить, это потребуется для проверки.

В том случае, если контроллер ЭСУД будет указывать на определенный блок, а не демонстрировать беспорядочные данные, то в соответствии со схемой его нужно найти и прозвонить. Если точной информации нет, то единственным выходом будет диагностика всей системы, как мы уже сказали выше, одной из основных неисправностей считаются пробои.

После того, как пробой будет найден, необходимо произвести проверку сопротивления и точно выявить, в каком месте зафиксирован кабель. Вам нужно будет припаять соответствующий новый провод параллельно старому, если причина кроется в пробое, то эти действия позволят устранить неисправность. Во всех других случаях проблему смогут решить только квалифицированные специалисты.

Из видео, размещенного ниже, вы можете узнать, по каким причинам между контроллером ЭСУД и ноутбуком может отсутствовать связь при проведении диагностики (автор ролика — канал Billye espada).


Электронный Блок Управления двигателя (ЭБУ, "мозги") — это мозговой центр любого мотора, который содержит в себе набор микропрограмм и алгоритмов, необходимых для правильной работы двигателя и всех его систем.

Большое количество датчиков, расположенных по всему автомобилю, снимают показания с тех или иных устройств и передают их в ЭБУ, после чего "мозги" корректируют работу определенной системы.

В этой статье я расскажу про ЭБУ ВАЗ 2114-2115, вы узнаете об основных функциях, особенностях, а также распространенных неисправностях этого узла.

Физическое расположение

ЭБУ "четырнадцатой" располагается в салоне прямо под панелью приборов. В случае необходимости можно получить доступ к "мозгам" со стороны пассажира, для этого придется демонтировать декоративную накладку. Если в ходе диагностики была обнаружена неисправность блока управления, понадобится его демонтаж для более детального изучения или ремонта. Перед этим необходимо обесточить автомобиль, путем отсоединения клемм от АКБ. Нарушение правил демонтажа, а также любые эксперименты с напряжением могут безвозвратно испортить ЭБУ.

На ВАЗ 2114-15 устанавливались ЭБУ следующих моделей:

  • Январь ("4", "5.1.Х", "7.2");
  • BOSCH ("M1.5.4", "M7.9.7");
  • ИТЕЛМА 5.1;
  • GM-09.

Как это работает?

Основным исполнительным элементом блока управления является микропроцессор, он обрабатывает полученную информацию, производит подсчеты и отдает команды, корректируя работу всех систем. Руководствуется процессор заложенной микропрограммой, в которой четко прописаны все сценарии работы мотора и всех его систем "на все случаи жизни".

ЭБУ получает информацию от таких датчиков:

  1. Кислородный датчик (лямбда-зонд);
  2. ДМРВ (датчик массового расхода воздуха);
  3. ДПКВ (датчик положения коленвала);
  4. ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки);
  5. ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости);
  6. Датчик включения вентилятора;
  7. Датчик детонации;
  8. Датчик скорости;
  9. Выпускной клапан.

Поступившие данные обрабатываются, после чего корректируется работа мотора или отдельных его систем. Так, исходя из тех или иных потребностей могут корректироваться:

    ; ;
  • Количество топлива в топливовоздушной смеси (ТВС — "бедная" или "богатая").
  • Контроль за токсичностью выхлопа;
  • Работа вентиляторов и т. д.

Кроме того, ЭБУ имеет отношение, а также получает информацию от таких систем как ABS, ESP, подушки безопасности и системы пассивной безопасности, а также противоугонной системы.

Кроме микропроцессора в ЭБУ есть и другие модули

ОЗУ – Оперативное Запоминающее Устройство или, проще говоря, оперативная память. Любые изменения в работе мотора и каждая неисправность будет фиксироваться и храниться в памяти ОЗУ. Ошибки хранятся до тех пор, пока вы не выключите зажигание. После этого ОЗУ обнуляется до тех пор, пока вы снова не запустите мотор. После запуска двигателя происходит самодиагностика всех систем, датчики посылают информацию о состоянии вещей в тех или иных узлах, ЭБУ анализирует полученные данные и на основании собственных алгоритмов принимает решение все хорошо или нет. Если какие-то данные не соответствуют понятию "норма", формируется ошибка и записывается в память, а водителю выдается предупреждение на панель приборов. Как правило, это либо "Check Engine" или другой индикатор, который загорается на приборке.

ППЗУ — Программируемое Постоянное Запоминающее Устройство — это аналог ОЗУ, разница лишь в том, что в этой памяти хранится микропрограмма (прошивка) ЭБУ и набор необходимых алгоритмов управления двигателем. Этот тип памяти не обнуляется, это своего рода "жесткий диск" если переводить на комп. терминологию. Коррекция этой микропрограммы позволит изменить или перенастроить работу некоторых систем и показатели двигателя в целом, в народе это называют "перепрошивкой мозгов".

ЭРПЗУ – электрически репрограммируемое постоянное запоминающие устройства. В этом модуле находятся секретные коды доступа и различные пароли, обеспечивающие безопасность авто. При каждом запуске двигателя набор паролей и кодов сопоставляется с паролями в иммобилайзере, если все "ок" мотор запускается.

Диагностика неисправностей

Чтобы причитать ошибки в ЭБУ необходим специальный диагностический сканер, без него узнать почему, к примеру, горит "Чек" — невозможно. После нахождения ошибок они расшифровываются, после чего следует диагностика или ремонт конкретного узла. Просто "сбить" ошибки — не правильно, это и есть ошибка, поскольку это лишь очистить память ЭБУ, но ни в коем случае не решит проблему.

Неисправности ЭБУ и причины выхода из строя

Понять, что блок управления работает некорректно можно не сразу, проявляется это по-разному, это могут быть сбои в работе некоторых систем двигателя, проблемы с диагностикой самого ЭБУ. Возможны не логичные хаотичные появления, а также исчезновения ошибок и проблем по двигателю и авто в целом. Проще говоря "глюки", их может заметить опытный специалист.

Среди причин можно выделить:

Ремонт электронного блока управления двигателем

В большинстве случаев, неисправные "мозги" просто меняют на новые, вот бы так и у людей можно было, да? 🙂 Но, бывают случаи, когда проблема заключается в банальной необходимости пропайки некоторых контактных групп или замены простейших элементов. В таких случаях ремонт ЭБУ возможен при условии, что этим будет заниматься квалифицированный специалист.

Читайте также: