Перезарядка аккумулятора ваз 2109

Обновлено: 07.05.2024

Автомобиль ВАЗ 2109. На клеммы аккамулятора на холостом ходу поступает 15,5-16v поменял "шоколадку" не чего не изменилось. Что смотреть дальше? Из за чего такой вольтаж? Генератор какой то старый (говорят) "спутник" что ли, на них зап. частей нет по этому "шоколадка" стоит не в генераторе а вынесена и закреплена на корпусе. (это так на всякий случай пишу)

Речь идёт о генераторе предыдущего поколения. Тогда и машина ВАЗ называлась "Спутник". О ней и речь. В тех моделях реле -регулятор изготавливался в виде платы шоколадного цвета - отсюда и прозвище "шоколадка". А была модель, в которой реле-регулятор выносилась из корпуса генератора и крепилась отдельной деталью на правом брызговике в подкапотном пространстве.

У меня была такая же ситуация. Дело в том, что эти "шоколадки" и "таблетки" очень часто идут бракованные, их надо прямо не отходя от магазина ставить и проверять, если выдают больше или меньше, тут же менять на другую. Сам недавно ставил новую "таблетку" выдавала 17 В!! ! Поставил другую - 14 В, как и положено.

супер пупер у тебя генератор! поставь реле перенапряжения чтобы больше 12 вольт не пропускал да и делов то

У тебя где-то между генератором и шоколадкой падение напряжения (плохой контакт). Падение напряжения на 0,5-1в. дает перезаряд на 3-5вольт! Проверено!

Попробуйте проверить обмотки генератора на наличие междувиткового замыкания и на отсутствие замыкания с массой. По какому прибору определяли напряжение? Шоколадка новая или из б/у? Какое напряжение выдает сама АКБ?

Для того чтобы аккумуляторная батарея служила долго и не преподносила неожиданных сюрпризов, она должна правильно обслуживаться и заряжаться. В противном случае АКБ обязательно подведет, причем в самый неподходящий момент. В этой статье мы выясним, почему может происходить перезаряд аккумулятора автомобиля и чем это может грозить.

Чем грозит перезаряд и почему он происходит

Прежде всего выясним, почему может происходить перезаряд? Основная и, пожалуй, единственная причина – повышенное напряжение в бортовой сети после пуска двигателя. В исправном автомобиле оно не должно превышать 14-14.3 В. При таком напряжении АКБ заряжается до нормы, и процесс автоматически прекращается, поскольку напряжение на батарее и в бортовой сети выравнивается. При неисправности цепей питания от генератора напряжение в бортовой сети может подняться, и в этом случае перезаряд неизбежен.

Почему происходит перезаряд аккумулятора и чем это грозит

При сильно завышенном напряжении происходит интенсивное газовыделение за счет электролиза воды. Причем настолько сильное, что клапаны, встроенные в АКБ и предназначенные для сброса избытка газов, не справляются со своей работой. Результат очевиден – аккумулятор разрывает в буквальном смысле слова.

Почему происходит перезаряд аккумулятора и чем это грозит

В этом случае мы получаем следующие проблемы:

Типовая схема зарядки АКБ автомобиля

Почему происходит перезаряд, мы выяснили: повышенное напряжение, поступающее в бортовую сеть с генератора. Но из-за чего это может случиться? Чтобы разобраться в этом вопросе, а тем более его решить, нужно познакомиться с принципиальной схемой бортовой сети. Конечно, вся она нам не нужна – нас интересует только та ее часть, что отвечает за зарядку. Для примера взглянем на типовую схему зарядки автомобилей ВАЗ.

Почему происходит перезаряд аккумулятора и чем это грозит

На схеме цифрами обозначены:

  • 1 – аккумуляторная батарея;
  • 2 – генератор со встроенным выпрямителем (30) и реле-регулятором (15);
  • 3 – реле управления контрольной лампой заряда АКБ;
  • 4 – монтажный блок с предохранителями;
  • 5 – замок зажигания;
  • 6 – контрольная лампа заряда АКБ;
  • 7 – вольтметр, показывающий напряжение в бортовой сети;
  • 8 – комбинация приборов.

Принцип работы схемы

Рассмотрим принцип работы узла, схема которого приведена выше. После включения замка зажигания (5) напряжение с аккумуляторной батареи (1) через предохранитель (9) монтажного блока (4) поступает на реле-регулятор и далее на обмотку возбуждения генератора (2). Одновременно то же напряжение через предохранитель 10 подается на реле контрольной лампы (3), саму лампу (6) и вольтметр (7).

Пока генератор не работает (двигатель не запущен), реле не сработало, контрольная лампа горит (нет зарядки), вольтметр показывает напряжение на АКБ. Запускаем двигатель (узлы запуска на схеме не показаны). Генератор начинает вырабатывать напряжение, которое поступает на АКБ и в бортовую сеть. За его величиной следит реле-регулятор. Если напряжение превышает положенное, реле снижает напряжение на обмотке возбуждения. Если ниже – повышает. Таким образом, реле управляет работой генератора, следя за тем, чтобы он выдавал то, что нужно, не больше и не меньше.

Очень многие блогеры считают, что реле-регулятор отключает генератор после того, как АКБ зарядится. Это абсолютная чушь, созданная одним “специалистом” и содранная для своих блогов точно такими же “спецами”. Никто ничего не отключает. Генератор при запущенном двигателе работает ВСЕГДА, питая все бортовые устройства, включая систему зажигания.

Типовые неисправности

А теперь выясним, какие причины могут влиять на критическое повышение в бортовой сети и, как следствие, вызывать перезаряд. Вариантов тут немного:

  1. Неисправность реле-регулятора. Если на обмотку возбуждения генератора (см. схему выше) постоянно подаются все 12 В, то напряжение в бортовой сети может подскочить до 16-80 В.
  2. Неисправность генератора. Если нижний по схеме вывод обмотки возбуждения закоротит на корпус, то произойдет точно такая же ситуация, что и при выходе из строя реле-регулятора.

Важно! В некоторых случаях повышение напряжения в бортовой сети может быть вызвано пробоем выпрямительных диодов. Они размещены в генераторе. Это крайне редко, но случается.

Что делать и как устранить проблему

Прежде всего необходимо убедиться, что перезаряд действительно есть. Очень может быть, что причиной является неисправность датчика напряжения. Поэтому, прежде чем разносить свой автомобиль на куски, заводим двигатель и измеряем мультиметром напряжение на клеммах батареи. Если оно в пределах нормы, то, скорее всего, достаточно просто заменить вольтметр, встроенный в панель приборов.

Почему происходит перезаряд аккумулятора и чем это грозит

Если напряжение все же завышено, то придется искать неисправность. Наиболее вероятная причина – выход из строя реле-регулятора. В зависимости от модели автомобиля и года его выпуска реле может располагаться как в моторном отсеке (обычно на колесной арке, но не всегда), так и входить в состав генератора.

На современных автомобилях оно почти всегда установлено непосредственно на генераторе!

реле-регулятор

Если замена реле-регулятора не принесла результата, то придется демонтировать генератор и прежде всего проверить все диоды в выпрямительном мосте, предварительно отключив от него все обмотки (крепятся под гайку). Находится мост под задней крышкой генератора, но в некоторых модификациях придется серьезно разобрать генератор, предварительно его сняв. Прозваниваем мультиметром, включенным в режим проверки диодов.

Почему происходит перезаряд аккумулятора и чем это грозит

Ну и остался сам генератор. Прозваниваем его обмотку возбуждения при снятом реле-регуляторе. Она не должна звониться на корпус. На этом, пожалуй, все. Теперь мы знаем, чем грозит перезаряд АКБ, и даже можем попробовать устранить эту неисправность своими силами.

Перезаряд аккумулятора - причины, последствия

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Что такое перезаряд?

Если объяснить на пальцах, это достаточно простой процесс – уже заряженный АКБ, генератор продолжает заряжать и заряжать. В составе электролита, есть доля воды, причем достаточно большая порядка 65% (остальной состав серная кислота 35%), при нормальном стечении обстоятельств аккумулятор набирает заряд (поднимает плотность до нужного уровня) и отключается, таким образом, его напряжение составляет 12,7 Вольта, это усредненное 100% напряжение на многих батареях.

генератор автомобиля

При неполном заряде АКБ вы просто не запустите свой автомобиль, а вот при перезаряде аккумулятор может просто взорваться.

Причины этого явления

зарядка

  • Вышел из строя сам генератор, такое тоже бывает. Например, сменили реле, а ничего не помогает, постоянно идет зарядка! Нужно ремонтировать или менять генератор, здесь ремонт уже сложнее и дороже.

вышел из строя генератор

Вольтметр ВАЗ

Это самые распространенные причины, по которым заряд идет сверх нормы, по сути тут ломаться больше нечему, если у вас не какой-то Лексус в котором датчиков просто уйма, там может быть еще что-нибудь, хотя как мне кажется и там, навряд-ли.

Благо в новых автомобилях, у вас загорится два индикатора на панели, это CHECK ENGINE, а также значок батареи.

Последствия перезаряда

Итак, для тех, кто верит в то, что все это несерьезно и с этим можно ездить, посвящается, разложу по пунктам:

  • Перезаряд вызывает кипение электролита, он выплескивается на поверхность аккумулятора, а после стекает на многие детали под капотом, например: — клеммы, патрубки, металл кузова, радиатор, провода и т.д. Так как здесь присутствует кислота (пусть не концентрированная), но все равно она может разъесть все то, что я вам перечислил, пусть не сразу, но она это сделает.

электролит убежал

  • Окисление клемм. Так как кислота попадает на клеммы, они будут очень быстро окисляться, появится зеленый налет.

Окисление клемм

Взорвался аккумулятор

  • Могут не выдержать некоторые предохранители, потому как они не рассчитаны на 17 Вольт.
  • Если накрылось реле регулятора, то иногда оно может греться, причем до такой степени что чуть ли не плавится, а это косвенно может вызвать пожар, ну или поправится проводка.

Устраняйте эту поломку это серьезно! Поверьте! У меня АКБ взрывался на старых ВАЗ.

Думаю, вам была полезна эта статья, читайте наш АВТОБЛОГ, будет еще много интересного.

(71 голосов, средний: 3,59 из 5)

Автомобилисты справедливо поддержат утверждение о том, что при использовании качественной батареи и при её разумной эксплуатации, АКБ не создаёт никаких особых проблем в течение всего эксплуатационного срока. Некоторые аккумуляторы служат столько же, сколько и машина, то есть необходимость в их замене возникает не так часто.

Процесс перезаряда АКБ

Но иногда АКБ оказывается под влиянием повышенных нагрузок, эксплуатируется в экстремальных условиях. Одним из наиболее опасных явлений считается перезаряд.

Не все автолюбители знают, что это такое и в чём реальная угроза. Этот пробел в знаниях обязательно нужно заполнить, дополнительно разобравшись в том, как правильно действовать при возникновении такой ситуации.

Понятие о перезаряде

Тут всё просто. Это заряд АКБ выше нормы. Но не совсем понятно, что считать нормой.

В случае с легковыми авто штатные показатели напряжения на клеммах батареи, которая полностью заряжена, составляет примерно 12,7 В. Как только двигатель запускается, показатели падают. Это связано с тем, что батарея отдаёт часть заряда для пуска.

В дальнейшем, когда двигатель уже работает, в дело вступает генератор. Он питает бортовую часть авто, подавая напряжение около 14,5 В. Ток идёт и на пластины электрода АКБ, и тем самым запускаются процессы восстановления. То есть батарея восполняет утраченный заряд.

Но если процесс заряда происходит в условиях повышенного напряжения, превосходящего отметку в 20 В, и это происходит достаточно долго, решётки электродов в аккумуляторе начинают сильно нагреваться. Вода внутри АКБ постепенно испаряется и кипит. Параллельно, из-за испарения воды, увеличивается концентрация серной кислоты. Её плотность повышается. Вода при кипении распадается на 2 составляющие. Это водород и кислород. Избыток газа не успевает выйти из АКБ. В этот момент перезаряд несёт в себе наибольшую угрозу, поскольку корпус АКБ может деформироваться и даже разорваться.

В основном такая проблема характерна для старых иномарок и подержанных отечественных автомобилей. Перезаряд на более современных и сравнительно новых авто маловероятен. Но и его исключать нельзя.

Не последнюю роль играет качество самой АКБ. Потому выбирать аккумулятор следует тщательно и согласно рекомендациям автопроизводителя.

Поскольку перезаряд несёт в себе потенциальную угрозу, следует узнать его характерные признаки и способы, позволяющие избежать подобных ситуаций.

Перезаряд аккумулятора автомобиля

Признаки перезаряда

Логично начать с вопроса о том, в чём состоит причина, из-за которой идёт активный перезаряд аккумулятора, и как можно определить неисправность. Ведь ещё недавно функционировал нормально и не создавал автовладельцу никаких проблем.

Поскольку зарядный ток на АКБ идёт от генератора, во многом именно последний зачастую провоцирует перезаряд.

Поставить точный диагноз о наличии перезаряда, когда на АКБ идёт больший ток, чем требуется, можно с помощью обычного мультиметра.

  • Мультиметр переводится в режим измерения постоянного тока. Предел будет составлять в районе 20 В.
  • Щупы прибора соединяются с клеммами батареи. Соблюдайте правильную полярность. На минус идёт чёрный провод, а на плюс красный.
  • Если АКБ полностью заряжена, при выключенном моторе напряжение должно составлять 12,7 В.
  • Теперь двигатель запускается.
  • В случае исправного генератора, реле и бортовой сети, мультиметр будет показывать около 14,5 В. Допускается погрешность в 0,5 В в любом направлении.

Определить факт перезаряда можно и по внешним симптомам. Это следы подтекающего электролита на корпусе батареи, окислившиеся клеммы. Также может помочь информация от штатного бортового компьютера.

Одним из характерных признаков перезаряда является чрезмерная яркость работы подсветки приборной панели и салона.

Заметив подобные признаки, стоит предпринять соответствующие меры по их устранению.

Высокая яркость подсветки приборной панели

Последствия частого перезаряда

Автомобилисту стоит задуматься о возможных последствиях постоянного перезаряда аккумулятора, поскольку здесь речь идёт не только о тратах на замену АКБ, но и о риске столкнуться с неисправностями электросистемы машины.

Потому обязательно изучите список того, чем потенциально опасен частый или постоянный перезаряд автомобильного аккумулятора.

  • При перезаряде закипает электролит. Это кислота, частично вытекающая постепенно из АКБ. При длительном кипении серная кислота попадает на кузов, радиатор, проводку, шланги и прочие компоненты подкапотного пространства. В итоге элементы разъедает.
  • Если перезаряд незначительный, электролит будет накапливаться на корпусе батареи и оседать на клеммах в виде конденсата. Это влечёт за собой окислительные процессы, ухудшение контактов. Проявляется это в виде зелёного налёта.
  • Испарения ведут к снижению уровня электролита внутри АКБ. Часть электродов не покрываются специальным раствором, пластины чрезмерно нагреваются, они осыпаются. Банки может замкнуть, и батарея выйдет из строя.
  • Сильный и постоянный перезаряд ведёт к сильному перегреву, из-за которого происходит распад электролита. Газовая смесь из водорода и кислорода вполне могут взорваться, и вся кислота выльется под капот.
  • Сгорают предохранители, лампы приборной панели, отказывает электроника.
  • В самых сложных ситуациях проводка бортовой сети плавится, не исключается возгорание машины.

Да, на начальных этапах опасность не такая серьёзная. Но игнорирование симптомов перезаряда может спровоцировать опасные и порой катастрофические последствия.

Наиболее чувствительными в отношении перезаряда считаются AGM аккумуляторы.

Связано это с тем, что электроды здесь разделяются с помощью сепараторов из стекло-матового материала. При нагреве электролит испаряется, пластины высыхают. Активная смесь может осыпаться, и АКБ под замену.

Но и к гелевыми ситуация не лучше. При такой проблеме оседает гель, оголяется верх пластин, и они замыкаются. Только замена АКБ поможет в такой ситуации.

Устройство AGM аккумулятора

В чём причины и как их устранить

Теперь остаётся только разобраться с причинами перезаряда аккумулятора и их устранением. Делать это своими руками либо обращаться за помощью к специалистам, каждый решает для себя сам.

  1. Неисправность реле генератора. Чуть ли не самая распространённая причина того, что идёт активный и постоянный перезаряд аккумулятора. Диагностируя неисправность и пытаясь выяснить, в чём причина, зачастую оказывается, что проблема наблюдается со стороны регулятора реле. Причём само реле рабочее, но функционирует неправильно. За счёт реле бортовое напряжение не переваливает за отметку в 14,5 В. Если оно окажется неисправным или с заводским браком, тогда реле будет пропускать больший ток. В итоге перезаряд хоть и не сильный, но стабильный и постоянный. Решение вполне закономерное. Это замена проблемного реле.
  2. Поломка реле генератора. В этом случае при оборотах двигателя будет наблюдаться сильный перезаряд автомобильной АКБ, поскольку реле выпало из цепи, и теперь напряжение идёт от генератора прямо к аккумулятору. Ограничитель в виде реле уже не активен. Иногда напряжение, подающееся на АКБ, может превышать 20-24 В. Это уже серьёзный перезаряд. Нужно опять-таки заменить реле.
  3. Проблемы со стороны генератора. Чаще всего диагностируется повреждение диодного моста, якоря или обмотки. В итоге часть напряжения проходит мимо реле, и губит АКБ. Решить проблему можно путём ремонта генератора. Если это невозможно, тогда полная замена.
  4. Нарушение контактов в электроцепи. Если контакт плохой, тогда реле может воспринимать это как превышение нормальной нагрузки бортовой сети. Чтобы компенсировать проблему, регулятор начинает пропускать напряжение с большими параметрами, чем нужно. Отсюда и перезаряд. Следует проверить визуально контакты, прозвонить их мультиметром. Обнаруженные проблемы устраняются очисткой контактов или заменой проводки.
  5. Некорректная работа зарядного устройства. Порой перезаряд возникает не из-за генератора, а от отдельного зарядного устройства. Старые модели имеют ручную настройку. Выбрав неправильный режим, АКБ можно вывести из строя.

Реле генератора на замену

Некоторые автомобилисты, чтобы реанимировать старую батарею, пытаются специально повысить заряд путём преднамеренного увеличения плотности используемого электролита. Но это может губительно сказаться на АКБ.

Меры по защите от перезаряда

Чтобы предотвратить заряд, изобретать велосипед не нужно. Сами автопроизводители делают всё возможное для защиты от подобных явлений.

Наглядным примером является функционал современных бортовых компьютеров. Они могут в режиме реального времени отображать рабочие параметры АКБ, а электроника будет следить за состоянием и регулировать корректность функционирования.

Поскольку некоторые автомобили долгое время стоят без дела, восполнять заряд за счёт генератора не всегда получается. Приходится снимать АКБ и использовать зарядное устройство. Рекомендуется обзавестись недорогим, но хорошим зарядным девайсом с автоматической регулировкой напряжения.

Зарядка полной батареи

Напоследок стоит ответить ещё на один вопрос. Связан он с тем, можно ли выполнять зарядку автомобильного аккумулятора, если в нём наблюдается перезаряд.

Если перезаряд связан с генератором, то до его ремонта или замены позволяют генератору взаимодействовать с аккумулятором не стоит.

Если заряд у АКБ полный, то ставить его на зарядку можно исключительно при использовании исправного зарядного устройства с автоматической регулировкой напряжения.

При этом прибор должен отображать текущие параметры. Если же ЗУ будет неправильно регулировать напряжение в процессе восполнения АКБ, то в случае подключения к устройству заряженной АКБ начнётся активное вскипание электролита. Одновременно упадёт показатель ёмкости АКБ.

Если и проводить подобные манипуляции, то только тогда, когда АКБ разрядится хотя бы до 60-70%.

В каждом случае есть определённая причина, которая провоцирует такое изменение нормального состояния аккумулятора. Её нужно найти, устранить и только после этого продолжать эксплуатацию своего автомобиля.

Читайте также: