Пьеса весна и осень свиридова определить лад

Обновлено: 05.07.2024

Одно из самых известных произведений выдающегося русского композитора XX века Г. В. Свиридова кантата "Снег идёт" создана по произведениям поэта Бориса Леонидовича Пастернака "Снег идёт", "Душа" и "Ночь". Следует заметить, что до Свиридова никто из композиторов не писал музыку к стихотворениям Пастернака.

В данной музыкальной композиции автор отразил не только зарисовку зимней природы. Композитор показал в ней отношение человека ко времени в целом, здесь отражены его мысли и о быстротечности человеческой жизни, и о монотонность времени, и о смертности человека. В начале кантаты, которую иначе еще называют триптихом (она состоит из трех частей) несколько раз повторяются монотонно слова: "снег идет", это повторение напоминает нам однообразное монотонное тиканье часов.

Средняя часть кантаты — тоже монотонная, лирическая, ещё более скорбная, чем первая часть.

По своей мелодичности центральная тема напоминает слушателю грустную песню. Она заставляет всех нас задумываться о конце жизни, о смысле жизни, наталкивает на тяжелые скорбные мысли.

И совершенно непохожа на первые два фрагмента третья, завершающая часть кантаты. Она неожиданно светлая. Эта часть более динамичная, подвижная и даже мажорная, в ней звучат быстрые и легкие аккорды, исполняющиеся в отрывистом темпе. Эта финальная часть по замыслу композитора должна исполняться детским хором.

Завершающий фрагмент кантаты символизирует, как мне показалось, будущее, возрождение жизни, смену поколений. На смену старому всегда приходит новое и молодое. Все плохое и тяжёлое когда-нибудь кончается. И вот закончится ночь, и легкий, свежий, пушистый снежок заискрится под утренними солнечными лучами. Закончилась ночная метель, и жизнь продолжается. Именно такой образ представляется мне при прослушивании кантаты талантливейшего композитора современности Георгия Васильевича Свиридова "Снег идет".

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Пробуждать интерес к музыке, развивать эмоциональное восприятие.

Прослушать и проанализировать музыкальные произведения.

Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкаль­ную память, вокально-хоровые навыки при разучивании песни и прослушивании музыкальных произведений.

Добиваться эмоциональной отзывчивости.

Содействовать проявлению музыкального вкуса.

Магнитофон, аудиозаписи музыкальных произведений для слушания и исполнения, наглядные таблицы и иллюстрации, карточки, портрет Г. В. Свиридова, фортепиано.

II. Повторение пройденного материала

Ребята, на уроках IV четверти мы говорим о развитии музыки и средствах музыкальной выразительности. Посмотрите на наш цветик-семицветик.

– Какие средства музыкальной выразительности мы уже изучили на предыдущих уроках? (Мелодия, темп, динамика)

Сейчас я вам напомню попевку, которую разучивали на прошлом уроке, а вы внимательно её прослушайте и назовите средство музыкальной выразительности.

Учащиеся определяют динамическое развитие как основное.

— Что такое динамика? (Изменение громкости; сила звучания)

— Как изменялась динамика в попевке? (Музыка звучала сначала тихо, затем чуть громче и опять тихо)

Исполнение попевки учащимися.

— Как называется тихое звучание в музыке? (Пиано)

— Как называется громкое звучание в музыке? (Форте)

— Посмотрите на доску, какая из схем составлена к попевке правильно?

На доске: р > f — неправильно. Учащиеся устраняют ошибку: р f > р

III. Введение в тему

— Сегодня мы познакомимся с еще одним видом музыкального развития — его называют ладом . В каждом музыкальном произведении звуки по­добраны не случайно, а связаны между собой. Они живут дружно, то есть в ладу друг с другом. Отсюда и происходит название музыкального понятия — лад.

В некотором царстве, в музыкальном государстве жили-были два брата. Вот они.

— Давайте сравним, одинаковые ли у них характеры? (Разные)

А теперь дадим характеристику первому.

— Как вы думаете, какой у него характер? (Веселый, жизнерадостный, бодрый)

— А какую музыку он любит слушать?

— Этого брата называют Мажор, а музыка, которую он слушает, напи­сана в мажорном ладу . Этот лад придает музыке светлый, радостный оттенок.

Дайте характеристику второму брату.

— Как вы думаете, какой у него характер? (Грустный, печальный)

— А какую музыку он любит слушать?

— Этого брата называют Минор, а музыка, которую он слушает, на­писана в минорном ладу . Этот лад придает музыке грустный, иногда печаль­ный оттенок.

Обратите внимание на то, что слова Мажор и Минор написаны с заглавной буквы – это имена, а музыкальные термины пишутся с маленькой.

IV. Закрепление пройденного материала

— Можем ли мы найти мажор и минор в окружающей нас действительности? (Да. Настроение, погода и т. д.)

Показ иллюстраций весны и осени (по 2) , вывешенных на обратную сторону доски.

— Что на них изображено? (Времена года – весна и осень.)

— По каким признакам вы определили времена года?

— Одинаковые ли по характеру (настроению) иллюстрации весны? А осени? (Нет. Изображена хорошая и плохая погода весной и осенью.)

— А можно ли к этим иллюстрациям сочинить музыку? (Можно.)

Георгий Васильевич Свиридов, курский композитор, очень любил свой родной край, любовался красотами природы. И большинство произведений посвящены именно ей (природе). С одним из них мы сегодня на уроке познакомимся.

Прослушайте пьесу, состоящую из двух частей.

II часть – Осень

Из двух предложенных иллюстраций весны и осени выберите по одной, которые соответствуют музыке.

— Одинаково ли прозвучала музыка весны и осени? (Нет.)

— Каков характер этих частей? (Весна – светло, радостно; осень – тоскливо, грустно)

— Какие же иллюстрации подходят к нашему музыкальному произведению?

— Определите музыкальный лад этого произведения. (Весна – мажор, а осень – минор.)

— Какими красками передано состояние природы? (Мажор – яркими, солнечными, а минор – темными.)

— А что вы представляли, когда слушали это произведение?

Работа с карточками.

Сейчас я вам раздам карточки, а вы прикрепите их к той иллюстрации, характер которой соответствует вашим определениям.

Повторное слушание. Физкультминутка. Двигательная импровизация.

Возьмите карточки с изображением солнышка и тучки, которые лежат у вас на столах, и при повторном слушании мы должны будем показать смену настроения в музыке, т. е. лад.

Вернемся к нашим сказочным героям из музыкальной страны. Они собирались в гости, и перепутали всю музыку. Давайте им поможем разобраться и определим, какое произведение в какому ладу звучит.

Работа с таблицами.

— Какое последнее произведение было в задании? Знакомо ли вам оно? В каком ладу оно написано?

— Итак, с каким средством музыкальной выразительности мы познакомились сегодня на уроке?

— Какой оттенок вносит мажор? Минор?

— Если бы вы были композиторами, то в каком ладу написали бы пьесу, соответствующую нашей погоде сегодня?

VII. Домашнее задание

В тетради на странице ____ раскрасьте иллюстрации весны и осени в соответствии с позвучавшим сегодня произведением Г. В. Свиридова.

Музыка Георгия Свиридова в общеобразовательной школе

Многие из нас, педагогов, говоря о музыке Георгия Свиридова, отмечают её простоту и то, как легко отличить её от музыки других композиторов.

Однако далеко не всегда ясно, что мы имеем в виду: лаконизм формы, скупость выразительных средств, лёгкость вокализации основных тем, метроритмическую уравновешенность?

Большинство произведений Свиридова являются литературно-музыкальными. Выбор поэтов широк и разнообразен. Для композитора важна не эпоха, в которую жил автор выбранных им стихотворений, а высокий уровень его поэзии и духовное с ней родство. И Свиридов неизменно остаётся на этом высоком уровне. Его музыка делает поэтическое слово ещё более выразительным, ещё более устремлённым к сердцу слушателя.

Свиридов обладал потрясающим умением постигать самую суть поэтического слова. Когда мы слушаем романсы на стихи Бернса или Беранже, то ощущаем их национальный колорит, хотя, как это уже отмечалось по отношению к его произведениям на русскую тему, он никогда не прибегает к цитированию. Надо обладать высочайшей художественной культурой, чтобы так чувствовать поэзию.

Глубокое понимание природы народной песни помогло композитору найти особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей ёмкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.

Следующим очень важным этапом в творчестве Свиридова стал Концерт для хора, написанный к 180-летнему юбилею со дня рождения А. Пушкина.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска .

Свиридов слыл композитором, чьи вокальные произведения трудны для исполнения. Некоторые из них десятилетиями ожидали своего концертного воплощения. Но, дождавшись, они звучали в исполнении певцов выдающихся, чья интерпретация была конгениальна перу их создателя. Имена их хорошо известны публике: Александр Ведерников, Евгений Нестеренко, Дмитрий Хворостовский. Определив исполнителя, Свиридов работал с ним не только как автор музыки, но и в значительной степени как режиссёр-постановщик, ибо его вокальные произведения удивительно сценичны, театральны. Это мини-спектакли, подчиняющиеся законам театральной драматургии. При этом сам композитор выступает в роли драматурга и режиссёра. Такая позиция роднит его вокальные произведения с творчеством А. Даргомыжского и, более всего, М. Мусоргского.

Разумеется, традиционная исполнительская манера для такой музыки не подходила. Композитор говорил, что новизна и сложность его вокальной музыки связаны, в том числе, и с тем, что сама речь постоянно совершенствуется.

Пожалуй, никто до Свиридова не сделал столько в отечественной музыке для развития и обогащения вокальных жанров - оратории, кантаты, хора, романса . В этом его великая заслуга.

Краткая биографическая справка

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в городке Фатеже Курской губернии в семье служащего. Его отец его погиб на гражданской войне.

Тяга к музыке и склонность к её сочинению проявлялась у будущего композитора ещё в детстве. Когда мальчику было девять лет, к нему пригласили преподавателя фортепиано. Позже семья переехала в Курск, где был неплохой оркестр народных инструментов. Юный Свиридов осваивал в нём основы музыкальной грамоты, играя на балалайке.

С 1929-го до 1932-й год он учился игре на фортепиано в курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. 14-летний подросток на вступительных экзаменах в музыкальную школу исполнил на фортепиано марш собственного сочинения. Окончив школу, по совету Крутянского Свиридов в 1932 году поступил в Ленинградский центральный музыкальный техникум, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо, а по классу композиции у Михаила Юдина.

Консерваторию Свиридов окончил весной 1941 года. С началом Великой Отечественной войны он поступил в военное училище, откуда его демобилизовали в связи со слабым зрением.

Рукописи практически всех довоенных сочинений Свиридова погибли во время Ленинградской блокады, среди них - Концерт для фортепиано с оркестром и Симфония для струнного оркестра, с успехом исполнявшиеся перед войной в Ленинграде.

После окончания войны Георгий Свиридов вернулся в Ленинград, где написал среди прочего Четыре лёгкие пьесы для фортепиано для исполнения юными пианистами. С 1956 года композитор живёт в Москве. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.

Литература

  1. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки / Сост. А. Золотов. - М., 1983.
  2. Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. М., 1998. с. 488.
  3. Свиридов Г. В. Музыка как судьба /Сост., авт. предисл. и коммент. А. С. Белоненко. - М., 2002. (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое. Вып. 2).
  4. Георгий Свиридов: Сб. статей и исследований/ Сост. Р. С. Леденев. - М., 1979.
  5. Сергеенко А. Б. Записные книжки Георгия Свиридова. - М., 2000.
  6. Сохор А. Георгий Васильевич Свиридов: Критико-биографический очерк. - Л., 1956.
  7. Сохор А. Н. Георгий Свиридов. - М., 1972. 2-е изд.

Старобинский Семён Лейзерович - доктор педагогики, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, член-корреспондент Международной педагогической академии, город Хайфа (Израиль).


Два других поэта, также обладавшие пророческими чертами, занимают центральное место в творчестве Свиридова. Это Пушкин и Есенин. На стихи Пушкина, подчинившего и себя и всю грядущую русскую литературу голосу правды и совести, подвижнически служившего своим искусством народу, у Свиридова кроме отдельных песен и юношеских романсов написаны 10 великолепных хоров "Пушкинского венка" (1979), где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровое размышление поэта наедине с вечностью ("Зорю бьют"). Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя, прежде всего, сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.

После цикла на стихи Бернса композитор целиком сосредотачивается на национальных сюжетах и русской поэзии. В созданном в начале 60х гг. диптихе на стихи С.Есенина просматриваются новые тенденции свиридовского творчества: первый хор («Ты запой мне ту песню, что прежде. ") примыкает к предыдущему этапу творчества, обильному песнями, второй же хор ("Душа грустит о небесах") начинает новый этап с характерными для него обращениями к музыкально-историческому прошлому России, что впоследствии приведёт к созданию трёх хоров к драме А.ТОЛСТОГО "Фёдор Иоаннович", где Свиридов обращается к особенностям знаменного распева; ещё немногим позже, он подходит к жанру хорового концерта, как к самостоятельному, ставшему наиболее подходящей формой воплощения крупных замыслов, что можно рассматривать в связи с интересом композитора к старине и стремлением к освоению древнерусских художественных традиций. Это сказалось в целом на ряде многих его произведений - несуетном и возвышенном, - на особенностях языка, а завершением творческого пути стало создание оригинальных духовных песнопений.


Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями ,ибо над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения.

Вокально-хоровую музыку Георгия Васильевича невозможно спутать ни с какой другой - её образный мир, берущие за душ интонации, доступность покоряют слушателей с первых же зву музыка проста, безыскусна. Но эта простота - следствие глу постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой.

Герой свиридовских произведений - поэт, гражданин, патриот, влюблённый в родную землю. Его патриотизм, гражданственность - без громких слов, но наполняют сочинения композитора тихим, неярким светом, излучающим тепло и огромную всепокоряющую силу. На интересе к Родине, народу, русской культуре и традиции сосредоточены все помыслы, все чаяния свиридовского героя. И никогда его чувства не проявляются поверхностно, но всегда глубоко, целомудренно, чисто, по-русски задушевно.

Но не только эпохальные явления нашли своё воплощение в свиридовской музыке, в ней - отражение простой, повседневной жизни

людей. И в этом композитор, поднимаясь до больших социальных обобщений, создаёт образы необычайно многоплановые, а подчас и целые трагические судьбы. Народная жизнь в творчестве Свиридова - это и особый жизненный уклад, и особый мир верований, обрядов; это и высокая нравственность, высокое этическое начало, которое помогло народу выстоять, сохранить свою самобытность; это, наконец, живая жизнь, не прерывающаяся на протяжении веков, тысячелетий - несмотря ни на какие моры, нашествия, потрясения. Истины народного бытия воплощены в музыке очень разнообразной: напряжённой лирического чувства - и тихого

умиления,затаенной страстности – и строгой торжественности,возвышенной печали – и бесшабашной удали, озорства.

Таков оказался внутренний смысл эволюции свиридовского творчества, таков оказался духовный путь великого художника, русского человека незаурядной натуры во всей ее полноте и многогранности, пережившего со своим народом все бури и лихолетья XX века.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего МЛ. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок; знаменного роспева, а в то же время - и современной городской массовой песни.

Свиридов развил и продолжил традиции вокальной и вокально-симфонической музыки, создал новые жанровые разновидности ее. Одновременно в области гармонии и музыкальной формы у него проявилось нового, своеобразного, индивидуального.

Творчество Г.Свиридова представлено главным образом камерно-вокальными, ораториальными и хоровыми сочинениями a capella. Основные особенности стиля Свиридова сложились к началу 50-х годов и затем лишь незначительно варьировались.

Главная черта стиля Свиридова - русское национальное начало его музыки, песенность, характерная для русского фольклора - отсюда диатонизм, лежащий в основе большинства произведений, обилие унисонов и параллелизмов, широкое использование подголосочной полифонии и хоровых педалей. Встречается в хоровой гармонии Свиридова и хроматика, чаще всего там, где музыка выражает сложное душевное состояние (ср. "Ночные облака" №1); по выражению А.Белоненко "гармония становится.

Зеркало в котором отражаются малейшие движения человеческой души. В целом же мелодика Свиридова диатонична, широко используются архаичные лады, на основе которых создаются лаконичные и очень выразительные полутоновые интонации.


Достижения Свиридова в области мелодики особенно заметны на фоне увлечения многих его современников новыми техниками письма - -сонористикой, алеаторикой, введением в партитуру звукоподражательных эффектов, - Свиридов остался верен традиции поющего хора, что, прежде всего, позволило ему передать интонационное богатсво русской мелодической речи.. Почти не цитируя фольклорных мелодий композиторсвободно растворяет в своей музыки интонации крестьянских и городской песенности, знаменного распева и духовного стиха, революционных и массовых песен. Свиридов один из немногих современных композиторов, кто вернул мелодии ее главную роль. Даже гармония во многом диктуется мелодией: это так называемая резонирующая гармония, включающая и как бы продлевающая звучание всех тонов мелодии. Отсюда и ее необычное строение, в основе которой квартовые и секундовые соотношения.

Свиридовская гармония, как правило, играет не функциональную, а фоническую роль, в ней - "ощущение огромных пространств, звучащих далей, колокольных звонов" Сходную колористическую роль играет и оркестр. Несмотря на то, что Свиридов мало писал симфонических произведений, не вызывает сомнения, что им создан принципиально новый оркестровый стиль, сочетающий яркость и мощь с прозрачностью, ощущение вокальности звучания с чисто инструментальными наигрышами и звонами. Особенно много внесено Свиридовым в сферу хоровой изобразительности, звукописи: он мастерски владеет тембровой палитрой хора, ему подвластны самые тонкие приёмы и самые изысканные оттенки звучности.

В песнях, романсах, отдельных частях крупных хоровых сочинений Свиридов пользуется простыми традиционными формами: двух- трехчастными, особенно куплетными и куплетно-вариационными. Благодаря постоянной, пронизывающей вариантности, его формы Становятся сквозными, чаще всего итогом выступает последний раздел или куплет.

Композиция кантатно-ораториальных сочинений каждый раз индивидуальна и зависит от решаемой в данный момент творческой задачи. Музыкальное развитие в них меньше подчиняется законам драматургии, нет Целеустремленно развивающегося сюжета, в отличие от кантат и ораторий годов ("Александр Невский" С.Прокофьева, "На поле Куликовом" Ю.Шапорина). На первом плане находится не изображение события как такового, а его осмысление и эмоциональное переживание, поэтому возникает и определённый тип драматургии, основанный на постепенном выстраивании объёмного целого из, казалось бы, малозначительных деталей. Такой тип композиции близок древнерусским эпическим произведениям.

Читайте также: