Почему нельзя буксировать камаз с карданом

Обновлено: 02.07.2024

Истец обратился в суд с иском, просит взыскать с ответчика причиненный работодателю материальный ущерб, причиненный работником при ненадлежащем исполнении им трудовых обязанностей.

В обоснование иска истец указал, что по факту причинения ущерба работодателем была проведена служебная проверка, из заключения от ДД.ММ.ГГГГ которой следует, что водитель Хитрый В.С. выполнял подготовку закрепленного за ним автомобиля для буксировки с в В процессе буксировки ДД.ММ.ГГГГ в районе пгт буксировка была остановлена. При осмотре буксируемого автомобиля было установлено, что коробка переключения передач (КПП) заклинила, вследствие чего произошел обрыв карданного вала. Буксируемый автомобиль на месте был приведен в транспортное состояние, отбуксирован в .

Согласно акту внешнего осмотра и диагностирования данного автомобиля, предоставленному у автомобиля имеются следующие повреждения:

- двигатель имеет раскол картера маховика, стартер отсутствует;

- коробка переключения передач (КПП) имеет оплавление и изгиб вторичного вала, повреждение корпуса КПП в районе выхода вторичного вала, повышенный люфт первичного вала;

- промежуточный карданный вал имеет оплавление и излом.

Предположительной причиной выхода из строя вышеперечисленных узлов и агрегатов стала буксировка автомобиля с недемонтированными карданными валами.

Согласно предварительной калькуляции работ по ремонту автомобиля стоимость работ и материалов для восстановления указанного автомобиля составила

Из Руководства по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля КамАЗ № следует, что при буксировке автомобиля на расстояние свыше 150 км необходимо отсоединить карданный вал промежуточного моста.

Согласно п. 1.7 должностной инструкции водителя автомобиля грузового г/п от 10 до 20 тн. 1 группы, с которой Хитрый В.С. был ознакомлен, водитель обязан знать и соблюдать:

- объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля;

- особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобиля в полевых условиях.

На основании заключения служебной проверки работодатель пришел к выводу о виновности Хитрого В.С. в причинении ему прямого действительного ущерба.

Истец обратился с иском о взыскании с ответчика ущерба в размере ..

Впоследствии истец изменил требования иска, просит взыскать с ответчика ущерб в размере среднего заработка Хитрого В.С., то есть . и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере

В суде истец в лице своего представителя Листрового Е.В., действующего на основании доверенности, на доводах иска настаивает.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком закреплен автомобиль КамАЗ №, ответчик ознакомлен с приказом, что подтверждается его подписью.

Не признает требования иска и по тем основаниям, что при осмотре автомобиля комиссией его не было. Путевка ему на данный автомобиль для транспортировки в не выдавалась. У него было другое задание в – получить иной автомобиль после ремонта. Он может и допустил оплошность, что не демонтировал карданный вал, хотя и не должен был это делать, но если бы все выполняли свои обязанности, то автомобиль бы в таком виде с не выпустили бы. Кроме того, просит учесть, что не является материально ответственным лицом, поэтому с него не может быть взыскан ущерб.

Представитель ответчика адвокат Левешко Р.А. поддержала доводы ответчика.

Выслушав стороны, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 232 Трудового кодекса РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Согласно статье 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Статьей 241 Трудового кодекса РФ установлено специальное ограничение ответственности работника, так как за причиненный работодателю ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника РНУ « и приложению к нему, за работниками РНУ закреплены транспортные средства в соответствии с приложением. В приложении в строке с порядковым номером 499 имеется запись с маркой автомобиля КамАЗ № водитель Хитрый В.С. и подпись водителя. Судом обозревался подлинник приказа и приложения, копия приобщена к материалам дела.

Таким образом, суд полагает, нашли подтверждение доводы истца о закреплении автомобиля за работников – ответчиком Хитрым В.С.. Доводы ответчика в той части, что не был составлен акт приема-передачи вверенного имущества, не могут служить основанием к отказу в удовлетворении иска, так как эти доводы не опровергают факт передачи ему закрепленного автомобиля, что подтверждается его подписью в приказе. Кроме того, суд учитывает, что истцом предъявлены требования о возмещении ущерба, причиненного в процессе трудовой деятельности ответчика, не по всему автомобилю, а по конкретным узлам и агрегатам, работоспособность которых на момент передачи автомобиля не оспаривается ответчиком (на автомобиле ответчик совершил поездку), подтверждается пояснениями допрошенного в суде свидетеля.

Выход из строя узлов и агрегатов карданного вала, как установлено в судебном заседании, произошел во время буксировки автомобиля на жесткой сцепке. Данные обстоятельства нашли подтверждение как в пояснениях представителя истца, свидетеля, так и в письменных материалах дела.

Из установленных судом обстоятельств следует, не отрицается ответчиком, что при подготовке к буксированию на жесткой сцепке из в автомобиля, закрепленного за ответчиком, им не были приняты меры к отсоединению карданного вала. В пути в районе произошла резкая остановка буксируемого автомобиля. После демонтажа карданного вала, буксируемый автомобиль был доставлен в .

Ответчик по этому поводу пояснил, что он, может быть, и допустил оплошность, что не демонтировал карданный вал, однако, считает, что в причинении ущерба имеется вина других лиц, не проконтролировавших его действия по подготовке автомобиля к буксированию и выпуск автомобиля с территории ЦРС.

Пояснения истца в части виновного поведения других лиц в причинении ущерба работодателю суд не принимает во внимание.

Согласно п. 2.1.1 договора, работник несет персональную ответственность за закрепленные за ним материальные ценности (л.д.11).

Согласно п. 1.7 Инструкции водитель должен знать и соблюдать, в том числе: назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; правила технической эксплуатации автомобилей; признаки, причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля (л.д. 22).

Невыполнение водителем предусмотренных Руководством требований по подготовке автомобиля к транспортировке на жесткой сцепке привело к разрушению узлов и агрегатов карданного вала, что подтверждается, в том числе и заключением служебной проверки, согласно которой из пояснений водителя буксирующего автомобиля И.. следует, что после внезапной остановки в пути установлено заклинивание КПП (коробки переключения передач), обрыв карданного вала, после демонтажа которого автомобиль был доставлен в автоцентр КамАЗ в (л.д.39), где выявлено оплавление КПП и изгиб вторичного вала, повреждение корпуса КПП в районе выхода вторичного вала, повышенный люфт первичного вала, раздаточная коробка имеет повышенный люфт вторичного вала, промежуточный карданный вал имеет оплавление и излом (л.д. 43).

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом суду предоставлены доказательства вины работника в причинении работодателю ущерба, наличие прямого действительного ущерба в размере ., что подтверждается калькуляцией (л.д. 52), отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника.

С учетом положений ст. 241 ТК РФ, суд соглашается с доводами истца о том, что с ответчика в возмещение причиненного работодателю ущерба подлежит взысканию размер среднего месячного заработка.

Истцом суду предоставлен расчет среднего месячного заработка ответчика . (л.д. 99-112), не оспаривается ответчиком, в связи с чем, суд полагает, взысканию с ответчика подлежит

Обоснованными суд находит требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов в размере уплаченной при обращении с иском государственной пошлины – .. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца после вынесения в окончательной форме.

Правила буксировки транспортных средств

В предшествующей статье серии "Правила буксировки автомобиля" были рассмотрены виды буксировки и их основные особенности. Напомню, что речь шла о буксировке на гибкой сцепке, на жесткой сцепке, методом частичной погрузки.

В этой статье будут рассмотрены правила буксировки транспортных средств, которые являются общими для всех видов буксировки, а также возможные наказания за нарушения этих правил:

Буксирующее и буксируемое транспортные средства

Для начала рассмотрим различия понятий "буксирующее ТС" и "буксируемое ТС", которые довольно часто вызывают затруднения у водителей, впервые взявших в руки правила дорожного движения.


Буксирующее ТС - это автомобиль, который выполняет буксировку. Он находится спереди и тянет другой автомобиль с помощью гибкой или жесткой сцепки. На рисунке выше буксирующим транспортным средством является синий автомобиль.

Буксируемое ТС - это автомобиль, который находится сзади, т.е. автомобиль, который тянут на буксире. На картинке буксируемым транспортным средством является белый автомобиль.

Световые приборы при буксировке

Правила дорожного движения требуют, чтобы буксируемое (находящееся сзади) транспортное средство было выделено на дороге:

  • Аварийкой (аварийной световой сигнализацией) или знаком аварийной остановки. Знак аварийной остановки допускается использовать только в том случае, если аварийная световая сигнализация неисправна. Сам знак в этом случае закрепляется на задней части буксируемого автомобиля.
  • Габаритными огнями. При движении в темное время суток или в тоннелях.

Кроме того, не забывайте, что в 2021 году на всех движущихся транспортных средствах должны быть включены дневные ходовые огни, ближний свет фар или противотуманные фары.

То есть и на буксирующем, и на буксируемом транспортных средствах должен быть включен один из перечисленных типов световых приборов.

Максимальная скорость при буксировке

Максимальная скорость при буксировке составляет 50 км/ч (пункт 10.4 ПДД). Данная цифра не зависит от того, происходит буксировка в населенном пункте или за его пределами.

Буксировка на автомагистрали

Буксировка на автомагистрали в 2021 году не запрещена правилами дорожного движения.

Однако хочу напомнить, что если буксирующее и буксируемое транспортные средства не могут ехать быстрее 40 км/ч, то движение по автомагистрали для них является нарушением правил.

Стаж водителей при буксировке

В 2021 и 2022 году водителем буксирующего транспортного средства может быть только человек, имеющий водительское удостоверение в течение 2-х или более лет. То есть начинающий водитель не может управлять буксирующим автомобилем. Подробнее о данном изменении от 4 апреля 2017 года Вы можете узнать в отдельной статье.

К водителям буксируемых транспортных средств подобные требования не предъявляются.

Условия, при которых запрещена буксировка транспортных средств

1. Знак "движение с прицепом запрещено" запрещает буксировку механических транспортных средств:

Знак 3.7 Движение с прицепом запрещено

2. Запрещается буксировка мотоциклами без бокового прицепа, мопедами и велосипедами, а также буксировка таких транспортных средств. Т.е. мотоциклы, велосипеды и мопеды не могут выступать ни в качестве буксирующего, ни в качестве буксируемого транспортного средства.

3. Запрещается буксировка одновременно нескольких транспортных средств.

Примечание. При этом одновременная буксировка нескольких прицепов правилами не запрещается.

Штраф за неправильную буксировку

В настоящее время наказанием за нарушение правил буксировки является предупреждение или административный штраф в размере 500 рублей (статья 12.21 КоАП).

ДТП при буксировке

В случае ДТП, участниками которого являются буксирующее и буксируемое транспортные средства, виновником в большинстве случаев будет водитель буксируемого (находящегося сзади) автомобиля (пункт 10.1 ПДД).

Для предотвращения столкновения автомобилей следует придерживаться заранее оговоренной между водителями схемы торможения:

Например, сначала буксирующий автомобиль кратковременно нажимает на педаль тормоза, чтобы показать водителю буксируемого автомобиля, что вскоре состоится совместное торможение. После этого оба автомобиля одновременно начинают торможение.

При смене полосы движения первым должен перестроиться буксируемый (задний) автомобиль. Только после него перестраивается буксирующий. В противном случае буксируемому автомобилю может просто не хватить места в соседней полосе.


Все мы знаем, что буксировка неисправного авто с АКПП предполагает существенные ограничения и по скорости, и по дальности буксировки, и вообще сопряжена с рисками, влияющими на дальнейшую исправную работу "автомата". Скорость буксировки не более 30-50 км/ч. И максимальное расстояние не более 50-80 км. И что при буксировке на сверхдальние расстояния необходимо отстегивать приводы от колес или кардан от моста, чтобы не крутить "автомат" на сухую (особенно при заглушенном двигле) и не перегружать гидротрансформатор, в противном случае "автомат" выйдет из строя и т.д.

Но так же мы с вами прекрасно знаем, как устроена типовая "механика". Они может иметь 2-вальную или 3-вальную конструкцию в зависимости от типа привода. Есть коробки более сложной конструкции, оснащенные двойным сцеплением. Есть грузовые коробки, оснащенные делителями или добавочными рядами (пониженный, повышенный, мультипликатор, демультипликатор), для облегчения трогания с места и экономичного разгона груженого авто.

Здесь же мы рассмотрим пример устройства простой 3-вальной МКПП заднеприводных авто.


Устройство МКПП на примере ВАЗ-2107. Коробка МТ75 на а/м Ford имеет практически идентичную конструкцию с тем отличием, что передача заднего хода в ней также оснащена синхронизатором, а группа шестерен ЗХ (а их там 3) находится в постоянном зацеплении.

Типовая МКПП на подавляющем большинстве заднеприводных авто и полноприводных (с подключаемым передним мостом) имеет 3-вальную конструкцию. Состоит из первичного (А), промежуточного (В) и вторичного валов (С). Первичный вал (А) имеет запрессованную на нем или цельную шестерню. Вторичный вал (С) имеет свободно вращающиеся шестерни с муфтами и блокировками-синхронами для включения какой-либо одной из передач. Промежуточный вал (В) также имеет запрессованные на него шестерни или просто представляет собой цельную обточенную конструкцию. И в отличие от первичного и вторичного валов, он наполовину погружен в трансмиссионное масло.

Первичный и промежуточный валы находятся в ПОСТОЯННОМ зацеплении.

Рассмотрим рабочие ситуации.
Ситуация 1.
Автомобиль движется. Двигатель работает, первичный и промвал вращаются от коленвала ДВС через включенное сцепление, "утягивая" за собой и свободно вращаемые шестерни вторичного вала, независимо от того, включена какая-либо из передач, или коробка находится на "нейтралке". Смазка на вращающиеся детали и подшипники подается путем разбрызгивания засчет вращения промвала.

Ситуация 2.
Автомобиль стоит на месте. Двигатель работает. Сцепление включено (педаль отпущена). Коробка на нейтрали. Первичный и промвал вращаются от коленвала ДВС, также "утягивая" за собой и свободно вращаемые шестерни вторичного вала. Смазка на вращающиеся детали и подшипники подается путем разбрызгивания засчет вращения промвала.

Ситуация 3.
Автомобиль стоит на месте, двигатель работает, но сцепление выключено (педаль выжата). Валы остановлены, шестерни не задействованы.

И вот Ситуация 4.
Мы буксируем неисправный авто, оснащенный МКПП, и с заклинившим движком. Буксируемый автомобиль движется. Двигатель не работает. Коробка на нейтрали. Первичный, промвал и все шестерни (кроме привода спидометра) — остановлены. Но во вращении остается сам вторичный вал, будучи в нейтральном положении. А вращает его главная передача, приходящая с моста через приводной вал (кардан). И вот он ключевой момент: на вращаемый вторичный вал НЕ подается смазка, так как не вращается промвал! Помимо этого, не смазываются подшипники втор.вала и шейки, из-за чего они могут интенсивно изнашиваться.

И возникает вопрос: а существуют ли в связи с этим какие-то ограничения по дальности буксировки такого автомобиля? Мне вот как-то доводилось преодолевать на буксире около 1500 км, да еще и на приличной скорости. И вследствие этого подшипник вторичного вала постепенно напрашивается на замену. Люфт не критичный, но замена так или иначе все равно понадобится. Наверное, во время буксировки стоило все-таки делать кратковременные выжимы сцепления, чтобы "промочить" верхний вал.

PS. Если мы обратимся к инструкциям по буксировке грузовых автомобилей, то там требования к буксировке более серьезные, чем на легковых авто. К примеру, на автомобилях МАЗ не допускается буксировка при заглушенном двигателе, так как смазка на вращающиеся механизмы КПП подается под давлением насоса, приводимого от работающего двигателя. И если буксировка с заведенным двигателем невозможна (заклинил или просто не заводится), то необходимо отстегивать карданный вал от моста (или сдергивать полуоси). Ну, и требуется также подача воздуха в тормозную систему буксируемого авто. Ведь пневматические тормозные системы не имеют супергерметичности, и все равно понемногу разряжаются в режиме стоянки. И при истощении запасов воздуха автомобиль просто встанет колом.


Буксировка автомобилей КамАЗ

Для буксировки неисправного автомобиля использовать специально изготовленный жесткий буксир. Применение буксировочных конструкций допускается при снятом переднем фартуке.


Рис. 10.2. Жесткий буксир

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

В случае буксировки автомобиля с неработающим двигателем для наполнения его пневматического тормозного привода сжатым воздухом‘используется шланг для накачки шин. Один конец шланга надо подсоединить к буксирному клапану, расположенному на конденсационном воздушном баллоне питающей части пневмопривода тормозов, второй конец — к такому же клапану на буксирующем автомобиле. Если нельзя наполнить пневмосистему неисправного автомобиля сжатым воздухом, необходимо разблокировать тормоза задней тележки.

При буксировке автомобиля на расстояние, не превышающее 150 км, выключить сцепление, включить прямую пятую передачу в коробке передач, дать проехать автомобилю не менее 500м (для смазки деталей коробки передач), выключить передачу и включить сцепление. Скорость движения при этом должна быть 45 км/ч.

Для буксировки автомобиля с большей скоростью и на расстояние свыше 150 км необходимо отсоединить карданные валы привода среднего и переднего мостов.

Читайте также: