Почему так сильно подорожал газ для авто на заправках 2021

Обновлено: 02.07.2024


Опасения перерастают в реальность: уже весной этого года цены на пропан-бутан достигли точки невозврата, когда ездить на газе стало примерно так же дорого, как на бензине. Но лето продолжает подкидывать события, а что будет в конце года – и вовсе вопрос открытый. Давайте посмотрим, почему переводить машину на газ прямо сейчас – абсурдная затея и почему до этого дошло.

Что происходит с ценами на пропан-бутан?


Почему так вышло?

При этом динамика цены на пропан-бутан может быть абсолютно любой, оставаясь лишь в рамках рыночных условий. Государство по закону не участвует в регулировании цен и не ограничивает, например, предельную отпускную стоимость литра на заправке. Более того, в отличие от бензина, цена которого более чем на 70% состоит из акцизов и пошлин и за счет этого более стабильна, газ сильнее подвержен влиянию рынка, поскольку именно корреляция спроса и предложения формирует конечную розничную стоимость. Этим же объясняется и большой разброс розничных цен: если крупные игроки вроде Газпрома могут позволить себе продавать газ по 32 рубля за литр, то мелкие сети, изначально закупающие СУГ с наценкой, вынуждены устанавливать более высокие цены, вплоть до упомянутых 40-42 рублей за литр.

Что это означает для автомобилистов?

Потребительская математика довольно проста: пропан-бутан остается выгодным топливом до тех пор, пока стоит примерно вдвое дешевле бензина. Ведь более низкая стоимость топлива отчасти нивелируется более высоким расходом: в зависимости от современности газового оборудования, режимов эксплуатации, конкретной машины и других факторов потребление газа может быть на 15-30% выше, чем бензина. Исходя из этого, минимальный порог выгоды – около 70% от стоимости бензина, и сейчас он фактически пройден. Ведь даже если отбросить экстремумы в виде 40-42 рублей за литр газа и взять средний показатель в 32 рубля за литр, то при стоимости 92-го бензина в 45,5 рублей за литр цена газа составляет от него 71%.

Еще нагляднее картина становится, если посчитать стоимость километра пробега на разных типах топлива. Например, для автомобиля со средним расходом бензина в 10 литров на сто километров эти самые сто километров будут стоить 450 рублей, а цена одного километра пробега – 4,5 рубля. Если принять расход пропан-бутана в 13 литров, то при цене в 32 рубля за литр это дает 4,2 рубля за километр пробега. Если же расход составит 14 литров на сотню, то экономия исчезает полностью: стоимость километра пробега становится равна 4,5 рублям и на бензине, и на газе. Ну а повышение стоимости газа хотя бы на рубль приводит и вовсе к абсурдной ситуации, когда ездить на газе становится дороже, чем на бензине.

Если же принять во внимание не только затраты на топливо, но и прочие накладные расходы, то выгодность газа становится сомнительной уже сейчас. Например, баллоны имеют срок службы и со временем требуют замены, система нуждается в обслуживании редуктора, форсунок и других элементов, а также регулярной замене газового фильтра. Само собой, в перспективе заплатить пару тысяч за ремонт форсунок и пару сотен за фильтр – не проблема, но если добавить все эти затраты, включая очень редкие, но дорогие, в стоимость пробега за год или несколько лет, то результаты могут быть неожиданными.

Но сильнее всего подорожание СУГ сказалось на тех, кто установил ГБО совсем недавно или только планирует его установить. Стоимость комплекта газобаллонного оборудования с установкой колеблется около 50 тысяч рублей для обычного четырехцилиндрового мотора, а кроме того, еще несколько тысяч рублей нужно отдать за его регистрацию в ГИБДД с внесением пометок в документы. Таким образом, при прошлогодней цене газа в 18 рублей за литр против 45 у бензина и расходе в 14 литров на сотню можно было бы окупить установку ГБО за 30 тысяч километров, или за 2-3 года обычной эксплуатации. Повышение цены газа до 23 рублей в начале этого года растянуло окупаемость до 47 тысяч километров, или 3-5 лет. Ну а при розничной стоимости в 32 рубля за литр вложение 60 тысяч рублей в установку ГБО и вовсе превращается в бессмысленную затею, ведь экономя 300 рублей с тысячи километров пробега, окупить его попросту невозможно.

А что с метаном?

На фоне кратных повышений стоимости сжиженного газа компримированный метан пока тоже кажется гораздо более стабильным. Правда, стоит помнить, что эта стабильность тоже обусловлена рыночными рамками. Кто-то может помнить, что в 1993 году в рамках программы по замещению моторных топлив природным газом было решено ограничить предельную отпускную цену на сжатый природный газ на отметке в половину цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, но в 2015 году это постановление было отменено. Так что если цена природного газа для бытовых нужд населения контролируется ФАС, то к работе АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) это не относится.


Однако пока цены на метан более стабильны, чем на пропан-бутан. Если в 2018 году кубометр стоил около 14 рублей, то в 2020 – 17 рублей, а сейчас достиг отметки в 20 рублей. На фоне СУГ, которые подорожали в рознице более чем на 30% с начала года, подорожание на четверть за три года – очень неплохой результат.

Вдобавок перевод автомобилей на метан дополнительно стимулируют государство и Газпром. В 2020 году предлагались программы по субсидированию установки метанового ГБО: 60% должно было субсидировать государство, а еще 30% брал на себя Газпром. По той же схеме несколько лет назад продавались заводские битопливные модификации Lada Vesta и Largus, которые с учетом субсидий были всего на 30-50 тысяч рублей дороже обычных бензиновых. Впрочем, программы субсидирования переоборудования автомобилей во многих регионах работают и сейчас, а с их условиями можно ознакомиться на сайте Минэнерго.


Математика затрат для автомобиля на метане чуть проще, чем для пропан-бутана. Расход топлива здесь практически один к одному, то есть, один литр бензина равен одному кубическому метру газа. Правда, расчет заправки для компримированного газа отличается от сжиженного: в стандартный баллон объемом 90 литров входит около 22 кубометров метана – то есть, на одной заправке автомобиль с расходом в 10 литров на сотню проедет всего 220 километров. К тому же в последнее время динамика прироста машин с метановым ГБО превышает скорость появления новых заправок, что вкупе с более долгой, чем для бензина, процедурой заправки провоцирует очереди на АГНКС. Однако пока все это с лихвой компенсируется выгодой: даже после подорожания до 20 рублей за кубометр метан остается в 2,5 раза дешевле бензина.


Сейчас на заправках России нехарактерное затишье. Например, в Москве средние цены на 92-й бензин за год поднялись с 43,60 рублей до 45,73, 95-й прибавил 2 рубля и продаётся на заправках в среднем за 50,35 за литр, литр дизельного топлива стоит 50,35. При этом стоимость газа на заправках в этом году заметно колебалась. Если в начале года за литр пропан-бутана надо было заплатить около 26 рублей, то сейчас — как минимум 33. В конце лета цены и вовсе поднимались до 40 рублей.

Цены на бензин почти не растут

Статьи 27 апреля 2021 Сколько стоил бензин в 2000-х. Сравнение цен на заправках тогда и сейчас


Когда подешевеет газ

Автомобилистам, которые используют ГБО, этот год принес много разочарований. В августе цены на газ поднимались до 40 рублей, но сейчас все-таки стабилизировались и колеблются в районе 33 рублей. На такую волатильность повлияло несколько факторов: подорожание углеводородов на мировом рынке, остановка поставок газа железнодорожным транспортом, подготовка к зимнему периоду в Европе.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Рост неизбежен: что будет с ценами на бензин и газ в 2021 году

— Эта формула не регулируется никаким законом, но актуальна. Крупные нефтяные компании имеют доминирующее положение на рынке в России, и они идут на уступки регуляторам, так как цена на топливо — важная социальная составляющая. Поэтому повышается она очень медленно. Вся остальная розница ведет себя аналогично крупным игрокам. Если посмотреть на динамику цен с 2009 года, то у нас они только растут, причем растут в темпах, равных инфляции. До 2009 года они и падали, и росли в зависимости от того, какой была внешняя конъюнктура, — объяснил эксперт.

Таким образом, как прогнозирует специалист, цены на бензин и дизель поднимутся к концу следующего года в среднем на 1 рубль 50 копеек.

— Налоги становятся выше, когда нефть дороже. И компаниям приходится пытаться увеличивать цены внутри страны, чтобы компенсировать этот эффект. Для уменьшения влияния от колебаний расценок на мировых рынках правительство вводит механизмы демпфера. Когда цены на энергоносители становятся ниже точки отсечения (42 доллара за баррель), компаниям приходится доплачивать в бюджет. А в условиях доплат в пользу правительства неизбежно придется что-то делать с ценами внутри страны — компенсировать свои потери за счет граждан, — пояснил Митрахович.

Так что сейчас стоимость топлива на заправках напрямую зависит от того, какими будут мировые цены на нефть, и от налоговой политики, скорректирует ли правительство тот же механизм демпфера или нет, добавил эксперт. Однако, по его словам, больше чем на 10–15 процентов они в любом случае не поднимутся. Правительство найдет механизмы их сдерживания, чтобы избежать социальных потрясений.

Рост неизбежен: что будет с ценами на бензин и газ в 2021 году

— Если коммерческий транспорт переводить на сжиженный углеводородный газ, то в течение месяца затраты окупятся. Если мы говорим про сжиженный природный газ и компримированный природный газ (КПГ), где технологический процесс сложнее, то дольше, но они дешевле бензина в 2,5 раза, — объяснил представитель Независимого топливного союза.

Однако лучше, по его словам, заниматься не переоборудованием, а производить больше автомобилей, где газовое топливо предусмотрено изначально.

— Тогда на газ будет полноценный спрос. Люди станут выбирать газ не потому, что он на несколько рублей дешевле, а потому, что это в целом нормальное топливо и оно присутствует на большом количестве заправок. А пока далеко не всем нравится переоборудовать свою машину — отдавать полбагажника на газовый баллон. Сейчас это делают либо в провинции, где уровень жизни ниже, чем в Москве, либо в коммерческих целях, — сказал эксперт.

Митрахович резюмировал, что для России масштабный переход на газ был бы рационален, поскольку его запасов много. А по сравнению с нефтепродуктами данный вид топлива более экологичен.

Читайте также: