Подключение клапана адсорбера нива

Обновлено: 03.07.2024

Именно. Виноват сепаратор или негерметичные шланги вентиляции. Я вообще всю эту тряхомуть выкинул (кроме сепаратора конечно). Адсорбер тоже в помойке, его клапан заботливо обернут тряпицей, прикреплен на брызговике и щелкает себе уже пару лет, его и не слышно. Когда клапан был без тряпочки, тарахтел. Кстати у меня он тарахтел как только машина достигнет рабочей температуры.

предположим, клапан адсорбера неисправен и не открывается.тогда адсорбер не продувается. В нем скапливаются пары, которые идут из бака.адсорбер не продувается--->давление в баке растет. или не так?

Неа. Не так.
Ведро адсорбера всегда имеет связь с атмосферой. Этот носик у нас прикрыт крышкой и о нем мало кто знает Схема его вот такая.

Извините, что картинка с вражеского форума
Работает клапан или не работает, давление из бака будет стравливаться в атмосферу через уголь. Вонь адсорбируется углем, а воздух выходит в носик под крышечкой. Просто при неработающем клапане адсорбер не будет продуваться, уголь будет заполняться парами бензина и скоро начнет вонять.

Затык, который не дает стравливаться давлению из бака, у тебя находится между баком и адсорбером. Какой-нибудь клапан вверх-ногами поставили или он залип. Повезло, что он не залип в другую сторону. Тогда при выработке бензина бак бы не заполнялся воздухом и его плющило примерно вот так

UPD> Кстати, сейчас подумал. Ты машину в каки по брови не макал? Я видел несколько случаев, когда глинистый раствор с лягушками и мхом заливался в адсорбер, там высыхал и естественно терялась связь бака с атмосферой.

Не читай сайты. Читай более-менее официальные книги.
"Контроллер, управляя электромагнитным клапаном, осуществляет продувку после того, как двигатель проработает заданное время с момента перехода на режим управления топливоподачей по замкнутому контуру. . Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов контроллера и интенсивнее продувка"

я еще немного позадаю вопросы, скоро доберусь до цивилизации и начну поиск и устранение неисправности..

если верить выложенной схеме, то воздух через средний патрубок входит в адсорбер, но ни как не выходит через этот патрубок.
то есть (размышляю), через этот патрубок поступает воздух для продувки адсорбера.
получается, что если адсорбер забит или КПА закрыт (или неисправен), то парам топлива просто некуда идти.
если все таки предположить, что средний патрубок работает в обе стороны, то тогда не т смысла вообще в КПА, так как парам топлива легче идти по пути наименьшего сопротивления, т.е. в средний патрубок.
наверное все таки патрубок это работает только в одну сторону - вход воздуха в адсорбер.

но проблема с хх и запахом была с момента покупки авто (покупал с рук).
запах тогда победил заменой сепаратора (лопнул), с хх - борюсь до сих пор :-)

Он и входит и выходит, ему все равно, это просто трубка. С какой стороны будет давление больше оттуда и пойдет воздух. Если в баке давление будет больше атмосферного, то пары пойдут по пути бак-адсорбер-атмосфера. Если откроется клапан продувки, то воздух пойдет по пути атмосфера-адсорбер-клапан-впускной коллектор. Возможно подхватит еще пары из бака.

если все таки предположить, что средний патрубок работает в обе стороны, то тогда не т смысла вообще в КПА, так как парам топлива легче идти по пути наименьшего сопротивления, т.е. в средний патрубок.

Неправильно. Потому что путаешь смысл адсорбера и КПА.
Адсорбер нужен чтобы машина не воняла бензином на солнце как УАЗик. Адсорбер улавливает пары и держит их в угле.
КПА нужен, чтобы очистить уголь от паров бензина.
Потому средний патрубок и должен работать в обе стороны. На солнце и выключенном двигателе он нужен, чтобы стравить давление с бака. А при работающем двигателе он нужен, чтобы провентилировать уголь.

получается, что если адсорбер забит или КПА закрыт (или неисправен), то парам топлива просто некуда идти.

Почти так. Только если КПА закрыт, то избыток давления пойдет в атмосферу. Этому избытку вообще все равно есть у тебя КПА или нет. А вот если у тебя забит адсорбер или средний патрубок, то тогда парам некуда идти. Я почему и спросил про утопление.

Проблема с ХХ вообще чаще связана с прошивкой, состоянием свечей/катушек и наличием подсоса воздуха после ДМРВ. КПА там в последнюю очередь будет влиять.

Интересно. Я всегда считал что адсорбер не выполняет функцию выравнивателя давления в паре бак/атмосфера, а что это задача сепаратора. По крайней мере у меня адсорбер с баком не соединен уже лет 10, и когда сепаратор с подходящими к нему трубками в порядке "пшика" при открывании крышки бензобака мной не замечается и вообще все ок. Пару лет назад вообще адсорбер снял.

Проблема с ХХ вообще чаще связана с прошивкой, состоянием свечей/катушек и наличием подсоса воздуха после ДМРВ. КПА там в последнюю очередь будет влиять.

Почти так. Только если КПА закрыт, то избыток давления пойдет в атмосферу. Этому избытку вообще все равно есть у тебя КПА или нет. А вот если у тебя забит адсорбер или средний патрубок, то тогда парам некуда идти. Я почему и спросил про утопление.

то есть, если я исключу адсорбер (временно) из системы, соединив вместе два крайних шланга (шланг из бака в адсорбер и шланг из адсорбера в коллектор) - то запах и избыточное давление должны пропасть, (при условии, что магистраль бак-адсорбер исправна) ?

Я всегда считал что адсорбер не выполняет функцию выравнивателя давления в паре бак/атмосфера, а что это задача сепаратора

Ничто не выполняет функцию выравнивателя давления. Во времена карбюраторных керогазов давление выравнивалось через шланг, выведенный в атмосферу, рядом с заправочной горловиной. Потом в разрез этого шланга поставили адсорбер, чтобы не воняло. Разные производители ставили адсорбер в разные места, чем запутали пользователя.
Но емкость адсорбера небесконечна, поэтому пришлось придумывать способы его проветрить. Придумали проветривать его во впускной коллектор. Начались проблемы с дозированием топлива, потому что эта проветривалка давала непредсказуемое количество воздуха/паров_топлива. Поставили клапан на линию продувки и задали ему режимы, которые не сильно влияют на работу мотора.

А задача сепаратора вернуть в бак крупный конденсат топлива, поступающий из бака при его активном расширении.

у меня адсорбер с баком не соединен уже лет 10, и когда сепаратор с подходящими к нему трубками в порядке "пшика" при открывании крышки бензобака мной не замечается и вообще все ок.

Ну я надеюсь, что у тебя шланг, снятый с адсорбера, выведен в атмосферу, а не заткнут наглухо? Тогда конечно все будет хорошо, связь бак-атмосфера тебя осталась и давление туда-сюда выравнивается. Если же шланг заткнут, то значит заливная крышка негерметична. Иначе чудес не бывает. Давлению надо куда-то деваться, а при отборе топлива надо заполнять бак воздухом.

то есть, если я исключу адсорбер (временно) из системы, соединив вместе два крайних шланга (шланг из бака в адсорбер и шланг из адсорбера в коллектор) - то запах и избыточное давление должны пропасть, (при условии, что магистраль бак-адсорбер исправна) ?

нет В такой конфигурации ты опять лишаешь бак нормальной связи с атмосферой, плюс к этому ты добавляешь непредсказуемый вброс смеси воздух/пары_топлива во впускной коллектор, что приведет к расколбасу двигателя и обязательно заругается компьютер. Потому что компьютер ждет притока воздуха, а получает пары топлива чистоганом из бака. Плюс к этому ты рискуешь сплющить бак при достаточно сильном разряжении во впускном коллекторе. Ведь когда откроется клапан продувки, то во всем шланге и баке величина разряжения станет равной разряжению во впускном коллекторе. Притока воздуха в твоей системе не будет, если считать пробку заливной горловины герметичной.

Если уж ты и хочешь избавиться от адсорбера и оставить работать клапан продувки, то просто сними шланги с адсорбера и все. Можно для красоты соединить их тройником, чтобы один из выводов тройника был открыт в атмосферу. Шланг идущий к клапану продувки заткни каким-нибудь фильтром, а то мотор пыли насосется. Если просто тряпкой будешь затыкать, то зафиксируй ее, а то всосет ее в шланг, потом шомполом выковыривать.
В такой конфигурации ты оставишь связь бака с атмосферой, как это было на карбюраторных машинах.
Кгда снимишь шланг идущий к баку, подыши в него. Если ртом не сможешь продуть, значит он заткнулся/расслоился или клапан залип. Он в обе стороны должен продуваться. Заливную крышку открой, когда будешь дуть.

Стандарт Евро-3 был введен с целью предотвращения выбросов паров бензина в атмосферу. При этом избежать испарения топлива из бака невозможно. Для того, чтобы уменьшить количество выбросов паров в окружающую среду, к паропроводу присоединяется специальное устройство. Называется оно адсорбер. Его задачей является фильтрация вредных веществ таким образом, чтобы автомобиль соответствовал экологическим нормам. Также причиной его появления стал выпуск большого числа высокомощных автомобилей, которые активно засоряют окружающую среду.

Расположение под капотом

Зачем нужен адсорбер?

После прекращения работы двигателя, в топливном баке скапливаются пары бензина, которые попадают к заливной горловине. После этого они попадают в сепаратор, после чего конденсируются и попадают в бензобак.

Но имеется небольшое количество паров, которые не конденсируются. По специальному паропроводу они попадают в адсорбер, в котором с помощью активированного угля фильтруются и поглощаются.

После запуска мотора, включается система продувки адсорбера. Открывается электромагнитный клапан, после чего пары отправляются в цилиндры. Из этого следует, что все скопившиеся пары сгорают в двигателе ,не попадая при этом в атмосферу.

Адсорбер Нивы Шевроле находится под капотом, возле расширительного бочка.

Адсорбер одинаков на многих отечественных моделях

Принцип работа адсорбера

Клапан работает только в то время, когда запущен двигатель. Выполняется продувка адсорбера, а также очистка его от топливных остатков. Задачей клапана является продувка и вентиляция устройства. Это необходимо для того, чтобы повысить КПД двигателя, а также уменьшить количество вредных выбросов в окружающую среду.

Работа устройства сопровождается специфическим шумом. Это особенно заметно на автомобилях отечественного производства. Некоторые водители пугаются, и думают что требует замены ремень ГРМ. Но это легко проверить, нажав на педаль газа. Если количество щелчков на повышенных оборотов не увеличивается, значит причиной их возникновения является клапан адсорбера.

Признаки поломки

Адсорбер, как и любая другая деталь, имеет свой срок службы. По истечении определенного времени, фильтр начинает забиваться, создавая препятствия бесперебойному выходу паров. Кроме того замечается сбой в работе механизма клапана. Его начинает клинить и пропадает контакт в районе разъема. Существуют косвенные признаки появления неисправностей в работе клапана:

Клапан адсорбера

  • Повышенное давление в бензобаке. Проявляется в виде шипения во время открытия крышки;
  • При нажатии на газ слышен стук клапана;
  • Нестабильные обороты холостого хода. Имеется еще большое количество признаков указанной неисправности. Главной из которых является поломка адсорбера;
  • При диагностике загорается лампочка с кодом ошибки;
  • При включении клапана не слышен щелчок;
  • В салоне слышен запах бензина.

Можно попробовать почистить или отрегулировать клапан. Сам адсорбер ремонту не подлежит, поэтому не существует другого выхода, как замена его новым.

Какой фирмы лучше установить?

Важно! При выборе клапана и адсорбера необходимо удостовериться в их совместимости с вашей Нивой Шевроле.

Инструкция по замене

Громкий стук продувочного клапана является прямым сигналом к регулировки. Она производится с помощью специального винта, головка которого залита эпоксидной смолой. С ее помощью исключается возможность самопроизвольного раскручивания.


Стандарт Евро-3 был введен с целью предотвращения выбросов паров бензина в атмосферу. При этом избежать испарения топлива из бака невозможно. Для того, чтобы уменьшить количество выбросов паров в окружающую среду, к паропроводу присоединяется специальное устройство. Называется оно адсорбер. Его задачей является фильтрация вредных веществ таким образом, чтобы автомобиль соответствовал экологическим нормам. Также причиной его появления стал выпуск большого числа высокомощных автомобилей, которые активно засоряют окружающую среду.

Расположение под капотом

Стук в раздатке новой Chevrolet Niva. Прямиком с завода

В случае появления протечек замените поврежденные расходники. Отечественные внедорожники достаточно неплохо показывают себя на дорогах с различным покрытием. Но, проблем с ними может возникать достаточно много. Например, стук в раздатке новой Chevrolet Niva. Проблема эта не является редкостью. Поэтому, каждый владелец подобного авто должен знать причины этой проблемы. Разбираем популярные причины Общаясь с владельцами автомобилей, часто можно услышать вопрос о том, почему не сбрасываются обороты на Chevrolet Niva.

Работа двигателя в таком режиме нежелательна для любой модели машины, высокие обороты не только неприятно воздействуют на органы слуха, но и приводят к увеличению расхода топлива. Такая проблема может возникнуть внезапно, казалось бы работало всё прекрасно, а затем внезапно появился завышенный холостой ход. Многих водителей, как со стажем, так и начинающих, эта проблема сильно озадачивает.

Почему не сбрасываются обороты на Chevrolet Niva, рассмотрим в этой статье. Проанализируем все известные варианты возникновения такой проблемы и пути её решения. Многие владельцы машин после появления такой неисправности отправляются за помощью к специалистам, но в большинстве случаев неисправность можно устранить своими руками. Что для этого нужно сделать, мы расскажем в этой статье для всех, интересующихся этим вопросом. Зачем нужен правильно установленный холостой ход?

Нива Клуб - Адсорбер, клапан продувки адсорбера

Когда речь идёт об автомобиле, то понятие холостой ход можно отнести к работе мотора при выключенной передаче или когда выжата педаль сцепления. В таких случаях двигатель работает без нагрузки, то есть отсутствует передача крутящего момента от силовой установки к ведущим колёсам.

Для разных двигателей холостой ход может находиться в пределах от до оборотов в минуту. Если их показатель меньше рекомендованного значения, будут происходить остановки двигателя при нажатии педали сцепления. Увеличение их числа, кроме значительного повышения расхода бензина, приводит к ускоренному износу деталей мотора. Поэтому так важно поддерживать их число в рекомендованном диапазоне.

Регулировка холостого хода производится несколькими узлами и агрегатами, установленными на автомобиле. К ним можно отнести инжектор, топливный насос, различные датчики, которые могут быть механическими или электронными. Также сюда можно отнести дроссельную заслонку, регулятор давления топлива и некоторые другие приборы. На число оборотов сильно влияет величина угла открытия дроссельной заслонки, которым регулируется количество поступающего воздуха в систему питания мотора.

Также принимает участие в смесеобразовании клапан холостого хода, который нужен для обеспечения подачи воздуха минуя дроссельную заслонку. В некоторых случаях повышение их числа может быть вызвано неправильно отрегулированным приводом педали газа. Почему обороты не падаютПричин для появления такого неприятного явления достаточно много, давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе, и определимся с тем, как выйти из создавшегося положения.

Наиболее часто в инжекторных двигателях сброс оборотов не происходит по вине дроссельного узла, в котором происходит загрязнение.

Для чего нужен адсорбер?

При заглушенном двигателе пары бензина, которые скапливаются в топливном баке, поднимаются к заливной горловине. Оттуда они направляются в сепаратор, конденсируются и стекают в бензобак. Однако часть паров не успевает превратиться в жидкость. Их пропускает гравитационный клапан и отправляет по паропроводу к адсорберу. Там пары проходят через активированный уголь и поглощаются им.

Когда двигатель заведен, вступает в действие система продувки адсорбера. ЭБУ открывает электромагнитный клапан и скопившиеся пары вместе с воздухом отправляются в цилиндры. Таким образом испарившийся бензин сгорает в двигателе и не попадает в атмосферу.

Адсорбер Нивы Шевроле расположен в подкапотном пространстве недалеко от расширительного бачка.

Признаки неисправности

Срок службы адсорбера и клапана, как любой детали автомобиля, ограничен. Со временем фильтр забивается, уплотняется и препятствует свободному выходу паров из бензобака. Механизм клапана клинит, электромагнитная катушка перегорает или теряется контакт в районе разъема. Определить это можно по косвенным признакам:

  • Высокое давление в топливном баке, выраженное в шипении при откручивании крышки.
  • Слишком громкий стук клапана при нажатии на газ.
  • Плавающие обороты холостого хода. Возможных причин этой проблемы немало, но одна из них — неисправный адсорбер.
  • Горящая лампа Check Engine на приборной панели и коды ошибок при диагностике.
  • Отсутствие щелчка при включении клапана адсорбера.
  • Запах бензина в салоне.

Клапан можно почистить или отрегулировать. Ремонт адсорбера не предусмотрен. Единственный выход — заменить его новым.

Снятие электромагнитного клапана продувки адсорбера

Подготавливаем автомобиль и снимаем экран двигателя

Снятие и установка элементов системы улавливания паров бензина Нива Шевроле
Снятие и установка элементов системы улавливания паров бензина Нива Шевроле

Отсоединяем колодку от клапана продувки адсорбера, отжав фиксаторы колодки

Ключом на 10 откручиваем два болта крепления кронштейна клапана к ресиверу впускного трубопровода

Снятие и установка элементов системы улавливания паров бензина Нива Шевроле
Снятие и установка элементов системы улавливания паров бензина Нива Шевроле

Отводим клапан с кронштейном от ресивера и отсоединяем от штуцеров клапана трубки, соединяющие его с дроссельным узлом

Отсоединяем трубку, соединяющую с адсорбером

Снятие и установка элементов системы улавливания паров бензина Нива Шевроле
Снятие и установка элементов системы улавливания паров бензина Нива Шевроле

Поддеваем плоской отверткой фиксатор кронштейна

Сдвигаем кронштейн по направляющим клапана и разъединяем их

Снятие и установка элементов системы улавливания паров бензина Нива Шевроле
Снятие и установка элементов системы улавливания паров бензина Нива Шевроле

Отсоединяем от штуцеров адсорбера трубки, соединяющие с клапаном продувки и гравитационным клапаном

Ключом на 10 ослабляем затяжку стяжного болта кронштейна адсорбера и вынимаем адсорбер из кронштейна

Устанавливаем элементы системы улавливания паров в обратной последовательности

Неисправности клапана адсорбера и их устранение

Практически непрерывная работа адсорбера системы поглощения топливных паров может послужить причиной поломки клапана продувки.
Неисправность клапана адсорбера часто приводит к повреждению бензонасоса. Из-за плохой вентиляции адсорбера накапливается бензин во впускном коллекторе, двигатель теряет мощность, а расход топлива постепенно увеличивается. Это может привести к полной остановке двигателя. От того, как работает клапан адсорбера, зависит работа всего автомобиля.

Как проверить работоспособность клапана продувки адсорбера?

Снятие, установка и проверка клапана продувки адсорбера Chevrolet Niva

Проверка клапана абсорбера

Клапан абсорбера можно отрегулировать.

  • Появление провалов на холостом ходу двигателя.
  • Очень низкая тяга двигателя.
  • Не слышно звуков срабатывания клапана при работе двигателя.
  • Шипение при открытии крышки бензобака свидетельствует о разрежении в системе. Это верный признак неисправности вентиляции адсорбера.
  • Появление запаха топлива в салоне автомобиля. Однако, его появление могут вызвать и другие причины.

В чем проблема

Емкость бака ограничена определенным объемом. Количество бензиновых паров зависит от температуры внешней среды и наполненности бака топливом. Иметь постоянную 100% заправку практически невозможно, поэтому пары образовываются постоянно.

Снятие, установка и проверка клапана продувки адсорбера Chevrolet Niva

При минимальном содержании бензина в баке их количество увеличивается. Со временем происходит банальное засорение угольного фильтрующего элемента, а затем происходит выход из стоя электромагнитного клапана продувки адсорбера.

Вследствие этого в топливной системе начинает появляться избыточное давление, которое является причиной и приводит к:

  • низкой производительности бензонасоса;
  • появлению бензина во впускном тракте коллектора;
  • неисправностям датчика кислорода (лямбда-зонда);
  • снижению ресурса катализатора.

Нормальная работа EVAP происходит следующим образом. Пары бензина концентрируются в адсорбере, который соединен топливными трубками с баком. К нему подходит атмосферный трубопровод, создающий разницу давления для продувки. Он подстыкован к воздушному фильтру.

Третья магистраль подключается в линию электромагнитного клапана, осуществляющего направленную подачу паров для дожига во впускном коллекторе. Управление клапаном продувки адсорбера происходит по заложенному алгоритму в ЭБУ, который открывается при достижении определенного числа оборотов вращения коленчатого вала, отличных от оборотов холостого хода (ХХ).

На двигателях устанавливается гравитационный клапан, который предотвращает вытекание топливной смеси в случае изменения нормального положения транспортного средства, например, при переворачивании.

Снятие, установка и проверка клапана продувки адсорбера Chevrolet Niva

Замена клапана абсорбера своими руками

Снятие, установка и проверка клапана продувки адсорбера Chevrolet Niva

Если обнаружены признаки неисправности, требуется ремонт или замена клапана. Клапан адсорбера стоит недорого, а замену произвести несложно. Для демонтажа нужно иметь пару крестообразных отверток и знать, где находится клапан продувки адсорбера.
Порядок работы:

Маркировки старого и нового клапана должны совпадать.

  • Открыть капот и найти цилиндрическое устройство – адсорбер.
  • С аккумуляторной батареи снять минусовую клемму.
  • Отсоединить колодку проводов, нажав на фиксатор и потянув на себя.
  • Ослабить крепление клапана.
  • Штуцеры под защёлкой убрать и отсоединить шланги.
  • Извлечь клапан вместе с кронштейном из адсорбера.
  • Новый клапан устанавливается в обратном порядке.

Таким образом, даже такой небольшой элемент, как клапан адсорбера, выполняет важные функции и его неисправность может серьезно нарушить работу всего двигателя. Поэтому важно следить за состоянием своего автомобиля и вовремя проводить диагностику.

Ремонт адсорбера

Точной информации относительно периодичности замены фильтра адсорбера производители не указывают, но специалисты рекомендуют осуществлять ее через 80-100 тысяч км пробега или по надобности. Он имеет неразборную конструкцию, поэтому обслуживанию не подлежит. Все операции, связанные с его ремонтом, производятся на свой страх и риск. Если вы все же решились на эту процедуру, то вам потребуется только электрогравер. Из материалов: уголь, возможно, войлок и качественный клей.

Снятие, установка и проверка клапана продувки адсорбера Chevrolet Niva

Обычно адсорбер находится под капотом с правой стороны по ходу движения авто. Перед снятием демонтируйте его, пометив все входящие в него трубки. Если он изготовлен из пластмассы, то его нужно разобрать. Для этого срежьте крышку электрогравером со стороны подвода трубок. Далее извлеките войлочную прокладку и продуйте ее сжатым воздухом, а при необходимости постирайте.

Точно определите объем угольных элементов, и замените их на свежие. Сборку проведите в обратной последовательности, обеспечив максимально надежное соединение с помощью клея.

В качестве подтверждения правильности операций проведите тест работы системы EVAP до начала и после монтажа фильтра с использованием диагностических программ и ПК. После установки нового фильтра или его ремонта на графиках обнаружится зависимость работы двигателя от системы EVAP, обычно в некорректно работающем фильтре это не наблюдается.

Снятие, установка и проверка клапана продувки адсорбера Chevrolet Niva

Инструкции по замене

Замена продувочного клапана

При громком стуке клапана его необходимо отрегулировать. Для этого в нем предусмотрен регулировочный винт. Его головка залита эпоксидкой. Полимер предотвращает самопроизвольное откручивание винта. Нарушение цепи питания электромагнита можно устранить, почистив контакты разъема.

Работа выполняется одной отверткой в следующем порядке:

Замена адсорбера

Вам понадобится, кроме отвертки, ключ на 10. Порядок работы выполняется следующей последовательности:

Удаление адсорбера из топливной системы недопустимо. Эта деталь компенсирует перепады давления, которые возникают при охлаждении и нагреве бензобака. Кроме того, работа продувочного клапана контролируется ЭБУ двигателя. Поэтому просто заглушить выход шланга нельзя — бортовой компьютер выдаст ошибку. Если же оставить трубку не заглушенной, пыль и грязь будут затянуты в бензобак.

Подробное видео об адсорбере Шнивы:

Пары бензина образовываются в баке автомобиля естественным образом при увеличении температуры окружающей среды. Для их поглощения в современных авто устанавливается система улавливания бензиновых паров – EVAP. От ее работоспособности зависит поддержание нормального давления в топливных магистралях, а, следовательно, стабильная работы двигателя. Одним из главных элементов EVAP является клапан продувки адсорбера.

Снятие, установка и проверка клапана продувки адсорбера Chevrolet Niva

Элемент, аккумулирующий бензиновые пары – адсорбер. Он расположен в моторном отсеке и выглядит как цилиндр. Он внешне очень похож на топливный фильтр, но имеет большие размеры, внутри заполнен активированным углем. Именно в нем накапливаются бензиновые пары, а вместе с ними – мелкая пыль и грязь.

Последние препятствуют прохождению испарений, стремящихся поступить в впускной коллектор и сгорающих с бензиновой смесью при работе двигателя.


В теме "Чем опасен неисправный клапан адсорбера и бестолковый колхоз." я уже писал чем обернулся колхоз. Но настоящий передовой колхозник никогда не останавливается на достигнутом.
Ломать, так ломать.
ВАЗ 21214 инжектор 2002 года выпуска имела следующую топливную систему.


как я понял, причиной всасывания бака после удаления адсорбера п.9 и подключения двухходового клапана п.8 непосредственно к дроссельному узлу п. 7, аварийный клапан п. 10 не справился с потоком воздуха или вообще не открылся. в результате бак "всосало".
В связи с переделкой топливной системы я переделал и "систему вентиляции топливной системы".


Адсорбер был удален, но клапан так и остался подключенным к разъему. (Отключить в "мозгах" его не получилось). Трубка от что идет от отсека горловины в отсек двигателя и двухходовой клапан удалены.
Остались параллельно подключенные аварийный и гравитационный клапаны. Патрубок выведен в штатное газоотводное отверстие, что расположено рядом с горловиной.
Для чего так сделал:
1. гравитационный клапан должен предотвратить выливание бензина в случае большого крена или опрокидывания.
2. аварийный клапан должен обеспечить приток воздуха в бак, если двигатель будет продолжать работать при критическом крене.


В процессе обнаружил недостаток, при теплой погоде воняет бензином, как у карбюраторных машин.
Зря я трубку убрал из моторного отсека. Надо было патрубок газоотвода вывести к шноркелю в места забора воздуха.
Спасибо, что зашли.
Ваш


Запрет на выброс паров бензина в атмосферу был введен еще в стандарте Евро-3. При этом испарение топлива из бака— естественное явление.

Чтобы предотвратить попадание бензиновых паров в окружающую среду, вентиляционный шланг бензобака (паропровод) подключается к специальному устройству — адсорберу.

Фильтрующий элемент этой детали поглощает вредные выбросы и обеспечивает соответствие автомобиля экологическим стандартам.

Для чего нужен адсорбер?

При заглушенном двигателе пары бензина, которые скапливаются в топливном баке, поднимаются к заливной горловине. Оттуда они направляются в сепаратор, конденсируются и стекают в бензобак. Однако часть паров не успевает превратиться в жидкость. Их пропускает гравитационный клапан и отправляет по паропроводу к адсорберу. Там пары проходят через активированный уголь и поглощаются им.

Когда двигатель заведен, вступает в действие система продувки адсорбера. ЭБУ открывает электромагнитный клапан и скопившиеся пары вместе с воздухом отправляются в цилиндры. Таким образом испарившийся бензин сгорает в двигателе и не попадает в атмосферу.

Адсорбер Нивы Шевроле расположен в подкапотном пространстве недалеко от расширительного бачка.

Признаки неисправности

Срок службы адсорбера и клапана, как любой детали автомобиля, ограничен. Со временем фильтр забивается, уплотняется и препятствует свободному выходу паров из бензобака. Механизм клапана клинит, электромагнитная катушка перегорает или теряется контакт в районе разъема. Определить это можно по косвенным признакам:


  • Высокое давление в топливном баке, выраженное в шипении при откручивании крышки.
  • Слишком громкий стук клапана при нажатии на газ.
  • Плавающие обороты холостого хода. Возможных причин этой проблемы немало, но одна из них — неисправный адсорбер.
  • Горящая лампа Check Engine на приборной панели и коды ошибок при диагностике.
  • Отсутствие щелчка при включении клапана адсорбера.
  • Запах бензина в салоне.

Клапан можно почистить или отрегулировать. Ремонт адсорбера не предусмотрен. Единственный выход — заменить его новым.

Какой фирмы лучше уставить?

Клапан адсорбера также продается в нескольких вариациях. Минимальная цена — 350 рублей.

Важно: перед покупкой убедитесь, что адсорбер и клапан совместимы именно с Нивой Шевроле.

Инструкции по замене

Замена продувочного клапана

При громком стуке клапана его необходимо отрегулировать. Для этого в нем предусмотрен регулировочный винт. Его головка залита эпоксидкой. Полимер предотвращает самопроизвольное откручивание винта. Нарушение цепи питания электромагнита можно устранить, почистив контакты разъема.

Работа выполняется одной отверткой в следующем порядке:


  • Ослабьте хомуты на штуцерах клапана.
  • Снимите продувочный и вакуумный шланг.
  • Отожмите пластиковую защелку отверткой и демонтируйте клапан продувки.
  • Вставьте новую деталь.
  • Наденьте шланги.
  • Затяните хомуты.

Замена адсорбера

Вам понадобится, кроме отвертки, ключ на 10. Порядок работы выполняется следующей последовательности:

Удаление адсорбера из топливной системы недопустимо. Эта деталь компенсирует перепады давления, которые возникают при охлаждении и нагреве бензобака. Кроме того, работа продувочного клапана контролируется ЭБУ двигателя. Поэтому просто заглушить выход шланга нельзя — бортовой компьютер выдаст ошибку. Если же оставить трубку не заглушенной, пыль и грязь будут затянуты в бензобак.

Подробное видео об адсорбере Шнивы:

Пары бензина образовываются в баке автомобиля естественным образом при увеличении температуры окружающей среды. Для их поглощения в современных авто устанавливается система улавливания бензиновых паров – EVAP. От ее работоспособности зависит поддержание нормального давления в топливных магистралях, а, следовательно, стабильная работы двигателя. Одним из главных элементов EVAP является клапан продувки адсорбера.


Элемент, аккумулирующий бензиновые пары – адсорбер. Он расположен в моторном отсеке и выглядит как цилиндр. Он внешне очень похож на топливный фильтр, но имеет большие размеры, внутри заполнен активированным углем. Именно в нем накапливаются бензиновые пары, а вместе с ними – мелкая пыль и грязь.

Последние препятствуют прохождению испарений, стремящихся поступить в впускной коллектор и сгорающих с бензиновой смесью при работе двигателя.

В чем проблема

Емкость бака ограничена определенным объемом. Количество бензиновых паров зависит от температуры внешней среды и наполненности бака топливом. Иметь постоянную 100% заправку практически невозможно, поэтому пары образовываются постоянно.


При минимальном содержании бензина в баке их количество увеличивается. Со временем происходит банальное засорение угольного фильтрующего элемента, а затем происходит выход из стоя электромагнитного клапана продувки адсорбера.

Вследствие этого в топливной системе начинает появляться избыточное давление, которое является причиной и приводит к:

  • низкой производительности бензонасоса;
  • появлению бензина во впускном тракте коллектора;
  • неисправностям датчика кислорода (лямбда-зонда);
  • снижению ресурса катализатора.

Нормальная работа EVAP происходит следующим образом. Пары бензина концентрируются в адсорбере, который соединен топливными трубками с баком. К нему подходит атмосферный трубопровод, создающий разницу давления для продувки. Он подстыкован к воздушному фильтру.

Третья магистраль подключается в линию электромагнитного клапана, осуществляющего направленную подачу паров для дожига во впускном коллекторе. Управление клапаном продувки адсорбера происходит по заложенному алгоритму в ЭБУ, который открывается при достижении определенного числа оборотов вращения коленчатого вала, отличных от оборотов холостого хода (ХХ).

На двигателях устанавливается гравитационный клапан, который предотвращает вытекание топливной смеси в случае изменения нормального положения транспортного средства, например, при переворачивании.


Клапан продувки адсорбера: признаки поломки

Первые признаки неполадки можно определить и самостоятельно, если обратить внимание на то, что двигатель постепенно теряет мощность и при увеличении оборотов отсутствует щелчок – звук срабатывания клапана. Это происходит параллельно с увеличением расхода топлива. Также верным признаком является увеличение оборотов холостого хода, которое происходит из-за попадания паров бензина во впускной коллектор при работающем на холостых моторе.

Есть еще один наиболее вероятный признак, который может указывать на неисправность клапана. При резком открытии крышки слышен звук выходящего воздуха, а при заправке бензином при не до конца заполненном баке самопроизвольно отстреливается заправочный пистолет, свидетельствующий о полной заправке бака.

Последствием выхода из строя клапана чаще всего становится забитый фильтр, грязь в котором препятствует прохождению бензиновых паров. Возможно ли самостоятельно без специальных устройств проверить работоспособность EVAP и фильтра в частности? Да, заполните бак максимальным количеством топлива и оставьте крышку бензобака открытой, затем заведите авто.

Если после заводки двигатель работает более стабильно, чем тогда, когда бак находится в закрытом, в герметичном состоянии, а при нажатии на педаль газа происходит быстрый отклик, вероятнее всего, необходимо заменить фильтрующий элемент на новый или произвести его ремонт. Это возможно сделать самостоятельно, поэтому не спешите покупать клапан продувки адсорбера.

Ремонт адсорбера

Точной информации относительно периодичности замены фильтра адсорбера производители не указывают, но специалисты рекомендуют осуществлять ее через 80-100 тысяч км пробега или по надобности. Он имеет неразборную конструкцию, поэтому обслуживанию не подлежит. Все операции, связанные с его ремонтом, производятся на свой страх и риск. Если вы все же решились на эту процедуру, то вам потребуется только электрогравер. Из материалов: уголь, возможно, войлок и качественный клей.


Обычно адсорбер находится под капотом с правой стороны по ходу движения авто. Перед снятием демонтируйте его, пометив все входящие в него трубки. Если он изготовлен из пластмассы, то его нужно разобрать. Для этого срежьте крышку электрогравером со стороны подвода трубок. Далее извлеките войлочную прокладку и продуйте ее сжатым воздухом, а при необходимости постирайте.

Точно определите объем угольных элементов, и замените их на свежие. Сборку проведите в обратной последовательности, обеспечив максимально надежное соединение с помощью клея.

В качестве подтверждения правильности операций проведите тест работы системы EVAP до начала и после монтажа фильтра с использованием диагностических программ и ПК. После установки нового фильтра или его ремонта на графиках обнаружится зависимость работы двигателя от системы EVAP, обычно в некорректно работающем фильтре это не наблюдается.


Чип-тюнинг и EVAP

Для увеличения мощности двигателя в работу системы улавливания бензиновых паров вносят изменения. Они могут быть выполнены двумя методами: с помощью коррекции работы электронного блока управления (ЭБУ) программным способом и механическим. В первом случае вручную вносят изменения в работу EVAP, блокируя сигналы с клапанов адсорбера, которые регулируют производительность насоса, подающего топливо и воздухомера.

Что такое адсорбер, какую задачу выполняет, какие могут быть проблемы, об этом и о многом другом поговорим в сегодняшней статье.

Зачем нужен адсорбер?

Изначально создавался, как дань экологическим нормам, точней под ЕВРО2. По большому счёту, мотор можно настроить так, что он обойдётся и без него. Но, с учётом современных норм, недопустимы утечки паров. Плюс, адсорбер не позволяет парам топлива попадать в салон, что как вы понимаете тоже малоприятно. Если на старых автомобилях, ещё карбюраторного типа, такой системы в принципе не было, на всех современных инжекторах, она обязательна.

Устройство адсорбера и где он находится?

Адсорбер конструктивно представляет собой цилиндр, причем пустотелый, внутри которого находится, так называемый фильтрующий компонент. Также адсорбер состоит из ряда дополнительных модулей, к примеру:

• Первое — это емкость, в которую помещается фильтр.

• Фильтрующий элемент, зачастую — это простой гранулированный активированный уголь.

• Сепаратор, устройство принимающие и отправляющие обратно в бак задержанные пары топлива.

• Магнитный клапан, отвечающий за смену режимов работы.

• Гравитационный клапан предотвращает перелив топлива, в случае опрокидывания автомобиля.

• Различные соединительные шланги и трубки.

Пожалуй, одним из основных элементов всей адсорбирующей системы является магнитный клапан. Именно от него зависит режим работы, смена режимов. То есть, он отвечает за своевременное переключения режима накопления, когда пары скапливаются в емкости, на режим передачи паров обратно в бак.

В зависимости от автомобиля и даже моделей одного производителя, месторасположение может меняться. Здесь нужно узнавать конкретно по моделям и даже году выпуска. Отличный пример, Audi A4 B5, где в разные годы системы располагали под передним, задним подкрылком, под запаской, непосредственно на баке. Поэтому изучите инструкцию по эксплуатации, там, как правило, указывается, где может находиться адсорбер. На отечественных Lada практически на всех моделях, адсорбер находится в правом углу, если смотреть по ходу движения автомобиля, рядом с фарой.

Как работает адсорбер?

Ничего сложного в работе нет. Алгоритм следующий, пары, предположим бензина, образуясь в баке, поднимаются и попадают в так называемый сепаратор. Здесь они конденсируются, превращаясь в жидкость. Образованная жидкость попадает обратно в бак, а оставшиеся не преобразованные пары попадают уже непосредственно в адсорбер. В адсорбере пары поглощаются фильтром, активированным углем, он наиболее эффективно справляется с этой задачей. Помните, что накопление паров в адсорбере происходит только на заглушенном моторе.

В принципе понятно, пока машина стоит не заведенная, испаряющееся топливо виде паров оседает на сепараторе, затем, часть в виде конденсата возвращается в бак, а другая часть в виде паров через адсорбер попадает в дроссель и далее по системе. Ничего сложного нет, разобраться сумеет каждый.

Неисправности и признаки

Помните, что не всегда перечисленные ниже признаки, могут говорить о проблемах именно с фильтрующей системой. Итак:

• Показания с датчика уровня топлива постоянно разнятся, то показывает пустой бак, через время полный.

• Плавающие обороты, но с оговоркой, что это происходить может только на прогретом моторе, где-то через 10 минут поездки.

• При открытии крышки бака, слышится свист.

• Стук магнитного клапана, зачастую его путают со стуком клапанов.

Что касается неисправностей, давайте вернемся к разделу об устройстве системы, из чего она состоит и, что может выйти из строя?

1. Шланги, трубочки. Понятное дело, что всё не вечно, у каждого производителя может быть свой ресурс, как правило, владельцы начинают сталкиваться с потерей герметичности, тресканием шлангов, где-то после 130 000 км. в среднем.

2. Забитые каналы адсорбера, шланги. Впоследствии эксплуатации скапливается всевозможный мусор, включая также разрушенные мембраны емкости или сам активированный уголь.

3. Нерабочий клапан. Заклинило в каком-то одном положении, довольно частая проблема, и честно признаться, в большинстве случаев именно с проблемами магнитного клапана и сталкиваются. Тут два варианта, менять на новый (очень затратное дело) либо искать умельцев и ремонтировать, можно, конечно, самостоятельно, но руки должны быть из нужного места.

5. Сепаратор, с ним какая проблема? Может треснуть, ведь они пластиковые зачастую, поэтому потеря герметичности, в итоге, пары не преобразовываются в жидкость и т. д. Паять эту емкость крайне сложно, пластик такого свойства, что очень трудно плавится.

6. Закончился уголь. Проблема редкая, сразу отметим, связанная скорей всего с какой-то неисправностью ещё, к примеру, разгерметизация системы, как вариант.

Заключение

Что хотелось бы подчеркнуть в статье, во-первых, то, что без адсорбера обойтись можно, достаточно его отключить, минутное дело (если, конечно, вам плевать на атмосферу и собственное здоровье), во-вторых, при нормальной работе устройства, автомобиль чувствует себя вполне адекватно, более того, экономит топливо.

Поэтому, если случилась такая неприятность, постарайтесь выявить истинную причину, а потом уже принимайте решение, готовы ли вы потратить кругленькую сумму на новые запчасти (как правило, новый адсорбер обойдется в 5 000 – 6 000 руб.) или нет.

Читайте также: