Подключение света заднего хода ваз 2109

Обновлено: 05.07.2024


Функционирование задних фонарей любого автомобиля по причине обеспечения безопасности на дороге является необходимым. Эти устройства сзади машины выполняют осветительную и информационную функцию (предупреждают участников дорожного движения о движении авто).

На ВАЗе 21099 и других моделях фонари включаются в автоматическом режиме во время переключения передачи и движения автомобиля назад.

Конструктивно фонари сзади авто объединяют следующие компоненты осветительной системы:

  • освещение заднего хода;
  • габаритное освещение;
  • стоп-сигналы;
  • поворотники;
  • аварийную сигнализацию.



Фары заднего вида для ВАЗ 21099
Строение осветительных устройств таково:

  • корпус, выполненный преимущественно из пластика (в некоторых случаях — из стекла);
  • ламподержатель;
  • защелка для удерживания проводов;
  • рассеиватель световых лучей для равномерного освещения дорожного покрытия. Клеится к корпусу изделия сзади, так что при поломке нуждается в замене вместе с корпусом.



Устройство задней фары на ВАЗ 2109-2108 и 21099

В ВАЗ 2108 или 2109 сзади могут устанавливаться следующие виды задних фонарей:

  • лампы накаливания. Недорогие, но относительно быстро выходят из строя и не являются достаточно яркими. Такие лампы горят желтым светом, который при неблагоприятных погодных условиях не слишком виден;
  • галогенные лампочки. Считаются более современными и долговечными, так как из их колбы откачивается воздух, и закачивается инертный газ. В продаже есть модели с цоколями Н1 и Н3;
  • светодиоды. Горят холодным белым светом, служат в несколько раз дольше ламп накаливания. Реализуются лентами и сегодня часто заменяют морально устаревшие лампы накаливания.



Светодиодные задние фары на Ваз 2108

Схема проводки задних фонарей ВАЗ 2109 всех модификаций

Автомобиль ВАЗ 2109 выпускался на Волжском Автомобильном Заводе с 1987 по 2004 год (в Украине собирался из готовых машинокомплектов ВАЗ 21093 с 2004 до конца 2011 года на ).

За время выпуска получил пять основных модификаций, касающихся электрооборудования. На самом деле разновидностей больше, но нас интересуют изменения в электрических схемах.

За все это время схема электрооборудования, конечно, существенно дорабатывалась, но изменения практически не коснулись схемы подключения задних фонарей. Даже цвет проводов в жгутах их питания остался неизменным. Но поскольку монтажные блоки в этих модификациях разные (а задние фонари ВАЗ 2109 питаются через монтажный блок), имеет смысл привести монтажные электрические схемы всех модификаций. Вот они:

Монтажная схема электрооборудования ВАЗ 2109 с 1997 г выпуска

Монтажная схема электрооборудования ВАЗ 2109, 21093, 21099 (1988 — 1999 гг. выпуска)

Монтажная схема электрооборудования ВАЗ 21093, 21099 с монтажным блоком 2114-3722010-60 (с 1998 г. выпуска)

Монтажная схема электрооборудования ВАЗ 21099 с монтажным блоком 2114-3722010-10 или 2114-3722010-18 (с 1998 г. выпуска)

Ну и заодно познакомимся с внешним видом монтажных блоков разных модификаций.

Монтажный блок 17.3722

Монтажный блок 2114-3722010-18

Монтажный блок 2114-3722010-10

Монтажный блок 17.3722 с ножевыми предохранителями

Распиновка разъемов и конструкция фонарей

Теперь о задних фонарях. Конструктивно это единый блок, в котором есть пять лампочек. Расположение и назначение ламп в нем следующее:

задний левый фонарь ВАЗ 2109


Местоположение и назначение ламп в заднем левом фонаре ВАЗ 2109

На фото цифрами обозначены:

Все лампы размещаются на задней стенке прибора, а питаются при помощи гибкой платы с металлизированными дорожками.

печатная плата


Внешний вид задней стенки фонаря со стороны ламп (вверху) и печатной платы

Назначение и нумерация ламп та же, что на фото выше. Как показано на нижнем фото, питающий лампы разъем вытравлен прямо на печатной плате заднего фонаря. Рассмотрим его распиновку.

питающий разъем заднего фонаря 2109


Распиновка питающего разъема заднего фонаря ВАЗ 2109

Здесь цифрами обозначены:

  1. Габаритный свет (желто-черный).
  2. Противотуманный свет (оранжево-черный).
  3. Указатель поворота (сине-черный или синий).
  4. Противотуманный свет (зеленый).
  5. Минус питания всех ламп (черный).
  6. Стоп-сигнал (красный).












Какие лампы стоят

Теперь пару слов о лампах, используемых в заднем фонаре ВАЗ 2109. За габаритные огни отвечает лампочка А12-5 (T5W) мощностью 5 Вт.

Лампочка T5W, отвечающая за габаритный свет ВАЗ 2109

Все стальные лампы – указатель поворотов, противотуманный свет, указатель заднего хода и стоп-сигнал – имеют тип А12-21-3 (P21W). Их мощность – 21 Вт.

Инструкция по замене лампочек

Настало время научиться самостоятельно менять лампы, чтобы не тратить лишние деньги и свое время на поездки в автосервис. Открываем крышку багажника, находим заднюю часть фонарей. Отключаем колодку питания.

колодка питания


Снятие колодки питания с заднего фонаря ВАЗ 2109

Нажимаем на боковую защелку, которая крепит световой прибор. Защелка расположена на стороне светового прибора, который ближе к центральной оси авто.

боковые защелки


Задняя часть фонаря крепится при помощи боковых защелок

Вынимаем заднюю часть фонаря вместе с платой и лампочками.

часть фонаря ВАЗ 2109


Снятие задней части правого фонаря ВАЗ 2109

Кладем модуль лампами вверх.

модуль с лампами


Снятый модуль с лампами

Крышка


Крышка, закрывающая заднюю часть фонаря ВАЗ 2109 (слева) и ВАЗ 21099












Подбор ксеноновой фары

Во многом выбор ксенонового устройства зависит от конструктивных особенностей фары. В том случае, если фара-блок предназначена для установки лампы с одним электродом каления, то на нее устанавливается обычный тип ксенона. Когда заводом-изготовителем рекомендуется устанавливать изделия с двумя электродами каления, в фару монтируется биксенон.

Эти лампочки ксенон имеют в конструкции электромагнитную металлическую шторку, прикрывающую часть стеклянной колбы. Стоит отметить, что, возможно, будет необходимо заменить и рассеиватель фары. Это обусловлено тем, что стандартный рассеиватель равномерно разбивает поток света, а для эффективности работы ксенона световой пучок нужно фокусировать в определенный поток. Применение обычного рефлектора и ксеноновых ламп приводит к тому, что водители встречных автомобилей подвергаются эффекту ослепления. Это чревато различными аварийными ситуациями, возможно, с летальным исходом.

Демонтаж и замена задних фонарей на ВАЗ 2109

крепление фонаря к кузову


Фонарь крепится к кузову при помощи четырех гаек на 8

Отворачиваем гайки, вынимаем фонарь наружу.

фонарь ВАЗ 2109


Снятие заднего фонаря ВАЗ 2109

Устанавливаем новый световой прибор в обратной последовательности и делаем подключение колодки питания.

Идеи тюнинга и доработки задних фонарей

Тюнинг всегда был популярен у автолюбителей, а с появлением сверхъярких полупроводников коснулся и световых приборов. Сегодня мы не будем изучать пошаговую инструкцию доработки, а рассмотрим наиболее интересные варианты тюнинга задних фонарей ВАЗ 2109.

Наиболее простой, но достаточно действенный метод преображения автомобиля – поставить уже готовые тюнингованные световые приборы. В продаже их очень много, на любой вкус. В качестве примера взглянем на полупроводниковые задние фонари для ВАЗ 2109. Стоят они в районе 3 500 рублей. Не самые дешевые, но практически никаких трудозатрат, изобретательства.

Освар для ВАЗ 2109

Задние светодиодные фонари “Освар” для ВАЗ 2109

Может хватить и меньшей суммы, если взять не фонари целиком, а только тюнингованное стекло. Вот на такие тонированные стекла понадобится примерно 500 рублей, но внешний вид автомобиля будет не хуже.

Тонированное стекло заднего фонаря ВАЗ 2109


Тонированные стекла для задних фонарей ВАЗ 2109

Полезно. Покупать уже готовые тонированные стекла не обязательно, достаточно приобрести тонировочную пленку и наклеить ее на штатные стекла. Тогда световые приборы даже снимать не понадобится.

Тонировочная пленка


Тонировочной пленкой можно затонировать и стекла, и фонари
Если есть желание доработать штатные световые приборы, то можно воспользоваться светодиодной лентой. На такую доработку уйдёт максимум сотня рублей.

Тюнинг фонарей светодиодной лентой


Тюнинг задних фонарей ВАЗ 2109 при помощи обрезков светодиодной ленты

Следующий вариант тюнинга выглядит оригинально, но на вкус и цвет…

Не горят задние фонари ВАЗ 2109 — ремонт и доработка


Вариант тюнинга светодиодной лентой

Вместо светодиодной ленты можно использовать и отдельные светодиоды. Будто не фонарь, а новогоднее украшение на елку.

задний фонарь


Этот задний фонарь собран на отдельных мощных светодиодах

При желании можно найти модульные светодиодные фонари со сложной схемой управления, многоцветными светодиодами и диммированием.

Важно. Такие фонари, возможно, и красивы, но они могут не понравиться другим участникам движения, и уж точно ГИБДД.

Классификация автомобильных фар

Чтобы правильно сориентироваться во множестве альтернативных вариантов оптики на легковые машины, в частности ВАЗ, рассмотрим наиболее часто встречающиеся источники света.

Наиболее распространенные галогенные фары постепенно освобождают дорогу светодиодным. LED-фары головного освещения еще не стали применяться повсеместно, но их использование сокращает расходы на обслуживание, их срок службы гораздо дольше остальных, а энергопотребление – наименьшее. Однако самыми престижными фарам до сих пор считаются ксеноновые. Давайте сравним их.

На всех современных машинах, учитывая ВАЗовские модели, если переключить рычаг КПП на заднюю передачу, в фонарях загорается соответствующий индикатор. Если датчик заднего хода ВАЗ 2109 или другой модели неисправен, то лампочка будет работать с перебоями или не будет функционировать совсем. С чем может быть связана подобная неполадка? Как проверить устройство и произвести его замену? Об этом ниже.


Почему не загорается лампочка

Прежде, чем менять датчик, нужно разобраться, действительно ли в нем проблема. Задний ход может не гореть из-за таких проблем:

  • Пришли в негодность лампочки. Их нужно прозвонить мультиметром;
  • Повреждена проводка. В таком случае потребуется мультиметр для проверки всех проводов. Возможно, что повреждена изоляция из-за чего происходит КЗ (короткое замыкание);





Причины поломки

Прежде чем приступать к замене датчика заднего хода (ДЗХ), рекомендуем проверить состояние задних фонарей и определить, быть может, сигнал не работает по другим причинам.

Возможная причина Ваши действия
Перегорели лампочки Распространенная и достаточно банальная причина неполадок, которую, тем не менее, многие игнорируют. Достаньте лампочку, вооружитесь мультиметром и проверьте, не сгорели ли они. При необходимости замените
Повредилась проводка Проблема не менее распространенная, но искать источник проблем в такой ситуации немного сложнее. Вам также потребуется мультиметр, которым необходимо прозвонить проводку и проверить показания сопротивлений
Плохой контакт регулятора Бывает так, что за время эксплуатации контакт датчика с гнездом нарушается. Отсутствие контакта означает, что работать устройство нормально не будет. Потому проверьте его состояние
Нарушена изоляция проводки Если на проводах около датчика нарушилась изоляция, это может привести к короткому замыканию. Результат вполне очевиден, потому проверьте состояние проводки, при необходимости ее замените
Сгорел предохранитель В зависимости от типа блока предохранителей, проверьте состояние соответствующего элемента в монтажном блоке. На блоках старого образца это предохранитель F16, а на блоках предохранителей нового образца следует смотреть на предохранитель 5. Если они оплавились, потребуется замена. Но важно также определить причину, по которой сгорел предохранитель
Поломка датчика На выход из строя непосредственно самого регулятора заднего хода может свидетельствовать ситуация, когда фонари вовсе не загораются или наоборот, светятся без перерывов. Во втором случае вариант с перегоревшими лампочками исключается сам по себе.

Замена датчика заднего хода — работа не сложная и не затратная с финансовой точки зрения. Сегодня ДЗХ можно приобрести в любом магазине автозапчастей, а его стоимость составляет порядка 100 рублей.

Как проверить датчик

Для проверки нужно подобраться к элементу. Необходимо произвести следующие действия:

Если проводимость есть всегда, датчик заднего хода автомобиля ВАЗ 2109 неисправен и нуждается в замене.




Проверка

Легко проверить исправность ламп заднего хода. Нужно отсоединить подходящие к устройству провода, затем соединить их между собой (например, куском провода). Если фары загорелись, то неисправность была в датчике, и его необходимо поменять.

Частые поломки связаны с ухудшением качества изготовления датчиков. Со временем его герметичность нарушается, и масло попадает внутрь. Многие неопытные автолюбители связывают это с разными системами подачи топлива – карбюратор или инжектор. Но никакого отношения к данной неисправности это не имеет. Просто время от времени необходимо следить за состоянием датчика.

Замена датчика заднего хода ВАЗ 2109

Замена датчика заднего хода ВАЗ 2109 — процесс несложный. Опытные автовладельцы без труда все сделают.

Необходимо произвести следующие действия:

    Поставить автомобиль на яму или подъемник, на крайний случай — воспользоваться домкратом;

Не горит свет заднего хода на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Ремонт

Выход из строя фонарей заднего хода — частое явление на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099. Многие автовладельцы после неоднократной замены вышедших из строя ламп заднего хода оставляют их в нерабочем состоянии. Рассмотрим, как без приборов и приспособлений проверить их работу, отремонтировать и привести в надлежащее состояние. В процессе эксплуатации следует помнить, что напряжение на лампочки заднего фонаря на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 подается при включении зажигания.

Не горит свет заднего хода на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины

Датчик расположен в нижней части коробки передач слева от переднего колеса. Оранжевый (красный) провод подает на него электричество, а зеленый провод идет к задним фонарям (оранжевый провод запитывается после поворота ключа зажигания). При включенном зажигании снимите зеленую и оранжевую заглушки с датчика и соедините их куском провода. Загорается лампочка — датчик заменен. Нет, ищи причину.

Смотрите датчик света заднего хода ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Для фонарей заднего хода предохранитель № 5 соответствует 8 А (монтажный блок 17.3722), тот же F16 15 А (монтажный блок 2114). По нему ток течет от монтажной колодки по оранжевому (красному) проводу к заднему фонарю датчика. Замените его новым. В дальнейшем необходимо найти причину перегорания предохранителя, так как где-то возможно короткое замыкание. Стоит отметить, что при сгорании этого предохранителя, помимо фонарей заднего хода, приборная панель, повороты, аварийные огни и т.д.

Масса на задних фонарях — черные провода от шайб. Проверить их соединение с кузовом автомобиля в районе задних фонарей.

Для восстановления контакта несколько раз поверните лампочку в патроне. Для усиления эффекта отшлифуйте контакты наждачной бумагой.

— Контакты в штекерах задних фонарей окислились. Снимаем шайбы и разбираем контакт зеленого провода (вывод 4), отвечающий за питание задних лампочек и соответствующий контакт на траектории пластины.

Их следы могут быть со сколами или ржавчиной. Подайте напряжение с помощью куска провода от контакта 4 зеленого провода к нижнему контакту лампочки, вставленной в патрон. Если лампочка горит, проверьте путь в плате. К нему можно припаять провод и восстановить дорожку.

Лампочки задних фонарей имеют зеленый провод от перекрестного разъема на монтажном блоке (X9 или для 2114 — X9, контакт 16), который проходит в автомобиль слева от водителя. Возможно, разъем ослаблен, или конец провода окислился, или где-то оборвался зеленый провод. Вы можете вынуть вилку из монтажного блока и подать напряжение на 16-й контакт зеленого провода. Если лампочка загорелась, кабель исправен, если нет, можно либо поискать поврежденное место, либо просто заменить кабель на новый.

Ток идет на датчик и на зеленый провод ламп заднего хода в задних фонарях автомобиля. Красный или оранжевый провод идет от крайнего левого разъема жгута проводов (W6, X6 / 12) к датчику лампы заднего хода. Включите передачу заднего хода. Отсоедините разъем X6 (X6) от жгута проводов и подайте напряжение на вывод 12 разъема с помощью кабеля аккумуляторной батареи. Индикатор горит — проблема с монтажным блоком, нет проблем с датчиком или зеленым проводом.

В последнее время качество изготовления датчиков света заднего хода значительно ухудшилось для ВАЗ 2108, 2109, 21099. Их основная проблема — течь. Через некоторое время масло из трансмиссии начинает вытекать из нового датчика через его корпус. Поэтому его состояние нужно периодически проверять. Негерметичный датчик является источником коротких замыканий и, следовательно, нестабильного холостого хода, потери мощности и впрыска, дальнейшего отключения компонентов системы зажигания и электрооборудования.

При возникновении неисправностей с работой заднего хода, необходимо первым делом проверить состоянием лампочек и датчика, отвечающего за их работу при совершении маневров задним ходом.

Задача датчика заднего хода — включать фонари, сигнализирующие о том, что вы начинаете движение задним ходом. Если он работать не будет, никто не узнает о ваших намерениях. Как результат, аварий и столкновений не избежать.

Причины поломки датчика заднего хода на ВАЗ 2109

Внешний вид устройства

Причины поломки

Прежде чем приступать к замене датчика заднего хода (ДЗХ), рекомендуем проверить состояние задних фонарей и определить, быть может, сигнал не работает по другим причинам.

Возможная причина

Ваши действия

Распространенная и достаточно банальная причина неполадок, которую, тем не менее, многие игнорируют. Достаньте лампочку, вооружитесь мультиметром и проверьте, не сгорели ли они. При необходимости замените

Проблема не менее распространенная, но искать источник проблем в такой ситуации немного сложнее. Вам также потребуется мультиметр, которым необходимо прозвонить проводку и проверить показания сопротивлений

Плохой контакт регулятора

Бывает так, что за время эксплуатации контакт датчика с гнездом нарушается. Отсутствие контакта означает, что работать устройство нормально не будет. Потому проверьте его состояние

Нарушена изоляция проводки

Если на проводах около датчика нарушилась изоляция, это может привести к короткому замыканию. Результат вполне очевиден, потому проверьте состояние проводки, при необходимости ее замените

В зависимости от типа блока предохранителей, проверьте состояние соответствующего элемента в монтажном блоке. На блоках старого образца это предохранитель F16, а на блоках предохранителей нового образца следует смотреть на предохранитель 5. Если они оплавились, потребуется замена. Но важно также определить причину, по которой сгорел предохранитель

На выход из строя непосредственно самого регулятора заднего хода может свидетельствовать ситуация, когда фонари вовсе не загораются или наоборот, светятся без перерывов. Во втором случае вариант с перегоревшими лампочками исключается сам по себе.

Замена датчика заднего хода — работа не сложная и не затратная с финансовой точки зрения. Сегодня ДЗХ можно приобрести в любом магазине автозапчастей, а его стоимость составляет порядка 100 рублей.

Проверка работоспособности

Итак, не торопитесь тратиться и покупать новый датчик. Сперва убедитесь, что старый действительно не работает.

Проверка выполняется следующим образом:

  • С помощью домкрата поставьте машину на подпорки;
  • Найдите датчик, который располагается на картере коробки передач;
  • Включите заднюю передачу;
  • Между клеммами 1-3 и 2-4 должна присутствовать проводимость;
  • Аналогично проверьте проводимость при нейтральной передаче;
  • Включая коробку в другие положения, проводимости быть не должно;
  • Если же проверка регулятора показывает обратное, придется поменять ДЗХ.

Причины поломки датчика заднего хода на ВАЗ 2109

Расположение ДЗХ

Замена

Инструкция по замене датчика заднего хода не вызовет трудностей у более-менее опытных автовладельцев, но новичкам придется постараться, дабы все сделать грамотно и аккуратно.

Бояться поменять этот датчик своими руками не стоит, поскольку при соблюдении инструкции и мер безопасности, все у вас получится.

  1. Желательно иметь в распоряжении гараж с ямой. Так вам будет наиболее удобно выполнить все операции по замене датчика.
  2. Снимите минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Все работы, связанные с ремонтом авто и особенно его электрической составляющей должны начинаться именно с этого шага.
  3. Слейте масло из коробки передач. Можно и не делать этого, но тогда во время замены датчика масло начнет вытекать. Подставив емкость под отверстие, вы избавите себя от лишней уборки и замасливания собственного гаража.
  4. Снимите защиту с картера, если таковая имеется. Около коробки передач вы найдете искомый датчик.
  5. Отключите колодку датчика от коробки переключения скоростей.
  6. В картере КПП искомый регулятор удерживается при помощи крепежного болта. Открутите прижимной болт головкой или трещоткой на 22.
  7. Вооружившись новым датчиком, вы можете заметить, что он несколько смахивает на классическую свечу зажигания. С одной стороны датчика имеется провод, а с другой — кнопка, замыкающая пару контактов.
  8. Обязательно новые ДЗХ оснащаются уплотнительными кольцами. Перед установкой их обязательно смазывают обычным маслом — машинным, трансмиссионным.
  9. Установите новенький регулятор на место демонтированного устройства, закрепите сначала вручную, а затем затяните крепежный болт.
  10. Далее черед за электрической проводкой. Подключив колодку с проводами, вы обеспечите датчику необходимое питание.
  11. Залейте в коробку переключения передач заранее слитое или новое трансмиссионное масло. Замена датчика заднего хода — это отличный повод поменять смазку в картере коробки. Но решение за вами.
  12. Проверьте уровень масла в КПП, чтобы он соответствовал требованиям.
  13. Верните на место защиту картера, снимите машину с домкрата и подключите минусовую клемму обратно на аккумуляторную батарею.
  14. Садитесь в автомобиль и включайте заднюю передачу.
  15. Если после этого лампочка заднего хода загорелась, все отлично.

Причины поломки датчика заднего хода на ВАЗ 2109

Отключаем и меняем

Не забудьте по завершению работ выполнить полноценную проверку работоспособности автомобиля ВАЗ 2109 с уже новеньким датчиком заднего хода.

Причины поломки датчика заднего хода на ВАЗ 2109

Проверка ремонта

Теоретически после замены датчика все должно заработать, как и прежде. Но не лишним будет в этом удостовериться.

  1. Включите заднюю скорость на КПП.
  2. Поверните ключ зажигания. При этом вовсе не обязательно заводить двигатель. Лампочка и так загорится, если все работает исправно.
  3. Если оба фонаря загорелись, половина дела сделана.
  4. Не лишним будет дополнительно проверить работу датчика на ходу. Для этого понадобится помощник.
  5. Выезжайте из гаража, затем задним ходом двигайтесь обратно. И так повторите несколько раз. Если лампы не моргают, вовремя включаются, у вас все получилось. Примите наши поздравления.

Если вдруг замена датчика не дала никакого результата, настоятельно рекомендуем внимательно изучить возможность возникновения каждой из представленных выше поломок, проверить проводку, лампочки и прочие компоненты. Очевидно, что проблема в одном из них или нескольких сразу.

Читайте также: