Порядок сборки ступицы ваз

Обновлено: 02.07.2024

Одним из важных элементов ходовой части ВАЗ 2106 является ступица. Посредством этой детали обеспечивается возможность вращения колеса. Для этого на ступицу прикручивается колёсный диск, а непосредственно вращение осуществляется благодаря паре ступичных подшипников. Основными функциями, которые возлагаются на ступицу, являются:

  • соединение диска колеса с поворотным кулаком;
  • обеспечение качественной остановки автомобиля, поскольку на ступице закреплён тормозной диск.

Чтобы знать, как проявляются неисправности ступицы, а также как производить ремонт, необходимо ознакомиться с устройством этого элемента. Несмотря на то что деталь рассчитана на выполнение сложных функций, конструктивно она выполнена довольно просто. Основными деталями ступицы являются корпус и подшипники. Корпус детали литой, изготовлен из прочного сплава и прошедший обработку на токарном оборудовании. Из строя ступица выходит довольно редко. Основной неисправностью изделия является выработка в местах установки внешних обойм подшипников.

Ступица ВАЗ 2106

Ступица обеспечивает крепление и вращение переднего колеса

Причины и признаки неисправности

Оригинальные ступичные подшипники на ВАЗ классика могут отходить до 100 тыс. километров, прежде чем потребуют замены. Но существует несколько факторов, которые негативно влияют на него, сокращая срок службы:

  1. Перегрев, связанный с вращением колеса, особенно зимой. Хорошо смазанный подшипник меньше перегревается, кроме того, желательно не увлекаться слишком быстрой ездой.
  2. Состояние дорог. Это основная причина поломок, после которых требуется замена ступичного подшипника переднего колеса. Именно он принимает на себя нагрузку динамичного удара, когда колесо попадает в яму или бьется о выступ на поверхности.
  3. Агрессивная среда. Если защита подшипника нарушена, в него начинает попадать пыль и грязь, а также реагенты, которыми обрабатывают дороги в холодное время года. Это быстро выводит подшипник из строя.

Главным признаком того, что подшипник вышел из строя, является характерный шум при движении, раздающийся из передней ступицы. Существуют и другие признаки, по которым можно определить неисправность:

  • подняв переднее колесо на домкрате, взять его по бокам и аккуратно подвигать вправо-влево, как бы поворачивая колесо, а затем вверх-вниз. Если чувствуется люфт ступичного подшипника с характерным постукиванием – он износился и требует замены;
  • на нейтральной передаче прокрутить колесо, прислушиваясь к работе подшипника, он не должен скрипеть, гудеть или издавать другие посторонние звуки. Учтите, что иногда при прокручивании колеса слышно, как трут колодки, это к нашей проблеме отношения не имеет.

Видео:Замена подшипника передней ступицы ВАЗ 2106

Выявив проблему, необходимо быстро решить ее. Замена подшипника передней ступицы – достаточно кропотливая работа, но при минимальных навыках ее можно сделать самостоятельно, тем более что она не требует специального оборудования. Чтобы выполнить всю работу, потребуется набор ключей, молоток, отвертка с прочной ручкой или зубило, наставки для выбивания обойм – стальные прутки небольшого диаметра.

Подготовка и разборка узла

Передние подшипники качения — роликовые, конусного типа, состоящие из двух частей: внешней и внутренней. Изделия хорошего качества продаются в комплекте с необходимым количеством смазки и двумя зажимными гайками. Гайки различаются своей резьбой, на одной она левосторонняя, на другой — правосторонняя, первая подойдет к оси правой цапфы, вторая — к левой.

Производителю неизвестно, на каком из колес будет производиться замена, поэтому он и комплектует изделие обеими гайками. Дополнительно нужно приобрести сальник, который стоит в задней части ступицы и не позволяет вытекать смазке. Выполнять работу можно на ровной площадке, зафиксировав автомобиль ручным тормозом, чтобы он не откатывался.

Перед тем как поднять машину домкратом, надо вытащить металлический пыльник, закрывающий гайку ступицы и ослабить последнюю ключом на 27 мм. Затем ослабляются колесные болты, авто поддомкрачивается и колесо снимается. Следующий этап — снятие тормозного суппорта, который крепится к цапфе 2 болтами, их нужно выкрутить, снять деталь и отодвинуть в сторону.

Рекомендуется предварительно извлечь из суппорта тормозные колодки, тогда его проще будет ставить обратно.

Теперь можно до конца выкрутить гайку, вытащить шайбу и снять ступицу с оси цапфы руками. После этого нужно со всех деталей удалить старую смазку, она содержит металлическую стружку.

Вернуться к оглавлению

Описание замены ступицы ВАЗ 2106


Замена ступицы ВАЗ 2106 производится достаточно редко, поскольку деталь служит долго, не менее 150 тысяч км. Главная причина, по которой выполняется операция по замене, износ посадочных мест подшипников, в результате чего обоймы последних начинают прокручиваться. Определить неисправность можно только при снятии ступицы и извлечения обойм подшипников. Если они прокручиваются в своих посадочных местах, то после удаления смазки на внутренней поверхности будут видны четкие следы.

Признак износа подшипников ступицы — гул и вибрация со стороны одного из передних колес. Чтобы точно определить происхождение гудящего звука, автомобиль поднимают домкратом и вращают рукой колесо в разные стороны. Если при этом раздается звонкий шум, то требуется замена подшипников. Срок службы этих деталей в среднем составляет 40-50 тысяч км. Разобрать этот узел на автомобиле ВАЗ 2106, извлечь старые детали и поставить новые — задача несложная и доступна каждому автолюбителю.

Диагностика

Нужно отметить, что определить проблему довольно легко. В первую очередь, при езде начинается повышенный вой, исходящий из заднего моста. Если не обращать внимание на этот момент, то через некоторое время может начаться скрежет и треск. При увеличении скорости, звук значительно усиливается.

Появляется достаточно сильный люфт. Выявить его можно задомкратив и покачав колесо. Рекомендуется проверить оба колеса. Ведь определить на слух 1 колесо воет или 2, очень проблематично. В некоторых случаях могут вываливаться шарики из подшипника. Самой серьезной проблемой может оказаться заклинивание колеса. Происходит это при полном разрушении подшипника. Если такое произойдет во время движения, то может произойти ДТП. Следите за состоянием подшипников в полуосях тщательно.


Какие потребуются инструменты

Описание замены ремня грм на автомобиле дэу нексия, с двигателем sons 8 клапанов, с фотографиями и видео
До того чтобы произвести замену подшипника задней ступицы ВАЗ-2108, вам потребуется наличие такого инструмента:

Обязательно приобретите хороший подшипник, желательно также купить гайку. Старую использовать не рекомендуется. Можно приобрести заднюю ступицу ВАЗ-2108 в сборе, это существенно облегчит проведение ремонта, но сильно ударит по кошельку.

Поворотный кулак

Дополнительной функцией поворотного кулака является ограничение поворота колёс, при этом деталь упирается в рычаги специальными выступами.

Поворотный кулак

Посредством поворотного кулака обеспечивается крепление ступицы и шаровых опор

Неисправности

Иногда бывает и такое, что во время ремонта автомобиля на поворотном кулаке обнаруживается маленькая трещина. Некоторые автолюбители советуют устранить проблему при помощи сварки. Однако нужно учесть, что от состояния поворотного кулака напрямую зависит безопасность. Поэтому такие элементы должны не ремонтироваться, а меняться на заведомо исправные либо новые.

Повреждение поворотного кулака

При повреждениях поворотного кулака деталь необходимо заменить

Как увеличить выворот колёс

  1. Автомобиль устанавливаем на яму и демонтируем сошки, установленные с внутренней стороны ступицы.
  2. Поскольку сошки имеют разную длину, более длинную деталь распиливаем пополам, удаляем часть, а затем свариваем обратно.

Рулевые сошки

Чтобы сделать выворот колёс большим, необходимо укоротить рулевую сошку

Когда сошки будут укорочены, устанавливаем их на автомобиль

Нижний рычаг

На нижних рычагах необходимо срезать ограничители

Описанная процедура позволяет увеличить выворот колёс примерно на треть, если сравнивать со стандартным положением.

Итоговый результат

После установки новых сошек выворот колёс увеличивается примерно на треть

Что вам потребуется?

Помимо домкрата и автомобиля вам потребуется следующий набор инструментов:

  • Комплект ключей;
  • Молоток и деревянный брусок;
  • Отвертка с плоским жалом;
  • Зубило;
  • Болгарка.
  • Также понадобится новый подшипник.


Основным назначением ступичных подшипников является обеспечение равномерного вращения колёс. В каждой ступице используется по два роликовых однорядных подшипника.

Таблица: параметры ступичных подшипников ВАЗ 2106

Подшипники ступицы ходят около 40–50 тыс. км. Во время монтажа новых деталей в них закладывается смазка на весь срок службы.

Неисправности

Поломка ступичного подшипника может стать причиной ДТП. Поэтому за их состоянием нужно периодически следить и на появившиеся посторонние звуки и нестандартное поведение машины своевременно реагировать. Если обнаруживается люфт, элементы нуждаются в регулировке либо замене. Основными симптомами, указывающими на проблемы с подшипниками ступицы, являются:

  1. Хруст. Из-за разрушения сепаратора ролики внутри устройства перекатываются неравномерно, что приводит к появлению металлического хруста. Деталь подлежит замене.
  2. Вибрация. При большом износе подшипника вибрации передаются как на кузов, так и на руль. Из-за сильного износа изделие может заклинить.
  3. Увод машины в сторону. Неисправность в чём-то схожа с неправильной регулировкой развала-схождения, что обусловлено подклиниванием подшипника.

Как проверить подшипник

Если есть подозрение, что ступичный подшипник с одной из сторон на вашем авто неисправен, следует выполнить следующие действия для проверки его работоспособности:

  1. Поднимаем колесо передка.
  2. Под нижний рычаг ставим упор, например, пенёк, после чего опускаем домкрат.
  3. Берёмся за колесо двумя руками в верхней и нижней части и пробуем наклонять его к себе и от себя. Если деталь исправна, то стука и люфта быть не должно.

Проверка подшипника

Для проверки подшипника необходимо вывесить и покачать переднее колесо

Как отрегулировать

Если в подшипниках были обнаружены увеличенные зазоры, их требуется отрегулировать. Из инструментов потребуются:

  • домкрат;
  • зубило;
  • динамометрический ключ;
  • головка на 27;
  • молоток.

Последовательность действий по регулировке такова:

  1. Поднимаем передок автомобиля и снимаем колесо.
  2. При помощи молотка и зубила сбиваем декоративный колпачок со ступицы.

Снятие колпачка

Защитный колпак сбиваем отвёрткой или зубилом и снимаем

Ступичную гайку подтягивем с моментом 2 кгс.м

Фиксация гайки

Чтобы застопорить гайку используем зубило и молоток, заминая шейки в прорези на оси

Гайку ступицы во время регулировки подшипника рекомендуется менять на новую, поскольку крепёж может стать на то же место и законтрить его от проворачивания будет невозможно.

Замена подшипника

Во время эксплуатации подшипников изнашивается сепаратор, ролики и сами обоймы, поэтому деталь подлежит только замене. Для этого понадобится такой же перечень инструментов, как и при регулировке зазора в подшипниках, плюс нужно ещё подготовить:

  • ключ на 12 и 27;
  • бородок;
  • головка на 17;
  • вороток;
  • плоская отвёртка;
  • смазка Литол-24.

Работу выполняем следующим образом:

  1. Поднимаем передок автомобиля и снимаем колесо.
  2. Демонтируем тормозные колодки и суппорт. Последний фиксируем в нише колеса, чтобы предотвратить натяжение тормозных шлангов.

Демонтаж суппорта

Снимаем тормозные колодки и суппорт, подвешивая его таким образом, чтобы исключить натяжение тормозных патрубков

Снятие подшипника

Открутив гайку, снимаем шайбу и подшипник ступицы

Демонтаж ступицы

После отворачивания гайки остаётся снять ступицу с автомобиля

Крепление ступицы

Ступица крепится на тормозном диске двумя штифтами, откручиваем их

Разъединение деталей

Отвернув крепление, разъединяем ступицу, тормозной диск и дистанционное кольцо

Демонтаж кольца

Обоймы подшипников выбивают при помощи наставки

Снятие кольца

Вынимаем кольцо из ступицы

Снятие сальника

Отвёрткой поддеваем и достаём сальник

Запрессовка обоймы

В тисах запрессовываем обоймы новых подшипников

Кольца подшипников можно запрессовать при помощи молотка

Набивка смазки

Внутрь ступицы и на сам подшипник наносим смазку

Установка сальника

Сальник запрессовываем молотком через подходящую проставку

Видео: замена подшипника ступицы

Какой выбрать

Продукция этих производителей характеризуется высоким качеством и отвечает самым строгим требованиям.

Подшипник NTN

Одним из зарубежных производителей ступичных подшипников является фирма NTN

Если рассматривать отечественных производителей подшипников, то таковые тоже существуют. Для АвтоВАЗа подшипники поставляют:

Установка и регулировка новых деталей

Внутренности наружного подшипника извлекаются, из открывшегося отверстия удаляется старая смазка. Чтобы достать внутренности второй детали, потребуется вытащить сальник, поддев его монтажной лопаткой или мощной плоской отверткой. Внутреннюю поверхность ступицы вместе с оставшимися в ней обоймами рекомендуется промыть бензином или соляркой. Последовательность дальнейших работ.

Детали ступицы

Схема ступицы:
1. Сепаратор наружного кольца с роликами и внутренним кольцом 2. Наружное кольцо наружного подшипника 3. Ступица 4. Наружное кольцо внутреннего подшипника 5. Сепаратор внутреннего подшипника с роликами и внутренним кольцом 6. Сальник

  1. Новые обоймы покрыть тонким слоем густой смазки, после чего одну из них вложить в отверстие без перекосов. Сверху наставить старую деталь того же размера и легкими ударами молотка плашмя запрессовать обойму в посадочное место. Повторить операцию с другой стороны ступицы.
  2. Тщательно смазав ролики, вложить подшипник в запрессованную обойму. Начинать нужно с внутренней стороны ступицы. Следом установить сальник таким же образом, как описано в п.3. Тщательно смазать и вложить второй подшипник, обе детали обильно покрыть густой смазкой. Вытереть обе рабочие поверхности тормозного диска от смазки и надеть ступицу на ось цапфы. Закрутить гайку крепления, слегка поджать ее ключом.

Дальнейшая сборка осуществляется в обратном порядке, после ее окончания передняя ступица ВАЗ 2106 затягивается гайкой с небольшим усилием. Проверить правильность регулировки можно, подергав подвешенное колесо руками за его верхнюю и нижнюю части.

Выполняя замену подшипников или ступицы целиком, все внутренние поверхности следует заполнить густой смазкой, которая идет в комплекте, она должна быть использована полностью.

Читайте также: